УДК 334.7 ББК 65.292
Т.Н. Кошелева
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Рассматриваются направления трансформации организационно-экономических форм взаимодействия и взаимосвязей малых и крупных предпринимательских структур. В качестве форм управления организационно-экономическим взаимодействием в условиях рыночной экономики предлагается формирование самодостаточной хозяйственной системы. Управлять развитием малого предпринимательства в направлении организационно-экономического взаимодействия предлагается в форме создания общедоступной информационной системы, а также формированием предпринимательских сетей на основе выстраивания франчайзинговых взаимосвязей.
Ключевые слова:
информационная система, малое предпринимательство, организационно-экономическое развитие, предпринимательские сети, ремесленное предпринимательство, самодостаточная хозяйственная система, франчайзинг.
Особенности управления развитием малого предпринимательства определяются многими факторами, в т.ч. управляющими воздействиями государства. Именно организационно-экономическое взаимодействие малых и крупных предпринимательских структур формирует условия для управляющего воздействия государства. А управление развитием малого предпринимательства реализуется через организацию новых форм организационно-экономического взаимодействия малых и крупных предпринимательских структур и стимулированием выстраивания такого взаимодействия в соответствии с отраслевыми приоритетами государства.
Объективной необходимостью управления выстраиванием новых форм организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур как основной производительной силы отечественной экономики является не только технико-технологическая отсталость средств производства многих отраслей, но также высокая степень физического износа оборудования, что обусловливает кратное отставание производительности труда занятых в этих отраслях работников. Так, износ оборудования достигает в отдельных отраслях промышленности 80% при динамике их обновления менее 11% [4]. Производственные мощности, имеющие возраст до пяти лет, за последние 30 лет снизились с 40,8 до 9,6%. Для того, чтобы решить проблему замены основных производственных фондов и обеспечить перевооружение и модернизацию производства с переводом нашей экономики на инновационный путь развития, необходимо организационно-экономичес-
кое развитие предпринимательских структур - в первую очередь, субъектов малого предпринимательства.
В регионах формируются и действуют в русле современных технико-технологических преобразований инновационные центры, включающие в свою структуру различные элементы - научно-исследовательские, опытно-внедренческие, технопарки в сфере высоких технологий, инфраструктуру коммерциализации научно-технических, технологических, организационно-управленческих разработок, и т.д. Значительное место в их работе занимает программа создания новых высокотехнологичных рабочих мест для предприятий и отраслей того или иного региона. Такие инновационные центры могут выступать базой для выстраивания организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур, вокруг которых могут формироваться новые формы взаимосвязей малых и крупных предприятий.
В основу организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур в форме взаимодействия малых и крупных предприятий может быть положена недостаточно развитая на сегодняшний день ремесленная деятельность. Она выступает составной частью малого предпринимательства, больше того, именно на основе ремесленной деятельности и осуществляется мелкая производственная деятельность и разрабатываются производственные инновации, т.е. те инновации, которые в советское время относили к изобретательству и рационализации. Именно ремесленное предпринимательство выступает основой выстраивания предпри-
3 О
нимательских взаимосвязей. Ремесленное предпринимательство осуществляет свою деятельность в сфере бытового обслуживания населения, охватывая и местную промышленность, работает в сфере непосредственного производства малых объемов или по индивидуальным заказам населения.
Методы управления инновационным развитием малого предпринимательства на основе управления выстраиванием организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур представляют собой способы воздействия на управляемую систему взаимоотношений и взаимосвязей предпринимательских структур для реализации поставленных целей преобразования (планирование, организация, мотивация, контроль).
Сущность механизма управления инновационным развитием малого предпринимательства через управление выстраиванием организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур предполагает налаженный механизм целеполагания. Для рационального функционирования и развития малого предпринимательства необходимо иметь цель развития, т.к. хаотичное развитие можно рассматривать как структурные изменения сложного поведения детерминированных нелинейных динамических систем, не приводящих ни к каким позитивным преобразованиям. Целевое развитие субъектов малого предпринимательства соответствует его внутреннему строению, наличию и расположению его элементов, а также их соотношению в существующей структуре. При этом организационная структура взаимосвязей и взаимодействия малого и крупного предпринимательства стремится к удержанию элементов в их текущем порядке и взаимосвязи, но экономическое развитие предполагает их постоянное изменение на инновационной основе, в т.ч. в организационно-экономическом направлении.
Понятие «развитие» малого предпринимательства эже, чем «структурные изменения», т.к. последние могут иметь регрессивную траекторию. Таким образом, развитие малого предпринимательства включает в себя позитивные структурные изменения и соотносится с основными целями развития системы предпринимательской деятельности.
Обеспечение благоприятных условий управления развитием малого предпринимательства связано с особенностями развития инновационной инфраструктуры, оказывающей непосредственное влияние на создание новых форм организационно-
экономического взаимодействия предпринимательских структур, т.е. подразумевает создание условий для развития конкурентной рыночной среды и поддерживающей инновационной инфраструктуры. Инфраструктура поддержки инновационной активности и развития малого предпринимательства, выстраивающая приоритеты с акцентом на определенных отраслях и сферах предпринимательской деятельности, способна влиять на изменение отраслевой структуры малых предприятий, создавая тем самым условия для изменения организационно-экономического взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Стимулирование развития малого предпринимательства со стороны государства не означает увеличения только их количества и роста совокупного дохода. Это означает развитие новых организационно-экономических форм взаимодействия и взаимосвязей предпринимательских структур, изменение структуры малого предпринимательства в отраслях и в регионах со значительным смещением от преобладания торговых малых предприятий в сторону производственных. Трансформация организационно-экономических форм взаимодействия и взаимосвязей малых и крупных предпринимательских структур позволит ускорить техническое перевооружение производств и даст новые стимулы для инновационной деятельности в рамках формирования предпринимательских сетей. Именно развитие малого предпринимательства в направлении выстраивания новых форм организационно-экономического взаимодействия будет стимулировать повышение квалификации кадров и облегчит обмен и переток временно свободных и не занятых кадров с одного предприятия на другое, что даст сотрудникам защищенность и уверенность в завтрашнем дне даже в условиях моногородов. С помощью финансовых инструментов (выделение субсидий и т.п.) государство может воздействовать на увеличение количества малых предприятий в определенных отраслях и регионах и таким образом трансформировать отраслевую структуру малого предпринимательства в сторону увеличения производственных малых предприятий.
Формами управления организационно-экономическим развитием предпринимательского взаимодействия в условиях рыночной экономики выступают: финансовые инструменты (льготы по продаже или аренде земельных участков, производственных зданий и оборудования; льготные займы, кредиты; помощь при подготовке и пере-
подготовке кадров; предоставление гарантий по кредитам и т. д.), инструменты налогообложения и формирование элементов инфраструктурной поддержки. При такой постановке проблемы не предусматривается механизм стимулирования повышения качества и конкурентоспособности малых предприятий в рамках выработки государственной экономической политики развития малого предпринимательства. Стимулирование инновационной активности, в основе которого лежит выстраивание взаимодействия между предпринимательскими структурами и формирование предпринимательских сетей, должно способствовать росту конкурентоспособности малых предприятий и инновационной активности.
В качестве одной из форм управления организационно-экономическим развитием предпринимательского взаимодействия формируются предпринимательские системы кластерного взаимодействия с достаточно широкими возможностями - от проведения научно-исследовательских работ до выпуска и продвижения на рынок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Важное место занимают здесь кадровые центры, обеспечивающие регулирование процессов подготовки кадров, повышения их квалификации в профессионально-образовательных учебных заведениях региона по заказам предпринимательских структур. Именно такие кластеры на сегодняшний день составляют ядро инфраструктуры инновационного развития в регионах. Наличие в регионе инновационной инфраструктуры как основы инновационной среды является одним из факторов для размещения на данной территории крупными инвесторами высокотехнологичных производств. Но такие предпринимательские системы кластерного взаимодействия пока не позволяют раскрыть полностью свои потенциальные возможности, для чего необходимо продолжить разрабатывать новые формы организационно-экономического развития малого предпринимательства.
Важнейшими факторами реализации структурной и инновационной стратегии управления развитием малого предпринимательства в направлении выстраивания организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур выступает также включение в цепочку взаимосвязей крупных предприятий с высокотехнологичной конечной продукцией и получение дополнительного эффекта от такого взаимодействия. Формированием организационно-экономического взаимодействия тоже можно управлять на основе
выстраивания новых хозяйственных цепочек взаимосвязей, формирования новых организационных форм развития и взаимодействия малого и крупного предпринимательства, в т.ч. и на основе самодостаточной хозяйствующей системы. Такая система может формироваться и по отраслевому, и по региональному признаку, но должна обязательно включать и учитывать межотраслевые и межрегиональные взаимосвязи.
Английский экономист Фридрих фон Хайек отмечает возможность выстраивания «самоорганизующегося или спонтанного порядка», правила функционирования которого основываются на принципах рыночной экономики в специфических условиях определенных хозяйственных систем [5]. Под хозяйственной системой мы предлагаем понимать систему комплексных организационно-производственно-экономических отношений, определяющих порядок взаимодействия и взаимосвязей малых, средних и крупных хозяйствующих субъектов в рамках определенных добровольных договоренностей и условий.
Значение самодостаточности хозяйственных систем в развитых странах рыночной экономики состоит в том, что для ее обеспечения необходимо функционирование управляемого государством процесса производства в стране, что способствует обеспечению стабильности в обществе и дальнейшему развитию рыночной экономики. Но хозяйственная система является открытой системой, и на ее самодостаточность оказывают влияние очень много внешних факторов. Кроме того, сама хозяйственная система не является абсолютно устойчивой, а все время находится в динамике. Самодостаточная система постоянно стремится к динамическому равновесию, и выстраивание системы взаимосвязей и взаимозависимостей на основе взаимодействия и дифференциации производственного технологического процесса на части, выполняемое в рамках хозяйственной системы самостоятельными предпринимательскими структурами, может обеспечить возможность достижения такого равновесия. Устойчивость дает возможность самодостаточной хозяйственной системе двигаться по траектории саморазвития, при которой внутренние инвестиционные источники будущего воспроизводства не наносят ущерба текущему воспроизводству. Управление трансформацией организационно-экономического взаимодействия малого и крупного предпринимательства осуществляется поступательно, в результате чего
о оо н о си
э
О
происходит усиление эффекта взаимодействия: устойчивый рост производственной компоненты мультиплицирует показатели организационно-экономического развития, т.е. получается синергетический эффект. В противном случае, утрата хозяйственной системой экономической устойчивости влечёт за собой потерю стабильности в темпах развития. При этом вынужденная дополнительная поддержка хозяйственной системы привлекает необходимые ресурсы, и, как следствие, развитие самодостаточной хозяйственной системы в целом тормозится - система приобретает выраженные признаки механизма с отрицательными обратными связями.
Управление формированием условий организационно-экономического развития самодостаточной хозяйственной системы возможно с помощью создания элементов инфраструктуры, которые в качестве основных элементов включают в себя: центры коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, межведомственный центр нанотехнологий, венчурные фонды и др.
Управление развитием малого предпринимательства в форме стимулирования организационно-экономического формирования самодостаточной хозяйственной системы включает в себя и создание общедоступной информационной системы для эффективного предпринимательского взаимодействия. Но отсутствие необходимой информации о государственной поддержке, незнание возможностей специальных программ финансовых институтов для субъектов малого предпринимательства, отсутствие информации о всевозможных формах региональной и муниципальной финансовой поддержки, отсутствие информации о программах финансирования инновационных проектов (в форме грантов, венчурных компаний и т.д.) и др. выступает своеобразным ограничением для развития малого предпринимательства. На сегодняшний день существует своеобразный информационный вакуум в отношении существующих финансовых инструментов, обеспечивающих становление и развитие малого предпринимательства. Одно из возможных направлений в снятии данного ограничения нами предлагается рассмотреть преимущественное развитие не «ресурсоемких» видов деятельности субъектов малого предпринимательства, а «информационноемких», которые должны снизить финансовые риски субъектов малого предпринимательства и, таким образом,
снимется основное препятствие для создания информационной системы как необходимое условие развития малого предпринимательства [2, с. 122].
Обеспечение развития малого предпринимательства необходимой информацией -это не просто создание определенных информационных потоков информации, это создание системы обеспечения информацией, которая должна включать в себя технологическое поле для обмена информацией, инструменты для получения и использования получаемой информации и т.д. [1, с. 56-57]. Очень удобно в процессе формирования информационной системы использовать электронные площадки, т.к. они достаточно доступны для всех участников предпринимательской среды. Но в данной ситуации возникают определенные сложности с получением информации, т.к. финансовые институты являются достаточно закрытыми для малых предпринимательских структур. Основной причиной закрытости, в первую очередь, банковских структур по отношению к субъектам малого предпринимательства выступает нежелание финансовых институтов тесно сотрудничать с малыми предпринимательскими структурами, которые обладают крайне высокими рисками. Но, процесс снижения рисков малого предпринимательства также зависит и от недостатка информации о деятельности и о будущих планах самих субъектов малого предпринимательства. Все эти проблемы в процессе развития малого предпринимательства также можно решить с помощью выстраивания организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур и формирования самодостаточной хозяйственной системы с выстроенной системой взаимосвязей и взаимозависимостей малых и крупных предпринимательских структур, обеспечивающих возможности для создания информационного поля и системы снижения рисков на основе взаимовыгодного взаимодействия и совместной хозяйственной деятельности подчиненной общим целям самодостаточной хозяйственной системы.
Развитие малого предпринимательства в направлении выстраивания организационно-экономического взаимодействия предпринимательских структур включает в себя организационные изменения (в первую очередь на основе принципов франчайзинга), экономическое развитие которых сопровождается рациональным целенаправленным формированием взаимосвязей предпринимательских структур. Франчайзинг как форма хозяйственной
интеграции малых и крупных предпринимательских структур достаточно эффективно используется в сфере услуг экономиками многих развитых стран.
Франчайзинг наиболее интенсивно развивается в тех странах и сферах предпринимательской деятельности, где существует возможность добиться существенного роста прибыли на предоставляемые подсетям субъектов малого предпринимательства по договору франчайзи нематериальные активы бизнеса. Привлекательность франчайзинга в качестве организационно-экономического развития малого бизнеса в сфере услуг подтверждается статистикой Международной ассоциации франчайзинга [3]: длительность жизненного цикла более 85% независимых малых предприятий составляет пять лет, а в системе франчайзинга - только 14% малых предприятий закрывается за тот же период. Франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную организационную форму для развития малого предпринимательства, особенно в сфере услуг. Это объясняется тем, что между франчайзером и франчайзи устанавливаются постоянные взаимосвязи и взаимозависимости.
Сетевое развитие малого предпринимательства является инструментом, который позволяет структурировать транзакции и минимизировать издержки на инновационное развитие, поскольку выступает защитным механизмом, компенсирующим негативные воздействия рынка на малые предпринимательские структуры и нивелирующие влияние рисков. С точки зрения управления организационно-экономическим развитием взаимодействия предпринимательских структур, формирование предпринимательских сетей - это создание корпоративных структур, являющихся результатом многочисленных взаимоотношений малых, средних и малых предпринимательских структур и стратегических альянсов. С позиции управления развитием малого предпринимательства в условиях трансформации организационно-экономического взаимодействия преиму-
Список литературы:
ществами сетевой организации является выстраивание структуры взаимосвязей с сохранением обособленности всех предпринимательских структур при культивировании коллективных ценностей и стремлении к достижению частных целей, выступающих этапами достижения общих целей. На основе сетевого развития малого предпринимательства происходит интеграция знаний, опыта, организационно-экономических возможностей и передовых технологий всех участников сетевой хозяйственной системы и совместное стремление к максимально эффективному инновационному росту, который позволит каждому из участников-предпринима-тельских структур достигнуть своих целей, достижение которых невозможно при индивидуальной предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства в направлении образования сетевых взаимосвязей может позволить обеспечить нивелирование слабых мест субъектов малого предпринимательства и усиление преимуществ крупных и средних предпринимательских структур.
Основными принципами работы предпринимательских сетей с центром в форме крупной предпринимательской структуры являются: юридическая самостоятельность и выстраивание структурных взаимосвязей между малыми и крупными предпринимательскими структурами; объединяющая общая цель; рациональность и целесообразность в процессе выстраивания взаимосвязей внутри хозяйственной предпринимательской сети; регламентация уровней отраслевого и регионального взаимодействия малых, средних и крупных предпринимательских структур.
Таким образом, особенностями развития малого предпринимательства в направлении выстраивания организационно-экономического взаимодействия выступает создание самодостаточной хозяйственной системы, а также формирование предпринимательских сетей на основе выстраивания франчайзинговых взаимосвязей.
[1] Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб.: ГУАП, 2009. - 205 с.
[2] Кошелева Т.Н. Малое предпринимательство: ограничения, факторы инновационного роста и направления развития. - СПб.: Издательство «СПбАУЭ», 2011. - 234 с.
[3] Майлер А. Франчайзинг как наиболее успешная система развития малого бизнеса в мире // Клуб франчайзи. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.profmir.ru/16 (06.09.2012)
[4] Московский Ю. Износ оборудования как угроза национальной безопасности России // Научно-культурологический журнал «regia». - 2012, №№ 14 (252), 25.09.2012. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObiects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=2816&level1=main&level2=article
s (26.09.2012)
[5] Hayek Friedrich A. The Constitution of Liberty. - London: Routledge and Kegan Paul, 1960. - 324 р.
3 О