УДК 338.48.330.322
DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.24.190
А. В. Кириченко, Е. А. Балашова, Омский университет дизайна и технологий
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ СТАРТАПОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Один из самых важных и ответственных этапов инвестиционного процесса в сфере туризма - это выбор объекта, в который будут вложены ресурсы, например, стартап. Решить данную задачу возможно с помощью анализа инвестиционной привлекательности туристских стартапов. В статье рассмотрено определение понятия «туристский стартап». Исследованы проблемные вопросы развития стартапов, а также выделены аспекты, формирующие инвестиционную привлекательность предприятий сферы туризма, которые кратко раскрываются через систему экономических показателей. С учётом важности привлечения дополнительных финансовых средств для успешного развития туризма анализ инвестиционной привлекательности был рассмотрен главным образом как элемент технологии их привлечения.
Ключевые слова: туристские стартапы, финансирование, туризм, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономический анализ, финансово-экономические показатели.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ
научного проекта № 16-12-55007
Туризм, как ни одна другая отрасль, способствует развитию малого и среднего предпринимательства, поскольку именно на небольшие компании приходится в среднем более 70 % всех занятых в туризме [1, с. 42].
Рынок туристских услуг стал очень многообразным, и предложение нередко опережает спрос, многим туристическим компаниям становится трудно удержаться на рынке услуг, и они вынуждены разрабатывать большее количество индивидуальных туров с учётом потребностей каждого клиента. Вследствие этого возникает понятие «нового туризма», который определяется как тип туризма, сегментированный и настроенный на потребности туриста. В современных условиях рынку туристских услуг приходится стремительно реагировать на смену настроений потребителей, предлагая их вниманию инновационные продукты, в числе которых туры в экзотические страны, экстремальные и познавательные туры [2, с. 97].
При этом объективное формирование туристских потребностей - это исходный пункт той экономической системы, которую представляет собой современная сфера туризма. Отличительная особенность туристической отрасли - это высокая стоимость привлечения клиентов, и потому составить конкуренцию крупным игрокам можно только за счёт инновационных предложений и средств продвижения в том случае, если конкуренты ещё не успели освоить новую сферу.
В научной литературе туристический бизнес анализируется в различных аспектах: инновационного менеджмента в туриндустрии, партнёрства в туристических транснациональных корпорациях [3], в рамках территориального маркетинга [4] и развития аграрного туризма [5] и пр.
Сегодня роль турфирм в организации путешествий падает с каждым днём. Потенциальному туристу есть смысл обращаться к профессионалам сферы туризма, например, за горящими турами, которые могут оказаться значительно дешевле, чем при самостоятельной организации поездки. Также логично будет для предприятия или компании воспользоваться услугами туристических экспертов для организации корпоративного мероприятия за рубежом. В остальных случаях новейшие онлайн-сервисы позволяют осуществить полноценное и увлекательное путешествие без помощи посредников.
В последнее время очень популярным вариантом начала собственного дела становятся стартапы. Именно по количеству успешных компаний, которые получили своё становление практически с нуля, можно судить об уровне развития бизнес-пространства стран. Сегодня эта ниша занята в основном молодыми людьми в возрасте 25-30 лет, так называемыми представителями новой волны бизнеса, у которых есть собственное видение организации предприятия, множество интересных мыслей и перспективных идей. Самое главное - заинтересовать инвесторов, готовых осуществлять финансирование стартапов.
Стартап (от англ. startup company, startup, букв. «начало процесса») - термин, впервые использованный Forbes в августе 1976 года и Business Week в сентябре 1977 для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности.
Создатель методики развития клиентов (англ. customer development), американский предприниматель Стивен Бланк, определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Автор книги «Бережливый стартап» и идеолог итеративного подхода в предпринимательстве Эрик Рис отмечает, что стартапом может быть названа организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости. Предприниматель, венчурный капиталист и эссеист, основатель бизнес-акселератора Y Combinator Пол Грэм считает быстрый рост главной характеристикой стартапов. Ему вторит сооснователь PayPal, первый инвестор Facebook Питер Тиль.
Формальными критериями для участников рейтингов стартапов обычно выступают возраст компании, число сотрудников, прибыль и её рост, наукоёмкий характер продукта, контроль основателей над компанией и оценка потенциала компании экспертным жюри. Однако Пол Грэм утверждает, что наличие технологической инновации и венчурного финансирования не имеет значения, а малый возраст не делает компанию стартапом. Частое использование понятия в контексте технологических компаний характеризует роль технологий в обеспечении устойчивого роста, но не подразумевает технологический характер как обязательную характеристику стартапа. Некоторые стартаперы рассматривают стартапы как культурный феномен: общие ценности всех членов команды и ощущение значимости вклада каждого сотрудника. Они утверждают, что сохранение этой культуры позволяет считать команду стартапом вне зависимости от размера и контроля основателей над компанией.
Стартап довольно часто является рентабельным и выгодным объектом инвестирования денежных средств, однако также часто он может быть очень рискованным. Поскольку особенностью стартапов является почти полное отсутствие операционной деятельности, на основе которой можно было бы сделать выводы о рентабельности и перспективах предприятия, главное для инвесторов -получить ясное представление о сути и конкурентоспособности инновации.
На данный момент многие эксперты констатируют недооценённость рыночного сотрудничества между стартапами и малым бизнесом. У небольшой компании капиталы намного скромнее, чем у крупной корпорации, но это не значит, что такая фирма не может стать выгодным клиентом. Возможности предложения для малого бизнеса сегодня весьма разнообразны. Ввиду большого количества игроков рынка не составит труда найти заинтересованных в том или ином продукте. Малым компаниям могут быть интересны и мобильные технологии, и социальный маркетинг, и сфера туризма, и интернет-технологии, а также средства проведения транзакций, средства коммуникации и многое другое.
Следует отличать значения понятий «малое предпринимательство» и «стартап».
Малое предпринимательство - это самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке [6, с. 90].
Под туристским стартапом же понимается проект, ориентированный на продажу билетов на транспорт (самолёты, поезда, автобусы, корабли), связанный с путешествиями, или номеров в отелях (частном секторе, мини-гостиницах и т. п.), или того и другого, а также традиционные проекты по продаже турпутевок (комплексных туров, комбинированных туров и пр.) [7].
Подобные проекты объединяют несколько ключевых черт, отражающих специфику работы стартапов в сфере туризма:
1. Способы оплаты приобретаемых услуг (бронирование, перелёты, размещение в номерах, трансферы и пр.) ориентированы преимущественно на электронные платежи;
2. Взаимоотношения с поставщиком услуг (отелем, авиакомпанией, турфирмой, турагентством и пр.) выстраиваются на договорной основе в зависимости от величины комиссионных (420 %), а не разделении выручки;
3. Все туристские стартапы требуют серьёзных вложений в маркетинг (в основном, в прямое продвижение в интернете) и чаще всего оставляют в стороне реализацию технологической платформы;
4. В отличие от традиционных интернет-магазинов, торгующих конкретным товаром, здесь не существует складских остатков, которые можно распродать для покрытия издержек, что не позволяет в случае закрытия проекта по финансовым причинам получить часть вложенных средств.
Основной бум подобных проектов на отечественном стартап-рынке пришёлся на 20112012 годы и первую половину 2013 года. Создатели и инвесторы таких проектов верили в то, что российские пользователи интернета будут готовы к новым услугам, предоставляемым им через интернет. На данный период времени действительно уровень проникновения пользователей интернета из России превышал (и превышает) показатели всех стран БРИКС и приближается ко многим развитым европейским странам.
За последние 9 лет месячная аудитория интернета выросла более чем в 6 раз (61,1 млн в конце 2012 года, прогноз 2016 года - 92 млн), при этом более % российских пользователей (46,8 млн) не мыслят свою жизнь без ежедневной сетевой активности (годовой прирост более 15 %). Города-миллионники, аккумулирующие наиболее платёжеспособную массу населения, собирают до 25 % всех пользователей, при этом европейская часть России составляет около 50 % всего интернет-рынка по численности пользователей [8].
Согласно исследованиям агентства Data Insight, объём российского рынка онлайн-путешествий составляет 170 млрд рублей, причём 125 млрд рублей - это онлайн-продажи билетов.
Многие туристские стартапы стремятся начать партнёрство с максимальным количеством авиакомпаний и турагентств. Также часто можно встретить партнёрские соглашения с местными организациями, например, для формирования маршрутов передвижения в пределах городов с учётом расписания пассажирского транспорта. Другие стартапы становятся агрегаторами, предлагая сводную информацию по перемещениям внутри стран или в международном сообщении [9].
Безусловно, важную роль в развитии стартапов играет своевременное финансирование. Без своевременного и полного финансирования стартап обречён на гибель, более того, в идеале стартап должен переходить от одной волны финансирования к другой. Одна из важнейших задач в создании туристских стартапов - найти и заинтересовать инвесторов, готовых осуществлять финансирование.
Источники финансирования стартапа делятся на два вида:
■ Внутренние (личные инвестиции, инвестиции членов семьи или друзей);
■ Внешние (венчурные фонды, бизнес-ангелы, кредиты, государство, краудфандинг).
Традиционно финансированием стартапов занимаются венчурные фонды и частные инвесторы, но если за рубежом такая поддержка давно вошла в практику, то в России получить денежную поддержку только зарождающегося проекта всё ещё очень нелегко [7]. Ситуация особо обостряется в условиях финансовой нестабильности, прежде всего на валютном рынке, и, как следствие, на финансовом рынке в целом, затрагивая в первую очередь сферу малого бизнеса.
В туристической отрасли больше всего пострадали операторы выездного и въездного туризма. Их количество, свидетельствуют данные Ростуризма, сократилось на треть. Зато на фоне девальвации рубля, сделавшей недоступным выезд за границу для большинства россиян, почти на 10 % увеличилось количество туроператоров, которые специализируются на внутреннем рынке.
По данным Ростуризма, по итогам 2014 года в России работали 4,3 тыс. туроператоров, что на 7,2 % меньше, чем в 2013 году. Это самый низкий показатель с 2010 года (с этого времени ведомство собирает отраслевую статистику). Максимальное падение продемонстрировал въездной туризм: число туроператоров в данном сегменте сократилось на 29 %, до 161 компании. Эта ситуация ожидаема: во втором полугодии 2014 года туроператоры фиксировали падение въездного турпотока на 80 % [10].
Необходимым условием для устранения указанных проблем и обеспечения устойчивого развития туристической отрасли является поддержка внутреннего и въездного туризма на государственном уровне. Именно эти виды туризма напрямую инвестируют экономику страны, стимулируют развитие смежных отраслей, таких как строительство, гостиничное хозяйство, транспорт, торговля, общественное питание, сфера услуг. Основной задачей государства является доведение объёма внутреннего турпотока до общемировых значений - примерно 80 % от общего показателя туристского потока.
Следует отметить, что за последние годы туристическая сфера в России уже получила мощное развитие. Для иностранных туристов стали более доступны Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, северные регионы, города Нижний Новгород и Самара. Кроме того, была проделана большая работа по приёму туристов во время зимней Олимпиады в Сочи [11].
Принимая во внимание текущее состояние российского рынка долгового финансирования, характеристики инфраструктурных проектов для турбизнеса, их высокую капиталоёмкость и длительные сроки окупаемости при неизвестном результате (количественный и качественный состав туристов), можно сделать вывод, что реализуемые в сфере туризма проекты имеют высокую степень риска для потенциальных инвесторов.
Поэтому самым ответственным этапом инвестиционного процесса является выбор проекта (стартапа), в который будут вложены ресурсы инвестора. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность.
Под инвестиционной привлекательностью туристского стартапа будем иметь в виду совокупность объективных финансово-экономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям инвесторов по соотношению «доходность-риск» для инвестирования в соответствующие категории туристских объектов при условии достижения целей инвестора в течение определённого периода времени.
Изучив научные источники по вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно отметить, что методологические аспекты всестороннего, комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия в настоящее время мало разработаны учёными-экономистами. Таким образом, для выявления реальной и достоверной информации должны получать распространение частные методики оценки этой экономической категории, учитывающие не только общепринятые критерии, но и экономические реалии в том или ином секторе народного хозяйства, отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности организаций, стратегические намерения и текущие интересы инвесторов. В связи с этим возникает потребность в разработке методики оценки инвестиционной привлекательности стартапов туристской сферы деятельности.
Представляется целесообразным использовать при проведении анализа инвестиционной привлекательности туристского стартапа систему показателей, объединённых в блоки:
• анализ финансовой привлекательности;
• анализ ресурсного потенциала;
• анализ туристских потоков;
• анализ влияния сезонности на финансово-хозяйственную деятельность турфирмы [12].
На первом этапе (первый блок) для оценки финансовой привлекательности предприятия воспользуемся традиционными группами показателей финансового анализа: анализ платёжеспособности, финансовой устойчивости, эффективности и результативности деятельности, способности предприятия к саморазвитию в определённый момент, оптимальности структуры капитала, способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды, переносить непредвиденные неблагоприятные обстоятельства в границах допустимого уровня риска.
На втором этапе следует оценить темпы развития туристского стартапа и определить, в какой мере оно приблизилось к наивысшему уровню использования ресурсов и эффективности деятельности. Непосредственно для определения эффективности функционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели, т. е. определяется функция эффективности использования ресурсов. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают: объём продаж - количество проданных туров; выручку от продаж туристского продукта; показатели использования ресурсов рабочей силы; показатели использования основных фондов и оборотных средств; показатели производительности труда и фонда заработной платы; себестоимость поданных турпродуктов и т. д.
Анализ туристских потоков (анализ рыночных сегментов) на рынке туристских услуг и его последующее прогнозирование являются важнейшими составляющими успеха турфирм. Это становится тем более актуальным в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Экономический и маркетинговый анализы рыночного спроса способствуют повышению уровня его регулируемости и предсказуемости, что позволяет строить соответствующие маркетинговые стратегии и максимально эффективно осуществлять бизнес-планирование. В конечном итоге подобный анализ помогает достижению турфирмой её основополагающих целей, основанных на современном маркетинговом подходе: получение максимально возможной прибыли на основе удовлетворения потребностей потребителей в туристских услугах, приращение своей инвестиционной привлекательности.
Для туристского рынка, а значит, и для субъектов, осуществляющих свою деятельность в границах этого рынка (турфирм и прочих предприятий туриндустрии), характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность - явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Динамика спроса на различные турпродукты обуславливает колебания цен (их дифференциацию) в течение года. Анализ сезонности продаж турпродукта может проводиться при помощи любого ныне известного метода: простой средней, относительных чисел (величин), скользящей (подвижной) средней, аналитического сравнения.
На подготовительном этапе следует учесть, насколько полно и достоверно представлена вся существенная информация, необходимая инвесторам для проведения объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. Также важно знать, каким образом раскрывается эта информация, какова трудоёмкость (стоимость и затраты времени) сбора и обобщения требуемой инвестору информации.
Указанные аспекты должны быть описаны через систему показателей, позволяющих оценить уровень инвестиционной привлекательности предприятия.
Порядок формирования критерия инвестиционной привлекательности предприятия, представленный выше, подтверждает вывод о том, что инвестиционная привлекательность предприятия является мультифакторной экономической категорией. В ней получают отражение многие аспекты деятельности предприятия, имеющие разную степень значимости для инвестора и характеризующие целесообразность вложения средств в то или иное предприятие. Так как оцениваемые турстартапы должны сопоставляться им, то степень инвестиционной привлекательности каждого объекта должна получить количественную оценку достигнутого уровня. Такая оценка возможна через интегральный показатель инвестиционной привлекательности организаций.
Показатель инвестиционной привлекательности стартапа, рассчитанный с учётом фактических значений показателей, лучших среднеотраслевых значений количественных показателей, качественных характеристик, наиболее выгодных инвестору и весовых коэффициентов значимости показателей, станет характеристикой меры предпочтения инвестора для вложения капитала в тот или иной проект. В наиболее общем виде данный показатель можно представить следующим образом:
где х, - оценка фактического уровня показателя;
хэ - оптимальное для инвестора значение показателя, принимаемое за эталон сравнения;
к - весовой коэффициент показателя, формирующего инвестиционную привлекательность предприятия;
1 - количество рассматриваемых показателей ^ = 1, 2, ..., п).
Чем ближе значение данного коэффициента к 1, тем предпочтительнее и привлекательнее для инвестирования данный проект, организованный в форме стартапа.
Для разработки более частной модели необходимо установить значение весовых коэффициентов интегрального показателя, а также использовать экспертный метод.
Проанализировав характеристики инвестиционной привлекательности туристских стартапов, необходимо отметить, что перечень показателей полностью отличается от стандартного набора, предлагаемого в общепризнанных научных исследованиях. Это ещё раз подтверждает необходимость учёта отраслевой специфики и особенностей функционирования того или иного сектора бизнеса при решении любых экономических проблем и свидетельствует об актуальности темы исследования.
Практическая значимость проведённых исследований и полученных результатов определяется возможностью с помощью предложенной модели оценки инвестиционной привлекательности турстар-тапа не только рассчитать уровень инвестиционной привлекательности проекта в сфере туризма, но и управлять процессом привлечения инвестиций путём улучшения качественных и количественных характеристик отдельных аспектов и показателей, имеющих приоритетное значение для инвесторов.
Разработанный подход к анализу инвестиционной привлекательности стартапов сферы туризма, базирующийся на комплексном подходе к изучению объекта исследования, позволяет учитывать разнообразные аспекты привлекательности объекта и отраслевые особенности его деятельности, что обеспечивает наиболее точные и достоверные результаты проводимых аналитических процедур.
1. Коновалова, Е. Е. Корпоративное управление на туристских предприятиях / Е. Е. Коновалова, А. А. Силаева // Проблемы развития предприятий: теория и практика : сб. статей VII Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. В. И. Будиной. - Пенза, 2014. - С. 41-45.
К
э
Библиографический список
2. Коновалова, Е. Е. Инновации на предприятиях туризма и сервиса / Сервис в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е. Е. Коновалова, А. А. Силаева. - Режим доступа: http://old.rguts.ru/electronic_ journal/number50/contents
3. Бандурин, В. В. Туристические транснациональные корпорации: модели, структура, экономическая эффективность : монография / В. В. Бандурин, Д. С. Ушаков. - М. : Граница, 2007. - 368 с.
4. Лукина, Т. С. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий / Т. С. Лукина, О. Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №4 (18). - С. 225-234.
5. Лукина, Т. С. Стратегии формирования территории опережающего развития / Т. С. Лукина, О. Ю. Патласов // Вестник СибАДИ. - 2015. - № 3 (43). - С. 141-148.
6. Балашова, Е. А. Основные черты, преимущества и недостатки деятельности субъектов малого бизнеса / Е. А. Балашова // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2010. - № 2. - С. 90-93.
7. Есть ли пузырь на рынке туристических стартапов в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusbase.vc/trends/digest/travel
8. Леонова, В. П. Венчурное финансирование как инструмент развития инновационной деятельности / В. П. Леонова, Е. Н. Егорова, Т. Г. Амбросьева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2. - С. 918-923.
9. Силаева, А. А. Маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью на туристическом рынке / А. А. Силаева, Н. А. Чхиквадзе // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 277-284.
10. Туроператоры попали под сокращение // Коммерсантъ. - 2015. - 3 февраля. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://news.mail.ru/economics/20935743/
11. Силаева, А. А. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А. А. Силаева, Е. Е. Коновалова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7 (45). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number45/contents
12. Кириченко, А. В. Методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма в условиях инновационной экономики /А. В. Кириченко// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика, 2011. № 1 (96) выпуск 17/1. - С. 45-56.
A. V. Kirichenko, E. A. Balashova, Omsk State Service Institute INVESTMENT ATTRACTION STARTUPS TRAVEL TODAY
One of the most important and crucial stages of the investment process in the tourism sector - is the choice of the enterprise, in which resources will be invested. To solve this problem is possible by analysis of investment attractiveness of tourist enterprises. The article deals with the definition of «tourist startup».We investigated the problematic issues of development of startups, as well as highlighted aspects that form the investment attractiveness of tourism enterprises, which are briefly disclosed through the system of economic indicators. Taking into account the importance of attracting additional financial resources for the successful development of tourism, the investment attractiveness of the analysis has been considered mainly as a piece of technology to attract them.
Keywords: travel startups, financing, tourism, investments, investment attractiveness, economic analysis, financial and economic indicators.
References
1. Konovalova E. E. Corporate management in tourist enterprises. Problems of Enterprise Development: Theory and Practice. Penza, 2014. рр. 41-45.
2. Konovalova E. E. Innovation in the tourism enterprises and service. Service in Russia and abroad, available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents
3. Bandurin V. V., Ushakov D. S. Turisticheskie transnatcionaVny^e korporatcii: modeli, struktura, eskonomicheskaia effektivnosf [Tourism multinationals: patterns, structure, economic efficiency], Moscow, Granitca Publ., 2007, 368 p.
4. Lukina T. S., Patlasov O. Iu. Development of marketing strategies of rural territories. Nauka o cheloveke: gumanitarny^e issledovaniia. 2014, No. 4 (18), pp. 225-234.
5. Lukina T. S., Patlasov O. Iu. Strategy for the formation of priority development areas. Vestneyk SibADI, 2015, no. 3(43), pp. 141-148.
6. Balashova E. A. ^e Main features, advantages and disadvantages of activity of subjects of small Biznes. Vestnik Omskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2010. no 2. pp. 90-93.
7. Is there a bubble in the market of tourist startups in Russia, available at: http://rusbase.vc/trends/digest/travel
8. Leonov V. P. Venture financing as a tool for development of innovative activity. Economy and Entrepre-neurship. 2014. no. 5-2. pp. 918-923.
9. Silaeva A. A Marketing as a management tool in the competitive tourism market. Problems of practical management and marketing in the field of service: Materials of All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2010. pp. 277-284.
10. Tour operators were laid. Kommersant. 2015. 3 February, available at: https://news.mail.ru/economics/20935743/
11. Silaeva A. A. Franchise development in the field of tourism. Service in Russia and abroad, 2013, no 7, available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number45/contents
12. Kirichenko A. V. Methodological problems of assessment of investment attractiveness of tourism enterprises in the innovation economy. Scientific statements Belgorod State University History Series. Political science. Economy. Informatics, 2011, no 1, pp. 45-56.
© А. В. Кириченко, Е. А. Балашова, 2016
Авторы статьи:
Анастасия Владимировна Кириченко, старший преподаватель, Омский университет дизайна и технологий, e-mail: kirav5@mail.ru
Елена Александровна Балашова, доцент, Омский университет дизайна и технологий.
Рецензенты:
Т. Д. Синявец, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Е. В. Коваленко, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.
УДК 33 Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.24.196
О. С. Елкина,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
С. Е. Елкин,
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
Актуальность исследования человеческого потенциала как научной категории представляется ключевой проблемой качественной характеристики уровня и условий использования компетенций, опыта, интеллектуальных возможностей.
Авторы статьи рассматривают понятие человеческого потенциала как интегральное по аксиологическому содержанию и связанное с незавершенностью, динамической неустойчивостью человеческого развития.
Рекомендации авторов основаны на понимании важности управленческой составляющей, когда проблемы, связанные с совершенствованием управления, постоянно находятся в центре внимания. Об этом свидетельствуют множественные изменения, проводимые в управлении страной и отдельными организациями.
Ключевые слова: управление, человеческий потенциал, концепция, развитие.
Человеческий потенциал как научная категория сегодня используется для качественной характеристики уровня и условий использования компетенций, опыта, интеллектуальных возможностей. Основной становится способность к постоянному совершенствованию и развитию.
С изменением требований к работникам встаёт вопрос о качестве человеческого потенциала. Он позволяет интегрированно оценить способность человека выполнять конкретную работу. Требования общества и современного производства недостаточно учитываются узкопрофессиональными знаниями, навыками и умениями. Расширение содержания обучения необходимо в основном в направлении овладения работником более широкого объёма знаний. Приемлемым