Научная статья на тему 'Инновационная и инвестиционная привлекательность объектов туристического бизнеса'

Инновационная и инвестиционная привлекательность объектов туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / МЕТОДЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / STRATEGIC MANAGEMENT / INNOVATION / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TOURISM BUSINESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / INVESTMENT METHODS / INVESTMENT PROJECT / STRATEGIC INVESTMENT / INVESTMENT CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фесенко Олеся Павловна

Рассмотрены проблемы инновационного развития объектов туристического бизнеса, повышения его инвестиционной привлекательности. Особое внимание уделено методам инвестирования инновационной деятельности в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фесенко Олеся Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE TOURISM BUSINESS OBJECTS

The article deals with the problems of innovation development of the tourism business objects, increasing its investment attractiveness. Special attention is paid the investment methods of innovative activities in the tourism business.

Текст научной работы на тему «Инновационная и инвестиционная привлекательность объектов туристического бизнеса»

УДК 338.48

О.П. ФЕСЕНКО

ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Ключевые слова: стратегическое управление, инновация, инвестиционная привлекательность, туристический бизнес, конкурентное преимущество, методы инвестирования, инвестиционный проект, стратегические инвестиции, инвестиционный капитал.

Рассмотрены проблемы инновационного развития объектов туристического бизнеса, повышения его инвестиционной привлекательности. Особое внимание уделено методам инвестирования инновационной деятельности в сфере туризма.

O.P. FESENKO

INNOVATION AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE TOURISM BUSINESS OBJECTS

Key words: strategic management, innovation, investment attractiveness, tourism business, competitive advantage, investment methods, investment project, strategic investment, investment capital.

The article deals with the problems of innovation development of the tourism business objects, increasing its investment attractiveness. Special attention is paid the investment methods of innovative activities in the tourism business.

Формирование стратегии развития объектов туристического бизнеса, повышающей их инвестиционную привлекательность, позволяет им обеспечить конкурентные преимущества. В этом заключается принцип параллельных разработок инновационного стратегического управления туристической компанией.

При формировании подходов к построению блока инновационного стратегического управления туристической компанией принципиальное значение имеет определение не только состава, но и уровня выполнения поставленных задач. В основе определения уровня решения поставленных задач для современных туристических компаний должны лежать принципы критических требований, которые означают [2]: во-первых, обеспечение конкурентных природноресурсных преимуществ не только в рассматриваемом регионе, но и на всем мировом пространстве туристического бизнеса, где компании работают в схожих природно-климатических условиях (т.е. первое критическое требование - работа с достижением конкурентных преимуществ над участниками бизнеса, работающими в аналогичных природно-ресурсных условиях); во-вторых, превышение среднего уровня качества туристических услуг за счет производственнотехнологических и научно-технических инноваций должно быть достигнуто не только в среднем по всем услугам, но и по каждой услуге в отдельности (т.е. второе критическое требование - работа без критических по уровню качества услуг); в-третьих, комплексность предоставляемых туристических услуг должна обладать не только инновационными преимуществами, но и оставлять клиентам возможность использования отдельных услуг без навязывания комплексности (т.е. третье критическое требование - инновационная комплексность услуг, но не навязываемая клиентам и сохраняющая им возможность пользоваться отдельными услугами); в-четвертых, уровень системы управления и квалификация персонала должны не только обеспечивать скорость реакции на изменяющиеся запросы потребителей выше, чем у конкурентов, но и лучше конкурентов прогнозировать и удовлетворять скрытые потребности клиентов (т.е. четвертое критическое требование - обеспечение конкурентоспособной скорости реакции не только на сложившиеся, но и на нарождающиеся (латентные) потребности клиентов - иначе говоря формировать спрос).

Таким образом, нами были определены подходы к построению блока инновационного стратегического управления туристической компанией, базирующиеся на принципах критических требований и параллельных разработок.

Исходя из стратегии развития инновационных ресурсов, повышающих инвестиционную привлекательность объектов туристического бизнеса, были определены способы привлечения стратегических инвестиций для внедрения инноваций в объекты туристического бизнеса (рис. 1) [4].

Разграничение инвестиций на финансовые, имущественные, интеллектуальные (ноу-хау) и другие ценности является необходимым следствием их направленности на инновационное развитие. Инновационная ориентированность инвестиций сводится не только к замене устаревших основных фондов новыми, но и к межотраслевому и межсекторному сотрудничеству, с помощью которого создаются новые организационные структуры, образуются новые связи и осуществляется перераспределение капитала.

Миссия: туристическая компания - это объект высокой культуры отдыха, комфортного проживания гостей в условиях инновационного развития всех сфер общественной жизни

Главная цель развития: создание условий, обеспечивающих достойный отдых и свободное развитие нынешних и будущих поколений потребителей

¥

I. Создание условий для укрепления и развития экономического потенциала туристической компании как основы благосостояния ее сотрудников 2. Повышение деловой активности сотрудников компании, создание условий для их самореализации 3. Создание комфортной и безопасной среды проживания для нынешних и будущих поколений потребителей 4. Повышение эффективности туристического хозяйства как необходимое условие повышения качества услуг этого сектора экономики и улучшения инвестиционного климата 5. Обеспечение дополнительных или особых условий для отдыха для различных групп клиентов с опорой на деловую активность сотрудников компании

і

Политика Программы Проекты

Политика активного рыночного продвижения туристической компании Программа наращивания и актуализации состава туристических услуг Инвестиционные проекты развития туристических услуг

Политика инновационного развития экономики компании Программа развития уровня туристического сервиса Инвестиционные проекты наращивания уровня туристического сервиса

Политика поддержки инноваций, выдвигаемых сотрудниками компании Программа повышения эффективности использования возможностей инфраструктуры компании Проекты развития инфраструктуры

Политика инновационного развития социальной инфраструктуры для сотрудников компании Программа повышения экологической безопасности объектов туристического бизнеса Проекты повышения экологической безопасности объектов туристического бизнеса

Рис. 1. Алгоритм формирования стратегии развития инновационных ресурсов, повышающих инвестиционную привлекательность объектов туристического бизнеса

Анализ мирового опыта инвестирования инновационной деятельности показывает, что основная часть инноваций создается в предпринимательских секторах, характеризующихся частым обновлением технологических инноваций (микро- и наноэлектроника, генная инженерия, биотехнологии, информационные технологии и т.д.). В этих сферах наиболее активно осуществляются организация, финансирование и коммерциализация исследований фундаментального и прикладного характера, проводятся разработка крупных проектов, интегрирующих результаты инновационного поиска малых наукоемких компаний, глобальное сканирование новых идей и рынков, организация производственного процесса в разных странах мира [3]. При этом ряд новейших технологических разработок окупаются только при условии их коммерциализации на уровне мирового рынка, доступного ТНК.

Еще большее практическое значение имеет изучение методов инвестирования инноваций. Обратившись к понятию метода инвестирования инноваций, следует сказать, что метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Учитывая, что способ есть действие, применяемое при осуществлении какой-либо деятельности, можно

определить метод инвестирования в инновации как систему действий, применяемых для практического осуществления инвестиций в инновации.

У любой динамично развивающейся компании возникает необходимость привлечения внешнего финансирования. И чем быстрее растет компания, тем больше ее потребность в инвестиционных средствах.

В общем, компании доступно два основных вида финансирования — собственный капитал (нераспределенная прибыль, эмиссия акций) и заемный капитал (банковский кредит, облигации, векселя и т.д.). Существуют и гибридные схемы, но в любом случае, привлекая инвестиционные средства, компания решает задачу оптимизации соотношения собственного и заемного капитала путем выбора оптимального набора финансовых инструментов (рис. 2) [1].

Рис. 2. Классификация методов инвестирования инновационной деятельности

Таким образом, нами был реализован системный подход к выявлению эффективных способов привлечения стратегических инвестиций для внедрения инноваций в объекты туристического бизнеса, позволяющий определить их состав и функциональные характеристики, порядок взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности с учетом адекватности объекта, предмета и методов управления на различных стадиях кругооборота инвестиционного капитала.

Литература

1. Бухтоярова И. Рынок туристических услуг - инструмент развития регионов / И. Бухтоярова, А. Корсакова // Федерализм. 2004. № 1. С. 201-223.

2. Горохов А.Ю. Недостающий компонент несуществующей стратегии / А.Ю. Горохов, А.В. Игнатьев // Россия ХХ1. 2006. № 5. С. 98-118.

3. Игнатьев А.В. К вопросу об усилении функций туризма в постиндустриальном обществе / А.В. Игнатьев // Туризм и региональное развитие. Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного ун-та, 2006. С. 127-133.

4. Основы туристской деятельности: учебник / сост. Е.Н. Ильина. М.: Советский спорт, 2000.

ФЕСЕНКО ОЛЕСЯ ПАВЛОВНА - аспирантка, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Россия, Сочи ([email protected]).

FESENKO OLESYA PAVLOVNA - post-graduate student, Russia, Sochi State University of Tourism and Resort Business, Russia, Sochi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.