Научная статья на тему 'Мотивация инновационной деятельности: причины и меры по стимулированию'

Мотивация инновационной деятельности: причины и меры по стимулированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1420
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санданова Б.Д.

Достижение целей и получение определенных результатов в инновационной сфере возможно при мотивации предприятий и работников к осуществлению изменений. В статье представлены причины, побудительные мотивы, заставляющие предприятия и организации осуществлять инновационные преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation innovative activity: REASONS and measures to stimulatION

Achievements and some results in innovation are possible with challenging enterprises and workers to implement the changes. The reasons and motivation, forcing businesses and organizations to implement innovative changes are presented.

Текст научной работы на тему «Мотивация инновационной деятельности: причины и меры по стимулированию»

Решетневскце чтения

УДК 331.101.3

Б. Д. Санданова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ

Достижение целей и получение определенных результатов в инновационной сфере возможно при мотивации предприятий и работников к осуществлению изменений. В статье представлены причины, побудительные мотивы, заставляющие предприятия и организации осуществлять инновационные преобразования.

Решение поставленной задачи следует начать с рассмотрения термина «мотивация». В широко известной книге «Менеджмент» мотивация трактуется как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации [1]. Очевидно, что подобная точка зрения не позволяет раскрыть суть процесса мотивации предприятия или организации, т. е. системы более сложной, чем мотивация отдельного индивида (работника). В зависимости от уровня экономической системы будут иметь место различные группы мотивов, побуждающих к проведению инновационных преобразований в рамках этих систем [2].

Во-первых, это мотивация инновационной деятельности на уровне индивида (работника). Причем не только работников, которые должны заниматься инновационной деятельностью в ходе реализации своей производственной функции (конструкторы, исследователи и т. д.), но и работников, в формальные обязанности которых не входит осуществление инновационных преобразований.

Во-вторых, это мотивация инновационной деятельности предприятий или организаций. Можно выделить следующие основные причины, обусловливающие изменения уровня инновационной активности и интенсивности инновационной деятельности.

1. Важнейшим побудительным мотивом, способствующим изменению уровня инновационной активности, является изменение уровня конкурентной борьбы товаропроизводителей. С одной стороны, инновации являются следствием возрастающей конкурентной борьбы, а с другой стороны, инновации являются решающим средством обеспечения конкурентных преимуществ.

2. Другой не менее важной причиной, обусловливающей инновационную активность, является стремление предприятий и организаций к получению сверхприбыли. Инновации как результат инновационной деятельности позволяют организациям - инициаторам их осуществления временно занять монопольное положение на рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями, т. е. появляется возможность навязывания цен покупателям и, как следствие, получения дополнительной прибыли.

3. Инновационная деятельность и получаемые в результате ее проведения инновации являются практически единственным средством, позволяющим увеличить масштабы деятельности предприятия. Именно

продукт-инновации открывают для организации новые области деятельности, новые, никем не занятые рынки. В то же время процесс-инновации позволяют придать уже существующим продуктам характеристики, обеспечивающие повышение их потребительской привлекательности (снижение цены, повышение качества, новые потребительские свойства и т. д.).

В-третьих, мотивация инновационных преобразований на уровне национальной экономики, а также создание условий, стимулирующих инновационную деятельность предприятий. Чрезвычайно сложно выделить всю совокупность мотивов, которые побуждают к инновационным преобразованиям на уровне всей экономики, но можно выделить следующие основные мотивы:

1) обеспечение национальной безопасности и независимости. Очевидно, что обороноспособность любой страны обеспечивается использованием новейших видов вооружения, что определяется уровнем инновационной деятельности. В свою очередь, обеспечение технологической, информационной, продовольственной и т. д. независимости также будет зависеть от инновационной деятельности в рамках национальной экономики;

2) усиление влияния общественного мнения. Необходимость решения экологических, социально-экономических (рост цен, инфляция, безработица и т. д.) и других проблем, вызывающих протест и негативный настрой у населения. Очевидно, что подобные проблемы крайне сложно решить без осуществления необходимых инновационных изменений.;

3) потребность в финансовых ресурсах для решения государственных проблем. Инновации в современных условиях являются практически единственным средством, обеспечивающим экономический рост. Чем активнее и интенсивнее инновационная деятельность, тем выше уровень экономического развития и, соответственно, поступлений в госбюджет, которые могут быть использованы для решения как текущих, так и перспективных проблем и задач [3].

Следует отметить необходимость разработки мер по стимулированию инновационной деятельности на всех уровнях, только в этом случае следует ожидать определенных сдвигов в инновационной сфере деятельности. Во-первых, должна быть выработана система мер по стимулированию инновационной деятельности на уровне экономики в целом; во-вторых, должна проводиться работа по созданию системы

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

стимулирования инновационной активности на уровне предприятий или организации; в-третьих, мотивация менеджерами конкретных работников к результативной и эффективной инновационной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Виханский О. С., Наумов О. С. Менеджмент : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Экономиста, 2006.

2. Рогов А. В. Мотивация инновационной деятельности в промышленности : дис. канд. экон. Наук : 08. 00. 05 : защищена 22.06.2000 : утв. 02.10.2000 / Рогов Александр Валентинович. Саратов, 2000.

3. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2004.

B. D. Sandanova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

MOTIVATION INNOVATIVE ACTIVITY: REASONS AND MEASURES TO STIMULATION

Achievements and some results in innovation are possible with challenging enterprises and workers to implement the changes. The reasons and motivation, forcing businesses and organizations to implement innovative changes are presented.

© CaHgaHOBa E. fl., 2012

УДК 65.012.4

Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассматривается проблема инновационного развития территорий Красноярского края, раскрывается роль и направления управления социальными коммуникациями, использования неформальных коммуникаций.

Инновации как новая комбинация производственных и интеллектуальных ресурсов открывают дорогу новым товарам и услугам, методам производства, источникам сырья и технологиям. В свою очередь, новые продукты и технологии приводят к формированию новых рынков и их развитию, когда интеллектуальная собственность выступает как объект самых разнообразных сделок и отношений. В соперничестве победителем становится тот, кто лучше понимает сущность и прикладное значение новшеств, создает и использует более подходящие для них условия, навыки и умения, привлекает новые знания. Утверждается такой подход к прогрессу, который ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов, и прежде всего интеллектуальных.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на создание и освоение инноваций, обновление продукции, услуг и производства на различных этапах инновационного процесса - от разработки идеи или новой технологии до производства научно-технической продукции и ее реализации на рынке.

Инновационный процесс - комплекс работ, направленный на создание и коммерциализацию новых знаний в виде научно-технической продукции. Может состоять из нескольких связанных между собой этапов, таких как фундаментальные и прикладные иссле-

дования, экспериментальные разработки (опытно-конструкторские работы), выведение продукции на рынок (внедрение в производство), производство и сбыт.

Экономическое развитие территории невозможно без активного участия в этих процессах населения, активизации новых механизмов формирования предпринимательской бизнес среды. Последнюю общественную формацию называют инновационной экономикой. М. Кастельс представил свою концепцию «информациональной» экономики [1]. Инновационная экономика может существовать только в условиях формирования предпринимательской среды, развития производственного сектора экономики. Инновации открывают дорогу к новым товарам и услугам, методам производства, источникам сырья и технологиям. В свою очередь, создание рынка инновационной продукции, повышение восприимчивости российской экономики к инновациям невозможно без формирования бизнес-среды. Развитие предпринимательства на территориях имеет огромнейший потенциал, являясь и вектором решения социально-экономических проблем.

Важнейшими являются следующие выявленные в ходе исследования на ряде территорий факторы развития предпринимательства, влияющие на инноваци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.