Научная статья на тему 'Инновационная модульная программа развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края'

Инновационная модульная программа развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумина Е.В., Дергнунов В.Н., Толстихин Г.В.

В статье раскрывается новый подход к разработке программ в системе социально-экономического развития региона. Представлена концепция инновационной модульной программы поддержки предпринимательской и инновационной деятельности на территориях Красноярского края. Актуализированы факторы развития предпринимательства, влияющие на инновационную восприимчивость региональной экономики. Продемонстрирован уникальный опыт разработки инновационной модульной программы вовлечения молодежи в предпринимательство и апробации ряда компонентов программы на территории Дзержинского района Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сумина Е.В., Дергнунов В.Н., Толстихин Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модульная программа развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 339.146

ИННОВАЦИОННАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Е. В. СУМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Е-mail: katrinsv@yandex. ru Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева В. Н. ДЕРГУНОВ, глава администрации Дзержинского района Красноярского края Е-mail: viktordergunov@yandex. ru Г. В. ТОЛСТИХИН, методист Е-mail: german-cs63@mail. ru Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей — «Аэрокосмическая школа»

В статье раскрывается новый подход к разработке программ в системе социально-экономического развития региона. Представлена концепция инновационной модульной программы поддержки предпринимательской и инновационной деятельности на территориях Красноярского края. Актуализированы факторы развития предпринимательства, влияющие на инновационную восприимчивость региональной экономики. Продемонстрирован уникальный опыт разработки инновационной модульной программы вовлечения молодежи в предпринимательство и апробации ряда компонентов программы на территории Дзержинского района Красноярского края.

Ключевые слова: предпринимательская инновационная среда, предпринимательская культура,

инновационная модульная программа, развитие предпринимательства, молодежное предпринимательство.

Развитие территорий Красноярского края предполагает взаимодействие региональных органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса в решении приоритетных долгосрочных задач, сформулированных в стратегии экономического подъема Сибири, в части реализации технологического и социального аспекта модернизации региональной экономики. Данные направления

тесно связаны с формированием инфраструктуры, включающей:

— подготовку высококвалифицированных специалистов;

— разработку действенных механизмов продвижения инновационных технологий и реализации инвестиционных проектов;

— формирование бизнес-среды и предпринимательской культуры населения территорий.

Сложность в решении долгосрочных задач развития территорий Красноярского края создает сложившаяся ситуация, связанная с некоторой невосприимчивостью российской экономики к нововведениям в процессе реализации инновационных проектов и программ. Важными аспектами в преодолении подобных трудностей являются:

— формирование нового уровня бизнес-среды;

— внедрение в практику управления региональных органов власти подходов и механизмов развития предпринимательства;

— вовлечение населения территорий в предпринимательскую деятельность.

Финансирование отдельных мероприятий поддержки предпринимательства в Красноярском крае началось в 2004 г. Начиная с 2006 г., здесь действуют краевые целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, объем выделенных на эти цели средств постоянно увеличивается (рис. 1).

Если в 2004 г. в бюджете было запланировано всего 10 млн руб. краевых средств, большая часть из которых не была освоена, а федеральные средства вообще не выделялись, то в 2010 г. на поддержку бизнеса из обоих источников было направлено уже более 700 млн руб., более 80 % которых освоено.

771502.00

800 000

700 000

600 000

500 000

400 000

300 000

200 000

100 000

2007

2008

2009

2010

Рис. 1. Объемы финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательства в Красноярском крае, млн руб.

Данные из официального доклада правительства Красноярского края о состоянии среднего и малого предпринимательства наглядно иллюстрируют масштабы и динамику выделения финансовой поддержки на эти цели. Количество получателей образовательной и консультационной поддержки растет.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, социально-экономическая ситуация в Красноярском крае в 2010—2011 гг. характеризуется улучшением основных показателей.

Рассмотрим динамику роста численности субъектов малого предпринимательства. Она положительная, но темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий могли быть более значительными (рис. 2). На увеличение числа предприятий в 2008 г. оказали влияние другие факторы, что определило более низкий уровень инновационной активности и восприимчивости региональной экономики. Для повышения эффективности программ поддержки предпринимательства на территориях Красноярского края следует обозначить главные факторы данных процессов.

Например, на территории Дзержинского района Красноярского края администрация района, заинтересованная в развитии молодежного предпринимательства, определяет следующие проблемы.

1. Низкий процент участия молодых в создании предприятий малого и среднего бизнеса:

— 12 % предпринимателей имеют возраст 18—35 лет;

— 80 % предпринимателей — 36—50 лет;

— 8 % — от 51 года и старше.

2. Низкий уровень бизнес-образования у начинающих предпринимателей на территории.

3. Информационный вакуум, в котором находятся многие молодые люди на территории, несмотря на большое количество программ информационной и консультационной поддержки предпринимательства в крае, что связано с их большей ориентированностью и доступностью для городского населения.

Развитие молодежного предпринимательства для территорий Красноярского края — наиболее актуальный вопрос, так как территории края обладают огромными неосвоенными человеческими ресур-

тпгащго

120 000

100 000

80 000

60 000

40 000

20 000

105 312,00

105 512,00

2007

200В

2009

2010

Рис. 2. Количество субъектов малого предпринимательства в Красноярском крае, ед.

сами. Открытие своего дела является решением проблемы трудоустройства молодежи.

В результате исследований возникла необходимость и возможность выделить два основных фактора развития предпринимательства на территориях, влияющих на инновационную восприимчивость региональной экономикой и реализуемость нововведений:

— предпринимательская инновационная среда;

— предпринимательская культура.

Предпринимательская инновационная среда —

это необходимые условия, инфраструктура развития предпринимательской активности и воспроизводства изобретений, их практической реализации. Поэтому необходимо формирование действенных механизмов вовлечения населения территорий в предпринимательскую деятельность в приоритетных технологических направлениях для территории.

Уровень предпринимательской культуры, с точки зрения авторов, важен не только с позиций традиций, принципов, устойчивой системы норм, этических и нравственных правил ведения бизнеса в той или иной стране, но и с позиций мотивации и отношения к риску, привлекательности образа предпринимателя для населения территории. Голландский ученый Г. Хофстед осуществил большой исследовательский проект по изучению различий национальных культур. Были проанализированы более 100 000 работников в 40 странах мира. В спектре выделенных данным автором характеристик бизнес-культур наиболее актуальной для российской бизнес-среды является «стремление к избеганию неопределенности».

Данная характеристика измеряет:

— степень, в которой люди чувствуют угрозу от неопределенных, неясных ситуаций;

— степень, в которой они стараются избегать таких ситуаций.

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность. В бизнес-культурах с низким уровнем избегания неопределенности:

— концентрируются на стратегических вопросах;

— готовы принимать рискованные решения;

— готовы брать ответственность, т. е. быть предпринимателями.

В связи с этим с учетом российских реалий необходимы дополнительные инструменты реализации предпринимательского инновационного потенциала территорий, формирование у населения стратегического мышления, настроя на успех, заинтересованности в результатах работы как коммерческого продукта.

Можно сделать вывод о необходимости нового подхода к программам развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края. Программы развития предпринимательства должны включать систему мероприятий, направленных на информирование, мотивацию, формирование предпринимательских компетенций и организационных навыков (рис. 3).

На территориях возникает потребность в совершенствовании соответствующих механизмов вовлечения населения, основанных на усилении информирования, мотивации, сломе стереотипов инертного поведения. Необходимы новые территориальные элементы инфраструктуры развития предпринимательства, которые станут проводником предпринимательских инициатив населения территории. Это позволит разрешить целый спектр современных социально-экономических проблем, касающихся развития производственного сектора экономики, диспропорции рынка труда, экологические проблемы.

Мониторинг проблематики и условий развития научно-технического творчества молодежи (НТТМ) и инновационной деятельности на территории Красноярского края представляет собой периоди-

Рис. 3. Составляющие программы развития предпринимательства на территориях

ческий процесс сбора информации по актуальным проблемам социально-экономического развития территорий Красноярского края с целью выявления потребностей реального сектора экономики и определения приоритетных для развития данной территории направлений НТТМ.

Мониторинг направлен на выявление проблематики социально-экономического развития территории и потребности в определенных бизнес-направлениях, приоритетов технологического развития.

Действенным механизмом осуществления мониторинга в рамках нового подхода к разработке программы является включение населения территории в определение проблематики, а образовательных учреждений — в проведение конкурсных мероприятий с целью выявления приоритетных социально значимых для территорий бизнес-проектов. На данном этапе:

— проводится SWOT-анализ территории с выявлением ее потенциала,

— формулируются цели и задачи развития территории.

Информационно-консультационное обеспечение реализации программы как одна из задач программы определяет осведомленность населения территории о возможностях реализации предпринимательской инициативы, программ поддержки и является сопровождением программ обучения на

территории. Важными результатами включения данного направления в принципы разработки программы развития предпринимательства на территориях являются:

— формирование базы инвестиционных и инновационных проектов;

— формирование кадрового резерва территории.

Обучающие мероприятия направлены на формирование знаний, необходимых для открытия своего дела на территории, необходимых организационных навыков.

Наиболее сложным и проблемным аспектом можно назвать вопрос о распространении предпринимательской инновационной культуры, решение которого достигается за счет:

— взаимосвязи составляющих программы (обучающих, информационных, консультационных, конкурсных);

— ее насыщенности мероприятиями по пропаганде и популяризации активной жизненной позиции жителей данной территории, формированию привлекательного образа предпринимателя;

— повышения уровня информированности населения;

— использования дополнительных коммуникационных механизмов.

При этом весь инновационный и предпринимательский потенциал населения, молодежи направляется на:

— решение приоритетных социально-экономических задач территории;

— изменение в лучшую сторону окружающей действительности;

— повышение комфортности проживания на данной территории муниципального образования.

Интересен в связи с этим уникальный опыт разработки инновационной модульной программы развития предпринимательства и апробации ряда компонентов программы на территории Дзержинского района Красноярского края. Группой разработчиков и силами администрации был создан «пилотный» проект.

Исходя из проблем развития предпринимательской деятельности на территории, администрация

целенаправленно включила в целевую аудиторию молодежь как основной ресурс модернизации региональной экономики. В данной программе используются новые механизмы вовлечения населения территории в предпринимательскую деятельность, основанные не на локальных и разрозненных мероприятиях, а на цикле ежегодных модулей. Программа обеспечит активизацию инновационной деятельности на территории, внедрение современных технологий в практику на основе формирования бизнес-среды и определения потребностей территорий, связанных с решением задач повышения комфортности проживания населения. Рассмотрим некоторые характеристики программы.

Цели программы: активизация проектной и предпринимательской деятельности молодежи, направленной на социально-экономическое развитие территории.

Задачи программы:

- закрепление населения, молодежи на территории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация системы вовлечения молодежи в научно-техническую проектную деятельность;

- повышение информированности и подготовленности молодежи территории в области

проектного управления и предпринимательской деятельности;

- создание имиджа территории успешной молодежи;

- организация молодежных малых предприятий;

- выявление проблематики территории и приоритетных направлений научно-технического творчества молодежи, направленных на проектные решения;

- активизация деятельности молодежи по организации малых предприятий и участию в решении проблем территории;

- формирование информационной базы кадрового резерва территории;

- активизация молодежного потенциала в реализации стратегии развития территории.

Основные этапы и целевые индикаторы реализации мероприятий представлены в таблице.

Социально-экономическая эффективность реализации программы достигается за счет разработанной системы вовлечения молодежи в научно-техническую проектную деятельность, направленную на решение проблематики территории за счет:

- реализации молодежных бизнес-проектов;

- широкого вовлечения молодежи в научно-техническую предпринимательскую деятельность;

Мероприятие (модуль программы) Длительность проведения мероприятия (этапа «пилотного» проекта), мес. основные целевые индикаторы

наименование Единица измерения Целевое значение (последний год реализации Программы)

Первый модуль (научно-технический Event) — начало цикла в виде проведения событийного демонстрационного мероприятия с привлеченной целевой аудиторией в количестве не менее 400 чел. 1,5 Удельный вес мотивированных участников к участию в мероприятиях «пилотного» проекта молодежи от общего количества участников первого блока % 15

Второй модуль (формирование компетенций) — включает в себя обучающие мероприятия в виде семинаров, тренингов, мастер-классов, дискуссионной площадки для основного состава участников (30 чел.) 1,5 Удельный вес прошедших подготовку и обладающих необходимым уровнем компетенций для участия в следующем этапе проекта % Не менее 80

Третий модуль (поиск бизнес-идеи) — включает в себя подготовку и проведение конкурса проблематики территорий, результатом которого является выявление актуальных и обоснованных проблем развития территории в работах участников и коммерчески обоснованных бизнес-решений (30 чел.) 1,5 Количество работ, допущенных экспертной комиссией для участия в конкурсе технико-технологических решений Шт. 10—15

Целевые индикаторы реализации мероприятий инновационной модульной программы

Окончание таблицы

мероприятие (модуль программы) Длительность проведения мероприятия (этапа «пилотного» проекта), мес. основные целевые индикаторы

Наименование Единица измерения Целевое значение (последний год реализации Программы)

Четвертый модуль (технико-технологических решений) — состоит из мероприятий по подготовке и проведению конкурса технико-технологических решений. В рамках подготовки осуществляется методическое и информационное сопровождение (работа с научными руководителями, работа с преподавателями в школах, вузах, учреждениях НПО, СПО и др.) 1,5 Количество технико-технологических решений, допущенных экспертной комиссией для участия в конкурсе бизнес-решений Шт. 5—10

Пятый модуль (финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта) — включает проведение презентаций бизнес-решений, в рамках которых будут представлены бизнес-проекты, направленные на решение проблематики территории (проекты-решения) 2 Количество отобранных бизнес-решений, допущенных до инвестиционной площадки Шт. 3—5

Шестой модуль (инвестиционный форум) — включает мероприятия по подготовке и проведению заседания инвестиционного совета (переговорной площадки, направленной на выработку решений для создания условий по реализации проектов), проведение инвестиционной сессии 1 Количество проектов, принятых участниками инвестиционной площадки к реализации на территории Дзержинского района Шт. Не менее 1

— разработки механизма участия организаций, оказывающих поддержку в научно-технической проектной и предпринимательской деятельности, в реализации мероприятий программы.

Планируется достижение следующих результатов реализации проекта на территории Дзержинского района:

— формирование заинтересованности к участию в программе молодежи Дзержинского района, выделение активных участников программы с учетом мотивационного профиля;

— формирование компетентности и информированности молодежи, педагогических кадров Дзержинского района в области проектного управления и научно-технического творчества, навыков работы с проблематикой, что позволит повысить предпринимательскую активность молодежи с учетом приоритетных направлений технологического развития территории;

— определение приоритетных направлений социально-экономического развития территории, задач повышения качества жизни на территории

Дзержинского района и путей их решения на основе проектной научно-технической деятельности молодежи;

— повышение занятости молодежи на территории Дзержинского района;

— повышение инвестиционной привлекательности территории за счет создания «площадки» взаимодействия молодежи, бизнеса и власти;

— снижение оттока молодежи с территории.

В рамках проекта планируется реализация

более 110 мероприятий (обучающие семинары, тренинги, мастер-классы; консультационные мероприятия в области технологического и коммерческого обоснования инвестиционных проектов для территории). Предполагается организовать переговорные площадки по согласованию инвестиционных условий реализации бизнес-проектов на территории. Результатом станет и разработка инвестиционных проектов с учетом специфики и проблематики территории, и организация действующего бизнеса, усиление взаимодействия территорий между собой в рамках кооперации с другими территориями.

Необходимо отметить, что обучающие мероприятия программы ориентированы и на действующих предпринимателей, которые являются потенциальными инвесторами для территории. Они позволяют подготовить их к восприятию и оценке инвестиционных проектов (предприниматель становится инвестором).

Реализация программы поможет:

— сформировать бизнес-среду;

— повысить «инвестиционную привлекательность» территории за счет подготовки пакета инвестиционных проектов, реализуемых и коммерчески обоснованных для территории;

— снизить риск и повысить эффективность внедрения инвестиционных проектов на территориях Красноярского края с использованием современных технологических решений.

Список литературы

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009: стат. сборник. М.: ГУ—ВШЭ. 2009.

2. Материалы IV региональной конференции представителей малого и среднего бизнеса «Бизнес и власть: направления движения». Красноярск. 2011.

3. Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России. Труды Всероссийской научной конференции. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова. 2009.

4. Стратегия экономического развития Сибири: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002. № 765-р.

5. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories // Journal of International Business Stadies. 1983. Fall. Р. 75—89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.