Код УДК 330.34; 338.2
Инновационная политика как инструмент социального и экономического развития. Innovation policy as an instrument of social and economic development.
Голубцов Александр Николаевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики Нижегородского института управления -филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (НИУ
РАНХиГС).
Батрак Виктор Сергеевич - аспирант кафедры экономики Нижегородского института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации» (НИУ РАНХиГС).
E-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрена приоритетная роль инновационной политики в повышении эффективности долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Анализируются сложившиеся тенденции и проблемы инновационного развития нашей страны. Приводится исследование зарубежного опыта в вопросах инновационной и научной деятельности. В контексте инновационной политики формулируются решения проблем национальной инновационной системы.
Abstract.
The article is devoted to the priority role of the innovation policy in enhancing the effectiveness of long-term socio-economic development of the
Russian Federation. Analyze the current tendencies and problems of the innovation development of our country. This paper presents a research of foreign experience in the issues of innovative and scientific activities. In the context of innovation policies are formulated decision of problems of national innovation system.
Ключевые слова: инновационная политика, инновации, социальные инновации, социально-экономическое развитие, конкурентоспособность, конкуренция, кластерная политика.
Keywords: innovation policy, innovations, social innovations, the socioeconomic development, competitiveness, competition, cluster policy.
Переживаемая в настоящее время ситуация общемировой экономической нестабильности выводит проблему переориентации российской экономики на качественно новый уровень. Важной задачей для России сегодня является переход от экспортно-сырьевой модели экономики к новой, ориентированной на стимулирование инновационного роста и научнотехнических достижений. Поэтому дальнейшее развитие должно основываться на разработке высокотехнологичных исследований, производств и инноваций, именно они должны стать главной движущей силой экономики [1, с. 29]. Однако пока наука, образование и бизнес развиваются по собственным траекториям, зачастую не связанным друг с другом. Одной из первоочередных проблем в настоящее время является способность объединить данные системы в единое целое и наиболее эффективно использовать их потенциал в интересах социальноэкономического и инновационного развития. Реализация этого направления должна определяться в рамках инновационной политики, устанавливающей цели и задачи инновационной стратегии, инструменты, механизмы их достижения и осуществления, а также создание, развитие и поддержку наиважнейших инновационных программ и проектов.
Для многих развитых стран характерна приоритетность инновационной
политики перед иными средствами и инструментами социальноэкономических изменений и преобразований. На самых высоких политических уровнях признают роль инновационного развития как основы, драйвера социального и экономического роста, активно воплощая в жизнь задачи по его ускорению. В условиях постиндустриального, информационного общества рост доходов и уровня жизни населения напрямую зависит от способности производить инновации, то есть получать и внедрять новые знания, идеи, технологии, усовершенствованные продукты, услуги, процедуры и т.д. Благодаря решениям в области инноваций, создаются условия для качественного роста, а также вносится важный вклад в решение острых социальных, экологических и экономических проблем [1, с. 29]. Следует отметить, что на первый план выходят социальные инновации, направленные на преодоление существенных проблем, связанных с качеством жизни, здравоохранением, образованием, безработицей и т.п. Прочие приоритеты, такие как конкурентоспособность, повышение производительности и т.д. все чаще приобретают второстепенный характер и не имеют достаточных обоснований для обширных государственных расходов в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Следуя принципам инновационной и промышленной политики, государство все больше выступает в роли партнера (компаньона) предпринимательского сектора, причем не в целях содействия предприятиям в процессе увеличения прибыли, а для оказания помощи в коммерциализации наиболее успешных и эффективных нововведений социального характера и направленности.
Большинству прогрессивных стран свойственна тенденция к снижению прямого государственного финансирования Research & Development (R&D) и интенсификации косвенного стимулирования инновационной деятельности. Международные сопоставления структуры внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования показывают, что в среднем в странах ОЭСР вклад бизнеса равнялся в 2008 г. 64.6%, в странах
ЕС-27 - 54.7%, а в отдельных государствах он был еще выше - от 67% в США до 72-78% в Китае, Корее, Японии. Средства государства доминируют среди источников финансирования науки в России и Индии (соответственно 66.5 и 66.0%). Объем средств предпринимательского сектора, направляемых на выполнение исследований и разработок, хотя и увеличился за период 2000-
2009 гг. в полтора раза, все же недостаточен для обеспечения конкурентоспособности экономики, а его доля во внутренних затратах на исследования и разработки ежегодно сокращается: с 32.9% в 2000 г. до 26.6% в 2009 г. [2, с. 30].
Структура, уровни и тенденции финансирования науки и новых технологий в России не отвечают ни текущим требованиям и потребностям, ни стратегической цели преодоления отставания от ведущих стран мировой экономики. Конечно, по некоторым видам научной и технической деятельности российская наука сохраняет свои позиции, вносит значительный вклад в производство мировой наукоемкой продукции, но отставание от развитых стран в области технологического развития, реализации научных результатов, эффективности государственной инновационной и научно-технической политики по-прежнему увеличивается. Экономический подъем, наблюдавшийся в Российской Федерации с 1999 года и продолжавшийся вплоть до 2008 года, не способствовал повышению инновационной активности. На протяжении 1990-х годов динамика уровня инновационной активности в промышленном производстве демонстрировала зависимость от макроэкономических трендов. Радикальные рыночные реформы, осуществлявшиеся в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождались существенным падением величины данного индикатора до минимального за последние 20 лет уровня - 4.7% (1997 г.). Его последующий рост, вплоть до максимума - 10.6% в 2000 г., отражал краткосрочные эффекты импортозамещения, наблюдавшегося после финансового кризиса 1998 г. [2, с. 10].
В 2000-е годы инновационная активность предприятий промышленного
производства в отсутствие необходимых стимулов практически утратила эластичность от макроэкономических показателей. Ее стабильно низкий по меркам развитых стран уровень - от 9.3 до 10.6% - сохранялся как в годы подъема экономики, так и в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия -70%; Канада - 65%; Бельгия - 60%; Ирландия, Дания и Финляндия - 55-57%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40% [2, c. 10].
По данным Федеральной службы государственной статистики с 2008 по
2010 гг. доля промышленных организаций, занимающихся инновациями, снизилась с 9,6% до 9,3% [3]. Таким образом, число инновационно-активных компаний за последнее время неуклонно сокращается почти во всех отраслях производственной сферы. Удельный вес инновационной продукции в объеме всей продукции также уменьшается. В общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг доля инновационной продукции в 2009 г. составила 4.6% - это самая низкая величина рассматриваемого индикатора за последние пять лет [2, c. 20].
В итоге в рейтинге Всемирного экономического форума (The World Economic Forum) Российская Федерация занимает 67 место среди 144 стран, оцениваемых по индексу глобальной конкурентоспособности в 2012-2013 гг. [4, с. 13]. Падение на четыре пункта вниз по сравнению со значением этого же показателя в 2010-2011 гг. (63 позиция) и на один пункт по сравнению с прошлым годом (2011-2012 гг. - 66 позиция) связано, в частности, с низким уровнем развития бизнеса и инновационной системы.
Основными проблемами государственной инновационной и научнотехнической политики РФ остаются непоследовательный, фрагментарный и несистематический характер, неспособность формулировать и осуществлять (реализовывать) инновационные задачи и приоритеты. В результате огромное отставание от стран-лидеров в научно-технической деятельности,
исследованиях и разработках по наиболее важным направлениям. Создается опасность сохранения в долгосрочной перспективе и даже усугубления данной проблемы.
Интерес значительной части коммерческих организаций и предприятий к научным исследованиям и инновациям можно охарактеризовать как относительно низкий, а сама инновационная деятельность, базирующаяся на выполнении крупных научно-исследовательских и технических проектов, так и не стала приоритетом в развитии частного сектора российской экономики. Данные о масштабах и характере инновационной деятельности в машиностроении и топливно-энергетическом комплексе дают возможность предположить, что пока роль инновационной компоненты в функционировании этой существенной части экономики РФ остается довольно малозначимой. То же самое можно сказать и об отечественном автомобилестроении в целом: оно уже давно находится в сложном положении и отстает от мировых лидеров по темпам технического и инновационного обновления. Сравнительно недавно крупные организации-лидеры сырьевого сектора России приступили к формированию и реализации инновационных стратегий, но лишь немногие при этом позиционируют себя как стратегические новаторы. Среди других отраслей экономики нашей страны лидируют телекоммуникационные компании. Отличительная черта инновационной модели развития этих организаций - повсеместное внедрение ведущих (прогрессивных) зарубежных решений в технологической сфере, активное распространение новейших продуктов и услуг на рынке. Единичные компании создают и развивают инновационные стратегии, делая ставку на самостоятельные исследования и разработки, целенаправленно выстраивают, организуют и проводят комплексную локальную инновационную политику.
Для того чтобы сделать компании высокотехнологичными, повысить наукоемкость производимых ими товаров и услуг, необходима системная целенаправленная работа в области инноваций, включающая в себя: разработку, формирование методов и процедур оценки инновационного
потенциала; создание и поддержку благоприятного инвестиционного климата (включая венчурное финансирование) и прочих субъектов инновационной деятельности (образовательных и научно-исследовательских учреждений, наукоградов, инновационных центров, технологических парков, бизнес-инкубаторов и т.п.); управление и защиту интеллектуальной собственности; эффективное взаимодействие с государственными органами и фондами поддержки инноваций и НИОКР.
Одной из главных точек роста является малый и средний инновационный бизнес, который на сегодняшний момент времени находится в неблагоприятных условиях. В отличие от некоторых других стран с переходной экономикой, рост сектора малого и среднего предпринимательства в России довольно незначительный, а уровень технологий и продуктов, которые он продвигает, становится все менее конкурентоспособным. Справедливости ради, стоит отметить, что важным шагом здесь стало принятие Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. Согласно ему, бюджетные научные и высшие образовательные учреждения наделены правом создавать хозяйственные общества для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства) [5]. Существует надежда, что такие законы будут способствовать формированию необходимой правовой базы для содействия эффективному развитию малых и средних инновационных компаний и значительно упростят их создание.
Решение проблем развития инновационной экономики государства зависит от многих факторов. Ключевую роль в данном вопросе играет блок экономических министерств, департаментов и ведомств Российской Федерации, деятельность которых направлена на достижение положительных результатов в этом направлении. Основным документом, определяющим дальнейшее развитие РФ, является «Концепция долгосрочного социально-
экономического развития на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [6]. Помимо этого, на основе положений данной Концепции разработана и утверждена «Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), определяющая цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [7]. Разработку этих документов можно отнести к наиболее значимым инициативам органов власти. Необходимо отметить, что это едва ли не первые комплексные документы макроэкономического уровня, которые разрабатывались на такую долгосрочную перспективу. Это не просто инициативные идеологические разработки, которые обозначают только вектор дальнейшего движения и общую логику действий правительственных органов на несколько лет вперед, это система пошаговых (тактических) планов, включающих четкие целевые качественные и количественные показатели.
Наряду с вышеперечисленными принятыми мерами функционируют и некоторые новые механизмы, необходимые для обеспечения и поддержания высоких темпов социально-экономического роста. В частности начали свою работу отдельные институты развития, в том числе: особые экономические зоны, Российская венчурная компания (ОАО «РВК»), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и другие инвестиционные фонды, складывается нормативная база, необходимая для их успешного функционирования.
В условиях обострения глобальной конкуренции, вывод России на уровень социального и экономического развития ведущих стран, связан с необходимостью осуществления опережающего прорыва в тех секторах экономики, которые обуславливают специализацию нашей страны в мировом хозяйстве. Этот подход требует принятия определенных комплексных решений.
Так как инновационное развитие невозможно без конкуренции, одним из первостепенных условий является создание продуктивной конкурентной
среды. Конкурентоспособность рынков в первую очередь зависит от возможности организации новых производств. В этой связи меры, сконцентрированные на привлечении и повышении мобильности капитала, являются в среднесрочной перспективе наиболее важными и действенными.
Хорошо развитая финансовая система, которая предоставляет возможность выгодного финансирования и в состоянии управлять рисками, является важным катализатором инноваций. Свободный доступ к финансовым ресурсам для реализации новых проектов и дальнейшего развития становится основополагающим условием создания инновационных производств. Однако национальная финансовая система, несмотря на быстрый рост в последние годы, все еще относительно слаборазвита и недостаточно капитализирована. А отсталость рынка венчурного капитала по-прежнему препятствует инновационному росту. В настоящий момент только крупные компании имеют открытый доступ к мировому финансовому рынку. Значительная часть средних организаций, не говоря уже о малых, сталкивается с трудностями в процессе заимствований. Все это указывает на важность укрепления финансовой системы в целом и особенно банковского сектора и небанковских кредитно-финансовых учреждений. Безусловно, важный аспект - решение проблем в области эффективности рынка земли и недвижим о сти.
Максимально возможное содействие со стороны государственных и муниципальных органов власти хозяйствующим субъектам в сфере инноваций является следующим необходимым условием превращения Российской Федерации в одного из ведущих лидеров мирового хозяйства. С одной стороны, это должно проявляться в формировании эффективной инфраструктуры поддержки инноваций, которая помимо транспортной, социальной, инженерной, информационной и др., включает в себя и институциональную (в том числе правовое обеспечение и гарантии; система налогообложения и налоговая политика; программы социальноэкономического развития и т.п.). Также важна финансовая поддержка на
начальном этапе развития инновационных инициатив и проектов. С другой стороны, требуется построение действенной системы непрерывного образования, предоставляющей возможность постоянного повышения квалификации трудовых ресурсов и освоения ими новых профессий. При этом имеет принципиальное значение система улучшения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, привлечение молодых кадров в наукоемкие отрасли экономики.
Решение амбициозной задачи поставленной выше трудно представить без трансформации государственного сектора экономики из инертного в активного участника процессов производства и потребления инновационных продуктов и услуг. Это неосуществимо без эффективного использования государственных инвестиций и заказов.
Ориентация на развитие малого и среднего бизнеса имеет центральное значение при переходе на инновационный сценарий движения вперед. Анализ мировой практики показывает, что это одно из самых динамично развивающихся направлений. Закономерно, что предлагаемые программы стимулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства становятся важной составной частью стратегий подавляющего большинства стран-лидеров (Германия, Италия, Финляндия, Канада и др.). Международный опыт государственного управления в экономике свидетельствует о том, что эффективное функционирование экономической системы во многом зависит от оптимального сочетания в ней малой, средней, а также крупной форм предпринимательской деятельности. В последние два десятилетия прослеживается активное стремление к наращиванию так называемого синергетического эффекта, который позволяет небольшим фирмам и малым предприятиям на равных соперничать с крупными компаниями, в том числе и на глобальном рынке. Речь идет об одной из форм интеграции различных организаций и учреждений - кластерах, которые имею большие возможности для решения задач повышения инновационной конкурентоспособности. Кластерные инициативы способны обеспечить
эффективное социальное и экономическое развитие через качественный рост и повышение инновационности разнообразных отраслей экономики, расширение высокотехнологичных рынков, активизацию взаимодействия между научным сообществом, бизнесом и государством. Кластерная политика, представляющая собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью объединения предприятий и организаций в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества, должна стать одним из главных направлений национальной и региональной промышленной политики.
И наконец, еще одно важное условие заключается в укреплении международного сотрудничества в области научных исследований и инноваций. Это окажет позитивное влияние на будущие исследования и инновационное сотрудничество между Россией и другими странами. Главные задачи такого сотрудничества включают в себя расширение взаимодействия при совместных передовых исследованиях, развитие партнерства в области инноваций, совместное продвижение молодых ученых и расширение сотрудничества в области профессионального обучения. Обеспечение наиболее благоприятных условий, устранение барьеров, с которыми сталкиваются российские компании в настоящее время во внешнеэкономической деятельности, содействие при продвижении на международные рынки в том числе, высокотехнологичные, окажет позитивное влияние на инновационное развитие.
В заключение отметим, что продуманное и последовательное использование потенциала государственной политики и предпринимательского сектора экономики по адаптации инновационной среды и науки к глобальным тенденциям, создаст необходимый базис для развития новейших прогрессивных технологий и модели хозяйствования, основанной на эффективном использовании ресурсов и полученных знаний, идей. Это в конечном итоге приведет к построению экономики знаний, и
будет способствовать вхождению Российской Федерации в состав передовых стран мира по уровню социального и экономического развития.
Библиографический список:
1) Батрак, В.С. Кластер как форма интеграции науки, образования и
бизнеса [Текст] / В.С. Батрак// Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: материалы IV
международной научно-практической конференции, г. Москва, 9-10 июля 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». -Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. - 140 с., С. 29-33. - ISBN 978-5-91891178-5.
2) Гохберг, Л.М, Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа, экономики», 2011. - 84 с. - ISBN 978-5-7218-1184-5 (в обл.).
3) Россия в цифрах - 2012 г. [Электронный ресурс] // Федеральная
служба государственной статистики: [сайт]. [2012]. URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm (дата обращения: 01.10.2012).
4) Klaus Schwab, Xavier Sala-i-Martrn, B0rge Brende The Global Competitiveness Report 2012-20013 // The World Economic Forum, 2012. -ISBN-13: 978-92-95044-35-7.
5) Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
создания бюджетными научными и образовательными учреждениями
хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 июля 2009 г.: одобр. Советом Федерации 27 июля 2009 г.] // Информационно-правовая система «ГАРАНТ».
6) Российская Федерация. Законы. Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р] // СПС КонсультантПлюс: Российское законодательство.
7) Российская Федерация. Законы. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р] // СПС КонсультантПлюс: Российское законодательство.