Научная статья на тему 'Инновационная экономика: основа постиндустриального общества, проблемы и перспективы развития в России'

Инновационная экономика: основа постиндустриального общества, проблемы и перспективы развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / СООБЩЕСТВА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ / БРЭНД-КОМПАНИИ / INNOVATIVE ECONOMY / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / INTELLECTUALIZATION / INCREASED COST SOCIETIES / BRAND-COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Елена Владимировна

Показано значение инновационной экономики в современных экономических условиях с точки зрения известных современных экономистов, а также на основе опыта промышленно развитых стран. Показаны возросшая роль инновационной экономики для России, а также возможные сценарии её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative economy as a base of postindustrial society, problems and perspectives of development in Russia

This article is about innovative economy in the modern economic environment from the famous economists' point of view and on the base of other countries' experience. It is shown the increasing role of innovative economy for Russia and possible ways of development.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика: основа постиндустриального общества, проблемы и перспективы развития в России»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

УДК 658 012 4 Е. В. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный технический университет

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА:

ОСНОВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Показано значение инновационной экономики в современных экономических условиях с точки зрения известных современных экономистов, а также на основе опыта промышленно развитых стран. Показаны возросшая роль инновационной экономики для России, а также возможные сценарии её развития.

Ключевые слова: инновационная экономика, постиндустриальное общество, интеллектуализация, сообщества добавленной стоимости, брэнд-компании.

Основой всех промышленно развитых государств на современном этапе развития общества является инновационная экономика (экономика, основанная на знаниях; информационная экономика). Инновационной называется экономика, основанная на знаниях, инновациях, на позитивном восприятии новых идей, систем, технологий, на готовности к их практической реализации в различных секторах экономики. На этой стадии объективированное в продуктах и услугах знание формирует большую часть создаваемой стоимости. Этот процесс развивается через интеллектуализацию технологий, рост наукоёмкости производимой продукции и развитие рынка интеллектуальных товаров и услуг.

Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает резкое повышение производительности труда. По мнению специалистов, возможности передовых сельскохозяйственных и промышленных технологий таковы, что при их повсеместном внедрении примерно через 30 лет 2% трудоспособного населения Земли могли бы удовлетворять потребности остальных жителей планеты. Если же говорить о реалиях, то в промышленно развитых странах доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 10%, а непосредственно вовлеченных в материальное производство — 20% [1, 2]. Все более наукоемкими становятся такие «доиндуст-риальные» отрасли, как добыча полезных ископаемых, производство сельскохозяйственных продуктов. Так, по оценкам Т.Стюарта, научные разработки образуют 50% стоимости нефти и 75% стоимости зерна. В различных некомпьютерных производственных и бытовых системах в настоящее время установлено порядка 10 млрд чипов. Количество существующих в мире компьютеров составляет около 500 млн [1, 2]. По данным исследований, проведенных в США (1990—1995 гг.) средняя продолжительность разработки нового изделия сократилась с 35,5 до 23 месяцев. Разработка новых моделей автомобилей от концепции до производства уменьшилась с шести до двух лет.

В экономике постиндустриального общества деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знаний, приобретает все более существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого изменяются в наибольшей степе-

ни. Начиная с 60-х гг. XX в. затраты на образование во всех странах начинают расти гораздо быстрее, чем в других отраслях народного хозяйства. В современной экономике образование рассматривается как форма инвестиций в человеческий капитал, от которой зависит его качество и эффективность производства. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции непрерывного образования. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует специалистам выделять 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40 — 80 часов в год — на участие в какой-либо форме непрерывного образования.

За перечисленными фактами одни исследователи видят результаты научно-технического прогресса и связанного с ним роста производительности труда и уровня жизни. Другие считают, что причина — истощение дешевых природных и трудовых ресурсов. Третьи связывают изменения в общественном способе производства с информационной революцией. В каждом из этих объяснений есть доля истины, но, по-видимому, общей основой для усиления действия всех этих разнообразных факторов являются изменения в напряженности и характере конкуренции, вызванные глобализацией экономики. Глобализация рынка, рост числа транснациональных компаний, новые технологии, облегчающие выход на новые рынки, растущее давление со стороны акционеров, — все это породило гиперконкуренцию, вышедшую за границы национальных рынков. Так, если в 1965 г. корпорация 1ВМ имела 2500 конкурентов, то к середине 90-х гг. их насчитывалось уже 50 000.

В качестве основных характеристик экономики инновационного типа можно выделить следующие.

1. Темпы и масштабы научно-технического прогресса таковы, что изменения в материальной базе производства и качестве трудовых ресурсов не успевают за ростом научно-технических возможностей.

2. Рост трансакционных издержек. Трансакционные издержки — относительно новая экономическая категория, активно введенная в экономический анализ лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в 1937 г. По своей сути эти издержки связаны не с производством как таковым, т.е. расходами на сырье, материалы, оплату труда, транспортировку и

Возможные сценарии развития российской экономики

Таблица 1

Тип сценария Содержательная характеристика

Ориентация на внутренний рынок Основные направления развития: компьютерная коммерция, производство программного обеспечения, электронная коммерция ТВ зоне российского Интернета. Естественный предел развития — внутрироссийский рынок. Сложности с соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности (около 95 % программного обеспечения в стране контрафактного происхождения).

Становление оффшорного программирования По принципу азиатских программистов: 1Т-услуги по реконструкции устаревших систем и созданию новых, техническая поддержка, шеЬ-дизайн, программные продукты, в том числе для электронного бизнеса. Например, Индия. К 2008 г. доля Индии в общем годовом объеме (на мировом рынке) производства программных услуг достигла 50 млрд долл. — 36 % мирового производства (необходимо отметить, что компьютерный бизнес — экологически чист, в отличие, например, от бизнеса по нефтегазодобыче). Преимущества: огромный потенциальный рынок информационных технологий, бизнес-модель — ясна (опыт других стран). Проблемы реализации: необходимость постоянной генерации заказов (работа с зарубежными заказчиками); недостаточное количество профессиональных менеджеров проектов (инновационных менеджеров); конкуренция с индийскими и китайскими программистами.

Экспорт готовых продуктов (новых технологий) Это — путь успешно реализованный Израилем, Финлядией, Швецией (прямая конкуренция с Силиконовой долиной). Например, израильская инновационная экономика — это 3 тыс. фирм, около 180 венчурных фондов, 130 других инвестиционных компаний, 30 инкубаторов.

т. д., а с затратами, обусловленными поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности и многими другими составляющими. Так, в США на трансакционные издержки приходится более 50% общих издержек производства и реализации продукции и услуг. Сложилась ситуация, при которой товар проще и дешевле произвести, чем продать. Соответственно возросли требования к эффективности сбора и обработки информации, маркетинговых исследований, рекламы, связей с общественностью, т.е. к видам деятельности, основными ресурсами которых является знание. Виды деятельности, связанные с предоставлением транакционных услуг, объединены в понятие трансакционного сектора экономики. По оценке специалистов, доля трансакционного сектора в валовом национальном продукте (ВНП) неуклонно растет, в США она составляет около 50%.

3. Значительное возрастание роли менеджмента в области интеллектуальных ресурсов. Об этом можно судить по «цене» стратегических ошибок, связанных с интеллектуальными ресурсами и продуктами, которые имели самые печальные последствия для совершивших их фирм. Например, компания Хегох первой в мире разработала графический интерфейс для персональных компьютеров с использованием окон, иконок, кнопок и т. д., но не предпринила ничего, чтобы закрепить и развить свой успех. Принципы графического интерфейса подхватили другие компании, например, Арр1е. Что касается Хегох, то компания ушла с рынка программного обеспечения.

4. Подвижность, изменчивость, «неформализо-ванность», связанные с присвоением, отчуждением и распоряжением инновационными продуктами и полученными от инновационной деятельности доходами.

5. Наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных инновационных продуктов в объеме, необходимом для поддержания высокого качества жизни населения.

6. Расширение и активизация инновационной деятельности в различных отраслях экономики.

7. Высокая инновационная культура общества: понимание логики происходящих процессов, адекватное восприятие новых идей, знаний, технологий,

готовность к созданию и внедрению инноваций.

8. Функционирование гибкой системы подготовки и переподготовки кадров — инновационных менеджеров различного уровня.

О становлении экономики, основанной на знаниях, как о процессе, известно примерно с начала 60-х гг. Для этого процесса характерна ярко выраженная нелинейность, турбулентность, дискретность.

Существуют разные подходы к пониманию инновационной экономики (экономики знаний), которая определяется, например, как особый тип экономики, в котором благосостояние зависит, прежде всего, от наукоемких активов — знаний, опыта, ноу-хау, в отличие от экономики индустриального общества, где накопление определяется материальными факторами.

В экономической теории пионером экономики знаний называют профессора Принстонского университета Ф. Махлупа, создавшего труды «Производство и распространение знаний в США» и «Экономика информации и человеческого капитала». Ф. Махлуп еще в 70-е гг. XX в. выдвинул идею о том, что самая значимая отрасль современной экономики — это образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением. Академик В.Макаров считает «экономику, базирующуюся на знаниях», типом экономики, где сектора технологической материализации знаний играют решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. Он раскрывает контуры экономики знаний в терминах «входа — выхода». Со стороны входа оценивает их общим объемом затрат (суммарных инвестиций) на развитие первичного, базисного сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания. Со стороны выхода контуры экономики знаний оцениваются по валовой добавленной стоимости отраслей, где в основном потребляются новые знания, т.е., тех отраслей экономики, которые предъявляют повышенный спрос на знания: высокотехнологичные отрасли высшего уровня или ведущие высокие технологии. В эту группу входят наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности: авиакосмическая, приборостроение, электроника, производство

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

Традиционный

бизнес

Рис. 1. Переход к электронному бизнесу по Минсу и Шнайдеру

Рис. 2. Материальные потери при традиционном бизнесе

компьютеров и офисного оборудования, фармацевтическое производство. К ним примыкают высокие технологии среднего уровня, сосредоточенные в таких отраслях, как химическая, производство машин и оборудования общеэкономического и отраслевого назначения, электротехника, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение и производство мотоциклов, велосипедов и т. д. Далее следует сектор повышенного спроса на знания, охватывающий сферу высокотехнологичных услуг (телекоммуникации, финансы, страхование, деловые услуги — лизинг, консалтинг), а также при расширенной трактовке включающий отрасли образования и здравоохранения, культуры и управления.

Контуры экономики знаний не сводятся к сфере образования и науки. Они гораздо шире и включают в себя разного рода консалтинговые, маркетинго-

вые, инжиниринговые и другие структуры, специализирующиеся на оказании деловых интеллектуальных услуг. Аргументом в пользу данного положения может служить то обстоятельство, что в этих структурах с соответствующими видами деятельности существуют собственные сферы производства и распространения знаний, основанные, прежде всего, на опыте их хозяйствования. Такие структуры производят корпоративные знания. Так, например, известная программа учета хозяйственной деятельности «1С» была разработана не в вузе и не в НИИ, а в коммерческих структурах. Поэтому более правомерно определять экономику знаний не как отдельный сектор хозяйственной системы (сектор знаний), а как новую, более высокую стадию ее развития, когда определяющим фактором прогресса общества становятся знания, которые необходимо рассматривать

как основополагающий ресурс, в первую очередь предопределяющий общественное развитие.

В России сторонниками эволюционной экономической теории являются, например, В. Маевский, В. Тамбовцев. Если в условиях индустриального общества действует закон убывающей доходности, то в информационной сфере деятельности знания не испытывают перенасыщения и здесь скорее наоборот: действует закон «возрастающей доходности».

Важнейшим откликом переживаемого пятого этапа IT-революции является не только переход к экономике инновационного типа на глобальном уровне (это мощная основополагающая тенденция развития современной макроэкономики), но и (в рамках последнего процесса) переход от традиционной модели бизнеса к декапитализированной модели е-бизнеса.

Суть декапитализированной модели е-бизнеса в том, что в стремлении увеличить прирост доходности капитала компании все меньше опираются на физический капитал (Рис. 1). Происходит передача многих составляющих производственного процесса внешним структурам, распределенным по цепочке поставщик-потребитель. Такая модель бизнеса предполагает разделение компаний на две принципиально разные группы:

— имеющие относительно небольшой каптал, но владеющие брендом (становятся в основном системными интеграторами раздельно производимых узлов);

— группирующиеся вокруг бренд-компаний, образуя сети внешних структур (сети предоставляют бренд-компаниям цепочки поставщик-потребитель, а также различные услуги: обработка финансовой информации, учет, технологический сервис, подбор персонала).

Брэнд-компании с малым материальным капиталом (основные и оборотные фонды), работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур как достаточно новое явление в бизнесе называют «сообществом добавленной стоимости» (СДС, value added community).

Например, в атомобильной промышленности (компании «Ford», «Gneral Motors», «Daimler-Chruysler» и др.) крупнейшие компании в значительной мере смещают производство узлов и деталей в сторону внешних структур, проявляя все больший интерес к инвестициям в дистрибуцию, развитие дилерской сети. Таким образом присходит переход от модели самостоятельного производства продукции собственных марок к модели бизнеса, ориентированной на владение брэндом транспортного средства.

В результате динамичного взаимодействия СДС образуются, так называемые, метарынки. Различают несколько вариантов взаимодействия компаний в рамках СДС:

— сообщество взаимных интересов (например, покупателей);

— нейтральная биржа (сообщество формируемое вокруг общей биржи продавцов и покупателей);

— дистрибьютерская сеть (создается продавцами);

— интегрированная цепочка: поставщик-потребитель.

При работе крупной классической компании, опирающейся на физический капитал, возникает множество каналов материальных потерь, отсутствующих при организации бизнеса по типу «электронный» (Рис. 2). Именно в ответ на эти материальные потери происходит развитие метарынков.

Подход СДС позволяет понять природу новых ти-

пов организаций, описываемых в работах Дж. Хейга (1982 г.), Р. Акоффа (1994 г.), У. Халала (1986, 1993 гг.), Б.З. Мильнера (2001 г.), таких как:

— сетевые организации (рыночно ориентированные связи различных партнеров (в основе договорные отношения), включающие кооперацию и совместное использование активов);

— виртуальные корпорации (сообщество функциональных партнеров (в основе контракты между независимыми рабочими группами));

— многомерные организации (договорные отношения между подразделениями с координирующей ролью высшего руководства (каждое подразделение подчиняется только одному руководителю в отличие от матричной формы));

— круговые корпорации (демократическая иерархия с советами из подчиненных вокруг каждого руководителя);

— интеллектуальные организации (формируется из большого числа автономных взаимодействующих групп (неформальные связи));

— обучающиеся организации (постоянное обучение и развитие на базе накопленного опыта, отношения свободного сотрудничества).

Становление инновационной экономики в РФ осложнено деформированной структурой материального производства, определяемой гипертрофией тяжелой индустрии в сочетании с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Доля современных отраслей производства (микроэлектроника, информатика, биотехнологии) в народнохозяйственном комплексе не велика [3] и составляла 8—10 % (начало 90-х гг.), тогда как в развитых странах 35 — 40 %. Присутствие России на мировом рынке высокотехнологичной продукции остается крайне низким 0, 3 %, что в 130 раз меньше доли США. При этом РФ — «рекордсмен» мирового значения по экспорту сырья и материалов (нефть, природный газ, никель, ниобий, тантал, ванадий, вольфрам, металлы платиновой группы, алюминий, удобрения, промышленные алмазы). Причем внутренний спрос на указанные виды сырья и материалов не удовлетворяется на 100 %. В сложившейся ситуации специалистами предлагаются различные сценарии формирования инновационной экономики в РФ (табл. 1). В настоящее время российская экономика находится в фазе, когда модель первого сценария в основном сформировалась, модель второго — начинает переходить на индустриальный уровень, модель третьего

— существует в единичных опытных образцах.

Библиографический список

1. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации / С.М. Климов. - М.: ИВЭСЭП, 2000. - 168 с.

2. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества / С.М. Климов. - М. : ИВЭСЭП, 2002. - 199 с.

3. Гаева Д. Сценарии формирования инновационной модели экономики // Человек и труд. - 2007. - № 2. -С. 75-78.

ЯКОВЛЕВА Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и организация труда».

Дата поступления статьи в редакцию: 30.12.2008 г.

© Яковлева Е.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.