Научная статья на тему 'Инновационная модель подготовки кадров'

Инновационная модель подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / SHOTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРОГНОЗ / FORECAST / СПРОС / DEMAND / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарев Станислав Стефанович, Кохно Павел Антонович, Дюндик Елена Петровна

В статье обосновывается недостаточная эффективность использования имеющихся ресурсов как накопленного кадрового потенциала для обеспечения тенденций технологического лидерства нашей страны в выбранных приоритетных направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботарев Станислав Стефанович, Кохно Павел Антонович, Дюндик Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative model of training

In article insufficient efficiency of use of the available resources as the saved-up potential for providing tendencies of technological leadership of our country locates in the chosen priority directions.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель подготовки кадров»

УДК 330.52

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Чеботарев Станислав Стефанович

главный научный сотрудник ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр» Министерства образования и науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Кохно Павел Антонович

научный консультант ФГУП «ЦНИИ «Центр», доктор экономических наук, профессор

Дюндик Елена Петровна

начальник отдела по подготовке научных кадров ФГУП «ЦНИИ «Центр»

В статье обосновывается недостаточная эффективность использования имеющихся ресурсов как накопленного кадрового потенциала для обеспечения тенденций технологического лидерства нашей страны в выбранных приоритетных направлениях.

Ключевые слова

• кадры,

• социально-экономическое развитие,

• прогноз,

• спрос,

• система образования

Pavel Kokhno, scientific consultant Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow Russian Federation.

Stanislav Chebotaryov, chief scientific officer FEDERAL Expert-analytical center of the Ministry ofeducation and science ofthe Russian Federation, doctor of economic sciences, professor, Moscow, Russian Federation.

Elena Dyundik, head of Department for the training of scientific personnel Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.

Innovative model of training

In article insufficient efficiency of use of the available resources as the saved-up potential for providing tendencies of technological leadership of our country locates in the chosen priority directions.

Keywords

• shots,

• social and economic development,

• forecast,

• demand,

• education system

С целью решения проблем кадрового обеспечения в общегосудраственном масштабе в соответствии с предложенной методикой необходимо спроектировать изменения по форме и содержанию процесса получения профессионального образования. По форме - предусмотреть развитие системы непрерывного профессионального образования в траектории замкнутого цикла, направленной на удовлетворение потребностей предприятий в высококвалифицированных инженерно - технических специалистах, их карьерного роста и вариативной системы дополнительного профессионального образования, позволяющей оперативно расширять и повышать уровень дополнительных профессиональных компетенций занятых работников1,2.

Содержание программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования необходимо состыковать с перспективными направлениями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и практикоори-ентированными требованиями (запро-

сами) работодателей. Это актуализирует направления подготовки по перспективным специальностям, скорректирует контрольные цифры приема на всех уровнях профессионального образования, позволит обеспечить подготовку специалистов с учетом потребности современных промышленных наукоемких производств3.

Цель проектируемых мероприятий кадрового обеспечения в общегосударствен-номмасштабенаправленанаформирование эффективного механизма взаимодействия предприятий отраслей промышленности и образовательных учреждений системы профессионального образования по следующим направлениям:

- профильных специалистов отраслей к организации и проведению образовательного процесса;

- организация совместных стажировок специалистов отраслей и работников вузов и колледжей;

- проведение мероприятий по обмену информацией между представителями предприятий отрасли и образовательными учреждениями;

- участие специалистов отрасли к экспертизе образовательных стандартов по профильным отраслевым специальностям;

- институциональные преобразования (реорганизация в форме слияния, поглощения, создание новых образовательных структур, совместные образовательные институты, в том числе на основе государственно - частного партнерства).

Для обеспечения анализа промежуточных результатов проектирования инноваций в образовании и их своевременной корректировки следует создать систему мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах различного уровня квалификации, в том числе с учетом тенденций развития промышленных предприятий. Важно, что образовательные технологии кадрового перевооружения текущего и будущего пе-

риодов должны основываться на базовых профессиональных компетенциях специалистов, характеризоваться непрерывностью и многовариантностью и включать в себя подготовку специалистов с предпро-фессионального (профориентационного, стартового) уровня до формирования инновационной профессиональной элиты4.

Система должна характеризоваться возможностями цикличной интеграции специалистов в деятельностную практику и возвратом в образовательный процесс с любого уровня профессиональной подготовки. Такая форма поможет обеспечить подготовку специалистов с заданными, остро востребованными профессиональными компетенциями «с нуля» и в кратчайшие сроки переподготовить на основе модульного принципа подготовки, в том числе с использованием 1Т-технологий, действующий кадровый состав предприятий и организаций5.

Вариативная модель подготовки кадров позволит обеспечить возможности опережающего развития профессионального образования в отраслевых сегментах, вследствие составления прогнозов потребности в высококвалифицированных работниках, а также актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией ее на международные требования к квалификации специалистов.

В данном направлении Минобрнауки России осуществляет целенаправленную проектную деятельность в рамках утвержденных проектно-программных мероприятий федерального уровня, заказчиком -координатором которых оно является.

Так, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на основе новейших образовательных и информационных технологий разработаны и внедряются инновационные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, что позволя-

ет существенно повысить качество их подготовки. В рамках проекта «Образование» осуществлялась масштабная поддержка инновационных вузов, обеспечивающих проведение исследований фундаментального и прикладного характера и разработку студентами реальных проектов в различных секторах экономики. Объектами поддержки в 2010 году являлись 28 вузов, в 2011 году их число увеличилось до 79.

При проведении апробации методики организации и при проведении исследований по выявлению соответствия требований работодателя к результатам освоения образовательных программ по различным направлениям профессиональной подготовки предполагается учитывать все возможные виды деятельности выпускника, отражающие уровень его профессиональных компетенций:

-проектно-конструкторской,проектно-технологической, научно - исследовательской, организационно-управленческой, научно-педагогической;

- социальной (коммуникативной);

- инструментально - прикладной.

В результате становится возможным определить стартовый уровень успешной адаптации специалиста к соответствующей трудовой деятельности, с набором тех или иных компетенций, проектируемых работодателями.

На основе экспертной диагностики действующих (или вводимых) федеральных государственных образовательных стандартов будут разработаны соответствующие профессиограммы в компетент-ностном формате уровней бакалавриата и магистратуры по отраслевому принципу.

Наряду с работой над повышением качества образования и содержанием программ немаловажной задачей является инновационная институциализация системы образования на всех его уровнях, отвечающая современным требованиям

и стандартам. В декабре 2008 года Министерством образования и науки Российской Федерации к обсуждению представлена разработанная с учетом методологии Форсайт модель инновационного образовательного комплекса, адаптированного к требованиям современности.

Модель федерального технологического университета (ФТУ) призвана:

- задавать вектор инновационного развития экономике кластера, центром которого по отраслевой совокупности она является;

- в формате рекрутингового агентства готовить кадровый состав и создавать резерв, способный участвовать в развитии экономики будущего (будущих периодов);

- обеспечивать технологическую модернизацию ключевых отраслей экономики на основе конкурентоспособных промышленных технологий;

- решать задачи, связанные с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни;

- обеспечивать создание, поддержку и экспансию российских образовательных стандартов в сфере высоких технологий, влияющих на интеллектуальное и технологическое лидерство.

Программа создания инновационно-технологического университетского комплекса мирового уровня позволит сконцентрировать государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем экономики (территориального образования), обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих перед страной задач, запустить механизмы саморазвития инновационных процессов, основанных на знании.

Программы подготовки бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов университета, планы фундаментальных и прикладных научных исследований планируется формировать по ключевым макротехнологиям: нанотехнологии и технологии новых материалов; технологии

живых систем; информационные и телекоммуникационные технологии; энергосберегающие технологии; технологии рационального природопользования. Это обеспечит «включенность» университета в программы технологической модернизации и оснащения квалифицированным человеческим капиталом системообразующих отраслей российской экономики.

Помимо обеспечения профильной подготовки специалистов деятельность университета ориентирована на инфраструктурные инновации и мультиплицирующий эффект. Одним из показателей эффективности университета является количество компаний, созданных на основе разработок университета, в том числе сотрудниками, выпускниками и студентами. По прогнозным оценкам ФТУ может обеспечить на основе государственно - частного партнерства создание в 2013 году - 10 предприятий; в 2020 году - 20; в 2025 году - 30. Партнерами ФТУ в осуществлении программ профессионального образования, исследований и разработок могут стать ведущие российские промышленные корпорации, отраслевые ведомства и саморегулируемые организации.

Направления совместной деятельности ФГУ с промышленными партнерами будут включать: совместные исследовательские и образовательные программы, в том числе полномасштабные программы переподготовки и повышения квалификации; технологические и управленческие МВА, аспирантуру с отраслевой и корпоративной специализацией, создание отраслевых сертификационных и инжиниринговых центров; экспертизу технологических и инжиниринговых проектов предприятий; разработку отраслевых стандартов.

Таким образом, реализация проекта позволит создать в России технологический университет мирового уровня, который к 2025 году должен войти в число мировых лидирующих инновационных университе-

тов - кластеров, обеспечить «запуск» создания инновационных образовательных институтов в регионах, систематизировать кадровое обеспечение науки и высокотехнологичных отраслей производства, обеспечить наиболее полную профильную занятость населения, отвечающую отраслевому и территориальному принципам.

В соответствии с изменениями от 1 декабря 2007 года, внесенными в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научным организациям предоставлено право создавать на базе вузов структурные подразделения (лаборатории), осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность с учетом образовательных программ и тематики научных исследований. Данную меру, однако, нельзя признать достаточной для обеспечения масштабного формирования отраслевых лабораторий и научно-образовательных подразделений в вузах.

Существенное содействие реализации рассматриваемого направления Стратегии оказала новая федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 568). Программа предусматривает осуществление ряда масштабных мероприятий, способствующих реальной интеграции науки и образования, среди которых:

- проведение научных исследований коллективами научно - образовательных центров, а также молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах;

- развитие внутрироссийской мобильности научных и научно - педагогических кадров путем командирования молодых ученых и преподавателей для выполнения научных исследований в научно - образовательных центрах,

а также проведения научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей;

- оснащение ведущих вузов современным специальным научно

- технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе.

В целом современный уровень реализации рассматриваемого направления Стратегии объективно следует признать удовлетворительным. Однако осуществление ряда планируемых мер, прежде всего связанных с развитием исследовательских университетов, способно существенным образом изменить ситуацию в лучшую сторону.

Литература

1. Чеботарев С.С. Современное образование определяет наука // Материалы IV всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды и юбилейной учебно-методической конференции, посвященной 20-летию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Часть 2. 21-26 сентября 2009г.- Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.- 192 с.

2. Чеботарев С.С., Чеботарев В.С., Звягин А.А. Управление трудовыми ресурсами современного отечественного предприятия // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской Академии МВД России. Нижний Новгород, № 3, 2006.

3.Кохно А.П., Чеботарев С.С., Кабанова Н.И. Наукоемкая продукция: оптимизация финансирования // отв. ред. д.э.н.. проф. П.А. Кохно. -Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2013.

4. Кохно П.А., Чеботарев С.С. Интеллектуальное развитие России // Вопросы оборонной техники. Серия 3. Экономика, организация и управление в оборонной промышленности. Системный анализ и информационные технологии в управлении и принятии решений, 2013 - вып. 1 (374).

5. Кохно П.А., Онищенко П.В. Теория экономического развития. Параграф 5.4. Синергия науки и образования в системе научно-технологического развития. - М.: Граница, 2011.

- 544 с. С. 248-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.