Научная статья на тему 'Инновационная педагогическая система как интеграция многоуровневого образования: формирование новых представлений о «Теле» и «Телесности» человека в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью'

Инновационная педагогическая система как интеграция многоуровневого образования: формирование новых представлений о «Теле» и «Телесности» человека в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ «ТЕЛА» И «ТЕЛЕСНОСТИ» / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич

Система физического воспитания в учреждениях образования предусматривает комплексное и систематическое изучение уровня развития физических качеств, ключевыми являются генетически детерминированные: выносливость и быстрота, которые определяют функциональное состояние организма и успешность личности в будущей профессиональной деятельности. В образовательном процессе, несмотря на публикации ученых в настоящее время еще слабо изучены вопросы, связанные с восприятием школьниками собственной телесной воплощённости в формате психологии и педагогики здоровья, школа, продолжает, воспитывает личность, «отчужденную» от тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of physical education in educational institutions provides a comprehensive and systematic study of the level of development of physical qualities, the key is genetically determined: endurance and speed, which determine the functional state of the organism, and the success of the individual in the future professional activity. In the educational process, in spite of the publications of the scientists at the present time there are still poorly studied the issues related to the perception by the students of own body incarnation in the form of health psychology and pedagogy, school continues bring up the personality, "alienated" from the body.

Текст научной работы на тему «Инновационная педагогическая система как интеграция многоуровневого образования: формирование новых представлений о «Теле» и «Телесности» человека в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью»

современной действительностью.

ВЫВОД. Предъявляемые требования к ценностным ориентациям курсантов предполагают выстраивание такой системы, которая, с одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности военной организации, а с другой - являлась основой для обучения и воспитания курсантов в военно-учебных заведениях.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2016

УДК 378

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ИНТЕГРАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ТЕЛЕ» И «ТЕЛЕСНОСТИ» ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь

Аннотация

Система физического воспитания в учреждениях образования предусматривает комплексное и систематическое изучение уровня развития физических качеств, ключевыми являются генетически детерминированные: выносливость и быстрота, которые определяют функциональное состояние организма и успешность личности в будущей профессиональной деятельности. В образовательном процессе, несмотря на публикации ученых в настоящее время еще слабо изучены вопросы, связанные с восприятием школьниками собственной телесной воплощённости в формате психологии и педагогики здоровья, школа, продолжает, воспитывает личность, «отчужденную» от тела.

Ключевые слова: постмодерн, педагогическая система, инновации, интеграция, проблемы «тела» и «телесности», физкультурно-спортивная деятельность.

INNOVATIVE EDUCATIONAL SYSTEM AS INTEGRATION OF MULTI-LEVEL

EDUCATION: FORMATION OF NEW IDEAS ABOUT "BODY" AND "CORPORALITY" OF HUMAN DURING THE COURSE OF SPORTS ACTIVITY

Anatoly Nikolaevich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Polessky State University, Belarus, Pinsk

Annotation

The system of physical education in educational institutions provides a comprehensive and systematic study of the level of development of physical qualities, the key is genetically determined: endurance and speed, which determine the functional state of the organism, and the success of the individual in the future professional activity. In the educational process, in spite of the publications of the scientists at the present time there are still poorly studied the issues related to the perception by the students of own body incarnation in the form of health psychology and pedagogy, school continues bring up the personality, "alienated" from the body.

Keywords: postmodern, pedagogical system, innovation, integration, problem of «body» and «corporality», sports and athletic activities.

ВВЕДЕНИЕ

Система образования является одной из приоритетных сфер развития, так как социальная потребность в жизненных установках и моделях поведения способствуют распространений инноваций в общественной жизни, что наиболее ярко отражено в интегрированных методах обучения - это предметные или специфические умения, получение новых знаний в учебно-творческих ситуациях; метапредметные или универсальные учебные действия в индивидуальной образовательной траектории, др.; личностные изме-

нения, такие как социальные компетенции, личностное самоопределение, готовность к саморазвитию, др.

В образовательном процессе знаниевая модель замещена компетентностной, интегрированные психолого-педагогические методы обучения приобретают особую значимость и связь между классическими знаниями, умениями и навыками и важнейшими компетенциями, должны быть сформированы в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Поэтому телесность школьников и студентов рассматриваются с позиции двух ведущих дидактических стратегий (разум должен доминировать над телом, осуществлять его контроль - это возможность создать благоприятное впечатление о себе, соответствие принятым телесным канонам; телесность развивается путём включения тела в физическое действие, при котором субъект совершенствует приёмы спортивной и трудовой деятельности).

Многозначность понятия «постмодерн» можно представить в широком аспекте, который обозначает культурную эпоху, в том числе и формирование новых представлений о «теле» и «телесности» человека («...новый исторический этап в формировании особенностей культуры постмодерна, где мир стал пониматься как сконструированный по образу и подобию тела, посредством форм желания - сексуальности и языка. Идея безусловного приоритета принадлежит фактору телесности, соматизация...»), обозначенная Г.Л. Тульчинским как телоцентризм, достигла крайних пределов своего развития [8, с. 35]. В результате цивилизационных перемен в обществе можно определить системы координат: космос - индустрия - технологии, где природное тело как таковое перестало существовать и стало производным от экономики, политики, науки, спорта и т. д.

Как результат такого процесса тело ориентировано на новый имидж, который часто формируется вопреки самой личности и становится инструментом воли, поэтому «выстроенный» образ приобретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Если это единство нарушено, образ становится абстрактным.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Построение «заданной» обществом соматической модели в период постмодерна выражены по своему духу и мировоззрению, являются чувственно-материальными культурами, где телесный фактор занимает центральное место, в хаотичном пространстве фрагментарности телесность выступает как единственный способ преодоления обозначенного кризиса. Повышенное внимание к собственному телу является начальным этапом формирования отношения к себе как личности.

Применение новых педагогических технологий, характеризующихся насыщенным информационным потоком, интенсификацией обучения приводит к «отчуждению» учащихся от своих глубинных потребностей и, как следствие, ухудшения их здоровья.

Как отмечает В. А. Суковатая, «.образование репрезентирует обучение через отчуждение, «чтобы стать «другим» - более знающим, более опытным, более социализированным необходимо привести в жертву часть себя, сквозь призму невербальных коммуникаций, невербальных паттернов поведения, самооценки физического образа «Я», самоотношения к телу ...» [6, с.135].

В педагогическом процессе не принято включать внешний облик в систему ценностей личности, вводить его в систему, регулирующую переживания, взаимоотношения с окружающим миром, телесное развитие воздействуют как на внутренние, так и на внешние переменные, интериоризация социальных реакций на изменение физического облика вызывает перемены в представлении учащихся и студентов о себе, не соответствие половому стереотипу телосложение вызывает у них ряд психологических проблем, оно может оказывать воздействие на поведение и психику школьника по трём основным направлениям: телосложение воздействует на соответствующие физические качества и способности; внешность имеет определённую социальную ценность; образ физического «Я», от-

ражен в собственных способностях подростка, через восприятие и оценку окружающими.

Изучение И.М. Быховской восприятия детьми роста, как одной из составляющих образа телесности, показало, что «более значимые личности воспринимаются как более высокие, а дети с низким интеллектом недооценивают себя по росту с другими детьми» [2, с. 155].

Телосложение и мнение о нём окружающих является одним из важных факторов самоидентификации (телесный канон - аспект социально-культурных представлений о маскулинности и фемининности). Телесность в психолого-педагогическом дискурсе имеет социально-смысловую характеристику для «выстраивания» психофизической и духовной модели становления растущего человека - всё это образует тот контекст, который важно учитывать на пути формирования у личности здоровьесозидающих идеалов.

Инновационная педагогическая система в условиях многоуровневого образования нуждается в эффективном механизме управлении интегрированными образовательными структурами.

Отдельные положения ученых заслуживают пристального внимания: «.полезный вид труда как материально-вещественный продукт удовлетворяет образовательную потребность человека самостоятельно.» [1]; «.совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих факторов на рынке образовательных услуг ориентированы на запросы конкретных потребителей.» [5]; «.объем научной информации и практических занятий как сумма профессиональных навыков (компетенций), передаваемых личности по определенной программе.» [3]; «.работа педагогического коллектива и преподавателя направлена на целесообразное изменение социально-психологической структуры личности обучаемого.» [4]; «.система знаний, информации, умений и навыков используется в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества, государства.» [9].

Чтобы в должной степени понять процесс интеграции в образовательной среде необходимо уточнить смысл термина «интеграция».

В работах ученых интеграция представлена в виде взаимодействия обособленных структурных элементов в новом качестве и потенциале, детальное рассмотрение термина «интеграция» с различных позиций дано в работе И.О. Сорокиной [7].

На основе имеющихся научных данных автором представлена многоаспектность термина «интеграция» в сфере образования с учетом понятия качества образования, что определяется степенью соответствия уровню развития мировой научной мысли (рисунок).

Рисунок - Значение термина «интеграция»

В системе образования можно выделить три основных направления, по которым можно определить качественный потенциал: содержательная интеграция (создание единых образовательных программ, курсов разных видов и типов); организационно-технологическое направление, которое характеризуется технологиями реализации, алгоритмом действий; организационно-управленческое (институциональное), т.е. построение внутри образовательных связей и взаимоотношений с учетом внешних условий интеграции науки и образования, образования и бизнеса.

В авторской редакции проведено сопоставление понятий «инновация» и «интеграция» (таблица).

Таблица - Сопоставление понятий «инновация и «интеграция» в системе многоуровневого образования___

Основополагающие признаки инновационного процесса Сущностные характеристики интеграции (слияние и поглощение) в системе образования Наличие и отсутствие признаков инновации

Новизна педагогического процесса и получение результата относительно принятых норм; материальный характер конечного результата и прикладная направленность образовательного процесса; ограниченное время существования (функционирование и замена новой моделью); целенаправленная деятельность, направленная на эффективность и качество жизни Процесс и результат системного порядка, согласования и объединения отдельных образовательных структур и функций образовательной системы многоуровневого содержания (качественный потенциал и возможности); процессы интеграции представлены в виде предпосылок (условий) для создания временных рамок; целеполагание и деятельность, направленная на синергию (эффективность и экономическая целесообразность) Новизна структурных решений и функций; наличие явного признака материализованного конечного результата и прикладной характер применения; наличие ограниченного временного ресурса в формировании интегрированного объекта; наличие признака деятельности на конечный результат (эффективность, экономичность, качество жизни)

В результате анализа, проведенного в табличной форме, доказано наличие основных признаков инновации: новизны в части организационно-управленческого аспекта прикладного характера материализованного конечного результата, ограниченного по времени и направленного на эффективность процесса в условиях ограниченных экономических возможностей.

ВЫВОДЫ

Конкуренция в образовательной среде зависит в большей степени от внешних факторов и дает возможность находиться в постоянном поиске, где она (конкуренция) отличается от конкуренции в производстве в силу отсутствия выработанной в образовании «надбавки за качество».

Одним из направлений в деятельности образовательных учреждений, направленной на воспитание физической культуры личности является формирование новых представлений о «теле» и «телесности» человека, где дидактические стратегии обращены на телесность и соматизацию, единство наук о природе и человеке.

Формирование молодежной субкультуры, непосредственно через локальные спортивные структуры (клубы, школы танца, центры спортивной формы и т.д.) затрагивает качественные показатели интеграции науки и образования, образования и бизнеса, которые должны приводить к созданию единых образовательных программ, курсов разных видов и типов; алгоритм действий и построение внутриобразовательных связей и взаимоотношений, которые направлены на синергию (эффективность и экономическую целесообразность).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурденко, Е.В. Права работника / Е.В. Бурденко. - М. : Информационно-издательский центр Мос. гос. ун-та технол. и дизайна, 2006. - 244 с.

2. Быховская, И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. -М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 208 c.

3. Зиннуров, У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решений / У.Г. Зен-нуров. - Уфа : Изд-во Уфимского гос. авиационного технич. ун-та, 1993. - 226 с.

4. Клейнер, Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики / Г.Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9. - С. 3-22.

5. Межонова, Л.В. Интегрированный университетский комплекс: организационно-экономические инновации: монография / Л.В. Межонова ; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Владивосток : Дальнаука, 2014. - 168 с.

6. Суковатая, В.А. Образование как практика Другого / В.А. Суковатая // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 133-140.

7. Сорокина, И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления / И.О. Сорокина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

8. Тульчинский, Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - C. 35-53.

9. Яковлев, А.Н. Физкультурно-спортивная деятельность: проблема телесности и пластики движений / А.Н. Яковлев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 151-159.

REFERENCES

1. Burdenko, E.V. (2006), Employee rights, IPC MGUTD, Moscow.

2. Bykhovskaya, I.M. (2000), "Homo somatic": axiology of the human body, Editorial URSS, Moscow.

3. Zinnurov, U.G. (1993), Marketing of universities: the theory and methods of making, UGATU, Ufa.

4. Kleiner, G.B. (2011), "Resource theory system of economic organization", Russian Management Journal, Vol.9, pp. 3-22.

5. Mezhonova, L.V. (2014), Integrated university complex: organizational and economic innovations, Dal'nauka, Vladivostok.

6. Sukovataya, V.A. (2004), "Education as a practice of the Other", Higher education in Russia, No. 3, pp. 133-140.

7. Sorokina. I.O. (2008), "Theoretical basis of the concept of "integration" and the principles of its implementation", Management in Russia and abroad, No. 2, pp. 3-6.

8. Tulchinsky, G.L. (1999), "Word and body of postmodernism. From phenomenology to the metaphysical freedom insanity", Problems of Philosophy, No. 10, pp. 35-53.

9. Yakovlev, A.N. (2013), "Sports activity: the problem of bodily movement and plasticity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 151-159.

Контактная информация: yak-33-c1957@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.