Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина Т.В.

Целью исследования стала инновационная политика высшего учебного заведения. В статье рассмотрены виды инноваций. Обосновано, что инновационная деятельность современных вузов должна быть связана с созданием, реализацией и получением требуемого уровня социально-экономического, образовательного и прочих видов эффектов, связанных с осуществлением инновационных процессов. Отсюда, основными видами инноваций, создаваемыми и используемыми в вузах, будут образовательно-воспитательные, собственно инновационные, управленческие, экономические, а также социальные. С учетом обозначенных видов инноваций в статье проведен анализ понятия инновационная среда вуза. Обосновано, что наиболее верным подходом будет рассматривать инновационную среду вуза как сочетание внешней и внутренней сред большинства участников реализуемых инновационных процессов вуза при взаимодействии с его индустриальными партнерами. С указанных позиций, инновационная среда будет представлять собой систему рациональных и гармоничных взаимодействий инноваторов, производителей конкурентоспособной продукции (услуг), инвесторов инновационных разработок и развитой инновационной и образовательной инфраструктуры, возможно, инновационной экосистемы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POLICY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS AN OBJECT OF RESEARCH

The purpose of the study was the innovation policy of a higher educational institution. The article discusses the types of innovations. It is proved that the innovative activity of modern universities should be associated with the creation, implementation and receipt of the required level of socio-economic, educational and other types of effects associated with the implementation of innovative processes. Hence, the main types of innovations created and used in universities will be educational, innovative, managerial, economic, as well as social. Taking into account the designated types of innovations, the article analyzes the concept of the innovative environment of the university. It is proved that the most correct approach would be to consider the innovation environment of the university as a combination of the external and internal environments of the majority of participants in the implemented innovation processes of the university in interaction with its industrial partners. From these positions, the innovation environment will be a system of rational and harmonious interactions of innovators, producers of competitive products (services), investors of innovative developments and a developed innovation and educational infrastructure, possibly the innovation ecosystem of the university.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Инновационная политика высшего учебного заведения как объект исследования

Горина Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры управления инновациями Института технологий управления, ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», ltv26@mail.ru

Целью исследования стала инновационная политика высшего учебного заведения. В статье рассмотрены виды инноваций. Обосновано, что инновационная деятельность современных вузов должна быть связана с созданием, реализацией и получением требуемого уровня социально-экономического, образовательного и прочих видов эффектов, связанных с осуществлением инновационных процессов. Отсюда, основными видами инноваций, создаваемыми и используемыми в вузах, будут образовательно-воспитательные, собственно инновационные, управленческие, экономические, а также социальные. С учетом обозначенных видов инноваций в статье проведен анализ понятия инновационная среда вуза. Обосновано, что наиболее верным подходом будет рассматривать инновационную среду вуза как сочетание внешней и внутренней сред большинства участников реализуемых инновационных процессов вуза при взаимодействии с его индустриальными партнерами. С указанных позиций, инновационная среда будет представлять собой систему рациональных и гармоничных взаимодействий инноваторов, производителей конкурентоспособной продукции (услуг), инвесторов инновационных разработок и развитой инновационной и образовательной инфраструктуры, возможно, инновационной экосистемы вуза. Ключевые слова: инновационная политика, высшее учебное заведение, инновационная деятельность, инновационная среда, инновационная и образовательная инфраструктура

Рассмотрим, прежде всего, основные виды инноваций, которые создаются и применяются вузами. Инновацией для вузов могут выступать как инновационные продукты, так и широкий спектр инновационных техноло-гий[1].

При этом под инновационными продуктами следует понимать результаты непосредственной инновационной деятельности вузов (отдельные работы, продукция и услуги), которые предназначены для реализации целевым рынкам. В данном случае для вузов инновационными продуктами будут выступать выпускники вузов, которые обладают необходимым набором компетенций для нужд бизнеса и государственной кадровой политики. Также к инновационным продуктам следует относить комплекс научно-практических разработок вузов. В свою очередь, под инновационными технологиями следует понимать комплекс технологий по созданию нового или улучшению существующего продукта посредством реализации новых технологий, которые обеспечивают новую необходимую стоимость, а также более высокое качество указанных продуктов для вузов[2]. Следует отметить, что критерием оценки эффективности реализации инновационных технологий выступает достигнутый уровень качества выходных продуктов вузов[3].

Отсюда, основными видами инноваций, которые создаются и применяются вузами, можно считать следующие виды:

-в рамках реализуемого инновационного потенциала вузов можно выделять базисные инновации, как новые принципиальные решения, которые формируют новое направление для деятельности вузов. Далее здесь следует указать на модифицирующие инновации, которые представляют собой решения, приводящие к существенным изменениям базисных нововведений для вузов. Наконец, здесь можно говорить и о существовании псевдоинноваций, как решений, которые представляют собой внесение исключительно незначительных изменений в базисные нововведения вузов;

-в рамках выявления источника появления инноваций для вузов[4]. Здесь можно рассматривать инновации вузов, которые создаются или применяются в аспекте специфичности протекания научно-технического прогресса, в аспекте проходящих трансформаций общества или потребностей самих вузов;

-в рамках реализуемого предмета инноваций для вузов. Здесь следует указывать на возможность появления новых продуктов или услуг, а также на появление новых процессов в виде реализуемых технологий или методик;

-в рамках возможного масштаба применения инноваций для вузов. Здесь следует различать системные, локальные, а также модульные инновации вузов;

-в рамках рассмотрения целей создания инноваций для вузов. В данном случае можно говорить, как о стра-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

тегических, так и о реактивных целях создания инноваций с точки зрения реагирования на действия конкурентов и на складывающуюся в стране социально-экономическую обстановку;

-в рамках реализации мероприятий по удовлетворению потребностей целевых аудиторий. Здесь следует говорить об инновациях, которые удовлетворяют существующие потребности целевой аудитории, а также о ситуациях, в рамках которых формируются новые запросы в отношении продуктов и услуг вузов;

-в рамках способа разработки инноваций для вузов. Здесь следует говорить об инновациях, которые разрабатываются для вузов в рамках привлечения внешних разработчиков, а также инновации, которые разрабатываются непосредственно самими вузами.

Существует также и другая точка зрения на инновации, создаваемые и применяемые вузами применительно к сфере функционального использования данных инноваций. В рамках этой точки зрения, в частности, выделяют следующие виды инноваций[5]:

-комплекс технических инноваций, которые создаются и используются в рамках производства продуктов и услуг, имеющих улучшенные или новые качества для целевых аудиторий;

-комплекс технологических инноваций, которые создаются и используются в рамках применения более эффективных способов производства и предоставления целевым аудиториям продуктов и услуг вузов;

-комплекс социальных инноваций, чье создание и использование связано с обеспечением улучшения условий труда, а также с решением проблем социально ответственного поведения работников вуза и с обеспечением социальной эффективности вузов в реализации своих миссий;

-комплекс организационно-управленческих инноваций, чье создание и использование связано с осуществлением процессов оптимальной организации деятельности вузов, с принятием ряда эффективных сбалансированных оперативных или стратегических решений в вузах;

-комплекс информационных инноваций, чье создание и использование связано с решением задач по рациональной организации системы информационных потоков применительно к сфере инновационной и научно-исследовательской деятельности вузов. Также указанный вид инноваций связан с решением проблем эффективной информационной политики вузов, направленное на обеспечение повышения уровня достоверности, уровня оперативности получения целевыми аудиториями информации от вузов.

Для того, чтобы уточнить конкретные виды инноваций, которые создаются и используются в вузах, следует отметить, что в современных вузах инновационная деятельность ориентируется, в первую очередь, на значительное повышение уровня качества образовательных услуг, а также на обеспечение роста качества личности обучающихся. Несомненно, в рамках реализуемых мероприятий инновационной деятельности следует говорить и о создании новых наукоемких или интеллектуальных образовательных технологий, учебного оборудования и учебников. Отдельный пласт внедряемых инноваций в вузах связан с развитием новых источников ресурсного обеспечения вузов, с реализацией мероприятий по совершенствованию системы трудовых мотиваций, по повышению квалификационного уровня ППС (профессорско-преподавательского состава). Наконец,

важным направлением инновационной деятельности в вузах следует признать деятельность по созданию рационально функционирующей инновационной инфраструктуры, а также по обеспечению деятельности данной инфраструктуры с точки зрения выполнения основных требований к эффективности вузов[6]. При этом, базовым критерием, который определяет результативность создания, а также использования инноваций в вузах, следует считать достигнутый уровень инновационного потенциала вузов. Данный критерий будет характеризовать способность вузов осуществлять в долгосрочной перспективе широкий спектр инновационных процессов.

Все вышесказанное позволяет нам утверждать, что инновационная деятельность современных вузов должна быть связана с созданием, реализацией и получением требуемого уровня социально-экономического, образовательного и прочих видов эффектов, связанных с осуществлением инновационных процессов. Отсюда, основными видами инноваций, создаваемыми и используемыми в вузах, будут:

-образовательно-воспитательные, как результаты реализации мероприятий инновационной деятельности вузов в виде вновь разработанных образовательных курсов и программ, направлений (профилей) и специальностей подготовки, а также переподготовки кадров, инновационных технологий образования, новых технологий по поиску и развитию, в том числе и патриотическому развитию одаренной молодежи;

-собственно инновационные, как возможные результаты осуществления мероприятий инновационной деятельности, а именно: новые технологии, образцов техники, изделий, материалов, научно-технических услуг, прочей наукоемкой продукции по профилю конкретного вуза;

-управленческие, как возможные результаты реализации мероприятий инновационной деятельности, представленные в виде эффективных технологий управления различными видами деятельности вузов и бизнесом вузов в целом;

-экономические, как возможные результаты реализации мероприятий инновационной деятельности, представленные в виде эффективных схем ресурсного обеспечения деятельности вузов, а также моделей реализации мотивационных схем для ППС, прочих экономических механизмов повышения уровня рентабельности и результативности деятельности вузов;

-социальные, как возможные результаты реализации мероприятий инновационной деятельности, представленные в виде эффективных технологий реализации третьей миссии вузов, эффективных мероприятий информационной политики, эффективных мероприятий социальной ответственности на развитие общества и местных сообществ.

С учетом обозначенных видов инноваций, перейдем далее к анализу понятия инновационная среда вуза.

В отдельных научных статьях отмечается, что суть инновационной среды вуза связана с обеспечением синтеза основополагающих факторов и параметров развития личности преподавателя и студента. При это касается и среды жизнедеятельности преподавателей и студентов, а также процессов воспитания, самовоспитания и самообразования с точки зрения реализации творческого потенциала преподавателей и студентов. С указанных позиций инновационная среда вуза — это ком-

плексная форма проектирования и осуществления главных принципов организации инновационной деятельности в вузе. В силу этого, инновационную среду вуза следует считать единым творческим и образовательным пространством вуза, которое позволяет кооперировать усилия большинства заинтересованных участников инновационной деятельности в подготовке будущих инно-ваторов и изобретателей[7].

В другом научном исследовании отмечается, что процессы по формированию инновационной среды вуза связаны с обеспечением развития инновационного потенциала вуза, который важен применительно к генерации новых идей для конкретных областей и сфер деятельности индустриальных партнеров вуза. Также этот потенциал необходим для разработки новых продуктов и услуг, технологий, реализации мероприятий по продвижению прикладных и фундаментальных исследований для разных отраслей и сфер деятельности. Нельзя также игнорировать тот факт, что инновационный потенциал вуза обеспечивает развитие и стимулирует инновационную активность преподавателей и студентов вуза как ключевого критерия, определяющего готовность вуза к ведению инновационной деятельности[8]. Фактически, авторы данной научной статьи предлагают понимать под инновационной средой комплекс продуктов рациональных и гармоничных отношений участников инновационных процессов вуза, которые базируются:

-на качественном инновационном содержании активностей преподавателей и студентов вуза, которые отражаются в образовательных программах, а также в образовательных траекториях студентов;

-на комплексе инновационных технологий, которые реализуются вузом в рамках ведения образовательной деятельности и в рамках разработки широкого спектра инноваций. Здесь в основе лежит трансдисциплинарный подход, интерактивные методы взаимодействий участников инновационных процессов и тьюторство;

-на современных методах воспитания, которые связаны с реализацией методов и методик воспитания молодежи в современных социально-экономических условиях, обеспечивающих новаторский дух и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Также в отдельных научных трудах отмечается связь инновационной среды вуза с новыми формами управления инновациями в сфере высшего образования, которые базируются на формировании ситуационно-прогностических подразделений в вузах. Формирование подобных подразделений приводит к необходимому безопасному уровню функционирования инновационной среды вуза с точки зрения проведения непрерывного мониторинга и регулирования последствий возникновения опасностей, которые могут повлиять на уровень качества образования и инновационных разработок вуза[9].

Также ряд авторов определяет инновационную среду вуза как совокупность форм, методов, содержания, а также средств ведения инновационной деятельности преподавателями и студентами, которые базируются на осуществлении трансфера достижений науки, техники в образовательные процессы вуза. По мнению авторов. Данные формы, методы, содержания и средства ведения инновационной деятельности связаны с формированием прогрессивной инновационной личности преподавателей и студентов по критерию уровня их способности принимать комплекс креативных решений

для будущей сферы профессиональной деятельно-сти[10].

Еще одной точкой зрения на понятие инновационной среды выступает позиция, касающаяся того, что инновационная среда вуза - это часть инновационной среды национальной экономики. Инновационная среда вуза включает комплекс организационно-управленческих, социально-экономических, правовых и технико-технологических отношений вуза с индустриальными партнерами в части создания и будущей коммерциализации востребованных рынков инновационных продуктов и услуг. Фактически, данные авторы утверждают, что инновационная среда будет характеризовать функции, комплекс связей и взаимодействий вуза с предпринимательскими структурами различных секторов национальной экономики. И эти связи, взаимодействия будут обеспечивать инновационную деятельность вуза посредством коммерциализации разработок и исследований, а также посредством внедрения всех разработанных инноваций в процессы оказания образовательных услуг, что позволит значительно повысить уровень их конкурентоспо-собности[11].

В аспекте всех представленных определений, автор считает, что наиболее верным подходом будет рассматривать инновационную среду вуза как сочетание внешней и внутренней сред большинства участников реализуемых инновационных процессов вуза при взаимодействии с его индустриальными партнерами. С указанных позиций, по мнению автора, инновационная среда будет представлять собой систему рациональных и гармоничных взаимодействий инноваторов, производителей конкурентоспособной продукции (услуг), инвесторов инновационных разработок и развитой инновационной, и образовательной инфраструктуры, возможно, инновационной экосистемы вуза.

Литература

1. Инновационный вуз: методология управления: монография / А. И. Барановский, В. Г. Вольвач; АНО ВО "Омский экономический институт". - Омск: Изд-во АНО ВО "Омский экономический ин-т", 2017. Стр. 34 (177 с.)

2. Инновационный потенциал вуза как фактор конкурентоспособности на рынке образовательных услуг: [монография]/ С. А. Гурфова, Л. З. Халишхова; М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Кабардино-Балкарский гос. аграрный ун-т им. В. М. Кокова". -Нальчик: Принт Центр, 2015. Стр. 41 (142 с.)

3. Инновационный механизм современного вуза: становление и тенденции развития в условиях глобализации экономики: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Сидорова Наталья Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики]. - Москва, 2012. Стр. 13 (24 с.)

4. Управление инновациями как основа предпринимательской деятельности в образовательном процессе вуза: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бабенко Екатерина Игоревна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2008. Стр. 39 (149 с.)

5. Оценка инновационной деятельности вуза: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Ефремова Полина Витальевна; [Место защиты: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса]. - Владивосток, 2020. Стр. 12 (23 с.)

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

CS CS

о

CS

6. Роль инноваций в эффективной реализации образовательного процесса вуза..Тарас О.Б. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-2. С. 101-104.

7. Алисов Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. 2001. №1. С. 61-63.

8. Шмелева Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития [Электронный ресурс] // Научный поиск. 2012. №1(3). С. 14-17. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_1_2776].

9. Ефимов П. П., Костин В.Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. №7. С. 502-506. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/1 5/arendachuk

10. Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности. Сургут, 2009. 195 с.

11. Шарова О.О. Оценка уровня развития инновационной среды вуза / О.О. Шарова // Инновации и инвестиции. - 2011. - № 2

Innovation policy of a higher educational institution as an object of

research Gorina T.V.

MIREA - Russian Technological University

The purpose of the study was the innovation policy of a higher educational institution. The article discusses the types of innovations. It is proved that the innovative activity of modern universities should be associated with the creation, implementation and receipt of the required level of socioeconomic, educational and other types of effects associated with the implementation of innovative processes. Hence, the main types of innovations created and used in universities will be educational, innovative, managerial, economic, as well as social. Taking into account the designated types of innovations, the article analyzes the concept of the innovative environment of the university. It is proved that the most correct approach would be to consider the innovation environment of the university as a combination of the external and internal environments of the majority of participants in the implemented innovation processes of the university in interaction with its industrial partners. From these positions, the innovation environment will be a system of rational and harmonious interactions of innovators, producers of competitive products (services), investors of innovative developments and a developed innovation and educational infrastructure, possibly the innovation ecosystem of the university. Keywords: innovation policy, higher education institution, innovation activity,

innovation environment, innovation and educational infrastructure References

1. Innovative university: management methodology: monograph / A. I.

Baranovsky, V. G. Volvach; ANO VO "Omsk Economic Institute". - Omsk: Publishing House of ANO VO "Omsk Economic Institute", 2017. Pp. 34 (177 p.)

2. Innovative potential of the university as a factor of competitiveness in the

market of educational services: [monograph] / S. A. Gurfova, L. Z. Khalishkhova; Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Federal State. budgetary educational institution of higher education. education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov". - Nalchik: Print Center, 2015. Pp. 41 (142 p.)

3. Innovative mechanism of a modern university: formation and development

trends in the context of the globalization of the economy: Abstract of the thesis. ... candidate of economic sciences: 08.00.01 / Sidorova Natalia Alexandrovna; [Place of protection: Mosk. state University of Economics, Statistics and Informatics]. - Moscow, 2012. Pp. 13 (24 s.)

4. Innovation management as the basis of entrepreneurial activity in the

educational process of the university: dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05 / Babenko Ekaterina Igorevna; [Place of protection: Tamb. state un-t im. G.R. Derzhavin]. - Tambov, 2008. P. 39 (149 p.)

5. Evaluation of the innovative activity of the university: abstract of the thesis.

... candidate of economic sciences: 08.00.05 / Efremova Polina Vitalievna; [Place of defense: Vladivostok State University of Economics and Service]. - Vladivostok, 2020. Pp. 12 (23 s.)

6. The role of innovations in the effective implementation of the educational

process of the university. Taras O.B. International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 1-2. pp. 101-104.

7. Alisov E.A., Podymova L.S. Innovative educational environment as a factor

of personal self-realization // Secondary vocational education. 2001. No. 1. pp. 61-63.

8. Shmeleva E.A. Innovative educational environment of the university:

development space [Electronic resource] // Scientific search. 2012. No. 1(3). pp. 14-17. URL:

http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_1_2776].

9. Efimov P.P., Kostin V.N. The essence of the innovative educational

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

environment of the university [Electronic resource] // Young scientist. 2014. No. 7. pp. 502-506. URL:

http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachu k

10. Lazarev V.S., Razuvaeva T.N. Psychology of the team as a subject of innovation. Surgut, 2009. 195 p.

11. Sharova O.O. Assessment of the level of development of the innovative environment of the university / O.O. Sharova // Innovations and investments. - 2011. - No. 2

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.