УДК 373.3
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕФЛЕКСИИ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
О.А. Боброва, В.Н. Машин
В статье обосновывается актуальность формирования саморефлексии у учащихся начальной школы, выделены основные характеристики сельской образовательной среды, раскрыта сущность инновационной направленности личности педагога
Ключевые слова: инновационная направленность, саморефлексия, сельская школа
Перемены, произошедшие в современном обществе в последние десятилетия, не могли не сказаться на требованиях, предъявляемых обществом к выпускнику школы как будущему полноценному гражданину общества, что и нашло отражение в Федеральном Г осударственном
Образовательном Стандарте, согласно которому еще на ступени начального общего образования у учащихся должны быть сформированы основы умения учиться, «принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку» [5]
В процессе обучения младший школьник должен обрести навыки самостоятельной организации собственной деятельности, научиться её анализировать, адекватно оценивать и регулировать, продуктивно взаимодействуя при этом с педагогом и сверстниками.
Таким образом, признается важность развития саморефлексии как одного из важнейших качеств личности школьника и обязательного условия его успешного обучения.
Авторы современных образовательных программ придают огромное значение развитию саморефлексии для формирования осознанного отношения к процессу обучения, и считают целесообразным начинать это развитие именно в начальной школе, ибо стремление к самоизменению и умение определять собственные границы знаний является важным новообразованием личности
Боброва Оксана Анатольевна - ВГТУ, аспирант, e-mail: imcentr2@gmail.com, тел. 89623277235 Машин Валентин Николаевич - ВУНЦ ВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, канд. пед. наук, доцент, e-mail: vmashin@bk.ru
младшего школьника, которое в дальнейшем составляет основу саморазвитию в подростковом возрасте [3].
В концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.) определены следующие условия формирования саморефлексии у младших школьников: использование чувственного
эмоционального опыта ребенка; общая картина мира как реализация содержательного компонента обучения; деятельность наблюдения как одно из направлений развития личности; теоретическое мышление; содержательно новое качество отношений между учеником и учителем; сотрудничество как уровень взаимодействия между обучающимися [1].
Подавляющее большинство
образовательных программ ориентированы на городскую образовательную среду, среднестатистический учащийся которой предположительно имеет на момент вхождения в начальное звено определенный багаж знаний, достаточный кругозор и доступ к информационным и культурным источникам разного рода.
Однако целесообразно заметить, что на современном этапе развития общества мы можем говорить выделении сельской образовательной среды, которая по многим показателям отлична, а порой и диаметрально противоположна городской образовательной среде, хотя при этом имеет и свою положительную специфику. Несмотря на то, что в ходе реализации ряда программ по модернизации системы образования количество сельских школ значительно уменьшилось, а вследствие прогрессирующей урбанизации число учащихся в них продолжает сокращаться, в целом по стране сельские школы составляют чуть более половины от общего числа учебных заведений,
а в некоторых регионах их количество является превалирующим.
Поэтому необходимо учитывать уникальность сельской школы как образовательного феномена. Среди отличительных характеристик сельской образовательной среды можно выделить следующие:
1.низкая наполняемость и относительно
небольшое количество учеников,
сопровождаемых одним педагогом (в среднем этот показатель вдвое меньше, чем в городских школах);
2. особый психолого-педагогический климат, когда учителя, ученики и их родители вынуждены тесно общаться и вне учебных стен, прекрасно осведомлены о личностных особенностях, социальных условиях и семейной атмосфере друг друга;
3. отсутствие выделенных учреждений дополнительного образования, зачастую и дошкольных учреждений, что делает школу единственным культурно-образовательным центром поселения;
4. превалирующе низкий уровень
готовности к школе будущих первоклассников (по результатам психолого-медико-педагогической комиссии), невозможность в связи с низкой наполняемостью формировать внутри одной параллели классы с учащимися различного уровня подготовки, использовать вариативные образовательные программы, создавать профильные классы. Зачастую
наблюдается высокая дифференциация
учащихся по психофизиологическим и интеллектуальным возможностям как внутри школы, так и внутри класса;
5. нехватка высококвалифицированных
педагогов-предметников, отсутствие
преемственности, территориальная
удаленность от методических центров и учреждений, осуществляющих кадровую подготовку, проблемы с доступностью
интернет-ресурсов. [4]
Таким образом, педагогические условия, обеспечивающие формирование и развитие саморефлексии у младших школьников сельских школ, неизменно детерминированы специфическими особенностями сельской образовательной среды и поэтому требуют отдельного рассмотрения.
С одной стороны, в отличие от городского школьника, сельский ученик испытывает потребность в дополнительном комплексе образовательных мероприятий, призванных
нивелировать пробелы дошкольной
подготовки и сформировать учебную мотивацию, способность к саморегуляции обучения, а с другой стороны, педагог ограничен в выборе образовательных программ, методов и форм работы по причине превалирующе слабого уровня готовности к школе большинства учеников, не может использовать групповые формы работы из-за низкой наполняемости классов.
Таким образом, деятельность учителя неразрывно связана с творческой самостоятельностью, поиском, высоким профессионализмом, умением адаптировать учебный материал согласно
психофизиологическим особенностям
школьников.
В этих условиях то, как будет развиваться личность ученика, выстроен его образовательный вектор, сформированы навыки саморефлексии как условия самообразовательной деятельности, во многом зависит от личности педагога, а именно от его желания увлечь, заинтересовать учащегося; стремления к поиску новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, апробации различных методик; готовности к внесению некоторых изменений в ход образовательного процесса в ходе реализации учебных задач; к использованию интернет-ресурсов и активному обмену опытом.
Целесообразно отметить, что
инновационная направленность личности, в отличие от готовности педагога к инновационной деятельности, имеет активную деятельностную компоненту, и предполагает высокую степень инициативности как в поиске новых педагогических стратегий, форм и методов работы, так и в реализации их в ходе профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что об инновационной направленности личности педагога можно говорить только в том случае, если инновационная и педагогическая деятельность является значимым элементом его жизненной самореализации, основанной на взаимосвязи компонентов личностного потенциала и системы ценностей.
Таким образом, исходя из вышесказанного, инновационная
направленность личности педагога является ключевым фактором оптимизации учебного процесса в рамках сельской образовательной среды и важным педагогическим условием
формирования саморефлексии у учащихся младших классов.
Литература
1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов/ под. Ред. А.В. Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
2. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007. -93с.
3. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В.
Давыдова: учеб. пособие / Зинченко В.П. и др. - М.: Гардарики, 2003. - 431 с.
4. Теров А.А. Малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях. Материалы всероссийской научнометодической конференции 6 апреля 2007 года. -Томск, 2007. - С. 135- 143.
5. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (в ред. приказов минобрнауки России от 26.11.2010 №1241,от
22.09.2011 №2357).
Воронежский государственный технический университет
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
INNOVATIVE APPROACH OF TEACHER'S PERSONALITY AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PRIMARY STUDENTS SELF-REFLECTION DEVELOPMENT OF VILLAGE SCHOOLS
O.A. Bobrova, V.N. Mashin
The paper describes primary students self-reflection development, basic characteristics of village school educational environment, describes innovation approach of teacher’s personality
Key words: innovation approach, self-reflection, village school