Научная статья на тему 'Инновационная составляющая китайской экономики'

Инновационная составляющая китайской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4836
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА КИТАЯ / INNOVATIONS / CHINESE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Татьяна Васильевна

Статья посвящена вопросам инноваций в экономике КНР. В настоящее время китайские экономисты заняты разработкой технологий для производственного и финансового секторов. Широкое использование инновационных технологий – залог успешного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovation component of the Chinese economy

The article studies the problem of innovations in the Chinese economy. Currently, Chinese economists are developing new technologies for the manufacturing and financial sector. A large scale implementation of innovative technologies ensures the country’s effective development.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая китайской экономики»

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

С 2010 г. Китай — вторая по величине экономика мира (по объему ВВП)1, отличается высокими темпами роста в течение последних 20 лет (на уровне 9-10% в год)2, является крупнейшим мировым экспортером с растущей долей обрабатывающей промышленности в экспорте товаров (в 2007 г. она составляла 93% против 84% в 1995 г. В России, к сожалению, доля обрабатывающей промышленности в экспорте снизилась с 27% в 1995 г. до 17% в 2007 г., а доля энергоносителей соответственно увеличилась с 43% до 64%)3.

Китай не скрывает своих амбиций стать ведущей экономической державой. В условиях глобальной конкуренции поддержание достойного места на мировой экономической арене требует от стран, претендующих на лидирующие позиции, высокой степени инновационного уровня развития; как известно, кто не вкладывает деньги в свои инновации, тот кормит чужие экономики.

Для Китая в последние годы была актуальна догоняющая модель развития с элементами имитаций в производстве товаров. Помимо этого существует риск повышения курса юаня, что может привести к неконку-рентоспособности низкотехнологичного экспорта. Чтобы поддерживать темпы экономического роста на уровне 9% и повышать уровень доходов населения, китайские компании должны разрабатывать, производить и экспортировать самую современную продукцию.

Развитие экономики по пути инноваций требует большого внимания со стороны государства, финансирования НИОРКР, а также стимулирующей законодательной базы.

К основным регулирующим инновационную деятельность КНР законам и актам относятся:

• Закон КНР «О научно-техническом прогрессе»;

• Правила премирования в области естественной науки КНР;

• Правила премирования за изобретения КНР;

• Постановление ЦК КПК «Об ускорении технического прогресса»;

• Закон КНР «О распространении научно-технических знаний»;

• Закон КНР «О стимулировании внедрения научно-технических достижений»;

• Правила государственного премирования в научно-технических областях;

• совместное уведомление Министерства финансов и Главного налогового управления «О финансово-налоговых вопросах, касающихся

стимулирования предприятий к осуществлению научно-технического прогресса»;

• Закон КНР «О стимулировании средних и малых предприятий»;

• «Государственная программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 - 2010 гг.».

Вопросы поощрения развития инновационной деятельности регламентируются и другими нормативно-правовыми актами, например Законом КНР от 16.03.2007 г. «О налоге на прибыль предприятий». Этим законом предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль для компаний, относящихся к категории предприятий новых и высоких технологий. Ее размер - 15%, в то время как стандартная ставка составляет 25%. Для того чтоб быть отнесенной к этой категории, компания должна затрачивать на проведение НИОКР определенную долю всех расходов, иметь в штате не менее 50% работников, занятых в инновационной сфере, а также объем доходов от реализации высокотехнологичных услуг и товаров должен составлять не менее 50% всех доходов предприятия за год. Кроме этого китайское правительство предоставляет налоговые льготы для инвестиций в оборудование для НИОКР.

Важными задачами инновационной политики Китая, согласно плану развития страны, является достижение к 2020 г. доли расходов на исследования и разработки до 2,5% ВВП (в 2011 г. $153,7 млрд, или 1,5% ВВП4), вклада научно-технологической составляющей в росте ВВП в 60% (в 2007 г. доля инновационных товаров в экспорте обрабатывающей промышленности составила 30%5. В российской экономике этот показатель близок к 3% {См.: Переход к новому технологическому укладу мировой экономики // Экономические стратегии (Москва) 31.08.2011. № 7-8}), снижения зависимости от зарубежных технологий до 30%.

Значительную роль в инновационном развитии играет уровень образования населения страны. Вузы и приравненные к ним высшие курсы в Китае окончили 7% населения (это порядка 100 млн человек. В России, по данным Росстата, по результатам переписи 2010 г., доля населения с высшим образованием составляла около 20%, или 27,5 млн чел.). К 2020 г. в рамках «Проекта реформы образования Китая в среднесрочной и долгосрочной перспективе» число китайских граждан с высшим образованием должно достичь 200 млн человек6.

Китайцы также получают высшее образование за рубежом, осваивая иностранные языки. С 1978 по 2009 г. на учебу за границу выехали 1,62 млн человек, вернулись в КНР почти полмиллиона. Для поддержки вернувшихся с 2011 г. действует программа «Тысяча молодых», которая предусматривает финансирование научно-исследовательской деятельности в размере 500 тыс. юаней (более $77 тыс.) на человека. Данная про-

грамма должна охватить около 2000 китайцев, получивших образование за рубежом, в течение 5 лет7.

Ключевое значение в модернизации экономики играет переход от имитационного типа развития к инновационному.

Китай активно работает над освоением новых технологий для производства массовой продукции, что обусловлено желанием изменить структуру и характер производства в экономике страны. Несмотря на положительное сальдо внешней торговли (в 2011 г. $155 млрд8) и растущие объемы экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, доля добавленной стоимости, произведенной местными предприятиями, незначительна (10-30%).

В рамках курса на развитие собственных технологий власти Китая все более жестко заставляют зарубежные корпорации делиться своими технологиями (в частности, в производстве воздушного транспорта, полупроводников, ядерных реакторов, авиационной электроники, спутников, электромобилей, в энергетической и экологической отраслях, исследовании белков) с китайскими государственными компаниями9.

Иностранные компании, ведущие бизнес в Китае, при производстве продукции также должны использовать определенную долю местных комплектующих. Таким образом, меняется деловой климат внутри страны: преференции, предоставляемые зарубежным компаниям для размещения своего производства в Китае, сокращаются с целью развития собственных предприятий с более высокой степенью технологичности.

Были попытки кардинально перейти к инновациям; например в конце 2009 г. Министерство науки и технологий КНР ввело правило для государственных закупок: приобретать только товары, созданные на основе китайских технологий. Оно было призвано увеличить число исследовательских центров в стране. Данная мера вызвала протест со стороны зарубежных государств и транснациональных компаний, в связи с чем от нее было решено временно отказаться.

В то же время крупные корпорации сами заинтересованы в создании инновационных и исследовательских центров в Китае, так как они не только получают доступ к дешевой рабочей силе местных инженеров и разработчиков, но имеют возможность производить товары, востребованные только этой страной. Показательным примером служат корпоративные центры НИОКР компании General Electric, открытые в Китае. При этом, учитывая избыток рабочих рук (в данном случае дефицитный на Западе, но многочисленный в КНР средний и младший медицинский персонал), компания, проанализировав местные условия, вышла на рынок с принципиально новой установкой магнитно-резонансной томографии для сельских больниц — менее автоматизированной. Новый продукт, существенно более дешевый, чем западные аналоги, тут же нашел рынки сбыта в развивающихся странах10. По мнению менеджмента General Electric, до появле-

ния центра НИОКР в Китае работникам основного подразделения в США мысль о том, что следует работать над таким аппаратом и его выпуск будет экономически оправданным, просто не приходила11.

В системе перехода от догоняющего типа развития к инновационному непосредственные участники процесса сталкиваются с различными проблемами. Одна из них — производство и сбыт сопутствующих товаров (разработанных резидентами) для уже существующих основных товаров иностранного производства (например, аккумуляторы, зарядные устройства, дополнительные камеры и динамики для сотовых телефонов, интернет-планшетов и др.).

У китайских инноваторов в этом случае есть три основных варианта реализации своей продукции:

1. Отчислять все лицензионные сборы компании, производящей основной товар, и продавать свой продукт по цене, их включающей (сумма лицензионного сбора иногда достигает 50% цены товара). Преимущества этого метода заключаются в стабильном рынке сбыта сопутствующих товаров для основной продукции, в отсутствии претензий лицензирующей организации. Основной недостаток: за счет необходимых лицензионных платежей себестоимость, а следовательно, цена товара растут, что ограничивает возможность его реализации для более широкой категории потребителей. Но данный вариант удобен, если основная продукция лицензирующего предприятия пользуется большим спросом, а дополнительное китайское устройство существенно улучшает его качественные характеристики. Такую схему использует, в частности, компания №тейа, производящая переходники для продукции Арр1е12.

2. Отказаться от лицензионного соглашения и реализовывать свои товары самостоятельно. «Плюсы» этого варианта заключаются в возможности предложить товар по более низкой цене, то есть спрос на него может быть увеличен, «минусы» — в возможных спорах (в том числе судебных) с компанией-правообладателем на производство основного товара, снижении рейтинга доверия других партнеров. Для ведения бизнеса по данному сценарию важно, чтобы на продукт спрос оставался высоким, а также чтобы для заказчиков, посредников и покупателей фактор цены был более значимым, нежели бренд продукта. Например, в Шэньчжэне на китайском предприятии были созданы первые биозарядные устройства, сделанные из биоматериалов и не потребляющие лишней энергии, в комплект с которыми входят разъемы для различных телефонов. Ранее компания-производитель действовала по лицензии Арр1е, позже отказалась от нее, поскольку заказчиков и потребителей (в том числе в Европе) больше волнует вопрос, хорошо ли работает аппарат, нежели по какой лицензии он произведен13.

3. Объединить первые два варианта, то есть компания-создатель предлагает покупателю выбрать схему покупки: либо лицензионный товар

по высокой цене, либо нелицензионные по более низкой. Так продает динамики, например, компания 3SUN14.

Столкновение с этими проблемами привело к тому, что местные производители все более активно подают документы на патенты и изобретения. Так, в 2010 г. Китай занял 3-е место в мире (после США и Японии) по количеству международных патентов.

Политика развития технологичного производства в КНР, как отмечено выше, многогранна. Весомая поддержка оказывается национальным производителям: власти провинций, автономных районов и муниципалитетов часто помогают китайским предпринимателям приобретать земли по ценам ниже рыночных, а в некоторых случаях и безвозмездно. На Западе субсидии тоже не редкость, но в Китае у них местный колорит: фирмам предоставляют земельные участки, площадь которых больше, чем нужно для строительства завода. На излишках земли компании строят многоквартирные дома. Прибыль, которую дает возведение жилых домов, покрывает издержки на НИОКР и строительство нового завода. Государственные банки выдают этим компаниям займы под проценты ниже рыночных, иногда проценты компаниям возмещает местная власть15.

Как известно, планом на 12-ю пятилетку предусмотрено снижение темпов роста ВВП с целью улучшения качества жизни населения. Но существуют и исключения из заданного курса. В провинциях планируется удвоить ВВП в 12-й пятилетке. Особенно это типично для районов развития новых технологий («силиконовых долин Китая»); например, в зоне Биньхай, в окрестностях Тяньцзиня, темпы роста составляют 17% (развитие новых отраслей экономики), в Шэньчжэне — 10%, что также связано с высокой долей новых отраслей, доля которых составляет 40%16.

Шэньчжэнь прославился тем, что на протяжении более 30 лет играет роль первопроходца, экспериментальной площадки на ключевых направлениях политики реформ и внешнеэкономической открытости Китая. В январе 2004 г. партком и правительство Шэньчжэня приняли решение о совершенствовании системы новаторства и стимулирования устойчивого быстрого развития новых и высоких технологий. А в самом начале 2006 г. было обнародовано решение о реализации стратегии самостоятельного новаторства и строительстве города инновационного типа общегосударственного уровня.

Смена ориентиров деятельности нашла отражение в лозунге, задавшем общий вектор развития: «От собрано в Шэньчжэне к произведено в Шэньчжэне, от произведено в Шэньчжэне к создано в Шэньчжэне». Уже в 2005 г. доля затрат на НИОКР в Шэньчжэне была втрое выше, чем в целом по Китаю. По заявкам на патенты город вышел на 3-е место в стране, а по заявкам на изобретения — на первое. Приоритетными инновационными отраслями стали производство средств связи, цифровая аудио- и

видеоаппаратура, аккумуляторы и батареи нового поколения, биомедицина и медицинские инструменты, программное обеспечение, интегральные схемы. В 2004 г. Шэньчжэнь произвел около 49 млн мобильных телефонов, 18,5 млн телевизоров и 7,35 млн персональных компьютеров. Доля фактора НТП в экономическом росте Шэньчжэня к 2016 г. должна составить 60%. Новейшие отрасли, связанные с низкоуглеродной энергетикой, биотехнологиями, Интернетом, должны дать 20% ВРП, сфера услуг — 60% ВРП17.

В странах, лидирующих в области инноваций и высоких технологий, государством внесен решающий вклад в формирование национальных сетей бизнес-инкубаторов и технопарков, оказано административное содействие и предоставлены необходимые финансовые ресурсы и объекты недвижимости. В Китае, благодаря усилиям государства, мощная индустрия технологических бизнес-инкубаторов (TBBIs) за последнее десятилетие была создана практически с нуля. В 2005 г. в КНР насчитывалось 534 таких организации (для сравнения: в 1998 г. только 77), услугами которых пользовалось почти 40 тыс. инновационных предприятий18. Большая часть TBBIs имеет статус государственных институтов и финансируется из бюджета19.

Все методы, применяемые КНР по повышению инновационной составляющей экономики, уже дают плоды. К ним относятся выход китайских космонавтов в открытый космос в 2008 г. и строительство атомных электростанций. В 2010 г. в Китае разработан и создан электровоз марки CRH380AL, который на участке Цзаочжуан-Бэнпу на скоростной железной дороге Пекин-Шанхай продемонстрировал рекордную скорость 486,1 км/ч.

В области ракетно-космической техники ведутся работы по созданию ракет-носителей нового поколения, с помощью которых в течение последующих 20-30 лет Китай будет выводить полезные нагрузки массой 0,5-25 т (сейчас — 9 т) на низкие околоземные орбиты и 4-15 т (сейчас — 5 т) — на геостационарные орбиты. Успешно ведутся работы по формированию на околоземной орбите национальной спутниковой навигационной системы «Бэйдоу-2», аналогичной американской NA VSTAR GPS, европейской «Галилео» и российской ГЛОНАСС, исследованию поверхности Луны. Ведется работа по созданию на околоземной орбите первой национальной космической станции20. Китай занимает лидирующие позиции по производству солнечных панелей, большинство которых предназначено для экс-порта21, а китайская компания Lenovo в III кв. 2012 г. стала крупнейшим в мире производителем персональных компьютеров, опередив американскую HP22.

Использование высоких технологий охватывает и биологическую сферу. Так, в КНР большую роль играет производство высокопродуктивных и генетически устойчивых к болезням пород домашней птицы и всех видов скота. Это позволило Китаю стать крупнейшим мировым производителем свинины и мяса домашней птицы. Исследования в биотехнологии

позволили создать генетически модифицированных коров, овец и свиней с пониженным содержанием жира и повышенным — постного мяса. Кроме того, в КНР создано более 400 научных генетических центров по размножению диких животных23.

Стратегическим направлением развития высоких технологий является сфера энергоресурсов. КНР — один из крупнейших импортеров энергоресурсов в мире. Проблема обеспечения электроэнергией всех субъектов экономики в достаточном объеме может быть решена путем внедрения энергосберегающих технологий.

В финансовом секторе Китай также работает над внедрением новых технологий. В октябре 2009 г. была создана фондовая площадка ChiNext. Она появилась на основе Шэньчжэньской фондовой биржи. ChiNext специализируется на акциях компаний, работающих в инновационных направлениях, и является китайским вариантом NASDAQ24.

Таким образом, проблема повышения уровня инновационности продуктов местного производства остро стоит перед Пекином. Для ее решения правительство КНР постоянно и значительно увеличивает расходы на НИОКР, повышает уровень научно-технического развития населения, в том числе в рамках реализации программы «Тысяча молодых», повышает требования к зарубежным компаниям, осуществляющим научные исследования и производящим свои товары на территории Китая, предоставляет льготные условия для предприятий-резидентов.

Фактор новизны и скорости играет решающую роль в выживаемости и востребованности продукции компании, простое сокращение издержек в современном мире уже не всегда приносит конкурентные преимущества. Благодаря принятому курсу неуклонно увеличивается число международных патентов, растет доля производства собственных высокотехнологичных продуктов, осуществляются самые амбициозные проекты. Китаю удалось создать национальную научно-техническую и конструкторскую базу, позволившую произвести конкурентоспособные образцы авиационной и ракетно-космической техники и встать в один ряд с такими странами, как США, Россия и Франция.

Инновационная политика, проводимая Китаем в реальном секторе экономики, в области финансов, является одним из факторов его экономического и социального прогресса.

Сегодня Китай еще не стал высокотехнологичной и инновационной страной, но с каждым днем делает шаги по достижению успеха в этом ключевом для экономики страны направлении.

Примечания

1 Всемирный банк: Китай. http://www.worldbank.org/en/country/china/data

Vsemirnyj bank: Kitaj. http://www.worldbank.org/en/country/china/data

2 Всемирный банк. Обзор: Китай. http://www.worldbank.org/en/country/china/overview Vsemirnyj bank. Obzor: Kitaj. http://www.worldbank.org/en/country/china/overview

3 Голиченко О., Цэми Ран. Модели развития, основанного на диффузии технологий // Вопросы экономики. 2012. 30.04. № 4.

Golichenko O., Cjemi Ran. Modeli razvitija, osnovannogo na diffuzii tehnologij // Voprosy jekonomiki. 2012. 30.04. № 4.

4 Петлевой В., Резникова А. Инновации впустую // РБК-daily. 2012. № 23.

Petlevoj V., Reznikova A. Innovacii vpustuju // RBK-daily. 2012. № 23.

5 См. там же.

Ibidem.

6 http://russian.cctv.com/program/news_ru/20100301/103000.shtml

7 Сергеева А.А. Поиски эффективного использования диаспоры // Азия и Африка сегодня. 2011, № 9.

Sergeeva A.A. Poiski jeffektivnogo ispol’zovanija diaspory // Azija i Afrika segodnja. 2011,

№ 9.

8 http://comtrade.un.org/db/ce/ceSnapshot.aspx?px=HS&cc=TOTAL&r=156&p=0&rg=1& y=2011,2010,2009,2008,2007&so=8

9 Томас Х. Пекин готовится к прыжку // Harvard Business Review. 2011. № 3.

Tomas H. Pekin gotovitsja k pryzhku // Harvard Business Review. 2011. № 3.

10 Инновационная политика: БРИКС, ЮАР и Россия / Грищенко В.С., Синещекова Д.А., Филиппова А.Д., Фитуни Л.Л., Чмелева Е.С. // Азия и Африка сегодня. 2011. № 10.

Innovatsionnaya politika: BRIKS, UAR I Rossiya / Grishenko V.S., Sineshokova D.A., Fillipova A.D., Fituni L.L., Chmeleva E.S. // Azija i Afrika segodnja. 2011. № 10.

11 Ларин А.Г. Китайская модернизация: некоторые подсказки для России // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 4.

LarinA.G. Kitajskaja modernizacija: nekotorye podskazki dlja Rossii // Problemy Dal’nego Vostoka. 2011. № 4.

12 Завадский М. Гигант микроинноваций // Эксперт. 2010. 27.09. № 38 (722).

ZavadskijM. Gigant mikroinnovacij // Jekspert. 2010. 27.09. № 38 (722).

13 См. там же.

Ibidem.

14 См. там же.

Ibidem.

15 См. там же.

Ibidem.

16 Баженова Е.С. Китай на пороге 12-й пятилетки // Азия и Африка сегодня. 2011. № 7. Bazhenova E.S. Kitaj na poroge 12-j pjatiletki // Azija i Afrika segodnja. 2011. № 7.

17 Портяков В.Я. Шэньчжэнь: История успеха // Проблемы Дальнего Востока. 2011.

№ 6.

Portjakov VJa. Shjen’chzhjen’: Istorija uspeha // Problemy Dal’nego Vostoka. 2011. № 6.

18 OECD Reviews of Innovation Policy: China. OECD, 2008. С. 230.

19 Ерошкин А.М. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 10.

Eroshkin A.M. Mehanizmy gosudarstvennoj podderzhki innovacij: zarubezhnyj opyt // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2011. № 10.

20 См. там же. Ibidem.

21 Завадский М. В яблочко // Эксперт. 2010. 25.10. К 42 (726).

Zavadskij M. V jablochko // Jekspert. 2010. 25.10. К 42 (726).

22 http://www.gartner.com/it/page.jsp?id=2194017

23 Кранина Е.И. Развитие животноводства Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2011.

31.12. К 6.

Kranina E.I. Razvitie zhivotnovodstva Kitaja // Problemy Dal’nego Vostoka. 2011. 31.12.

К 6.

24 Белова А.С. КНР: Неистребимый «черный» рынок акций // Азия и Африка сегодня. 31.12.2010. К 12.

Belova A.S. KNR: Neistrebimyj «chernyj» rynok akcij // Azija i Afrika segodnja. 2010.

31.12. К 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.