Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития Красноярского края'

Стратегия инновационного развития Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1173
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / КРАЙ / ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клевцова Наталья Викторовна

В статье раскрыты актуальные вопросы, связанные с формированием и реализацией стратегии инновационного развития регионов. Обозначены принципы и основные инициаторы инновационных программ. На примере Красноярского края проанализирован опыт разработки и внедрения инновационных проектов. Исследованы особенности принятой Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года, выявлены ее достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of innovative development of the Krasnoyarsk Territory

The pressing questions related to forming and realization of strategy of innovative development of regions are exposed in the article. Principles and basic initiators of the innovative programs mark. On the example of the Krasnoyarsk edge experience of development and introduction of the innovative programs is analyzed. The features of the accepted Strategy of innovative development of the Krasnoyarsk edge are investigational on a period 2020 to, her dignities and defects are educed.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития Красноярского края»

17.4. СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Клевцова Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Норильский индустриальный институт»

evacat@inbox. ru

Аннотация: в статье раскрыты актуальные вопросы, связанные с формированием и реализацией стратегии инновационного развития регионов. Обозначены принципы и основные инициаторы инновационных программ. На примере Красноярского края проанализирован опыт разработки и внедрения инновационных проектов. Исследованы особенности принятой Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года, выявлены ее достоинства и недостатки.

Ключевые слова: инновации, стратегия, развитие, край, программа, образование, модернизация, бизнес-инкубатор.

THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

Klevcova Natalya V., PhD, Associate Professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Norilsk Industrial Institute»

evacat@inbox. ru

Annotation: the pressing questions related to forming and realization of strategy of innovative development of regions are exposed in the article. Principles and basic initiators of the innovative programs mark. On the example of the Krasnoyarsk edge experience of development and introduction of the innovative programs is analyzed. The features of the accepted Strategy of innovative development of the Krasnoyarsk edge are investigational on a period 2020 to, her dignities and defects are educed.

Keywords: innovations, strategy, development, edge,

program, education, modernization, business-incubus.

Усиление зависимости стран и регионов от мирового хозяйства, переход к информационному обществу и экономике знаний, изменения в образе жизни людей, а также экологические проблемы требуют применения новых подходов к управлению развитием регионов и обеспечению их конкурентоспособности. Для России с ее значительными территориями и отличиями в их социально-экономическом положении, региональные аспекты научно-технической и инновационной политики имеют существенное значение, поскольку именно научно-технический потенциал регионов является первоисточником инновационного развития.

В качестве одного из приоритетов государственной политики Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации официально озвучили курс на ускоренное развитие экономики Сибири и Дальнего Востока, особо выделяя при этом инновационное развитие Красноярского края [5]. Красноярский край выбран экспериментальной площадкой по целому ряду направлений, где отрабатываются самые современные технологии. Край занимает одно из лидирующих мест в рейтинге инновационной активности регионов России [2]. На территории региона формируется региональная инновационная система - создан и функционирует

региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор, впервые в России для решения задач научно-технического и инновационного развития применен механизм региональной технологической платформы.

Действенность и эффективность выбранной инновационной стратегии развития Красноярского края зависит от четкой конкретизации действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов; направлений развития присущих региону конкурентных преимуществ, выявления и активизации стратегических факторов их использования с целью удовлетворения экономических, социальных,

экологических, территориальных интересов региона и воспроизводства его потенциала, что обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость проводимого исследования.

Вместе с тем, несмотря на высокую степень остроты и дискуссионности, вопросы инновационного развития регионов и формирования соответствующей региональной политики лишь в последние годы начали находить свое отражение в научных трудах. Среди исследований, посвященных вопросам

инновационного развития регионов России, становления региональных инновационных систем следует выделить работы Б. Буркинского, Н. Гончаровой, Е. Лазарева, А. Пенькова.

Но сегодня ни отечественная, ни зарубежная теория еще не дает достаточных ответов относительно использования конкретных, эффективных и

научнообоснованных инструментов инновационного

развития регионов и соответствующей им государственной и региональной политики. Кроме того, появляются новые инструменты и механизмы

усиления инновационности социально-экономического развития регионов, которые требуют детального изучения для определения возможностей их

адаптации в отечественных условиях.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, цель статьи заключается в выяснении сущности понятия «стратегия инновационного развития региона», обозначении направленности ее согласования с инновационной политикой государства, выявлении инициаторов инновационной региональной стратегии, рассмотрении особенностей формирования и

реализации инновационной стратегии развития региона на примере Красноярского края.

Системный анализ специальной литературы показал, что в настоящее время пока не существует единого общепризнанного определения понятия «стратегии инновационного развития». По мнению автора, трактовка Пиканова М. И. является достаточно емкой и в наибольшей степени отвечает целям и задачам проводимого исследования. В соответствии с ней стратегия инновационного развития - это комплекс долгосрочных целей, обусловленных объективными потребностями регионального развития, а также деятельность региональных органов власти по выработке приоритетных направлений инновационного развития региона и механизмов, обеспечивающих их реализацию [3].

Инновационная деятельность в региональном аспекте инициируется субъектами, относящимися к трем разным группам:

Бизнес в законе

6’2012

1. Внешние (национальные - федеральные - органы управления, транснациональные корпорации и крупные национальные корпоративные структуры).

2. Администрации регионов, органы местного самоуправления.

3. Предприятия и организации частного и общественного сектора, включая отдельных инновационных предпринимателей, расположенных на данной территории.

Вопросы разработки стратегии инновационного развития территории связываются, прежде всего, с созданием инновационной модели, формированием сбалансированного набора политик, построением разветвленной инновационной инфраструктуры, что позволяет обеспечить конкурентоспособность региона на различных уровнях. Инновационная стратегия концентрирует ресурсы в ограниченном количестве по основным направлениям, и тем самым увеличивает пользу заинтересованных сторон. Она выступает в форме структурированного подхода к предвидению будущего и «использованию действительности» и сводит к минимуму принятие решений в кризисном режиме развития экономики [6].

Автор считает, что основные положения региональной инновационной стратегии

целесообразно сформулировать в виде концепции, в которой должны быть обобщены цели, задачи, принципы, направления и другие вопросы государственного регулирования инновационной деятельности в регионе. Ее практические функции следует конкретизировать относительно отдельных положений: приоритетов, стимулов, функций

региональных органов управления, отраслевых и технологических ориентиров и т.д.

Основные принципы формирования региональной инновационной стратегии должны основываться на общих принципах государственной инновационной политики и отражать:

- согласованность региональной инновационной политики с государственной (при этом приоритеты могут не совпадать);

- всесторонний учет факторов и проблем, влияющих на экономическое и социальное развитие региона;

- опережающее влияние на формирование инновационно-инвестиционной политики;

- правовое обеспечение региональной

инновационной политики;

- сбалансированность развития науки, образования и производственного потенциала региона.

Красноярский край занимает второе место в России по пространственным параметрам, аккумулирует значительный ресурсный потенциал, что в совокупности позволяет ему позиционироваться в качестве одного из немногих регионов РФ, в которых имеются все условия для проведения эффективной инновационной политики.

Основу стратегии инновационного развития Красноярского края составляет кластерный подход, который является наиболее популярным инструментом в обеспечении инновационного развития хозяйственных единиц. Для активизации инновационной деятельности в регионе, преодоления застойных явлений, достижения целей и задач, определенных «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в 2011 году была принята программа «Стратегия развития инновационной

деятельности в Красноярском крае до 2020 года». Также был принят закон «Об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в Красноярском крае», который регламентирует

деятельность всех субъектов, задействованных в процессе инновационного развития. На реализацию стратегии в регионе к 2020 году планируется привлечь 150 млрд. руб., из них около 50 млрд. руб. - это средства частных и институциональных инвесторов, еще около 40 млрд. руб. обеспечат федеральные, региональные и муниципальные программы развития. В остальном ставка сделана на крупные

инвестиционные проекты и программы корпоративного развития ключевых российских компаний.

В соответствии с указанными документами

стратегической целью инновационного развития

Красноярского края определено достижение

долгосрочной конкурентоспособности региона в национальном и мировом масштабе на основе развития экономики знаний, через формирование необходимых условий для модернизации

производства и инноваций. Обозначенная цель будет достигнута путем:

- наращивания инвестиционной привлекательности края;

- организации новых рабочих мест на инновационных производствах и в организациях, оказывающих услуги в инновационной сфере;

- увеличения уровня заработной платы;

- роста бюджетных поступлений за счет увеличения добавленной стоимости продукции и услуг;

- повышения качества жизни населения края;

- вывода на внешние рынки высокотехнологичных и экологичных инноваций [4].

С принятием стратегии политика края в сфере инновационного развития приобрела системный характер, обозначены конкретные цели и показатели, к которым будет вестись планомерное движение. К уже достигнутым ориентирам инновационной стратегии в настоящее время можно отнести сформированную законодательную базу; реализацию мер господдержки; запуск и успешное функционирование регионального бизнес-инкубатора. В 2012 году Красноярский регион стал вторым в России по количеству и масштабу событий, происходящих в инновационной жизни. К наиболее масштабным можно отнести такие проекты как: проект ООО «Краспан», проект «Коллаген-хитозановый нанокомплекс: модернизация предприятия по

производству раневых покрытий на основе коллаген-хитозановых нанокомплексов», сотрудничество правительства Красноярского края с Российской венчурной компанией по докапитализации краевого венчурного фонда, что позволит к концу 2012 пополнить объем фонда более чем на 440 млн. рублей [7].

Основным препятствием на сегодняшний день для реализации стратегии инновационного развития региона является дефицит высококвалифицированных кадров. Все еще трудно реализуемым остается «стык науки и производства».

К слову необходимо отметить, что не все представители науки и эксперты одинаково позитивно и обнадеживающее воспринимают принятую Стратегию. В качестве главного недостатка документа они отмечают крайне размытую формулировку запланированных мероприятий, сроков, сумм и исполнителей. Кроме того, обозначенное в качестве приоритетных направлений формирование спроса на

инновации, модернизация предприятий базовых (сырьевых) отраслей, развитие сферы исследований создания региональной инновационной системы является широко всем известными бизнес-инкубаторами и технопарками, которые уже созданы, либо создаются, поэтому особого смысла и эффекта в подобных учреждениях нет. Гораздо более результативными, по мнению критиков, были бы меры по созданию конкурентоспособных условий малому и среднему бизнесу [1].

Подводя итог необходимо отметить следующее. На сегодня стратегически важным направлением развития регионов является инновационный. Этот подход играет решающую роль в создании

национальной инновационной системы и относится к числу важнейших приоритетов социально-

экономической политики любого государства. Для Красноярского края, являющегося ресурсным центром страны, иная альтернатива развития, помимо

инновационной не предусмотрена. Несмотря на все трудности переходного периода, Красноярский край продолжает сохранять достаточно высокий научнотехнический потенциал, что указывает на наличие в крае достаточных резервов для инновационного движения и привлечения технологических инноваций в районы нового освоения. Принятая стратегия инновационного развития не является самоцелью, она является средством создания полноценного инновационного сектора, который позволит повысить технологический уровень региональной

промышленности, воспитать кадры, способные не только исследовать, но и внедрять, тиражировать перспективные разработки.

Список литературы:

1. Белякова Г.Я. Формирование инновационной системы как фактор экономической безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -

2011. - № 10. - С. 51-56.

2. Ведущим российским ученым представили достижения

инновационного развития края URL:

http://www.newslab.ru/news/474793

3. Пиканов М.И. Формирование стратегии инновационного развития региона // Экономика и управление. - 2011. -№4 (77). - С. - 58-62.

4. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край -2020» URL: http://www.krskstate.ru/innovation/strategy

5. Сумина Е.В., Дергнунов В.Н., Толстихин Г.В. Инновационная модульная программа развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 27. - С. 11-17.

6. Ушакова Е.В. Исследование механизма управления развитием инновационного потенциала региона // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 2.

- С. 372-375.

7. Цыркунова Т.А., Мигунова М.И. Оценка инвестиционной деятельности и инновационной сферы Красноярского края // Региональная экономика: теория и практика. -

2012. - № 4. - С. 24-34.

8. Яковенко В.С. Инновационное развитие как объективное экономическое явление // Дискуссия. 2011. № 5. С. 51-56.

Reference list:

1. Belyakov G.Y. Formation of the innovation system as a factor in the economic security of the region // National interests: priorities and security. - 2011. - № 10. - S. 5156.

2. Russia's leading scientists will present the achievements

innovative development edge URL:

http://www.newslab.ru/news/474793

3. Beeping M.I. Forming a strategy of innovative development of the region // Economics and Management. - 2011. - № 4 (77). - C. - 58-62.

4. The strategy of innovative development of the Krasnoyarsk Territory for the period up to 2020 "Innovative Region -2020» URL: http://www.krskstate.ru/innovation/strategy

5. Sumin E.V., Dergnunov V.N., G.V. Tolstikhin. The innovative modular program of business development in the Krasnoyarsk Territory // Regional Economics: Theory and Practice. - 2012. - № 27. - S. 11-17.

6. Ushakov E. Investigation of the mechanism of development management the innovation potential of the region // Bulletin ENGECON. Series: The Economy. - 2012. - № 2.

- S. 372-375.

7. Tsyrkunova T.A., Migunova M.I. Evaluation of investment and innovation areas of the Krasnoyarsk Territory // Regional Economics: Theory and Practice. - 2012. - № 4.

- S. 24-34.

8. Yakovenko V. Innovative development as an objective economic phenomenon / / Discussion. 2011. Number 5. Pp. 51-56.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Клевцовой Н. В. «Стратегия инновационного развития Красноярского края»

Механизм формирования региональной инновационной политики, бесспорно, является одним из самых актуальных в деятельности органов государственной власти. Возрастание роли регионов в стабилизации отечественной экономики требует формирования адекватных инновационных механизмов активизации конкурентных преимуществ территорий. Сейчас в регионах формируются приоритеты их развития, разрабатываются инвестиционные программы и проекты, обеспечивающие реализацию инновационного потенциала. Региональная модель инновационных процессов позволяет учитывать региональные различия, поэтому инновационные процессы должны занимать одно из первых мест в большинстве региональных стратегий. Данные обстоятельства подтверждают своевременность и значимость проводимого автором исследования.

Особого внимания заслуживает тот факт, что анализу особенностей разработки инновационной стратегии Красноярского края предшествует всестороннее исследование теоретических аспектов обозначенной проблематики (сформулированы принципы реализации инновационной стратегии, отмечены основные инициаторы инновационных программ и т.д.) Это позволило сформировать научную основу для дальнейшего исследования и подведения итогов полученных результатов. Автор провел глубокий критический анализ Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года, выявил ее сильные и слабые стороны.

Таким образом, статья написана доступным языком, отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного уровня и может быть рекомендована к печати.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.э.н., доцент кафедры финансов

Макеевского экономико-гуманитарного института

Панасенко А. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.