Научная статья на тему 'Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран на примере Танзании'

Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран на примере Танзании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7891
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL SECURITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ / SOCIO-ECONOMIC BACKWARDNESS / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT ENVIRONMENT / РАЗВИТИЕ / ТАНЗАНИЯ / TANZANIA / INDUSTRY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Ирина Александровна, Монге Э.

Социально-экономическая отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном или региональном, но и на глобальном уровне. Отсталый Юг является составной частью мирового хозяйства. Его экономические, политические и социальные проблемы уже оказывают и будут в будущем оказывать влияние на состояние международной безопасности. В статье проанализирована динамика, география и структура притока иностранных инвестиций в африканские страны на примере Танзании. Обосновывается вывод о необходимости привлечения прямых иностранных инвестиций для развития и модернизации экономики африканских государств и их интеграции в мировое хозяйство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of overcoming the socio-economic backwardness of the developing countries (case of Tanzania)

Socio-economic backwardness of the developing countries is potentially dangerous not only on a local or regional, but also at the global level. South is part of the world economy. Its economic, political and social problems already have and will in the future affect the state of international security. The article analyzes the dynamics, geography and structure of foreign investment in African countries by the example of Tanzania. The conclusion about the need to attract foreign direct investment for the development and modernization of African economies and their integration into the world economy.

Текст научной работы на тему «Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран на примере Танзании»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН (на примере Танзании)

И.А. Родионова, Э. Монге

Кафедра региональной экономики и географии

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Социально-экономическая отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном или региональном, но и на глобальном уровне. Отсталый Юг является составной частью мирового хозяйства. Его экономические, политические и социальные проблемы уже оказывают и будут в будущем оказывать влияние на состояние международной безопасности. В статье проанализирована динамика, география и структура притока иностранных инвестиций в африканские страны на примере Танзании. Обосновывается вывод о необходимости привлечения прямых иностранных инвестиций для развития и модернизации экономики африканских государств и их интеграции в мировое хозяйство.

Ключевые слова: международная безопасность, социально-экономическая отсталость, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, развитие, Танзания.

Проблему Север — Юг (в том числе в контексте изучения проблемы преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран) правомерно рассматривать как одну из глобальных проблем современности, которая имеет взаимосвязи со многими другими глобальными проблемами человечества: демографической, экологической, продовольственной, энергетической, ресурсной и, самое главное, с проблемой войны и мира. Иными словами, прослеживается прямая связь между отсталостью развивающихся стран и вопросами международной безопасности. Конкретными подтверждениями тому могут служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, распространение в мире разного рода инфекционных заболеваний, очаги напряженности во многих регионах развивающегося мира и т.д.

Для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют расширения дос-

тупа своих товаров на рынки развитых стран, списания долгов, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи и иностранных инвестиций) и др.

Глобализация породила споры о тенденциях в мировом распределении доходов, о том, ведет ли интеграция развивающихся стран в глобальные рынки к сближению или расхождению в доходах между богатыми и бедными странами. При этом в современных исследованиях подчеркивается, что разные темпы глобализации даже углубляют разрыв между странами. К тому же многие из наименее развитых стран могут быть вообще не вовлечены в этот процесс в силу своей отсталости. Отставание беднейших стран от богатых еще больше увеличилось за последние годы. Так, например, в 1990 г. средний американец был в 35 раз богаче среднего танзанийца, в настоящее время — в 90 раз (соответственно 52 340 и 570 долл. в 2012 г. по показателю валового национального дохода (ВНД) на душу населения). Однако показатель ВНД в расчете на душу населения по паритету покупательной способности валют в США и Танзании различается в меньшей степени (но огромный тридцатипятикратный разрыв по-прежнему сохраняется): 52 610 и 1560 долл. в 2012 г. соответственно [1]. Валовой национальный доход является одним из ключевых показателей экономического развития. Он представляет совокупную ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства.

По состоянию на 1 июля 2013 г. устанавливаемые Всемирным банком категории доходов по уровню ВНД на душу населения в мире выглядят следующим образом: 1) страны с низким уровнем доходов: 1035 долл. США и ниже; 2) страны с доходами ниже среднего уровня: 1036—4085 долл. США; 3) страны с доходами выше среднего уровня: 4086—12 615 долл. США; 4) страны с высоким уровнем доходов: 12 616 долл. США и выше [2]. Несложно подсчитать во сколько раз отличаются средние доходы в группе стран с низким доходом от уровня средних доходов в высокоразвитых странах с высокими доходами населения.

В условиях глобализации развивающимся государствам становится все сложнее регулировать национальную экономику. Эта ситуация нашла отражение в широко известных концепциях «расколотой цивилизации», «столкновения цивилизаций», противоречий «центр — периферия». При этом все чаще ученые приходят к выводу об одновременном действии двух тенденций — интеграции и универсализации мира (чему способствует развитие процесса глобализации), с одной стороны, и обособлении его отдельных частей — с другой. Тем не менее значение развивающихся стран в мировой экономике постоянно растет: их количество выросло до 34%. Бесспорно, что самая большая доля — это доля Китая, относимого ныне к группе развивающихся стран. Но тем не менее даже беднейшие государства Африки показывают в последние годы значительные темпы роста экономики. Так, например, при темпах роста мировой экономики в 2% темпы роста экономик стран, расположенных к югу от Сахары (без учета ЮАР), превышали 4,5% в период 2000—2012 гг. [3]. Некоторые из них становятся более интегрированными в мировую экономику, в первую очередь за счет поступающих в эти страны иностранных инвестиций.

Какие бы теории мы ни рассматривали, важно следующее: отсталый Юг (прежде всего это касается стран африканского региона) является составной частью мировой экономики и политики, и, значит, все проблемы развивающегося мира — экономические, политические и социальные неизбежно будут влиять на международную безопасность. При этом важно понять, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения структурных сдвигов в экономике, отраслевой диверсификации хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции изменить положение этих стран в международном разделении труда невозможно.

Поэтому актуальными являются вопросы об особенностях и тенденциях развития африканских стран. Проблемы стран данного региона изучаются в Центре африканских исследований Института всеобщей истории, в Институте востоковедения, Институте мировой экономики и международных отношений и других научных и учебных заведениях. Крупнейшим центром африканистики в мире является Институт Африки РАН. Особенно ценными, на наш взгляд, являются публикации исследователей-африканистов: И.О. Абрамовой, B.C. Баскина, A.M. Васильева, А.Б. Давидсона, Т.Л. Дейч, Т.С. Денисова, О.В. Иванченко, В.В. Лопатова, Л.П. Калининой, А.П. Ковальчук, И.Б. Маценко, А.Ч. Мокрецкого, Ю.М. Осипова, Г.Е. Рощина, И.В. Следзевского, Р.И. Томберга, В.Н. Федотова, Л.Л. Фитуни и др.

В контексте изучения вопросов международной безопасности и проблемы преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран исследователи отмечают возрастающую роль стран Африки в плане демографических процессов в мире [4]. Рассматриваются проблемы глобализации, модернизации, афроазиатизации мира в свете отражения процессов экономических, политических, социально-культурных трансформаций в странах Африки, формирования «новой африканской идентичности» современных африканцев. Рассматриваются вопросы о формировании национального самосознания в его соотношении с этническим самосознанием [5]. Подчеркивается, что все более заметным в глобальном масштабе становится влияние стран африканского континента в области политики, экономики, культуры, спорта. Рассматриваются вопросы занятости и безработицы, голода и недоедания в Африке, так как острота и нерешенность вышеназванных проблем является главным препятствием на пути социально-экономического прогресса африканских стран и потенциальным источником социальной напряженности в мире [6; 7]. Характеризуется воздействие мирового финансово-экономического кризиса на экономику стран Африки и рассматриваются вопросы официальной помощи развитию этих государств [8]. Анализируется место и роль Африки в современных международных экономических отношениях. Даются прогнозы относительно будущего стран континента в посткризисной мировой экономике. Подчеркивается, что традиционно подчиненное и зависимое положение африканских стран в мировой экономике предопределило степень их уязвимости от воздействия внешних сил, которое сформировалось через негативное влияние мировых финансовых рынков, международную торговлю, ослабшую инвестиционную активность, снизившиеся трансферты [9; 10]. Рассматриваются проблемы экономических связей и развития внешней торговли стран Африки [11; 12].

И, безусловно, во многих исследованиях обосновывается вывод о необходимости привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как одного из важнейших факторов развития и модернизации экономики африканских государств и их интеграции в мировое хозяйство [13; 14]. Подчеркивается, что, уже начиная с середины 1990-х гг., одним из важнейших принципов экономической политики руководства многих африканских стран (и, в частности, Танзании) является привлечение иностранных капиталовложений и всемерное поощрение деятельности зарубежных инвесторов [15]. В этой связи изучается возрастающий интерес Китая к странам региона, богатым сырьевыми ресурсами [16—20 и др.].

Целью данного исследования является отражение одного из аспектов преодоления социально-экономической отсталости одной из африканских стран — анализ динамики и структуры иностранных инвестиций в Танзанию за период с 2008 г., приток которых способствует экономическому развитию страны.

Зарубежные инвестиции в Танзанию

Танзания — одна из беднейших стран мира. Численность населения страны около 48 млн чел. (2013 г.) с темпами роста населения 2,8%. Возрастная структура населения свойственна всем развивающимся странам. Доля лиц в возрасте до 15 лет составляет 44,8%; от 15 до 24 лет — 19,4% (суммарно доля молодежи превышает 64% населения страны); доля лиц в возрасте 24—54 года — 29%, а лиц в возрасте старше 55 лет — 6,4%. Средний возраст жителей Танзании составляет 17,3 года. Экономически активное население — 50%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни на 2013 г. — 60 лет (женщины живут на 4 года дольше мужчин). Коэффициент рождаемости составляет 37 на 1000 человек, коэффициент смертности — 8,4 на 1000 человек. Фертильность — свыше 4,1 рождений на 1 женщину. За чертой бедности проживает более трети населения страны (30% национального богатства находятся в руках 10% наиболее богатых жителей). Коэффициент урбанизации — 26,4%, причем темпы роста городского населения очень высокие (около 5% в год). Низкий уровень здравоохранения характеризуют следующие данные: уровень младенческой смертности — 45 на 1000 рождений. На каждую тысячу жителей в стране приходится 0,7 койко-места в больницах. Чистой питьевой водой обеспечены 79% горожан и только 44% сельских жителей Танзании [21].

Страна аграрная. Экономика в значительной степени зависит от сельского хозяйства (27,7% ВВП, 2013 г.). В этой сфере занято около 80% трудоспособного населения, а работать начинают с детских лет. Выращивают кофе, сизаль, чай, хлопок, орехи кешью, табак, гвоздику, кукурузу, зерновые, тапиоку, бананы, фрукты, овощи. Разводится рогатый скот, овцы, козы. Но быстрыми темпами в последние годы растет сектор услуг — 47% ВВП, 2013 г. Как ожидается, эти два сектора останутся главными в экономике страны. На промышленный сектор, в котором доминируют добывающая промышленность и строительство, приходится 23% [22].

Рассмотрим политику международных акторов в решении проблемы отсталости развивающихся стран на примере анализа потоков прямых иностранных

инвестиций в Танзанию. В последние годы наблюдается резкий рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), и большинство инвестиций идет в горнодобывающий сектор.

Танзания входит в число 20 самых быстрорастущих экономик в мире. Страна демонстрирует темпы роста ВВП на уровне около 7% за последние 5 лет, и, по прогнозам МВФ и Всемирного банка, этот быстрый рост продолжится в течение следующего десятилетия [23]. За последние два десятилетия страна перешла от централизованно планируемой экономики к системе экономики с рыночной ориентацией благодаря успешной реализации свободного рынка и ориентированных на развитие экономики реформ. Правительство поощряет рост частного сектора, способствуя развитию рыночных отношений и уменьшению вмешательства государства в коммерческую деятельность. В целом, реформы привели к положительным тенденциям роста и впечатляющим изменениям макроэкономических показателей: уровень инфляции упал с 27,4% в 1995 г. до 9% в 2012 г. [24]. Открытие большого количества месторождений природного газа на восточном побережье и тот интерес, который инвесторы продемонстрировали к этой области, явился важным фактором быстрого развития экономики. Запасы природного газа в стране оцениваются в 6,5 млрд м3 (2013 г.), а добыча природного газа составила 860 млн м3 [21].

Танзания является страной привлекательной для иностранных инвестиций благодаря политической стабильности, благоприятному инвестиционному законодательству, хотя имеется ряд проблем, мешающих осуществлению инвестиционной деятельности. При этом большинство инвестиций идет в горнодобывающий сектор (согласно данным Центрального банка Танзании). Недавние реформы в стране предназначены для улучшения инфраструктуры и развития частного сектора через государственно-частное партнерство. Страна имеет значительные перспективы для привлечения инвестиций в ряд областей экономики, включая сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, транспорт, туризм, образование, здравоохранение и инфраструктуру. Правительство старается обеспечить улучшение инвестиционного климата для иностранцев, а также местных инвестиций. В 2010 г., например, правительство приняло Дорожную карту, в которой министерства, департаменты и агентства обязались в сотрудничестве с частным сектором содействовать устранению препятствий, связанных с затратами на ведение бизнеса [25; 26].

Анализ данных показал, что приток частного капитала в Танзанию сократился до 1,02 млрд долл. США в 2009 г., но затем вырос до 1,81 млрд долл. в 2010 г. Снижение в 2009 г. связано с неблагоприятными последствиями мирового финансового кризиса, что ослабило финансовое положение ТНК, понижая их способность к расширению инвестиций в глобальном масштабе. Несмотря на циклический характер потоков инвестиций, запас иностранного частного капитала увеличивался в стране последовательно в течение рассматриваемого периода. ПИИ и другие инвестиции, согласно прогнозам, будут расти и в дальнейшем (табл. 1).

Таблица 1

Структура иностранных инвестиций в Танзанию, 2008—2011 гг. (млн долл. США)

Тип инвестиций Приток капитала Накопленные инвестиции

2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011

Потоки капитала и запасы 1 555,5 1 023,4 1 812,5 1 330,0 7 751,0 8 566,0 9 278,1 10 393,2

Прямые иностранные инвестиции 1 378,7 939,9 1 813,3 1 229,4 6 941,5 8 066,3 8 762,2 9 278,1

Портфельные инвестиции 0,2 0,4 -0,1 0,7 11,0 12,5 12,7 17,6

Прочие 172,0 70,4 -0,7 99,9 798,5 487,2 503,1 1 097,5

Источник: [25].

Анализ данных показывает, что в Танзании произошло значительное увеличение накопленных иностранных частных инвестиций за период 2008—2012 гг. Общие запасы иностранных инвестиций увеличились до 10 393,2 млн долл. на конец 2011 г. Причем продолжали доминировать прямые иностранные инвестиции, на долю которых приходилось около 90% от общего объема накопленных иностранных инвестиций. Доля портфельных инвестиций была небольшой, что свидетельствует о низком уровне развития рынка капитала в стране. Как было отмечено, инвестиционные потоки сократились в 2009 г., но к 2010 г. вновь увеличился приток инвестиций в электроэнергетику и газовую промышленность.

В период с 2008 г. на ЮАР, Великобританию и Канаду приходилось в среднем свыше 70% от общего объема притока ПИИ в Танзанию. Причем приток из ЮАР составил в среднем третью часть от общего притока ПИИ [25]. Большая часть ПИИ из этих стран направляется в промышленность, в финансовую и страховую сферы. В целом наибольшая доля притока ПИИ в страну приходится на страны ОЭСР — 56%. При этом суммарная доля Канады и Великобритании — свыше 74% от общего объема поступлений из стран ОЭСР. Из африканских стран наиболее значительны инвестиции из ЮАР (с 2008 г. это один из крупнейших инвесторов в Танзанию), Маврикия и Кении (табл. 2).

Таблица 2

Приток прямых иностранных инвестиций в Танзанию (млн долл. США)

Страна, группа стран 2008 2009 2010 2011

ОЭСР, в т.ч. 591,5 398,8 875,9 1 136,3

Канада 199,7 269,3 342,6 392,2

Великобритания 241,3 45,9 282,1 451,8

Швейцария 16,3 11,1 10,5 153,4

Нидерланды 24,3 22,1 110,0 14,5

Норвегия 41,3 -0,5 21,2 66,3

Дания 10,4 9,3 49,3 7,6

Франция 6,2 2,6 2,4 13,7

Другие страны:

ЮАР 526,5 357,0 347,3 443,5

Маврикий 50,1 40,7 89,3 291,1

Кения 18,9 30,7 91,3 97,8

Ботсвана 25,6 2,1 7,0 16,4

Всего: 1 378,7 939,9 1 813,3 1 229,4

Источник: [25].

Важно обратить внимание на интерес Китая к странам Африки, который объясняется растущим политическим весом африканского региона на мировой арене. Отношения с Африкой — часть пекинской стратегии создания нового мирового порядка. Танзания рассчитывает, что в целом прямые иностранные инвестиции (13 млрд долл., 2012 г.). будут расти. При этом Китай, который еще в 2011 г. не был даже в числе десяти основных инвесторов в Танзанию, в 2012 г. уже вложил 1,4 млрд долл., опередив объем инвестиций из США (950 млн долл.). Но крупнейшими инвесторами остаются по-прежнему Великобритании, ЮАР и Канада [25; 26].

Китай помогает Танзании осуществлять крупные инфраструктурные проекты (по материалам China Daily). В рамках своего визита в Танзанию в 2013 г. новый председатель КНР подписал ряд соглашений о сотрудничестве — проект создания нового порта. Порт, расположенный к северу от Дар-Эс-Салама, крупнейшего города Танзании, будет соединен с особой промышленной зоной. Этот порт, как ожидается, станет важным торговым узлом, связывающим страны Азии и Восточной Африки. Когда в Танзании были открыты месторождения природного газа, Китай выделил средства на строительство трубопровода от месторождений на юге к морскому порту в Дар-Эс-Саламе.

Танзания в 2010 г. внесла изменения в свое горное законодательство, открывшее иностранным инвесторам доступ к добыче ресурсов на основных месторождениях страны. По оценкам NDC, резервы Лиганги содержат от 200 млн т до 1,2 млрд т железной руды, из которых наличие 45 млн т уже проверено при бурении. Совместный инвестиционный проект включает строительство в районе Мчучума угольной шахты и 600-мегаваттной тепловой электростанции, а также возведение железорудного карьера на месторождении Лиганга в южной части Танзании. Стороны договорились о создании совместного предприятия Tanzania China International Mineral Resources Limited (TCMR). Сичуань Хонгда получит 80% акций этого СП, тогда как оставшиеся 20% отойдут во владение NDC. Правительство Танзании по условиям сделки получит возможность увеличить свою долю в СП до 49% после того, как китайская компания возвратит вложенные ею инвестиции [22].

С середины 1990-х годов одним из важнейших принципов экономической политики танзанийского руководства является привлечение иностранных капиталовложений и всемерное поощрение деятельности зарубежных инвесторов. В отношении зарубежных вложений применяется комплекс стимулирующих поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало стратегии экономического развития.

Проблема социально-экономической отсталости развивающихся стран, вне всякого сомнения, оказывает влияние на международную безопасность. Отсталый Юг (в первую очередь это касается африканских стран) является составной частью мировой экономики и политики. Интегрирование беднейших африканских стран в глобальную экономику невозможно обеспечить только за счет внутренних ресурсов хозяйственных структур. Необходима перестройка экономики с учетом новых потребностей мирового рынка в целях развития этих государств. Речь идет о поисках вариантов развития, способных расширить базу экономической модер-

низации, о секторах экономики, которые при благоприятном инвестиционном климате могли бы привлечь внимание иностранных инвесторов.

Анализ развития одной из беднейших африканских стран — Танзании показал, что ее экономика развивается на протяжении последних 10 лет высокими темпами. При этом горнодобывающий сектор привлекает наибольшую часть ПИИ. Объем иностранных инвестиций, как ожидается, будет расти, если страна проведет комплексные реформы. Правительство приняло Дорожную карту, направленную на улучшение инвестиционного климата в стране. Инвесторам из других стран в Танзании предоставлены почти те же права, что и национальному капиталу. Помимо этого, в отношении зарубежных вложений применяется комплекс стимулирующих поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций, которое бы отвечало стратегии экономического развития страны.

Задача африканских стран с низким доходом заключается в том, чтобы, основываясь на внутренних ресурсах развития, использовать позитивные внешние импульсы для ускорения роста производительности труда и конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Сюда отнросятся иностранные инвестиции, техническая помощь более развитых стран, международное сотрудничество и др.

ЛИТЕРАТУРА

[1] World Development Indicators 2013. GNI per capita, Atlas method (current US$) // URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD.

[2] Всемирный банк. ПРЕСС-РЕЛИЗ. Новости. Новая классификация стран // URL: http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2013/07/02/new-country-classification.

[3] World Development Indicators 2013. The World Bank Group. 2014 // URL: http://data.worldbank.org/indicator.

[4] Абрамова И.О. Развивающиеся страны в мировой экономике XXI века: новые демографические детерминанты // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6.

[5] Иванченко О.В. Танзания: Самосознание национальное и этническое //Азия и Африка сегодня. 2013. № 6.

[6] Маценко И.Б. Африка: реализация «Целей развития тысячелетия» // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8, 9, 10.

[7] Маценко И.Б. Наименее развитые страны Африки: перспективы развития // Азия и Африка сегодня. 2013. № 11.

[8] Ковальчук А.П. Как мир помогает Африке преодолеть кризис и наращивать темпы экономического развития? // Азия и Африка сегодня. 2013. № 5.

[9] Фитуни Л.Л. Дифференциация развивающихся стран и новая архитектура мировой экономики // Азия и Африка сегодня. 2012. № 10.

[10] Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития //Азия и Африка сегодня. 2010. № 8, 9, 2011, № 1.

[11] Баскин В.С. Проблемы развития внешней торговли стран Африки в конце XX — начале XXI в. — М., 2004.

[12] Томберг Р.И. КНР — Африка: экономические связи // Азия и Африка сегодня. 2012. № 1.

[13] Рощин Г.Е. Зарубежные инвестиции и экономическое развитие в Африке // Азия и Африка сегодня. 2012. № 11.

[14] Рощин Г.Е. Международные корпорации в Африке // Азия и Африка сегодня. 2013. № 12.

[15] Камузора А.Л. Особенности экономического развития Танзании на современном этапе: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2003. URL: http://www.dissercat.com/content/ osobennosti-ekonomicheskogo-razvitiya-tanzanii-na-sovremennom-etape#ixzz2mR1RM87W.

[16] Богуславский А.Р. Современные тенденции политики КНР в Африке // Азия и Африка сегодня. 2013. № 4.

[17] Дейч Т.Л. «Большая игра»: Китай и США на африканских сырьевых рынках // Азия и Африка сегодня. 2010. № 8.

[18] Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. БРИКС — новый игрок на Африканском континенте // Азия и Африка сегодня. 2012. № 4, 6.

[19] Корендясов Е.Н., Урнов А.Ю., Шубин В.Г. Африка, Россия и 50-летие ОАЕ/АС // Азия и Африка сегодня. 2013. № 9.

[20] Мокрецкий А.Ч. Китайско-африканские отношения: ускорение развития // Азия и Африка сегодня. 2011. № 5.

[21] Всемирная книга фактов (The World factbook) // URL: http://www.cia.gov.

[22] Монге Э. Особенности экономического развития Танзании на современном этапе // Место и роль России в мировом хозяйстве. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции (28—29.11.2013). Ч. 1. — Воронеж. гос. ун-т инж. технол. — Воронеж: ВГУИТ, 2013. С. 121—123.

[23] World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. United Nations. New-York and Geneva, 2013 // URL: http://unctad.org/en/Publications Library/wir2013_en.pdf.

[24] Bank of Tanzania (BOT) // URL: http://www.bot-tz.org.

[25] Tanzania Investment Report (2012). Report on Foreign private investment and investors perception.

[26] Monge A. Foreign investments in Tanzania 2008—2011 // «Глобалистика и геоэкономическая стратегия: мир и Россия» / Сборник статей аспирантов и молодых ученых по итогам заседаний Междисциплинарного научного межкафедрального методологического семинара «Глобалистика и геоэкономическая стратегия» за 2013 г. Экономический факультет РУДН / Отв. редакторы: проф. Л.В. Шкваря и проф. И.А. Родионова. — М.: ИД «АС-Траст», 2013. C. 152—157.

PROBLEM OF OVERCOMING SOCIO-ECONOMIC BACKWARDNESS DEVELOPING COUNTRIES (CASE OF TANZANIA)

I.A. Rodionova, E. Monge

Department of Regional Economics and Geography

Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maclay str., 6, Moscow, Russia, 117198

Socio-economic backwardness of the developing countries is potentially dangerous not only on a local or regional, but also at the global level. South is part of the world economy. Its economic, political and social problems already have and will in the future affect the state of international security. The article analyzes the dynamics, geography and structure of foreign investment in African countries by the example of Tanzania. The conclusion about the need to attract foreign direct investment for the development and modernization of African economies and their integration into the world economy.

Key words: international security, socio-economic backwardness, foreign investment, investment environment, industry development, Tanzania.

REFERENCES

[1] World Development Indicators 2013. GNI per capita, Atlas method (current US$) // URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD.

[2] Vsemirnyj bank. PRESS-RELIZ. Novosti. Novaja klassifikacija stran // URL: http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2013/07/02/new-country-classification.

[3] World Development Indicators 2013. The World Bank Group. 2014 // URL: http://data.worldbank.org/indicator

[4] Abramova I.O. Razvivajushhiesja strany v mirovoj jekonomike XXI veka: novye demografi-cheskie determinanty // Azija i Afrika segodnja. 2011. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Ivanchenko O.V. Tanzanija: Samosoznanie nacional'noe i jetnicheskoe //Azija i Afrika segodnja. 2013. № 6.

[6] Macenko I.B. Afrika: realizacija «Celej razvitija tysjacheletija» // Azija i Afrika segodnja.

2012. № 8, 9, 10.

[7] Macenko I.B. Naimenee razvitye strany Afriki: perspektivy razvitija // Azija i Afrika segodnja.

2013. № 11.

[8] Koval'chuk A.P. Kak mir pomogaet Afrike preodolet' krizis i narashhivat' tempy jekonomiche-skogo razvitija? // Azija i Afrika segodnja. 2013. № 5.

[9] Fituni L.L. Differenciacija razvivajushhihsja stran i novaja arhitektura mirovoj jekonomiki // Azija i Afrika segodnja. 2012. № 10.

[10] Fituni L.L. Jekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitija // Azija i Afrika segodnja. 2010. № 8, 9, 2011, № 1.

[11] Baskin V.S. Problemy razvitija vneshnej torgovli stran Afriki v konce XX — nachale XXI v. — M., 2004.

[12] Tomberg R.I. KNR — Afrika: jekonomicheskie svjazi // Azija i Afrika segodnja. 2012. № 1.

[13] Roshhin G.E. Zarubezhnye investicii i jekonomicheskoe razvitie v Afrike // Azija i Afrika segodnja. 2012. № 11.

[14] Roshhin G.E. Mezhdunarodnye korporacii v Afrike // Azija i Afrika segodnja. 2013. № 12.

[15] Kamuzora A.L. Osobennosti jekonomicheskogo razvitija Tanzanii na sovremennom jetape: Avtoref. diss. ... kand. jekon. nauk. M., 2003 // URL: http://www.dissercat.com/content/ osobennosti-ekonomicheskogo-razvitiya-tanzanii-na-sovremennom-etape#ixzz2mR1RM87W.

[16] Boguslavskij A.R. Sovremennye tendencii politiki KNR v Afrike // Azija i Afrika segodnja. 2013. № 4.

[17] Dejch T.L. «Bol'shaja igra»: Kitaj i SShA na afrikanskih syr'evyh rynkah // Azija i Afrika segodnja. 2010. № 8.

[18] Dejch T.L., Korendjasov E.N. BRIKS — novyj igrok na Afrikanskom kontinente // Azija i Afrika segodnja. 2012. № 4, 6.

[19] Korendjasov E.N., Urnov A.Ju., Shubin V.G. Afrika, Rossija i 50-letie OAE/AS // Azija i Afrika segodnja. 2013. № 9.

[20] Mokreckij A.Ch. Kitajsko-afrikanskie otnoshenija: uskorenie razvitija // Azija i Afrika segodnja. 2011. № 5.

[21] Vsemirnaja kniga faktov (The World factbook) // URL: http://www.cia.gov.

[22] Monge Je. Osobennosti jekonomicheskogo razvitija Tanzanii na sovremennom jetape // Mesto i rol' Rossii v mirovom hozjajstve. Sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28—29.11.2013). Ch. 1 — Voronezh. gos. un-t inzh. tehnol. — Voronezh: VGUIT, 2013. S. 121—123.

[23] World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. United Nations. New-York and Geneva, 2013. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2013_en. pdf

[24] Bank of Tanzania (BOT) // URL: http://www.bot-tz.org.

[25] Tanzania Investment Report (2012). Report on Foreign private investment and investors perception.

[26] Monge A. Foreign investments in Tanzania 2008—2011 // "Globalistika i geojekonomicheskaja strategija: mir i Rossija" /Sbornik statej aspirantov i molodyh uchenyh po itogam zasedanij Mezhdisciplinarnogo nauchnogo mezhkafedral'nogo metodologicheskogo seminara «Globalistika i geojekonomicheskaja strategija» za 2013 g. Jekonomicheskij fakul'tet RUDN / Otv. redaktory: prof. L.V. Shkvarja i prof. I.A. Rodionova — M.: ID «AS-Trast», 2013. C. 152—157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.