Научная статья на тему 'Инновационная или креативная экономика в современной России? Подходы к управлению'

Инновационная или креативная экономика в современной России? Подходы к управлению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ КЛИМАТ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махалина Оксана Михайловна, Махалин Виктор Николаевич

Рассмотрены примеры и содержание формирования креативной экономики на основе креативных индустрий, показана их связь с экономикой творчества. Определены отличия понятий «инновационная экономика», «экономика знаний», «креативная экономика», «новая экономика». Обоснована креативность экономики современной России, сформулированы подходы к управлению этой экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махалина Оксана Михайловна, Махалин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THE MODERN RUSSIAN ECONOMY INNOVATIVE OR CREATIVE? APPROACHES TO MANAGEMENT

Examples and contents of formation of creative economy on the basis of the creative industries are reviewed, and their communication with creativity economy are shown. Distinctions in the concepts «innovative economy», «economy of knowledge», «creative economy», «new economy» are defined, the statement that modern Russian economy creative is proved. Approaches to economy management are formulated.

Текст научной работы на тему «Инновационная или креативная экономика в современной России? Подходы к управлению»

УДК 338.242.2

ом. Махалина ИННОВАЦИОННАЯ ИЛИ КРЕАТИВНАЯ

вн. Махалин ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация. Рассмотрены примеры и содержание формирования креативной экономики на основе креативных индустрий, показана их связь с экономикой творчества. Определены отличия понятий «инновационная экономика», «экономика знаний», «креативная экономика», «новая экономика». Обоснована креативность экономики современной России, сформулированы подходы к управлению этой экономикой.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативный климат, креативный класс, инновационная экономика, креативная экономика, креативный менеджмент.

Oksana ï^idiaUna is THE MODERN RUSSIAN ECONOMY INNOVATIVE

Victor Makhalin OR CREATIVE? APPROACHES TO MANAGEMENT

Annotation. Examples and contents of formation of creative economy on the basis of the creative industries are reviewed, and their communication with creativity economy are shown. Distinctions in the concepts «innovative economy», «economy of knowledge», «creative economy», «new economy» are defined, the statement that modern Russian economy creative is proved. Approaches to economy management are formulated.

Keywords: creative industries, creative climate, creative class, innovative economy, creative economy, creative management.

В конце XX в. в мире появились новые феномены — креативные индустрии и основанная на них креативная экономика. Креативные индустрии относятся к так называемому четвертичному сектору экономики, который основывается на производстве и распространении знаний и информации, а также экономически успешных продуктах, имеющих потребительскую ценность. При этом креативная экономика считается двигателем инноваций и экономического роста. Инновации не могут появиться без креативности, а современное экономическое развитие не может быть вне инноваций.

С одной стороны, креативная экономика может рассматриваться как компонент инновационной экономики. Но традиционное понимание инновационной экономики концентрируется преимущественно на научно-технологических разработках и их реализации и не охватывает многие сферы экономики творчества. К творческому сектору экономики, помимо деятельности в сфере научно-технологических разработок, могут быть отнесены и многие другие виды деятельности, в результате которых создаются новые продукты и услуги, представляемые на рынок и оказывающиеся объектами торговых отношений («креативные продукты и услуги» — от англ. creative products and services) [5]. Соотношение терминов «креативная экономика» и «инновационная экономика» в литературе пока окончательно не раскрыто.

Очевидным отражением таких трудностей (не только терминологических, но и концептуальных) является параллельное использование понятий «инновационная экономика», «экономика знаний» и «креативная экономика», причем часто эти понятия употребляются как синонимичные при характеристике «новой экономики» [2]. Инновационная экономика в ее привычном понимании строится на знаниях формализованных (представленных в виде инструкций, методик, технологий, схем и т.д.), защищенных законами об интеллектуальной собственности, выработанных, как правило, точными и естественными науками, а также в сфере инновационного менеджмента. Однако любая сознательная деятельность человека, не только экономическая, построена на знаниях. Таким образом, понятие экономики знаний становится очень широким и малоконкретным. Следовательно, выделяя особенности «новой экономики» нужно говорить о производстве новых знаний как о ее фундаменте.

© Махалина О.М., Махалин В.Н., 2014

Вестник Университета № 21, 2014

И здесь вполне логичным становится переход к понятию экономики творчества — экономики, основанной на производстве новых знаний.

Первой страной, в которой появилась креативная индустрия, стала Великобритания. В 2001 г. американский экономист Джон Хокинс выделил пятнадцать креативных индустрий, тем самым представив американский подход к определению креативной экономики, отметив появление этого феномена и в США. Однако именно Великобритания стала пионером креативной экономики. Принципиальная особенность креативных индустрий состоит в том, что они работают как предприятия бизнеса, функционирующие по законам рынка и продающие свою продукцию на коммерческой основе. Креативные индустрии подразумевают не просто возникновение новых идей, но их превращение в рыночный продукт, который может быть продан. Совокупность креативных индустрий, продуктов, создаваемых ими, формирует креативную экономику. Одним из мировых лидеров в сфере креативной экономики, помимо Великобритании и США, является Германия. К креативной экономике в Германии, согласно экспертным оценкам, относится около 210 000 предприятий с почти 1 млн работников. По оценке федерального министерства экономики, оборот креативной экономики составляет около 125 млрд евро в год, тенденция растет [6].

Исследователи феномена креативной экономики выделяют ее следующие важнейшие аспекты: креативный продукт, креативный климат и креативный класс. Следует подчеркнуть, что креативные продукты могут быть самыми разными: новое решение проблемы в физике, открытие какого-либо нового химического процесса, написание картины, музыки, стихов, создание какой-либо новой философской системы и т.п. Креативный климат — это совокупность условий внешней среды, способствующих возникновению и развитию креативных индустрий.

Основными составными элементами креативной экономики являются креативный климат и креативный класс.

Р. Флорида выделил несколько принципов формирования креативного климата:

— создать среду для любых креативных профессий;

— обеспечить возможность переквалификации работников на более высоком уровне;

— вкладывать деньги в инфраструктуру;

— вкладывать деньги в оптимизацию креативных качеств населения;

— обеспечивать поддержку со стороны различных институтов (наиболее важное условие), ее основа — нормативно-правовая база;

— создать специальные агентства, которые являются связующим элементом между креативными компаниями и государством;

— обеспечить формирование креативных кластеров (креативных объединений одной или нескольких направленностей);

— формировать сознание населения и его самоопределение как креативного класса [4].

Креативный класс появляется либо концентрируется там, где есть креативный климат.

Р. Флорида выделяет две составляющие креативного класса: ядро креативного класса (люди, которые работают в сфере программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна и СМИ); креативные профессионалы (топ-менеджмент, люди, работающие в сфере бизнеса и финансов, права, здравоохранения и руководящие работники в сфере продаж).

Широко распространенное понятие «инновационная экономика» оказывается недостаточным для характеристики всего спектра креативных продуктов и услуг, включенных в экономические отношения производителей и потребителей новых идей. Относительно недавно появившееся понятие «экономика творчества», или «креативная экономика», т.е. экономика, основанная на творчестве, отражает экономическую роль творчества не только в научно-технологической сфере, но и в других

сферах. Понятие «креативная экономика» по сути объединяет все экономические сферы, в которых осуществляется разработка креативных продуктов и услуг, включая и сферу научно-технологических разработок и их коммерциализации, на чем делается акцент при использовании понятия «инновационная экономика». Из этого следует вывод, что и «инновационная экономика» является неотъемлемой частью «креативной экономики», которая включает все креативные индустрии. Креативная экономика стала ключевым сектором постиндустриальной инновационной экономики развитых стран, способствующим их экономическому и социальному развитию. Сегодня креативная экономика — один из наиболее динамичных секторов мировой торговли товарами и услугами, чей ежегодный прирост с начала 2000-х гг. составлял в среднем 8,7 %.

Выступая на форуме «Открытые инновации», Дмитрий Медведев отметил определенные успехи в развитии креативной экономики России: «существенно нарастили государственные инвестиции в инновации, заработали базовые институты развития. — фонд «Сколково», Роснано, Российская венчурная компания. С 2007 г. было поддержано 13 тыс. проектов на сумму 700 млрд руб. За последние годы государство вложило 135 млрд руб. в развитие исследований и расширение кооперации вузов с промышленностью.

Разрабатывая методы управления современной экономикой России, необходимо учитывать основные черты креативной экономики [1; 3]. Креативная экономика не только решает проблемы сегодняшнего дня, но и «конструирует» экономическое поле завтрашнего дня, она задает зону экономического роста, формируя новые потребности и создавая новые рыночные ниши. Креативная экономика — экономическая система, которая характеризуется прежде всего использованием новых технологий и открытий в различных областях человеческой деятельности, большим объемом уже существующих знаний, генерации новых знаний, высокой степенью мотивации стремления к новшествам, а источник ее силы - образование.

В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах. Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск, новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и другими целевыми аудиториями). Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.

Библиографический список

1. Горелов H.A. Креативный менеджмент (менеджмент интеллектуально-креативной деятельности) // Креативная экономика. — 2008. — № 9.

2. Дубина И.Н. К вопросу о соотношении понятий «креативная экономика», «инновационная экономика» и «экономика знаний» // Креативная экономика. — 2009. — № 6.

3. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. — 2008. — № 4.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.: Классика XXI, 2007.

5. The challenge of Assessing the Creative Economy: towards informed policy-making: Creative Economy Report 2008. - UNSTAD/DITC, 2008.

6. Frankfurter Societäts-Medien GmbH [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magazine-deutschland.de/zu.html (дата обращения: 18.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.