УДК 330.52
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ
Кохно Павел Антонович
научный консультант ФГУП «ЦНИИ «Центр», доктор экономических наук, профессор
Дюндик Елена Петровна
начальник отдела по подготовке научных кадров ФГУП «ЦНИИ «Центр»
В статье даётся авторское определение ёмкости рынка труда. Предложена методика расчёта его потенциальной ёмкости в квалифицированных кадрах двумя способами: по объемам и структуре финансирования, а также по объемам выпуска (производства) в натуральном (стоимостном) выражении.
Ключевые слова
• ёмкость рынка труда,
• квалифицированные кадры,
• образовательные стандарты,
• высокотехнологичные отрасли.
Pavel Kokhno, scientific consultant Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.
Elena Dyundik, head of department
of preparation of scientific shots Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.
Method of calculation of needs of innovative economy for qualified personnel
In article author's definition of market capacity of work is given. The method of calculation of its potential capacity in qualified personnel is offered in two ways: on volumes and structure of financing, and also on volumes of release (production) in natural (cost) expression.
Keywords:
• work market capacity,
• qualified personnel,
• educational standards,
• high-tech industries.
Под емкостью рынка труда в статье понимается возможное количество занятых людей при данном уровне заработной платы. Следует различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им уровень занятости. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Емкость рынка характеризуется размерами спроса производителей на труд и величиной предложения труда со стороны населения1.
Расчет потенциальной емкости рынка труда можно осуществить двумя способами:
1) по объемам и структуре финансирования;
2) по объемам выпуска (производства) в натуральном (стоимостном) выражении.
Первый способ предполагает знание инвестиций и их структуру в конкретной отрасли (или для вида экономической деятельности). Например, зная объем госзаказа, можно рассчитать необходимое количество занятых для его выполнения через производительность труда. Если известны инвестиции, то, исходя из коррел-ляционной зависимости между ними и количеством занятых людей, также можно рассчитать то приращение рабочей силы, которое произойдет на рынке труда.
Второй способ позволяет рассчитать емкость рынка при заданных объемах производства и сложившемся уровне производительности труда.
Вторым этапом после оценки емкости каждого из рынков труда является формирование «источников наполнения» рассчитанной емкости и оценка ежегодной дополнительной потребности в квалифицированных кадрах.
В Таблице 1 представлены авторские данные, характеризующие абсолютные значения работников и дополнитель-
ной потребности в работниках в 2016 году для экономики в целом. В 2016 году количество работников приблизительно составит 46266 тысяч человек, дополнительный спрос - 2780,4 тысяч человек или 6% от общего количества работников. Необходимо отметить, что в структуре дополнительной потребности, складывающейся из компенсации естественно-возрастного выбытия и спроса вследствие роста экономики, вторая составляющая занимает 33,4%. Этот показатель является достаточно высоким, так как характеризует значительный уровень обновления «содержания труда».
С точки зрения дополнительной потребности, в наибольшей степени рынок труда будет нуждаться в выпускниках системы НПО (1178,7 тысяч человек), в меньшей степени - в выпускниках СПО (840 тысяч человек) и ВПО (761,7 тысяч человек). Следует отметить, что составляющая дополнительного спроса, вызванная формированием новых рабочих мест и новых требований к компетенциям, знаниям, навыкам работников, наиболее высокой является в спросе на выпускников системы НПО - 37,3%. Доля аналогичного показателя в спросе на выпускников систем ВПО и СПО - 25 и 35% соответственно.
Основные рынки, отнесенные к «перспективным», характеризуются наибольшей численностью работников, в связи с чем там велик и дополнительный спрос (строительная отрасль - 427,8 тысяч человек, сельское хозяйство и пищевая промышленность - 176,7 тысяч человек, транспорт и связь - 165 тысяч человек).
В структуре дополнительного спроса отдельных перспективных рынков труда наблюдается высокая доля потребности в кадрах с новым уровнем квалификации (строительная отрасль-72,6%, производство транспортных средств и оборудования - 70%, добыча топливно-энергетических полезных ис-
Таблица 1. Потребности инновационной экономики в квалифгщированных кадрах в 2016 году и их структура по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), человек
©
.С
н
-о
Код ОКВЕД Наименование видов экономической деятелвности Работники, тысяч человек Дополнительный спрос, тысяч человек
Всего в том числе ВПО спо НПО
ВПО спо НПО Компенсация естественно возраста ого выбытия Дополнительный спрос в следствии роста экономики Общий дополнительный спрос Компенсация естественно возрастного ВВ1бВ1ТИЯ Дополнительный спрос в следствии роста экономики Общий дополнительный спрос Компенсация естественно возрастного ВВ1бВ1ТИЯ Дополнительный спрос в следствии роста экономики Общий дополнительный спрос
А СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО 2358.3 724.7 692.2 941.4 29.0 0.5 29.5 27.7 1.3 29.0 37.7 4 42.0
В РЫБОЛОВСТВО, РЫБОВОДСТВО 84.9 26.1 24.9 33.9 1.0 0 1.0 1.0 0 1.0 1.4 0 1.4
СА ДОБЫЧА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 579.6 178.1 170.1 231.4 7.1 3 9.7 6.8 5 11.5 9.3 7 16.2
СВ ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, КРОМЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ 355.4 109.2 104.3 141.9 4.4 10 13.9 4.2 18 22.4 5.7 27 33.1
ОА ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ВКЛЮЧАЯ НАПИТКИ И ТАБАК 1285.8 395.1 377.4 513.3 15.8 5 20.7 15.1 8 23.3 20.5 12 32.2
ОВ ТЕКСТИЛЬНОЕ И ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 433,4 133,2 127,2 173,0 5,3 0,94 6,3 5,1 3 7,7 6,9 5 12,2
ОС ПРОИЗВОДСТВО КОЖИ, ИЗДЕЛИЙ из КОЖИ И ПРОИЗВОДСТВО ОБУВИ 78.8 24.2 23.1 31.5 1.0 0 1.0 0.9 0.4 1.3 1.3 0.61 1.9
ОО ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ из ДЕРЕВА 320.2 98.4 94.0 127.8 3.9 3 7.3 3.8 5 9.1 5.1 8 12.6
ОЕ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО; ИЗДАТЕЛЬСКАЯ И ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 339.4 104.3 99.6 135.5 4.2 4 8.5 4.0 7 11.2 5.4 10 15.6
ОС ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО 421.3 129.5 123.7 168.2 5.2 4 8.7 4.9 5 10.3 6.7 7 14.1
ОН ПРОИЗВОДСТВО РЕЗИНОВЫХ и ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ 282,8 86,9 83,0 112,9 3,5 0 3,5 3,3 0 3,3 4,5 0 4,5
01 ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ 747.1 229.6 219.3 298.2 9.2 15 24.1 8.8 26 34.5 11.9 38 49.9
01 МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВО ГОТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 1014,5 311,8 297,8 405,0 12,5 30 42,8 11,9 48 60,0 16,2 69 85,0
копаемых- 40%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 45%); в других отраслях, наоборот, более актуальной является компенсация естественно возрастного выбытия, вследствие чего новые кадры нужны в меньшей степени (сельское хозяйство - 24%, пищевая промышленность - 33%)2.
Для обеспечения кадрами этих рынков экспертными оценками определены профессии, наиболее востребованные на этих рынках. После формирования перечня перспективных рынков труда, их емкости и дополнительной потребности в кадрах следует определить возможности системы образования в обеспечении рынка труда кадрами с учетом возросших требований к компетенциям. На первом этапе следует осуществить фор-мированиепрофессионально-квалификационных требований к кадрам с профессиональным образованием для перспективных рынков труда, которые должны соответствовать возросшим требованиям нового технологического уровня экономики России.
Проблема соответствия подготавливаемых системой образования специалистов современным требованиям экономики решается через федеральные образователь-
о и о ~ м к ЕГ
К К
^
СО о о х
о щ ж <
оооо пмЧ
ОммО ^ Ч Ч м
с т т о
о а
с 5
о ^
£6 ш
< &
е- ^
о ^
О о
ГТ1 ^
И
н о
г^ к
о и
со н
■со г)
к й
о м
й ^
с о
! ч ; о
с: <
к Ж
й с
со Сц
н м О!
о о
со сц
К и
О м
ь Ч
с т
4 яи Я
*
м § 1 В I §
нС Г ) пН
ь н ос § ксо 3
5 2 ш'5 Я
СО I с) ^ т
оо а
С щ о
оК их с
ч <
к а
к о
м и
К м ^
Сц 00
X < О Е-
О О ®
< ^ с
со с ^
к
X
I
X Ч
к <
с= 8 5
* X к кзе
м ж ^
ООЧеО
о9о
ЧЙ о
щ -
ные стандарты нового поколения. В ходе реформы образования сгенерирован новый подход, когда квалификация выпускника определяется не как признание пройденного курса обучения, а как признание результата - полученной совокупности знаний и умений соответствовать стандартным квалификационным требованиям, предъявляемым к рабочему месту (деловая или профессиональная компетенция работника). Вновь вводимые образовательные стандарты должны соответствовать требованиям со стороны профессиональных сообществ, а, следовательно, разрабатываться с их участием и, как минимум, не уступать современному международному уровню. ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты) определяют не перечень учебных предметов и число часов,а достижение уровня самостоятельного оперирования знаниями. Главный упор в подготовке специалистов перенесен с академической составляющей (знаний) на формирование компетенций и личных качеств, необходимых выпускникам на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность).
Новое поколение стандартов разработано на модульно-компетентностной основе и является отражением требований работодателей. РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) формирует требования к новым компетенциям работников, которые должны соответствовать возросшим требованиям нового технологического уровня экономики. УМО (учебно-методические объединения) или разработчики ФГОСов формируют профессионально-квалификационные требования к кадровому обеспечению перспективных рынков труда на основе разработанных ФГОСов нового (3-го) поколения, поскольку программы пере-
подготовки также должны базироваться на требованиях ФГОСов 3-го поколения. Для решения поставленной задачи, по нашему мнению, необходимо осуществление сопоставления разработанных ФГОСов 3-го поколения и 28 УГС, чтобы определить уровень «обеспеченности» образовательного процесса новыми требованиями.
Второй этап оценки возможностей региональных систем профессионального образования по обеспечению потребностей перспективных рынков труда основывается на построении прогноза численности выпускников учреждений профессионального образования по всем регионам Российской Федерации с учетом разбивки на 28 УГС.
В Таблице 2 приведены в сравнении:
- суммарная по всем регионам Российской Федерации численность выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования по каждой укрупненной группе специальностей;
- суммарная по всем регионам Российской Федерации ежегодная дополнительная потребность в кадрах высшего, среднего и начального профессионального образования по каждой укрупненной группе специальностей;
- разница (так называемый «баланс») по заданной УГС между выпуском из системы профессионального образования и потребностью в кадрах соответствующего уровня. Данная разница имеет показательное значение. Она демонстрирует степень отклонения в работе системы образования, которая должна обеспечивать своими выпускниками ежегодно возникающую потребность экономики в трудовых ресурсах, от заданного экономикой Российской Федерации уровня. Знак баланса является важным индикатором несоответствия. Если баланс отрицателен, то потребность
©
Таапща 2. Баланс дополнительной потребности экономики и объема подготовки спегщстистов ГОУ профобразования в разрезе 28 УГС (некоторые УГС не даны, но они рассчитаны) для Российской Федерации в 2015 г., авторские данные
х
>
Код УГС по ОКСО Наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по ОКСО ВПО спо НПО Общий баланс по всем видам специальностей
Потреб ность Выпуск Баланс Потреб ность Выпуск Баланс Потре бность Выпуск Баланс
10000 Физико - математические науки 23691 11712 -11979 0 0 0 0 0 0 -11979
20000 Естественные науки 27680 10548 -17132 792 438 -354 3787 1399 -2388 -19874
30000 Гуманитарные науки 44851 135286 90435 21380 37973 16593 1212 448 -764 106264
40000 Социальные 9842 9975 133 2259 893 -1366 1212 1590 378 -855
60000 Здравоохранение 36079 24455 -11624 58925 51578 -7347 0 0 0 -18971
80000 Экономика и управление 59969 265293 205324 45882 120296 74414 85602 40591 -45011 234727
90000 Информационная безопасность 13424 2932 -10492 0 408 408 0 0 0 -10084
110000 Сельское и рыбное хозяйство 16541 27499 10958 22437 19007 -3430 96291 40566 -55725 -48197
120000 Геодезия и землеустройство 6328 4254 -2074 4468 2570 -1898 0 0 0 -3972
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 9238 12367 3129 9323 7640 -1683 10251 3199 -7052 -5606
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 21677 21494 -183 27169 16364 -10805 46366 13597 -32769 -43757
150000 Металлургия, машиностроение и металлооб работка 15208 22486 7278 39437 23481 -15956 94183 42095 -52088 -60766
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника 5871 4465 -1406 7795 1889 -5906 6999 278 -6721 -14033
170000 Оружие и системы вооружения 2701 418 -2283 0 0 0 0 0 0 -2283
180000 Морская техника 5940 3707 -2233 5639 3772 -1867 8747 2970 -5777 -9877
190000 Транспортные средства 19429 29547 10118 39695 44097 4402 127781 53900 -73881 -59361
200000 Приборостроение и оптотехника 8647 5743 -2904 6608 1238 -5370 9040 3049 -5991 -14265
210000 Электронная техника, радиотехника и связь 12183 12352 169 13926 8664 -5262 16203 6938 -9265 -14358
220000 Автоматика и управление 12176 11991 -185 9724 5884 -3840 0 0 0 -4025
230000 Информатика и вычислительная техника 27524 20408 -7116 26710 27020 310 13674 13737 63 -6743
240000 Химическая техника и биотехнологии 10755 8379 -2376 13113 3739 -9374 4217 1040 -3177 -14927
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 6031 4997 -1034 9147 5459 -3688 9640 5341 -4299 -9021
260000 Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов 10191 14091 3900 23729 20296 -3433 51697 29250 -22447 -21980
270000 Строительство и архитектура 22025 35132 13107 34808 34012 -796 75251 37920 -37331 -25020
280000 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 12678 9062 -3616 10156 2148 -8008 0 0 0 -11624
Итого по всем 28 группам специальностей 529780 814723 284943 521435 511223 -10212 777571 355703 -421868 -147137
S
X
3
превышает выпуск по УГС. Следовательно, экономика будет испытывать дефицит кадров по данной укрупненной группе специальностей. Данный дефицит придется покрывать из различных источников: приглашать специалистов из-за рубежа или использовать программы подготовки или переподготовки собственных кадров в рамках дополнительного образования.
Например, из Таблицы 2 видно, как для уровня ВПО по УГС 90000 «Информационная безопасность» прогнозируется большой дефицит специалистов: ожидаемый выпуск порядка 3000 человек, а планируемая потребность 13500. По УГС 20000 «Естественные науки» выпуск 10500 человек а потребность 27700. Это системная проблема, и такую значительную нехватку кадров надо восполнять за счет использования структурных методов в системе образования - активного использования в системе резервных элементов, например, систему дополнительного профессионального образования. Сложившаяся вследствие мирового экономического кризиса ситуация с рецессией экономики Российской Федерации повлекла за собой значительное сокращение рабочих мест. Эту нехватку кадров в экономике, в первую очередь в перспективных ее отраслях, следует компенсировать за счет проведения дополнительной опережающей подготовки и переподготовки кадров, которые попадут на рынок труда из-за сокращения3. Если баланс имеет положительный знак, то это означает превышение выпуска над потребностью по некоторой УГС. Если превышение незначительно, то ситуация не является критической, поскольку создается некоторый разумный запас специалистов, который с учетом различного качества их подготовки создаст здоровую конкурентную среду при устройстве на рабо-
ту (обеспечение потребности). Если же превышение выпуска над потребностью идет в разы, то такой перекос свидетельствует о системных проблемах в подготовке по таким специальностям. Например, в Таблице 2 по прогнозу на 2015 год для уровня ВПО такие превышения видны по УГС «30000 Гуманитарные науки» - превышение на 200%, по УГС «80000 Экономика и управление» - превышение на 350%).
Аналогичная ситуация складывается при анализе выпусков и потребностей для СПО и НПО. По некоторым специальностям существует нехватка кадров (отрицательный баланс). Например, для уровня СПО по УГС «150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка» потребность 40000 человек, выпуск - 23500 человек; для уровня НПО для УГС «110000 Сельское и рыбное хозяйство» потребность 96000 человек, выпуск - 40500. Значительный переизбыток кадров (положительный баланс) наблюдается для уровня СПО по УГС «30000 Гуманитарные науки» потребность 21000 человек, выпуск - 28000 Итог суммирования всех балансов по уровням образования для каждой из 28 УГС представлен в последнем столбце Таблицы 2.
В данном столбце наблюдается преимущественно отрицательный баланс, говорящий о дефиците кадров по соответствующим УГС. Общий суммарный баланс по всем 28 УГС равняется -147137 человек. Сумма УГС с положительным значением баланса (избытком выпускников) составляет 354137 человек. Если исключить их из общего суммарного баланса, то в результате получается итоговый баланс дефицита кадров, который необходимо компенсировать в 2015 году. Значение этого баланса дефицита кадров составляет -147137 человек -354137 человек = -501274. Проблему обеспечения этого
значительного дефицита кадров, который прогнозируется к 2016 году, необходимо будет решать уже не за счет основных ресурсов системы образования, а за счет привлечения новых системных механизмов системы образования, которые обеспечат не только количество, но и качество образования с учетом возросших требований к компетенциям будущих работников.
На третьем этапе производится оценка дополнительной потребности в специалистах, которые должны быть подготовлены для этих перспективных рынков по программам дополнительной опережающей подготовки и переподготовки кадров с учетом возросших требований к компетенциям. Очевидно, что не весь объем дополнительной потребности в специалистах для перспективных рынков труда может быть подготовлен существующей системой профессионального образования как по количественным, так и по качественным критериям. В этом случае компенсировать недообеспечение ежегодной дополнительной потребности перспективных рынков труда необходимо за счет специалистов, подготовленных по программам дополнительной опережающей подготовки и переподготовки кадров с учетом возросших требований к компетенциям. Поэтому сначала необходимо вычислить недостающую разницу между выпуском специалистов учреждениями системы профессионального образования и потребностью в специалистах заданной компетенции.
Полученные отрицательные значения баланса потребностей в разрезе заданных компетенций и следует компенсировать за счет программ дополнительной опережающей подготовки и переподго-овки кадров. Такие отрицательные значения балансов были приведены выше в Таблице 2. Именно по этим УГС, где
итоговые значения балансов отрицательные, и следует проводить дополнительное опережающее обучение высвобождающихся в момент экономического кризиса работников на основе программ дополнительной опережающей подготовки с целью переподготовки кадров, которые должны соответствовать возросшим требованиям нового технологического уровня экономики.
В результате анализа последнего столбца Таблицы 2 получается, что для всей экономики Российской Федерации к 2016 году необходимо подготовить дополнительно специалистов в объеме 500 000 (пятьсот тысяч) человек. Эту подготовку следует осуществить через программы дополнительной опережающей подготовки и переподготовки кадров. Структура подготовки может быть взята из последнего столбца Таблицы 2, который вобрал в себя информацию о необеспеченных потребностях всех уровней профессионального образования. Анализ вклада баланса по каждой укрупненной группе специальностей по отношению к общему балансу дефицита кадров создаст прототип структуры направлений обучения по новым стандартам ФГОС 3-го поколения.
На четвертом этапе производится анализ перечня образовательных программ, предлагаемых для подготовки кадров на перспективных рынках труда (ПРТ), с позиции приобретения работниками новых компетенций, которые должны соответствовать возросшим требованиям нового технологического уровня экономики. На основе сформированного перечня дополнительной потребности в кадрах для ПРТ, которую необходимо обеспечить за счет программ дополнительной опережающей подготовки и переподготовки кадров, следует провести сопоставление предлагаемых образовательных программ в разрезе
заданных компетенций. Для формализации такого сопоставления предлагается использовать матричный подход, который заключается в том, что, как и в предыдущих этапах, следует сформировать таблицу, в которой строками будут являться компетенции, а столбцами -образовательные программы.
Если программа подготавливает по данной компетенции, то на пересечении ставится «1», иначе - «0». Таким образом, можно определить, какую образовательную программу следует применять для получения заданной компетенции. На основе подготовки работников по заданным компетенциям, представленным в Таблице 3, можно провести оценку общего числа использования тех или иных образовательных программ. В итоге формируется список образовательных программ, по которым необходимо осуществлять дополнительную опережающую подготовку и переподготовку кадров. Зная среднюю стоимость обучения по образовательной программе, которая присваивает данную компетенцию, можно оценить объем финансирования для подготовки специалистов.
На пятом этапе производится анализ возможностей имеющегося образовательного потенциала учреждений профессионального образования по реализации дополнительных программ подготовки и переподготовки кадров.
Возникает проблема распределения числа образовательных программ, подготавливающих по заданным компетенциям
работников, между учреждениями профессионального образования. Для объективного выяснения возможностей учреждений профессионального образования по подготовке следует сравнить качественную структуру предлагаемых ими образовательных программ со списком дополнительных программ подготовки, который сформирован ранее. Если предлагаемая учреждением профессионального образования образовательная программа находится в списке востребованных, то данное учреждение профессионального образования включается в перечень учреждений, имеющих возможность обучать.
В итоге создается список учреждений профессионального образования, которые имеют возможность проводить дополнительное опережающее обучение для перспективных рынков труда востребованных кадров с учетом возросших требований к их компетенциям4.
Литература
1. Кохно П.А. Система эффективной подготовки высококвалифицированных кадров / Кохно П.А., Чеботарев С.С., Дюндик Е.П. // Вестник ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР».- 2014.- №1. -С. 20-35.
2. Кохно П.А. Система контроля кадрового качества специалистов ОПК (на примере г. Москвы) / Кохно П.А., Чеботарев С.С., Дюндик Е.П. // Вестник ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР».-2014.- №1. - С. 38-45.
3. Кохно П.А., Дюндик Е.П. Менеджмент предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР».-2014.- № 2. -С. 41-49.
4. Кохно П.А., Дюндик Е.П. Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2014. - № 2. -С. 20-28.
00
Таблгща 3. Профессии и специальности, востребованные в экономике*
>
№ п/п Наименование профессий рабочих, должностей служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 01694) Шифр профессии НПО Наименование профессии НПО КодУГС
1 Аппаратчик-гидромегаллург
12 Водитель автомобиля 190609 Автомеханик 190000
16 Гальваник
122 Электросварщик труб на стане
Специальности СПО Код УГС
1 Автоматика и телемеханика на транспорте (ж. д. транспорт) 220000
6 Вальцовщик стана горячей прокатки (для стана 5000 в т.ч. и операторы стана) 150000
14 Машинист пресса (10000 тн, 3500 тн) (работа на прессах КПД) 150000
30 Электроснабжение (ж.д. транспорт) 140000
Специальности ВПО КодУГС
1 Автоматизированные системы обработки информации и управления 220000
6 Горный инженер 130000
18 Метрология и метрологическое обеспечение
31 Электрический транспорт железных дорог 140000, 190000
Таблица составлена фрагментарно по данным авторов.