Научная статья на тему 'Креативность характера и особенности физкультурно-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного пространства Республики Беларусь и Российской Федерации'

Креативность характера и особенности физкультурно-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного пространства Республики Беларусь и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ ХАРАКТЕРА / НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ТЕЛЕ» И «ТЕЛЕСНОСТИ» ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич, Яковлева Марина Анатольевна

В данной статье изложены результаты исследований, проведенные в Российской Федерации и Республике Беларусь, которые транслируют инновационную педагогическую систему в аспекте формирования новых представлений о «теле» и «телесности» человека, единства природы и человека с учетом психологических особенностей личности и креативности характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич, Яковлева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of research conducted in the Russian Federation and the Republic of Belarus, which broadcast the innovative educational system in the aspect of the formation of new ideas about the "body" and "physicality" of man, the unity of man and nature, taking into account the psychological characteristics of the individual and creativity of character.

Текст научной работы на тему «Креативность характера и особенности физкультурно-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного пространства Республики Беларусь и Российской Федерации»

УДК 796.011:159.9

КРЕАТИВНОСТЬ ХАРАКТЕРА И ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-

СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь, Марина Анатольевна Яковлева, магистрант, Смоленский государственный университет, Смоленск

Аннотация

В данной статье изложены результаты исследований, проведенные в Российской Федерации и Республике Беларусь, которые транслируют инновационную педагогическую систему в аспекте формирования новых представлений о «теле» и «телесности» человека, единства природы и человека с учетом психологических особенностей личности и креативности характера.

Ключевые слова: психолого-педагогические аспекты; интеграция; физкультурно-спортивная деятельность; креативность характера; новые представлений о «теле» и «телесности» человека.

CREATIVITY OF CHARACTER AND FEATURES OF SPORTS ACTIVITY IN SYSTEM OF INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE OF REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

Anatoly Nikolaevich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Polessky State University, Belarus, Pinsk Marina Anatolyevna Yakovleva, the undergraduate, Smolensk State University, Smolensk

Annotation

This article presents the results of research conducted in the Russian Federation and the Republic of Belarus, which broadcast the innovative educational system in the aspect of the formation of new ideas about the "body" and "physicality" of man, the unity of man and nature, taking into account the psychological characteristics of the individual and creativity of character.

Keywords: psychological and pedagogical aspects, integration, sports and sporting activities, creative nature, new concepts of "body" and "corporality" of man.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях функционирования системы образования пристальное внимание ученых обращено к проблемам креативности личности, которые отражают противоречия общества, в нем ярко выражена социальная потребность в творческой личности, но, тем не менее, не подкреплена общими концептуальными основами креативности.

Следует отметить, что не в полной мере используются возможности физического воспитания в образовательном процессе, так как на современном этапе развитии общества образовательные задачи, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно, что является следствием исторически сложившегося узко утилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки молодежи, при котором норматив, отражающий уровень физической подготовленности, является основным критерием эффективности физического воспитания [1, 8].

В связи с отсутствием единого понимания креативности, проблема ее целостного исследования остается открытой и исследователи в основном рассматривают когнитивные характеристики, а личностные аспекты креативности до настоящего времени исследованы не в полной мере [2, 5].

В качестве методов исследования выступили: наблюдение, метод тестирования, анализ литературных источников, математико-статистические методы обработки данных исследования. В исследовании были использованы методики: тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, тест П. Торренса «Завершение картинок» [4, 6]. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета программ 81а118Йса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В научных трудах П.Б. Ганнушкин [3] подробно охарактеризовал креативность характера, и подобные случаи он раскрыл при помощи термина «латентная психопатия», (личность) при активном воздействии на «слабое место», вместе с тем реакция может быть неоднозначной и это может быть связано с психической травмой, она не проявляет своего активного состояния на этот участок «слабое место» которая может не оказывать влияние на «слабое место», тогда проявляется нормальная психологическая реакция, но при изменении общепринятых условий положительная динамика может нарушаться.

По мнению А.Е. Личко [7] личность каждого человека наделена широким арсеналом индивидуальных психологических черт, может иметь особенности, которые характеризуют его индивидуальность и составляют личность это своеобразие человека, которое отражено в форме его отличия от других людей.

В наших исследованиях за основу взята модель личности, которая разработана К. Леонгардом и содержит 12 типов акцентуаций [7], в структуре личности в большей степени выделяет особенности темперамента, при этом характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций, темперамент - на глубину эмоциональных реакций. Единство взглядов А. Е. Личко К. Леонгарда проявляется в оценке крайних вариантах нормы, именно особенности характера отличают эти личности от других [6, 7].

В исследовании приняли участие 62 человека, среди которых 35 человек, обучающиеся 10 класса, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы № 11» г. Смоленска (18 мальчиков, 17 девочек), в возрасте 15-16 лет. Участники исследования были проинформированы о целях и задачах эксперимента, было получено их согласие.

В ходе изучения, для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методики: Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Цель методики: определение типа акцентуации личности. Тест-опросник состоит из 88 вопросов, на которые требуется дать положительный или отрицательный ответ. При помощи данного личностного опросника выделяются 10 типов акцентуации личности (по классификации К. Леонгар-да). Тест П. Торренса «Завершение картинок» Цель методики: изучение уровня креативности. Тест состоит из набора 10 картинок с незаконченными фигурами. Испытуемым предлагается закончить рисунки до осознанного изображения и дать им названия. Методика позволяет оценить 2 показателя креативности: уникальность и оригинальность.

Проведенное нами исследование (10-го класса МБОУ «СШ № 11», г. Смоленск) показало, что в 10 классе на первое место выходят обучающиеся с гипертимическим типом акцентуации - 37% школьников (13 человек); у 20% апробируемых (7 человек) выявлен эмотивный тип акцентуации личности. У 11% испытуемых (4 человека) выявлен демонстративный тип акцентуации личности; аффективно-экзальтированный тип выявился у 8% (3 человека) тестируемых; так же у 8% школьников (3 человека) установлен циклотимический тип акцентуации личности; 6% апробируемых (2 человека) имеют застревающий тип. Возбудимый тип акцентуации так же выявлен у 6% испытуемых (2 человека); так же выявлен педантичный тип акцентуации у 4% тестируемых (1 человек). Исходя из полученных данных, можно отметить, что высокий уровень креативности имеют 17% испытуемых (6 человек); средний уровень креативности имеют 57% апробируемых участвовавших в исследовании (20 человек); низкий уровень креативности имеют 26% тестируемых (9 человек). Учитывая результаты исследований, проведенных в

Смоленске можно их рекомендовать для учебно-воспитательного процесса в Республике Беларусь. Следует отметить, что интегративный характер свойств (качеств) неразрывно связан с локальным либо как отдельным (самостоятельным) свойством (качеством).

Поиск новых талантов в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью становится одной из важнейших задач современной спортивной практики и креативность можно исследовать и выявить пути трансформации, что дает возможность педагогу не только усилить естественные способности человека, но и выйти на новый уровень формирования таланта (творить новое и перспективное, что может привести к большей продуктивности и успешности в спорте).

ВЫВОДЫ

Исследования показали, что в 10 классе на первое место выходят обучающиеся с гипертимическим типом акцентуации - 34% школьников. К циклотимическому типу акцентуации личности относится 23%, эмотивный тип - 20%; демонстративный - 8% тестируемых; 6% -застревающий тип; 6% - аффективно-экзальтированный тип; возбудимый тип - 3% испытуемых.

Высокий уровень беглости мышления имеют 91% испытуемых, высокий уровень гибкости мышления - 83% школьников; 26% имеют высокий уровень по показателю оригинальности; у 6% - высокий уровень разработанности мышления. Средний уровень креативности по показателю оригинальность имеют 63%; 57% - средний уровень разработанности мышления; средний уровень по показателю гибкость мышления имеют 17%; 9% - средний уровень беглости мышления. Низкий уровень разработанности мышления - 37% тестируемых и 11% - низкий уровень оригинальности мышления. У школьников 10-го класса была выявлена корреляционная связь между демонстративным типом акцентуации личности и беглостью мышления умеренной силы при коэффициенте г = 0.406. Сила связи между дистимическим типом акцентуации и беглостью мышления умеренная при коэффициенте г = 0.345. Умеренная сила корреляционной связи между педантичным типом акцентуации и разработанностью мышления при коэффициенте г = 0.36 показывает, что чем больше проявляется данный тип акцентуации, тем выше уровень разработанности мышления. Сила корреляционной связи между циклотимическим типом акцентуации и оригинальностью мышления так же умеренная при коэффициенте г =0.434, и это показывает, что чем ярче выражен циклотимический тип акцентуации личности, тем выше уровень развития оригинальности мышления, а это значит высокий уровень развития креативности.

Психологические особенности человека, значимые для физической активности человека, ассоциированы с геном транспорта серотонина (Ь/8 гена 5-НТТ), исследования проведены на базе Полесского государственного университета (научно-исследовательская лаборатория лонгитудинальных исследований по гематологической, биохимической, иммунологической и генетической лабораторной диагностике).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вдовиченко, А. А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков : психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / А. А. Вдовиченко ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1976. - 234 с.

2. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.

3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 308 с.

4. Дементий, Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. - М. : Наука, 2005. - С. 204-213.

5. Колесниченко, В.О. Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности / В.О. Колесниченко // Ученые записки Орловского государственного университета. -

2013. - № 2 (52). - С. 353-335.

6. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард ; пер. с нем. В. Лещинской. -М. : Эксмо, 2006. - 347 с.

7. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 1994. - 416 с.

8. Давыдов, В.Ю. Совершенствование дифференцированного подхода к развитию физических качеств спортсменов / В.Ю. Давыдов, А.Ю. Журавский, А.Н. Яковлев // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2013. - Вып. 3. - С. 95-103.

REFERENCES

1. Vdovichenko, A.A. (1976), About the types of character accentuation in delinquent adolescents: Psychological problems of mental health, and psycho-medical ethics, LSU, Leningrad.

2. Vygotsky, L.S. (1972), "Problems of periodization age child development", Questions of psychology, No. 2, pp. 114-123.

3. Gannushkina, P.B. (2008), Selected Works of Psychiatry, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Dementy, L.I. (2005), "Typology of personal responsibility", Humanistic problems ofpsychological theory, Science, Moscow, pp. 204-213.

5. Kolesnichenko, V.O. (2013), "The value of nature in self-realization and self-creative personality", Scientific notes of Oryol State University, Vol. 52, No. 2, pp. 353-335.

6. Leonhard, K. (2006), Accentuated personality, Eksmo, Moscow.

7. Licko, A.E. (1994), Types of accentuations nature and psychopathy in adolescents, Eksmo-Press, Moscow.

8. Davydov, V.Yu., Zhuravsky, A.Yu. and Yakovlev, A.N. (2013), "Improving the differentiated approach to the development of physical qualities of sportsmen", News of Tula State University. Physical Culture. Sport, Vol. 3, pp. 95-103.

Контактная информация: yak-33-c1957@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.