Научная статья на тему 'Инновационная инфраструктура как условие развития малого предпринимательства и основа становления национальной инновационной системы'

Инновационная инфраструктура как условие развития малого предпринимательства и основа становления национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФРАНЧАЙЗИНГ / ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Т. Н.

В статье обосновывается необходимость качественного совершенствования инфраструктуры и институциональной среды. Определяются организационно-экономические преобразования малого предпринимательства для формирования условий инновационного развития. Рассмотрены принципы выстраивания взаимодействия субъектов малого предпринимательства в рамках формирования направлений его инновационного развития, организационно-экономические условия сетевого направления инновационного развития малого предпринимательства. Накопление предпосылок становления национальной инновационной системы представлено с позиции формирования ее элементов отраслевых и региональных инновационных систем, в частности сферы здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная инфраструктура как условие развития малого предпринимательства и основа становления национальной инновационной системы»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Т.Н. Кошелева,

доцент кафедры экономической теории и экономики предпринимательства Санкт-Петербургского университета управления и экономики

кандидат экономических наук

^Ью^а[email protected]

В статье обосновывается необходимость качественного совершенствования инфраструктуры и институциональной среды. Определяются организационно-экономические преобразования малого предпринимательства для формирования условий инновационного развития. Рассмотрены принципы выстраивания взаимодействия субъектов малого предпринимательства в рамках формирования направлений его инновационного развития, организационно-экономические условия сетевого направления инновационного развития малого предпринимательства. Накопление предпосылок становления национальной инновационной системы представлено с позиции формирования ее элементов — отраслевых и региональных инновационных систем, в частности сферы здравоохранения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система, организационно-экономические преобразования, взаимодействия субъектов малого предпринимательства, франчайзинг, трансформации системы здравоохранения, конкурентоспособность медицинских учреждений.

УДК — 338.2:334.7; ББК: 65.290-56; К-76

На всемирном экономическом форуме в Давосе, в начале 2013 г. были представлены три варианта развития экономики России на ближайшие годы, разработанные на основе опросов 350 экспертов и бизнесменов. Первый — региональная дифференциация России (ускоренное развитие богатых регионов и отставание бедных и дотационных регионов). Данный сценарий усилит расслоение регионов и не может стимулировать к комплексному использованию инновационного потенциала малого предпринимательства страны. Второй — сырьевой сценарий, включающий вариант резкого снижения цен на нефть до 60 долл. за баррель, при котором правительство может сделать ставку на сохранение социальной стабильности, а не на вложения в инновационную инфраструктуру, что может негативно сказаться на накоплении предпосылок для становления национальной инновационной системы (НИС). Третий сценарий также сырьевой, он предполагает сохранение высоких цен на нефть при отсутствии проведения институциональных реформ в стране [1]. Последний сценарий должен, по мнению экономистов, стимулировать инновационную активность среднего и малого бизнеса. К одной из главных внутренних угроз для России было отнесено низкое качество институциональной среды и инфраструктуры, в том числе инновационной.

По мнению автора, первый сценарий уже постепенно реализуется в России. Так, валовой региональный продукт (ВРП) в разных субъектах РФ может отличаться в 67 раз. Например, в Ненецком автономном округе этот показатель составляет 3,5 миллиона рублей на человека, а в Ингушетии — только 52 тысячи. [1]. Суммарный ВРП 10 лидеров по этому показателю (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Краснодарский и Красноярский края, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) составляет 52% 342

ВРП всех российских регионов. Второй сценарий представляется автору также достаточно реализуемым, так как руководство страны неоднократно подтверждало курс на укрепление социальной стабильности в обществе. Этого нельзя сказать по поводу третьего предлагаемого сценария. Самостоятельно средний и малый бизнес без создания соответствующих условий для инновационного развития в форме новых элементов инновационной инфраструктуры не сможет запустить процессы активизации инновационного роста, даже при поддержке крупного бизнеса, ибо инновационная деятельность во всех экономически развитых странах стимулируется, активно поддерживается и осуществляется только при непосредственном и значительном участии государственных структур.

15.11.2012 г. Медведев Д.А. подписал Распоряжение Правительства №2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» [2]. В документе два перечня, оценивающие эффективность деятельности руководителей, как федеральных органов исполнительной власти, так и региональных. Это постановление крайне своевременно и необходимо. Также считаем необходимым разработку стратегии развития инновационной инфраструктуры, создающей основу для усиления взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства, в первую очередь производственного. Она должна включать в себя образовательные структуры в качестве кадровой и интеллектуальной основы инновационной деятельности. Такими новыми элементами развития инновационной инфраструктуры могут выступать инновационные центры взаимодействия предпринимательских структур, образование которых возможно как по отраслевому, так и по региональному признакам.

© ПСЭ, 2013

Инновационное развитие малого предпринимательства определяется условиями, которые позволяют высвободить часть ресурсов на инновационные преобразования. Именно организационно-экономические преобразования создают основу для формирования благоприятных условий, в которых появляется возможность и экономическая целесообразность инновационного развития малого предпринимательства.

Рациональное функционирование и развитие малого предпринимательства предполагает наличие цели и четкое направление развития, так как неупорядоченное развитие может трансформироваться в неконтролируемое поведение детерминированных нелинейных динамических систем, приводящих к неожиданным результатам. Целевое развитие субъектов малого предпринимательства должно соответствовать его внутреннему строению, а также его пропорциональному соотношению с другими субъектами в отраслевой структуре предпринимательства в целом. При этом организационная структура малого предпринимательства стремится к сохранению упорядоченных элементов в их постоянном взаимодействии, тогда как экономическое развитие предполагает их постоянное организационно-экономическое изменение, в том числе и на инновационной основе. Инновационное развитие малого предпринимательства — это направление, с помощью которого можно обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной экономики, особенно в условиях усиливающегося влияния экономического кризиса в Еврозоне.

Процесс выстраивания взаимодействия субъектов малого предпринимательства в рамках формирования направлений его инновационного развития должен отвечать трем основным принципам: превентивности, комплексности и демократичности. Принцип превентивности означает, что на основе анализа состояния развития малого предпринимательства осуществляется разработка и реализация целей предпринимательской деятельности, а также обоснование того, что их результаты применимы при определении направления инновационного развития. Принцип комплексности означает рассмотрение и учет всех факторов воздействия намечаемой деятельности на все сферы развития малого предпринимательства: в экономическую, социальную, инфраструктурную и информационную среду. Принцип демократичности означает, что анализ состояния и прогноз развития малого предпринимательства может быть использован как инструмент принятия взаимоприемлемых решений с последующим включением механизма экономического управления. Инновационное взаимодействие предпринимательских структур затрагивает интересы значительного круга лиц и организаций. Еще одно важное следствие принципа демократичности состоит в том, что для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон, анализ состояния и развития малого предпринимательства должен проводиться в соответствии с определенными правилами, т. е. при наличии регламентированной процедуры анализа. Отсутствие демократичности в процессе выстраивания системы взаимодействия субъектов малого предпринимательства предопределяет развитие коррупционной составляющей.

Организационно-экономическое развитие малого предпринимательства в условиях инновационной трансформации включает в себя определенные организационные изменения, развитие которых сопровождается рациональным целенаправленным формированием взаимосвязей предпринимательских структур. прежде всего это — франчайзинг, как форма хозяйственной интеграции малых и крупных предпринимательских структур, который эффективно используется в экономиках многих развитых стран. Целесообразность его применения в качестве одного из направлений организационно-экономической формы развития малого бизнеса подтверждается статистикой Международной ассоциации франчайзинга [3]: длительность жизненного цикла более 85% независимых малых предприятий составляет пять лет, а в системе франчайзинга — только 14% малых предприятий закрываются за тот же период. Франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную организационную форму для инновационного развития малого предпринимательства и обеспечивает условия для выстраивания основы предпринимательского инновационного взаимодействия в направлении накопления предпосылок становления национальной инновационной системы (НИС). Это объясняется тем, что между франчайзером и франчайзи устанавливаются постоянные взаимосвязи и взаимозависимости, способные стимулировать инновационную активность малого предпринимательства.

Сетевое направление инновационного развития малого предпринимательства является также инструментом, который позволяет

структурировать транзакции и минимизировать издержки инновационного развития, поскольку выступает защитным механизмом, компенсирующим негативные воздействия рынка на малые предпринимательские структуры и нивелирующим влияние кризисов. С точки зрения организационно-экономических условий инновационного развития, формирование предпринимательских сетей, как одной из форм поддержки развития малого инновационного предпринимательства может выражаться в создании корпоративных структур. Последние, являющиеся результатом многочисленных пересечений и взаимоотношений малых, средних и крупных предпринимательских структур и стратегических альянсов. С позиции управления и преимуществами сетевой организации является выстраивание структуры взаимосвязей с сохранением обособленности всех предпринимательских структур, но при культивировании коллективных ценностей и стремлении к достижению частных целей, выступающих этапами достижения общих целей. На основе сетевой структуры организации инфраструктурной поддержки инновационного развития малого предпринимательства происходит интеграция знаний, опыта, организационно-экономических возможностей и передовых технологий всех участников сетевой хозяйственной системы, совместное стремление к максимально эффективному инновационному росту, в том числе благодаря включению в предпринимательскую сетевую структуру национальных исследовательских университетов.

Обязательным условием развития инновационного малого предпринимательства является развитая инфраструктура поддержки, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей [4], в первую очередь за счет непрерывного процесса повышения их квалификации и постоянного самообразования. Только предпринимательство, основанное на «экономике знаний», т.е. предпринимательство, применяющее и использующее в своей деятельности новые знания и постоянно повышающее и пополняющее их, может называться инновационным и может способствовать созданию предпосылок формирования НИС. Чтобы разрабатывать и внедрять продуктовые и процессные инновации, которые и определяют инновационность предпринимательской деятельности [5] требуется процесс самообразования и обмена полученными знаниями и опытом.

Накопление предпосылок становления НИС можно рассматривать и с позиции формирования ее элементов, в том числе отраслевых и региональных инновационных систем, например становления инновационной системы в сфере медицинской отрасли. Медицинская сфера имеет свои особенности, в частности, она взаимосвязана и взаимодействует с здравоохранением, фармакологией, биотехнологией, химической промышленностью.

В условиях трансформации системы здравоохранения в России достаточно актуальной становится проблема разработки модели национальной системы здравоохранения, отвечающей современным потребностям и возможностям общества, включающей становление предпринимательства в данной отрасли (в том числе и малого предпринимательства, способного реализовать свой инновационный потенциал) без ущерба для самого смысла оказания медицинских услуг.

Острой необходимостью в настоящее время выступает накопление ресурсного потенциала, в первую очередь кадрового, а для этого необходимо повышать привлекательность здравоохранения для молодых перспективных ученых и обеспечивать им возможности для квалификационного и творческого роста в России, т.е. необходимо повышать конкурентоспособность медицинской отрасли и российской системы здравоохранения в том числе. Конкурентоспособность медицинских учреждений рассматривается с позиций взаимодействия внутри отрасли с медицинскими организациями, являющимися потенциальными и конкретными конкурентами, а также в рамках самодостаточной деятельности медицинской организации. Для решения проблемы формирования предпринимательских структур в сфере оказания медицинских услуг и управления ими в условиях становления конкурентной среды необходимо учитывать негативную роль существующих стимулов в современной российской системе здравоохранения, способствующих развитию непродуктивной конкуренции. Среди важнейших факторов, порождающих обозначенную проблему и не позволяющих сформировать конкурентную среду в медицине, можно назвать [6]:

- многоуровневую систему посредников оказания медицинских услуг (государство, федеральный и территориальные фонды

обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, администрации лечебно-профилактических учреждений, врачи);

- противоречивые и не всегда совпадающие интересы хозяйствующих субъектов производственных отраслей, обеспечивающих медицинскую отрасль, и потребителей медицинских услуг;

- отсутствие у посредников юридической ответственности за результаты медицинского лечения и оказания медицинских услуг;

- отсутствие объективных показателей эффективности и качества оказания услуг в медицинской отрасли, как для пациентов, так и для производителей этих услуг, а также сложность, а порой и невозможность установления прямой взаимосвязи и взаимозависимости между стоимостью оказываемой медицинской услуги и ее качеством;

- недостаточная и необоснованная информация, предоставляемая потребителям о медицинских услугах и их стоимости.

Все вышеперечисленное подводит к мнению, что в формирующейся системе производства, обеспечивающего медицинскую сферу, и оказания медицинских услуг (взаимоотношения медицинского персонала, потребителей и органов страхования) отсутствует механизм выстраивания взаимоотношений и регламентирующий права и ответственность всех участников такого взаимодействия. Нужно сформировать такие рыночные отношения, которые позволили бы инициировать механизм повышения качества медицинских услуг на основе становления организационно-экономических изменений такого взаимодействия в направлении внедрения инфраструктурных элементов отраслевого рынка.

Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения должна опираться на собственную материальную базу, которой естественно недостаточно для стратегического развития таких специфических и достаточно дорогих услуг. Значительную поддержку становлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения, особенно в таких непривлекательных для государства и крупного бизнеса сферах отрасли здравоохранения, как дома сестринского ухода, хосписы, подвижные медицинские лаборатории, психлечебницы, центры реабилитации и дома для пожилых и престарелых.

Сегодня достаточно распространена практика деятельности организаций здравоохранения, имеющих ограниченную предпринимательскую самостоятельность, — создание подразделений для оказания платных услуг здравоохранения. Разделение платных и бесплатных оказываемых услуг определяется произвольно. Свертывание общественных обязательств приобретает нерегулируемый характер. Нарушается равновыгодность разных видов услуг.

В перспективе, с увеличением продолжительности жизни и повышением требований населения к качеству удлиняющейся жизни, возрастет нагрузка на лечебные учреждения и соответственно вырастут объемы оказываемых услуг по договорам, что увеличит финансовую нагрузку на местные бюджеты и без того не всегда самодостаточные, чаще еле сводящие концы с концами. Поэтому, активность некоммерческих учреждений, работающих по договорам с органами местной власти и самостоятельно определяющих основные параметры своей деятельности, как формы развития сферы здравоохранения, не вполне приемлема. Частно-государственное партнерство также не сможет решить всех проблем, так как его основой выступают государственные программы, при решении которых государство прекращает выделение финансовых средств. Поэтому такие программы, как предупреждение и профилактика заболеваний на основе проведения постоянных обследований населения разных возрастных групп, в качестве наиболее массовых медицинских мероприятий, необходимо финансировать и организовывать на основе несколько иных взаимоотношений государства, общества и предпринимательского сектора, включая элементы

рыночных взаимоотношений. В данном направлении автор предлагает рассмотреть возможность использования элементов самоорганизующейся хозяйственной системы, использующей механизмы активизации предпринимательской активности крупных и средних предпринимателей в направлении предупреждения заболеваний своих сотрудников, а также стимулирования самих сотрудников к поддержанию своего здоровья и ведению здорового образа жизни, с целью повышения качества жизни на максимально возможный продолжительный период активной жизни.

Для поддержки предпринимательской деятельности необходима рыночная инновационная инфраструктура отрасли: система обеспечения качества медицинской помощи, информационное обеспечение, биржи медицинского оборудования, структуры общественного контроля качества оказания медицинских услуг.

В условиях предстоящих преобразований в системе здравоохранения возникает необходимость в усилении роли малого предпринимательства, в первую очередь его инновационной составляющей, в деятельности страховых компаний на рынке медицинских услуг. Также возникает необходимость организации эффективного взаимодействия лечебно-профилактических учреждений не только со страховыми компаниями, но и с самими потребителями медицинских услуг путём разработки механизмов для потребителя по контролю качества предоставляемых ему услуг. Такими механизмами могут выступать выбор потребителем того или иного лечебного учреждения, того или иного медицинского персонала в данном лечебном учреждении, а также уровень повторных обращений к одному и тому же врачу или иному медицинскому персоналу одним и тем же потребителем по одному и тому же вопросу за определенный период времени в сравнении с такими же обращениями в иные лечебные учреждения или к иному медицинскому персоналу. Развитие таких механизмов в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) уже началось, но происходит оно крайне медленно и сложно. В настоящее время основной проблемой системы обязательного медицинского страхования в РФ является недостаток финансирования, что связано в первую очередь с несбалансированностью программ обязательного медицинского страхования по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, невыполнением субъектами РФ своих обязательств по оплате страховых взносов неработающего населения, отсутствием механизмов реализации этих обязательств, а также в целом сложностью механизма управления системой обязательного медицинского страхования.

Кроме формирования рыночной инфраструктуры отрасли, необходимо также сформировать и показатели оценки эффективности деятельности малого предпринимательства с целью анализа его готовности к дальнейшему качественному росту и инновационной деятельности. На сегодняшний день оценка эффективности качества системы здравоохранения в России учитывает только некоторые аспекты: реальную и ожидаемую продолжительность жизни, коэффициент младенческой смертности. Но для оценки эффективности деятельности малого предпринимательства, и в первую очередь уровня реализации его инновационного потенциала, следует оценивать и показатели, отражающие соотношение заболевших и поправившихся, разработанных вакцин и количество известных вирусов, уровень обеспеченности прививками и уровень выявленных заболеваний после прививок, уровень обеспеченности медицинской помощью и уровень заболеваний и смертности, уровень выявленных заболеваний на наиболее ранних стадиях, частота повторных обращений за медицинской помощью и т. д. Приведенные показатели характеризуют наличие инновационных подходов в фармацевтике и оперативную связь достижений фармацевтической науки и здравоохранения, которая может быть реализована только при помощи развития в здравоохранении малого предпринимательства.

Литература:

1. Информационный портал «Finlenta.com» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://finlenta.forblabla.com/blog/45604505122/ CHinovniki-potratyat-trillion-rubley-na-uravnivanie-bogatyih-i-b?. Дата обращения — 14.02.13

2. Распоряжение Правительства от 2012 г. №2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/gov/results/21481/. Дата обращения — 08.02.13

3. Информационный сайт «ІРД» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Franchise.org. Дата обращения — 06.09.2012

4. Кошелева Т. Н. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009. — С. 5.

5. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. — СПб: ГУАП, 2009. — С.29.

6. Тогунов И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/manadgment/ strategy/health_system.shtml. Дата обращения — 12.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.