Е. В. Горюнова
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация
В статье оценивается возможность использования зарубежного опыта для решения таких проблем российских вузов, как повышение качества образования и привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов. Автор рассматривает ограничения и риски, связанные с преимущественным внедрением догоняющих инноваций, делает вывод о необходимости разработки и внедрения радикальных новаций, направленных на обеспечение значительного повышения качества образовательных услуг вузов.
2010 № 3
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Annotation
Is it possible to improve the higher education quality? Can Russian higher education institutions use the best foreign experience? The author has analyzed this experience, restrictions and the risks of its use. The executed researches have allowed preparing recommendations, which are directed on increase of university's competitiveness.
Ключевые слова
Мировой опыт, радикальные инновации, качество образования.
Key words
Foreign experience, radical innovations, quality of higher education.
Рост конкуренции на мировых рынках образовательных услуг и потеря Россией в течение последних 20 лет позиций одного из его лидеров предопределяют необходимость резкого повышения качества образования с целью предотвращения превращения России в образовательную колонию. Сегодня для всех стран мира характерно сокращение доли государственных средств в общем объеме финансирования вузов, недофинансирование большинства из них, высокий уровень коррупции, противоречие между выраженной ориентацией вузов на инновационную деятельность и финансированием этого направления по остаточному принципу. Российским вузам, вступившим на путь инновационного развития, приходится учитывать еще три принципиально важных обстоятельства. Это, во-первых, низкие мировые рейтинги вузов страны, углубляющийся разрыв в уровне подготовки специалистов, с одной стороны, в элитных и элитарных вузах, а с другой, - в остальных высших учебных заведениях; во-вторых, невысокий уровень жизни в стране и относительно низкие доходы большинства домохозяйств и, в-третьих, наличие национального опыта совершения глобальных прорывов в образовательной сфере, равных которым мировая практика пока не знает.
В поисках выхода из крайне опасной для будущего России ситуации в высшем образовании закономерно обращение к зарубежному опыту, стрем-
ление активно его использовать. Но при этом, с нашей точки зрения, недостаточное значение придается тому очевидному факту, что снижение качества образования в мировом масштабе продолжается, несмотря на совершенствование критериев отбора студентов, увеличение объемов финансирования вузов, успешность реализации мер, направленных на финансовую поддержку студентов. То, что падением качества образования и отсутствием эффективных способов влияния на него обеспокоены даже признанные лидеры мирового рынка образовательных услуг, казалось бы, должно побуждать к поиску совершенно новых, специфических для каждой страны способов реального управления качеством. Тем не менее в России достаточное распространение получила точка зрения, согласно которой значительное отставание страны от мировых экспортеров образовательных программ и услуг предопределяет необходимость заимствования передовых технологий и ориентации в основном на догоняющее развитие.
Поскольку такой подход способствует закреплению образовательной сферы страны на позиции аутсайдера, необходимо на основе анализа отечественного и зарубежного опыта выявить методы и технологии, внедрение которых в вузах может обеспечить резкий рост качества образования и конкурентоспособности вузов без привлечения значительных объемов инвестиций для
реализации инновационных проектов, направленных на повышение качества обучения, так как очевидно, что «среднестатистические» отечественные вузы не могут рассчитывать на рост объемов бюджетного и внебюджетного финансирования.
В связи с этим возникла необходимость решения таких задач, как:
1. выявление объективных критериев оценки качества образования, без чего невозможно оценить эффективность реализации и целесообразность финансирования инновационных проектов в сфере образования;
2. анализ возможности реализации в региональных вузах эффективных инновационных низкобюджетных проектов;
3. оценка перспектив финансирования инновационных проектов региональных вузов за счет внебюджетных источников;
4. установление перспективных направлений инновационного развития региональных вузов и разработка низкобюджетных проектов, обеспечивающих резкий рост качества образования.
Анализ литературных источников подтвердил если не отсутствие надежных и прозрачных критериев оценки качества образования (а также и оценки эффективности реализации инновационных проектов), то отсутствие информации о широком применении подобных подходов. Использование во многих странах для расчета объемов государственного финансирования таких показателей как численность и успеваемость студентов не вызывает доверия образовательного сообщества к объективности оценивания деятельности вузов в результате неизбежной при таком подходе подмены понятия «выпускник вуза, имеющий достаточную квалификацию для работы по полученной специальности» понятием «студент, завершивший стандартный курс обучения в установленные сроки», а понятия «сту-
дент, овладевший необходимым объемом знаний, умений, навыков» понятием «студент, получивший по итогам экзаменационных испытаний оценки «хорошо» и «отлично» и т. п.
Отождествление контроля качества образования с контролем состояния документооборота укрепляет представление профессорско-
преподавательского состава (ППС) вузов о процедурах оценивания как о формальных, подтверждает их оторванность от реальной проблемы качества и преходящий характер самого менеджмента качества [1], создает основу для улучшения подпадающих под контроль показателей без реального повышения качества образовательных услуг вузов [2].
Предположение об отсутствии объективных критериев оценки как качества образования, так и эффективности работы высшего учебного заведения подтверждается вынужденным использованием и других формальных показателей деятельности вузов при решении вопросов их финансирования из бюджетных источников (численности профессоров и преподавателей в Греции и Польше, размера площадей, занимаемых вузом, во Франции; величины арендной платы в Финляндии, количества женщин-профессоров в Австралии или принятых в вуз абитуриентов-инвалидов и малообеспеченных абитуриентов в Великобритании) [3]. Активный поиск критериев оценки деятельности вузов, осуществляемый Министерством образования и науки РФ также свидетельствует о том, что ни участники образовательного процесса, ни законодательные, ни исполнительные органы не удовлетворены уровнем объективности существующих критериев оценки качества в образовательной сфере. За неимением объективных критериев используются формальные, что ведет к неэффективному использованию бюджетных средств, отрицательно сказыва-
ется на развитии конкуренции на рынке образовательных услуг, ставит в заведомо худшие условия его добросовестных игроков.
В то же время мировой и отечественный опыт, отраженный не только в научной, но и в художественной литературе, кинематографе, как и закрепившаяся практика проведения собеседований (вместо экзаменов или наряду с ними) при приеме в престижные высшие учебные заведения, неопровержимо свидетельствует о том, что более надежного эксперта для оценки знаний, интеллектуального и творческого потенциала испытуемого (абитуриента, студента), чем хороший преподаватель не существует.
Эти заключения закономерно приводят нас к выводу о том, что проблема оценки качества образования (а следовательно, качества работы преподавателя, вуза, эффективности реализуемых в сфере образования инновационных проектов) упирается не в решение вопроса, кто и как будет оценивать качество (так как очевидно, что лучше опытного преподавателя никто этого сделать не сможет и он в принципе ни в каких особых методах и технологиях оценки не нуждается), а в решение вопроса о том, возможно ли создание системы, при которой преподаватель захочет или будет вынужден выставлять студентам максимально объективные оценки, то есть сам обеспечит реальный контроль качества образования, способствующий снижению рисков инвестирования в образовательную сферу и обеспечивающий руководство вуза достоверной информацией для принятия адекватных управленческих и финансовых решений.
По мнению автора, проблема решается внедрением системы многоразовой («ежесеместровой») конкурсности при определении права доступа студента к бесплатному высшему образовании (как радикальной инновации в масшта-
бах страны, требующей принятия поправки к п.3 ст.43 Конституции РФ) [4] и механизма объективного и прозрачного оценивания учебной деятельности студента (как улучшающей инновации на уровне конкретного вуза). Таким инструментом контроля качества образования может быть использование балльно-рейтинговой системы оценки в модификации БаРС, или двухбалльнорейтинговой системы, основанной на учете только количественных показателей деятельности студента, которая в течение двух лет проходит экспериментальную проверку на кафедре «Финансовый менеджмент» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) и подтверждает свою высокую эффективность [5].
Принципиально важной является возможность реализации последнего из названных проектов (внедрение БаРС) без использования финансовых ресурсов или с привлечением минимальных объемов внебюджетного финансирования. Его источником могут быть личные средства участников образовательного процесса. Как показывают проводимые совместно с Министерством образования Ростовской области исследования (в них приняли участие 349 преподавателей из 20 вузов области, а также 97 - из других регионов страны), значительная часть ППС вузов готова инвестировать в разработку и внедрение новых образовательных технологий не только время и труд, но и личные средства. Около 80% респондентов-преподавателей,
пользующихся в своих вузах репутацией «инновационных» педагогов, регулярно осуществляют такое инвестирование в денежной форме, не получая компенсации своих затрат или в незначительном объеме компенсируя их за счет собственных средств вузов. Не приходится сомневаться, что и впредь лучшие представители ППС будут вкладывать не только трудозатраты, но также и личные средства в разработку
инновационных технологий, так как (это также подтверждено в ходе исследований) в значительной степени сами заинтересованы в этом.
Как показали проведенные исследования и эксперименты, авторская технология БаРС может быть тем инструментом значительного повышения качества образования, реализация которого не требует никакого бюджетного финансирования, осуществляется за счет привлечения минимальных объемов личных средств преподавателей и студентов (опросы, проведенные с участием около 1000 студентов из 30 вузов, подтвердили готовность большинства из них к инвестированию личных средств в качество образования) и для своего успешного внедрения требует только принятия решения на уровне руководства вузов и обучения преподавателей работе по указанной технологии.
В то же время на систему высшего образования Российской Федерации с полным основанием можно распространить мнение лауреата Нобелевской премии, одного из авторов концепции «человеческого капитала» Т. Шульца (высказанное им по поводу монопольного положения государственных школ), состоящее в том, что при существующем порядке финансирования и государственного контроля образовательных процессов эффективность образования обречена на низкий уровень при любых объемах финансирования. Хотя недоинвестирование образовательной отрасли считается основным (и достаточным) фактором для объяснения ее неконку-рентоспособности, проводимые разными авторами исследования не позволяют установить однозначной положи-
тельной зависимости между возрастанием объемов финансовых вливаний в отрасль, материальной поддержкой
преподавателей и студентов, с одной стороны, и повышением доступности высшего образования, развитием инновационной составляющей деятельности вузов и, в целом, с повышением качества образования, с другой. Это побуждает к разработке радикальных инноваций, которые при наличии единых государственных стандартов в сфере образования могут быть по масштабу только национальными, а следовательно, должны разрабатываться, проходить экспериментальную проверку и общественную экспертизу за счет средств государственного бюджета. Финансирование разработки такой инновации, как многоразовая конкурсность при решении вопроса доступа студента к бесплатному образованию является более эффективным вложением бюджетных средств, чем финансирование любых программ, направленных на совершенствование механизма отбора студентов в вузы.
Во время экономических кризисов и в посткризисные периоды сокращаются объемы финансирования вузов и качество образования падает. Но, с точки зрения автора, здесь нет прямой зависимости и снижение качества связано, скорее всего, со стратегиями, которые вузы применяют в тяжелое для себя время. Возможности использования в России зарубежного опыта преодоления кризисных этапов развития вузов ограничены (табл.), так как связаны в основном с сокращением издержек.
Таблица 1. Оценка возможности использования опыта зарубежных высших учебных заведений по сокращению издержек.
мероприятия, направленные на сокращение издержек возможные причины достижения желаемого эффекта в отдельных странах или вузах риски и ограничения, связанные с применением такого подхода в российских вузах
уменьшение или слияние небольших подразделений - отсутствие ощутимого влияния слияний на мобильность ППС и студентов в небольших странах - еще большее снижение изначально низкого уровня мобильности ППС и студентов в связи с удаленностью мест проживания студентов от вузов
интенсификация труда преподавателей путем увеличения количества учебных часов, удлинения учебного года - относительно невысокая интенсивность труда зарубежных преподавателей по сравнению с российскими, - возможность повысить интенсивность труда за счет сокращения времени на индивидуальную работу со студентами, научноисследовательскую деятельность преподавателя, а также за счет времени отдыха, что, скорее всего, не скажется неблагоприятно на состоянии здоровья ППС в связи с достаточно высоким уровнем жизни в большинстве стран-лидеров мирового рынка образовательных услуг - интенсификация труда приведет к еще большему снижению качества образования, значительному сокращению времени на индивидуальную работу со студентами, которая и так занимает незначительную часть рабочего времени ППС, - невысокая заработная плата российских преподавателей способствовала широкому распространению практики совместительства в результате чего попытки интенсифицировать труд ППС приведут к необходимости отказа от совместительства, ухудшению материального положения семей преподавателей, снижению уровня лояльности к вузу
Продолжение таблицы 1
оптимизация расходования средств университета через увеличение размера групп, группировки курсов и т. д - хорошие зарубежные вузы предоставляют своим студентам возможность широкого выбора изучаемых курсов, формы изучения дисциплин, выбора преподавателей, то есть имеют значительный резерв для временного снижения спектра услуг, что, скорее всего, заметно не отразится на качестве профессиональной подготовки, - многие курсы читаются в группах, имеющих невысокую численность студентов - размеры групп в российских вузах, как правило, и так чересчур велики, и дальнейшее увеличение численности студентов в них приведет к очередному снижению качества образования.
сокращение численности профес-сорско- преподавательского состава - самая нежелательная мера для любого вуза, поскольку ведет: 1. к потере лояльности сотрудников, 2. сохранению более лояльного и нередко наименее «инновационного» кадрового состава, 3. ухудшению качества преподавания в результате возрастания нагрузки на остальных преподавателей, 4. ухудшению имиджа вуза
использование зданий и оборудования вузов во внеурочное время - сдача в аренду - большие площади занимаемых вузами зданий, большое количество современного, то есть потенциально востребованного оборудования - большинство российских вузов уже задействовало и исчерпало все эти резервы
Если говорить об ожиданиях, связанных с привлечением для реализации инновационных проектов вузов корпоративных финансов, то они отмечены несколько преждевременным оптимизмом. Отечественная практика взаимодействия корпораций и вузов связана в основном с двумя сферами: финансовой и нефтегазовой. За счет спонсорской помощи учебным заведениям компании этих отраслей конкурируют за квалифицированный персонал из числа лучших студентов и за репутацию социально ответственного бизнеса. Большинству российских региональных вузов пока нечего предложить бизнесу, и ситуация не изменится до тех пор, пока не будет совершен серьезный качест-
венный рывок в направлении роста качества образовательных услуг. Мировой опыт свидетельствует о том, что усилия правительств большинства стран, направленные на увеличение доли корпоративных вложений в систему высшего образования, не увенчались значительными успехами (исключение - США, в которых традиционно велика доля участия бизнес-сообщества и частного капитала в развитии образования).
Финансовые ограничения в кризисные периоды закономерно ориентируют и вузы, и государства в целом на строгое следование принципу «управления и финансирования по результатам», который подразумевает, что любой финансируемый проект должен со-
держать четкий перечень критериев результативности. Это предполагает повышение эффективности расходования бюджетных средств, диверсификацию источников финансирования, а также повышение инвестиционной привлекательности высшего образования и расширение возможностей привлечения дополнительных внебюджетных источников. Но при этом не учитывается инновационная составляющая деятельности вузов, в которой высоки риски, а результат не может быть гарантирован, что серьезно затрудняет применение критериев эффективности в обычном экономическом смысле [6]. Таким образом, предсказуемое снижение инновационной активности большинства вузов в сложной экономической ситуации предопределяет падение уровня их конкурентоспособности на этапе выхода из кризиса и одновременно закладывает основу для вывода на лидерские позиции тех вузов (или стран), которые окажутся способными создать и реализовать такие эффективные и низкозатратные стратегии развития, которые обеспечат усиление инновационной составляющей деятельности высших учебных заведений.
Библиографический список
1. Форрат Н. В. Проблемы качества высшего образования: мировые вызовы и их российские трансформации. //Вопросы образования. - 2009. - № 2. -М. - С. 130.
2. Рид К. Коррупция в образовании -истоки и ее преодоление. //Народное образование. - № 8. - 2008. -С. 27.
3. Животовская И. Г. Система финансирования высшего образования в странах Европейского Союза: проблемы модернизации. /Экономика образования, 2008.
- № 6. - С. 64-65.
4. Горюнова Е.В. Повышение качества высшего образования как важнейший
фактор экономического роста России. //Научные Труды Вольного экономического общества России». Том 116. - М.:
- 2009. С .423.
5. Горюнова Е. В. Рейтинг: друг, враг или так? //Alma mater. - 2010. - № 1 (февраль). - С. 46-50.
6. Гневашева В. А., Луков Вал. А. Тема
высшего образования в новейшей российской научной литературе. [Элек-
тронный ресурс]: Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2007. -№1. Режим доступа: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/1/Gnevasheva&Lukov/ Свободный загол. с экрана 18.05.2010.
Bibliographic list
1. Forrat N.V. The Problems of quality of higher education: world calls and their Russian transformations.// Education questions - 2009. - № 2. - М - P. 130.
2. Reid K. The corruption in the education
- sources and its overcoming. //National education. - 2008. - № 8. P. 26-34
3. Zhivotovskaya I.G. The system of financing of higher education in the countries of the European Union: problems of modernisation /of I.G. Zhivotovskaya //The economy of education. - 2008. - № 6.
- p. 64-65
4. Gorunova E.V. High quality of vocational education as the major factor of economic growth of Russia.// Scientific works of the Free Economic Society of Russia. Volume 116. - М: - 2009 - С.423
5. Gorunova E.V. Is there any need in rating in the university? //Alma mater. - 2010.
- № 1 (February). - P. 46-50.
6. Gnevasheva V. A., Lkov Val. A. Higher
education theme in the newest Russian scientific literature. [An electronic resource]: Electronic magazine «Knowledge. Understanding. Ability». - 2007. - №1. An access mode: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1 / Gnevasheva&Lukov/ 18.05.2010.