Тенденция роста представлена на рисунке и за 2021 год данный показатель составил 16,7 п.п., что на 4,6 п.п. выше показателя за 2019 год. Заключение
Активное восстановление промышленности в российских регионах в 2021 году было приостановлено в связи с обострением геополитической ситуации, за которой последовали новые санкции в отношении России, а в начале 2022 года ситуация только усугубилась. В связи, с этим, не стоит ожидать в ближайшее время прорывных темпов роста российской обрабатывающей промышленности. При этом, риски, связанные с пандемией, будут сохраняться на протяжении еще нескольких лет. Негативное влияние на увеличение темпов роста российской экономики оказывает влияние и растущая инфляция, которая наблюдает тенденцию к увеличению на фоне волатильности фондового рынка и новых санкций. В перспективе Правительство страны осуществит возврат к обычным параметрам бюджетных правил, но не в текущем году (2022 год), так как будет оказывать негативное влияние на рост экономики - рост инфляции и замедление процессов роста экономики.
Источники:
1. Грачев С.А. Анализ взаимосвязи отдельных параметров цифровизации и устойчивого развития национальных особенностей //Вопросы инновационной экономики.т.12, 2022. №1.С.45-56.
2. Нормова Ю.В. Неоднородность регионального технологического пространства Российской Федерации //Вопросы инновационной экономики.т.12, 2022. №1.С.463-478.
3. Донцова О.И., Толкачев С.А., Комолов О.О Российская промышленность: влияние санкций и перспективы импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - с. 271-288. - doi: 10.18334/epp.9.4.41512.
4. Логачева Н.А. Модель оценки уровня цифровой трансформации региона //Региональная экономика : теория и практика. 2022. .№1(496). С. 88-110.
5. Мельников Р.М. Влияние экономических, социальных и экологических факторов на удовлетворенность жизнью в российских регионах // Региональная экономика : теория и практика. Т.20. вып. 3. 2022. №3. С. 424-450.
6. Горовой А.А., Шлафман А.И. Концепция развития интегрированных предпринимательских инноваций/ Перспективы науки. - 2014. -№ 6 (57). - С. 21-24.
7. Огородникова Е.П., Андреева Н.В., Политкова Е.С. Противодействие финансовому терроризму В сборнике: Совершенствование инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических систем. Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием. Оренбургский государственный аграрный университет. 2022. С. 197-200.
8. Заборовская, О.В. Развитие региональной экономики: потенциал активизации туристской деятельности // Медиа, демократия, рынок в современном обществе., СПб, Астерион. - 2012 г. - С.75-83.
EDN: TEIIPS
Г.И. Тиняков - аспирант, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, gleb. [email protected],
G.I. Tinyakov - postgraduate student, Samara state university of economics, Samara, Russia.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА INNOVATION POLICY: MECHANISMS AND TOOLS TO STIMULATE INNOVATION ACTIVITY AND IMPROVE THE INNOVATION CLIMATE
Аннотация. Развитие предпринимательских инициатив становится успешным механизмом создания, развития и внедрения инноваций в бизнес - процессы, деятельность предприятий и госструктуры. Молодые стартапы создают свою культуру инноваций, основанную на масштабном вовлечении молодых и проактивных кадров в технологические процессы, решающие глобальные вопросы современности и формирующие эффективную систему для повышения инвестиционной привлекательности. Массовое создание новых идей, тестирование бизнес - проектов способствует наращиванию экономического, интеллектуального и социального потенциала страны. Цель работы состоит в выявлении механизмов и инструментов стимулирования инновационной активности и улучшения инновационного климата в рамках инновационной политики бизнеса. В исследовании были использованы методы анализа, синтеза, группировки и обобщения. Было предложено внедрение единой платформы предпринимателей, которая станет инструментом стимулирования инновационной активности и улучшением инновационного климата, поскольку соберет передовых специалистов для создания цифровых сервисов. Каждый из участников платформы получает свой профит присутствия: предприниматели быстро масштабируют идеи, получают доступ к заинтересованным сторонам; университеты - практический опыт и дополнительные дотации; инвесторы - доступ к проверенным стартапам, нивелируют риски ошибочных инвестиций. ООО «Яндекс» было предложено интегрироваться в данную платформу предпринимателей с возможностью перехода во внутреннюю платформу «U-Team» или в инвестировании средств в команды победителей, также было выявлено предложение по переходу на новую технологию анализа текста, в которой сосредоточен огромный массив данных, благодаря которому платформа угадывает предпочтения потребителей и понимает необходимость изменения предложения для усиления конкурентных преимуществ.
Abstract. The development of entrepreneurial initiatives is becoming a successful mechanism for the creation, development and implementation of innovations in business processes, enterprises and government agencies. Young start-ups create their own culture of innovation, based on the large-scale involvement of young and proactive personnel in technological processes that solve global issues of our time and form an effective system for increasing the investment attractiveness. Mass creation of new ideas and testing of business-projects promotes the increase of economic, intellectual and social potential of the country. The purpose of the work is to identify mechanisms and tools to stimulate innovation and improve the innovation climate in the innovation policy of business. The study used methods of analysis, synthesis, grouping and generalization. It was proposed to introduce a single platform of entrepreneurs, which will be a tool to stimulate innovation and improve the innovation climate, as it will bring together leading experts to create digital services. Each of the participants of the platform gets its own presence profile: entrepreneurs quickly scale up ideas, get access to stakeholders; universities - practical experience and additional subsidies; investors - access to proven startups, level out risks of erroneous investments. Yandex LLC was invited to integrate into this platform of entrepreneurs with the possibility of transition to the internal platform "U-Team" or in investing in winning teams, it was also identified a proposal to move to a new
technology of text analysis, which focuses a huge amount of data, through which the platform guesses consumer preferences and understand the need to change the proposal to strengthen the competitive advantage.
Ключевые слова: инновационные политика, инновационная активность, инновационный климат, предпринимательство, стартап, стратегия бизнеса, цифровые технологии.
Keywords: innovation policy, innovation activity, innovation climate, entrepreneurship, startup, business strategy, digital technology.
Введение
Вопрос инновационного развития и трансформации бизнеса как наиболее динамичного элемента повышения инвестиционной привлекательности стоит на повестке дня у большинства компаний. Создание центров компетенций в рамках научно - технологической политики, поддержка внутренних источников инновационного развития, улучшение материнских технологий для сохранения технологического лидерства - вот ключевые аспекты ориентации и перехода бизнеса на рельсы новой экономики.[1] Тенденция увеличения расходов на НИОКР приводит к росту производительности труда и созданию продуктивных инструментов стратегического развития приоритетных отраслей экономики. Инновационная политика бизнеса опирается на механизмы и выбранные элементы стимулирования бизнеса, приводящего к улучшению инновационного климата и стимулированию инновационной активности. Элемент «НТИ» (наука, технологии, инновации) неразрывно связан с модернизацией мышления бизнес - единиц, направленных на продуктивность и результативность показателей, индустрию наносистем, рациональное использование ресурсов и бережливое потребление результатов интеллектуального труда. Вектор на трансформацию бизнеса приводит к смещению технологической парадигмы в сторону роста масштабов цифровых систем и платформ, появляются производственные системы с передовыми технологиями интеллектуализации, цифровое общество и информационный интеллект топ - менеджмента, создающего стратегию устойчивого развития бизнеса с учетом требований времени. [2] Страновые особенности диктуют свои приоритеты направлений развития инноваций, под которые бизнес вынужден оперативно подстраиваться и находить ответные решения. Поэтому цель работы состоит в выявлении механизмов и инструментов стимулирования инновационной активности и улучшения инновационного климата в рамках инновационной политики бизнеса. Для этого были решены следующие задачи:
1) рассмотрены аспекты инновационной политики;
2) описаны ключевые механизмы и особенности инновационной активности и инновационного климата;
3) проанализированы возможности создания единой платформы предпринимательских инициатив, рассмотрен пример ООО «Яндекс», выявлены направления инновационной активности.
В рамках исследования были изучены работы экономистов, аналитиков и представителей бизнес - сегмента, в числе которых А.В. Сапунов, Т.А. Сапунова [4], И.А. Капитонов [5], / Т.В. Яровова, Д.Д. Киселева [6], С.Н. Большаков [7], М.О. Сураева [8], А.Н. Попов [9]. Изучены официальные документы и ежегодные отчеты ООО «Яндекс» и стратегии ежегодного развития бизнеса в России.
В проведенном исследовании были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Основная часть
Выбор механизмов и инструментов стимулирования инновационной активности обусловлен стратегией инновационной деятельности и приоритетными направлениями инновационного развития страны. Каждая бизнес - единица определяет стратегическое видение, которое заключается в перспективных направления развития бизнеса, возможностях компании, ее сильных и слабых сторонах [3]. Далее обозначаются приоритетные направления, в рамках которых прописывается будущая инновационная деятельность. За каждым процессом закрепляются ответственные лица и формируются процессы и инструменты управления в определенной инфраструктуре взаимодействия (рисунок 1). Инновации становятся органичным или прорывным этапом развития бизнеса, определяющего цели своей деятельности, масштаб, этапность осуществления стратегии, диапазон и горизонт планирования, данные элементы приводят к росту экономического эффекта. Так, инновационная политика основывается на стратегическом видении, предполагает установление приоритетных направлений развития, участников процесса и задействует ресурсы и действующую инфраструктуру.
Рисунок 1 - Составляющие стратегического видения бизнеса
Инновационная деятельность основана на систематизации целей, способов и мер по внедрению новшеств с учетом возможностей бизнеса, условий внешней среды и общего анализа конкурентных преимуществ. [4] Выделяют предпринимательскую и стратегическую инновационную деятельность. Первая направлена на привлечение ресурсов извне и формирование нового взгляда и видения бизнеса с введением сопутствующих инноваций. Вторая категория опирается на использование ресурсов компании и действующих процессов, то есть предполагает менее радикальные способы модернизации. На инновационную деятельность оказывает особое внимание внутренняя и внешняя среда. К внешним аспектам относятся экономическая система, технологический уклад, национальная инновационная система и иные институты, экономическая конъюнктура и социально - экономическая политика. Внутренние аспекты отражаются в стратегии, и бизнес - модели, основанной на инновационных процессах, в которых задействованы ключевые ресурсы и компетенции (рисунок 2).
• Бизнес - модель
• Инновационные процессы ■ Ключевые ресурсы и
компетенции
* Экономическая система
* Технологический уклад
• Социально - экономическая политика
• Экономическая конъюктура
• Национальная
инновационная система
Рисунок 2 - Внутренние и внешние аспекты влияния на инновационную деятельность бизнеса
Разграничение данных направлений позволяет оперативно реагировать на внутренние и внешние вызовы, в рамках которых тестируется совместимость инновационной и бизнес - стратегии, проводится выбор инновационных процессов, систематизируются инновации по степени необходимости, что приводит к трансформации структуры экономики и изменению экономической системы, развивает предпринимательские кластеры, инициативы и национальные инновационные системы в борьбе с вызовами нестабильности и неопределённости. Смена уклада сопутствует автоматизации производства и информатизации общества, что также влечет за собой рост неопределённости. [5] Преимуществом становится появление новых отраслей и профессий, рост спроса на квалифицированные кадры, рост производительности и эффективности, снижение транзакционных издержек, расширение доступа к продуктам, новые способы коммуникаций, улучшение систем измерения и управления.
Направления инновационной политики отражают предмет инноваций, который представляет собой бизнес - модель, операционную модель, продукты, услуги или рынки. При этом влияние инноваций может быть улучшающим или разрушительным. [6] Стимулирование инновационной активности исходит как от государства, так и от бизнес - единиц. Истоками инноваций выступают базовые потребности, которые становятся драйверами перемен в обществе. Знание данных аспектов позволяет выстраивать стратегию стимулирования инновационной активности и доносить ценность инновационных изменений.
Инструментом стимулирования инноваций выступает государство как заказчик данных нововведений. Потребность страны в новых технологиях становится локомотивом в научно - техническом прогрессе, стимулирует компании, институты и исследовательские центры к развитию новых технологий, например, была создана система Глонасс как ответ на потребности государства в оснащении устройств военной техники. Государство может выступать создателем инфраструктуры, что является следующим инструментом стимулирования. Это подразумевает финансирование прикладных исследований (например, Российский научный фонд); прямое финансирование инновационных разработок (Фонд содействия инновациям); создание и финансирование технопарков, акселераторов и инкубаторов. Благодаря данным инструментам формируются механизмы стимулирования, посредством которых оказывается финансовая поддержка, развивается сотрудничество между бизнесом, властью и обществом, налаживается эффективный диалог между лидерами рынка и предпринимательскими инициативами как главными драйверами развития инноваций [7]. Государство способствует развитию новых компетенций путем финансирования системы переподготовки кадров, востребованных на внутреннем рынке [8].
Развитие предпринимательских инициатив становится успешным механизмом создания, развития и внедрения инноваций в бизнес - процессы, деятельность предприятий и госструктуры. Молодые стартапы создают свою культуру инноваций, основанную на масштабном вовлечении молодых и проактивных кадров в технологические процессы, решающие глобальные вопросы современности и формирующие эффективную систему для повышения инвестиционной привлекательности. Массовое создание новых идей, тестирование бизнес - проектов способствует наращиванию экономического, интеллектуального и социального потенциала страны. В ближайшие пять лет показатель вовлеченных предпринимателей в выведение экономики страны на новый уровень достигнет отметки в 30 тысяч человек.
Примером успешной интеграции государства, бизнеса и университета, стимулирующие инновационную активность и улучшающие инновационный климат, станет создание единой платформы технологического предпринимательства. Синергия предпринимателей позволяет создавать дополнительно до 70% новых рабочих мест путем открытия новых компаний. Со стороны государства создается воронка предпринимателей, готовых к синтезу стартапов, выделяется субсидия в размере 300 миллионов рублей, спонсируются точки кипения, акселерационные программы (около 1175 млн. рублей), выделяются гранты студентам в размере 1000 млн. рублей, появляются новые стартап - студии (1,5 млрд. рублей). Государство предоставляет инвестиции на развитие стартапа в виде займов или безвозмездных выплат (более 800 млн. рублей).
Вовлечение студентов данной платформы станет возможным с помощью тренинговых и деловых игр, в которых тестируются компетенции участников на практике. Диагностика возможностей на базе университетов - партнёров, дополнительное практическое обучение университета - тренинговой площадки, позволит задействовать более 30 тысяч предпринимателей (в том числе студентов). Акселерационные программы поддерживают проектные команды и их функционал состоит в предоставлении плодотворной и эффективной атмосферы с улучшением инновационного климата посредством работы участников с менторами, экспертами, развивающими идеи команд. Данный вид взаимодействия способствует итоговому созданию рабочего бизнеса (более 55 % команд создали проект, реализованный на практике).
Новый подход стимулирования инновационной активности в виде стартап - студий позволяет быстро и эффективно тестировать идеи. [9] Участниками данной инициативы становятся университет, предприниматель, ФИОП и корпорация (рис.3). Первоначальные инвестиции в рабочий проект составляют от 500 тысяч рублей, дают возможность начать становление бизнеса и привлекают корпорации к участию в проекте. Преимущество данного вида состоит в концентрации заинтересованных участников, способствующих наращиванию инвестиционной привлекательности и вовлеченности. Стартап определяет проблемы, находит решения, проводит их валидацию, находит первых клиентов, увеличивает клиент поток, масштабируется и получает профит. Только в данном подходе интегрируется корпорация как источник финансирования и помощи в разработке и детализации проектов.
ФИОП С'гартап - студия
Рисунок 3 - Стейкхолдеры стартап-студии
Распределение долей при создании стартап - студии, как правило, 25 % / 25 % между корпоративным партнером и университетом, ФИОП получает от 37 % до 50 %, предприниматель от 0 % - 13 % (рисунок 4). Студия становится самостоятельной единицей с организационно - правовой формой при ее учреждении (например, ООО).
Доли участников
Единая платформа предпринимателей станет инструментом стимулирования инновационной активности и улучшением инновационного климата, поскольку соберет передовых и высококлассных специалистов рынка, предоставит цифровые сервисы и площадки, сформирует экосистему лидерства и технологического предпринимательства, создаст экосистему развития и методологической поддержки, вовлечет большее число предпринимателей и инвесторов. Направления, в которых котируется создание цифровых продуктов, основаны на цифровых технологиях, биотехнологиях, интеллектуальных производственных технологиях, креативной индустрии. Каждый из участников платформы получает свой профит присутствия: предприниматели быстро масштабируют идеи, получают доступ к заинтересованным сторонам; университеты - практический опыт и дополнительные дотации; инвесторы - доступ к проверенным стартапам, нивелируют риски ошибочных инвестиций.
Компания «Яндекс» первоначально представляла собой стартап, который привел к развитию технологической «машины». Компания развивает инструменты, создавая экосистему инновационного развития и поощряет внедрение инноваций. Среди ключевых ценностей выделяется креативность, быстрая генерация идей. Компания распределяет принципы по группам: общие принципы создания сервисов, коммерция, данные, государство и общество, конкуренты, искусственный интеллект, дистрибуция. Выручка за 2021 год составила 356,2 млрд рублей, капитализация - 16,2 млрд рублей, EBIT (скор.) - 32,1 млрд рублей. Яндекс стал лидером IT - рынка, объединив в экосистеме поисковую систему, рекламу, фудтех, рай-дтех, карты, эл - коммерцию, медиасервисы, беспилотники, Cloud. Ключевые технологии формируют конкурентные преимущества компании, оптимизируют процессы, создают новые сервисы, среди которых облачные технологии, компьютерное зрение, речевые технологии, технологии краудсорсинга. Бизнес внутри компании делится на стабильно растущий (поиск, директ, браузер) и быстрорастущий (маркет, Кинопоиск, музыка, еда). Стабильно растущий бизнес дает 73 % выручки компании. Рекламный бизнес дает только 47 % выручки, в то время как высокая диверсификация предоставляет оставшиеся 53 %. Компания предлагает технологии будущего, имеет долгосрочный потенциал роста (более 180 млрд. долларов к 2025 году) и выстраивает крупнейшую экосистему.
Яндекс может поддержать инициативу создания единой платформы предпринимателей и войти в состав стартап -студий с возможностью перехода во внутреннюю платформу «U-Team», где сосредоточены вовлеченные стартап - проекты. Команда сотрудников готовит команды реформаторов из числа предпринимателей, которые впоследствии станут частью команды или будут профинансированы для создания бизнеса (Yandex Cloud Boost). Со стороны государства было введено в отношении Яндекса льготное кредитование, были выпущены конвертируемые облигации (1,25 млрд. долларов). Также компания может рассмотреть переход на новую технологию анализа текста, в которой сосредоточен огромный массив данных. Трансформер угадывает предпочтения потребителей, приоритезирует поисковые задачи под спрос, обучение платформы проходит в ускоренном режиме. Преимущество продукта в возможности учета текста, состоящего из большого числа предложений, и понимании сути изложенного материала.
Таким образом, инновационная политика опирается на анализ внутреннего и внешнего рынка, благодаря которым определяются приоритеты, анализируются вызовы среды, прогнозируется социально - экономический эффект и происходит распределение льгот и дотаций со стороны государства. Было выявлено, что инновационная политика основывается на стратегическом видении бизнеса и предполагает установление приоритетных направлений развития, назначение участников процесса и задействование ресурсов компании совместно с действующей инфраструктурой. На инновационную деятельность оказывает внимание внутренняя и внешняя среда, которая выражается в развитии технологического уклада, адаптации национальной инновационной системы и иных институтов, изменении экономической конъюнктуры и социально -
■ < ■
Рисунок 4 - Пример распределения ролей между участниками создания стартап-студии
Выводы
экономической политике. Стимулирование инновационной активности может быть как со стороны государства, так и со стороны представителей бизнеса. Но истоками инноваций выступают базовые потребности, которые становятся драйверами перемен в обществе. Знание данных аспектов позволяет выстраивать стратегию стимулирования инновационной активности и доносить ценность инновационных изменений.
Инструментом стимулирования инноваций выступает государство как заказчик данных нововведений, как создатель инфраструктуры. Потребность страны в новых технологиях становится локомотивом в научно - техническом прогрессе, стимулирует компании, институты и исследовательские центры к развитию новых технологий. Так, происходит финансирование бизнеса и сопутствующих структур. Благодаря данным инструментам формируются механизмы стимулирования, посредством которых оказывается финансовая поддержка, развивается сотрудничество между бизнесом, властью и обществом, налаживается эффективный диалог между лидерами рынка и предпринимательскими инициативами как главными драйверами развития инноваций. Успешным механизмом инновационных изменений становятся предпринимательские инициативы, основанные на масштабном вовлечении проактивных «стартаперов» в технологические процессы, способные создать эффективную систему функционирования бизнеса для повышения инвестиционной привлекательности региона и страны.
Было предложено внедрение единой платформы предпринимателей, которая станет инструментом стимулирования инновационной активности и улучшением инновационного климата, поскольку соберет передовых специалистов для создания цифровых сервисов, даст основу для разработки единой экосистемы лидерства и технологического предпринимательства, развития и методологической поддержки, которая вовлечет большее число предпринимателей и инвесторов. В рамках данного предложено рассмотрен новый подход стимулирования инновационной активности в виде стартап - студий, который позволяет быстро и эффективно тестировать идеи, участниками которой являются университеты, предприниматели, ФИОП и корпорации. Преимущество данного вида состоит в концентрации заинтересованных участников, способствующих наращиванию инвестиционной привлекательности и вовлеченности, а корпорация интегрируется как источник финансирования и помощи в разработке и детализации проектов.
ООО «Яндекс» было предложено интегрироваться в данную платформу предпринимателей с возможностью перехода во внутреннюю платформу «U-Team» или в инвестировании средств в команды победителей. Со стороны государства было введено в отношении Яндекса льготное кредитование, были выпущены конвертируемые облигации (1,25 млрд долларов). Также компания может рассмотреть переход на новую технологию анализа текста, в которой сосредоточен огромный массив данных, благодаря которому платформа угадывает предпочтения потребителей, приоритезирует поисковые задачи под спрос и ведет учета текста, состоящего из большого числа предложений.
Источники:
1. Martic K. Business Transformation in 2022: The Guide for Successful Implementation [Электронный ресурс] URL: https://haiilo.com/ blog/business-transformation-2020-guide/ дата обращения: 24.12.2022.
2. A Complete Guide to Accelerating Business Transformation in Your Organization [Электронный ресурс] URL: https://www.sweetprocess.com/ business-transformation/ дата обращения: 24.12.2022.
3. Strategic Business Unit: Example, Definition & Structure [Электронный ресурс] URL: https://www.toolshero.com/strategy/strategic-business-unit-sbu/ дата обращения: 24.12.2022.
4. Сапунов А.В. Синергия стратегического менеджмента и инноваций в организации / А.В. Сапунов, Т.А. Сапунова //Вестник Академии знаний. 2022. № 50(3). С. 289 - 393.
5. Капитонов И.А. О конкурентной политике и защите инноваций в модели ускорения экономического роста РФ / И.А. Капитонов // Инновации и инвестиции. 2022. .№10. С. 4 -9.
6. Яровова Т. В. Особенности стимулирования инноваций в России / Т.В. Яровова, Д.Д. Киселева //Московский экономический журнал. 2022. №>5. С. 566 - 574.
7. Большаков С. Н. Стратегия инновационного обновления в бизнесе / С.Н. Большаков //Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. №3. С. 36 -53.
9. Сураева М.О. Инновационное развитие предприятий промышленного комплекса / М.О. Сураева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. № 11 (1). С. 66-69.
10. Попов А.Н. Мировая практика организации корпоративных стартап-студий / А.Н. Попов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №5. С.83 -93.
11. Официальный сайт ООО «Яндекс» [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/company/prospectus дата обращения: 24.12.2022.
EDN: TLJLGI
А.К. Титов - к.э.н., доцент, кафедра индустриальной стратегии института, ЭУПП НИТУ «МИСиС», Москва, Россия,
A.K Titov - candidate of economics, associate professor, department of industrial strategy of the institute, EUPP NUST "MISiS", Moscow, Russia.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ TRANSFORMATION OF STRATEGIES FOR MANAGING EXTERNAL LIABILITIES OF DEVELOPING COUNTRIES IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Мировой финансовый рынок характеризуется постоянным ростом внешнего долга. Задачи сохранения текущих темпов развития и привычного уровня жизни при недостаточности собственных ресурсов и периодических кризисных явлениях в мировой экономике требуют внешнего финансового участия. Кроме того, на долговой рынок оказывает значительное влияние тот факт, что долговые обязательства к настоящему времени зачастую рассматриваются не в их традиционном смысле, а как сохранение инвестиций. И такая спекулятивная составляющая способствует значительному росту долговой нагрузки в странах мира. Это касается и развивающихся рынков, как потенциально перспективных с точки зрения сохранения и преумножения денежных ресурсов иностранных инвесторов. Текущая работа посвящена исследованию этих тенденций и оценке современных стратегий управлениями внешними обязательствами развивающихся стран.