Научная статья на тему 'Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета: опыт реализации в 2007/2008 учебном году'

Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета: опыт реализации в 2007/2008 учебном году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценовского университета: опыт реализации в 2007/2008 учебном году»

П. В. Станкевич,

заместитель начальника учебно-методического управления

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В 2007/2008 УЧЕБНОМ ГОДУ

Качественно новым этапом развития Герценовского университета является реализация инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере». Целевая установка программы — подготовка специалистов, владеющих гуманитарными технологиями, способных решать профессиональные задачи в социальной сфере, осуществлять взаимодействие с представителями различных национальных культур, социальных групп, конфессий в современном поликультурном сообществе.

Инновационная система подготовки специалистов разработана на основе деятельностного, модульного, ком-петентностного подходов. Её реализация осуществляется через основные и дополнительные профессионально-образовательные программы. Принципиальными особенностями данной системы являются вариативность, нелинейность, индивидуально-ориентированный способ освоения компетентностей. Формат инновационной образовательной программы включает один инвариантный и 38 вариативных образовательных модулей по программе «Гуманитарные технологии в социальной сфере».

Созданная система подготовки специ-алиста в университете апробируется в 2007/2008 учебном году. Она представлена одним инвариантным образовательным модулем «Методология гуманитарного исследования в социальной сфере» и шестнадцатью вариативными практико-ориенти-

рованными образовательными модулями, реализующимися в следующих основных формах: дополнительные образовательные программы (повышение

квалификации, профессиональная переподготовка) в качестве самостоятельных профессионально-образовательных программ (например, «Технологии мотивации персонала в организации»); магистерские образовательные программы в качестве вариативных модулей, встроенных в основные образовательные программы («Методология гуманитарного исследования в социальной сфере», «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере»); отдельные курсы инвариантных модулей в вариативном компоненте бакалаврских основных образовательных технологий («Технология обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической)»).

В ходе разработки и апробации практико-ориентированных образовательных модулей проводится мониторинг, позволяющий определить промежуточные результаты реализации инновационной программы в университете по основным позициям.

Созданы 38 рабочих групп, в составе которых в 2007/2008 году около 100 участников (в их числе административно-управ-ленческий и учебно-вспомогательный персонал, профессорско-преподавательский состав и научные работники) повысили уровень своей квалификации на различных семинарах и совещаниях в рамках инновационной образовательной программы. Это способствовало созданию учебно-методиче-ских комплексов для каждого инновационного модуля.

Рассмотрим более подробно апробацию инновационных образовательных модулей, проведенную в рамках реализации основных образователь-

Материалы заседания Ученого совета университета 28 февраля 2008 г.

ных программ подготовки

магистров по четырем укрупненным профилям — гуманитарные науки, социальные науки, педагогика и образование, экономика и управление. Большинство инновационных модулей встраивались в уже существующие специализированные программы магистерской подготовки, реализуемые по линейной форме организации образовательного процесса. С одной стороны, это затрудняло формирование единой логики подготовки магистра, владеющего гуманитарными технологиями в социальной сфере, по определенному направлению.

С другой стороны, анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов, участвующих в апробации инновационных модулей в 2007/2008 учебном году, показал, что содержание материалов модулей соответствует задаче подготовки специалиста в современных условиях; дисциплины полностью соответствуют представлению о гуманитарных технологиях, отражают социальные процессы в современном обществе и превосходят другие аналогичные материалы с точки зрения применения гуманитарных технологий в современном обществе (критерии соответствия ); содержание контрольных материалов модулей отвечает задачам реальной деятельности специалиста; достижение образовательных целей достигается при успешном освоении модулей; задания для самостоятельной работы и содержание контрольных материалов модулей способствуют достижению обозначенных в учебной программе целей.

Дисциплины, освоенные студентами ранее, достаточны для освоения модулей, так как они взаимодействуют

с другими дисциплинами образовательных программ. Студенты отмечали высокий уровень проработанности методических рекомендаций, удобство их использования и актуальность рекомендованных информационных источников, доступность источников информации, рекомендованных при освоении модулей, равномерность распределения объема работы, разнообразие видов и форм работы при освоении модулей, тщательную продуманность учебных заданий и логику последовательности их выполнения.

Освоение модуля предусматривалось в различных вариантах: в рамках другой образовательной программы, самостоятельно и в условиях дистанционного (заочного) обучения (критерии переноса).

Общая оценка студентами опыта апробации модуля свидетельствует о том, что его освоение было весьма эффективным для развития как профессиональных, так и личностных качеств будущих специалистов.

Апробация инновационной образовательной программы в 2007/2008 учебном году показала, что её реализация способствует возникновению нового типа взаимодействия структурных подразделений университета, основанного на сотворчестве, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным создателем нового качества образования. Вместе с тем внедрение программы в образовательную практику университета способствует осуществлению принципиально новых процессов вертикальной и горизонтальной интеграции существующих внутри университета структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.