электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
Том 10, № 8(2022) Business Strategies
стр 207
DOI: 10.17747/2311-7184-2022-8-207-215 УДК 334.012.64
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ
А.А. Конева, инженер, Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия) [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к выделению и систематизации методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности, проведен обзор зарубежной практики. В мировой практике используются различные методы стимулирования инновационной деятельности, как экономические, так и организационно-правовые. Систематизирована и проанализирована действующая система стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ. В результате были выявлены проблемы на уровне финансовых и нефинансовых методов. В части финансовых методов - забюрократизированная процедура получения финансирования, сложность в получении льготного кредитования, слабо развитое льготное налогообложение, практически не развит рынок венчурных инвестиций, трудности в привлечении частных инвестиций через онлайн-площадки и др. Среди нефинансовых методов - недостаток информации о возможных инструментах поддержки, недостаточное использование инструментов, стимулирующих кооперацию участников инновационного процесса. Сделан вывод о том, что необходимо создание организационного инструмента -места встречи участников инновационного процесса для решения проблемы передачи инновации от научно-исследовательского центра или вуза до корпорации.
Ключевые слова: малое предпринимательство, инновации, методы, инструменты, инновационная деятельность, финансирование.
Статья подготовлена в рамках государственного задания № FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».
Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation
A.A. Koneva, еngineer, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (Vologda, Russia) [email protected]
Abstract. The article considers theoretical approaches to the identification and systematization of methods and tools of state stimulation of innovation, and provides an overview of foreign practice. In world practice, various methods of stimulating innovation activity are used, both economic and organizational and legal. The current system of stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation is systematized and analyzed. As a result, problems were identified at the level of financial and non-financial methods. In terms of financial methods, there is a bureaucratic procedure for obtaining financing, difficulty in obtaining preferential loans, poorly developed preferential taxation, the venture capital investment market is practically not developed, difficulties in attracting private investment through online platforms, etc. Among non-financial methods there is a lack of information about possible support tools, insufficient use of tools that stimulate cooperation of participants in the innovation process. It is concluded that it is necessary to create an organizational tool - a meeting place for participants in the innovation process to solve the problem of transferring innovation from a research center or university to a corporation.
Keywords: small business, innovation, methods, tools, innovative activity, financing.
В последние годы уделяется значительное внимание научно-технологическому развитию Российской Федерации. На государственном уровне этому отводится стратегически значимая роль, что подтверждают национальный проект «Наука», реализуемый до 2024 года, и Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере развития науки и технологий, а также связанной с ними инновационной деятельности. Ключевое значение приобретают масштабирование исследований и разработок, сбалансированное развитие высокотехнологичного и инновационного бизнеса, увеличение его конкурентоспособности и значимости для экономики и общества. Технологический прогресс тесно связан с инновациями, что отражается в том факте, что многие из самых инновационных стран мира также являются одними из самых технологически развитых. Создание и внедрение инноваций - ключевой фактор прогрессивного развития территорий, повышения конкурентоспособности и укре-
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
Том 10, № 8(2022) Business Strategies
стр 208
пления международных позиций. В настоящее время к слабым сторонам инновационной деятельности России относятся: слабость институциональной инфраструктуры, неразвитость и отставание законодательной базы в этой сфере, низкая инвестиционная активность бизнеса [6]. Подробные показатели инновационной деятельности по 132 странам отражены в Глобальном инновационном индексе (ГИИ), где Россия находится на 45-м месте, поднявшись на два места по сравнению с 2020 годом [23]. Рейтинг составляется на основе двух субиндексов - ресурсов инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и результатов инноваций (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности). При этом по субиндексу ресурсов инноваций в части генерации новых знаний (научные публикации, патенты) Россия занимает высокие позиции (43-е место), в то время как по субиндексу результатов инноваций отмечается отставание (52-е место). Согласно ГИИ лидерами в области инноваций являются Швейцария, Швеция, США, Великобритания, Республика Корея. У этих стран наивысшие показатели как инновационных ресурсов, так и результатов инноваций, при этом они демонстрируют максимальный уровень эффективности инноваций, то есть соотношения между ресурсами и результатами.
Все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития, а создание и реализация нововведений являются ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе, основными средствами повышения эффективности производства и улучшения качества производимой продукции. Исходя из мирового опыта именно малое инновационное предпринимательство (МИП) активно реализует научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Малые предприятия выступают связующим звеном между теоретическими и опытно-конструкторскими разработками и коммерциализацией новой продукции. Малые инновационные предприятия являются инициаторами создания и последующего удовлетворения новых, ранее неизвестных потребностей рынка. Именно МИП выполняют задачу по трансформации передовых научно-технических разработок в коммерческий продукт. Стоит отметить, что в рамках настоящего исследования под малым предпринимательством понимается вид экономической деятельности, направленной на реализацию инноваций с целью максимизации прибыли, осуществляемой как действующими малыми формами хозяйственных субъектов, так и стартапами [7]. Стартапы - наиболее динамичный элемент новой экономики, при этом до 80% новых рабочих мест в развитых странах ежегодно формируется компаниями моложе 5 лет. Странами - лидерами по количеству стартапов по состоянию на 2020 год являются Швейцария - 1791 стартап/ млн чел., Сингапур - 1393 стартап/млн чел., США - 1211 стартап/млн чел., в то время как в РФ всего 37 стартап/ млн чел., что также свидетельствует о низком уровне научно-технологического развития страны [21]. Таким образом, в условиях современной конкуренции на наукоемких рынках важную роль играет не только наличие инновационного потенциала, но и способность его задействования - преобразование результатов НИОКР в конкурентоспособную продукцию.
Российская экономика серьезно отстает от стандартов, задаваемых ведущими странами мира. Она демонстрирует низкую восприимчивость к разработкам и скорости их внедрения. В этом отношении отечественные предприниматели отстают от западных, что негативно отражается на конкурентных позициях российских производителей. В связи с этим перед федеральными и региональными органами власти стоит задача выработки эффективных методов и инструментов стимулирования инновационной деятельности малых предприятий как ключевого субъекта инновационного процесса.
В связи с этим целью статьи является анализ действующей системы методов и инструментов стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ. В рамках исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к выделению и систематизации методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности, провести обзор зарубежного опыта;
2) систематизировать и проанализировать действующую систему стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ;
3) выявить проблемы стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ на федеральном уровне.
В научной литературе по виду функциональной направленности выделяются следующие методы стимулирования инновационной деятельности: экономические, организационные, правовые, информационные [7; 8].
В основе экономических методов лежит применение соответствующих денежно-стоимостных регуляторов в виде совокупности финансовых методов стимулирования инновационной деятельности. Основными финансовыми методами выступают: различные виды финансирования инновационных проектов, система льготного кредитования инновационных проектов, активизация лизинговой, франчайзинговой деятельности, венчурное финансирование и др. [16]. Экономические методы направлены на предоставление хозяйствующим субъектам финансовых ресурсов, необходимых для осуществления ими инновационной деятельности. Также ряд экономических методов имеет косвенный характер - например, налоговое и таможенное стимулирование. Инструменты косвенного характера снижают ожидаемое негативное воздействие рисков инновационной деятельности за счет уменьшения экономических издержек.
Следующие категории не задействуют денежно-стоимостные регуляторы - это организационные, правовые и информационные методы, предусматривающие комплекс законодательных и административных мер, которые направлены на создание условий для осуществления и активизации инновационной деятельности.
Организационные методы представляют собой систему способов организационного воздействия, обеспечивающих инновационное развитие хозяйствующих субъектов. К их числу относятся содействие предпринимателям в развитии бизнеса, в выходе на зарубежные рынки, поиске деловых партнеров, продвижении продукции за рубежом и др., а также содействие в проведении семинаров, обучающих курсов, лекций и т.д.
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
Том 1G, № 8(2G22) Business Strategies
стр 2G9
Правовые методы содержат комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание условий для осуществления и активизации инновационной деятельности, а также законодательное определение прав и обязанностей участников инновационного процесса [2].
Информационные методы стимулирования инновационной деятельности заключаются в доведении до субъектов сведений, касающихся мер государственной поддержки, результатов научно-технологической деятельности с целью налаживания эффективных коммуникаций между всеми участниками инновационного процесса.
По характеру воздействия на объект управления выделяются прямые и косвенные методы [7; 8]. Методы прямого стимулирования инновационной деятельности основаны на непосредственном участии регулирующих органов в инновационном процессе. Путем косвенных методов формируются условия, которые способствуют достижению требуемого результата.
Прямые методы стимулирования инновационной деятельности проявляются в форме бюджетного финансирования в виде государственных субсидий и грантов, льготного кредитования, предоставления в пользование государственных площадей, государственных заказов, а также путем финансирования федеральных и региональных инновационных целевых программ. К косвенным методам воздействия государства на инновационную деятельность относятся законодательно-правовые акты, применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, налоговые каникулы и др.), таможенных льгот, информационное и консультационное обеспечение, а также кадровое обеспечение инновационной деятельности.
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации методов.
В мировой практике инновационное развитие каждой страны имеет свои особенности, однако существуют единые направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. При этом важной задачей государственного регулирования в странах-лидерах является создание благоприятных условий для создания и внедрения инноваций.
В числе основных инструментов экономической и бюджетной политики, применяемых в мире в рамках стимулирования инновационной деятельности [15]:
- бюджетное финансирование инновационных программ и проектов (доля государства в совокупных расходах на науку доходит до 50%);
- льготное кредитование, долевое финансирование и создание институциональных условий для развития венчурного финансирования;
- предоставление государственного имущества на льготных условиях или на безвозмездной основе для создания новых инновационных предприятий (стартапов);
- применение налоговых преференций, направленных на привлечение как малых, так и крупных компаний к инновационной деятельности;
- формирование элементов инновационной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях.
Кроме того, указанные меры дополняются действиями центральных и местных властей в области антимонопольного регулирования, таможенной политики, охраны прав интеллектуальной собственности с целью стимулирования инновационной активности. Различия между странами выражаются в основном в сроках применения указанных инструментов, масштабах предоставляемых льгот, приоритетности поддержки тех или иных отраслей.
Наряду с прямыми методами стимулирования инновационной деятельности особое внимание уделяется косвенным методам. Их преимущество заключается в том, что в область инновационной деятельности вовлекается широкий круг участников, в то время как прямые методы имеют ограниченную сферу действия. Кроме того, косвенные методы более доступны и имеют простую процедуру оказания поддержки, поскольку они закреплены законодательством и действует автоматически. В странах с развитой рыночной экономикой широкое применение нашли механизмы налогового стимулирования. Например, у большинства стран присутствует такая мера, как уменьшенная на 50% ставка по налогу на прибыль предприятий, которая была получена от реализации высокотехнологичной продукции. С целью стимулирования экспорта продукции используется двойной вычет затрат на эти цели из облагаемой налогом прибыли, 10-летняя отсрочка налоговых платежей и т.д. Новым в практике налогового стимулирования является применение специального налогового режима «патентное окно», который позволяет компаниям снизить ставку налога на прибыль, полученную в процессе осуществления исключительных прав на патенты [25]. В настоящее время эта практика используется в девяти европейских странах, Канаде, США и Китае [5]. Такой инструмент создает благоприятные условия на начальных этапах инновационного процесса.
В зарубежных странах применяется регулирование внутренней и внешней инновационной кооперации субъектов инновационной деятельности и отдельных секторов национальной инновационной системы [12]. Создана соответствующая инфраструктура, соединяющая генерирование научных идей, прикладные разработки и внедрение научных результатов в производство, например, технопарки, технополисы, инновационные центры по передаче разработок малому и среднему бизнесу, действующие на региональном уровне. Мировая практика показывает необходимость наличия связей между производственными предприятиями, а также научными и образовательными учреждениями. Примером служит опыт США, Японии и ряда других государств. Взаимодействие бизнеса и науки позволяет в кратчайшие сроки реализовать имеющиеся разработки и, соответственно, значительно повысить эффективность производства.
Также особо важное значение отводится поддержке инновационной деятельности малых предприятий и стартапов. Ключевым источником инвестиций в инновационные предприятия и стартапы является венчурное финансирование, которое помогает внедрять последние достижения научно-технического прогресса в производство, в то время как в РФ этот инструмент практически не развит. При этом венчурное финансирование в зарубежных странах развивается стремительными темпами. Так, в США за период 2006-2010 годов начальное финансиро-
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
Том 1G, № 8(2G22) Business Strategies
стр 2Ю
вание получили менее 3,2 тыс. компаний, а в период 2016-2020 годов было профинансировано более 23 тыс. стартапов [24]. В 2021 году в США объем венчурных инвестиций составил 329,8 млрд долл., при этом больше половины инвестиций пришлось на раунды финансирования объемом от 100 млн долл. Это свидетельствует о том, что инвесторы проявили готовность вкладывать крупные суммы в относительно молодые компании [6]. Отдельно нужно отметить известные акселераторы (Y Combinator, 500 Startups), на уровне которых существуют объединения бизнес-ангелов и ангельские фонды. В США и Европе бизнес-ангелы являются основными инвесторами стартовых капиталов. США активно стимулируют создание венчурных фирм и исследовательских центров и финансируют наиболее наукоемкие и эффективные исследования и разработки. Это связано с их сложностью, высокими издержками, риском, сильной международной конкуренцией [1].
В современных условиях государственная поддержка развития инновационной деятельности приобретает особую значимость. Обзор зарубежного опыта показал, что в мировой практике используются различные методы стимулирования инновационной деятельности, как экономические, так и организационно-правовые. Практически во всех зарубежных странах повышается результативность применения косвенных методов стимулирования и активизации инновационной деятельности. Прослеживается тенденция возрастающей роли государственно-частного партнерства для активизации инновационной деятельности. В целом инструменты стимулирования инновационной деятельности эволюционируют в сторону развития кооперации участников инновационного процесса: стартапов и промышленных предприятий, промышленных предприятий и вузов с помощью кластеров, технопарков, инновационных сетей, инновационных ваучеров. При этом бюджетное финансирование и налоговые льготы выступают как инструменты, стимулирующие эту кооперацию [13].
В Российской Федерации методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности регулируются Федеральным законом № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в котором определены как прямые, так и косвенные методы, состоящие в предоставлении льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, образовательных услугах, информационной и консультационной поддержке, содействии в формировании проектной документации и спроса на инновационную продукцию.
Рассмотрим более подробно систему стимулов для инновационной деятельности малых предприятий на федеральном уровне. В рамках анализа представленной системы в первую очередь обратимся к экономическим методам стимулирования инновационной деятельности; к числу прямых методов относятся гранты, субсидии, льготные кредиты, возмещение затрат, косвенных - налоговое стимулирование.
Грантовое стимулирование инновационной деятельности малых предприятий реализуется преимущественно на федеральном уровне, гранты предоставляют Фонд содействия инновациям, фонд «Сколково», Фонд национальной технологической инициативы (НТИ), Агентство по технологическому развитию [11]. Фонд содействия инновациям предоставляет финансовую поддержку в виде грантов как молодым инноваторам, студенческим стартапам (программы «Инношкольник», «Умник»), стартапам (программа «Старт»), так и действующим малым предприятиям (программы «Коммерциализация», «Развитие»). Микрогранты фонда «Сколково» в размере не более 1,5 млн руб. предоставляются резидентам «Сколково» на решение определенных задач в рамках исследовательской деятельности и коммерциализации продуктов. Фонд НТИ осуществляет финансовую поддержку реализации проектов Национальной технологической инициативы из средств субсидий из федерального бюджета. Предприятия, в том числе и малые, могут получить грант на разработку конструкторской документации для серийного выпуска критически важных комплектующих, оператором программы является Агентство по технологическому развитию. Центр поддержки инжиниринга и инноваций (ЦПИИ) при поддержке Правительства РФ осуществляет финансовую помощь в виде грантов для технологических компаний на доработку продукции под требования крупных заказчиков. Господдержка будет способствовать появлению новых технологических лидеров в России. По предварительным оценкам, совокупная выручка технологических стартапов за 2022-2024 годы составит 4,5 млрд руб.
Следующий немаловажный инструмент стимулирования инновационной деятельности - субсидии из федерального бюджета. Финансовая поддержка через субсидирование предоставляется на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным видам деятельности. Например, в соответствии с ПП РФ № 1649 от 12.12.2019 предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям. На федеральном уровне субсидии предоставляют профильные министерства, например Министерство промышленности и торговли РФ, Минцифры России. Однако на практике доступ к субсидиям имеют средние и крупные предприятия ввиду крупных бюджетов проектов (от 50 млн руб.).
В рамках механизма государственной поддержки для малых и средних предприятий по выходу на фондовый рынок Минэкономразвития России предоставляет субсидии для компенсации затрат на выпуск акций/облигаций в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в соответствии с ПП РФ от 30.04.2019 № 532. Также возможно получение гарантий и поручительств: поручительство в размере номинала облигации и купонного дохода за весь срок до даты погашения, гарантии по выпускам биржевых облигаций. Поддержку предоставляет Корпорация МСП.
Кредитование инновационных проектов в России не имеет большой популярности среди банков, так как они в основном кредитуют высокорентабельные и быстроокупающиеся проекты, а инновационные проекты являются высокорисковыми, с длительными сроками окупаемости. Однако в РФ применяются инструменты льготного кредитования инновационной деятельности такими организациями, как Минэкономразвития РФ, Корпорация МСП, МСП Банк, Фонд развития промышленности. В 2022 году был запущен новый финансовый инструмент в рамках федерального проекта «Взлет от стартапа до IPO» - льготные кредиты под 3% для инновационных компаний до 500 млн руб. Также Фонд развития промышленности предоставляет льготные займы на реализацию новых промышленных проектов, импортозамещение, станкостроение и т.д. Фонд предоставляет целевые займы по
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
стр 211
ставкам 1 и 3% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 5 млрд руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Научные гранты и премии также являются инструментом стимулирования инновационной деятельности. Так, ежегодная премия «Инновация года», премия «Время инноваций» и др. отмечают ключевые достижения предприятий различных отраслей экономики в области модернизации, использования новейших и наиболее перспективных технологий. Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых присуждаются за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий с целью вовлечения молодежи в научную, научно-техническую и инновационную деятельность [5]. Фонд НТИ проводит технологические конкурсы Up Great, в которых инженерам и ученым предоставляется возможность преодолеть технологические барьеры в различных отраслях, найти прорывное решение сложнейших технологических задач глобального масштаба. Основная цель этого инструмента - рост информированности общества о значимых достижениях науки, выдающихся ученых, инженерах, технологических предпринимателях.
Еще одним инструментом стимулирования инновационной деятельности является венчурное финансирование, под которым понимают инвестирование денежных средств в инновационные и высокорисковые проекты с целью получения максимальной прибыли. По состоянию на 2020 год в РФ создан 231 венчурный фонд, 53 из них с государственным участием, 75 фондов прямых инвестиций, из них 11 с государственным участием. Финансирование научно-технологических проектов осуществляют преимущественно фонды с госучастием, а именно находящиеся под управлением АО «РВК». Однако в развитии рынка венчурных инвестиций не наблюдается положительной динамики. Это обусловлено низкой привлекательностью рынка для инвесторов, отсутствием достаточного объема доступных для инвестирования средств, сложностями с привлечением как частных, так и иностранных инвестиций. Также одной из причин является отсутствие единой повестки и приоритетов государственной политики в этой сфере. До сих пор не утверждена стратегия развития рынка венчурных и прямых инвестиций на период до 2030 года. Не предусмотрены мероприятия и показатели по комплексному развитию отраслей и направлений научно-технологического развития, в рамках которых использовались бы венчурные механизмы [17; 18].
К косвенным экономическим методам стимулирования инновационной деятельности относятся налоговые преференции. Российская система налогового стимулирования инновационной деятельности в основном ориентирована на развитие инновационных кластеров. Единственным налоговым стимулом для инновационной деятельности, на который может претендовать компания, является коэффициент учета расходов на НИОКР в размере 1,5 при расчете налога на прибыль. Одной из основных проблем налогового стимулирования инноваций в РФ является сложность отнесения деятельности предприятия к инновационной. Это происходит из-за существования различных толкований этого термина в законодательных актах и отсутствия четких критериев отнесения деятельности к инновационной [9]. Малые инновационные предприятия, которые являются участниками «Сколково», могут получить налоговые и таможенные льготы: сниженную ставку по налогу на прибыль; возмещение затрат по уплате таможенных платежей 100%; льготы по налогу на имущество [3]. В 2022 году была возобновлена налоговая льгота на прибыль от прав на результаты интеллектуальной деятельности, в результате предприятия получают налоговые стимулы для оформления и использования научных разработок.
Таким образом, в РФ представлены различные инструменты экономического метода по стимулированию инновационной деятельности малых предприятий. В свою очередь, они разделяются на прямые (гранты, льготное кредитование, субсидии, премии, займы и др.) и косвенные (налоговые и таможенные льготы) методы. Несмотря на созданную систему финансовой поддержки инновационных предприятий, на практике присутствуют различные проблемы получения финансирования: высокая стоимость финансовых ресурсов, недостаток собственных средств для софинансирования, ограниченные бюджеты организаций, жесткие требования получения финансирования, труднодоступность получения денежных средств из федерального бюджета. Во многих ведущих странах венчурное финансирование играет ключевую роль в развитии стартапов и малых предприятий. Однако в РФ не происходит положительной динамики в развитии венчурного финансирования. Кроме того, рынок венчурных инвестиций не сопоставим с масштабами экономики Российской Федерации. Особое внимание уделяется росту интереса к науке, повышению престижа научной, научно-технической и инновационной деятельности в обществе посредством предоставления научных грантов и премий, что подтверждает «Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности», утвержденная 24.06.2017 Минэкономразвития РФ.
В области правовых методов стимулирования инновационной деятельности выделяются различные нормативно-правовые акты, которые определяют цели, задачи и принципы инновационной политики в РФ. Так, основным документом, регламентирующим понятие инновационной деятельности, является ФЗ № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Минэкономразвития России с 2010 года реализует проект по стимулированию инновационной деятельности компаний с государственным участием через разработку и реализацию среднесрочных (на пятилетний период) программ инновационного развития. Вопросы государственной поддержки инновационной деятельности раскрываются в ПП РФ от 22.12.2020 № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов». В Налоговом кодексе РФ установлены налоговые льготы для стимулирования научно-технической и инновационной деятельности. Требования к промышленным технопаркам установлены в ПП РФ от 27.12.2019 № 1863. Наличие единого свода требований способствует унификации терминологической базы и подходов к поддержке промышленных технопарков на федеральном и региональном уровнях.
В РФ созданы различные инструменты организационного характера, которые направлены на формирование благоприятных условий для инновационной деятельности. Выделяется несколько направлений организацион-
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
стр 212
ных мероприятий: привлечение государственного финансирования, частных инвестиций; подготовка квалифицированных специалистов и повышение компетенций предпринимателей, разработчиков, ученых и др.; создание платформ для привлечения инвестиций; создание инструментов для содействия в кооперации; создание соответствующей инфраструктуры.
На федеральном уровне одним из инструментов являются государственные заказы, которые формируют первоначальный спрос на инновационную продукцию. Так, в рамках государственной политики в области инноваций была внедрена федерально-контрактная система (ФКС) и государственно-частное партнерство. Благодаря ФКС государство не только развивает инновации в отрасли через государственный заказ, но и финансирует научные разработки, выступает как заказчик, устанавливает стандарты и нормативы для безопасной работы инновационной продукции и стимулирует спрос со стороны других участников рынка.
Другим инструментом организационного характера является поддержка в создании стартапов. Так, в рамках инициативы «Взлет - от стартапа до IPO» кроме финансовой поддержки в виде льготного кредитования предусмотрено содействие молодым технологическим компаниям с выходом на биржу - выход на IPO с использованием субсидий на 50% затрат на эту процедуру. Предполагается, что первые стартапы выйдут на IPO уже в 2023 году. Также действует программа «Спин-офф НТИ», которая направлена на поддержку создания новых предприятий по направлениям НТИ на базе крупных технологических компаний.
На федеральном уровне созданы акселераторы, содействующие инновационной деятельности малых предприятий и стартапов. В числе основных - «Архипелаг» от НТИ; акселератор от 500 Startups и «Сбербанка»; акселерация для участников проекта «Сколково»; корпоративные акселерации фонда «Сколково», StartupDrive от «Газпромнефти» и др. В России набирают обороты акселераторы крупных корпораций «Сбербанк», «Северсталь», «Газпромнефть» и др. Крупные компании заинтересованы в проведении акселерационных программ с целью поиска инновационных решений для оптимизации внутренних процессов производства, генерации новых отраслей развития, увеличения доли на рынке и т.д. Фактически они являются заказчиками будущего продукта, поэтому помогают развивать стартапы по своему профилю.
Перспективным инструментом в поддержке и финансировании проектов на ранней стадии является крауд-фандинг. В 2021 году рынок краудфандинга находился на этапе становления и показал активный рост по количеству организаций, объему сделок и охвату клиентской базы. В России «МСП Банк» разработал сервисную платформу для участников рынка краудлендинга. Взаимодействие предпринимателей и донаторов происходит на независимых онлайн-платформах, которые выступают в роли посредников. На сайте публикуется детальная информация о стартапе, инвесторы изучают предложение и принимают решение о вложении средств. Например, в РФ такими платформами являются planeta.ru, Rounds, Money Friends, «Город денег» и др.
Также одним из важных инструментов является подготовка квалифицированных специалистов. Центры компетенций НТИ - сеть инженерно-образовательных консорциумов на базе российских университетов и научных организаций для создания инновационных решений в области «сквозных» технологий. «Сколково» проводит образовательные программы, среди них, например, школа стартапов; SkLab - интенсивная программа, нацеленная на генерацию идей технологических стартапов в соответствии с научно-технологическими форсайтами проекта «Сколково»; Сколковский институт науки и технологий.
Также действующим инструментом стимулирования инновационной деятельности в РФ являются «точки кипения», расположенные в вузах, на производствах и в открытых городских пространствах: они стимулируют технологическое развитие страны, помогают местным командам запускать и масштабировать проекты. «Точки кипения» создаются при поддержке «Платформы НТИ» по поручению Агентства стратегических инициатив (АСИ). Всего создано 142 «точки кипения» по всей России, из которых городских 47, университетских - 81, HiTech - 14 [19]. «Точки кипения» подстраиваются под задачи регионов, давая возможность резидентам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников. Ежегодно в «точках кипения» проходят консультации, тренинги для проектных команд и оказывается поддержка в поиске инвесторов для финансирования проектов.
С целью формирования системы поддержки молодых предпринимателей в 2022 году был открыт конкурсный отбор университетов на получение грантов на создание предпринимательских «точек кипения» в российских вузах - пространств для развития студенческого предпринимательства. Университеты-победители получат по 3,3 млн руб. до 2024 года. Одна из приоритетных задач современной экономики - обеспечить приток новых прорывных идей, и их источником может стать именно студенческое сообщество. Поэтому создание «точек кипения» позволяет сформировать благоприятную среду для развития молодежных инициатив [5].
С целью содействия научно-технологической кооперации и повышения объемов потребления инноваций реальным сектором экономики активно разрабатываются и создаются онлайн-платформы для взаимодействия науки, бизнеса, государства, например SberUnity - единое онлайн-пространство, объединяющее стартапы, инвесторов и корпорации, Национальное окно открытых инноваций - цифровая платформа трансфера технологий и др.
Одним из ключевых инструментов развития высокотехнологичных секторов российской промышленности являются технопарки, способствующие разработке и освоению производства конкурентоспособной продукции, расширению кооперации между малыми технологическими компаниями и крупным бизнесом, а также внедрению передовых производственных технологий [4]. Одной из наиболее значимых федеральных мер поддержки создания промышленной и технологической инфраструктуры является возмещение затрат регионов на создание промышленных технопарков за счет возврата уплаченных резидентами налогов и таможенных пошлин. Технологическая инфраструктура технопарков позволяет резидентам реализовывать проекты на всех стадиях - от лабораторных исследований до организации серийного производства и таким образом снижать издержки на
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
стр 213
реализацию проектов до 40%. В настоящее время Минпромторг России при содействии Ассоциации кластеров и технопарков России разрабатывает единые требования к промышленным технопаркам, занимается устранением противоречий между нормами федерального и регионального законодательства, а также совершенствованием мер поддержки промышленных технопарков [4].
Четвертым методом стимулирования инновационной деятельности выступает информационный метод. К нему относятся следующие инструменты стимулирования: цифровые платформы, публикация информации о разработках в СМИ, инновационные порталы, навигаторы по государственной поддержке, новости в области инноваций и т.д. В числе основных онлайн-платформ: Цифровая платформа МСП, Бизнес-навигатор МСП, «Кон-структориум», Реестр субсидий, Биржа импортозамещения, сервис «Производственная кооперация и сбыт» и др. Проведение тематических форумов, деловых мероприятий также способствуют стимулированию инновационной деятельности малых предприятий. Так, в России ежегодно проходят форум «Сильные идеи для нового времени», выставка «Иннопром», форумы от «Сколково», форум «Открытые инновации» и т.д.
Проведенный анализ позволил систематизировать инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий на федеральном уровне (табл. 1).
Таблица 1
Систематизация методов и инструментов стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в России
Методы
Прямые Косвенные
Экономические Правовые Организационные Информационные
Инструменты 1. Гранты: - Гранты ФСИ, фонда «Сколково» - Гранты на разработку КД (Агентство по технологическому развитию) - Финансирование проектов Фондом НТИ - Грант технологическим компаниям на доработку продукции(Центр поддержки инжиниринга и инноваций) - Научные гранты и премии «Инновация года», «Время инноваций», премии Президента РФ 2. Субсидии: - Субсидии на проведение НИОКР (Минпромторг РФ) - Субсидии для компенсации затрат на выпуск акций/облигаций (Минэкономразвития РФ) 3. Кредитование: - Льготное кредитование под 3% - Займы ФРП 1-5% 4. Венчурное финансирование (РВК) - Гарантии и поручительства (Корпорация МСП) - Налоговые и таможенные льготы для участников «Скол-ково» - Налоговая льгота на прибыль от прав на результаты интеллектуальной деятельности - Коэффициент учета расходов на НИОКР в размере 1,5 при расчете налога на прибыль - ФЗ № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» - ПП РФ от 22.12.2020 № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов» - ПП РФ от 27.12.2019 № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков» Направленные на: 1) получение финансирования - Государственные заказы - Содействие выходу на биржу - Программа «Спин-офф НТИ» - Акселераторы («Архипелаг» от НТИ; корпоративные акселерации «Сколково» и др.) - Платформы крауд-фандинга (planeta.ru, Rounds, Money Friends, «Город денег») 2) получение компетенций: - Центры компетенций НТИ - Образовательные программы «Сколково» 3) кооперацию участников инновационного процесса: - Онлайн-платформы (SberUnity; Национальное окно открытых инноваций) - «Точки кипения» - Технопарки - Цифровые платформы (Цифровая платформа МСП, Бизнес-навигатор МСП, «Конструкториум», Реестр субсидий, Биржа импортозаме-щения, сервис «Производственная кооперация и сбыт» и др.) - Публикация информации о разработках в СМИ; - Тематические форумы, деловые мероприятия «Сильные идеи для нового времени», выставка «Иннопром», форумы от «Сколково», форум «Открытые инновации» и т.д.
Источник: составлено автором.
Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство - один из главных субъектов инновационного процесса: именно МИП выступают связующим звеном между теоретическими разработками и коммерциализацией новой продукции. Зарубежный опыт подтверждает, что активное стимулирование деятельности стартапов и малых инновационных предприятий способствует инновационному развитию страны в целом. В результате проведенного исследования сделан вывод, что Россия предпринимает активные меры по стимулированию инновационной деятельности малых предприятий, однако только 5,9% малых предприятий осуществляет технологические инновации [22]. Несмотря на наличие многочисленных стратегий и инструментов стимулирования, инновационная политика страны не дает значимых результатов, при этом российская экономика отстает от стандартов, задаваемых ведущими странами мира. В разрезе экономических методов применяются различные инструменты стимулирования - как прямые, так и косвенные. При этом прямое стимулирование оказывает пер-
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
стр 214
востепенное влияние на эффективность инновационной деятельности. Наиболее распространены и применимы в практике следующие финансовые инструменты: гранты, субсидии, льготное кредитование и займы. Были выделены следующие проблемы в получении финансирования:
1. Забюрократизированная процедура подачи заявки, длительный срок принятия решения и получения финансирования.
2. Информация о грантах представлена довольно разрозненно, создано много онлайн-ресурсов с информацией по мерам поддержки (ГИСП, Цифровая платформа МСП и др.), однако возникают трудности с использованием фильтров, поиском информации, восприятием представленной информации по конкурсам, грантам, так как она достаточно краткая, сложная в понимании, не раскрывающая полностью требования к заявителям и проектам.
3. Малым инновационным предприятиям затруднительно получить льготное кредитование, так как одним из условий является стабильная деятельность и достаточные обороты по счетам.
В части косвенных методов применяются налоговые льготы и преференции. Были выделены следующие проблемы получения косвенной финансовой поддержки:
1. В отличие от зарубежных стран, налоговые льготы и преференции слабо развиты из-за сложности отнесения деятельности предприятия к инновационной, так как критерии отнесения предприятий к инновационным в РФ на федеральном уровне законодательно не установлены.
2. Размер налоговых льгот отличается от принятого в зарубежной практике, так, в РФ коэффициент учета расходов на НИОКР при расчете налога на прибыль - 1,5, а в зарубежной практике коэффициент равен 2, что также указывает на недостаточное функционирование этого инструмента в России.
3. Льготное налогообложение распространяется не на все МИП, а только при функционировании на базе вуза или инфраструктурного объекта, например технопарка или ОЭЗ.
В области привлечения частных инвестиций созданы венчурные фонды, площадки краудфинансирования, применяется поддержка по выходу на биржу. Проблемы инвестиционного финансирования следующие:
1. Рынок венчурных инвестиций не развит по сравнению с зарубежными странами.
2. Краудфинансирование только набирает обороты в России, однако есть определенные трудности в использовании онлайн-площадок: отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей онлайн-финансирование.
3. На начальном этапе развития МИП рынок ценных бумаг недоступен из-за их низкой капитализации.
4. Не развиты механизмы стимулирования инвестирования в инновационные предприятия и создания соответствующей инфраструктуры (фондов, инвестиционных площадок).
В части нефинансовых стимулов к инновационной деятельности были выделены следующие проблемы:
1. Недостаток информации для МИП о возможных инструментах финансирования их деятельности, предприятию сложно самому определить, какие меры поддержки подходят бизнесу.
2. Недостаточное использование инструментов, стимулирующих кооперацию участников инновационного процесса. В настоящий момент, несмотря на созданную систему стимулирования инновационной деятельности, главная проблема заключается в отсутствии места для эффективного взаимодействия всех участников инновационного процесса. Информация об отечественных разработках разрознена, ее поиск является затруднительным. В инновационном процессе малые предприятия выступают связующим звеном между научно-исследовательским институтом, который разрабатывает и создает новый продукт, и крупным промышленным предприятием, которое организует его серийное производство. Именно малые предприятия могут впервые внедрить разработку в производство и вывести на рынок, сформировать спрос для серийного выпуска, применить стратегию «снятия сливок» и заложить более высокую маржинальность. После этого промышленные корпорации приобретают готовый продукт со спросом на рынке у МИП и выводят в серию. Так, с одной стороны, МИП приобретает разработку, помогая вузам и НИИ реализовать инновацию, а с другой - продает готовый продукт, помогая крупным предприятиям в диверсификации, развитии продуктовой матрицы. С помощью такой системы достигается повышение эффективности инновационной деятельности всех субъектов. В связи с этим необходимо создание организационного инструмента - места встречи участников инновационного процесса для реализации вышеприведенной схемы. Этот инструмент позволит вузам и НИИ разместить разработку, малым предприятиям - находить необходимые технологии, создавать успешный бизнес и масштабировать его, а корпорациям - приобретать готовые решения для серийного производства.
В перспективе исследования будет проведена систематизация региональных инструментов стимулирования инновационной деятельности МП с целью анализа возможностей решения проблем, выявленных на федеральном уровне.
Использованные источники
1. Бекета В.М. Опыт стимулирования инновационного развития США и Японии // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2021. № 2(145). С. 23-33.
2. Богачев Ю.С., Киселев В.Н. Механизмы стимулирования, поддержки и развития инновационной деятельности // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. Ь11р8://суЬег!еп1пка.ги/аг11с!е/п/теЬап12ту-811ти!1гоуап1уа-podderzhki-i-razvitiya-innovatsionnoy-deyatelnosti.
электронный научно-экономическии журнал
Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ / Methods and tools for stimulating the innovation activity of small enterprises in the Russian Federation А.А. Конева / A.A. Koneva
стр 215
3. Бочаров Д.И. Механизмы налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом: проблемы и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 10-1(80). С. 47-51. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-10-1-47-51.
4. Бухарова М.М., Данилов Л.В., Кашинова Е.А., Кравченко Е.И., Лабудин М.А. Технопарки России: ежегодный обзор // Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Т. 6. М.: АКИТ РФ, 2020.
5. Вихрова Н.О., Стоцкий Е.В. Современные методы стимулирования инновационной активности: «патентное окно» и «налоговый кредит» // Современная экономика: проблемы и решения. 2020. № 8. С. 109-116.
6. Власова В.В., Гохберг Л.М. Глобальный инновационный индекс - 2021 // НИУ ВШЭ. 2021. https://issek.hse. ru/news/507880300.html.
7. Давыдова А.А, Конева А.А. Малое предпринимательство: сущность и функции // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8. № 12. С. 330-336.
8. Киселев А.О., Безрукова Т.Л. Методы государственного стимулирования инновационной деятельности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т. 5. № 1(27). С. 411-415.
9. Кремин А.Е., Конева А.А. Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Корпоративная экономика. 2021. № 3(27). С. 28-37.
10. Кузьмин И.В. Тенденции государственного регулирования инновационной деятельности за рубежом // Вопросы территориального развития. 2014. № 10 (20). https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-gosudarstvennogo-regulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-za-rubezhom.
11. Леденева М.В., Охременко И.В. Современные методы государственного стимулирования инновационной активности организаций // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2(55). С. 20-25. DOI: 10.25683/ V0LBI.2021.55.201.
12. Мазилов Е.А., Давыдова А.А. Научно-технологическое развитие России: оценка состояния и проблемы финансирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 5. С. 55-73. DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.3.
13. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Цеденов А.В. Компаративный анализ основных мероприятий национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 36. С. 27.
14. Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Формирование механизма стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник НГУЭУ. 2018. № 2. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mehanizma-stimulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy.
15. Сакаро Г.А. Стимулирование инновационной деятельности в России // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 5(57). https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-rossii.
16. Фальков В.Н. Стратегия инновационного развития // Иннополис. 2021. https://spbu.ru/sites/default/files/ strategiya_innovacionnogo_razvitiya_vn._falkov.pdf.
17. Венчурные инвестиции в США. Tadviser. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Венчурные_инвестици-и_в_США.
18. В 2022 году в российских вузах планируется открыть 60 предпринимательских «Точек кипения». Правительство России. 2022. http://government.ru/news/45871/.
19. О сети «Точек кипения». Leader-ID. URL: https://leader-id.ru/places.
20. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета». Счетная палата Российской Федерации. 2020. https://ach.gov.ru/upload/iblock/a29/a298f3e07b401a8d60e4e4afdd1671b7.pdf.
21. Премия «Инновация года». https://www.innovaciagoda.ru/.
22. Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/.
23. Klerkx L., Seuneke P., de Wolf P., Rossing W. Replication and translation of co-innovation: The influence of institutional context in large international participatory research projects // Land Use Policy. 2017. No. 61. P. 276-292.
24. Global Innovation Index 2021 // World Intellectual Property Organization. https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo_pub_gii_2021.pdf.
25. How seed funding has exploded in the past 10 years // Crunchbase. 2021. How Seed Funding Has Exploded In The Past 10 Years - Crunchbase News.