Научная статья на тему 'Инновационная педагогическая деятельность по профессиональной подготовке сотрудников федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков'

Инновационная педагогическая деятельность по профессиональной подготовке сотрудников федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Александр Рудольфович, Лялюк Александр Викторович

Инновационная педагогическая деятельность по профессиональной подготовке сотрудников ФСКН заключается в разработке моделей инновационных технологий обучения, планировании и разработке УМК, практикумов и спецкурсов, разработка алгоритмов модификации учебного содержания, конструирование программных оболочек для инновационных технологий обучения, создание сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков Александр Рудольфович, Лялюк Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная педагогическая деятельность по профессиональной подготовке сотрудников федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков»

УДК 34.07

Ушаков Александр Рудольфович

Соискатель кафедры физики Кубанского государственного технологического университета, fskn_lav@mail.ru, Краснодар

Лялюк Александр Викторович

Соискатель кафедры физики Кубанского государственного технологического университета, fskn_lav@mail.ru, Краснодар

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Ljaljuk Alexander Viktorovich

The competitor of chair of physics of the Kuban state technological university, fskn_lav@ mail.ru, Krasnodar

Ushakov Alexander Rudolfovich

The competitor of chair of physics of the Kuban state technological university, fskn_lav@ mail.ru, Krasnodar

INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY ON VOCATIONAL TRAINING OF EMPLOYEES FEDERAL BODIES UNDER THE CONTROL OVER THE TURN DRUGS

Стремительное развитие информационных технологий не могло не коснуться системы дополнительного образования. Федеральная целевая программа. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.» предусматривает совершенствования форм и методов противодействия распространению наркотических средств и психотропных веществ. Подготовка квалифицированных кадров для выполнения поставленных задач осуществляется в России на базе всего лишь трех институтов повышения квалификации ФСКН: Северо-западного института, Санкт-Петербургского и Дальневосточного, В учебном плане курсов предусмотрены лекции по актуальным проблемам контроля наркотических средств и психотропных веществ, правовая подготовка, психология оперативно-розыскной деятельности, оперативно-боевая подготовка. Учебный процесс проводится преподавателями высокой квалификации, ориентирующимися в широком спектре современных инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения.

Организация современного педагогического процесса включает использование как новой учебной литературы, интегрирующей учебную информацию и дидактические инновации, так и современных информационных технологий для организации компьютерных систем поддержки обучения. (Проект «Информатизация системы образования» 2005-2010 гг.). Результатом такого сочетания должна быть качественно новая педагогическая деятельность по подготовке сотрудников ФСКН. Актуальным становится вопрос контентного наполнения образовательных информационных ресурсов, конструирования систем компьютерной поддержки.

Инновационная педагогическая деятельность в учебном процессе структур дополнительного образования сотрудников ФСКН предполагает опору на психологическую теорию учебной деятельности развитую в трудах П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, Н. Ф. Талызиной. Психолого-пе-дагогические основы использования информационных и компьютерных технологий в образовании рассматриваются в работах А. Г. Асмолова, В. П. Беспалько, Я. А. Ваграменко, Е. С. Полат. Проблемам построения системы образовательных целей в педагогической деятельности посвящены работы К. Д. Ушинского, Г. Н. Александрова, И. Ф. Гербарта, Вопросы проектирования новых учебных материалов и методических систем исследовались в работах В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Ю, И. Дика, Л. С. Хижняковой. Отдельные вопросы информационного обеспечения правоохранительной деятельности отражены в работах Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, А. В. Венгерова, Н, В. Витрука, О. А. Витрука,

О. А. Гаврилова. В. Б. Исакова, Д. А. Керимова и других авторов. В области оперативно-розыскной деятельности уделяли и уделяют значительное внимание вопросам ее информационного обеспечения такие ученые, как А. И. Алексеев, И. И. Басецкий, В. Г. Бобров,

В. М. Боер, Б. Е. Богданов, И. А. Возгрин, И. М. Волчков, И. М. Дьяченко, И. П. Козаченко, С, С. Овчинский, и другие.

Одним из направлений инновационной педагогической деятельности по подготовке сотрудников ФСКН связано с разработкой электронных материалов, авторы которых ставили разные цели: от создания популярных сегодня вспомогательных учебных материалов, фильмов рекламных роликов, справочников, до составления новых или оцифровки традиционных учебников. В создании роликов, например, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ приняли участие С, Крикалев, й, Дапкунайте, И. Чащина, Е. Дементьева,

Н. Петрова, А. Немов, Е. Плющенко, Л. Якубович, О. Кучера, а также группа «Динамит», Кроме того, в соответствии с решением руководства ФСКН России созданы компьютерные игры, направленные на противодействие незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков, разработаны игры «Антинаркомания» и «Боец спецназа ФСКН России». Однако их анализ показывает изменения лишь в технике исполнения, во внешнем оформлении, Оставаясь традиционными по структуре, эти учебно-методические

материалы не включали инновационные технология обучения для продуктивного освоения предметного содержания, а лишь позволяли задействовать в обучении новые технические средства. С другой стороны, создание инновационных по содержанию и методике учебных продуктов невозможно без разработки систем компьютерной поддержки, реализующих самые современные и эффективные функции.

Следовательно, проблема в целом состоит в создании системы компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности педагогических кафедр как эффективного инструмента внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс. Такая система должна быть гибкой, динамичной, использующей преимущества Интернет-технологий, учитывающей специфику конкретного вида педагогической деятельности. Она призвана обеспечить возможность обучения школьников с использованием поисковых и проблемных методов обучения. Этого требует диалектика формы и содержания, а также задачи коренной перестройки системы образования. В результате разработки компьютерных систем поддержки инновационной педагогической деятельности должна формироваться учебно-методическая продукция нового поколения, создаваемая при творческом участии студентов и учителей.

Под компьютерной поддержкой инновационной педагогической деятельности (Д. А. Иус) понимается помощь в освоении способов трансформации инновационной педагогической продукции из традиционной формы в компьютеризированную, в создании новых дидактических моделей с интерактивной составляющей (учебников нового поколения, инновационных учебно-методических комплексов, банков учебной информации), в создании инновационных технологий обучения на основе прямого использования компьютерных инструментальных средств. В итоге компьютерная поддержка приводит к диверсификации инновационной педагогической деятельности в направлении решения проблем информатизации образования. Таким образом, под системой компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности (ИПД) мы понимаем совокупность компьютерных технологий, инструментальных оболочек и сред, специальным образом отобранных и трансформированных для создания инновационных учебно-методических материалов в компьютеризированных формах, с новыми свойствами и функциями, образующих целостную систему и выступающих в качестве результатов ИПД структурного подразделения вуза, в частности, кафедры.

Проектируя формы компьютерной поддержки создания новых учебных материалов в русле теоретического подхода, необходимо учитывать их влияние на интеллектуальную деятельность учащихся, закономерности которой отражены в теории поэтапного формирования умственных действий, В соответствии с этой теорией психическая деятельность человека имеет социальную природу и отражается во внешней, практической деятельности (Л. С. Выготский). П. Я. Гальперин, показал путь преобразования

внешних, практических действий во внутренние. При этом надо учитывать, что процесс компьютеризации учебной деятельности часто связан с ростом внутренней напряженности обучаемого в результате неосвоенности новой ситуации и информационной перегрузки, что может привести к негативным последствиям (стрессовым состояниям, Интернет-зависимости, неадекватным реакциям на пребывание в виртуальном мире), В связи с этим отбор средств компьютерной поддержки продуктов инновационной педагогической деятельности должен быть психологически обоснован и требует диагностирования источников учебной информации исходя из их содержательной корректности.

Конструирование систем компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности потребовало рассмотрения проблемы интеграции технологий двух типов: дидактических инновационных и компьютерных. Необходимо было выяснить, какие инструменты из арсенала компьютерных технологий позволяют реализовать специфические свойства инновационных учебных материалов.

Для разработки процедуры моделирования форм компьютерной поддержки результатов ИТТД необходимо на первом этапе выявить структуру функциональных программных педагогических продуктов. Это структурирование целесообразно довести до элементарного уровня, т. е. выявить первоначальные структурные исходные элементы (элементарные ячейки, исходные «кирпичики», обозначаемые далее как ФР), различным сочетанием которых возможно создание новых программных педагогических продуктов различной модификации. Эта проблема анализируется в исследовании Е. Н. Жужа, где используется типологизация ППП (предложена Т. Л. Шапошниковой): обучающие программы, тестирующие системы, мультимедийные лекционные демонстрации, электронные учебники, мультимедиа-учебники, виртуальные лаборатории, презентационные системы, компьютерные учебно-методические комплексы.

Анализ ППП показал, что в них используются различные формы представления информации (графическая, символьная, текстовая, звуковая), кроме того информационную нагрузку может нести и цвет и звук. При этом одно и то же содержание может трансформироваться по разному: в виде одного неподвижного кадра, смены детализирующих кадров, видеоролика и т. д. Поэтому для анализа структуры ППП были использованы два параметра: форма представления информации на мониторе и режимы её функционирования (сокращенно «формы-режимы» или ФР). С помощью этих параметров можно отразить особенности функционирования образовательной компьютерной программы, а соответственно и тот обучающий потенциал, который характерен для конкретного программного продукта.

Выявленные режимы функционирования информации характеризуют различные стороны информационных технологий. Так, статический, динамический и кинематографический режимы отражают различные визуальные представления информации. Автономный и системный режимы харак-

теризуют внутренние связи между элементами информации, а интерактивный и режим с обратной связью указывают на способ общения с обучаемым (интерфейс пользователя). Таким образом, выделяя формы представления информации и разбивая процесс её функционирования на отдельные режимы, можно моделировать образовательные информационные технологии. Всё многообразие этих технологий генерируется сочетанием четырех форм представления информации - текст, графика, цвет, звук - и набора режимов функционирования информации из семи видов: статического, динамического, кинематографического, автономного, системного, интерактивного, с обратной связью.

Одним из направлений инновационной педагогической деятельности кафедры является разработка тематических учебно-методических комплексов (УМК), а с включением ИТО - инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК). Поскольку мы поставили цель разработать общий подход к проектированию форм компьютерной поддержки результатов инновационной деятельности, адекватных их специфике, то реализация этой цели требовала выявления в их структурах инвариантных компонентов. Для этого мы рассмотрели структуры УМК разных авторов (А. И. Архипова,

С. П. Грушевский, А. В. Карманова). Все авторы представляют эту модель как рекурсивную схему (ядро и оболочки) с четырьмя основными компонентами. Центральная подсистема модели - это содержание изучаемых теорий, с которым органически связаны три оболочки модели - нормативная, методическая и технологическая. Ядро модели - это структурированное содержание учебного курса (или темы) и его дидактическая трансформация. На основе ядра строятся оболочки модели (нормативная и методическая). Они служат базисом для технологической оболочки, состоящей из блоков, с помощью которых на практике реализуются методические структуры учебного процесса. Именно эта оболочка обеспечивает компьютерную и информационную поддержку всем компонентам УМК. Структура ядра обычно представляется в форме графа, где выделяются инвариантные части, относящиеся к одной из форм теоретических обобщений.

Нормативная оболочка модели УМК формируется из разноуровневых документов, образующих цепочку от федерального государственного образовательного стандарта до учебных программ и сопряженных с ними вариантов тематического планирования. Вторая оболочка модели УМК - методическая. Она включает обоснование выбора методов обучения, с помощью которых происходит изучение элементов теории, входящих в содержательное ядро. Конструирование этой оболочки модели УМК осуществляется посредством связей, идущих от ядра модели и нормативного компонента. Набор методов обучения, нацеленных на изучение конкретных компонентов научной теории, выступает в качестве ориентиров для последующего представления содержания в виде учебных материалов. Следовательно, в третьей оболочке содержание обучения получает реальный выход в практику обучения. Функционирование именно этой части модели УМК детер-

минирует разработку форм компьютерной поддержки учебно-методического комплекса. Итак, в формировании системы компьютерной поддержки ИУМК отражаются цели и задачи учебно-познавательной деятельности, которую предполагается реализовывать с помощью ИУМК на основе входящей в него многофункциональной системы информационного обеспечения. При этом проектируется деятельность по представлению и извлечению информации, информационно-поисковая и экспериментально-исследовательская деятельность. Исходными данными для проектирования программных продуктов УМК являются цели, задачи, содержание обучения, формы итогового контроля, обучающие технологии, тип и средства компьютерных систем. При их разработке используются два вида проектировочной деятельности: педагогическая и компьютерная. Педагогическая выполняется при конструировании модели УМК, а компьютерная - при создании форм компьютерной поддержки УМК.

Каждая из оболочек УМК выполняет определенные функции, благодаря которым комплекс играет активную роль в учебном процессе, поскольку в нем не только предъявляется учебная информация, но и организуется её активное изучение при высокой степени самостоятельности в работе учащихся. В этом главное отличие УМК от функционирующих сборников заданий и пособий. Поэтому создание форм компьютерной поддержки УМК можно рассматривать как ступень в создании учебников нового поколения, которое должно идти не путём формирования программной поддержки функционирующих учебных пособий, а путём интеграции трёх составляющих: учебной информации, дидактических инноваций, информационных технологий.

В результате была создана система компьютерной поддержки педагогической деятельности, обеспечивающая: высокую познавательную активность и самостоятельность обучаемых, формирование прочных знаний, умений и навыков; обобщение, систематизацию и генерализацию знаний на основе фундаментальных понятий и законов теории; своевременный учёт и контроль знаний, диагностику их качества; рефлексию учебно-познавательной деятельности. Направлениями инновационной педагогической деятельности по подготовке сотрудников ФСКН служат разработка технологий обучения, предусматривающих использование ИТ, систем тестирования, учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин, таких как «Основы организации межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и наркопреступности», «Основы оперативно-розыскной деятельности» и др. Формами компьютерной поддержки - интерактивная компьютерная обучающая программа, программная оболочка для создания и проведения компьютерного тестирования, Web-ориентированная система информационно-методической поддержки. Инструментальными средствами: JavaScript, CSS, HTML Adobe Flash, Dreamweaver, Photoshop, Созданные системы компьютерной поддержки результатов инновационной педагогической деятельности послужили средой, на базе которой разработаны инновационные образовательные продукты. Например, компания

ФОРС - разработала АИС «Наркоконтроль» Федеральной службы России но контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ), с двумя новыми функциональными подсистемами. Первая - «Объединенный банк данных Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств -членов Организации Договора о коллективной безопасности». Вторая подсистема -автоматизации кадрового и организационно-штатного обеспечения подразделений ведомства (далее - АИС «Кадры»),

Итак, изложенное выше приводит к выявлению характеристик системы компьютерной поддержки ИПД: создает условия для индивидуализации и дифференциации обучения, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении; стимулирует субъективную активность обучаемого и поиск способов самообразования; максимально способствует формированию прочных знаний и умений, развивает системность знаний; влияет на формирование мотивационной сферы, приводящей к изменению стереотипов поведения; обеспечивает объективный контроль знаний учащихся; создает возможности для использования информационных и коммуникационных технологий в проведении занятий и в ходе самостоятельной учебной деятельности.

Для того, чтобы определить качество использования модели компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности и эффективность организации учебного процесса, проектируемого в рамках этой модели, мы использовали методики сравнительного эксперимента, экспертное оценивание, тестирование (с применением Интернет-технологии). Выявлены методические материалы с компьютерной поддержкой, которые превалируют в профессиональной деятельности работников системы дополнительного образования. Проведенное исследование показало, что используются традиционные электронные материалы (электронные презентации, системы компьютерного тестирования, электронные конспекты, электронные учебники и т. д.), а учебные материалы нового поколения, о которых идет речь в проекте «Информатизация системы образования» и в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 гг.» практически не используются. Например, “ФОРС” - инструментальный программно-технологический комплекс (ИПТК) “СПРУТ”, Комплекс предназначен для создания корпоративных территориально распределенных систем автоматизации сбора, хранения, учета и обработки информации в любой прикладной области, позволяя создавать широкий спектр пользовательских приложений в короткие сроки, О программных средствах, таких как Oracle Server и Oracle Developer Forms не упоминается.

В учебном процессе образовательных учреждений ФСКН России и системе служебной подготовки сотрудников наркоконтроля могут быть использованы следующие результаты проведенного исследования:

1. Инновационная педагогическая деятельность по профессиональной подготовке сотрудников ФСКН заключается в разработке моделей инновационных технологий обучения, планировании и разработке УМК, практикумов и спецкурсов, разработка алгоритмов модификации учебного содержания, конструирование программных оболочек для инновационных технологий обучения, создание сайтов.

2. Системы компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности по подготовке сотрудников ФСКН основаны на \УеЬ-ориентированных инструментальных средах. Их создание происходит поэтапно. Первый этап - выбор направления инновационной педагогической деятельности, второй - выбор и анализ модели указанной деятельности, третий - создание комплекса инновационных учебно-методических материалов в традиционной форме на основе выбранной модели. Завершающими этапами служат - выбор оптимальных технологий и инструментария для организации системы компьютерной поддержки и модификация учебного содержания в электронный вид и реализация электронного комплекса поддержки инновационной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Архипова, А. И. Банк учебно-методической информации в системе послевузовского педагогического образования [Текст] / А. И, Архипова, Г. Ф. Сокол, Д. В. Иус // Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика 2001», -СПб, 2001.-2 с.

2. Архипова, А. И. Проблема создания шеЬ-версий банка учебно-методической информации [Текст] / А. И. Архипова, Д. В. Иус // Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 2001 — 2 с.

3. Архипова, А. И. Теоретическое обобщение в предметном информационном ресурсе [Текст] / А. И. Архипова, И. Д. Брегеда, Д. В. Иус // Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический ВУЗ. Доклады международной научно-практической конференции - М,: МГОУ, 2003 - 2 с.

4. Иус, Д. В. Сайт как средство поддержки инновационного методического комплекса [Текст] /Д. В. Иус, А, В. Слезев // Телематика-2005: Труды XII Всероссийская научно-методическая конференция Т. 1,- СПб, 2005. — 2 с.

5. Гусева, Т. А. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ [Текст] / Т. А. Гусева, Л. Е. Чапкевич - Учеб. пособие. - М.: «Волтере Клувер», 2005.-67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.