К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ЭЛЕМЕНТАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
В. М. ЕРУСАЛИМСКИЙ, Е. В. ИОДА
В данной статье рассматриваются основные подходы к определению понятий «национальная инновационная система» и «региональная инновационная подсистема». Региональная инновационная подсистема представлена как функционально-интегрированное звено социально-экономической системы региона. Рассмотрены основные элементы региональной инновационной подсистемы, предложены возможные элементы инфраструктурной подсистемы.
Ключевые слова национальная инновационная система, региональная инновационная подсистема, коммерциализация инноваций, трансфер технологий.
В основе устойчивого экономического развития регионов России лежит инновационная направленность отраслей регионального хозяйства, создающая базу для формирования концепций и стратегий развития региона. Сегодня инновационные процессы происходят на всех стадиях воспроизводственного цикла, определяя характер и темпы экономического развития социально-экономических систем разного уровня. Однако формирование экономики, основанной на знаниях, в регионах страны пока испытывает существенные трудности, что предполагает соответствующего изменения подходов к управлению региональным развитием, прежде всего, на основе инноваций. Инновационная экономика, как новый этап экономического развития общества, базируется на формировании инновационной системы как механизме регионального развития.
Для инновационного развития регионов России необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса в регионе, должным образом обеспечить преемственность и диффузию научно-технических знаний, их доступность и возможность коммерциализации. Этому будет способствовать совершенствование региональной инновационной подсистемы как составного элемента единой национальной инновационной системы страны.
Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 г. К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии [9]. Фриман описал важнейшие элементы японской инновационной системы, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Однако первым серьезным
материалом, посвященным инновационной системе, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла, вышедшая в 1992 г. [10]. Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:
- понятие инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;
- это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;
- исследования, основанные на понятии инновационной системы, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.
То, что инновации являются основным источником долгосрочного экономического роста, основой конкурентоспособности на мировых рынках и источником решения многих социальных проблем, было хорошо известно экономистам на протяжении многих десятилетий, начиная с Й. Шумпетера. Однако, понимание инновационного процесса и факторов, его определяющих, претерпело значительные изменения.
До настоящего времени нет единого определения категории «региональная инновационная подсистема». Единая методология формирования региональных инновационных подсистем также не разработана.
Для того, чтобы понять сущность региональной инновационной подсистемы, рассмотрим категориальный аппарат национальной инновационной системы (НИС).
На сегодня в научной литературе представлен большой массив подходов к определению категории НИС. Так, в соответствии с определением Организации по экономическому сотрудничеству и развитию под НИС понимается совокупность институтов государственного и частного секторов, которые самостоятельно обеспечивают развитие и продвижение новых технологий в пределах страны [2; 7]. В то же время это определение не учитывает в явном виде системность институтов инновационной деятельности, что является весомой предпосылкой эффективного функционирования НИС; оно предполагает толкование категории «институт» лишь как определенного материального организационного образования, что не раскрывает наполнение категории НИС.
Известный российский ученый Н. Иванова определяет НИС как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ; а также как комплекс институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы и опираются на национальные традиции, политические и культурные особенности [4]. Кроме этого, она определяет базовую модель НИС как совокупность двух подсистем: государства, функция которого - содействие производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера путем создания инфраструктуры и условий для инновационной деятельности); частного сектора (функция - разработка технологий на базе собственных исследований и рыночное освоение инноваций).
В современном понимании национальная инновационная система (НИС) - это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Экономическая полезность знаний, получаемых, хранящихся и используемых в НИС, заключается в эффективности инновационной деятельности. Сама инновация имеет разные формы, включая простую адаптацию уже имеющихся в других областях производства продуктов и модернизацию существующих технологий. Прогресс в инновациях базируется на сложной системе взаимосвязей элементов, производящих различные типы знаний, управляющих их потоками, распределяющих и обеспечивающих их приложение.
Хотя внутри системы взаимодействуют организации как частной, так государственной и сме-
шанных форм собственности, правительственные структуры играют особую роль [3]. Через них осуществляется государственная политика, которая в современных условиях должна быть направлена не только и не столько на обеспечение НИС определенными ресурсами, имеющимися в распоряжении государства, но и на формирование современной институциональной основы НИС.
Именно эта основа призвана содействовать возникновению такой системы взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, когда инновации служат основой прогресса экономики и общества, а потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и формируют важнейшие направления научной деятельности.
В целом, в настоящий момент сложилось три основных трактовки категории НИС. Первая состоит в рассмотрении НИС как совокупности институтов, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Это определение отражает, что инновационные процессы проявляются непосредственно в хозяйственной практике. Основной упор данной концепции лежит в плоскости коммерциализации, практической отдачи от науки, так как появление нового продукта связано с совместной работой множества хозяйствующих субъектов.
Вторая концепция интерпретирует НИС как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное определение более функционально, так как оно подчеркивает динамизм взаимодействия субъектов НИС, переход к нелинейной модели инновационного цикла, оставляя в тени движущие силы инновационных процессов.
Третья точка зрения связана с более глубокой сущностью экономических отношений. НИС трактуется как часть национальной экономической системы, обеспечивающая органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества. Эта концепция полагает, что создание формальных инновационных структур само по себе не гарантирует успеха нововведений. Необходимо формирование адекватной экономической атмосферы, благоприятной для инноваций социального климата.
Основная цель национальных инновационных систем заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и в сферах производства и услуг, а также увеличение посту-
плений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения.
При институциональном рассмотрении инновационная система представляется как комплекс институтов, выступающих в экономической, социальной и политической ипостасях, осуществляющих определенные виды деятельности в инновационной сфере - создание, диффузию и освоение инноваций. Данные институты, в состав которых входят формальные правила и неформальные ограничения, выступают фундаментальными факторами функционирования и развития инновационной системы, образуют в совокупности институциональную основу управления инновационным развитием региона. Процессное рассмотрение инновационной системы позволяет определить ее как связанное множество инновационных процессов в их взаимодействии. Среди участников данных процессов выделяют научные организации, вузы, промышленные предприятия, организации инновационной инфраструктуры, а также государственные и муниципальные органы власти. Данный взгляд ориентирован на нелинейную модель инновационного процесса и его функции. При системном рассмотрении инновационная система представляется как органичный элемент системы более высокого уровня. В свою очередь, как и любая другая социально - экономическая система, инновационная система состоит из определенных элементов, которые ее образуют, определяют структуру и выделяют в системном пространстве. Такое рассмотрение позволяет выявлять и оперировать свойствами инновационной системы, отсутствующих у ее элементов и являющихся следствием их взаимодействия.
Таким образом, если инновационная система в целом представляет собой совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность при наличии необходимых инструментов поддержки (правовых, финансовых, социальных и др.) со стороны государства и частного сектора экономики, то под региональной инновационной подсистемой обычно можно понимать совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах региональных границ.
Данная подсистема является с одной стороны благоприятной для инновации институциональной средой, а с другой - в рамках региональной инновационной подсистемы эффективно реализу-
ется вся мощность государственной финансовой поддержки фундаментальных научных исследований, а также возможность осуществления финансирования частными финансовыми и нефинансовыми корпорациями. Поэтому региональная инновационная система может рассматриваться как стратегия или набор стратегий реализации инновационных приоритетов в рамках национальных инновационных систем.
Региональная инновационная система объединяет в целостное множество различных субъектов - участников инновационных процессов в совокупности отношений и связей между ними. Региональная инновационная система способна самостоятельно и во взаимодействии с другими инновационными системами (микро-, мезо- и макроэкономического уровня) удовлетворять потребности региона в инновациях и обеспечивать его инновационное развитие в различных аспектах (административном, отраслевом, территориальном и пр.). Функционирование региональной инновационной системы обеспечивает реализацию управления инновационным развитием региона, заключающееся в создании необходимых условий для появления инновационных идей и изменений, их развития и воплощения в виде инновационных продуктов и технологий.
Следовательно, региональная инновационная подсистема - это функционально-интегрированное звено социально-экономической системы региона, обеспечивающее процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности, ориентирующее исследования и разработки на повышение конкурентоспособности региональной экономики, которое функционирует на сочетании самоорганизации, рыночной свободы и государственного регулирования.
Формирование региональной инновационной подсистемы следует отнести к числу стратегически важных задач, так как она связана с резким возрастанием роли инноваций как фактора, обеспечивающего, с одной стороны, реструктуризацию и оптимизацию научно-технического и инновационного потенциалов, а с другой - технологическую модернизацию промышленного производства, высокое качество и конкурентоспособность отечественной продукции.
До сих пор не сложилось единого мнения по поводу основных элементов региональной инновационной подсистемы и их взаимодействия. Проводя аналогию с НИС и имея ввиду то, что региональная инновационная подсистема является частью НИС, можно выделить следующие эле-
менты региональной инновационной подсистемы: генерация знаний, образования и профессиональной подготовки, производство инновационной продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.
Главная идея концепции инновационной подсистемы региона - создание условий для оптимизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет внедрения рыночных принципов в эту сферу и ее реструктуризацию. Инновационная подсистема региона рассматривает сферу науки и техники как элемент рынка, производящий товар -новые знания, ориентированные на спрос.
B. Л. Иноземцев [5] подтверждает, что информационная революция сделала знания основной производительной силой.
C. Галахер и Ш. Хазлет [1] выделяют в структуре знания три взаимосвязанные компоненты: инфраструктуру, культуру и технологию. Применительно к инновационой подсистеме региона их можно определить следующим образом.
1. Инфраструктура знаний отражает, с одной стороны, все бизнес-процессы, происходящие в регионе, его организационную структуру, а с другой, источники знаний, а сама структура и все бизнес-процессы должны определять организацию процессов управления знаниями. Источники знаний должны способствовать разработке карт знаний, которые помогают получать информацию о месте хранения знаний необходимых для достижения целей региона.
2. Развитие культуры знаний позволит обеспечить региону среду, в которой происходит обмен, использование и создание новых знаний. Развитие эффективной культуры знаний включает осознание важности роли человека как носителя знаний и создание в человеке мотивации в обмене знаниями.
3. Технология знаний подразумевает под собой технологии, которые обеспечивают процесс управления знаниями. К основным технологиям можно отнести: корпоративные базы данных; системы документооборота; системы управления предприятием на базе ERP (Enterprise Resource Planning), и др.
В. В. Гузырь [3] подчеркивает, что инновационная подсистема региона функционирует благодаря субъектам и объектам предпринимательской деятельности, в основном предприятиям, которые, имея мощные стимулы к выживанию в конкурентной борьбе, организуют производство, стремясь к его развитию за счет инноваций, это: инновационные, венчурные предприятия и наукоемкое производство. Наличие конкурентного
рынка является важным условием мотивации к инновациям у фирм и компаний. Присутствуя на таком рынке и стремясь стать обладателем нового продукта или технологии, чтобы получить монопольную ренту, фирма вынуждена рисковать.
Учитывая, что функционирование региональной инновационной подсистемы строится исходя из условий рыночной экономики, сам по себе рынок наукоемкой продукции и услуг может рассматриваться как один из элементов региональной инновационной подсистемы.
Основу региональной инновационной подсистемы составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования и разработки, а также прикладные исследования. Основными элементами подсистемы инновационной инфраструктуры являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры.
Создавая региональную инновационную систему, следует иметь в виду те обязательные элементы, которые она в себя включает:
- создание инновационной инфраструктуры;
- создание правовых условий для трансфера научных разработок и технологий в производство;
- мониторинг инновационной деятельности;
- создание эффективной финансовой поддержки инновационной деятельности (трансфера технологий);
- подготовка кадров для инновационной деятельности.
Конечная цель формирования всех элементов состоит в том, чтобы создать инновационную цепочку: «от идеи до рынка», в которой именно логика бизнес-процесса будет определять все движение ресурсов.
Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, в области инновационной политики перед российскими регионами стоят три ключевых задачи:
- войти и встроиться в национальную инновационную систему и инфраструктуру;
- создать в регионе и в каждом субъекте федерации недостающие элементы инновационной системы;
- системно интегрировать все необходимые элементы.
В рамках первой задачи необходимо налаживание партнерских научно-методических отношений с теми регионами, которые уже прошли первые шаги становления территориальной инновационной системы; подключение к федеральной и
мировой информационной системе в области инновационного трасфера.
Вторая задача представляется наиболее сложной. Фактически во многих регионах отсутствуют многие базовые элементы инновационной системы. Это, прежде всего, система финансовой поддержки, система информационной поддержки, система мониторинга, недостаточно офисов коммерциализации разработок при вузах и НИИ, нет эффективно работающих бизнес-инкубаторов, не налажена система подготовки кадров. Важно помнить, что отсутствие хотя бы одного из этих элементов делает неэффективными все остальные.
Третья задача состоит в координации действий всех элементов системы и, соответственно, организаций и учреждений. Решение этой задачи совпадает с необходимостью создания инновационной инфраструктуры региона. Здесь возникает два вопроса: какие задачи должно решать каждое инновационное предприятие, НИИ, вуз в отдельности, и какие задачи лучше решать централизованно.
Региональная инновационная система может включать:
- Общественный совет при главе областного совета (губернаторе), который будет регулярно (раз в полгода) рассматривать пакет стратегических предложений, разрабатываемых региональными инновационными структурами;
- Региональный инновационный центр (РИЦ) как корпорация заинтересованных инновационных структур, вузов, научно-исследовательских институтов и бизнес-структур, которая берет на себя организацию работ по созданию и развитию РИС, экспертно-консалтинговое и аналитическое обеспечение, организацию выставок, ярмарок и презентаций инновационных проектов, информатизацию и паблик-рилейшнз работ;
- Региональный инновационный фонд как финансовый инструмент поддержки приоритетных инновационных проектов;
- Информационно-выставочный центр как место для проведения бизнес-инновационных форумов, конференций, презентаций;
- Инфраструктурную инновационную сеть как конгломерат существующих элементов инфраструктуры (бизнесы-центры, инкубаторы, патентные доверенные, инновационные центры крупных вузов), которые объединены рамочным соглашением о кооперации и субконтрактных соглашениях и координируются РИЦ;
- Региональный семинар по инноватике как постоянно действующий рабочий семинар по проблемам регионального развития, где проходит апробация всех проектов РИЦ.
При решении этих задач нельзя игнорировать опыт тех регионов России, которые значительно продвинулись в этом отношении, обеспечивая у себя значительный промышленный и инновационный прирост. Примером здесь служат Томская, Свердловская и Новосибирская области, где доля инновационных товаров в производстве возрастает почти на 50 % ежегодно.
Литература
1. Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 3(83). С. 18.
2. Бунчук М. Национальные инновационные системы: основные понятия и положения. URL: http://www.biz.nnov.ru.
3. Гузырь В. В. Национальная инновационная система и инновационная экономика: проблемы построения и развития. Томск, 2006.
4. Иванова Н. Национальные инновационные системы. М., 2002.
5. Иноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их экономические следствия. М., 2003.
6. Каптерев А. И. Управление профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации: от теории к технологиям. М., 2006.
7. Моргунов Е. В., Снегирев Г. В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. 2004. № 7.
8. Фадеева В. Национальная инновационная система Германии. URL: http://www.innovbusiness.ru.
9. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19. № 1.
10. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / Edited by B.-A. Lundvall. London: Pinter Publishers, 1992.
* * *
ON THE ISSUE OF ESSENCE AND ELEMENTS OF THE REGIONAL INNOVATIVE SUBSYSTEM
V. M. Yerusalimskiy, Ye. V. Ioda
In the article, the basic approaches to definition of concepts «national innovative system» and «regional innovative subsystem» are considered. A regional innovative subsystem is presented as function-integrated section of the socio-economic systems of region. The basic elements of a regional innovative subsystem are considered. Feasible elements of an infrastructural subsystem are offered.
Key words: national innovative system, regional innovative subsystem, innovation commercialization, technologies transfer.