Инновационная деятельность санаторно-курортного комплекса в контексте рынков национальной технологической инициативы
Баранова Алла Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (СГУ), [email protected]
В современных условиях невозможно развитие инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности организаций без применения информационных технологий. Президентом Российской Федерации перед Правительством РФ к 2035 году поставлены задачи: обеспечения национальной безопасности, качества жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада. В рамках Агентства стратегических инициатив предусмотрена поддержка развития экологического и промышленного туризма, «зеленой экономики» и прорывных технологических проектов, но не уделено внимание оздоровительному туризму. На платформе Национальной технологической инициативы (НТИ) выделены 15 инновационно технологических рынков, продукция которых выведет отрасли экономики на мировой уровень.
На основе теоретического изучения инноваций и структуры санаторно-курортного комплекса (СКК), аналитических и практических исследований рынков национальной технологической инициативы, ресурсов сети Интернет обоснована особенность развития инновационной деятельности санаторно-курортного комплекса в условиях, предъявляемых к развитию рынков НТИ. Ключевые слова: инновационная деятельность, санаторно-курортный комплекс, рынки национальной технологической инициативы.
Введение
В настоящее время санаторно-курортный комплекс (СКК) представляет собой объединение организаций, оказывающих медицинские услуги, направленные на оздоровление, и нескольких предприятий других видов деятельности, оказывающих прочие услуги (питания, размещения, транспорта, досуга и др.), расположенные на территории курортов и использующие в своей деятельности природно-лечебные факторы местности [2,
7].
Для многих территорий Российской Федерации санаторно-курортный комплекс выполняет системообразующую функцию, влияя на их социально-экономическое развитие. В связи с этим улучшению качества санаторно-курортных услуг будут способствовать модернизация и развитие туристской, городской и сельской инфраструктуры, квалифицированные кадры, комплексное обеспечение безопасности, создание комфортной среды для предпринимательской деятельности, внедрение лучших практик и стандартов сервиса, эффективное организационное и инвестиционное взаимодействие представителей бизнеса и органов власти. А предпосылками для увеличения прибыли и рентабельности послужат цифровизация и инновации [3].
Современными предпосылками формирования инноваций в санаторно-курортном комплексе являются:
- цифровизация, благодаря которой возник виртуальный туризм, «умный город», а предоставление прочих услуг (бронирование, заказ транспорта и др.) стало более доступным;
- персонализация (индивидуальный подход к оказанию единичных или комплексных услуг);
- комплексность, оказание санаторно-курортных услуг не может происходить в отрыве от местности их расположения;
- институционализм (при формировании инноваций необходима государственная поддержка, участие инвесторов, предпринимателей, учреждений науки и образования).
X X
о
го А с.
Материалы и методы. Данная статья является самостоятельным исследованием автора. При исследовании использовались публикации экономистов, материалы аналитических и практических исследований рынков национальной технологической инициативы, ресурсы сети Интернет, нормативно-правовые документы. В результате написания статьи применялись методы формальной логики и анализа.
X
го т
о
Результаты и обсуждение.
В научной литературе можно найти множество публикаций, посвященных теме инноваций. Все авторы едины в том, что инновации - это совершенно новый
м о м
Сл>
fO CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
или модифицированный, улучшенного качества товар (услуга, работа, процесс), дополненные следующими характеристиками:
- значительно отличающиеся от других товаров и услуг, а инновационная деятельность осуществляется как собственными силами, так и посредством закупки инновационных товаров от внешних организаций [22, С. 21,86];
- новый организационный метод в ведении деловой практики, кадровой политики [1];
- процесс, в котором заложен жизненный цикл товара (услуги) от возникновения идеи до ее коммерциализации [19, С. 738];
- сфера деятельности социокультурного субъекта, позволяющая ему реализовать свой научно-творческий потенциал, приобрести желаемые ресурсы или улучшить свою репутацию [12, С. 43; 18, С. 117];
- позволяющие приносить прибыль производителю и обеспечить организации соответствующий уровень конкурентоспособности [21, С. 68-69];
- нововведения, приводящие к совершенству технологического, организационно-управленческого, информационного и социального процессов [8, С. 69].
Таким образом, под инновационной деятельностью следует понимать комплекс мероприятий (производственных, технологических, организационно-управленческих, социальных и др.), направленных на появление новых или более усовершенствованных товаров и услуг, ведущих к повышению конкурентоспособности организации на рынке, росту прибыли, качественному производству товаров (оказанию услуг) и улучшению ее деловой репутации [16].
В санаторно-курортном комплексе происходит применение искусственного интеллекта и искусственных нейронных сетей в системе менеджмента санаторно-курортной организации, внедрение электронных систем управления очередью при обслуживании рекреантов, на замену заблокированным зарубежным сервисам по бронированию пришли российские сервисы (Яндекс.Путе-шествие, 101hotels.com, OneTwoTrip, Ostrovok.ru и пр.), активно развивается реклама, на сайте организации размещаются виртуальные туры, благодаря чему потенциальные туристы знакомятся с интерьером, экскурсионными маршрутами [10, С. 100; 13, С.87].
Особенностью инновационной деятельности организаций санаторно-курортного комплекса является то, что эти предприятия не создают инновации, а приобретают их или получают доступ к передовым технологиям через франшизы или цепи, совершенствуя качество своих услуг [14, С. 140].
За счет инноваций происходит повышение конкурентоспособности организаций, но по причине нехватки финансовых ресурсов не все предприниматели готовы внедрять инновации. Кроме этого, для развития инновационной деятельности в СКК необходимы не только налоговые льготы со стороны государства и денежные средства частных инвесторов, а также меры по продвижению их услуг (проведение ярмарок и выставок, создание бизнес-инкубатор и технопарков) [10, С.101-102].
В сфере развития оздоровительного туризма инновации - это движущая сила развития, содержащая в себе не только товарный аспект, а также организационный, маркетинговый и институциональный, который особенно важен при взаимодействии всех субъектов экономики, влияющих на санаторно-курортный комплекс [23, С. 218; 24].
В настоящее время выигрывать борьбу за внимание и расположение клиента способны организации, которые смогут освоить цифровые технологии [4, С.5].
Цифровая экономика представляет собой экономику настоящего и будущего. Одним из главных экономических проектов в настоящее время в России, способный обеспечить национальную безопасность, повысить качество жизни и развить технологический уклад, является «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), которую в качестве приоритетов государственной политики, обозначил Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 04 декабря 2014 г. [5].
Национальная технологическая инициатива - это совместное взаимодействие представителей бизнеса, науки и образования, органов власти, творческих коллективов, экспертов, проектных офисов, ученых, способных продукцию ведущих отраслей нашей станы сделать конкурентоспособными в мире [15; 17, С. 150-151].
Базовыми мерами поддержки проектов в рамках НТИ предусмотрены гранты, инвестиции, поиск партнеров, предоставление доступа к инфраструктуре НТИ, а ответственными исполнителями по созданию условий для развития предпринимательских инициатив и продвижения прорывных проектов НТИ назначены АНО «Агентство стратегических инициатив» и ОАО «Российская венчурная компания» [11, С. 475].
АСИ совместно с партнерами предлагает решения в области развития экологического, сельского и промышленного туризма в регионах России. Россия, по оценкам Всемирной туристской организации занимает пятое место в мире по природному, культурному и туристскому потенциалу, но 39 место из 140 в мировом рейтинге конкурентоспособности по путешествиям и туризму в 2019
г. [6].
Следует отметить, что в России существуют уникальные природные предпосылки развития оздоровительного туризма, но в существующих рынках НТИ роль санаторно-курортный комплекса не обозначена. В 2015 г. по итогам стратегической сессии «Форсайт-флот» были определены девять перспективных рынков, соответствующих критериям НТИ: Аэронет, Автонет, Ма-ринет, Нейронет, Хелснет, Фуднет, Энерджинет, Технет, Сейфнет. В конце 2022 года их число увеличилось до пятнадцати (табл. 1).
Таблица 1
Рынки НТИ и результаты применения их продуктов (услуг) в
Наименование рынка НТИ Краткая характеристика и ключевые сегменты рынка НТИ Результаты применения продуктов (услуг) данного рынка в са-наторно-курорт-ном комплексе
Хелснет - это рынок персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств Целью данного рынка являются: профилактика заболеваний; увеличения продолжительности жизни; развитие генетики, телемедицины, биомедицины, создание системных сервисов по сбору и анализу диагнозов пациентов и др. Оздоровительный туризм. Медицинский туризм. Цифровизация медицинских карточек пациентов
Фуднет - это рынок питания Данный рынок открыт для интеграции новых наукоемких технологий роботизации и 1Т, стимулирующий рост экономики и способствующий доступности и качеству питания. Умное и высокопродуктивное сельское хозяйство. Полезное питание. Сельский туризм
Аэронет - это рынок беспилотных Инструменты данного рынка необходимы для обследования Экспресс-доставка
Наименование рынка НТИ Краткая характеристика и ключевые сегменты рынка НТИ Результаты применения продуктов (услуг) данного рынка в са-наторно-курорт-ном комплексе
летательных аппаратов объектов наземной инфраструктуры посредством беспилотной воздушной системы, что поможет повысить эффективность эвакуации людей, терпящих бедствие на суше и на море; обеспечить доставку товаров и грузов в труднодоступные районы, а в сельском хозяйстве - эффективное удобрение и борьбу с вредителями медикаментов и необходимых продуктов. Поиск заблудившихся людей
Автонет - это рынок по развитию современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ В рамках данного рынка предусмотрено появление беспилотных автомобилей, развитие транспортных телесистем, логистики и т.п. Транспортно-ло- гистические услуги
Маринет - это рынок интеллектуальной системы управления морским транспортом и технологии освоения мирового океана Морская добыча полезных ископаемых, морской транспорт, рыбный промысел и производство аквакультуры, морской туризм и судостроение. Морской туризм. Гастрономические туры (потребление морепродуктов)
Нейронет - это рынок средств человеко-машинных коммуникаций Разработка технических средств в помощь людям с ограниченными возможностями на основе нейропротезирования Виртуальный туризм
Энерджинет — энергетический рынок Развитие энергетического оборудования, программного обеспечения, инжиниринговых услуг для сервисов интеллектуальной энергетики Обеспечение энергетикой, связью
Технонет - это рынок технологической поддержки развития рынков НТИ Развитие цифровой экономики, высокотехнологичной промышленности, формирование базы Больших данных и т.п. Виртуальный туризм. «Умный город»
Сейфнет - это рынок безопасных компьютерных технологий, информационных и киберфизических систем Разработка устройств, применяемые для обеспечения безопасности и защиты инфраструктурной среды (датчики, камеры видеонаблюдения с минимальной программной компонентой и т.д.). Система биометрического контроля и аутентификации. Проекты Сэйфнет обеспечивают наличие продуктов для рынков НТИ: Аэронет, Автонет, Маринет, Нейронет, Хелснет, Энерджинет. Обеспечение безопасности услуг бронирования, оплат и т.п.
Эдунет - это рынок самореализации человека посредством образования Технологии и методологии, повышающие вовлеченность человека в процесс обучения и развития Кадровое обеспечение
Спортнет - это рынок развития человеческих ресурсов через физическую активность Новые виды спорта. «Умные» тренировки. Оздоровительный туризм. Лечебная физическая культура
Хоумнет - это рынок обеспечения высокотехнологичной комфортной и безопасной жизни человека Высокотехнологичная экосистема комфортной и безопасной жизнедеятельности человека, базирующаяся на аппаратно-программных решениях, включая цифровые платформы для проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации среды проживания и деятельности человека Комфортное проживание
Веарнет - это рынок гибридной индустрии моды Создание гибридного модного продукта, где диджитал-инстру-менты оптимизируют работу с материалом. Удобная и экологичная одежда
Наименование рынка НТИ Краткая характеристика и ключевые сегменты рынка НТИ Результаты применения продуктов (услуг) данного рынка в са-наторно-курорт-ном комплексе
для медицинского персонала и пациентов
Геймнет - это развитие и применение игровых методов и практик Внедрение игрового мышления в бизнесе, культуре, образовании, науке, здравоохранении, государственном управлении и сообществах для улучшения жизнедеятельности человека [9]. Область экскурсий и развлечений. Обучение кадров
Источник: Составлено автором по рынкам НТИ [20]
Таким образом, следует отметить, что СКК является одним из главных потребителей продукции и услуг рынков НТИ. Далее рассмотрим роль услуг рынков НТИ по видам услуг, предоставляемых СКК: питание, размещение, оздоровление (лечение), доставка туристов транспортом, посещение экскурсий (зон отдыха, развлечений), обучение кадров СКК, а также окружающая среда (городская, сельская) - место расположения СКК (табл. 2).
Таблица 2
Матрица услуг санаторно-курортного комплекса в контексте рынков НТИ
Рынки
Структура санаторно-курортного продукта (услуги)
Меди-цинс кие и оздоро витель
ные услуги
Питание
Раз- Транс- Отдых, Обра-
ме- порт экскурсии, зова-
ще- развлече- ние,
ние ния кадры
Природные условия, городская окружающая среда
Источник: Составлено автором
Пояснения: черные прямоугольники - это область применения продукции рынков НТИ.
Первые пять рынков (Автонет, Аэронет, Сейфнет, Маринет, Технонет) - это рынки, требующие дорогостоящих вложений, как следствие, большой доли государственного участия; другие пять рынков (Энерджинет, Фуднет, Хелснет, Нейронет, Хоумнет) - это рынки, требующие разделения рисков с бизнесом для его развития; третья группа (Эконет, Эдунет, Веарнет, Спортнет, Геймнет) - рынки, нуждающиеся в быстром реагировании на изменения среды [20].
X X
о
го А
с.
X
го т
о
м о
м «
fO CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
Заключение
Санаторно-курортный комплекс является одним из главных потребителей товаров и услуг рынков национальной технологической инициативы (НТИ), использование которых позволит ему совершенствовать свою инновационную деятельность, предоставляя качественные услуги. Санаторно-курортный комплекс не может развиваться в отрыве от других сфер и отраслей городской среды, поэтому особенно необходима государственная поддержка курортных и прилегающих к ним территорий посредством внедрения инноваций авто-нета, сейфнета, маринета, технонета, энерджинета, эко-нета.
В рамках НТИ развитие оздоровительного туризма и спрос со стороны туристов и рекрентов будет способствовать росту производства услуг хелснета, геймнета и веарнета - в контексте экскурсий и развлечений, фуд-нета - в контексте сельского туризма. Однако без совместного взаимодействия органов власти, инвесторов, научного сообщества и предпринимателей невозможно выйти на качественно новый уровень предоставления услуг.
Литература
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 08.12.2022).
2. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2018 N 2581-р «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31187 3/ (дата обращения: 08.12.2022).
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=LAW&n=409150#aw3PuCTwkzXJ3iL9 (дата обращения: 08.12.2022).
4. Афанасьев О.Е. Технические и технологические инновации в туризме // Современные сервисные проблемы и туризм. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-tehnologicheskie-innovatsii-v-turizme (дата обращения: 05.12.2022).
5. АСИ. Национальная технологическая инициатива. Агентство стратегических инициатив (asi.ru). URL: https://old.asi.ru/nti/?ysclid=lcegr7opw9417725669 (дата обращения: 08.12.2022).
6. АСИ. Поддержка проектов развития внутреннего туризма (asi.ru) URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/tourism/ (дата обращения: 08.12.2022).
7. Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности : учебное пособие / А.М. Ветитнев, Я.А. Войнова. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 272 с.
8. Гамидов Г. С. Классификационные признаки инноваций //Инновации. - 2005. - №. 8. - С. 67-69. URL: https://scholargoogle.ru/klassifikatsionnye-pnznaki-innovatsiy.pdf. (дата обращения: 05.12.2022).
9. Геймнет URL: https://s3.dtln.ru/deprtfiles/2/GameNet.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
10. Донскова Л.И., Макаров А.А., Чикалова Л.С. Аспекты осуществления инновационной деятельности российскими организациями туризма и санаторно-курортной сферы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-osuschestvleniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-rossiyskimi-organizatsiyami-turizma-i-sanatorno-kurortnoy-sfery (дата обращения: 03.12.2022).
11. Донцова О.И. Точки роста российской экономики, основанные на научно-технологическом развитии // Вопросы инновационной экономики. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tochki-rosta-rossiyskoy-ekonomiki-osnovannye-na-nauchno-tehnologicheskom-razvitii (дата обращения: 03.12.2022).
12. Залялиева К.Р. Особенности инноваций в туризме и индустрии гостеприимства // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-innovatsiy-v-turizme-i-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 03.12.2022).
13. Латышева А.А., Мозокина С.Л., Хорева Л.В., Шраер А.В. Инновационные подходы к организации услуг санаторно-курортного туризма // Известия СПбГЭУ. 2022. №3 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-organizatsii-uslug-sanatorno-kurortnogo-turizma (дата обращения: 03.12.2022).
14. Молчанова В. А. Инновации в туризме: совместное потребление услуг //Евразийское Научное Объединение. - 2019. - №. 9-2. - С. 140-142. URL: http://esa-conference.ru/wp-content/uploads/2019/10/esa-september-2019-part2.pdf#page=45 (дата обращения: 08.12.2022).
15. Национальная технологическая инициатива URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 08.12.2022).
16. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Методология финансирования инноваций // Известия СПбГЭУ. 2013. №5 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-finansirovaniya-innovatsiy (дата обращения: 05.12.2022).
17. Магомадов Э.М., Муртазалиева А.Х. Новые рынки в рамках национальной технологической инициативы // ЕГИ. 2021. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-rynki-v-ramkah-natsionalnoy-tehnologicheskoy-initsiativy (дата обращения: 03.12.2022).
18. Мешков А. А. Основные направления исследования инновации в американской социологии //Социологические исследования. - 1996. - №. 5. - С. 117-128. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/315/909/1216/015Meshkov.pd f (дата обращения: 08.12.2022).
19. Парфенова А.Ю., Юкласова А.В. К вопросу о понятии «Инновации» // Московский экономический журнал. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-innovatsii (дата обращения: 08.12.2022).
20. Рынки НТИ URL: https://nti2035.ru/markets/ (дата обращения: 08.12.2022).
21. Семёнов М.С. Инновации в туризме. маркетинговая политика // Colloquium-journal. 2020. №32 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turizme-marketingovaya-politika (дата обращения: 05.12.2022).
22. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities Oslo Manual 2018 GUIDELINES FOR COLLECTING, REPORTING AND USING DATA ON INNOVATION. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/science-
and-technology/oslo-manual-2018_9789264304604-en (дата обращения: 03.12.2022).
23. Panasiuk A. et al. Theoretical aspects of innovation in health tourism //European Journal of Service Management. - 2018. - Т. 25. - №. 1. - С. 213-220. URL: https://ruj.uj.edu.pl/xmlui/bitstream/handle/item/71851/pana siuk_theoretical_aspects_ofjnnovationjn_health_tourism _2018.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 08.12.2022).
24. Szymanska E., Panfiluk E. Determinants of technological innovations in health tourism enterprises //Business: Theory and practice. - 2020. - Т. 21. - №. 1. -С. 348-359. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/248035/1/175365 8209.pdf (дата обращения: 08.12.2022).
Innovative activity of the health-resort complex in the context of the
national technology initiative markets Baranova A.Yu.
Sochi State University
JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34_
In modern conditions, it is impossible to develop innovative activities and increase the competitiveness of organizations without the use of information technologies. By 2035, the President of the Russian Federation has set tasks for the Government of the Russian Federation: ensuring national security, the quality of life of people, the development of industries of a new technological structure. The Agency for Strategic Initiatives provides support for the development of environmental and industrial tourism, the "green economy" and breakthrough technological projects, but does not pay attention to health tourism. On the platform of the National Technology Initiative (NTI), 15 innovative technological markets have been identified, the products of which will bring the sectors of the economy to the world level. Based on the theoretical study of innovations and the structure of the health-resort complex (HRC), analytical and practical studies of the markets of the national technological initiative, the resources of the Internet, the peculiarity of the development of the innovative activities of the health-resort complex in the conditions imposed on the development of the NTI markets is justified.
The purpose of the article is to develop a matrix of services of the health-resort complex in the context of modern markets of the national technological initiative, confirming that HRC is one of the main consumers of goods and services of the NTI markets. The recommendations presented in the article will serve not only to achieve the upper-level indicators of the Strategy for the Development of the Health-Resort Complex of the Russian Federation and the Strategy for the Development of Tourism of the Russian Federation for the period up to 2035, and will also lead to a qualitative improvement in the health of citizens, the development of health tourism and make domestic health-resort services competitive in the world. Keywords: innovative activity, health-resort complex, national technology
initiative markets. References
1. Federal Law of August 23, 1996 N 127-FZ "On Science and State Scientific
and Technical Policy". URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (date of access: 12/08/2022).
2. Decree of the Government of the Russian Federation of November 26,
2018 N 2581-r "On approval of the Strategy for the development of the sanatorium and resort complex of the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311873/ (date of access: 12/08/2022).
3. Decree of the Government of the Russian Federation of September 20,
2019 N 2129-r "On approval of the Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035". URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=4 09150#aw3PuCTwkzXJ3iL9 (accessed 08.12.2022).
4. Afanasiev O.E. Technical and technological innovations in tourism //
Modern service problems and tourism. 2020. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-tehnologicheskie-innovatsii-v-turizme (date of access: 12/05/2022).
5. ASI. National Technology Initiative. Agency for Strategic Initiatives (asi.ru).
URL: https://old.asi.ru/nti/?ysclid=lcegr7opw9417725669 (date of access: 12/08/2022).
6. ASI. Support for domestic tourism development projects (asi.ru) URL:
https://asi.ru/leaders/initiatives/tourism/ (date of access: 08.12.2022).
7. Vetitnev A.M., Voinova Ya.A. Organization of sanatorium-and-spa
activities: study guide / A.M. Vetitnev, Ya.A. Voinova. - M .: Federal Agency for Tourism, 2014. - 272 p.
8. Gamidov G. S. Classification signs of innovations // Innovations. - 2005. -
no. 8. - S. 67-69. URL: https://scholar.google.ru/klassifikatsionnye-priznaki-innovatsiy.pdf. (date of access: 05.12.2022).
9. Gamenet URL: https://s3.dtln.ru/deprtfiles/2/GameNet.pdf (date of access:
12/05/2022).
10. Donskova L.I., Makarov A.A., Chikalova L.S. Aspects of the implementation of innovative activities by Russian organizations of tourism and sanatorium-resort sphere // Economics and business: theory and practice. 2020. No. 10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-osuschestvleniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-rossiyskimi-organizatsiyami-turizma-i-sanatorno-kurortnoy-sfery (date of access: 03.12.2022).
11. Dontsova O.I. Growth points of the Russian economy based on scientific and technological development // Issues of innovative economics. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tochki-rosta-rossiyskoy-ekonomiki-osnovannye-na-nauchno-tehnologicheskom-razvitii (date of access: 03.12.2022).
12. Zalyalieva K.R. Peculiarities of innovations in tourism and hospitality industry // Bulletin of the Association of Higher Educational Institutions of Tourism and Service. 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-innovatsiy-v-turizme-i-industrii-gostepriimstva (date of access: 03.12.2022).
13. Latysheva A.A., Mozokina S.L., Khoreva L.V., Shraer A.V. Innovative approaches to the organization of health resort tourism services. Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2022. No. 3 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-organizatsii-uslug-sanatorno-kurortnogo-turizma (date of access: 03.12.2022).
14. Molchanova V. A. Innovations in tourism: joint consumption of services //
Eurasian Scientific Association. - 2019. - no. 9-2. - S. 140-142. URL: http://esa-conference.ru/wp-content/uploads/2019/10/esa-september-2019-part2.pdf#page=45 (accessed 08.12.2022).
15. National Technology Initiative URL: https://nti2035.ru/nti/ (date of access: 08.12.2022).
16. Leontiev V.E., Baranova A.Yu. Methodology of financing innovations // Izvestia of St. Petersburg State University of Economics. 2013. No. 5 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-finansirovaniya-innovatsiy (date of access: 12/05/2022).
17. Magomadov E.M., Murtazalieva A.Kh. New markets within the framework
of the national technological initiative // EGI. 2021. No. 2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-rynki-v-ramkah-natsionalnoy-tehnologicheskoy-initsiativy (date of access: 03.12.2022).
18. Meshkov A. A. The main directions of the study of innovation in American sociology // Sociological research. - 1996. - no. 5. - S. 117-128. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/315/909/1216/015Meshkov.pdf (date of access: 08.12.2022).
19. Parfenova A.Yu., Yuklasova A.V. On the issue of the concept of "Innovation" // Moscow Economic Journal. 2019. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-innovatsii (Date of access: 12/08/2022).
20. NTI Markets URL: https://nti2035.ru/markets/ (date of access: 08.12.2022).
21. Semenov M.S. Innovations in tourism. marketing policy // Colloquium-journal. 2020. No. 32 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turizme-marketingovaya-politika (date of access: 12/05/2022).
22. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities Oslo Manual 2018 GUIDELINES FOR COLLECTING, REPORTING AND USING DATA ON INNOVATION. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oslo-manual-2018_9789264304604-en (accessed 03.12.2022).
23. Panasiuk A. et al. Theoretical aspects of innovation in health tourism // European Journal of Service Management. - 2018 . - T. 25. - No. 1. - S. 213-220. URL: https://ruj.uj.edu.pl/xmlui/bitstream/handle/item/71851/panasiuk_theoret ical_aspects_of_innovation_in_health_tourism_2018.pdf?sequence=1& isAllowed=y (accessed 08.12.2022).
24. Szymanska E., Panfiluk E. Determinants of technological innovations in health tourism enterprises //Business: Theory and practice. - 2020. - T. 21. - No. 1. - S. 348-359. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/248035/1Z1753658209.pdf (accessed 08.12.2022).
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
CJ