Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КЕЙСОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КЕЙСОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ БАЗЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраменко Е.П.

Автор выявляет и описывает педагогические возможности применения инновационных технологий кейсовых технологий на различных этапах обучения и специализации. Показывает тенденции новизны данной методики, а также взаимосвязь фундаментальной базы высшего образования и инновационных технологий современного стандарта образования. Указывает возможные пути использования данной технологии в структуре высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIRECTION OF APPLICATION OF METHODS OF CASE TECHNOLOGY, AS FORMS OF ACTIVE TRAINING IN HIGHER SCHOOL

The author reveals and describes the pedagogical possibilities of applying innovative technologies, case technologies at various stages of training and specialization. It shows the tendencies of the novelty of this methodology, as well as the interrelation of the fundamental basis of higher education and innovative technologies of the modern standard of education. Indicates possible ways of using this technology in the structure of higher education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КЕЙСОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.8; 378

Авраменко Е.П.

ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет

филиал в г. Белореченске Россия, Краснодарский край, г. Белореченск ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КЕЙСОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ФОРМЫ АКТИВНОГО

ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Автор выявляет и описывает педагогические возможности применения инновационных технологий кейсовых технологий на различных этапах обучения и специализации. Показывает тенденции новизны данной методики, а также взаимосвязь фундаментальной базы высшего образования и инновационных технологий современного стандарта образования. Указывает возможные пути использования данной технологии в структуре высшего образования.

Ключевые слова: технологии, инновации, инновационные процессы, педагогические технологии, фундаментальные базы, качество образования, мультимедийные технологии.

Avramenko E.P.

Branch of FGBOU VO Adyghe State University in Belorechensk

Krasnodar Territory, Belorechensk INNOVATIVE DIRECTION OF APPLICATION OF METHODS OF CASE TECHNOLOGY, AS FORMS OF ACTIVE TRAINING IN HIGHER

SCHOOL

The author reveals and describes the pedagogical possibilities of applying innovative technologies, case technologies at various stages of training and specialization. It shows the tendencies of the novelty of this methodology, as well as the interrelation of the fundamental basis of higher education and innovative technologies of the modern standard of education. Indicates possible ways of using this technology in the structure of higher education.

Key words: technologies, innovations, innovative processes, pedagogical technologies, fundamental bases, quality of education, multimedia technologies.

Целью модернизации системы высшего образования является любое обновление качества образования, а также создание качественно нового подхода к системе высшего образования в целом. Осуществление возможности внедрения педагогических инноваций является основной задачей, которая позволит обновить систему образования таким образом, чтобы не затрагивать основы фундаментальных знаний, которые являются базовой основой любой специализации или направления обучения. Данная проблема педагогических инноваций остается достаточно актуальной в настоящее время. Данный процесс достаточно тонкий и деликатный, и потому к проблеме инновационных процессов необходимо подходить,

вооружившись терпением и понимаем. Процесс педагогических инноваций — это целенаправленная модернизация системы образования путем применения и внедрения инновационных элементов, цель которых направлена на закрепление и улучшение образования в целом. Результат обучения будущего специалиста нового профиля возможен при сочетании фундаментальности классических знаний и инновационных элементов обновленной системы образования. Педагогическая технология всегда опирается на несколько основных критериев, таких как концепция, система, эффективная управляемость и воспроизводство. В настоящее время возможность молодых специалистов конкурировать на рынке труда обуславливается способностью ориентироваться в новейших технологиях, обладать обновленной системой знаний, владеть гибкими профессиональными навыками, подстраиваться под постоянно меняющиеся условия труда. Основная задача учреждений высшего образования в том, чтобы нацелить и подготовить молодых людей к условиям современного информационного общества. Чем ближе инновационный подход к образовательной деятельности, тем более гибким и мобильным может стать современный специалист. При этом основополагающим элементом в данной проблеме должен стать сам педагог, который должен обладать как необходимым багажом фундаментальных знаний и умений, так и владеть современными навыками и методами обучения. Овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия со студентами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом, способствует повышению качества подготовки специалистов. Используя инновационные элементы и методики образования, необходимо помнить, что только сочетанием фундаментального классического образования с инновационным подходом, можно добиться максимального положительного эффекта от данного сочетания. Новые методики должны сопутствовать и гибко добавлять необходимую новизну и гибкость получения системы обновленных знаний и практических умений. Проанализировав инновационные технологии подхода в системе высшего образования, можно сделать следующие выводы: Инновационные технологии можно рассматривать как инструмент моделирования профессионализма и самообучаемости молодого специалиста. Профессионализм специалиста, его гибкость в освоении будущей профессии, моделирование профессиональных качеств, зависит от качества и количества внедрения инноваций в сферу образования в целом. Применение инновационного подхода к образованию и технологий, говорит о высоком качестве современного образования, а также о режиме постоянного развития вуза. Существует множество инновационных

педагогических технологий, которые непосредственно связаны с улучшением качества образования и обновления существующей фундаментальной системы знаний до необходимого уровня требований к специализации и профессионализму, существующему в настоящее время. Современный уровень производства диктует новый подход к образовательной деятельности в процессе обучения будущих специалистов практическим навыкам. Молодой специалист должен уметь использовать полученные знания на реальном производстве. Это ведет к тому, что обучение практическим навыкам и контроль за усвоением данного типа знаний, должен проходить в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей специализации. Современное образование невозможно также без применения информационных технологий, которые в настоящее время получают достаточно широкое распространение в педагогической деятельности высших учебных заведений. Сочетание новых методик и современных технологий дает неоспоримые преимущества для обновления существующих форм образования и внедрения современных и прогрессивных методик в систему Высшей школы [1]. К прогрессивным и современным методикам обучения можно отнести практические тренинги, предметно-ориентированные практикумы, моделирование реальных ситуаций, комплекс мультимедийных технологий, метод кейсов. Этот список можно продолжать и далее, но перечисленные направления являются основными. В данном случае имеются ввиду педагогические технологии, к которым в качестве технического оформления прилагается весь современный развитой мультимедийный комплекс технического оснащения. Данные технологии открывают ряд новых возможностей для развития системы образования: - обновление информационной среды обучения для полноты восприятия обучаемыми предоставляемого материала; - полная реализация творческого и профессионального потенциала обучаемого за счет предоставления гибкого режима обучения; - обновление базовой (фундаментальной) системы знаний за счет применения инновационных и мультимедийных технологий. Современное развитие общества диктует свои приоритеты в формировании уровня подготовки будущих специалистов. Необходимо понимать, что современное образование вкупе с прогрессивными технологиями должны развивать практическое мышление, которое будет являться началом практической реализации накопленного уровня знаний будущей специализации. Практическое мышление должно развиваться, начиная с отдельно вводимых элементов обучения в высших учебных заведениях. Под практическим мышлением обычно подразумевают применение теоретических основ к практическим ситуационным задачам. Обладая данным мышлением, появляется навык ориентировки в подходах к решению ситуационных проблемных задач, а также практическая возможность защиты собственного решения по исследуемым и рассматриваемым вопросам. Применяя гибкость практических знаний, специалист, оценивая информацию, имеет возможность просчитывать

результаты от того или иного решения. Благодаря развитию практического мышления процесс освоения и получения знаний приобретает индивидуальную основу и продуктивность. Система фундаментального классического образования дает будущему специалисту основу знаний профиля его будущей специализации. Интерактивное обучение позволяет усвоить гибкий практический опыт, что облегчает системе знаний обладать необходимой новизной и опережать устаревание информации. Наиболее продвинутой педагогической технологией, которая охватывает все вышеперечисленные тенденции, является метод кейсовых технологий. Сущность технологии заключается в том, чтобы выработать не тривиальный вариант решения поставленной задачи, суметь фактами доказать правильность выбора. В данном процессе, от начала постановки до его окончания, происходит обучение специалиста навыкам практического подхода к решению конкретных ситуационных задач, которые могут возникнуть на практике в реальных условиях. Упоминание об элементах данной методики появляется еще в 1870 году, а более широкое распространение данный метод получил в 1920 году в Гарвардской школе бизнеса. В это время была заложена базовая сущность данной технологии. В современном обществе данная методика приобретает новые горизонты и возможности благодаря современному уровню техники и мультимедийных технологий [2]. Данная методика применима на практике при наличии как минимум двух принципиальных условий. Одно из условий — это наличие конкретных практических ситуаций или проблем, а также спланированных ситуационных задач, приближенных к реальным условиям. Другое условие — это наличие педагогов, умеющих составлять и применять данную технологию. Область применения данной технологии обширна, учитывая уклон технологии на практику и ситуационные задачи. Преимущества данной технологии также очевидны, но существуют также и ограничения в использовании данной педагогической технологии [1]. Кейсовая технология является специфической модификацией проектной технологии. Если в обычной проектной деятельности процесс решения идет путем объединения обучаемых для получения стандартного запланированного решения, то кейс-технология посредством структуры кейса формирует нестандартное и неоднозначное решения поставленной проблемы, одновременно выступая и техническим заданием, и источником информации для поиска оптимального решения. Преимуществом технологии кейсов перед другими подобными методами обучения является то, что необходимо соблюдение единой дискуссии и единой формы работы над выбранной темой-проектом. Данный проект формируется в ходе работы над ним и является уникальным по своей сути, так как планируется нестандартное многовариантное решение проблемной задачи с подбором уникального материала для подтверждения выбранного направления. Данная технология подразумевает коллективное обсуждение и поиск наиболее выгодного решения поставленной задачи или группы подзадач. Данная методика предоставляет возможность показывать

свои практические навыки работы, умение отстаивать выбор своего решения на основе предоставленной информации, работать с практической документацией, отслеживать взаимоссвязь между ситуационными элементами и восстанавливать пропущенную информацию, развивать практическое мышление. При этом кейсовая методика дает возможность приобретения навыков ведения деловых партнерских переговоров, навыков ведения пресс-конференций, навыков работы в команде и осознания рабочего коллектива, вырабатывает логические навыки работы над поиском многовариантного решения [2]. Основным моментом, который можно отнести к ограничениям в применении данного метода в нашей системе высшего образования, является то, что ее не желательно применять без адаптационных корректировок. Данная методика также не подходит к абсолютно всем специализациям и направлениям обучения в системе Высшего образования. Кейсовая технология оправдана в направлении обучения, где в основе будущей профессии составляет большинство практика, практический подход к проблемным ситуациям и задачам или огромное количество практических ситуационных задач, рассмотрение и моделирование которых приводит к накоплению практического опыта. Также данная методика применима в системе дистанционного образования и в процессе переподготовки кадров также с учетом тех же моментов адаптации к российским нормам и требованиям в системе образования [2]. Кейсовая технология, способная объединить и фундаментальные знания, и новейшие технологии, также способна к мотивации развития творческого и профессионального потенциала обучаемых. Учитывая ориентир кейсовой технологии на развитие практических навыков работы, то в качестве рекомендации к использованию данного метода можно привести ее использование на заключительной стадии любого направления обучения. Так же положительной стороной данной методики является усиление образовательной составляющей специализации как яркого демонстрационно-практического наполнения обучения и профориентации будущих специалистов. Из вышесказанного можно выделить еще одно преимущество данной педагогической технологии. Это возможность обучаемого формулировать свои собственные целевые задачи при работе с материалом над основной проблематикой задания. Следствием этого является возможность отследить будущих специалистов с четко сформированной целевой направленностью на конкретную специализацию. В завершении отметим, что методика кейсов неоднозначна в своем применении и имеет как положительные, так и отрицательные стороны своего применения. Необходимость более подробного рассмотрения — это проблемы с различных сторон и возможностей применения является неоспоримым фактом. Вопрос адаптации данной методики образования не оставляет сомнений, так как данную методику необходимо подстраивать не только под специфику, но и под менталитет высшего образования в нашей стране, что является необходимым действием уважения к нашей системе

образования.

Использованные источники:

Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-модульного образования как способ создания гибкого мобильного специалиста // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 284-290.

Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Academia, 2007. 336 с.

Literature:

1. Golovanova Yu. V. Innovative elements and possibilities of distance-modular education as a way of creating a flexible mobile specialist // Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business. 2016. No. 2 (35). Pp. 284290.

2. Ibragimov IM Information technologies and means of distance learning. Moscow: Academia, 2007. 336 p.

УДК 334.723

Аликина А. Д. студент

кафедра «Финансы и банковское дело» научный руководитель: Ладыженская Т. П., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВО «Югорский Государственный Университет» Институт менеджмента и экономики Россия, г. Ханты-Мансийск ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В АВТОНОМНЫХ, БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ В ЮГРЕ Аннотация: Статья посвящена особенностям бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Приводится сравнительная характеристика типов государственных учреждений. Приведены примеры бухгалтерских проводок по учету и движению денежных средств для каждого типа государственных учреждений.

Ключевые слова: Денежные средства, автономные учреждения, бюджетные учреждения, казенные учреждения, бюджетный учет, бухгалтерский учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.