Научная статья на тему 'Инновационная экономика как пространство для развития новых идей: краудфандинг'

Инновационная экономика как пространство для развития новых идей: краудфандинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КРАУДФАНДИНГ / ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена исследованию проблем развития инновационной экономики, возможности которой позволяют создать новые информационные площадки для реализации творческих и социальных проектов, основанных на использовании краудфандинга. Автором проанализированы существующие в России краудфандинговые платформы и представлены основные тенденции в области развития краудфандинговых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика как пространство для развития новых идей: краудфандинг»

Инновационная экономика как пространство для развития новых идей: краудфандинг

Джанджугазова Е.А.

Innovative economy as an area for the development of new ideas: crowdfunding

E. Dzhandzhugazova

Статья посвящена исследованию проблем развития инновационной экономики, возможности которой позволяют создать новые информационные площадки для реализации творческих и социальных проектов, основанных на использовании краудфандинга. Автором проанализированы существующие в России краудфандинговые платформы и представлены основные тенденции в области развития краудфандинговых проектов.

The paper investigates the problems of innovative economy development, its opportunities create new information platforms to realize creative and social projects based on crowdfunding. The author analyzes crowdfunding platforms in Russia and presents the main trends in the development of crowdfunding projects.

Ключевые слова: инновационная экономика, краудфандинг, проекты, инновации.

Key words: innovative economy, crowdfunding projects, innovation. Эпоха инноваций

Инновационную экономику сегодня принято называть интеллектуальной, то есть сосредоточенной на создании и введении интеллектуальных продуктов - инноваций. От традиционной экономики, основанной на материальном производстве и материальных ресурсах, ее отличает то, что значительная часть добавленной стоимости создается интеллектуальным трудом. Уже сегодня мы вступили в эпоху инноваций и на наших глазах происходят масштабные перемены, фактически не имеющие исторических аналогов. Однако эти перемены были прогнозируемы, и

академик Н.Моисеев определил их удачной формулировкой: «Смена алгоритмов развития цивилизации». [3]

Анализируя это емкое определение, мы осознаем, что меняется само представление о «развитии» как некоей траектории движения вперед. Сегодня категорию «развития» уже нельзя отождествлять только с «количественным» ростом, необходимо искать, как сейчас принято говорить, новые смыслы. В настоящее время решения в области экономической политики не могут быть достаточными, необходимо смотреть на проблему шире - с точки зрения реализации инновационной политики. [1]

Вместе с тем развитие инноваций - это крупная системная проблема как для отдельных государств, так и для мировой экономики в целом. Новая экономика, основу которой составляют информационные технологии, показывает, что «информационная революция» протекает так же, как и промышленные революции прошлых эпох. В частности, этап роста сменяется завышенными ожиданиями, переходящими в неоправданный оптимизм, который приводит к разорению больших игроков нового сектора экономики с последующим переходом к эволюции развития. При этом во всех случаях основные дивиденды получают не создатели инноваций, а компании, сумевшие найти более эффективный и оригинальный способ их использования.

Инновационная экономика - это экономика, основанная на знаниях, ее суть определяется уже не массовым образованием, как это было в ХХ веке, а развитым творческим потенциалом. Известный футуролог Олвин Тоффлер обосновал фазу «Третьей технологической волны», подчеркнув, что ключевым продуктом станет информация, а массовое, единообразное производство с гигантскими промышленными комплексами начнет трансформироваться в гибкие производственные структуры. В очень короткое время начнут преображаться все аспекты жизни общества: социальные взаимосвязи, государственное устройство, политика, медиарынок и др. [4]

Вместе с тем в новой экономике резко возрастет роль самоорганизации в технологическом развитии, и если ключевым маркером ХХ века стал «hightech» - высокие технологии в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях, то в XXI веке главный вектор развития будут определять «high-hume» - высокие гуманитарные технологии, направленные на эффективное использование возможностей отдельных людей и коллективов. [2]

В этих условиях немаловажным фактором является отношение общества к инновациям, так как позитивное восприятие новых идей облегчает их продвижение во все сферы человеческой жизни. В этой связи необходимы качественная инновационная научно-образовательная среда и система опережающей подготовки кадров, которые позволят готовить профессионалов способных успешно работать в условиях развития инновационной экономики.

Наша страна в системе современного инновационного ландшафта выглядит вполне уверенно. По оценке аналитиков Bloomberg, Россия заняла достаточно высокую позицию в рейтинге самых инновационных экономик мира (12 позиция из 50).

За основу рейтинга были взяты следующие показатели:

1. Объем средств, направляемых на исследования и разработки в процентном отношении к ВВП;

2. Добавленная стоимость производства в процентном отношении к ВВП;

3. ВВП в расчете на час рабочего времени;

4. Доля в процентах публичных высокотехнологичных компаний среди всех публичных компаний государства;

5. Доля дипломированных специалистов среди работающего населения;

6. Число научных работников на 1 млн. жителей;

7. Число патентов, подаваемых компаниями в расчете на 1 млн. жителей и

др.[5]

Лидирующие позиции Россия получила по объему средств, направляемых на исследования в процентах к ВВП и по доле дипломированных специалистов. Вместе с тем, эффективность инновационной деятельности пока еще остается недостаточной.

Интернет-экономика: Краудфандинг

В мире интернет-экономики большое значение приобретают гибридные проекты, связывающие испытанные временем финансовые инструменты и процессы с электронными площадками, придающими новые импульсы развития традиционным проектам и видам деятельности. Одним из примеров таких инновационных проектов может стать краудфандинг, дословно означающий "народное финансирование". Термин «краудфандинг» происходит от англ. «сrowd» - толпа, «funding» - финансирование.

Современный краудфандинг - это в некоторой степени альтернатива банковскому кредиту, когда группа людей, объединенных общей идеей, организует сбор средств в интернете для реализации какого-либо проекта. Сбор средств может служить разным целям: для поддержки пострадавших и больных, для реализации творческих проектов и стартапов, для проведения благотворительных и политических кампаний и др.

К классическим видам краудфандинга относят:

• «Reward crowdfunding» - наиболее популярный тип краудфандинга, который подразумевает подарки и другие призы тем, кто согласится финансировать идею;

• «Equity crowdfunding» - предполагает передачу небольшого процента от продвигаемого бизнеса или предлагает долю в вашей компании в рамках долгосрочных инвестиций;

• «Debt crowdfunding» - новый тип краудфандинга, когда деньги даются в обмен на долю в будущем предприятии или на обещания возврата инвестиций.

Самыми популярными направлениями краудфандинга в России являются: стартапы, проекты фильмов, книгоиздание, благотворительность и научные исследования. Вместе с тем, краудфандинг может иметь и более широкое поле применения, если изначально четко заявлена цель проекта, определена необходимая сумма средств, представлена калькуляция необходимых расходов. Однако для успеха проекта необходима убедительность аргументов и последовательная терпеливая деятельность. Краудфандинговые платформы открывают своим пользователям широкие возможности для продвижения идеи и сбора денег, плата за их использование не более 5-7% комиссионных при условии, если деньги на проект были собраны. Главное, чтобы инвесторам было обеспечено обещанное вознаграждение, в противном случае идея превращается в обычный фейк.

Истории успеха краудфандинга многочисленны и убедительны, они варьируются от маленьких проектов по изданию поваренных книг и путеводителей до постановки полнометражных художественных кинолент. В мире работают сотни успешных краудфандинговых площадок, достаточно динамично краудфандинг развивается и в России. Большинство российских площадок было создано 5-7 лет назад. Перечень краудфандинговых площадок России приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Российские краудфандинговые площадки

Название платформы Год создания Стадия развития Тип проектов

1. Kroogi http://kroogi.com/explore?locale=ru 2008 рост творческие

2. Электронный благотворительный ящик http://www.blagobox.ru/ 2009 рост социальные

3. Startapp 2009 мертвый ресурс разные

4. ThankYou.ru http://thankyou.ru/ 2010 рост творческие

5. Мой учитель http://www.my-teacher.ru/ 2010 не работает социальные

6. С миру по нитке http://smipon.ru/ 2010 рост разные

7. Naparapet 2011 мертвый ресурс творческие

8. Start with me 2011 мертвый ресурс разные

9. Тугеза http://together.ru/ 2011 рост социальные, волонтерские

10. Time-to-start 2011 мертвый ресурс разные

11. Спонсор Здесь 2011 мертвый ресурс разные

12. Первый капитал 2011 мертвый ресурс творческие

13. Tap to Start 2011 мертвый ресурс разные

14. ITRockOut 2012 мертвый ресурс Сервис заказа программного обеспечения в складчину

15. Planeta.ru https://planeta.ru/ 2012 рост творческие проекты (планируется раздел для стартапов)

6. Русини https://te-st.ru/entries/rusini/ 2012 рост социальные

7. Boomstarter.ru https://boomstarter.ru/ 2012 рост разные

8. CrowdPress 2012 мертвый ресурс творческие

9. Гдемоиденьги. рф 2012 не работает разные

0. ClickStart 2012 мертвый ресурс разные

1. Не1рА^е1 https://helpangel.org/ru/ 2014 рост разные

2. Яндекс.Деньги https://money.yandex.ru/new 2014 рост разные

(***Составлено автором, на основе анализа интернет-ресурсов)

Приведенные в таблице сведения позволяют сделать вывод о том, что половина созданных краудфандинговых площадок на сегодняшний день не работают, однако оставшиеся 11 площадок развиваются успешно. Анализ типов площадок показал, что больше всего их было открыто для различных проектов, вместе с тем наиболее успешными оказались творческие и социальные краудфандинговые площадки (рис.1).

□ Творческие проекты ■ Разные проекты

□ Социальные проекты

□ Сервисы

Рис.1. Структура краудфандинговых проектов по типам Традиции и инновации

Говорят, что любая традиция - это вчерашняя инновация. А сегодняшняя инновация - это завтрашняя традиция. Поспорить с этим философским утверждением довольно трудно, так как традиционные благотворительные проекты, не меняя своей социальной сути сегодня, продвигаются при помощи информационных технологий и охватывают общей идеей миллионы людей. В России благотворительность и меценатство имеет глубокие корни, многие сотни тысяч добрых дел начинались с

«народной копеечки», звонко падающей в общую кружку в храмах, на площадях и ярмарках. Храм Христа Спасителя был практически дважды возведен на народные деньги. В настоящее время эта традиция успешно продолжается на базе высоких технологий, созданных в новейшее время. Наиболее успешными краудфандинговыми платформами в современной России стали Planeta.ru и Boomstarter.ru.

Planeta.ru - это самая крупная платформа по количеству успешных проектов, их насчитывается более двух тысяч с суммарным объемом сборов более 400 млн. руб. Вместе с краудфандингом платформа успешно развивает медийные проекты и разные сервисы и в том числе в области социального предпринимательства.

Boomstarter.ru - это платформа - аналог зарубежного проекта Kickstarter. В ней сборы осуществляются до полного успеха, без сроков. Для того чтобы избежать ошибок, проекты сопровождаются поддержкой менеджера платформы. Комиссия взимается с успешных проектов и составляет 5%.

Следует отметить, что среди успешных краудфандинговых проектов -большинство творческих и по большей части медийных, однако социальные и прочие технологические проекты также довольно успешны. [8] Сегодня первая тройка топ-листа наиболее успешных проектов выглядит следующим образом:

1. Художественный фильм «Двадцать восемь панфиловцев»

Краудфандинг-платформа: Boomstarter Требовалось: 300 тыс. руб. Собрано: 3,2 млн. руб.

2. Документальный фильм о Вещем Олеге

Краудфандинг-платформа: Boomstarter Требовалось: 1,3 млн. руб. Собрано: 2,1 млн. руб.

3. Короткометражный фильм «Рыба моя»

Краудфандинг-платформа: Planeta.ru Требовалось: 583 тыс. руб. Собрано: 644 тыс. руб. [6]

Г О 28 панфиловцев - Воо X 4

э НС [яи] I https://boomstarter.ru/projects/36881/7472

ВООМвТАИТЕИ Проекты Создать проект Бесплатное обучение С^ Название проекта

28 панфиловцев

9 Россия г. Санкт-Петербург ^ Экранизация

3 190 994 Р

собрано из 300 ООО 9 3 943 спонсора

вас есть интересная идея? Пришло время создать свой проект!

Это будет фильм о советских героях. Мы расскажем о битве возле разъезда Дубосеково которая вошла в историю как подвиг 28-и панфиловцев

Помогите автору рассказать о проекте. Вам пара кликов, человеку — мечта f Поделиться 1033 В Поделиться 1260 Твитнутъ < > Встроить

Проект Новости

28 панфиловцев

Спонсор 6, автор 1 проекта Про автора

Скриншот с результатами проекта [7]

Наиболее показательным из приведенных проектов является х/ф «Двадцать восемь панфиловцев», который был задуман независимой студией под руководством Андрея Шальопы (Санкт-Петербург), без госфинансирования и привлечения известных режиссеров. Полный бюджет фильма должен был составить 60 млн. руб., и эту сумму решили собирать по частям, в том числе с привлечением краудфандингового ресурса, так как

вместе с финансовой составляющей это еще и мощный информационный ресурс. Огромный общественный интерес к этому проекту не остался не замеченным и со стороны Министерства культуры РФ, которое решило тоже принять участие в реализации этого по - настоящему народного проекта.

Здесь следует заметить, что анализ существующих и завершенных краудфандинговых проектов - весьма важный в настоящее время источник для получения объективной информации о векторе общественного мнения, учет которого, несомненно, повысит эффективность и обоснованность бюджетирования творческих идей и начинаний. А это особенно важно в условиях значительного дефицита государственного бюджета на предстоящие три года.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. «Российский туризм в «новой реальности». Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т.2. № 4. с.99-109.

2. Dzhandzhugazova E.A. Particularities of création and promotion of new ideas in social network space. World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 79-84.

3. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

4. Тоффлер Э. Третья волна. «Издательставо АСТ», 2004.

5. Электронный ресурс: http://www.forbes.ru/news/310667-bloomberg-vklyuchil-rossiyu-v-top-15-innovatsionnykh-ekonomik-mira (Дата обращения: 12.10.2016).

6. Электронный ресурс: www.Planeta.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Электронный ресурс: www.Boomstarter.ru.

8. Электронный ресурс: http://cinemaplex.ru/2014/08/15/kraudfanding-russia.html (Дата обращения: 12.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.