Научная статья на тему 'Инновационная деятельность региональных вузов и некоторые возможности ее финансирования'

Инновационная деятельность региональных вузов и некоторые возможности ее финансирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БРЕНД ВУЗА / FINANCING / INNOVATIVE ACTIVITY / REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Екатерина Владимировна

В статье предложены новые, учитывающие специфику региональных вузов подходы к формированию стратегий, обеспечивающих рост качества образования и снижение инвестиционных рисков, что создает возможности для более активного привлечения внебюджетных средств. Проведенные исследования и эксперименты позволили подготовить направленные на повышение конкурентоспособности региональных вузов рекомендации, которые связаны с внедрением «института вузовского резерва», развитием элитного образования на базе отдельных кафедр лучших вузов регионов, обеспечением высокой степени объективности и прозрачности оценивания образовательных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative activity of regional higher educational institutions and some possibilities of its financing

The research represents the attempt to offer the new approaches to the formation of strategy of the Russian institutes. These strategies should provide the fast growth of quality of higher education and reduce risks of private and corporate investors. It will help to increase volumes of off-budget financing. The executed researches and experiments have allowed preparing recommendations which are directed on increase of the competitiveness of regional universities. The creation of «the reserve of the free listeners at universities», development of elite higher education on the basis of the best universities in Russian regions, the increase of objectivity and a transparency of the estimation of knowledge's can advance the decision of problems of higher education.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность региональных вузов и некоторые возможности ее финансирования»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ И НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Е.В. Горюнова

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) ул. Большая Садовая, 69, Ростов-на-Дону, Россия, 344002

В статье предложены новые, учитывающие специфику региональных вузов подходы к формированию стратегий, обеспечивающих рост качества образования и снижение инвестиционных рисков, что создает возможности для более активного привлечения внебюджетных средств. Проведенные исследования и эксперименты позволили подготовить направленные на повышение конкурентоспособности региональных вузов рекомендации, которые связаны с внедрением «института вузовского резерва», развитием элитного образования на базе отдельных кафедр лучших вузов регионов, обеспечением высокой степени объективности и прозрачности оценивания образовательных компетенций студентов.

Ключевые слова: финансирование, законодательная инновация, элитное образование, бренд

вуза.

Региональные российские вузы, относимые к разряду среднестатистических, сегодня поставлены в достаточно сложные условия: с одной стороны, им предъявляются требования по подготовке хороших специалистов, а с другой — они фактически не заинтересованы отчислять плохо успевающих студентов, зачисленных на бюджетные места, поскольку это чревато снижением объемов финансирования учебного заведения. Если же такие студенты все-таки отчисляются, вуз вынужден переводить на освобождающиеся бюджетные места хорошо успевающих студентов коммерческих отделений, теряя средства, привлекаемые за счет оказания платных образовательных услуг. Вузы оказываются в ситуации, когда они должны предпринимать все меры к удержанию слабоуспевающих студентов в стенах вуза, чтобы не снизить размеры поступающих из государственного бюджета средств. Естественными результатами этого становятся ухудшение качества профессорско-преподавательского состава, противодействие внедрению в вузах инновационных образовательных технологий, рост коррупции, снижение качества подготовки специалистов.

Целью наших исследований стала разработка таких инновационных технологий, которые позволили бы региональным вузам значительно повысить качество образования своих выпускников без привлечения дополнительных бюджетных средств и снизить риски частных и корпоративных инвесторов, обеспечив тем самым привлечение в вузы дополнительных финансовых потоков.

Перспективы повышения качества обучения в региональных вузах. С проблемами снижения качества образования и доли государственных средств в общем объеме финансирования в последние десятилетия в большей или меньшей степени сталкиваются образовательные системы большинства стран мира. Несмотря на пристальное внимание образовательного сообщества и очевидную

заинтересованность государств в решении этих вопросов, ответов на них пока нет, и поиск выхода из сложившейся ситуации чаще всего идет, особенно если говорить о России, по пути использования опыта других государств.

В то же время появляется все больше исследований, в которых представлен уже и интересный отечественный опыт внедрения образовательных инноваций [1—4], предложены новые подходы к финансированию образовательной деятельности вузов и оценке эффективности инноваций в сфере образования [5—9]). Однако, на наш взгляд, все еще недостаточное значение придается тому очевидному факту, что снижение качества образования (как в России, так и мировом масштабе) происходит без явной связи с используемыми критериями отбора студентов, объемами финансирования вузов, успешностью реализации мер, направленных на финансовую поддержку студентов.

Основной причиной снижения качества высшего образования стало, по нашему мнению, увеличение спроса на образовательные услуги. Ни у государства, ни у вузов не хватает финансовых и кадровых ресурсов для качественного удовлетворения данного спроса.

С особыми проблемами столкнулись те региональные российские вузы, которые мы, считая их основой отечественной образовательной системы, характеризовали бы как вузы «первой лиги». Это достаточно сильные учебные заведения, готовящие основную массу специалистов для внутренних потребностей страны. При этом они имеют мало перспектив стать объектами пристального внимания и мощной финансовой поддержки со стороны государства и не могут рассчитывать на значительные корпоративные инвестиции, так как недостаточно высокое качество вузовской «продукции» — и образовательных программ и собственно выпускников — делает инвестирование в образовательную сферу низкоэффективным и слишком рисковым.

В то же время стратегические инновации, в основу которых положены качественное улучшение контингента студентов и постоянное его совершенствование, создание и реализация программ элитной подготовки студентов региональных вузов, проекты, направленные на развитие и продвижение региональных образовательных брендов, способны обеспечить быстрое и значительное улучшение качества профессиональной подготовки.

Проведенные нами исследования и эксперименты, в которых приняли участие около 1000 студентов и преподавателей из 30 городов страны, с нашей точки зрения, подтвердили возможность реализации представленных ниже проектов.

«Институт вузовского резерва» как инструмент оптимизации бюджетных расходов. В ближайшие 10—15 лет принципиальное улучшение качества образования в вузах «первой лиги» может быть достигнуто за счет реализации законодательной инновации, которую можно назвать «институт вузовского резерва». Она предполагает:

— отказ от разовой конкурсности (сдача ЕГЭ, предметная олимпиада, использование льгот при поступлении) при зачислении абитуриента на бюджетной основе начиная со второго семестра, введение многоразовой конкурсности по итогам каждого семестра;

— внедрение системы широкого общественного контроля качества вузовской подготовки без создания каких-либо новых наделенных контролирующими функциями структур.

Введение «института вузовского резерва» подразумевает, что посещать учебные занятия в вузе и быть представленными в курсовых рейтингах успеваемости получают право не только студенты бюджетного и коммерческого отделений, но и еще одна особая категория — «резервисты» — не прошедшие по конкурсу абитуриенты, ориентированные на обязательное получение образования именно по выбранной специальности и в конкретном вузе. Их «задача» состоит в том, чтобы «вытеснить» с бюджетных мест студентов, которые либо заняли эти места в результате ошибки (подкупа или добросовестного заблуждения членов экзаменационных комиссий), либо утратили интерес к обучению и не хотят осваивать специальность, получение которой оплачивает государство. Студенты бюджетных отделений, занявшие в курсовых рейтингах нижние позиции, т.е. не подтвердившие своего права на получение высшего образования за счет бюджета, сохраняют возможность продолжить обучение в вузе за счет собственных средств (или должны быть отчислены из вузов), «уступив» свои бюджетные места наиболее успешным «резервистам». Таким образом, «институт вузовского резерва» обеспечивает решение не только проблемы роста качества образования, но и значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств, а также способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов за счет роста объемов платных образовательных услуг.

По мнению 84% наиболее успешных и талантливых студентов (в выборку попали участники всероссийских и международных конференций и конкурсов, лауреаты престижных премий, отличники), плохо успевающие студенты должны сами оплачивать свое обучение в вузах даже при условии успешного прохождения ими конкурсного отбора при поступлении. Среди «среднестатистических» студентов процент поддерживающих идею многоразовой конкурсности оказался значительно ниже — 35%, что можно объяснить пониманием ими того, что «ежесе-местровая» конкуренция за бюджетное место заставит каждого учиться в полную меру своих способностей, тогда как сейчас около 90% опрошенных этой группы признали, что могли бы учиться значительно лучше, но «пока не видят в этом необходимости».

Примечательно, что и около 40% опрошенных нами представителей профессорско-преподавательского состава вузов отнеслись с большой настороженностью к идее многоразовой конкурсности. Причиной их сомнений, как выявилось в процессе проведения глубинных интервью, являются опасения, связанные с возможными злоупотреблениями, так как на первый взгляд может показаться, что «институт резерва» создает значительную зависимость студентов от объективности преподавателей, принимающих экзамены.

Беспокойство это вполне объяснимо, и для него есть основания. Однако, как показали проводимые нами эксперименты, использование при оценивании успешности студентов той модификации балльно-рейтинговой системы, которую мы называем двухбалльно-рейтинговой, дает практически полную гарантию объ-

ективности оценивания учебных успехов студентов и исключает возможность того, что добросовестный студент окажется в нижних строках вузовского рейтинга и будет вынужден перейти на платную форму обучения. Предложенная модификация основана на оценке только отличных знаний студентов, т.е. фактически каждый вид деятельности оценивается или максимальным количеством баллов (если знания отличные), или нулем баллов (если знания низкие).

Возможности реализации и источники финансирования программ подготовки профессиональной элиты в регионах. Одним из новых продуктов, которые могут предложить на региональным образовательном рынке сильные и престижные вузы, в ближайшее время должны стать программы элитной профессиональной подготовки. Такие программы, ориентированные на узкий круг потребителей, будут способствовать притоку в вузы бюджетного финансирования, которое является обязательным условием их реализации и некоторой гарантией того, что «элитное» образование не превратится в «элитарное» и «дойдет» до своего потребителя — наиболее способных, ответственных и результативных в научной и практической деятельности молодых людей.

Следует отметить, что финансирование «элитных» региональных программ никоим образом не станет разорительным для бюджетной сферы, так как «элитные» группы студентов будут формироваться из студентов бюджетного и коммерческого отделений (финансирование их обучения в любом случае уже осуществляется из бюджетных или внебюджетных источников) и задача вузов состоит только в том, чтобы обеспечить одно основополагающее условие получения элитного образования: одновременное присутствие в учебной аудитории «элитного» студента и «элитного» преподавателя. Кроме того, предпосылкой создания в вузах «элитных» групп является то, что, согласно проведенным нами опросам, почти треть способных студентов хотела бы учиться в группах, сформированных из наиболее талантливых их сверстников, и даже готова оплачивать возможность обучения в более интеллектуальной и творческой среде. С нашей точки зрения, именно готовность оплачивать «элитные» образовательные услуги вуза и принять на себя обязанность освоения более сложных образовательных программ является одним из подтверждений права студента на обучение в таких группах.

Отметим, что для вузов гораздо более важным, чем привлечение средств из бюджета, является то, что реализация «элитных» программ позволит существенно повысить не только качество подготовки специалистов в «элитных» группах, но и обеспечит рост общего уровня преподавания вследствие все более широкого использования в практике массовой подготовки специалистов тех образовательных методик и технологий, которые разрабатываются и используются преподавателями в работе с талантливой молодежью.

Инвестиции в образовательный бренд — инвестиции в качество. Особое внимание при формировании инновационных стратегий региональных вузов должно быть уделено разработке и финансированию инноваций, направленных на развитие вузовских брендов, так как вложения в бренд быстрее, чем в какие-либо иные направления деятельности вуза, приносят «дивиденды»: хорошо подготовленных абитуриентов, успешных студентов и оборачиваются выигранными грантами, ростом объемов платных образовательных услуг и т.д.

Поскольку продвижение образовательных продуктов и образовательных брендов в принципе мало отличается от продвижения иной продукции и товарных марок, а реклама является «двигателем» в том числе и образовательных услуг, можно рассчитывать на то, что при умелом продвижении вузовского бренда популярность вуза, а следовательно, количество заинтересованных в поступлении хорошо подготовленных абитуриентов и приток финансовых средств начнут расти даже быстрее, чем произойдет реальное значительное повышение качества образования. Проведенные нами исследования подтвердили, что существуют по меньшей мере две причины, по которым сам по себе факт усиления вузовского бренда повышает качество получаемого в конкретном вузе образования: во-первых, вуз с сильным образовательным брендом чаще выбирают способные и хорошо подготовленные абитуриенты; во-вторых, сильный состав студентов ориентирует профессорско-преподавательский состав на предоставление образовательных услуг более высокого качества, ведет к «выдавливанию» из вузов слабых преподавателей. Все это способствует снижению инвестиционных рисков, привлекает к вузу внимание частных и корпоративных инвесторов.

Возможности финансирования программ по продвижению образовательных брендов будут в значительной степени зависеть от того, насколько успешной и эффективной станет деятельность по развитию регионального образовательного бренда на самых первых стадиях реализации стратегии его продвижения. Вузам следует исходить из того, что на первом этапе реализации программ продвижения бренда их финансирование может отсутствовать либо быть минимальным, многоканальное финансирование маловероятно, а лицами, заинтересованными в продвижении вузовского бренда, являются его студенты, профессорско-преподавательский и отчасти учебно-вспомогательный состав.

Частные инвестиции как основа финансирования инновационных стратегий региональных вузов. Опросы и интервьюирование профессорско-преподавательского состава и студентов вузов выявили готовность многих из них инвестировать (как в форме прямых денежных вложений, так и в форме безвозмездной передачи вузам продуктов собственной интеллектуальной и творческой деятельности или выполнения — также на безвозмездной основе — различных видов работ) в такие направления деятельности вуза, как продвижение образовательного бренда, разработка и внедрение новых образовательных продуктов, создание и использование новых технологий. Закономерной представляется высокая готовность к инвестированию в повышение качества образования талантливых студентов: почти 70% респондентов этой категории готовы (независимо от уровня доходности их семей) инвестировать в большинство указанных выше направлений деятельности вуза.

Согласно многочисленным исследованиям ежегодно домохозяйствами расходуются весьма значительные суммы на покупку готовых письменных работ, взятки за выставление положительных экзаменационных оценок и пр. Использование «института вузовского резерва» позволит перенаправить оцениваемые десятками миллиардов рублей денежные потоки в вузы, что даст последним возможность частично покрывать затраты на внедрение инновационных образова-

тельных технологий. В настоящее время и само государство, и компании, и население располагают тем объемом финансовых ресурсов, который достаточен для обеспечения значительного роста в стране качества высшего образования, и главная проблема заключается в переориентации денежных потоков, обеспечении их прозрачности и более эффективном использовании.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Фиапшев Б.Х., Фиапшева Т.А., Фиапшев А.Б. Диалектика российского образования: Монография: в 2 т. Т. 2. — Р-н/Д: Ростиздат, 2007.

[2] Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. —2-е изд., перераб.и доп. —М.: ИНФРА-М, 2006.

[3] Фаткулин А.А. Современное образование: управление, качество, инновации: учеб. пособие. — Владивосток, 2007.

[4] Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: Монография. — Великий Новгород, 2008.

[5] Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. — М.: ОРГСЕРВИС-2000, 2005.

[6] Роденкова Т.Н., Слепов В.А. Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. — М.: ИНФРА-М, 2009.

[7] Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. — М.: МАКС Пресс, 2007.

[8] Финансирование системы высшего образования: опыт, состояние, направления совершенствования: Монография / Под ред. Ю.В. Чеботаревского. — Саратов: Изд-во Са-рат. гос. техн. ун-та, 2006.

[9] Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. 2-е изд. / Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Логос, 2006.

THE INNOVATIVE ACTIVITY OF REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND SOME POSSIBILITIES OF ITS FINANCING

E.V. Goryunova

Rostov state university of economics (RINH)

B. Sadovaya str., 69, Rostov-on-Don, 344002

The research represents the attempt to offer the new approaches to the formation of strategy of the Russian institutes. These strategies should provide the fast growth of quality of higher education and reduce risks of private and corporate investors. It will help to increase volumes of off-budget financing. The executed researches and experiments have allowed preparing recommendations which are directed on increase of the competitiveness of regional universities. The creation of «the reserve of the free listeners at universities», development of elite higher education on the basis of the best universities in Russian regions, the increase of objectivity and a transparency of the estimation of knowledge’s can advance the decision of problems of higher education.

Key words: financing, innovative activity, regional higher educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.