Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина Т.В.

Целью исследования стала инновационная политика высшего учебного заведения. В статье рассмотрены ключевые элементы инновационной среды вуза - процессы инновационной деятельности, инновационное предложение разработок и наукоемких услуг, инновационный потенциал, комплекс инновационных проектов, инновационную инфраструктуру и инновационный климат вуза. Вопросы формирования инновационной инфраструктуры и вопросы регулирования инновационного климата вуза требуют отдельного исследования. Под инновационной политикой вуза автор понимает инструмент создания его инновационной среды путем формирования и проведения согласованных между собой стратегических и тактических мероприятий, направленных на повышение качества обучения и воспитания студентов, а также условий их обучения и жизнедеятельности на основе разработки и внедрения инновационных технологий и продуктов, развития инновационной инфраструктуры и улучшения инновационного климата в вузе. Также в статье выделены и описаны следующие основные направления инновационной политики - образовательно-воспитательное, инновационное, управленческое, экономическое и социальное направления - как инструмента создания эффективной инновационной среды вуза. Реализация всех указанных выше направлений инновационной политики вуза - это планирование стратегических и тактических мероприятий по разработке и внедрению инноваций для повышения эффективности: образовательно-воспитательной, инновационной, управленческой, экономической и социальной сферы деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POLICY AS A TOOL FOR CREATING AN EFFECTIVE INNOVATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The purpose of the study was the innovation policy of a higher educational institution. The article considers the key elements of the innovative environment of the university - the processes of innovation, the innovative offer of developments and knowledge-intensive services, innovative potential, a complex of innovative projects, innovative infrastructure and innovative climate of the university. The issues of formation of the innovation infrastructure and the issues of regulation of the innovation climate of the university require a separate study. The author understands the innovation policy of the university as a tool for creating its innovative environment through the formation and implementation of coordinated strategic and tactical measures aimed at improving the quality of education and upbringing of students, as well as their learning and living conditions based on the development and implementation of innovative technologies and products, the development of innovative infrastructure and improving the innovation climate in the university. The article also highlights and describes the following main directions of innovation policy - educational, innovative, managerial, economic and social directions - as a tool for creating an effective innovation environment of the university. The implementation of all the above-mentioned directions of the university's innovation policy is the planning of strategic and tactical measures for the development and implementation of innovations to improve the effectiveness of: educational, innovative, managerial, economic and social spheres of the university's activities.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

Инновационная политика как инструмент создания эффективной инновационной среды вуза_

Горина Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры управления инновациями Института технологий управления, ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», ltv26@mail.ru

Целью исследования стала инновационная политика высшего учебного заведения. В статье рассмотрены ключевые элементы инновационной среды вуза - процессы инновационной деятельности, инновационное предложение разработок и наукоемких услуг, инновационный потенциал, комплекс инновационных проектов, инновационную инфраструктуру и инновационный климат вуза. Вопросы формирования инновационной инфраструктуры и вопросы регулирования инновационного климата вуза требуют отдельного исследования. Под инновационной политикой вуза автор понимает инструмент создания его инновационной среды путем формирования и проведения согласованных между собой стратегических и тактических мероприятий, направленных на повышение качества обучения и воспитания студентов, а также условий их обучения и жизнедеятельности на основе разработки и внедрения инновационных технологий и продуктов, развития инновационной инфраструктуры и улучшения инновационного климата в вузе. Также в статье выделены и описаны следующие основные направления инновационной политики - образовательно-воспитательное, инновационное, управленческое, экономическое и социальное направления - как инструмента создания эффективной инновационной среды вуза. Реализация всех указанных выше направлений инновационной политики вуза - это планирование стратегических и тактических мероприятий по разработке и внедрению инноваций для повышения эффективности: образовательно-воспитательной, инновационной, управленческой, экономической и социальной сферы деятельности вуза.

Ключевые слова: инновационная политика, высшее учебное заведение, инновационная деятельность, инновационная среда, инновационная и образовательная инфраструктура

Ключевыми элементами инновационной среды вуза следует считать процессы инновационной деятельности, инновационное предложение разработок и наукоемких услуг, инновационный потенциал, комплекс инновационных проектов, инновационную инфраструктуру и инновационный климат вуза. Необходимо указать на тот факт, что вопросы формирования инновационной инфраструктуры и вопросы регулирования инновационного климата вуза требуют отдельного исследования.

Инновационная деятельность как элемент инновационной среды вуза — это сфера, связанная с разработкой и практическим освоением широкого спектра нововведений, включает инновационные процессы, маркетинговые исследования различных рынков сбыта продукции, потребительных свойств продукции, комплекс подходов к ведению информационной, консалтинговой, социальной деятельности вуза в аспекте полученных результатов разработки и внедрения инноваций преподавателями и студентами.

Инновационное предложение как элемент инновационной среды вуза связан с пониманием специфики предложения участникам инновационных процессов для осуществления инвестирования и последующего продолжения работ применительно к

конкретной стадии (этапу) инновационного цикла, который в настоящий момент определяет потенциал ведения инновационной деятельности вуза.

Инновационный потенциал как элемент инновационной среды вуза связан с предполагаемыми или уже мобилизованными на достижение обоснованными и конкретизированными инновационными целями (связанными с реализацией инновационной стратегии и политики вуза). Здесь важно уделить необходимое внимание вопросам формирования ресурсной базы и организационного механизма ведения инновационной деятельности вуза. В свою очередь важно структурировать комплекс технологий деятельности, а также организационную структуру, что найдет свое отображение в основных положениях инновационной политики вуза.

Комплекс инновационных проектов связан со структуризацией процессов целенаправленного изменения, а также создания технической, возможно социально-экономической, экосистемы инновационной деятельности вуза, что также связано с реализацией отдельных положений инновационной политики вуза.

В аспекте всего сказанного, важным становится рассмотреть понятие инновационной политики вуза и зафиксировать авторское определение этого понятия.

В ряде научных работ указывается, что инновационная политика вуза представляет собой комплекс организационно-управленческих, социально-экономических и технико-технологических методов, решений, а также приемов, которые обеспечивают ведение рационального поиска и последующего внедрения результатов разработок и исследований вуза в деятельность индустриальных партнеров вуза, а в деятельности государственных предприятий и организаций[1]. Также авторы здесь указывают на тот факт, что инновационная политика вуза будет устанавливать очередность для внедрения инноваций, которые разработаны преподавателями и студентами вуза, с учетом зависимости этих инноваций от ресурсной базы и системы поставленных задач стратегического развития вуза.

В другом научном труде указывается, что инновационная политика вуза связана с обеспечением успешной реализации инновационных продуктов и услуг вуза посредством проектирования стабильных и гармонизированных взаимосвязей между мероприятиями текущей, а также перспективной инновационной деятельности вуза[2]. По мнению авторов данного научного труда осуществление инновационной политики вуза будет обеспечиваться посредством построения системы финансовых и технико-экономических возможностей вуза. При этом особое значение будет приобретать применение экспериментальной и научно-исследовательской базы вуза для последующей разработки конкурентоспособной продукции и услуг. Особое внимание в современных экономических условиях следует уделит вопросам привлечения денежных средств вузом для последующего рационального поиска, эффективной разработки и актуального и своевременного внедрения новшеств в деятельность индустриальных партнеров вуза.

Еще в одном научном труде указывается, что инновационная политики вуза связана с осуществлением процессов по разделению и кооперации мероприятий текущей образовательной и инновационной деятельности вуза в части решения ключевых организационных проблем разработки и внедрения инноваций в вузе. Инновационная политика направлена на решение существующих противоречий между стабильностью процессов ведения образовательной деятельности и перспективами инновационного развития вуза, которое часто приводят к нарушению указанной стабильности^]. В этих условиях, разработка и реализация инновационной политики

важна для обеспечения эффективности функционирования и повышения уровня адаптивности вуза в долгосрочном временном периоде.

Также есть точки зрения на инновационную политику вуза как важной составляющей инновационной стратегии вуза[4]. Здесь под инновационной стратегией вуза понимается совокупность методов и приемов, обеспечивающих определение, обоснование и выбор конкретных направлений преобразований инновационных процессов вуза, а инновационная политика позволяет дополнить инновационную стратегию вопросами разработки комплекса взаимосвязанных организационных и технических действий, связанных с осуществлением поиска и внедрения инноваций в основные процессы вуза по критерию достигнутого уровня конкурентоспособности вуза. Также данные авторы отмечают, что комплексная и согласованная разработка инновационной стратегии и инновационной политики вуза тесно связаны с учетом тенденций развития техники и науки для предприятий и организаций, являющихся индустриальными партнерами вуза, с прогнозами развития национальной и региональной экономики, в достигнутыми и потенциальными результатами научно-технического прогресса.

В аспекте всего сказанного зафиксируем авторское определение понятия инновационной политики вуза.

Инновационная политика вуза - инструмент создания его инновационной среды путем формирования и проведения согласованных между собой стратегических и тактических мероприятий, направленных на повышение качества обучения и воспитания студентов, а также условий их обучения и жизнедеятельности на основе разработки и внедрения инновационных технологий и продуктов, развития инновационной инфраструктуры и улучшения инновационного климата в вузе. Также, по мнению автора, можно выделить следующие основные направления инновационной политики -образовательно-воспитательное, инновационное, управленческое, экономическое и социальное направления - как инструмента создания эффективной инновационной среды вуза. Реализация всех указанных выше направлений инновационной политики вуза - это планирование стратегических и тактических мероприятий по разработке и внедрению инноваций для повышения эффективности: образовательно-воспитательной, инновационной, управленческой, экономической и социальной сферы деятельности вуза.

Инновационное направление инновационной политики вуза связано с разработкой регламентов осуществления инновационной деятельности преподавателей и студентов и реализации мероприятий инновационного предложения разработок вуза индустриальным партнерам вуза для последующей трансформации основных образовательных процессов и усиления практикоориентированной составляющей образовательных услуг вуза.

Управленческое направление инновационной политики вуза связано с реализацией комплекса мероприятий по повышению уровня инновационного потенциала вуза в части создания условий и возможностей для гармонизации и сбалансированности инновационных и образовательных процессов вуза, а также в части повышения уровня личностно-квалификационных параметров преподавателей и студентов, ориентированных на ведение инновационной деятельности в вузе.

Экономическое направление инновационной политики вуза связано с разработкой комплекса регламентов проектирования и реализации инновационных проектов с основными индустриальными партнерами в рамках существующих в вузе укрупненных групп подготовки, а также в рамках отраслевой принадлежности индустриальных партнеров.

Инновационная политика как инструмент создания эффективной инновационной среды вуза

Ф

Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

71

Основные направления инновационной политики

образовательно-воспитательное

инновационное управленческое

экономическое

социальное

Стратегические мероприятия

-реализация широкого спектра мероприятий по пропаганде достижений инновационной и образовательной деятельности вуза и обеспечение осознания неизбежности дальнейшего продвижения данных достижений с точки зрения влияния на состояние инновационного климата, значимости для расширения ресурсной базы вуза.

-стимулирование процессов развития широкого спектра фундаментальных исследований в вузе через рациональное использование инновационного потенциала как основы творчества и изобретательства.

-концентрация ресурсов вуза на реализации приоритетных направлений стратегического развития вуза, а также необходимых условий для предпринимательства и конкуренции в инновационной и образовательной сферах вуза.

-создание и расширение спектра экономических условий, а также осуществление обеспечения технической поддержки мероприятий инновационной деятельности вуза через интеграцию инновационной и образовательной деятельности в вузе.

-обеспечение создания и поддержания целостной системы объектов инновационной инфраструктуры вуза, в том числе и через создание системы подготовки квалифицированных и компетентных преподавателей и студентов.

Тактические мероприятия

-обеспечение повышения общественного ста туса и значимости инновационной деятельности в вузе через пропаганду достижений, инновационных разработок, кейсов персонального развития преподавателей и студентов как инноваторов, обеспечение морального поощрения и высокой социальной защиты инноваторов.

-обоснование мероприятий долгосрочной стратегии по развитию инновационной сферы вуза посредством использования комплекса эффективных форм по интеграции образования, науки, производства.

обеспечение уси ления целевой ориентации вуза на эффективное решение приоритетных применительно к индустриальным партнерам, потребностям экономики задач, приводящих к росту конкурентоспособности высшего образования.

-реализация мер первоочередной поддержки инновационных проектов вуза, которые выполняются в рамках научно-технических

и народнохозяйственных программ, которые связаны с процессами ресурсосбережения и модернизации индустриальных партнеров.

-создание новых эффективных организационных и институциональных форм, обеспечение инновационного потенциала в научных школах вуза для превращения данных школ в точки роста и стратегического развития вуза.

Ф

Создание эффективной инновационной среды вуза: развитие инновационной инфраструктуры и

улучшение инновационного климата

Ф

Повышение качества обучения и воспитания студентов, условий их обучения и жизнедеятельности Рисунок 1. Инновационная политика как инструмент создания эффективной инновационной среды вуза

к

Образовательно-воспитательное направление инновационной политики вуза связано с обеспечением необходимого и позитивного инновационного климата, который обеспечивает популяризацию инновационной деятельности и который стимулирует дух творчества и изобретательства на стыке образования и стратегического развития вуза и его индустриальных партнеров.

Наконец, социальное направление инновационной политики связана с осуществлением комплекса мероприятий по улучшению инновационной инфраструктуры вуза в части создания точек роста и наращивания ресурсных возможностей вуза, в том числе и возможностей человеческих ресурсов, в реализации широкого спектра инноваций для нужд национальной и региональной экономики, для нужд индустриальных партнеров.

Следует также указать на взаимосвязь понятий инновационная среда и инновационная политика с точи зрения устойчивого развития вуза. Вектор раскрытия взаимосвязи здесь - инновационной политики без развитой и гармонизированной среды поддержки инновационной деятельности не бывает.

При этом инновационная политика будет инновационную среду вуза развивать за счет создания условий для улучшения инновационного климата и оптимизации возможностей инновационной инфраструктуры.

Все вышесказанное в отношении инновационной политики вуза как объекте исследования представлено на рисунке 1.

Литература

1. Особенности инноваций в деятельности российских вузов. Тимошенко Г.А. Строительство. Экономика и управление. 2015. № 1 (17). С. 35-45.

2. Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России^Коростелева Л.Ю. Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 4 (32). С. 168-182.

3. Современные тенденции внедрения и продвижения инноваций в российских ву-зах^Пилипенко П.П., Тимошенко Г.А. Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2019. Т. 8. № 4. С. 33-43

4. Условия и перспективы внедрения инноваций в вузе на современном этапе._По-лякова О.Р. Наука и образование: новое время. 2014. № 1 (1). С. 128-130

Innovation policy as a tool for creating an effective innovation environment of the university Gorina T.V.

MIREA - Russian Technological University

The purpose of the study was the innovation policy of a higher educational institution. The article considers the key elements of the innovative environment of the university - the processes of innovation, the innovative offer of developments and knowledge-intensive services, innovative potential, a complex of innovative projects, innovative infrastructure and innovative climate of the university. The issues of formation of the innovation infrastructure and the issues of regulation of the innovation climate of the university require a separate study. The author understands the innovation policy of the university as a tool for creating its innovative environment through the formation and implementation of coordinated strategic and tactical measures aimed at improving the quality of education and upbringing of students, as well as their learning and living conditions based on the development and implementation of innovative technologies and products, the development of innovative infrastructure and improving the innovation climate in the university. The article also highlights and describes the following main directions of innovation policy - educational, innovative, managerial, economic and social directions - as a tool for creating an effective innovation environment of the university. The implementation of all the above-mentioned directions of the university's innovation policy is the planning of strategic and tactical measures for the development and implementation of innovations to improve the effectiveness of: educational, innovative, managerial, economic and social spheres of the university's activities. Keywords: innovation policy, higher education institution, innovation activity, innovation environment, innovation and educational

infrastructure References

1. Features of innovations in the activities of Russian universities. Timoshenko G.A. Building. Economics and Management. 2015.

No. 1 (17). pp. 35-45.

2. Key universities: sociological support of educational innovation in the regions of Russia. Korosteleva L.Yu. Sociological science

and social practice. 2020. V. 8. No. 4 (32). pp. 168-182.

3. Current trends in the implementation and promotion of innovations in Russian universities. Pilipenko P.P., Timoshenko G.A.

Scientific research and development. Economics of the firm. 2019. V. 8. No. 4. S. 33-43

4. Conditions and prospects for the introduction of innovations in the university at the present stage. Polyakova O.R. Science and

education: new time. 2014. No. 1 (1). pp. 128-130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.