Научная статья на тему 'Инновационная роль аграрных вузов в развитиии АПК'

Инновационная роль аграрных вузов в развитиии АПК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная роль аграрных вузов в развитиии АПК»

Доклады

Пленарного заседания международной научно-практической конференции «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:

НОВАЯ РОЛЬ, ФАКТОРЫ РОСТА, РИСКИ»

27 октября 2009 г.

ИННОВАЦИОННАЯ РОЛЬ АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИИИ АПК

В.М. Баутин, д.э.н., проф., чл.-корр. РАСХН, ректор Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К. А. Тимирязева

Ежегодный обмен мнениями в нашем сообществе единомышленников, наложение сделанных выводов и предложений на современную действительность агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного производства как его составной и ведущей части позволяют дать реальную оценку достигнутого уровня, наметить действенные меры для закрепления полученных результатов и определения путей дальнейшего поступательного движения во всех секторах отраслевой деятельности.

Все ли из того, о чем мы говорим, обсуждаем и рекомендуем, реализуется в производстве? Конечно, нет. Да по-другому и не бывает.

Однако часть из поднятых и проанализированных проблем уже решена, другая часть находится в стадии решения, некоторые ждут своей очереди. Естественно стремление участников процесса решить поставленные проблемы «здесь и сейчас», однако в силу ряда объективных и, к сожалению, субъективных причин, выполнить эти пожелания и предложения не представляется возможным.

Задача науки и научного обслуживания - не снижать устремлений в обозначенных направлениях, настойчиво доводить до всех ветвей власти информацию о негативных и позитивных явлениях в экономике отрасли и реальном производстве, повторять эти действия многократно, до их принятия и практического осуществления. И после этого переходить к выявлению проблем и решению задач нового, более высокого, уровня.

Формирование и реализация в стране инновационной экономики должно являться приоритетом государственной научно-технической, экономической, социальной и правовой политики. Однако, как с сожалением приходится констатировать, безучастное ожидание результатов деятельности всех ветвей власти по этим направлениям является национальной чертой и менталитетом граждан нашей страны. Только активная жизненная и творческая позиция каждого члена общества может дать необходимые результаты в обозримой перспективе, позволит вывести страну на устойчивый инновационный путь развития.

В современных условиях одним из обязательных факторов роста сельскохозяйственного производства и экономики отрасли является создание и развитие малого предпринимательства, в том числе предпринимательства в научно-технической сфере. И если создавать наукоемкие инновации мы научились неплохо, то доведение их до товаропроизводителя на коммерческой основе оставляет желать лучшего.

Именно под этим углом зрения позвольте проанализировать извечную и самую жгучую проблему агропромышленного производства - вовле-

чение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. И не просто вовлечение. Каждый результат интеллектуальной деятельности должен занять свою нишу в производстве и приносить товаропроизводителю, а следовательно и всему обществу, максимально возможную отдачу. Только при таком подходе можно говорить о конкурентоспособности производства, о предупреждении и устранении факторов продовольственной безопасности страны, об обеспечении населения отечественными продуктами высокого качества.

Передача товаропроизводителю созданных научными коллективами и проверенных в масштабах хотя бы опытного производства инноваций - процесс многофакторный и, должен заметить, чрезвычайно сложный. Упрощение, я бы сказал, примитивизация его, - действия не только не благородные, но по сути своей, весьма вредные. Именно такой упрощенческий подход не обеспечивает реальной отдачи от использования некоторых прогрессивных технологий в производстве и даже, к сожалению, компрометирует полезные идеи и начинания.

Итак, рассмотрим проблему, получающую свое реальное и определяющее значение на стыке процессов «создание результата интеллектуальной деятельности - вовлечение результата в хозяйственный оборот». В дальнейших рассуждениях мы будем рассматривать только результаты, которые получены и предназначены для коммерциализации, т.е. передачи товаропроизводителю на коммерческой, взаимовыгодной основе. Все другие направления творческой деятельности (фундаментальные и теоретические исследования, поисковые разработки и им подобные работы) очень важны в процессе накопления новых знаний и всесторонней подготовки кадров исследователей, но в этом нашем сообщении не рассматриваются.

Отметим здесь также следующее. Передать потребителю можно только те результаты интеллектуальной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность и к которым нет несанкционированного авторами доступа неопределенного круга лиц.

А это значит следующее. Созданный результат интеллектуальной деятельности должен охраняться законом как промышленная собственность в рамках патентного права (патентом Российской Федерации) либо в режиме секрета производства (ноу-хау).

Однако во всем мире параллельно с торговлей интеллектуальными разработками и промышленными секретами с незапамятных времен стало бурно развиваться их воровство. По справедливым выводам специалистов - интеллектуальная собственность есть товар, который нельзя пощупать, но можно украсть.

Заметим, что при коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности товаром являются права, а стоимость этих прав может значительно превышать затраты на их создание. Эти права могут быть проданы многократно разным покупателям для использования в различных производствах, в разных технологиях и территориях. Монополизм правообладателя при этом не утрачивается.

Результаты творческой деятельности, в отличие от материальных объектов, требуют особой правовой нормативной базы защиты, охраны и регулирования передачи товаропроизводителю. Без создания и реализации такой базы со стороны государства они не обеспечат правообладателю получение экономической выгоды, а каждый субъект предпринимательской деятельности при наличии желания и возможностей обратит чужую интеллектуальную разработку в средство для извлечения прибыли.

Заметим также следующее. По законодательству Российской Федерации исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Закон охраняет право авторства как личное неимущественное право бессрочно, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Однако автор может передать другому лицу по договору исключительное право, а это уже патентообладатель с имущественным правом на разработку. По действующему законодательству права патентообладателя носят абсолютный, исключительный и срочный характер в пределах территории государства.

Какие же побудительные мотивы определяет поведение гражданина как носителя творческого потенциала при создании объекта промышленной собственности, реализации своих потенциальных способностей и возможностей? Назовем лишь некоторые:

- поиск решения конкретной научно-технической задачи;

- желание устранить на изобретательском уровне недостатки используемых в производстве технологий, способов и (или) устройств;

- создание инноваций для выпуска конкурентоспособной продукции в своем производстве и «обход» аналогичных запатентованных технических решений конкурентов;

- патентование технологии, применяемые в предприятии, при приватизации которого нематериальные активы не учтены в составе приватизированного имущества;

- создание автору имиджа продуктивного творческого работника;

- поиск аргументов особой значимости научной работы перед защитой диссертации или участием в конкурсе;

- повышение весомости организации или научного подразделения внутри организации перед распределением штатов и размеров финансирования;

- желание заработать деньги;

- потребность обозначить свое имя.

Итак, автор изобретения (изобретатель) (здесь и далее под термином «изобретение» мы понимает любой результат интеллектуальной деятельности, охраняемый нормами патентного права) в результате многолетнего творческого поиска получил результат, имеющий новизну, изобретательский уровень и практическую применимость.

Возникает извечный вопрос: патентовать - не патентовать? Принятие соответствующего решения мотивируется рядом факторов. Среди них:

- желание получить на изобретение патентное исключительное право;

- защита результатов собственных поисков и технических решений, выполненных на изобретательском уровне, имеющих новизну и промышленную применимость;

- закрепление своих прав на технические решения, фактически принадлежащие третьим лицам, но не защищенные ими в законодательном порядке;

- распространение информации о собственных правах на эффективные технические решения, которые на самом деле таковыми не являются;

- патентовать только то, что имеет коммерческую ценность и может быть реализовано на рынке интеллектуальных предложений;

- патентовать только те решения, которые в течение граничного срока не будут замещены более эффективными;

- патентовать только технические решения и предложения, значительные затраты на оформление охранных документов по которым и поддержание патентов в силе оправданы последующим их коммерческим использованием.

Специфические для АПК Российской Федерации цели патентования дают формальные основания подвергать сомнению целесообразность патентования перспективных разработок в различные его отраслях. Здесь отметим традиционно высокую инертность сотрудников многих звеньев научного обеспечения АПК, а также укоренившуюся на основе многолетней практики уверенность в безнадежности и бесперспективности коммерциализации разработок. Вместе с тем работники всех направлений научного, научно-технического и производственного обеспечения должны объективно представлять себе, что в условиях рынка получить бесплатно на законных основаниях можно только то, что не имеет коммерческой ценности.

Среди множества причин отказа авторов от патентования результата интеллектуальной деятельности назовем лишь две:

- обязательное требование об опубликовании основных научных результатов диссертации. Соискатель ученой степени не откладывает представление диссертации к защите в ожидании получения охранного документа (патента), процедура оформления которого иногда растягивается на два-три года;

- потенциальный патентообладатель при выполнении юридически значимых действий Патентным ведомством (Роспатентом) несет бремя уплаты весомых пошлин.

В этой связи автор вынужден передать третьему лицу (физическому или юридическому) право оформления исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности на имя этого третьего лица (третьих лиц).

Потребитель результата научно-технической деятельности (предприниматель) в условиях становления рыночных отношений также вынужден:

- соизмерять возможные собственные затраты на создание результатов интеллектуальной деятельности и модернизацию в связи с этим технологии и оборудования с прогнозом экономической эффективности от реализации этих результатов в собственном производстве;

- прогнозировать с участием автора (изобретателя) необходимость приобретения ранее известных патентов у третьих лиц и предполагаемые на это затраты;

- учитывать предстоящие платежи за поддержание патента в силе и расходы на охрану коммерческой тайны в предприятии, сопоставлять эти затраты с возможной дополнительной прибылью;

- поддерживать всеми мерами творческую атмосферу в коллективе, стремление авторов изобретений максимально реализовывать свой интеллектуальный потенциал;

- обеспечивать условия для профессионального роста работника, повышения их квалификации, улучшать социально-бытовые условия;

- ограждать творческого работника от возможных негативных действий завистников, стремлений отдельных сослуживцев и руководителей войти в соавторы, разделить с авторами вознаграждение за результаты интеллектуальной деятельности.

В приведенных выше определениях изложены лишь отдельные, на наш взгляд, узловые моменты, определяющие мотивы, цели и действия авторов изобретений, патентообладателей (правообладателей) и потребителей результатов интеллектуальной деятельности. Далее с учетом этих анализа и выводов следует рассмотреть возможную систему мер, подлежащих реализации учреждениями высшего профессионального образования и научными организациями. По понятным причинам, крен будет нами сделан в сторону ВУЗов, однако основные тезисы и выводы будут приемлемы к организациям науки и научного обслуживания.

В Российской Федерации, как и в других странах мирового сообщества, вопросы научного обеспечения любой отрасли решают специализированные отраслевые вузы и НИИ. Именно здесь сосредоточен основной контингент кадров высшей научной квалификации, здесь находятся научные школы и здесь закладывается преемственность традиций и поколений.

Парадоксально, но именно эти формирования в силу ряда причин отстранены от активной передачи разработок производству, авторского надзора и определения на этой основе перспективных для исследований вопросов. Вузы и НИИ активное участие в инновационных процессах наиболее успешно могут осуществлять через создаваемые ими хозяйственные общества.

Несколько слов в порядке справки.

В Российской Федерации с 1 января 2008 г. микропредприятия имеют предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) до 60 млн р. и численность работников до 15 человек; малые предприятия соответственно до 400 млн р. и до 100 человек; средние предприятия до 1000 млн р. и от 101 до 250 человек включительно (Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556).

Создаваемые и действующие в АПК хозяйственные общества в большинстве своем относятся к микропредприятиям и малым предприятиям. В нашей практике за ними закрепились названия «малые предприятия в научно-технической сфере» или «агротехнопарки». В начале 90-х гг. прошлого столетия только под эгидой Главка науки Минсельхоза России успешно работало 86 таких предприятий.

Известно, что в США и странах Западной Европы малые и средние предприятия обеспечивают 70-75% рабочих мест, производят 40-50% валового внутреннего продукта, играют опережающую роль в освоении наукоемких технологий, производстве продукции и продуктов. В России вклад малого бизнеса в ВВП ежегодно составляет 13-15%, а на долю

инновационных технологий приходится примерно 1% их общего числа.

Нельзя не признать, что создаваемые малые формирования в научно-технической сфере без активного участия в их работе коллективов вузов и НИИ работают продуктивно только на основе «заделов» этих учреждений, однако авторство разработок и принадлежность результата интеллектуальной деятельности эти формирования или не признают вообще или признают на бездоговорном уровне.

Несколько слов об истоках такого явления.

Правовая возможность участия высших учебных заведений в формировании малых предприятий в научно-технической сфере была обеспечена нормами статьи 27 «Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако Федеральным законом РФ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ это право было сохранено только для негосударственных высших учебных заведений. Лишение государственных высших учебных заведений прав собственников имущества привело к тому, что, по опубликованной информации, только за 2005-2008 гг. количество инновационных наукоемких предприятий в России сократилось более чем в два раза.

Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Закон от

02.08.2009 г. № 217-ФЗ) является актом, направленным на устранение этого парадокса. Он открывает определенные возможности для НИИ и ВУЗов, однако реализация его связана с некоторыми проблемами.

Формирование сети хозяйственных обществ для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности не должно являться самоцелью, показной деятельностью для руководства или демонстрацией собственной прогрессивности вуза. Основные цели создания этих предприятий:

- передача результатов интеллектуальной деятельности творческих коллективов вузов и НИИ товаропроизводителям на взаимовыгодной (коммерческой) основе;

- обеспечение дополнительного вознаграждения авторам разработки и работникам хозяйственного общества за счет средств, полученных от потребителя наукоемкой продукции;

- оплата за выполнение работ штатными работниками и совместителями;

- создание рабочих мест для студентов и аспирантов;

- повышение деловой и научной квалификации работающих по совместительству в предприятии преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов;

- использование практики работы хозяйственных обществ для обучения студентов основам предпринимательской деятельности;

- на основе обобщения опыта инновационной деятельности выявление узких мест и точек роста в аграрном производстве и определение направлений дальнейших исследований и разработок.

Закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ разрешает вузам (повторим - здесь о НИИ мы не говорим, но

основные нормы для вуза и НИИ совпадают) выступать учредителями хозяйственных обществ. Однако Закон вводит ряд принципиальных ограничений.

Так, вуз имеет право выступать учредителем:

- только тех хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

- только тех хозяйственных обществ, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат вузу.

Подчеркнем следующее: вуз имеет право вносить в уставной капитал право использования результатов интеллектуальной деятельности. Исключительное право на эти результаты сохраняются за вузом.

То есть:

- отчуждать исключительное право другой стороне (хозяйственному обществу) по ст. 1234 части четвертой ГК РФ ВУЗ не имеет право;

- можно вносить только право использования хозяйственным обществом принадлежащего вузу результата интеллектуальной деятельности по норме, приведенной в ст. 1235 «Лицензионный договор».

Мы не ставим целью сообщения проведение критического анализа норм Закона, и уж тем более поиск причин отказа от выполнения его духа и буквы. В Законе содержится целый блок правовых норм, конкретизирующих или разъясняющих положения ранее действовавших и действующих актов и эти новеллы можно и нужно использовать в дальнейшей инновационной деятельности вуза и НИИ. Однако на некоторых специфических нормах отечественного законодательства следует остановиться.

Во-первых, вузы как учредители хозяйственных обществ в качестве вклада в уставные капиталы вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау). Однако из создаваемых в вузах и НИИ агропромышленного комплекса и работающих на АПК институтах других ведомств объектов интеллектуальной собственности изобретения, полезные модели и промышленные образцы получают охрану путем регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Минобрнауки России (Роспатенте), исключительное право на селекционное достижение признается и охраняется при условии государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений с выдачей патента Минсельхозом России, а исключительное право на секрет производства (ноу-хау) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание.

Следовательно, на передачу результата интеллектуальной деятельности вуза (кроме секрета производства) нужно получить согласие уполномоченного регистрирующего органа - зарегистрировать лицензионный договор. И если передающая сторона вуз (правообладатель), то принимающей стороны (хозяйственного общества) пока нет, оно только создается. Кому передавать?

Во-вторых, по Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в последующих редак-

циях) хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО):

- считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 2);

- имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе (п. 2 ст. 2);

- должно иметь размер уставного капитала не менее стократной величины минимального размера оплаты труда (с 1 января 2009 г. - 4330 р. по Закону от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ). Уставной капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов (п.1 ст. 14);

- вкладом в уставной капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (п. 1 ст. 15);

- на момент государственной регистрации общества его уставной капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину (п.2 ст. 16);

- каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставной капитал в течение срока, не превышающего один год с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 16).

- Из приведенных и некоторых других норм законодательства, а также опыта прошлых лет по созданию ООО в Минсельхозе России, следует:

- если вуз выступает единственным учредителем хозяйственного общества - минимальный размер уставного капитала должен быть 433 тыс. р., из них половину составляют имеющие денежную оценку принадлежащие вузу исключительные права, другую половину - деньги. Денежный взнос нужно оформить до государственной регистрации общества;

- Вуз может привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, при этом доля вуза в ООО должна составлять более чем одну треть. То есть, привлеченные «другие лица» должны оплатить деньгами не менее половины уставного капитала ООО, но обязательно до его регистрации;

- вносить в уставной капитал право использования результатов интеллектуальной деятельности наполовину невозможно по определению.

В-третьих, денежная оценка исключительного права, вносимого в качестве вклада в уставной капитал ООО, принимается всеми учредителями (участниками) единогласно. Если она составляет более 500 тыс. р., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

А кто будет оплачивать оценку? И как провести оценку результата интеллектуальной деятельности без наложения его на конкретное производство, на текущую и перспективную ценовую и налоговую политику?

В-четвертых, новые функции вуза требуют регистрации изменений и дополнений в их учредительные документы. Процедура эта по нашему законодательству усложнена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, нормы Закона не согласуются с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Так, в последних абзацах ст. 1 и 2 Закона сказано, что доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, владельцами которых являются НИИ и вузы, часть прибыли хозяйственных обществ, полученных этими НИИ и вузами (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение.

В этой связи обратим внимание на следующее.

Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. 2007 г.) ст. 2 устанавливает, что федеральные и другие законы не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

По статье 38.1 «Принцип подведомственности расходов бюджетов» Кодекса получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. По ст. 41 «Виды доходов бюджетов» к неналоговым доходам бюджетов отнесены (п. 3, абзац 3): доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, до внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ самостоятельное распоряжение вузом и НИИ доходами от практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности может иметь нежелательные последствия.

Эти и другие примеры правоприменительной практики говорят о необходимости снять целый ряд возможных ограничений в формировании многих хозяйственных обществ, учредителями которых станут вузы и НИИ.

Но уже сейчас в государственных вузах следует провести некоторые предварительные и обязательные мероприятия.

Остановимся кратко на некоторых из них.

Как отмечалось выше, вуз может быть учредителем хозяйственного общества по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данному вузу.

По гражданскому и патентному праву Российской Федерации исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может перейти к ВУЗу по ряду оснований:

- исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть передано автором другому лицу по договору (п. 3 ст. 1228 «Автор результата интеллектуальной деятельности» части четвертой ГК РФ);

- по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю) (п. 1 ст. 1234 «Договор об отчуждении исключительного права» части четвертой ГК РФ);

- исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (п. 3 ст. 1228 части 4 ГК РФ);

- право на получение патента и исключительное право принадлежит организации, выполняющей контракт (исполнителю), если контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, от имени которой выступает государственный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации (п. 1 ст. 1373 «Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту» части четвертой ГК РФ).

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может перейти к ВУЗу также по завещанию, договору дарения, договорам мены и залога, обращению взыскания на права патентообладателя и некоторым другим.

К селекционным достижениям, созданным, выведенным или выявленным при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, соответственно применяются правила статьи 1373 части четвертой ГК РФ (ст. 1432 «Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту»).

Из приведенных норм следует, что приобретение Вузом исключительного права на результат интеллектуальной деятельности у законных правообладателей требует обязательных, и зачастую значительных, финансовых вложений. При этом одновременно с приобретением исключительного права вуз приобретает обязанность уплаты ежегодных пошлин за поддержание патента в силе.

Отсюда вытекает важный вывод: вузу следует приобретать исключительные права только на те результаты интеллектуальной деятельности, которые будут коммерциализироваться с гарантированным экономическим результатом.

Первым шагом к реализации Закона от

02.08.2009 г., несомненно, является оценка соответствующего потенциала вуза. Проще говоря, а есть ли у ВУЗа охраняемые исключительные права (действующие патенты и конфиденциальная информация - секреты производства)?

Если таковые исключительные интеллектуальные права есть, то могут ли они быть вовлечены в правовой (хозяйственный) оборот? И, естественно, только на коммерческой основе!

Есть ли на кафедрах и в научных лабораториях разработки, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, но содержание которых сохраняется в режиме производственных секретов (ноу-хау)?

Есть ли на кафедрах и в лабораториях разработки, соответствующие требованиям патентного законодательства, для охраны которых следует оформить заявки на выдачу патентов?

Есть ли у вуза результат интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, действие охранного документа на который прекращено менее чем три года назад в связи с неуплатой в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе и действие которого можно восстановить?

И еще один пример нечеткости отдельных положений правовых нормативных актов принятия к бухгалтерскому учету результата интеллектуальной деятельности как нематериального актива. По приказам Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н и от

03.07.2009 г. № 69н с 1 января 2009 г. действует новая Инструкция по бюджетному учету, по которой для принятия результата интеллектуальной деятельности к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива необходимо выполнение ряда условий. Условия эти применительно к интеллектуальным правам, по нашему мнению, невыполнимы.

В этой связи включение в бухгалтерский учет имеющих денежную оценку интеллектуальных прав как нематериальных активом проводится вузами и НИИ не всегда. Так что же передавать в устав хозяйственного общества?

Изложенные выше и некоторые другие «нестыковки» гражданского законодательства, правовых нормативных актов в нашей стране создают серьезные препятствия в построении современной инновационной экономики, без которой рассуждения

о поступательном движении останутся именно рассуждениями.

Мировой практикой становления и развития всех без исключения стран подтверждаются основополагающие принципы создания перспективных экономических отношений внутри страны - создание и реализация инновационной экономики. В основе же инновационной экономики должны лежать инновации, результаты интеллектуальной деятельности и интеллектуальные права. Без развитого

рынка интеллектуальных прав переход к инновационной экономике вообще невозможен.

Названные выше запреты вузам и НИИ учреждать инновационные малые предприятия и распоряжаться доходами от реализации разработок в производстве не способствовали созданию инновационной экономики. Закон от 02.08.2009 г. направлен на устранение этого препятствия. Активная работа по его реализации - неотложная и важная задача коллективов вузов и НИИ.

РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА МОЛОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОХОЛДИНГА «КРАСНЫЙ ВОСТОК АГРО»)

А.Н. Хайруллин, д.э.н., Президент Национального союза производителей молока, первый зам. пред. Комитета по аграрным вопросам Государственной думы Федерального Собрания РФ

Говоря о том, как непросто сегодня отечественным сельхозтоваропроизводителям преодолевать трудности, связанные с мировым финансовым кризисом, в начале своего выступления хочется прежде всего обратить Ваше внимание на успехи и достижения «КВ Агро», ставшие за шесть лет деятельности достоянием не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации в целом.

Компания «Красный Восток Агро» была создана в 2003 г. на территории 68 пришедших в упадок сельскохозяйственных предприятий, расположенных в семи районах Республики Татарстан: Зеленодольском, Верхнеуслонском, Алькеевском,

Алексеевском, Нурлатском Рыбнослободском и Спасском. Данная территория включает в себя 136 населенных пунктов, где проживает около 156 тыс. жителей. Вся трудоспособная часть этого населения была трудоустроена на предприятия агрохолдинга «Красный Восток Агро». Сегодня на территории предприятий «Красный Восток Агро» проживает 15% сельских жителей РТ.

Всего за несколько лет компания сумела из самых отсталых хозяйств в регионе создать уникальное, крупнейшее сельскохозяйственное производство в России, включающее в себя производство молока, племенной продукции и говядины. Для того, чтобы достичь этого, в максимально короткие сроки компанией «Красный Восток Агро» в чистом поле было построено 10 животноводческих комплексов по проекту шведской компании «Де Лаваль» с проектными мощностями от 5200 до 7800 дойных коров. Из-за рубежа было завезено более 36 тыс. голов племенного высокопродуктивного скота голшти-но - фризской породы с генетической продуктивностью 10-12 тыс. л в год.

Уже к декабрю 2007 г. «Красный Восток Агро» смог достигнуть показателя 500 т молока в сутки в зачетном весе и производить каждый третий литр товарного молока в Республике Татарстан. Одна компания сегодня производит молока больше, чем 56 субъектов РФ. Это заставляет задуматься над многим...

На сегодняшний день компания имеет 76,0 тыс. голов высокопродуктивного крупного рогатого скота, в том числе 27 тыс. голов - дойных коров. Уже сегодня «Красный Восток Агро» является крупнейшим в мире производителем молока и племенной продукции. Поголовье КРС за время реализации проекта увеличилось в 5 раз, поголовье дойных коров - в 6 раз, а производство молока - в 20 раз!

Это также результат планомерной селекционно-племенной работы компании, так как одним из

ведущих направлений деятельности «КВ Агро» является выращивание племенного молодняка крупного рогатого скота для дальнейшего использования в хозяйствах, а также вымывание эмбрионов от высокопродуктивных коров и трансплантация эмбрионов местным беспородным телкам и коровам.

Эмбрионотрасфер может ускорить селекционный процесс в молочном скотоводстве в 6-7 раз по сравнению с обычными методами разведения. Поэтому с октября 2006 г. специалистами компании была начата работа по вымыванию эмбрионов от высокопродуктивных коров - доноров с удоем не менее 10 тыс. л за 300 дней лактации. К 1 октября 2009 г. было вымыто 18 тыс. эмбрионов от коров с удоем более 12 тыс. л молока за период лактации.

Молодняк, получаемый сегодня компанией «Красный Восток Агро» методом трансплантации эмбрионов, обладает высокими генетическими показателями продуктивности, имеет высокую степень сохранности и успешно выращивается. В 2008 г. на 100 голов высокопродуктивных племенных коров было получено 84 теленка, а с учётом ввода нетелей количество телят на 100 коров превысило 105 голов. За счёт использования секстированной спермы и трансплантации эмбрионов рождение тёлочек часто превышает 80%.

Для того, чтобы обеспечить большое поголовье скота качественными кормами, было необходимо сформировать земельный фонд - сегодня компания обрабатывает около 300тыс. га земли, увеличив производство кормов в 12 раз. В 2009 г. было произведено 1,2 млн т высококачественных кормов. Столько кормов в Российской Федерации не заготавливает ни одно предприятие.

Общая сумма вложенных в проект инвестиций за четыре года деятельности компании составила 22,0 млрд р., из которых 12 млрд р. - частные вложения, а 10 млрд - кредиты банков.

Таким образом, в центре России было создано племенное ядро, которое в ближайшие годы будет способно ежегодно на рынок поставлять более 15 тыс. голов племенных животных.

Применение в производстве более прогрессивных технологий, позволило компании «Красный Восток Агро» увеличить объем денежной выручки со 107 млн р. в 2003 г., до порядка 7,0 млрд р. в 2008 г.

Агрохолдинг обеспечил работой около 5 тыс. сельских жителей. В рамках приоритетного национального проекта ОАО «Красный Восток Агро» ведет строительство домов для молодых специалистов и членов их семей. Опыт компании показал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.