Инновационная кластерная политика в Самарской области
1Л
I
ей
2 ©
Тарасов Евгений Валерьевич
аспирант, Самарский университет государственного управления, [email protected]
В статье произведено исследование формирования кластерной политики в Российской Федерации. Изучается опыт формирования кластерной политики за рубежом, а именно в странах Европейского Союза. Дополнительно, в целях формирования региональной политики, определяется необходимость применения региональной кластерной политики. Выделены стратегические основы формирования кластерной политики в регионах Российской Федерации. Показаны основные направления деятельности региональных кластеров Российской Федерации. Определено формирование кластерной политики в Самарской области, а также инновационной кластерной политики. Определена основная организация по реализации кластерных инициатив в Самарской области. Сформирован комплекс проблемных вопросов реализации кластерной политики в Самарской области, а также в деятельности организации по реализации кластерных инициатив. В заключении работы описан процесс совершенствования кластерной политики в Самарской области с целью ее реформирования.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, региональная экономика, региональное развитие, кластерная политика, инновационный кластер, кластер.
В настоящее время в Российской Федерации продолжаются процессы регионального развития, а именно социально-экономического, которые затрагивают все сферы общества. Сам процесс регулирования социально-экономического развития исходит из основ государственного и муниципального управления.
Под регулированием социально-экономического развития в регионе следует понимать специально организуемые системные действия, направленные на социально-экономические процессы по обеспечению сбалансированного функционирования региональных систем, главной целью которых является улучшение качества и повышение уровня жизни населения1. Также социально-экономическое развитие региона направлено на повышение уровня и объемов производства, создание инновационных продуктов, развитие конкурентоспобности отраслей производства, и др.
Так, с учетом сегодняшнего сложившегося социально-экономического положения в России, обеспечить рост конкурентоспособности экономики без региональной кластеризации экономики практически маловероятно2. Несмотря на то, что первые подходы к пониманию сущности и роли кластеров в экономике появились достаточно давно, широкое распространение теория экономических кластеров получила лишь в конце 20 века, начиная с появления в 1990 году работы М. Портера «Конкурентные преимущества стран»3.
Следует отметить, что хотя кластерный подход популярен в экономической теории и практике, до настоящего времени не существует единого подхода к характеристике сущности кластеров. Например, в социально-экономических системах кластер означает особую организацию производственного процесса, в рамках которой территориально объединенные предприятия становятся элементами некоторой пространственно-локализованной системы, в которой, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, они могут интегрировать свою деятельность по совместному созданию технологически близкой продукции4.
В общем, в кластерной модели, под географическим кластером понимается сеть независимых производственных, инфраструктурных и сервисных фирм, включая поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании и т.д.), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости)5.
В каждом регионе мира, с учетом территориальных, климатических, производственных, и пр. возможностей, формируется самостоятельная кластерная политика, создаются специфические кластеры. Можно говорить о трех кластерных моделях:
1. Европейская;
2. Американская;
3. Азиатская.
На наш взгляд, востребованной в российской региональной политике может стать европейская модель кластерной политики.
Так, современные европейские кластерные политики нацелены на создание благоприятной бизнес-экосистемы для инновации и предпринимательства, в которых можно поддержать развитие новых производственно-сбытовых цепочек и новых отраслей промышленности6. Также кластеры важны как строительные блоки проектирования стратегий развития специализации и как средства для реализации этих стратегий7. В Европе кластерная политика направлена на воздействие на национальном и региональном уровнях, которые развивают межфирменные кластеры и сети. Это должно поддержать общеевропейское сотрудничество между малыми предприятиями, использующими развитие технологий, распространяющими передовой опыт, чтобы улучшить свои возможности переходом на общеевропейские рынки и расширить их деятельность на рынках третьих стран8.
Изучая зарубежный опыт становления и развития инновационных кластеров, можно перенять идеи внедрения кластеров в региональную экономику Швеции, Норвегии
и Германии. Так, например Германия относится к странам, избравшим для себя путь интенсивного инновационного развития. В такой модели индустриальная политика ориентирована не столько на развитие отраслей, сколько на освоение ведущих рынков. Однако, меры норвежского руководства в области совершенствования структуры экономики и развития трудовых ресурсов стабильно направлены на стимулирование всех видов инновационной деятельности, включая технологические инновации, социальные, продуктовые, организационные и маркетинговые. В свою очередь, правительство Швеции уделяет значительное внимание вопросам сохранения и наращивания национального научного потенциала, стимулирования исследований, а также инновационному развитию промышленности.
Таким образом, российская региональная кластерная политика может избрать для себя анализ опыта реализации кластерной политики не только американского или азиатского (который часто применяется на российском пространстве, пример аналогии Силиконовой долины США или ТНК Японии), но и европейского.
В общем своем виде, реализация государственной кластерной политики в России и внедрение региональной начинается в послереформенный период 2006-2010 гг. В этот период зарождается самостоятельная кластерная модель, специфичная для России. Поскольку при формировании отечественной модели были исследованы модели формирования кластеров в зарубежный странах (ЕС, США, Япония, др.).
Отсюда, возникает условность, что регионы РФ, в которых отсутствуют кластеры, рискуют отстать в развитии, поэтому по возможности в них должны быть созданы условия для участия в кластеризации экономики9.
Так, эффективно организованная кластерная политика в регионе должна решать современные социально-экономические задачи развития территорий, а также должна быть направлена на поддержку регионального развития.
При формировании инновационных территориальных кластеров необходимо учитывать условия социально-экономического развития страны. Возможно выделить подход, рассмотренный Е.В. Акин-феевой и Б.А. Ерзнкяном, в котором выделяются принципиальные черты кластерных стратегий, отражающих миссии регионов в осуществлении стратегии со-
циально-экономического развития страны в целом10:
- основой кластерной стратегии является адекватная формулировка миссии региона как социально-экономической системы;
- кластерная стратегия должна быть инструментальной, доведенной до конкретных действий, могущих быть предметом планирования, финансирования и мониторинга и способных развернутся в реализующие их проекты и программы;
- необходимо обеспечить обоснованность декларируемых проблем для социально-экономического развития региона и действий, направленных на их решение;
- важнейшим условием успешного осуществления реализации стратегии является формирование системы мониторинга проектов и программ;
- необходимы количественные оценки макроэкономических показателей, которые могут быть достигнуты в результате реализации кластерной стратегии и образующих ее проектов и программ;
- кластерные стратегии должны содержать анализ перспектив участия регионов в реализации стратегических целей федерального уровня и оценку возможных взаимодействий с федеральными органами исполнительной власти;
- необходимо рассматривать кластерные стратегии в качестве средства консолидации активности региональных властей, бизнеса и населения для достижения совместных целей и решения социально-экономических проблем, осознаваемых кластерным (региональным) сообществом;
- различия целей участников кластеризации обусловливают различия их целевых показателей, что должно найти отражение в процессе разработки кластерной стратегии;
- ожидания и интересы участников должны быть охарактеризованы адекватным образом.
Стоит отметить, что кластерная стратегия должна соответствовать государственной кластерной, социально-экономической, инвестиционной и региональной политике, следовательно постоянно совершенствоваться и быть актуальной.
Так, в каждом регионе закладывается определенная «традиция» формирования кластеров и кластерных инициатив. Это во многом складывается от особенностей региональной экономики и промышленности.
Основными направлениями инновационных кластеров на сегодняшний день
являются (в % от общего числа) энергетика и окружающая среда (21%), медицина и фармакология (17%), информационно-коммуникационные и медиатех-нологии (14%), новые материалы и химия (11%), микро-, нано- и оптические технологии (10%), биотехнологии (9%), авиация и аэрокосмическая промышленность (5%), продукты питания и косметика (4%), транспортные средства (4%), другие (5%)11.
Можно говорить о том, что в Самарской области действуют (или частично формируют кластерной пространство) следующие кластеры: аэрокосмический, нефтехимический, автомобильный, энергетический, сельскохозяйственный, медицинский, и др.
По официальной версии Правительства Самарской области созданными (т.е. документально зафиксированными) являются автомобильный кластер (программа развития кластера была принята в 2015 г., основное объединение предприятий произошло в 2016 г., считается промышленным кластером); аэрокосмический кластер (соглашение о создании подписано в 2012 г., основное объединение произошло в 2014 г., считается инновационным территориальным кластером); медицинский кластер (соглашение о создании подписано в 2014 г., основное объединение предприятий происходит в настоящее время, считается инновационным территориальным кластером).
Таким образом, можно говорить о том, что в Самарской области присутствуют два инновационных территориальных кластера - аэрокосмический и медицинский, рассмотрим их более подробно.
По инициативе Самарского государственного медицинского университета и при поддержке Правительства и бизнес-сообщества Самарской области в рамках проведения VIII Самарского межрегионального экономического форума было подписано Соглашение о создании инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области. Основная специализация кластера: здравоохранение и предоставление социальных услуг; информационно-коммуникационные технологии; космическая промышленность; микроэлектроника и приборостроение; новые материалы; образовательные услуги; фармацевтика12.
Про медицинский кластер можно сказать, что он есть только в документах в качестве развивающегося. В общем до-
© £
В
№ 2
1Л
I
ей
2 ©
ступе, даже на официальном сайте правопреемника Самарского государственного медицинского университета, только не совсем верная структура взаимодействия кластера, бизнеса, медицинских учреждений, исследовательских институтов13. Открытые данные по планируемым проектам размещаются на сайте Центра инновационного развития и кластерных инициатив14, но данные проекты не подтверждены, видимо использовались для презентации планирования деятельности в 2014 году. Дополнительных открытых подтверждающих данных о деятельности кластера нет. Таким образом в Самарской области действует один инновационный кластер - аэрокосмический (он же авиационно-космический), он же всегда и выступает «пилотным» от Самарской области15.
В свою очередь, инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области является мощной системой, которая базируется на 3 приоритетных в национальном масштабе промышленных комплексах (подкластерах): ракетно-космическом, двигателестрои-тельном и авиастроительном16. Сильные стороны аэрокосмического кластера Самарской области: наличие полного цикла производств всего спектра аэрокосмической техники; научно-исследовательский и научно-производственный потенциал; реализация приоритетных государственных задач по обеспечению обороноспособности страны; применение оригинальных, уникальных, не имеющих аналогов в мире технических решений, повышающих конкурентоспособность за счет эксплуатационной привлекательности, универсальности и экономических характеристик17. В настоящее время Самарский аэрокосмический кластер занимает лидирующие позиции по ряду по-казателей18.
Анализируя самарский опыт развития кластерной политики хочется отметить не всегда актуальный и передовой подход к исследованию кластерных инициатив. Поскольку данная отрасль продолжает быть «инновационной» в Самарской области, то ей необходимо уделять больше внимания, допустим даже в официальных СМИ. Даже на официальных сайтах организаций, отвечающих за реализацию кластерной политики отражается устаревшая информация (сайт МЭ-РИТ Со данную информацию не обновлял с 2015 г., и отчеты о деятельности Центра кластерного развития тоже только за 2015 г., отрадно что сам Центр инновационного развития и кластерных
инициатив публикует государственное задание).
В каждом регионе (где сформированы территориальные кластеры) действует основная организация, главной целью которой становится формирование кластерных инициатив и развитие кластерной политики. Основной организацией, занимающейся реализацией инновационных кластерных инициатив в Самарской области является ГАУ СО «Центр инновационного развития и кластерных инициатив».
Сам центр состоит из 5 подразделений19 : регионального центра инжиниринга, управления технопарками Самарской области (технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», бизнес-инкубатор в г.о. Самара (на базе Самарского университета), центр кластерного развития, центр компетенций в сфере повышения производительности труда, центр сертификации, стандартизации и испытаний. Такое чувство, что данный проект, именно кластерный, объединил все, что можно охарактеризовать под словом «инновационный», но уже не кластерный.
Если прослеживать аналогию создания в 2010 году центров кластерных инициатив по России, то можно указать на что в России такие центры кластерных инициатив были направлены на помощь в организации создания региональных кластеров, развития новых направлений или же совершенствования уже действующих. Таким образом, в Самарской области данная организация не выполняет те функции, которые будут способствовать развитию социально-экономического положения региона, формированию именно инновационной кластерной политики, а также планомерному стратегическому развитию кластерных инициатив.
Анализируя отчет о деятельности20 Центра кластерных инициатив можно говорить о том, что Центр занимается только проведением мероприятий, участием в мероприятиях, частично тренингами и частично (в последнюю очередь) разработкой или актуализацией кластерных программ. Хотя, как указывалось в предыдущей части настоящей работы, программы развития инновационных кластеров как раз были приняты в 2015 г.
Созданная организация, в первую очередь, для реализации кластерной политики на территории Самарской области занимается проектом реализации 1 кластера - аэрокосмического, а именно проводит мониторинг деятельности, составление отчетов, прочий бюрократи-
ческий процесс, готовит 1-2 инновационных проекта раз в год и проводит 4-16 мероприятий. Возникает вопрос целесообразности существования данной организации, поскольку сами организации кластера справляются сами по себе, сам завод «РКЦ-Прогресс» как ядро кластера может самостоятельно справиться со всеми бюрократическими проволочками, т.к. на его базе функционирует административный ресурс. Примером может послужить Ассоциация предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области», которая выступает не как государственное учреждение, а как самостоятельная некоммерческая структура представителей бизнеса, именно как координатор кластерной инициативы.
Таким образом, возникает необходимость реформирования кластерной политики Самарской области: изменение головной организации управления кластерами, формирование передовой стратегии развития, а также создания информационного канала.
При выборе концепции управления кластерными инициативами можно избрать понятие того, что кластерная система есть активная система, т.е. имеет совокупность объектов и субъектов, являющимися элементами системы; присутствует совокупность информационных, управляющих и других связей между участниками, включая отношения подчиненности и разделение прав принятия решений; число периодов функционирования отражает наличие или отсутствие динамики; присутствуют целевые функции участников системы, отражающие их интересы и предпочтения; допустимы множества состояний (стратегий) участников; задан порядок функционирования и происходит информированность учас-тников21 .
Согласно концепции управления, представленной Д.А. Новиковым и А.А. Иващенко, для определения механизмов институционального управления необходимо опираться на: институциональные основы инноваций и государственное управление инновационной деятельностью, управление взаимодействием с внешней средой, управление взаимодействием с поставщиками и потребителями, управление персоналом22. Отсюда, институциональное управление - целенаправленное воздействие на ограничения и нормы деятельности участников организационной системы23.
Таким образом, три избранных направления совершенствования примут
следующие методы, формы и более точные границы направлений.
Первым выделяем организационное совершенствование, а именно формирование управленческой структуры. При определении новой структуры организации необходимо начать процесс изменения механизмов внутрифирменного и оперативного управления, т.к. они представляют обширный класс прикладных механизмов.
Вторым выделяем научно-аналитическое совершенствование, а именно формирование стратегии развития. При реформировании структуры организации, пересмотра концепций формирования инновационной кластерной политики в регионе, необходимо изучить новое направление стратегии развития кластерной политики.
Так, при изучении и формировании новой структуры управления, необходимо избрать метод расширения стратегий. Т.к. во время процесса управления все агенты выбирают свои стратегии одновременно и независимо, не обмениваясь информацией с другими агентами. Тем самым можно рассмотреть вариант, в котором каждый из агентов сможет сделать предположения о выборе им той или иной стратегии24.
Третьим выделяем информационное совершенствование, а именно формирование информационного канала. При формировании новых структур управления и выбора стратегии, необходимо изменить методику предоставления информации в существующем информационном канале, для улучшения продуктивности работы.
Всем трем избранным механизмам изменения будут способствовать принципы проектного управления, а также основные методы управления: управление составом; управление структурой; институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности); мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами); информационное управление (управление информацией, которой обладают элементы системы на момент принятия решений)25.
Данные управленческие механизмы, будут способствовать применению мероприятий по развитию кластерной политики (непременно связанные с инвестиционной политикой и социально-экономическим развитием) и направлены на региональное развитие Самарской области.
Так, возможно избрать «новый вид» стратегии регионального развития Самарской области; реформировать клас-
терная политика региона, выделить основные направления кластерного развития; закрепить отдельные функции по реализации кластерной политики в Самарской области.
Литература
1. Акинфеева Е.В., Ерзнкян Б.А. Институциональные особенности и динамика формирования и развития кластеров в России // Журнал экономической теории. 2014. № 1. С. 88.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999. 128 с.
3. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. СПб.: Питер, 2012. 240 с.
4. Кластер медицинских и фармацевтических технологий // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/ uslugi-centra/o-centre/klaster-meditsinskikh-i-farmatsevticheskikh-tekhnologiy-samarskoy-oblasti/ (дата обращения 03.05.2018 г.).
5. Курносова Е.А. Оценка эффективности функционирования аэрокосмических кластеров // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 9. С. 98.
6. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2004. 68 с.
7. Новиков Д.А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с.
8. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. М.: КомКнига, 2006. 332 с.
9. Носова С.С., Гранкина В.Л. Инновационные территориальные кластеры : монография. Москва : РУСАЙНС, 2017. 266 с.
10. Матвеев Ю.В., Матвеев К.Ю., Трубецкая О.В. Роль кластеров в формировании конкурентоспособности национальной и региональной экономик // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 7. С. 46.
11. О государственном автономном учреждении Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/o-centre/ (дата обращения 03.05.2018 г.).
12. Отчет о деятельности Центра кластерных инициатив ГАУ СО «ЦИК» в 2015
году // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/download/ Otchet_CKR_2015.pdf (дата обращения 03.05.2018 г.).
13. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 108 с.
14. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография. М.: Издательство «Русайнс», 2015. 168 с.
15. Савинков В.И., Ключарев Г.А. Потребности реального сектора экономики в новых технологиях: социологический анализ. М. : ЦСП и М, 2016. 96 с.
16. Совместные проекты кластера // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/download/ Совместные_проекты_кластера^ (дата обращения 03.05.2018 г.).
17. Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. Р.Ф. Гатауллина. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. 216 с.
18. Схема функционирования в кластере СамГМУ // СамГМУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.samsmu.ru/files/news/2016/301216/ org_cluster.pdf (дата обращения: 03.05.2018 г.).
19. Юкласова А.В. К вопросу о государственной поддержке развития аэрокосмического кластера // Вестник Самарского государственного университета.
2015. № 9.С. 54, 56.
20. Яковлева-Чернышева А.Ю. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе: Монография. М.: ИН-ФРА-М, 2017. 208 с.
21. Smart Guide to Cluster Policy. European Union, 2016. Bruxelles/Brussel,
2016. 58 p.
22. Effective Policies for Small Business. A Guide for the Policy Review PROCESS and Strategic Plans for Micro, Small and Medium Enterprise Development. Wien, 2004. 109 p.
Ссылки:
1 Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. СПб.: Питер, 2012. С. 23.
О À
В
3
№ 2
1Л
I
2 ©
2 Носова С.С., Гранкина В.Л. Инновационные территориальные кластеры : монография. Москва : РУСАЙНС, 2017. С. 5.
3 Яковлева-Чернышева А.Ю. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе: Монография. М.: ИН-ФРА-М, 2017. С. 48.
4 Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография. М.: Издательство «Русайнс», 2015. С. 4.
5 Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. Р.Ф. Гатауллина. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. С. 20.
6 Smart Guide to Cluster Policy. European Union, 2016. Bruxelles/Brussel, 2016. P. 11.
7 Smart Guide to Cluster Policy. European Union, 2016. Bruxelles/Brussel, 2016. P. 14.
8 Effective Policies for Small Business. A Guide for the Policy Review PROCESS and Strategic Plans for Micro, Small and Medium Enterprise Development. Wien, 2004. P. 95.
9 Матвеев Ю.В., Матвеев К.Ю., Трубецкая О.В. Роль кластеров в формировании конкурентоспособности национальной и региональной экономик // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 7. С. 46.
10 Акинфеева Е.В., Ерзнкян Б.А. Институциональные особенности и динамика формирования и развития кластеров в России // Журнал экономической теории. 2014. № 1. С. 88.
11 Савинков В.И., Ключарев Г.А. Потребности реального сектора экономики в новых технологиях: социологический анализ. М. : ЦСП и М, 2016. С. 59-60.
12 Кластер медицинских и фармацевтических технологий // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cik63.ru/uslugi-centra/o-centre/klaster-meditsinskikh-i-farmatsevticheskikh-tekhnologiy-samarskoy-oblasti/ (дата обращения 03.05.2018 г.).
13 Схема функционирования в кластере СамГМУ // СамГМУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.samsmu.ru/files/news/2016/301216/ org_cluster.pdf (дата обращения: 03.05.2018 г.).
14 Совместные проекты кластера // Центр инновационного развития и клас-
терных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/download/ Совместные_проекты_кластера^ (дата обращения 03.05.2018 г.).
15 Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. С. 80.
16 Юкласова А.В. К вопросу о государственной поддержке развития аэрокосмического кластера // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 9. С. 54.
17 Юкласова А.В. К вопросу о государственной поддержке развития аэрокосмического кластера // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 9.С. 56.
18 Курносова Е.А. Оценка эффективности функционирования аэрокосмических кластеров // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 9. С. 98.
19 О государственном автономном учреждении Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/o-centre/ (дата обращения 03.05.2018 г.).
20 Отчет о деятельности Центра кластерных инициатив ГАУ СО «ЦИК» в 2015 году // Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cik63.ru/download/ 0tchet_CKR_2015.pdf (дата обращения 03.05.2018 г.).
21 Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999. С. 10.
22 Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. М.: КомКнига, 2006. С. 37.
23 Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2004. С. 6.
24 Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2004. С. 20.
25 Новиков Д.А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. С. 85.
Innovative cluster policy in the Samara
region Tarasov E.V.
Samara university of public administration The article studies the formation of cluster policy in
the Russian Federation. The experience of cluster policy formation abroad, namely in the European Union, is studied. In addition, in order to form regional policy, the need for the application of regional cluster policy is determined. The strategic bases of cluster policy formation in the regions of the Russian Federation are identified. The main activities of regional clusters of the Russian Federation are shown. The formation of cluster policy in the Samara region, as well as innovation cluster policy is defined. The main organization for the implementation of cluster initiatives in the Samara region is defined. A complex of problematic issues of implementation of cluster policy in the Samara region, as well as the activities of the organization for the implementation of cluster initiatives. In conclusion, the paper describes the process of improving the cluster policy in the Samara region in order to reform it.
Key words: socio-economic policy, regional economy, regional development, cluster policy, innovation cluster, cluster.
References
1. Akinfeeva EV, Erznkian B.A. Institutional features
and dynamics of formation and development of clusters in Russia // Journal of Economic Theory. 2014. No. 1. P. 88.
2. Burkov VN, Novikov DA Theory of active systems:
state and prospects. M .: Synteg, 1999. 128 pp.
3. Kalinnikova I.O. Management of social and
economic potential of the region. St. Petersburg: Peter, 2012. 240 pp.
4. Cluster of medical and pharmaceutical technologies // Center for Innovative Development and Cluster Initiatives of the Samara Region. [Electronic resource]. Access mode: http://cik63.ru/uslugi-centra/o-centre/ klaster-meditsinskikh-i-farmatsevticheskikh-tekhnologiy-samarskoy-oblasti/ (circulation date 03.05.2018).
5. Kurnosova E.A. Estimation of the efficiency of
functioning of aerospace clusters // Bulletin of the Samara State University. 2015. № 9. P. 98.
6. Novikov D.A. Institutional management of
organizational systems. Moscow: IPP RAS, 2004. 68 pp.
7. Novikov D.A. Management methodology.
Moscow: Librocom, 2011. 128 pp.
8. Novikov DA, Ivaschenko AA Models and methods
of organizational management of innovative development of the firm. M .: KomKniga, 2006. 332 p.
9. Nosova SS, Grankina V.L. Innovative territorial
clusters: monograph. Moscow: Rusays, 2017. 266 p.
10. Matveyev Yu.V., Matveev K.Yu., Trubetskaya O.V. The role of clusters in the formation of competitiveness of national and regional economies // Bulletin of the Samara State Economic University. 2016. No. 7. P. 46.
11. About the state autonomous institution of the Samara region «Center for Innovative Development and Cluster Initiatives» // Center for Innovative Development and Cluster Initiatives of the Samara Region. [Electronic resource]. Access mode: http://cik63.ru/o-centre/ (date of circulation is 03/05/2018).
12. Report on the activities of the Center for Cluster Initiatives of the State Automated Information Center of the SO CEC in 2015 // Center for Innovative Development and Cluster Initiatives of the Samara Region. [Electronic resource]. Access mode: http://cik63.ru/ download/0tchet_CKR_2015.pdf (circulation date is 03/05/2018).
13. Pilot innovative territorial clusters in the Russian Federation / Ed. L.M. Gohberg, A.E. Shadrin. Moscow: National Research University «Higher School of Economics», 2013. 108 p.
14. Risin IE, Treschevsky Yu.I. Regional cluster policy: conceptual, methodical and instrumental support: monograph. M .: Publishing house «Rusains», 2015. 168 p.
15. Savinkov VI, Klyucharev G.A. The needs of the real economy in new technologies: the sociological analysis. M.: ЦСП u M, 2016. 96 c.
16. Joint projects of the cluster // Center for Innovative Development and Cluster Initiatives of the Samara Region. [Electronic resource]. Access mode: http://cik63.ru/download/ Social_projects_cluster.pdf (circulation date is 03/05/2018).
17. Structuring the economic space of the region: essence, factors, design: monograph / under the general editorship of Dr. Econ. Sciences, prof. R.F. Gataullina. Ufa: ISEI URC RAS, 2016. 216 p.
18. Scheme of functioning in the cluster SamGMU // SamGMU. [Electronic resource]. Access mode: http://www.samsmu.ru/files/news/ 2016/301216/org_cluster.pdf (date of circulation: 03/05/2018).
19. Yuklasova A.V. On the issue of state support for the development of the aerospace cluster
/ / Bulletin of the Samara State University.
2015. № 9. C. 54 , 56.
20. Yakovleva-Chernysheva A.Yu. Cluster approach to managing the development of entrepreneurial structures in the recreational system: Monograph. Moscow: INFRA-M, 2017. 208 p.
21. Smart Guide to Cluster Policy. European Union,
2016. Bruxelles / Brussel, 2016. 58 p.
22. Effective Policies for Small Business. A Guide for the Policy Review PROCESS and Strategic Plans for Micro, Small and Medium Enterprise Development. Wien, 2004. 109 p.
О À
Ю
3
№ 2