Научная статья на тему 'Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики'

Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОЦЕССЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авраменко Юлия Сергеевна

В современных условиях инновационная деятельность рассматривается как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствуют формированию в них модели неиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление распределение и использование информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики»

Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики.

Аннотация: В современных условиях инновационная деятельность рассматривается как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствуют формированию в них модели неиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление распределение и использование информации.

Ключевые слова: инновации, инновационная система, процессы, формирование, регулирование, высокие технологии, инновационная среда, ресурсы, региональная политика

Avramenko Yu.S. Innovative system as tool of a sustainable development and competitiveness of national economy Abstract: In modern conditions innovative activity is considered as the major basis for ensuring sustained economic growth and competitiveness of economic system. Development of high technologies in the most advanced countries promote model formation in them not industrial or post-industrial society where priority in relation to other types of economic activity become production, accumulation distribution and information use.

Keywords: innovations, innovative system, processes, formation, regulation, high technologies, innovative environment, resources, regional policy.

В современных условиях сфера НИОКР и инновационная деятельность рассматривается как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствуют формированию в них модели неиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление распределение и использование информации. Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной системы (НИС). По своему строению она представляет дифференцированную по ряду направлений, но целостную систему знаний об эффективной стратегии функционирования хозяйственной системы. Проблемам формирования НИС посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей, но различия в исходных подходах и отсутствие взаимосвязей между ними не позволили сформулировать единые взгляды на развитие НИС. Тем не менее, анализ теории и практики формирования инновационных систем в ряде стран позволяет обозначить объективные экономические закономерности развития НИС, среди которых [1]:

- рост интеграции науки, образования, производства и рынка, что ведет к увеличению объемов и интенсивности внутренних взаимосвязей и взаимодействия между подсистемами и элементами НИС;

- увеличение роли государства в формировании и развитии НИС, эволюционирующей от методов прямого управления к механизмам индикативного планирования;

- усиление инновационной ориентированности инвестиций;

- увеличение роли регионов и отдельных территориальных межрегиональных комплексов в развитии НИС;

- изменение всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих развитие НИС.

Множество вариантов трактовки понятия НИС обусловлены, с одной стороны, различиями в

понимании терминов составляющих это понятие, исходными позициями исследователей, с другой, существуют объективные межстрановые различия между инновационными системами конкретных стран. Важнейшими характеристиками сущности НИС являются: взаимодействие между субъектами инновационной деятельности; сквозной и многоуровневый характер; включает ряд взаимосвязанных составляющих (элементов); решающая роль в ее формировании и развитии принадлежит государству; является составной частью экономической системы страны и выполняет роль связующего звена

Авраменко Юлия Сергеевна

Преп. кафедры «Финансы и кредит» РГСУ г. Ставрополь

ayus28@yandex.ru

между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком; направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинении им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.

Простейшая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, сводится к тому, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. Различные варианты реализации этой модели в условиях социально-экономического развития отдельных стран и формируют национальные особенности инновационных систем. На основе анализа и обобщения исследований, отечественных и зарубежных экономистов элементов инновационной системы, в работе представлено авторское видение структуры НИС, которая включает [3]:

1) приоритеты и стратегия инновационной политики;

2) нормативно-правовую базу в области развития и стимулирования инновационной деятельности;

3) инновационную инфраструктуру;

4) систему генерации и распространения знаний;

5) инновационные предприятия, включая крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышленное производство;

6) учреждения в сфере образования и профессионального обучения: подготовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере;

7) рыночные условия, способствующие внедрению инноваций;

8) маркетинговую и финансовую составляющие создания и продвижения инноваций, системы продвижения и финансирования инноваций;

9) взаимодействие с международной средой;

10) механизм инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений между выше перечисленными элементами (1-9).

Кроме указанных элементов, необходимо рассматривать совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на динамику и характер развития инновационной системы в пределах национальных границ. Представляется, что указанная совокупность элементов является необходимой и достаточной для развития НИС, поскольку исключение любого элемента системы приводит к разрыву инновационного процесса, следовательно, делает невозможным в принципе функционирование всей системы. Все элементы равнозначны в процессе формирования и развития НИС. Элементы инновационной среды существуют не отдельно друг от друга, а находятся в тесной функциональной взаимозависимости. Стратегическое управление НИС осуществляется путем изменения внешних параметров, значения которых определяются в рамках макроэкономической политики, а механизмы их достижения устанавливаются законодательно.

Раскрытие сущности ключевых элементов и механизма НИС, позволило представить обобщенную модель их взаимосвязи. Масштаб и уровень развития отдельных составляющих, характер прямых и обратных связей между ними определяют различия в инновационных системах разных стран. Очевидно, формирование НИС происходит индивидуально для каждой страны и определяется сложившимися социально-экономическими отношениями. Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность в других странах. Ключевые закономерности в создании и развитии НИС в этих странах: - конечной целью НИС является обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны. Несмотря на общность целей инновационного развития, способы их достижения имеют национальные особенности [1]:

- своей высокой эффективностью НИС ряда стран обязаны различным факторам, среди которых наиболее значимые: сформировавшаяся функциональная структура НИС, обуславливающая платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию; наличие институтов посредничества между производителями и потребителями НИОКР; последовательная инновационная политика государства;

- один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности страны, развития в ее пределах эффективной НИС - государственное вмешательство. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между академической наукой и производством;

- инновационное развитие страны не обязательно основано на собственной научно-технической и инновационной базе, на первоначальных этапах становления НИС возможно приобретение, копирование и «ассимиляция» зарубежных разработок (пример Китая и Японии);

- институциональные структуры, заложенные в основу НИС развитых стран, объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней организации и управления. Так, НИС Норвегии и Австралии состоит из шести уровней, Германии и Великобритании - из четырех, Бельгии, Швейцарии, Австрии -из трех. НИС развитых стран отличаются по своей направленности и роли государства, прежде всего, за счет ориентации на удовлетворение особых национальных приоритетов: Финляндия - диверсификация экономики, Франция - создание сети мелких технологических фирм, США - поддержка реструктуризации экономики.

Развитие есть непременное условие жизни общества и его экономического прогресса. В настоящее время формируется модель «устойчивого развития», цель которого заключается в удовлетворении жизненных потребностей нынешнего поколения людей. Экономическое развитие стран мира будет находиться под влиянием процессов глобализации.

Формирование благоприятной инновационной среды — долгий процесс, требующий значительных инвестиций. Без поддержки со стороны государства развитие инновационных процессов сильно затруднено. Государство является непосредственным участником инновационной деятельности, в первую очередь как субъект, осуществляющий управление этой деятельностью и ее поддержку [2, с.32-34]. Для достижения эффективной работы инновационной системы субъекты экономической деятельности, в том числе, государство, должны быть заинтересованы в принятии участия во всех звеньях цепочки: фундаментальная наука — прикладные разработки — опытно-конструкторские разработки — опытное производство — серийное производство и выход на рынок.

Только государство не может, да и не должно вкладывать огромные средства по всей цепочке: от фундаментальных исследований до рыночной реализации. Но создать условия, чтобы производственный сектор был чувствителен к новым идеям, разработкам и мог воплотить передовые идеи в товар, пользующийся спросом на рынке, является основной государственной задачей. Необходимо отметить, что основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики— обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований.

Список использованной литературы

1. Брижань А.В. Проблемы формирования инновационной модели экономического развития России // Пенза: ЮНИТИ, 2005. - 32-34 с.

2. Волынунина, М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права, 2005. - № 1.

3. Шевченко И.В. Инновационные аспекты конкурентоспособности национальной экономики // И.В. Шевченко, А.В. Брижань, В. Маровгулов. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2005. - 136 с.

4. Дохолян С.В. Стратегия комплексного инновационного развития как основа эффективной экономической и социальной политики региона // Региональные проблемы преобразования экономики, ISSN 1812-7096, 2011, №2, с.- 39-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.