Научная статья на тему 'Социальные коммуникации в управлении инновационным развитием территорий Красноярского края'

Социальные коммуникации в управлении инновационным развитием территорий Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумина Е.В.

Рассматривается проблема инновационного развития территорий Красноярского края, раскрывается роль и направления управления социальными коммуникациями, использования неформальных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сумина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social communications in innovative development management of krasnoyarsk krai

The innovative development problem of Krasnoyarsk Krai is studied, the role and directions in social communication management of Krasnoyarsk Krai are considered as well as informal communication implementation.

Текст научной работы на тему «Социальные коммуникации в управлении инновационным развитием территорий Красноярского края»

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

стимулирования инновационной активности на уровне предприятий или организации; в-третьих, мотивация менеджерами конкретных работников к результативной и эффективной инновационной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Виханский О. С., Наумов О. С. Менеджмент : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Экономиста, 2006.

2. Рогов А. В. Мотивация инновационной деятельности в промышленности : дис. канд. экон. Наук : 08. 00. 05 : защищена 22.06.2000 : утв. 02.10.2000 / Рогов Александр Валентинович. Саратов, 2000.

3. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2004.

B. D. Sandanova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

MOTIVATION INNOVATIVE ACTIVITY: REASONS AND MEASURES TO STIMULATION

Achievements and some results in innovation are possible with challenging enterprises and workers to implement the changes. The reasons and motivation, forcing businesses and organizations to implement innovative changes are presented.

© CaHgaHOBa E. fl., 2012

УДК 65.012.4

Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассматривается проблема инновационного развития территорий Красноярского края, раскрывается роль и направления управления социальными коммуникациями, использования неформальных коммуникаций.

Инновации как новая комбинация производственных и интеллектуальных ресурсов открывают дорогу новым товарам и услугам, методам производства, источникам сырья и технологиям. В свою очередь, новые продукты и технологии приводят к формированию новых рынков и их развитию, когда интеллектуальная собственность выступает как объект самых разнообразных сделок и отношений. В соперничестве победителем становится тот, кто лучше понимает сущность и прикладное значение новшеств, создает и использует более подходящие для них условия, навыки и умения, привлекает новые знания. Утверждается такой подход к прогрессу, который ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов, и прежде всего интеллектуальных.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на создание и освоение инноваций, обновление продукции, услуг и производства на различных этапах инновационного процесса - от разработки идеи или новой технологии до производства научно-технической продукции и ее реализации на рынке.

Инновационный процесс - комплекс работ, направленный на создание и коммерциализацию новых знаний в виде научно-технической продукции. Может состоять из нескольких связанных между собой этапов, таких как фундаментальные и прикладные иссле-

дования, экспериментальные разработки (опытно-конструкторские работы), выведение продукции на рынок (внедрение в производство), производство и сбыт.

Экономическое развитие территории невозможно без активного участия в этих процессах населения, активизации новых механизмов формирования предпринимательской бизнес среды. Последнюю общественную формацию называют инновационной экономикой. М. Кастельс представил свою концепцию «информациональной» экономики [1]. Инновационная экономика может существовать только в условиях формирования предпринимательской среды, развития производственного сектора экономики. Инновации открывают дорогу к новым товарам и услугам, методам производства, источникам сырья и технологиям. В свою очередь, создание рынка инновационной продукции, повышение восприимчивости российской экономики к инновациям невозможно без формирования бизнес-среды. Развитие предпринимательства на территориях имеет огромнейший потенциал, являясь и вектором решения социально-экономических проблем.

Важнейшими являются следующие выявленные в ходе исследования на ряде территорий факторы развития предпринимательства, влияющие на инноваци-

Решетневские чтения

онную восприимчивость региональной экономикой и реализуемость нововведений: предпринимательская инновационная среда и предпринимательская культура.

Поэтому необходимо формирование действенных механизмов вовлечения населения территорий в предпринимательскую деятельность в приоритетных технологических направлениях для территории.

Вторым фактором является уровень предпринимательской культуры, раскрыть который, с нашей точки зрения, важно не только с позиции традиций, принципов, устойчивой системы норм, этических и нравственных правил ведения бизнеса в той или иной стран, а с позиции мотивации и отношения к риску, привлекательности образа предпринимателя для населения территории. В этой связи, с учетом российских реалий, необходимы дополнительные инструменты реализации предпринимательского инновационного потенциала территорий, формирование у населения стратегического мышления на успех, заинтересованности в результатах работы как коммерческого продукта.

Управляющие воздействия в любых системах, в том числе и в рамках муниципального управления, невозможно без связующего коммуникационного ресурса, приобретающего особое значение в современных условиях.

Важную роль коммуникациям отводили представители школы социальных систем, эмпирической школы управления и других школ (Ч. Барнард, Э. Дэйл, С. Дэвис, Э. Петерсон и др. ). Проблематика неформальных коммуникаций связана с новым этапом в развитии управленческих подходов, школой человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. МакГрегор, Р. Лай-керт, К. Арджирис, Дж. Вудворд, Г. Саймон).

Социальная коммуникация связывает отдельные части социальных систем друг с другом, это механизм, посредством которого реализуется власть.

В процессе социальных коммуникаций формируются определенные социальные стереотипы. Представляя предпринимательскую культуру как фактор, здесь можно говорить о социальных стереотипах, представляющих собой образ предпринимателя в сознании населения, определенный опыт предпринимательской деятельности, несущий положительные и отрицательные оценки, уровень предприниматель

ской инициативы. Актуальность и необходимость изучения данных процессов, использования социальных технологий в системе государственного и муниципального управления подвигли к исследованию возможностей неформальных коммуникаций в реализации данных задач повышения эффективности программ развития предпринимательства на территориях Красноярского края.

На уровне муниципалитетов содействие развитию малого предпринимательства, проблемы содействия занятости населения, включая вопросы переподготовки кадров, закрепление молодежи на территориях является предметом тщательной программной проработки.

Например, на ряде территорий Красноярского края наблюдается низкий процент участия молодых в создании предприятий малого и среднего бизнеса, а именно всего 12 % предпринимателей в возрасте 18-35 лет. Развитие молодежного предпринимательства для территорий - наиболее актуальный вопрос, так как территории края обладают огромными неосвоенными человеческими ресурсами и открытие своего дела является решением проблемы трудоустройства молодежи.

В реализации механизма вовлечения населения территорий в предпринимательскую деятельность особую роль играет определение основных мотивов населения, анализ существующих и формирование желаемых социальных стереотипов; определение дефицитов компетенций; разработка мероприятий.

Основные механизмы модуля основаны на использовании неформальных коммуникаций в формировании мотивации и позитивного отношения населения территории к предпринимательской деятельности. Реализация данного подхода позволяет снизить оттоки трудоспособного населения с территории муниципального образования, увеличить количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на территориях Красноярского края, создать дополнительные рабочие места, повысить уровень молодежного предпринимательства и эффективность существующих программ поддержки предпринимательства.

Библиографическая ссылка

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. : ГУ ВШЭ, 2000.

E. V. Sumina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

SOCIAL COMMUNICATIONS IN INNOVATIVE DEVELOPMENT MANAGEMENT

OF KRASNOYARSK KRAI

The innovative development problem of Krasnoyarsk Krai is studied, the role and directions in social communication management of Krasnoyarsk Krai are considered as well as informal communication implementation.

© Сумина Е. В., 2012

S02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.