Научная статья на тему 'Инновационная политика в РФ'

Инновационная политика в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика в РФ»

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Л.Б.Вардомский

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РФ1

Вардомский Леонид Борисович - доктор экономических наук, заведующий Центром постсоветского экономического сотрудничества Института экономики РАН.

С конца 90-х годов в списке стратегических приоритетов России все более высокое место занимают вопросы активизации инновационной деятельности, формирования государственной инновационной политики и перехода к инновационному развитию экономики.

Особенностью России, как известно, является ее топливно-сырьевая специализация в мировой экономике при крупном интеллектуальном потенциале, унаследованном от советского времени. В ходе рыночных реформ произошли упрощение промышленной структуры и рост зависимости экономики и финансов России от экспорта топлива и сырья. Опасность такого развития показал финансовый кризис в августе 1998 г. Резкое понижение мировых цен на энергоносители и сокращение поступлений в бюджет вынуждало покрывать растущий разрыв между расходами и доходами бюджета за счет внутренних и внешних заимствований, что в конечном итоге вызвало дефолт. В последующие годы конъюнктура на рынках топлива и сырья принципиально изменилась, обеспечивая устойчивое улучшение финансового положения России. Однако топливно-сырьевой флюс создает серьезные структурные, финансовые и социальные проблемы, сдерживающие рост конкурентоспособности страны и делающие неустойчивым ее экономическое и геополитическое позиционирование в мире.

Перечисленные выше проблемы можно смягчить, а в более отдаленной перспективе и устранить, диверсификацией экономики и экспорта на основе перехода к инновационному типу развития. Под ним понимается развитие на основе постоянного и расширяющегося внедрения новых технологий и производства новых продуктов с последующим выходом с ними на национальный и мировой рынки. Инновационная экономика означает превращение технологи-

1. Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Структурная модернизация стран СНГ в контексте глобальных вызовов» № 05-02-02132а.

ческих и организационных нововведений в главный фактор количественной и качественной динамики российской экономики2.

Созданный в советское время научно-технический потенциал России формировался в условиях централизованной, административно-командной системы на основе исключительно бюджетного финансирования и закрытости от внешнего мира. У исследователей, разработчиков и производителей не было проблем ни с финансированием, ни с внедрением и реализацией технологий и продукции. При этом большая часть НИОКР была связана с решением задач укрепления обороноспособности страны. Научно-технический потенциал СССР обеспечил ему ракетно-ядерный паритет с США, но не смог предотвратить нарастающее технологическое отставание от стран Запада.

С началом рыночной трансформации, децентрализацией экономики и власти бюджетное финансирование НИОКР резко сократилось. За 1992-2003 гг. доля ассигнований из федерального бюджета по разделу фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу сократилась с 2,43 до 1,71%3. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2004 г. 196 млрд. руб. (43% в постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2004 г. равнялась 1,17% (в 1990 г. -2,03%)4.

Одновременно выяснилось, что научно-инновационный сектор экономики крайне слабо адаптируется к рынку. Программы конверсии не дали ожидавшихся результатов. Научные и технологические заделы из-за отсутствия необходимого менеджмента и финансирования в 90-е годы не могли быть реализованы. Многие из них к настоящему времени устарели. Значительная часть унаследованного инновационного потенциала страны, который составляют фундаментальная и прикладная наука, высшее образование, опытно-конструкторские учреждения, была утрачена. Персонал, занятый в НИОКР, за 1992-2004 гг. уменьшился с 1533 тыс. человек до 839 тыс. человек5. Сегодня лишь в немногих секторах инновационной сферы Россия сохраняет ведущие позиции в мире6.

2. См. об этом подробнее: Комков. Н.И. Анализ динамики и условий перехода к экономике основанной на знаниях: Материалы семинара «Создание национальной инновационной системы: Российская и европейская практика» 12.07.2005. Наука и коммерциализация технологий, Ь.Щ>:/тшш.ras-stc.ru/storage/

3. Россия в цифрах. - М., 2005. ~ С. 292.

4. Проект «Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.* (www.mon.gov. Ли).

5. Россия в цифрах. - М., 2005. - С. 287.

6. Иванова Н.И. Инновационные системы России в глобальном контексте. Наука и коммерциализация технологий (http:/www.ras-stc.ru/storage/).

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 8 РФ

Особую проблему создал распад СССР и его единого научно-технического комплекса на отдельные государственные сегменты. Унаследованный Россией потенциал оказался асимметричен относительно потребностей национальной экономики и социальной сферы. Отдельные его части оказались избыточны, а другие недостаточны.

Уровень инновационной активности страны, как известно, определяется не только наличием необходимой базы знаний для инноваций, но и развитостью механизмов реализации имеющегося интеллектуального потенциала. В 2000-е годы в России началось формирование элементов национальной инновационной системы (НИС), под которой понимается совокупность экономических субъектов, а также государственных и общественных институтов, обеспечивающих условия для производства новых знаний и их охраны, преобразование в новые продукты, услуги и технологии, распространение и рыночную реализацию7.

Однако масштабы и темпы создания НИС пока явно недостаточны. В ней по-прежнему явно преобладает государственный сектор, плохо поддающийся маркетизации. Отдельные стадии инновационных переделов (циклов) разрозненны. Сравнительно сильные позиции России в фундаментальной науке сочетаются с откровенно слабым выходом на национальный и мировой рынки с новыми технологиями и продуктами8. Инновационная сфера России, по мнению ряда специалистов, неконкурентоспособна ни на внутреннем, ни на внешнем рынках9. На мировом рынке услуги научного сектора и научно-техническая продукция страны слабо востребованы. Их доля там крайне мала (около 0,3%) и неадекватна научно-техническому потенциалу стран. Одновременно исследователями отмечается низкая восприимчивость российских компаний, действующих в сфере производства, к инновациям, что вызывает нарастание технологического отставания России от развитых стран10. А при наличии выбора между российскими и зарубежными технологическими новшествами российские компании в большинстве случаев отдают предпочтение зарубежным.

В 2000 г. экспорт и импорт технологий были примерно равны по объемам -11,9 млрд. руб. В 2004 г. стоимость сделок по импорту технологий составила 53,9 млрд. руб. и существенно превысила экспорт - 31,1 млрд. руб. В структуре экспорта технологий преобладают инжиниринговые услуги - 67,1% и научные

7. В основе этого понимания лежит понятие НИС, сформулированное в проекте *Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.» (www.mon.gov. ги).

8. Из выступления Д. Ливанова на круглом столе «Научные организации и рынок: Эффективность для инноваций» 3.08.2005. Национальный информационный центр по науке и инновациям (http:/www//sciencerf.ru/client/).

9. Ibid.

10. Ibid.

исследования - 11,9%; в импорте - также инжиниринговые услуги - 72,8, товарные знаки - 15,5 и патентные лицензии - 4,6%11.

Структура торговли технологиями отражает современные особенности российской НИС. В 2004 г. было заключено на 2,5 млрд. руб. соглашений по приобретению за рубежом патентных лицензий, а соглашений по продаже лицензий за рубеж на 0,13 млрд. руб. В то же время российские организации заключили соглашения по проведению научных исследований для иностранных заказчиков на сумму 3,7 млрд. руб., а заказали за рубежом исследований на 0,4 млрд. руб.12

Таким образом, российские научные организации в значительных объемах проводят научные исследования для зарубежных заказчиков, а российские компании расходуют немалые средства на приобретение технологических нововведений за рубежом.

В НИС России до последнего времени преобладали такие инструменты реализации новых знаний, как федеральные целевые программы и госзаказ. Налоговые льготы для учреждений НИОКР, которые особенно важны для рыночных компонентов НИС, пока невелики и труднодоступны. Инвестиционно-налоговый кредит, который может быть предоставлен организациям, проводящим НИОКР и занимающимся внедренческой и инновационной деятельностью, требует довольно сложных процедур. Решение о нем принимается первым заместителем министра Министерства финансов. Для получения кредита необходимо представить бизнес-план инвестиционного проекта и экспертное заключение МЭРТ о качестве проекта и его экономической целесообразности.

Налоговый кодекс предусматривает также освобождение от НДС, выполнение НИОКР за счет бюджета, а также средств от определенных фондов, например Российского фонда фундаментальных исследований. Кодекс также предоставляет льготы научным организациям по земельному налогу13.

Имеющиеся федеральные законы «Об авторском праве и смежных правах», «О науке и государственной научно-технической политике», «Патентный закон РФ» и др. в ряде отношений слабо увязаны между собой и другими законодательными актами страны, отдельные нормы изложены недостаточно четко, что не создает необходимого стимулирующего эффекта для развития инновационной деятельности14. Наибольшие проблемы создает правовая нерешенность воп-

11. Россия в цифрах. - М., 2005. ~ С. 297.

12. Ibid.

13. Из выступления Ю. Сазыкиной на круглом столе «Научные организации и рынок: Эффективность для инноваций» 3.08.2005. Национальный информационный центр по науке и инновациям (http:/www//sciencerf.ru/client/).

14. Ерохин Д.В., Ларичева Е.А. Государственное стимулирование инновационной деятельности в России и зарубежных странах // Вестник московского психолого -социального института. - 2004. - № 1. - С. 10~13.

росов интеллектуальной собственности, а именно, определения четких юридических критериев прав на нее государства, организаций-разработчиков и отдельных исследователей и разработчиков.

Для успешного развития информационных технологий требуют упорядочивания процедуры валютного, налогового и внешнеторгового регулирования экспорта программного продукта. Это один из наиболее активно развивающихся в России сегментов ИТ-рынка. В 2003 г. экспорт программного обеспечения составил 546 млн. долл., а в 2005 г. достиг 1 млрд. долл.15. Однако существующие регламентации, вытекающие из российских правовых актов, вынуждают отечественных производителей программного продукта обращаться к западным компаниям-посредникам, предлагающим более конкурентные условия16.

Немаловажным тормозом развития НИС являются ограничения для научных учреждений по осуществлению рыночных операций. Большинство научных организаций существует в форме унитарных предприятий и государственных учреждений. Хотя Гражданским кодексом РФ унитарные предприятия отнесены к коммерческим организациям, однако их правоспособность не позволяет полноценно участвовать в гражданском обороте. Имущество этих предприятий не принадлежит им на праве собственности, оно закрепляется за ними на хозяйственное ведение или оперативное управление. Унитарные предприятия не вправе создавать свои дочерние предприятия со статусом юридических лиц, поскольку создание другого предприятия и выделение для него имущества разрешаются только с согласия собственника. Унитарное предприятие не может быть участником коммерческих и некоммерческих организаций17.

В связи с этим государственные научные центры сталкиваются с множеством проблем при создании внедренческих фирм, вхождении в состав учредителей инжиниринговых компаний, сотрудничестве с венчурными фондами и т.д. Что касается госучреждений, то поскольку финансовые ресурсы выделяются им по смете, они могут их тратить только в соответствии со сметой. Все остальные действия осуществляются только с согласия федерального собственника.

Формирование НИС затруднила также централизация управления и финансирования инновационной сферы, которая связана с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Он внес большое количество

15. Наумов В. Бремя российского ИТ-бизнеса снизится вдвое (2.08.2005, http//www/ cnews.ru/reviews/).

16. Анненков А. Байты на доллары // «Время новостей». - 29.08.2005. - С. 6.

17. Из выступления Ю. Сазыкиной на круглом столе «Научные организации и рынок: Эффективность для инноваций» 3.08.2005 Национальный информационный центр по науке и инновациям (http:/www//sciencerf.ru/client/).

изменений в действующее законодательство, в том числе, и в Закон «О науке и государственной научно-технической политике». Законом № 122-ФЗ субъекты Российской Федерации были лишены некоторых своих полномочий. В частности, они утратили полномочия по формированию научных и научно-технических программ на уровне субъектов, а также по участию в выработке и реализации государственной научно-технической политики. Это не согласуется с «Основами политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г.», утвержденными указом Президента в 2002 г., который в качество одной из своих важнейших задач определил как раз сбалансированность интересов центра и регионов в области реализации инновационных проектов.

В 2005 г. наметилась активизация инновационной политики России. Это связано с притоком в страну нефтедолларов и скорым вступлением в ВТО. И, конечно, с более отчетливым пониманием руководством страны тех геополитических, военно-стратегических, социальных и экономических проблем, которые вызовет дальнейшая деградация инновационной сферы.

Активизация выразилась в принятии в июле 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ». Закон предусматривает учреждение технико-внедренческих зон, в которых осуществляется выпуск научно-техни-ческой продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление и испытание опытных партий, а также создание программ для ЭВМ и баз данных: В том же году на основе конкурса были учреждены четыре технико-внедренческие зоны в Дубне, Зеленограде, Томске и Санкт-Петербурге. Согласно нормам закона, резиденты ОЭЗ в течение первых пяти лет освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрена пониженная ставка единого социального налога - 14%. Для резидентов ОЭЗ вводятся режим свободной таможенной зоны.

Несколько ранее, в конце 2004 г., Правительством России была одобрена разработанная Мининформсвязи РФ «Концепция развития рынка информационных технологий в РФ». Согласно концепции, уже к 2010 г. общий объем производства российской ИТ-отрасли вырастет более чем в пять раз по отношению к 2003 г. Занятость в отрасли составит не менее 5% работающего населения страны. Россия войдет в тройку лидеров на мировом рынке экспорта ИТ-услуг, а в целом по развитию информационных технологий - на уровень стран ЕС.

Создание и развитие технопарков в сфере информационных технологий является центральным элементом реализации концепции (во всем мире ИТ-парки дают до 60% инноваций в информационных технологиях и телекоммуникациях). В марте 2006 г. было подписано распоряжение Правительства РФ об утверждении программы создания в РФ технопарков высоких технологий. Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в тече-

ние 2006-2010 гг. На первом этапе реализации Программы - в 2006-2007 гг. предполагается создание органов управления технопарками, проведение пред-проектных и проектных работ для начала строительства, подготовка базовой инфраструктуры, строительство объектов, разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий.

На втором этапе в 2008-2010 гг. акцент будет сделан на развитие инфраструктуры технопарков, привлечение ведущих мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств, реализация программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.

Первые технопарки будут созданы в Московской, Калужской, Нижегородской, Новосибирской и Тюменской областях, Санкт-Петербурге и республике Татарстан. Объемы бюджетного финансирования по каждому из проектов будут определяться соответствующим решением Правительства РФ18.

Летом 2005 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс в части облегчения налогового бремени для малого бизнеса и упрощения налоговых процедур. МЭРТ принял программу поддержки малого бизнеса по четырем направлениям, среди которых для формирования НИС особое значение имеет «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-техничес-кой сфере». Предприятия малого бизнеса на конкурсной основе и на основе со-финансирования из региональных бюджетов и фондов программы могут получать, по предъявлении мотивированной заявки средства на реализацию проектов.

В 2005 г. концептуально оформилась политика перехода России к инновационному развитию. Об этом свидетельствует разработка двух документов: Министерством образования и науки «Стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2015 г.» и Министерством экономического развития и торговли «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008)».

«Стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2015 г.» содержит подробную характеристику современного состояния инновационной сферы, вскрывает главные проблемы и предлагает пути их решения. В документе излагаются план действий и комплекс мероприятий по активизации инвестиционной деятельности в России.

Реализация «Стратегии» предполагает реформирование научной сферы, формирование крупных научно-исследовательских центров («национальных лабораторий»), институциональную концентрацию расходов по НИОКР, инвента-

18. Коммерсантъ, 13.03.06, с. 2.

ризацию имущественного комплекса, включая права на результаты интеллектуальной деятельности.

В документе определяются национальные приоритеты в научно-технической сфере, именуемые как «технологические коридоры», рассматриваются два сценария реализации стратегии - инерционный и активный, оцениваются условия, механизмы, риски и результаты их осуществления. Причем Министерство образования и науки в качестве основного рассматривает активный сценарий, в котором приоритет отдается поддержке фундаментальной науки и концентрации ресурсов на ограниченном числе приоритетных направлений прикладных исследований, развитии ограниченного числа «технологических коридоров», в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается преимущественно за счет отечественных технологий.

Реализация «Стратегии», по мнению разработчиков, позволит повысить долю инновационных продуктов как в общем объеме продаж промышленной продукции (с 5% в 2004 г. до 8% в 2007 г. и 15% в 2011 г.), так и в ее экспорте (с 6% в 2004 г. до 9% в 2007 г. и 20% в 2011 г.).

Намечается также устранить законодательные прорехи, сдерживающие развитие НИС. В частности, будет разработан закон «О передаче технологий», уточнены с учетом современных требований законы об охране интеллектуальной собственности, о коммерческой тайне и др.

В «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008)» инновационная деятельность перечислена в числе приоритетов Правительства РФ. В документе указывается на необходимость повышения «...роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны и отдельных предприятий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Реформа науки и стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем: формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере; развития нормативно-правовой системы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты; расширения системы кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий».

В прогнозном (до 2015 г.) разделе Программы «инновационно-активный» сценарий развития фактически рассматривается как единственно приемлемый для России. Этот сценарий призван обеспечить устойчивое повышение конкурентоспособности и эффективности российской экономики. Он опирается на малый и средний бизнес, сильную социальную политику, рост человеческого капитала, повышение эффективности государственного управления, развитие рыночных институтов и широкое включение страны в глобальную экономику.

Одним из проявлений реализации инновационно-активного сценария должно стать повышение в экономике доли информационного и высокотехнологичного сектора (к нему отнесены высокотехнологичные отрасли промышленности и виды социальной деятельности, связанные с инвестициями в человеческий капитал - образование, медицина, наука и научное обслуживание, информатика) с 8,6% в 2003 г. до 17% ВВП в 2015 г.

Для реализации инновационной политики Правительство РФ предполагает в 2005-2008 гг., помимо федеральных целевых программ, использовать следующие инструменты: 1) частно-государственное партнерство, правовые основы применения которого пока не разработаны; 2) фонды содействия развитию научных исследований и их внедрению, в том числе венчурные; 3) государственную поддержку экспорта, в том числе инновационного; 4) государственную поддержку малого бизнеса; 5) снижение налоговой нагрузки на компании инновационной сферы; 6) ускоренную амортизацию расходов на НИОКР и на покупку нового оборудования, включая импортное; 7) особые экономические зоны и технопарки.

Таким образом, оба документа нацелены на расширение инновационного потенциала России и повышение эффективности его использования путем решения трех взаимосвязанных задач по созданию а) правовой базы инновационной деятельности; б) системы финансирования исследований, разработок и внедрения; в) инфраструктуры инновационной сферы. Решение двух последних задач предполагает усилия как государственных структур, так и бизнеса, в том числе на основе частно-государственного партнерства.

Принятые и обсуждаемые документы, осуществляемые меры свидетельствуют о готовности руководства России увеличить объемы ресурсов, направляемых в сферу науки и разработок. Однако поможет ли это ускорить развитие инновационной сферы, преодолеть разобщенность как внутри инновационного цикла, так и между ними и российскими потребителями технологических инноваций?

Сегодня можно говорить о следующих препятствиях реализации планов перехода на инновационный тип развития. Первое связано с расхождением между отдельными федеральными ведомствами в вопросах целей, приоритетов, а также выделяемых под них государственных ресурсов и инструментов инновационной политики. Эти расхождения тормозят принятие программных документов, предоставление налоговых преференций и выделение необходимых бюджетных ресурсов для данной сферы.

Другое препятствие обусловлено инерцией сырьевой модели развития и развитием «голландской болезни», тем более что усиление государственного контроля за экономикой страны и стремление бюрократии подчинить себе бизнес отбивают у него охоту осуществлять модернизацию производства на основе современных технологий.

Еще одна проблема связана с централизацией власти и усилением государственного контроля за инновациями, что может ухудшить условия развития инновационной сферы, несмотря на расширение ее бюджетного финансирования. Инновационная сфера по определению сопряжена с творчеством и рисками. Усиленное государственное регулирование и финансирование не вполне готово считаться с этими особенностями появления инноваций. Есть опасность подмены деятельности НИС, работающей на рыночных принципах, деятельностью какого-либо федерального ведомства.

Сложность государственного регулирования инновационной сферы и выделения общенациональных научно-технических приоритетов заключается также в том, что значительная и наиболее эффективная часть инновационного потенциала страны в том или ином виде включена в систему международных НИОКР, выполняя исследования и разработки по отдельным заказам, проектам, грантам как в России, так и за рубежом. Участие российских научных учреждений, отдельных лабораторий и исследователей в глобальной сети получения и распространения инноваций, безусловно затруднит формирование национальных «технологических коридоров».

Еще один фактор, добавляющий неопределенности и рисков - старение кадров, занятых в науке и разработках. Средний возраст занятых в российской науке составляет 56 лет.

Действие последних двух факторов можно смягчить путем возрождения научно-исследовательских связей России со странами СНГ. Россия сохранила кооперационные связи с Украиной в производстве авиационно-космической техники, а с Белоруссией - в производстве электронной техники и техники связи, а также комплектующих для них. Со многими странами Содружества сохранена производственная кооперация в системе оборонно-промышленного комплекса19.

Инновационный потенциал стран СНГ за годы реформ и суверенного существования сильно сократился. Тем не менее он располагает определенными возможностями роста. Путем согласования или совмещения национальных приоритетов в научно-технической сфере Россия могла бы подключать отдельные страны к планируемым «технологическим коридорам». Для более полного использования этих возможностей необходимо создание (на двух- и многосторонней основе) соответствующего институционального и финансового механизма в виде международных фондов поддержки научных исследований и инновационных проектов, развития международной системы технопарков и венчурного финансирования, снятия барьеров на пути международной кооперации

19. Вашанов В.А. Россия-СНГ: Экономические отношения. ~ М., 2002. - С. 9.

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

в инновационной сфере, гармонизации или унификации законодательства, регулирующего научно-исследовательскую и инновационную деятельность и взаимное сотрудничество в этой сфере. Иными словами, для этого необходимо поэтапное формирование общего инновационного пространства России и заинтересованных стран Содружества. Необходимо отметить, что в «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г>, ставится задача создания единого научно-технического и информационного пространства только в рамках Союза Беларуси и России. В проекте «Стратегия» указывается на необходимость «выбора и согласования с партнерами в рамках СНГ приоритетных направлений научного взаимодействия», а также «развития международных академических ассоциаций в рамках СНГ, создания совместных научных и технологических центров».

В то же время в проекте «Стратегия» ставится задача формирования концепции общего пространства науки и образования Россия - ЕС и перспективного плана действий по ее реализации, разработке гармонизированной норма-тивно-правовой базы. Представляется, что, несмотря на громадные различия в инновационном потенциале ЕС и СНГ, нельзя снимать с повестки дня создание общего пространства науки и образования в рамках Содружества.

Это важно и с той точки зрения, что Россия могла бы возглавить процесс модернизации постсоветского пространства на основе инновационной экономики, а идея согласованной модернизации на основе технологических нововведений, разработанных в странах СНГ, могла бы стать привлекательной и консолидирующей для всех стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.