Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТОРА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТОРА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР МАЛОГО БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / МЕХАНИЗМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голочалова И.Н.

Рассматриваются организации сектора малого бизнеса, которые, располагая ограниченным собственным потенциалом, тем не менее, способствуют значительному росту национальной экономики, а в отдельных случаях создают «истории успеха» экономического развития отдельного государства. Показано, что для устранения возникающих проблем и создания максимально благоприятных условий функционирования этим организациям необходимо содействие со стороны государственного сектора. В рамках государственной поддержки выделяются приоритетные направления, и сегодня одним из таких направлений в Республики Молдова обозначено развитие инновационной деятельности в секторе малого бизнеса. Наряду с поддержкой институционального характера организациям необходима помощь по финансированию проекта по разработке и внедрению инновации и выбор наиболее эффективного способа менеджмента. Результаты такой поддержки находят отображение в финансовой отчетности, что требует разработки особой модели оценки и механизма отражения операций, связанных с инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA: CONCEPT OF DEVELOPMENT AND ACCOUNTING

Enterprises of Sector Small Business should have the resources financial and sit on equal terms with Big Business. It’s necessary to encourage the development of national economic, including the Republic of Moldova. Government support are used extensively to strengthen the competitiveness of Small Business and solution to others problems of priority areas. The development and implementation of innovation became a priority as we transitioned towards an innovative economy. The introduction of innovative ideas leads to excessive revenues. The patent owners, the private business sector and state funding bodies each pursue their own agenda, extent of implementation and have their own legal status. The status quo has determined the necessity of a particular funding mechanism. The development of an appropriate model of operational accountancy is necessary to evaluate the results of innovative activity - innovation. These identified problems are dealt with in this article.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТОРА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

УДК 631.162.001.76

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТОРА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

канд. экон. наук, доц. И.Н. ГОЛОЧАЛОВА (Молдавский государственный университет, Кишинев)

Рассматриваются организации сектора малого бизнеса, которые, располагая ограниченным собственным потенциалом, тем не менее, способствуют значительному росту национальной экономики, а в отдельных случаях создают «истории успеха» экономического развития отдельного государства. Показано, что для устранения возникающих проблем и создания максимально благоприятных условий функционирования этим организациям необходимо содействие со стороны государственного сектора. В рамках государственной поддержки выделяются приоритетные направления, и сегодня одним из таких направлений в Республики Молдова обозначено развитие инновационной деятельности в секторе малого бизнеса. Наряду с поддержкой институционального характера организациям необходима помощь по финансированию проекта по разработке и внедрению инновации и выбор наиболее эффективного способа менеджмента. Результаты такой поддержки находят отображение в финансовой отчетности, что требует разработки особой модели оценки и механизма отражения операций, связанных с инновационной деятельностью.

Ключевые слова: сектор малого бизнеса, инновационная деятельность, концепция развития, институциональная платформа, концепция оценки, механизм бухгалтерского учета.

Как известно с конца XX столетия на мировые экономические тенденции стали оказывать влияние организации, относящиеся к сектору малого бизнеса. Эти организации, фактически располагая ограниченным собственным потенциалом и, как следствие, находясь в худших экономических условиях, тем не менее, способствуют значительному росту валового внутреннего продукта (ВВП), а в некоторых случаях создают «истории успеха» экономического развития отдельного государства. Для устранения возникающих проблем и создания максимально благоприятных условий функционирования этим организациям необходимо содействие со стороны государственного сектора.

Государственная поддержка проявляется в создании равных конкурентных условий в бизнес-среде и с этой целью формируется инфраструктурная платформа, включающая такие элементы, как законодательная база, профессиональная подготовка и развитие предпринимательских навыков, механизм и инструменты финансирования. В рамках государственной поддержки выделяются приоритетные направления, и сегодня в контексте перехода от модели потребления к модели экономики, основанной на знаниях, одним из таких направлений в Республики Молдова обозначено развитие инновационной деятельности в секторе малого бизнеса, что четко закреплено в стратегических актах страны.

Для «истории успеха» инновационных организаций необходимо сочетание ряда ситуаций, причем первой среди них выступает новаторская идея, способная трансформироваться в инновацию, а к другим относятся государственная поддержка финансирования проекта по разработке и внедрению инновации и выбор наиболее эффективного способа менеджмента.

Институциональная платформа как на международном уровне, так и в Республике Молдова в контексте выполнения ею обязательств по ассоциации с Европейским союзом (ЕС), четко структурирована, однако ее действенность проявляется в финансовом положении и финансовых результатах инновационных организаций сектора малого бизнеса Молдовы. Тем не менее в международной системе бухгалтерского учета отсутствует унифицированный механизм бухгалтерского учета операций и методика оценки учетных объектов, связанных с инновационной деятельностью, на базе концепции справедливой стоимости. Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня достоверности данных финансовой отчетности о полученных результатах, характеризующих степень участия бизнес-структур в инновационных процессах. В системе бухгалтерского учета Республики Молдова и вовсе отсутствует единое концептуальное пространство в части отображения операций при осуществлении инновационной деятельности.

Анализ последних достижений и публикаций. Проблемам развития организаций сектора малого бизнеса посвящены работы представителей научной среды Молдовы: с позиции менеджмента - Е. Акулай [2], А. Стратан, С. Мушка; с точки зрения анализа их эффективности - А. Соколовой. Ряд дискуссионных вопросов, связанных с экономической сущностью государственной поддержки, с особенностями бухгалтерского учета некоторых ее форм, исследованы в работах таких ученых: Д. Александер, Л. Григорой, Н. Карзаева, Н. Пивоварова, А. Челаков и др. Известными представителями научных школ Беларуси, Молдовы, Украины, в публикациях которых изучен ряд проблем, связанных со становлением инновационной деятельности, как с позиции менеджмента, так и точки зрения системы учета и отчетности,

являются: А. Калашников, А. Левитская [3], С. Легенчук [4], Н. Перчинская, И. Сапего, Е. Сильченко, В. Цуркану [1], Г. Яковец [4] и др. Отдельное внимание этой теме в ряде работ уделено и автором данного исследования.

Следует отметить, что в экономической литературе рассматриваются различные дискуссионные вопросы, излагаются теоретические взгляды, предлагаются методы бухгалтерского учета, однако обозначенные выше проблемы остаются открытыми. Исходя из этого очевидна актуальность вопроса - инновационная деятельность сектора малого бизнеса: концепция развития и бухгалтерский учет, аспекты которого рассматриваются в прикладной части данной работы.

Целью данного исследования выступает характеристика концепции развития инновационного сегмента малого бизнеса в Республике Молдова и выявление проблем отражения в учете отдельных операций, связанных с инновационной деятельностью, которое будет проведено по следующей схеме:

- общая характеристика состояния инновационного сегмента малого бизнеса;

- институциональная платформа: концепция развития и оценка внедрения;

- иллюстрация механизма бухгалтерского учета некоторых операций, связанных с инновационной деятельностью в контексте МСФО.

Основная часть. Общая характеристика состояния инновационного сегмента малого бизнеса. Сегодня, как известно, сектор малого бизнеса оказывает существенное влияние на показатели экономики. Не является исключением и экономика Республики Молдова. Это влияние не только существенно, но и носит многоаспектный характер, воздействуя как на основные экономические, так и социальные процессы, происходящие в стране. В этом контексте важны показатели, на базе которых возможно оценить количественный и стоимостной вклад сектора малого бизнеса в национальную экономику. Для организаций крупного бизнеса традиционными показателями являются размер социального капитала и его прирост. Однако для организаций сектора малого бизнеса эти показатели по своей экономической сути отсутствуют, поэтому возникла необходимость в выявлении тех, которые наиболее точно характеризуют рассматриваемый сектор экономики. Такие показатели были установлены (таблица 1) и закреплены на законодательном уровне, более того они взяты за основу в качестве критериев отнесения организаций к сектору малого бизнеса.

Таблица 1. - Классификационные оценочные критерии отнесения к сектору малого бизнеса

Показатели Законы Республики Молдовы

№ 179 от 21.07.2016 [6] № 287 от 15.12.2017 [7]

микро малое среднее микро малое среднее

Годовая среднесписочная численность работников, чел. не более 9 от 10 до 49 от 50 до 249 10 50 250

Годовая сумма доходов от продаж, млн леев до 9 до 25 от 50 11.2 127.2 635.00

Общегодовая балансовая стоимость активов, млн леев до 9 до 25 от 50 5.6 63.6 318.00

Источник: разработано автором на основе [6; 7].

По мнению автора, установление критериев структурного и экономического характера, свидетельствует о новой концепции со стороны государства по отношению к сектору малого бизнеса, суть которой заключается в смещении акцента с позиционирования малого бизнеса как единицы, нуждающейся в государственной поддержке, на понимание малого бизнеса как экономической единицы.

Согласно опубликованным данным Национального бюро статистики (НБС) 31.12.2017 г. в Молдове количество предприятий относящихся к сектору малого бизнеса составляет 51,6 тыс. ед., или 97,8% от общего количества действующих в стране, которые обеспечивают рабочими местами 61,2% трудоустроенного населения. Объем продаж в этом секторе составил 125 млдр леев [17] .

Считаем уместным указать, что основным источником информации послужили данные НБС, а также другие официальные публикации, позволяющие охарактеризовать инновационное направления сектора малого бизнеса за период 2016 года и его влияние на национальную экономику.

В настоящее время сложилось ясное понимание необходимости перехода на инновационную экономику, при которой инновации являются основной движущей силу экономического и социального развития. Как известно, инновационная деятельность представляет собой ключевой компонент, призвана обеспечить Республике Молдова основу конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивый экономический рост, при этом сектор малого бизнеса, обладающий гибкостью, профессиональными и высокотехнологичными навыками, играет в этом процессе немаловажную роль. Однако при всех имеющихся преимуществах этот сектор бизнеса не способен обеспечить диверсификацию научных ис-

следований и знаний, сосредоточить значительные ресурсы на конкретном направлении, разрабатывать и внедрять капиталоемкие инновации [1, с. 47], поскольку не располагает достаточными финансовыми средствами для доведения результата инновационной деятельности до его коммерциализации (этот процесс занимает от 5 до 10 лет). Именно поэтому малый бизнес нуждается в поддержке государства и дополнительном финансировании со стороны частного бизнеса.

В контексте нашего исследования акцентируем внимание на текущее состояние инновационного сегмента сектора малого бизнеса в Республике Молдова. Принимая во внимание, что инновации признаны решающими факторами экономического роста, НБС впервые (18.01.2018 г.) подготовило и опубликовало данные за 2016 год о структуре и финансовом эффекте инновационного сектора малого бизнеса Молдовы.

Итак, согласно статистической информации в Молдове зарегистрировано всего 673 инновационных организации, из них 64 (9,5%) являются крупными, при этом в инновационном секторе малого бизнеса функционируют организации, по классификационным критериям относящиеся к следующим группам: малые предприятия - 68,63%; средние предприятия - 31,38% [17].

Поскольку инновационная деятельность - это деятельность, связанная с разработкой новых технологий, продуктов или услуг нового качества (инноваций), полученных на базе накопленных знаний и их коммерциализацией, выделены два базовых ее направления - производственная сфера и сфера услуг. В части характеристик экономического воздействия инновационной составляющей сектора малого бизнеса на государственный бюджет приведем оценку ее стоимостных критериев (таблица 2).

Таблица 2. - Стоимостные критерии, характеризующие направления деятельности инновационных предприятий сектора малого бизнеса за 2016 год

Направления деятельности Доходы от продаж, млн, леев Расходы, млн, леев

малые средние всего малые средние всего

Инновационная индустрия, в том числе: 375,2 970,5 1 345,7 64,7 167,2 231,9

Добывающая отрасль X X X X 0,3 0,3

Перерабатывающее производство 370,6 958,7 1 329,3 64,7 161,1 225,8

Инновационная продукция коммунального характера (тепло-электроэнергия, газ, вода, связь и др.) 4,6 11,8 16,4 X 5,8 5,8

Инновационные услуги, в том числе: 399,7 113,0 512,7 150,2 42,3 192,5

Информация и связь 305,3 86,3 391,6 55,7 15,7 71,4

Услуги транспорта и хранения 20,6 5,8 26,4 65,9 18,6 84,5

Профессиональная, научная и техническая деятельность 6,0 1,7 7,7 14,5 4,0 18,5

Финансовая и страховая деятельность 2,7 0,8 3,5 2,0 0,6 2,6

Коммерческая деятельность и прочие виды деятельности 65,1 18,4 83,5 12,1 3,4 15,5

Всего 774,9 1 083,5 1 858,4 214,9 209,5 424,4

Источник: разработано автором на основе [17].

Согласно статистическим данным, наиболее прибыльными являются средние предприятия (874 млн леев) и которые вносят больший вклад в государственный бюджет (1 083,5 млн леев), занятые в перерабатывающем производстве (958,7 млн леев, или 88,48%). В сфере инновационных услуг лидирующее положение занимают малые предприятия, но их деятельность достаточно одностороння, поскольку наибольший экономический эффект получен от внедрения инноваций в информационную сеть: полученная прибыль от внедрения составила 249,6 млн леев; доходы от продаж - 305,3 млн леев, или 76,38% от их общей величины (см таблицу 2). С позиции экономического воздействия коммерциализированных инноваций сектора малого бизнеса наибольший экономический эффект получен от инноваций, созданных в перерабатывающем производстве и реализованных на действующем рынке аналогичных товаров - 922 млн леев. В сфере инновационных услуг экономический эффект создается инновациями, формирующими информационные связи в результате их внутреннего потребления, доходы от продаж которых составили 336,2 млн леев (таблица 3).

Представленные в таблицах 2, 3 показатели являются доказательством того, что новаторские возможности сектора малого бизнеса Молдовы еще недостаточно широки (доходы от продаж инноваций в общем объеме доходов от продаж этого сектора составляют менее 1,5%), а следовательно и незначительно их воздействие на национальную экономику.

Для выведения на новый качественный уровень государственная политика должна быть направлена на обеспечение содействия инновационному малому бизнесу, что заключается в становлении концепции инновационного развития, формировании институциональной платформы и организации разумного освоения, имеющихся в распоряжении общества финансовых ресурсов, в условиях их ограниченности.

Таблица 3. - Стоимостные критерии, характеризующие коммерциализацию инноваций предприятий сектора малого бизнеса за 2016 год

Направления деятельности Доходы от продаж, млн леев Расходы, млн леев

на рынке внутренние всего на рынке внутренние всего

Инновационная индустрия, в том числе: 932,4 413,3 1 345,7 148,7 83,2 231,9

- добывающая отрасль X X X 0,3 X 0,3

- перерабатывающее производство 922,1 407,2 1 329,3 142,64 83,16 225,8

- инновационная продукция коммунального характера (тепло-электроэнергия, газ, вода, др.) 10,3 6,1 16,4 5,76 0,04 5,8

Инновационные услуги, в том числе: 103,4 409,3 512,7 102,6 89,9 192,5

- информация и связь 55,4 336,2 391,6 62,7 8,7 71,4

- услуги транспорта и хранения 11,6 14,8 26,4 22,6 61,9 84,5

- профессиональная, научная и техническая деятельность 4,5 3,2 7,7 3,7 14,8 18,5

- финансовая и страховая деятельность 0,1 3,4 3,5 2,5 0,1 2,6

- коммерческая деятельность и прочие виды деятельности 31,8 51,7 83,5 11,1 4,4 15,5

Всего 1 035,8 822,6 1 858,4 251,3 173,1 424,4

Источник: разработано автором на основе [17].

Институциональная платформа: уровень развития и оценка внедрения. Впервые тенденция продвижения инновационной деятельности в секторе малого бизнеса была закреплена в «Акте о малом бизнесе», в котором четко обозначена ключевая роль инноваций и малого бизнеса для содействия экономическому росту и определен ряд принципов, среди которых создание институциональной среды, содействие доступа малого бизнеса к финансированию и развитие благоприятной деловой среды. Уже в 2010 году Европейская Комиссия одобрила новую стратегию экономического развития - «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста», в которой для скорейшего развития и достижения поставленных целей обозначено такое направление деятельности, как «Инновационный союз», призванное способствовать внедрению инноваций, и созданию условий финансирования научных исследований [19]. Инструментом реализации этой стратегии выступает рамочная программа «Горизонт-2020», которая нацелена на финансовую поддержку, венчурных исследований и инноваций, способных привести к новым бизнес-прорывам, осуществляемую в двух формах: в виде займов инновационным и наукоемким компаниям; в качестве доли участия (пакет ценных бумаг) рискового капитала на всех стадиях развития инновационной организации.

Как известно в июне 2014 года Молдова заключила соглашение об ассоциации Европейский Союз -Республика Молдова, в рамках которого приняла ряд обязательств. С целью их реализации Молдове в 2012 году Правительством была принята Стратегия Республики Молдова поддержки малых и средних предприятий на 2012-2020 годы (в дальнейшем - Стратегия) и План действий по ее исполнению, которые представляют политическую основу на долгосрочный и среднесрочный период для развития микропредприятий, малых и средних предприятий (сектор малого бизнеса) Республики Молдова в контексте перехода от модели экономического развития на основе потребления к новой парадигме, ориентированной на экспорт, инвестиции и инновации, политической устремленности к европейской интеграции и мировым экономическим тенденциям [14].

Стратегия была разработана в соответствии с Программой деятельности Правительства «Европейская интеграция: свобода, демократия, благосостояние» и Национальной стратегией развития Республики Молдова на 2012-2020 годы. Ее принятие обосновано необходимостью обеспечения последовательности в разработке и реализации политики для МСП исходя из следующих нормативных документов:

- рекомендаций, в рамках ассоциации между РМ и ЕС, направленных на формирование политики в области предпринимательства;

- рекомендаций, разработанных на основе исследования «Стимулирование развития сектора малого бизнеса»;

- 10-ти принципов ББЛ.

Концептуальным тезисом Стратегии является тезис: сектор малого бизнеса Республики Молдова является фактором устойчивого экономического роста и национальной конкурентоспособности, а стратегической миссией государственной политики - создание благоприятной предпринимательской среды, продвижение предпринимательской культуры и обеспечение социальной сплоченности [14]. Согласно положениям этого документа государственная политика реализуется по следующим направлениям: создание нормативно-правовой базы; совершенствование финансовой среды; повышение предпринимательской культуры и качества управления; развитие конкуренции и интернационализация; интенсификация диалога между правительством и малым бизнесом.

Другим стратегическим документом в Молдове является Программа деятельности Правительства Республики Молдова на 2016-2018 годы, в которой четко обозначено строгое следование курсу ЕС в части развития деловой среды и инвестиционного климата по следующим направлениям:

- согласование государственной политики поддержки сектора малого бизнеса с принципами ББЛ;

- содействие участию национальных бенефициаров в ряде тематических программах ЕС, в том числе в рамочной программе исследований и инноваций (2014-2020) «Горизонт-2020» [15].

В указанной программе, в разделе «Экономическое развитие, повышение конкурентоспособности и создание рабочих мест» в качестве приоритетных направлений выделены следующие: обеспечение доступа на основе конкуренции к государственным программам финансирования в области научных исследований, технологического развития и инноваций; разработка законодательной базы для поддержки инновационных фирм; создание инструментов конкурентного финансирования фирм, ориентированных на обновление продукции, процессов, маркетинга и менеджмента; усиление инновационных связей между фирмами, учебными заведениями и научными учреждениями; содействие созданию сетей и технологической интеграции молдавских и зарубежных фирм (бизнес-ангелы, венчурные инвесторы и др.).

Для последовательной реализации Стратегии разрабатываются среднесрочные планы действий. Так, План действий на 2018-2020 годы предусматривает облегчение доступа сектора малого бизнеа к финансированию путем предоставления гарантий, суммы которых составляют на 2018 год 194,8 млн леев, на 2019 год - 275,0, на 2020 год - 335,0 млн леев. Также в этот план включена разработка инновационных пилотных проектов и схем, обеспечивающих доступ сектора малого бизнеса к финансовым ресурсам, таких как «Начало для молодых людей», предполагается при этом создание оптимальных и конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности во всех регионах Молдовы [15].

Стратегия включает в себя мероприятия и по развитию инновационного предпринимательства, принимая во внимание тот факт, что сектор малого бизнеса включает инновационный компонент. В этом контексте Правительство утвердило рамочные основы - концепцию инновационного развития, которые закреплены в Инновационной стратегии 2020 года [16], Стратегии развития научно-исследовательской деятельности до 2020 года [17], Концепции кластерного развития промышленного сектора [11].

Однако действенность реформ проявляется не столько в формировании концепции развития и принятии стратегических документов, сколько в эффективности их адаптации на практике и полученных результатах. Для установления этого факта необходимо проведение оценки исполнения государственной политики с помощью определенной методики. Молдавский исследователь Е. Акулай в своей работе отмечает, что в практике известны несколько методик оценки политики поддержания сектора малого бизнеса на базе достоверных показателей, и приводит их краткую характеристику [2, с. 83]. Одной из таких методик, использующей специальные индикаторы и основанной на пятибалльной системе, является оценка (контроль), которую периодически проводят европейские эксперты на соответствие государственной политики и реализуемых мер положениям ББЛ странами Восточного партнерства (ВП). В докладе «Индекс экономической политики в сфере малого бизнеса: страны восточного партнерства: оценка соответствия принципам Европейского Акта о малом бизнесе» (далее - Доклад), координируемого со стороны Европейской комиссии наглядно продемонстрированы результаты применения такой методики.

В настоящей части работы излагаются основные результаты оценки направления 8Б «Инновационная политика в сфере малого бизнеса» соответствия Республики Молдова как страны-участника ВП принципам ББЛ в 2016 году, представленным в докладе [9].

Поскольку основными путями содействия государственной политики инновационному сектору малого бизнеса являются разработка концепции развития, формирование институциональной платформы для этого направлении и организация разумного освоения имеющихся в распоряжении общества финансовых ресурсов, то эти направления и были выбраны в качестве компонентов модели оценки на соответствие направления 8Б Республики Молдова требованиям ББЛ (таблица 4).

Таблица 4. - Оценка критериев соответствия направления 8 Б принципу ББЛ по поднаправлениям

Направление 8 Б.1 «Основы инновационной политики» 8 Б.2 «Институциональная поддержка» 8 Б.3 «Государственная финансовая поддержка»

Планирование и разработка 3,46 4,67 2,69

Внедрение 2,17 1,60 2,60

Контроль и оценка 1,00 2,33 3,00

Средневзвешенное значение 2,39 2,82 2,71

Источник: разработано автором на основе [9].

Раскроем суть модели этой оценки. Итак, одного утверждения о формировании той или иной концепции недостаточно, необходимы применение ее постулатов и демонстрация его эффекта, проявляющегося в инновационных возможностях организаций, в уровне их развитости и экономическом воздействии на национальную экономику. Действенность же концепции инновационного развития зависит от взаимодействия Правительства, университетов, исследовательских институтов и экономических субъектов друг с другом для формирования среды, благоприятной для появления, использования и распространения инноваций [9]. Государственная политика может ускорить этот процесс через меры, способствующие развитию сотрудничества между предприятиями, между предприятиями и университетами (выставки, конференции, доступ к сетевым ресурсам, кластеризация). В части институциональной поддержки Правительство Республики Молдова на постоянной основе способствует развитию научно-технических парков и кластеров и внедрению проектов технологического трансферта (по состоянию на 2017 г. в Молдове действуют 9 научно-технологических кластеров, 8 инновационных инкубаторов, 3 научно-технологических парка).

Оценивая это поднаправление направления 8Б «Инновационная политика в сфере малого бизнеса», отмечены следующие недостатки:

- акцентируется внимание на регулировании государственных инвестиций в науку, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), но при этом не учитываются потребности сектора малого бизнеса;

- игнорируется такая важная мера поддержки, как трансферт инноваций (знаний и технологий) из других организаций и университетов, которая оказывает влияние на развитие этого сектора экономики.

Отсюда и низкий уровень инноваций: по данным в 2016 году в Молдове только 11% малых предприятий и 15% средних внедрили на рынке один новый или значительно усовершенствованный продукт. Это свидетельствует о том, что в целом инструменты инновационной политики недостаточно развиты, поэтому предстоит преодолеть ряд трудностей в данной области.

Однако не только недостатки государственной политики привели к такому низкому результату, ключевой проблемой является проблема финансирования. В докладе 2016 года отмечено, что поскольку в Молдове система НИОКР остается централизованной и зависит главным образом от государственных научно-исследовательских организаций, то ограничения на финансирование сохраняются, препятствуя тем самым передаче инновационных технологий и услуг. В этом контексте следует подчеркнуть, что в отсутствие достаточных финансовых ресурсов сектор малого бизнеса в среднем инвестирует в НИОКР примерно 2% с годового оборота, что является крайне низким показателем [9]. Попытка выхода из сложившейся ситуации - присоединение к крупнейшей в области финансирования инноваций рамочной программе ЕС -«Горизонт-2020». Этот акт дает возможность установить синергетическое взаимодействие между национальными и европейскими программами, поскольку исследовательские организации могут получить дополнительную выгоду от участия в совместных европейских проектах в качестве равноправных партнеров.

Как отмечено в докладе, государство может сыграть важную роль, создав правовую и деловую среду, что будет способствовать улучшению доступа малого бизнеса к финансированию, поскольку финансовые ресурсы необходимы на всех этапах его деятельности - от основания до финансирования инвестиций и инноваций. В условиях, когда банковский сектор в основном предоставляет краткосрочные кредиты или кредиты крупным организациям, для инновационного сектора малого бизнеса необходимо оказать содействие в развитии альтернативных (небанковских) источников финансирования - венчурного финансирования. Анализ каждого критерия соответствия механизма венчурного финансирования европейским стандартам показывает, что в Республике Молдова этому вопросу уделяется недостаточно внимания, о чем свидетельствует низкий показатель (1.50) средневзвешенного значения оценки факторов развития:

- источники рискового капитала по-прежнему являются редкостью;

- мезонинное финансирование как вид гибридного инструмента отсутствует;

- внутренняя система институциональных инвесторов, которая способствовала бы развитию этого вида рынка, не создана.

Общий вывод доклада: несмотря на высокие темпы формирования институциональной платформы, ее действенность в отношении внедрения инноваций в сектор малого бизнеса неэффективна, отсюда и низкие балы соответствия принципам ББА.

Вопрос оценки инновационной политики и эффект от ее внедрения в предпринимательство в Республике Молдова изучен с научной точки зрения и раскрыт в работе молдавского ученого А. Левитской [3]. По результатам проведенного исследования автор выделяет следующие факторы, которые позволили охарактеризовать уровень развития инновационного предпринимательства Молдовы как низкий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- слабая связь между наукой и бизнесом (отсутствие совместных исследований);

- отсутствие механизма финансирования и налогового стимулирования;

- низкая восприимчивость реального сектора к инновациям в отсутствие собственных ресурсов и квалифицированных кадров.

Сделанный А. Левитской вывод о том, что в Республике Молдова инновационное предпринимательство только начинает развиваться и на сегодняшний день не имеет необходимой законодательной и финансовой базы, не пользуется значительной поддержкой государства, которое только приступило к решению данных задач [3, с. 81], вполне соответствуют результатам оценки доклада приведенным выше.

Считаем уместным отметить, что по итогам оценки соответствия принципам Акта о малом бизнесе Молдове рекомендуется принять широкий ряд мер, к которым относятся:

- совершенствование институциональной платформы государственной политики;

- модернизация нормативного регулирования в ключевых областях, в том числе и в системе бухгалтерского учета в части упрощения для малого бизнеса;

- устранения недостатков правового регулирования;

- развитие системы финансирования через обеспечение устойчивого к ней доступа к финансированию и устранение нормативных барьеров на пути развития альтернативных источников финансирования [9, с. 367].

Во исполнение рекомендаций ЕС разработан и вступил в действие Закон № 179 от 21 июля 2016 г. Республики Молдова «О малых и средних предприятиях» [6], который устанавливает правовую основу деятельности сектора малого бизнеса и мер государственной поддержки для их создания и развития. Его цель - продвижение устойчивого развития микро-, малых и средних предприятий посредством улучшения правовой базы и экономических условий, в рамках которых они создаются и функционируют.

Этим законом введены новые понятия, само возникновение которых обусловлено становлением постиндустриальной эпохи, в том числе такие, как: инновационная деятельность, бизнес-ангелы, кластер предпринимательское образование, мезонинное финансирование, фонд венчурного капитала, финансовая гарантия по кредиту, инфраструктура поддержки, бизнес-инкубатор, инструменты поддержки и др.

Согласно Закону № 179 политика государственной поддержки строится на базе институциональных компонентов: Правительство, Закон о бюджете и специальные фонды, согласно которым осуществляется финансирование процесса реализации стратегий. Кроме этого в нем:

- предусмотрены формы государственной поддержки для предприятий сектора малого бизнеса, такие как: государственные программы, льготы и освобождения, различные инструменты финансовой поддержки для обеспечения доступа к финансированию (мезонинное финансирование, гарантии по кредиту; национальная сеть бизнес-ангелов, иностранные инвестиции, онлайн-платформы коллективного финансирования (краудфандинг) и др.);

- установлены пути стимулирования, в том числе через развитие предпринимательского образования, непрерывной профессиональной подготовки, информационного обеспечения, системы поощрения инноваций и интернационализации предприятий малого бизнеса.

Наряду с этим базовым законом, регламентирующим общие условия развития сектора малого бизнеса, существуют и другие законодательные акты, обеспечивающие регламентирование и поддержку отдельных аспектов его деятельности, в частности механизма государственной финансовой поддержки;

Так, в Республике Молдова принят Закон № 276 от 16.12.2016 г. «О принципах субсидирования сельскохозяйственных производителей», направленный на установления единой правовой базы субсидирования агропромышленного сектора как меры государственной поддержки для развития сельской местности и адаптации нормативно-правовой базы в области сельскохозяйственного субсидирования к практике Европейского Союза. Этим законом установлены общие принципы государственной политики по поощрению и стимулированию сельскохозяйственной деятельности и направления финансовых средств для развития этого сектора, в том числе и проекта «start-up» [8].

Для реализации концепции развития сектора малого бизнеса Министерство экономики и инфраструктуры Республики Молдова представило на утверждение Парламенту проект Закона о фондах рискового капитала - «О финансировании венчурной (рисковой) деятельности», разработанного в соответствии с Регламентом ЕС № 345/2013, утвержденного Европейским Парламентом и Европейским Советом от 17 апреля 2013 г. «О европейских фондах рискового капитала». Его цель - регламентирование механизма привлечения финансовых ресурсов для формирования фондов инвесторов, направляемых на развитие инновационных проектов сектора малого бизнеса. Для этого задачами проекта закона обозначены:

- стимулирование инициатив для развития предприятий, особенно инновационных, с высоким потенциалом, путем открытия им доступа к венчурным фондам;

- установление правил формирования венчурного капитала и его привлечения для инвестирования инновационной деятельности предприятий;

- определение инструментов и техники инвестирования инновационных проектов при наличии права на инвестиции;

- использование мезонинного венчурного капитала - финансирование на начальном этапе развития и роста предприятий;

- организация рисковой деятельности и условий ее администрирования [12].

После того как рассмотрены текущее состояние инновационного сегмента сектора малого бизнеса, его институциональная платформа и законодательная база, остановимся на некоторых проблемах, которые возникают в процессе отражения в учете результатов инновационной деятельности.

Иллюстрация механизма бухгалтерского учета некоторых операций, связанных с инновационной деятельностью в контексте МСФО. Как было отмечено выше, инновационная деятельность подразумевает «историю успеха» (научный и технологический прорыв). Возможность получения сверхприбыли от инновационной деятельности привлекает внешние и внутренние инвестиции на разных этапах ее реализации. Внутренними инвесторами являются собственники идей, уставного капитала, к внешним - относятся бизнес-ангелы, частный бизнес-сектор, государство [5, с. 49]. Финансирование со стороны каждой группы инвесторов зависит от этапа освоения инновационного проекта: на начальном этапе (seed, start-up) основными инвесторами являются собственники человеческого капитала, разработчики идеи, инновационные предприятия и бизнес-ангелы; на этапе роста (development, expansion) венчурной компании подключаются и другие инвесторы, такие как государство, венчурные фонды, частный бизнес-сектор (крупные компании).

Каждый из инвесторов преследует свои цели: внутренние - рассчитывают, в первую очередь, на реализацию самой идеи, на занятие новой бизнес-ниши на рынке и получение своей доли капитала; внешние - ожидают возврат инвестиций и получение сверхприбыли; государство видит свою экономическую выгоду в улучшении экономической ситуации, стимулировании рынка труда и возможном пополнении бюджета за счет исполнения налоговых обязательств [1, с. 49].

В зависимости от характера этих целей каждый из инвесторов последовательно на определенных этапах включается в механизм финансирования инновационного проекта, главная цель которого - объединение интеллектуальных возможностей и финансовых средств инвесторов в реальном секторе экономики для получения сверхприбыли. Естественно, что этот специфический механизм венчурного финансирования требует разработки специальной модели отображения операций по его исполнению. Более того, поскольку результаты любого вида деятельности компании, находят свое отражение в финансовой отчетности, то в условиях функционирования механизма венчурного финансирования значение достоверности финансовой отчетности приобретает особое значение. В этом контексте особо актуальной становится проблема оценки учетных объектов при исполнении операций по финансированию инновационного проекта, поскольку требуется произвести оценку новаторской идеи и венчурных инвестиций, от которых экономическая выгода ожидается в долгосрочной перспективе, с учетом того, что они носят характер разделенного права собственности.

В рамках данной работы намеренно акцентируется внимание на стадии start-up венчурной деятельности, поскольку на раннем этапе внедрения инновационного проекта проявляется основная сложность оценки новации, как результата демонстрации качества человеческого капитала. На стадии start-up становления венчурной деятельности ключевое значение имеет интеллектуальный вклад собственника идеи, который в виде человеческого капитала должен включаться в уставный капитал в процессе его формирования. На этой стадии закладывается и юридическая форма будущих отношений собственника человеческого капитала и венчурного инвестора.

В этом контексте необходимо уделить внимание вопросу оценки и схеме бухгалтерского учета новации с позиции современных тенденций в методологии бухгалтерского учета. Для разработки механизма бухгалтерского учета операций при венчурной деятельности необходимо руководствоваться положениями соответствующих стандартов. Уместно подчеркнуть, что в нормативной базе системы бухгалтерского учета Республики Молдова сих пор не определены положения, которые охватили бы инновационные процессы, не противоречили друг другу и были бы адекватными целям построения транспарантного отражения в финансовой отчетности отдачи научных разработок. Поэтому обратимся к системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Хотя и в ней базовый стандарт, регулирующий вопросы учета и отчетности при венчурной деятельности, также отсутствует, но при этом данные вопросы можно решить на основе концепции оценки по справедливой стоимости.

Итак, для того чтобы оценить новацию как результат новаторской идеи конкретного индивидуума на обсуждаемом нами этапе start-up, в системе МСФО допускаются две модели оценки: первая -на базе затратного подхода оценки (IAS 38 «Нематериальные активы»); вторая - на базе доходного подхода (IFRS 2 «Вознаграждение работников на основе долевых инструментов») [16]. Применение каждой из моделей оценки требует отдельного механизма отображения операций, связанных с новациями.

Представим к рассмотрению традиционный и предлагаемый механизмы отображения операций при венчурной деятельности на базе сравнения существующих подходов в рамках концепции оценки по МСФО (таблица 5).

По результатам проведенного исследования следует вывод, что метод оценки новации по фактическим затратам, предлагаемый в стандарте IAS 38, не учитывает влияния человеческого капитала как полноценного бизнес-участника на экономический эффект от внедрения новации. Более того в этом случае исключается его право собственности на долю в этом бизнесе: финансирование на стадии start-up венчурной

деятельности будет списываться на расходы, а собственник идеи является лишь инструментом ее осуществления, получающий заработную плату на уровне с другими работниками, не являющимися новаторами.

Представляется, что этот подход бесперспективен в условиях инновационной деятельности. Применение второго варианта (предлагаемый), на базе положений ШЯБ 2 позволяет учесть концепцию справедливой стоимости, согласно которой осуществляется оценка инновационной услуги, оказанной работником, предусматривает долевое участие собственника новации в будущей экономической выгоде.

Таблица 5. - Механизм бухгалтерского учета операций, связанных с инновационной деятельностью в контексте МСФО

Варианты Регламентация Подходы оценки Модель оценки Механизм признания инновации

Традиционный IAS 38 Затратный подход Себестоимости - на этапе исследования: Дт «Операционные расходы» Кт «Обязательства» или «Производственные затраты»; - на этапе внедрения: Дт «Нематериальные активы» Кт «Обязательства» или «Производственные затраты»

Предлагаемый IFRS 2 Доходный подход Биноминальная Монте-Карло - на этапе запуска start-up: Дт «Нематериальные активы» Кт «Социальный капитал»

Источник: разработано автором на основе [1, с. 196-199].

Заключение. В настоящее время значение малого бизнеса настолько существенно, что изменилась его концептуальное понимание - от единицы, нуждающейся в государственной поддержке, до экономической единицы, влияющей на рост национальной экономики, что не исключает поддержку со стороны государства для обеспечения равных условий бизнес-средой. В рамках сектора малого бизнеса выделяется его инновационный сегмент, который в национальной стратегии Республики Молдова обозначен как приоритетное направление. Указанное направление деятельности имеет ряд особенностей, одной из которых является особая модель финансирования, что оказывает влияние на механизм бухгалтерского учета операций, связанных с венчурной деятельностью, и выбор метода оценки - по справедливой стоимости, которые должны соответствовать тенденциям современной методологии бухгалтерского учета.

Принимая во внимание актуальность темы исследования, рассмотрены несколько его этапов.

В рамках первого этапа кратко охарактеризовано общее состояние инновационного сегмента малого бизнеса. Во второй части исследования изучена концепция инновационного развития Республики Молдова. Для этого продемонстрировано текущее состояние институциональной платформы инновационного развития и дана оценка эффективности ее внедрения в Молдове. В последующем по результатам характеристики стадии start-up инновационной проекта предложена модель оценки и механизм бухгалтерского учета операций, связанных с новациями. При этом в качестве методологической основы принималась во внимание система МСФО, адекватно отвечающая концепции справедливой стоимости. Однако существует еще ряд проблем, среди которых в целом разработка методики распределения экономической выгоды в контексте выделения человеческого капитала как части собственного капитала организации.

ЛИТЕРАТУРА

1.

1. Цуркану, В. Государственная поддержка: проблемы признания и учета / В. Цуркану, И. Голочалова // Розвиток системи бухгалтерського обл^. аналiзу i контролю: штегрований ракурс проблем» ; ВФЭУ. - Житомир : Рута, 2017.

2. Акулай, Е. Совершенствование политики развития малых и средних предприятий в Республике Молдова [Электронный ресурс] / Е. Акулай. - Режим доступа: http://ince.md/open_files/1453728985_1_ monogr_ aculai_160123_cu_coperta.pdf.

3. Левитская, А. Управление инновационным развитием региональной экономики [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра экон. наук : 521.03 / А. Левитская. - Кишинэу, 2017. - Режим доступа: http://www.cnaa. md/ala_ levitslkaia_thes...

4. Легенчук, С. Особенности бухгалтерского учета и риски венчурного финансирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] / С. Легенчук, Г. Яковец // Науч. вестн. Херсон. гос. ун-та, Вып. 9-1. Ч. 4, 2014. - С. 199-202. - Режим доступа: //www.dlib.rsl.ru/loader/view/.

5. Родионов, И. Выбор источников венчурного капитала (лекции 3-8) [Электронный ресурс] / И. Родионов, А. Никконен / РАВИ, РОСНАНО. - Режим доступа: http://www.rvca.ru/ PVCA-Course-2011-Part-2.pdf.

6. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Молдова № 179 от 21 июля 2016 г. - Режим доступа: http://www.bnk.md/content/закон-.

7. О малых и средних предприятиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Молдова № 287 от 15 дек. 2017 г. -Режим доступа: http://www.bnk.md/content/закон-....

8. О принципах субсидирования сельскохозяйственных производителей» [Электронный ресурс] : Закон № 276 от 16.12.2016 г. - Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id.

9. Индекс экономической политики в сфере МСП [Электронный ресурс] : Страны Восточного партнерства 2016: оценка соответствия принципам Европейского Акта о малом бизнесе (SME Policy Index: Eastern Partner Countries 2016: Assessing the Implementation of the Small Business Act for Europe). - Режим доступа: http://dx.doi.org/101787/9789264246249-en.

10. Об утверждении Стратегии развития сектора малых и средних предприятий на 2012-2020 годы : постановление Правительства № 685 от 13 сент. 2012 г. - (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., № 198-204).

11. Об утверждении Концепции кластерного развития промышленного сектора Республики Молдова [Электронный ресурс] : постановление Правительства № 614 от 20.08.2013.

12. О финансировании венчурной (рисковой) деятельности [Электронный ресурс] : проект закона о фондах рискового капитала: http://www.particip.gov.md/proiectview.php?!.

13. Программа деятельности правительства Республики Молдова на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.govmd/advanced-page-type/.

14. Стратегии развития научно-исследовательской деятельности до 2020 г. [Электронный ресурс] : постановление Правительства об утверждении № 920 от 07.11.2014. - Режим доступа: http://www.asm. md/fisiere/cadru...

15. Программа деятельности правительства Республики Молдова на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.govmd/advanced-page-type/.

16. Standardele Internaюionale de Raportare Financial [Electronic resource]. - Mode of access: http://www. mf. gov. mf/ro/lwx/contabilitate/% С8%99.

17. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.statistica.md/newsview.php?l=ro/.

18. Inovatii pentru Competitivitate : Stratigia inovationala a Republicii Moldova pentru perioada 2013-2020 // Monitor oficial № 284-289, 6 decembrie 2013/.

19. Communication from the commission to the council, the European Parliament, the European economic and social committee the committee of the regions "Think Small First" a "Small Business Act" for Europe. [Electronic resource]. - Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 52008DC0394.

Поступила 13.04.2018

INNOVATIVE ACTIVITY OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA: CONCEPT OF DEVELOPMENT AND ACCOUNTING

I. GOLOCHALOVA

Enterprises of Sector Small Business should have the resources financial and sit on equal terms with Big Business. It's necessary to encourage the development of national economic, including the Republic of Moldova. Government support are used extensively to strengthen the competitiveness of Small Business and solution to others problems of priority areas. The development and implementation of innovation became a priority as we transitioned towards an innovative economy. The introduction of innovative ideas leads to excessive revenues. The patent owners, the private business sector and state funding bodies each pursue their own agenda, extent of implementation and have their own legal status. The status quo has determined the necessity of a particular funding mechanism. The development of an appropriate model of operational accountancy is necessary to evaluate the results of innovative activity - innovation. These identified problems are dealt with in this article.

Keywords: sector of Small Business, innovative activity, concept of development, institutional platform, model of accounting, concept of measurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.