Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты личности (креативность как черта характера) в аспекте здоровьесбертегающих и телесноформирующих технологий'

Психолого-педагогические аспекты личности (креативность как черта характера) в аспекте здоровьесбертегающих и телесноформирующих технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлевˡ А. Н., Яковлева М. А.

В статье рассматриваются психологические и педагогические аспекты личности (креативность как черта характера) в аспекте здоровьесберегающих и телесноформирующих технологий, в частности, скрининг школьников, участвующих в спортивной деятельности в условиях функционирования спортивных сооружений Полесского государственного университета в целях оптимизации учебный процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлевˡ А. Н., Яковлева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of Personality (of Creativity as a Character trait) in the Aspect Health-Saving and Physically Forming Technology

The article deals with the psychological and pedagogical aspects of personality (creativity as a trait) in the aspect of zdorovesberegpayuschih telesnoformiruyuschih and technologies, especially screening of schoolchildren involved in sports activity in the conditions of the functioning of sports facilities Polessky State University in order to optimize the training process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты личности (креативность как черта характера) в аспекте здоровьесбертегающих и телесноформирующих технологий»

УДК 372. 4; 613.4+613.98

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ (КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА) В АСПЕКТЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРТЕГАЮЩИХ И ТЕЛЕСНОФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.Н. ЯКОВЛЕВ1, М.А. ЯКОВЛЕВА2

''Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь 2Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация

Введение. Здоровьесберегающие и телесноформирующие технологии в условиях функционирования системы образования на постсоветском пространстве отражают уровень обеспечения государственных процедур, связанных с охраной и укреплением здоровья, при которых влияние социума зеркально демонстрирует результат «заботы» государства о будущих трудовых ресурсах.

Вместе с тем, в публикациях ученых слабо отражены вопросы собственной телесной вопло-щенности в формате психологии и педагогики здоровья, которые транслируют учет психологических особенностей личности (креативность как черта характера), при этом знаниевая модель часто замещена компетентностной, а интегрированные психолого-педагогические методы обучения должны быть сформированы в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью (разум должен доминировать над телом, осуществлять его контроль).

В условиях функционирования системы образования пристальное внимание ученых обращено к проблемам, которые отражают противоречия общества, в нем ярко выражена социальная потребность в творческой личности, но, тем не менее, не подкреплена общими концептуальными основами креативности как черты характера.

В этой связи необходимо осуществлять систематический врачебно-педагогический контроль, а также осуществлять учет возрастных, психологических и индивидуальных, половых особенностей исследуемого контингента.

В таких условиях формирование и совершенствование двигательных умений и навыков сопровождается новым качественным уровнем знаний в данной сфере, поэтому двигательный опыт и выполнение личностью «новых живых движений» сопряжено с необходимостью получения организмом «резервного потенциала» для преодоления нестандартных и стрессовых ситуаций.

Методика и объекты исследования. Исследование проводилось в Смоленском государственном университете (СмолГУ) и Полесском государственном университете в 2015-2016 учебном году.

«...ДНК-паспортизация спортсменов проводится по комплексу основных генов, оказывающих существенное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата, уровень развития физических качеств, адаптацию к гипоксии, способность к восстановлению после физических нагрузок...» (Н.Г. Кручинский, 2016).

В качестве методов психолого-педагогического исследования выступили: наблюдение, метод тестирования, анализ литературных источников, математико-статистические методы обработки данных исследования. В исследовании были использованы следующие методики: тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, тест П. Торренса «Завершение картинок».

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета программ Statistiсa.

В связи с отсутствием единого понимания креативности как черты характера, проблема ее целостного исследования остается открытой и исследователи в основном рассматривают когнитивные характеристики.

В научных трудах П.Б. Ганнушкин [1] подробно охарактеризовал данную проблему, и подобные случаи он раскрыл при помощи термина «латентная психопатия».

По мнению А.Е. Личко [7], личность каждого человека наделена широким арсеналом индивидуальных психологических черт, может иметь особенности, которые характеризуют его индивидуальность и составляют личность. Это своеобразие человека, которое отражено в форме его отличия от других людей.

Модель личности, которая разработана К. Леонгардом, и содержит 12 типов акцентуаций [7].

Результаты и их обсуждение. А.Е. Личко обратил внимание на классификацию К. Леонгарда, где многоаспектность проблемы, направленной на изучение структуры личности, отражает как тенденцию целостностного представления и гармонии, так и резкого контраста с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Обозначатся три зоны: 1) зона абсолютно «нормальных» характеров; 2) зона выраженных характеров; 3) зона сильных отклонений характера, или психопатии [7].

Единство взглядов А.Е. Личко К. Леонгарда проявляется в оценке крайних вариантах нормы, именно особенности характера отличают эти личности от других [6,7].

В исследовании приняли участие 62 человека, среди которых 35 человек - обучающиеся 10 класса, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 11» (18 мальчиков, 17 девочек) в возрасте 15-16 лет. Участники исследования были проинформированы о целях и задачах эксперимента, было получено их согласие.

В ходе изучения мы использовали тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Цель методики: определение типа акцентуации личности. Тест-опросник состоит из 88 вопросов, на которые требуется дать положительный или отрицательный ответ. При помощи данного личностного опросника выделяются 10 типов акцентуации личности (по классификации К. Леонгарда). Тест П. Торренса «Завершение картинок». Цель методики: изучение уровня креативности.

Тест состоит из набора 10 картинок с незаконченными фигурами. Испытуемым предлагается закончить рисунки до осознанного изображения и дать им названия.

Методика позволяет оценить 2 показателя креативности: уникальность и оригинальность.

Анализ результатов. 1.Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда (материалы могут найти практическое отражение в деятельности образовательных учреждений Республики Беларусь).

Таблица 1 отражает основные аспекты исследования обучающих 10-го класса МБОУ «СШ №11», г. Смоленск. Составлена из 13 столбцов, в 1 и 2 столбцах указаны порядковый номер и код испытуемых. С 3 по 12 столбец указаны результаты теста - опросника Г. Шмишека, К. Леонгарда. В 13 столбце представлен выявленный тип акцентуации личности.

Таблица 1 - Обучающиеся 10-го класса МБОУ СШ № 11 по определению типов акцентуаций характера (2015-2016 учебный год), г. Смоленск

Код

испы

№ п/п пы- туе-мого Де З П В Г Д Т Эк Эм Ц Тип акцентуции

1 001 16 14 6 15 9 15 6 6 18 21 Циклотимность

2 002 8 16 8 18 21 6 12 18 18 18 Гипертимность

3 003 8 18 14 18 15 18 18 24 21 18 Экзальтированность

4 004 10 14 8 9 21 3 3 18 12 18 Гипертимность

5 005 16 14 10 18 24 6 3 12 15 12 Гипертимность

6 006 14 10 16 14 16 9 18 16 24 15 Эмотивность

7 007 18 12 10 15 18 12 6 18 21 15 Эмотивность

8 008 16 14 6 6 21 6 0 12 15 6 Гипертимность

9 009 8 16 8 18 15 6 9 12 24 15 Эмотивность

10 010 16 12 16 12 21 9 3 18 18 9 Гипертимность

11 011 21 14 16 15 6 6 3 12 15 12 Демонстративность

12 012 18 14 16 6 15 12 0 21 18 9 Экзальтированность

13 013 12 16 6 18 24 6 6 18 18 15 Гипертимность

14 014 14 10 8 21 18 6 0 12 15 12 Возбудимость

15 015 14 12 6 18 24 3 0 6 15 15 Гипертимность

16 016 12 12 6 12 21 0 6 12 18 12 Гипертимность

17 017 8 12 12 15 12 9 15 18 21 18 Эмотивность

Окончание таблицы

Код

испы

№ п/п пы- туе-мого Де З П В Г Д Т Эк Эм Ц Тип акцентуции

18 018 12 6 10 15 21 18 6 18 18 18 Гипертимность

19 019 14 12 4 3 21 3 6 12 15 15 Гипертимность

20 020 8 14 4 12 0 18 9 6 24 15 Эмотивность

21 021 16 16 8 12 21 9 12 18 12 18 Гипертимность

22 022 6 21 4 9 9 12 3 0 6 9 Застревание

23 023 16 8 14 24 9 9 15 12 12 12 Возбудимость

24 024 14 6 16 8 12 15 9 24 9 9 Экзальтированность

25 025 21 14 12 12 18 0 1 6 15 12 Демонстративность

26 026 14 14 12 15 21 18 9 18 12 18 Гипертимность

27 027 14 6 16 12 3 9 12 6 12 21 Циклотимность

28 028 12 10 21 15 15 6 12 12 9 15 Педантичность

29 029 20 8 10 12 9 12 9 12 12 6 Демонстративность

30 030 14 12 12 15 9 9 12 12 18 21 Циклотимность

31 031 14 14 12 18 12 12 9 12 21 15 Эмотивность

32 032 6 10 14 12 9 6 15 12 21 18 Эмотивность

33 033 21 10 16 15 12 15 18 12 6 15 Демонстративность

34 034 14 21 12 12 12 15 9 12 15 9 Застревание

35 035 18 18 10 18 21 9 3 18 18 16 Гипертимность

Проведенное нами исследование (таблица 1) показало, что в 10 классе на первое место выходят обучающиеся с гипертимическим типом акцентуации - 37% обучающихся (13 человек); у 20% апробируемых (7 человек) выявлен эмотивный тип акцентуации личности; у 11% испытуемых (4 человека) выявлен демонстративный тип акцентуации личности; аффективно-экзальтированный тип выявился у 8% (3 человека) тестируемых; так же у 8% испытуемых (3 человека) установлен циклотимический тип акцентуации личности; 6% апробируемых (2 человека) имеют застревающий тип; возбудимый тип акцентуации так же выявлен у 6% испытуемых (2 человека); так же выявлен педантичный тип акцентуации у 4% тестируемых (1 человек). Исходя из полученных данных, можно отметить, что высокий уровень креативности имеют 17% испытуемых (6 человек); средний уровень креативности имеют 57% апробируемых участвовавших в исследовании (20 человек); низкий уровень креативности имеют 26% тестируемых (9 человек). Учитывая результаты исследований, проведенных в Смоленске, можно их рекомендовать для учебно-воспитательного процесса в Республике Беларусь.

В аспекте изучаемой проблемы одним из таких значимых проектов является новая модель формирования телесного здоровья школьников и студентов с приоритетным применением базовых телесно-сегментных двигательных упражнений как инструментальной основы оздоровительных технологий физкультурно-спортивной деятельности, которая позволяет разработать новую концепцию: «здоровье» ^ учет индивидуальных особенностей развития организма в основных периодах жизненного цикла ^ установление основных критериев и диагностики для оценки уровня и структуры здоровья ^ выявление факторов, лимитирующих здоровье (социальное, психическое, физическое) ^ разработка, реализация здоровьесберегающих и телесноориентированных технологий с учетом возраста и особенностей различных регионов.

Формирование двигательных возможностей человека в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью происходит в соответствии с концепцией моторно-функциональных свойств:

1. Соматические свойства - длина тела, масса тела, опорно-двигательный аппарат и его характеристики, гибкость.

2. Соматомоторные свойства - сила (абсолютная, относительная, быстрота), работоспособность (аэробная относительная, анаэробная абсолютная, в смешанном режиме, восстанавливаемость). Следует отметить, что интегративный характер свойств (качеств) неразрывно связан с локальным либо отдельным (самостоятельным) свойством (качеством).

3. Психосоматомоторные свойства - реактивность, динамическая и кинематическая координи-рованность; «дифференцированность» (общая, исполнительская, различительная; моторная стабильность).

4. Психомоторные свойства - реактивность, оперативность, смелость, решительность, риско-фильность, рассудительность, ситуативная адекватность, таймерность (чувство времени), психоустойчивость, «сила воли», эйдетичность.

Таблица 2 - Обучающиеся 10-го класса МБОУ СШ № 11 по изучению уровня креативности (2015-2016 учебный гол) г. Смоленск

№ п/п Код испытуемого Балл Уровень

1 001 5 б Низкий уровень креативности

2 002 10 б Средний уровень креативности

3 003 8 б Средний уровень креативности

4 004 4 б Низкий уровень креативности

5 005 14 б Средний уровень креативности

6 006 6 б Низкий уровень креативности

7 007 5 б Низкий уровень креативности

8 008 12 б Средний уровень креативности

9 009 8 б Средний уровень креативности

10 010 13 б Средний уровень креативности

11 011 12 б Средний уровень креативности

12 012 7 б Средний уровень креативности

13 013 10 б Средний уровень креативности

14 014 5 б Низкий уровень креативности

15 015 6 б Низкий уровень креативности

16 016 13 б Средний уровень креативности

17 017 17 б Высокий уровень креативности

18 018 11 б Средний уровень креативности

19 019 15 б Высокий уровень креативности

20 020 12 б Средний уровень креативности

21 021 18 б Высокий уровень креативности

22 022 10 б Средний уровень креативности

23 023 8 б Средний уровень креативности

24 024 19 б Высокий уровень креативности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 025 6 б Низкий уровень креативности

26 026 5 б Низкий уровень креативности

27 027 14 б Средний уровень креативности

28 028 12 б Средний уровень креативности

29 029 9 б Средний уровень креативности

30 030 15 б Высокий уровень креативности

31 031 20 б Высокий уровень креативности

32 032 5 б Низкий уровень креативности

33 033 8 б Средний уровень креативности

34 034 10 б Средний уровень креативности

35 035 14 б Средний уровень креативности

Исследования, проведенные в лаборатории лонгитудинальных исследований ПолесГУ, отражают современные методики, используемые в молекулярно-биологических исследованиях по всему миру, где ДНК-технологии в медицине, физической культуре и спорте позволяют эффективно осуществлять поиск новых талантов.

Поэтому создание благоприятных условий для творческого процесса становится одной из важнейших задач современной образовательной практики, и креативность как черта характера дает возможность педагогу не только усилить естественные способности человека, но и выйти на новый уровень формирования таланта (творить новое и перспективное).

Выводы. Исследования показали, что в 10 классе на первое место выходят обучающиеся с ги-пертимическим типом акцентуации - 34% обучающихся. К циклотимическому типу акцентуации личности относится 23%, эмотивный тип - 20%; демонстративный - 8% тестируемых; 6% -застревающий тип; 6% - аффективно-экзальтированный тип; возбудимый тип - 3% испытуемых.

Выявлена корреляционная связь между демонстративным типом акцентуации личности и беглостью мышления умеренной силы (г = 0.406). Сила связи между дистимическим типом акцентуации и беглостью мышления умеренная (г = 0.345). Умеренная сила корреляционной связи между педантичным типом акцентуации и разработанностью мышления (г = 0.36) показывает, что чем больше проявляется данный тип акцентуации, тем выше уровень разработанности мышления. Сила корреляционной связи между циклотимическим типом акцентуации и оригинальностью мышления также умеренная (г =0.434) и это показывает, что чем ярче выражен циклотимический тип акцентуации личности, тем выше уровень развития оригинальности мышления, а это значит высокий уровень развития креативности. Данные результаты имеют статистическую значимость.

Современная стратегия картирования физических и психических качеств: 1. Анализ сцепления (linkage analysis). 2. Метод идентичных по происхождению (общих) аллелей (IBD-анализ -identical by descent) - это непараметрический анализ сцепления, при котором информацию о сцеплении получают только на основе наследования маркеров в парах (больных / спортсменов) родственников без априорных предположений о типе наследования и других характеристик. 3. Исследование ассоциаций в популяциях, в отличие от двух предыдущих методов генетического картирования, основано не на анализе косегрегации генетического материала в семьях, а на поиске по-пуляционных корреляций.

Психологические особенности человека, значимые для физической активности человека, ассоциированы с геном транспорта серотонина (L/S гена 5-HTT).

Литература

1. Вдовиченко, А.А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / А. А. Вдовиченко. - Л., 1976. - 234 с.

2. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1972. - № 2. - С. 114-123.

3. Ганнушкин, П.Б. «Избранные труды по психиатрии» / П.Б. Ганнушкин // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. - 308 с.

4. Дементий, Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 2005.С. 204-213.

5. Колесниченко, В.О. Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности // Ученые записки Орловского государственного университета. - №2 (52), 2013. - С. 353335.

6. Леонгард, К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В. Лещинской. - М.: Эксмо, 2006. -347 с.

7. Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2009. - С. 111 - 241.

8. Давыдов, В.Ю Совершенствование дифференцированного подхода к развитию физических качеств спортсменов / В.Ю. Давыдов, А.Ю. Журавский, А.Н. Яковлев // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула : Изд-во ТулГУ, 2013. -С.95-103.

9. Гельцер, Б.И. Здоровьесберегающие технологии для женщин различных конституциональных типов (на примере занятий гидроаэробикой) / Б.И. Гельцер [и др.] // Известия Сочинского государственного университета, 2013. - № 4. - 2 (28). - С. 137-146.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY (OF CREATIVITY AS A CHARACTER TRAIT) IN THE ASPECT HEALTH-SAVING AND PHYSICALLY FORMING TECHNOLOGY

A.N. YAKOVLEV, M.A. YAKOVLEVA Summary

The article deals with the psychological and pedagogical aspects of personality (creativity as a trait) in the aspect of zdorovesberegpayuschih telesnoformiruyuschih and technologies, especially screening of schoolchildren involved in sports activity in the conditions of the functioning of sports facilities Polessky State University in order to optimize the training process.

Статья поступила 14 октября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.