Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничный бизнес / гостиничная индустрия / инновации / инновационная деятельность / инновационное развитие / hotel business / hotel industry / innovation / innovation activity / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Ш. Орлова, Г.И. Юрковская

Для поддержания конкурентного преимущества предприятиям гостиничного сервиса необходимо уделять внимание вопросам инновационного развития. В данной статье рассмотрены понятия инноваций, инновационной деятельности и предложено определение понятия инновационное развитие предприятия гостиничного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н.Ш. Орлова, Г.И. Юрковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE OF THE HOTEL SERVICE

To maintain a competitive advantage, hotel service companies need to pay attention to the issues of innovative development. In this article, the concepts of innovation, innovation activity are considered and the definition of the concept of innovative development of the hotel service enterprise is proposed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА»

УДК 658.64

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО

СЕРВИСА

Н. Ш. Орлова, Г. И. Юрковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: shafigullovna@mail.ru, yurk7@mail.ru

Для поддержания конкурентного преимущества предприятиям гостиничного сервиса необходимо уделять внимание вопросам инновационного развития. В данной статье рассмотрены понятия инноваций, инновационной деятельности и предложено определение понятия инновационное развитие предприятия гостиничного сервиса.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостиничная индустрия, инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие.

INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE OF THE HOTEL SERVICE

N. Sh. Orlova, G. I. Yurkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: shafigullovna@mail.ru, yurk7@mail.ru

To maintain a competitive advantage, hotel service companies need to pay attention to the issues of innovative development. In this article, the concepts of innovation, innovation activity are considered and the definition of the concept of innovative development of the hotel service enterprise is proposed.

Keywords: hotel business, hotel industry, innovation, innovation activity, innovative development.

Индустрия гостиничного сервиса становится более эффективной и конкурентоспособной благодаря внедрению инноваций. Инновации в гостинице способствуют не только привлечению дополнительных доходов, но и выявлению конкурентных преимуществ предприятия на рынке гостиничных услуг, увеличению доли занимаемого рынка, сокращению издержек, повышению эффективности деятельности и совершенствованию процесса обслуживания [1].

Е. О. Похомчикова [2] в своей работе приводит определение П. Друкера, который предлагает рассматривать инновацию в качестве возможности. Результатом такой возможности станет создание нового, улучшенного продукта или сервиса. В качестве инноваций могут выступать и новые услуги, и новые технологии обслуживания, которые будут способствовать развитию предприятия. Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что в гостиничной индустрии инновации могут быть направлены на создание новых источников удовлетворения покупателей и должны быть связаны с предоставлением клиентоориентированного сервиса.

Секция «Инновационная экономика и управление»

Инновации в гостиничной индустрии могут представлять собой [3] как процесс создания и внедрения новых методов обслуживания с помощью современных информационных технологий, в которых идея приобретает экономическое содержание, так и полный процесс от идеи до готового гостиничного продукта. В качестве данной инновации могут выступать новые пакеты услуг, которые разработаны на основе проведения анализа потребностей гостей и используются в практической деятельности. Также инновации могут выражаться как новшества в таких сферах как финансовая, организационная и управленческая. Инновации могут быть представлены в новых дизайнерских решениях, которые повышают уровень комфорта и сервиса, предоставляемого гостям. Если новшество обеспечит сокращение издержек, тогда оно тоже может считаться инновацией.

Инновации в индустрии гостеприимства по мнению Е. О. Похомчиковой [2] представляют собой конечный результат инновационной деятельности, состоящей в применении предприятиями сферы гостеприимства различных новшеств, которые направлены на совершенствование собственной деятельности и предоставляемого сервиса, с целью удовлетворения постоянно возрастающих потребностей гостей в услугах отдыха и досуга.

Инновации в гостиничной индустрии по мнению А. Н. Ивановой [4] направлены на восстановление и развитие духовных и физических сил гостей, изменение факторов производства, они должны, во-первых, способствовать повышению эффективности функционирования инфраструктуры туристической отрасли в целом; во-вторых, повышать эффективность процессов формирования, позиционирования и потребления гостиничных услуг; в-третьих, способствовать развитию гостиничного бизнеса в стране и повышению эффективности управления им; в-четвертых, способствовать повышению имиджа гостиничных предприятий и их конкурентоспособности.

Комплекс действий, которые выполняются с целью поиска и реализации инноваций для расширения ассортимента и повышения качества услуг, модернизации технологии и организации производства называется инновационной деятельностью [5]. Л. П. Гончаренко [6, с. 44] в своей работе «Инновационная политика» дает следующее определение инновационной деятельности «Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений, в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».

Инновационная деятельность в гостиничной индустрии представляет собой мероприятия по созданию, распространению и продвижению инноваций на рынке услуг [7, с. 13].

Е. О. Похомчикова [2] выделяет следующие особенности инновационной деятельности предприятия гостиничного сервиса:

1. Инновационная деятельность носит сервисный характер. Важнейшим источником инноваций на предприятии гостиничного сервиса являются запросы и предпочтения потребителей, в следствие этого инновации, осуществляемые в гостинице, направлены на совершенствование взаимодействия с гостями и максимальное удовлетворение их потребностей.

2. Так как в процесс оказания услуги включен потребитель, который взаимодействует с персоналом гостиницы, важным является фактор качества работы персонала не только для оказания услуги, но и для осуществления инновационной деятельности.

3. Для предприятий гостиничной индустрии не характерно осуществление НИОКР.

4. Значительная часть инноваций создаются в виде интеллектуальной собственности, которую сложно ранжировать по инновационным критериям и, как следствие, оформить патент или инновационное изобретение.

5. Конкуренты с легкостью могут скопировать внедряемые инновации, которые можно узнать в процессе потребления услуг гостиницы.

6. Заимствование инновационных разработок из других отраслей.

7. Признак новизны в традиционном понимании не присущ инновациям в гостиничной индустрии. Так, например, аспект новизны может выражаться при достижении нового уровня качества предоставляемой услуги, при котором потребительские свойства услуг значительно улучшены.

Процесс перехода к экономике инновационного типа, который осуществляется за счет непрерывного и целенаправленного поиска, подготовки и реализации нововведений, которые позволяют повысить эффективность функционирования общественного производства называют инновационным развитием [8].

По мнению авторов, инновационное развитие предприятия гостиничного сервиса можно представить как непрерывный процесс поиска, разработки и внедрения новых методов, способов, процессов и других нововведений, направленный на повышение уровня комфорта и качества гостиничного сервиса для достижения максимальной удовлетворенности клиентов, обеспечение эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе.

Библиографические ссылки

1. Печерица Е. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 34. - С. 49-60.

2. Похомчикова Е. Индустрия гостеприимства: эволюционный подход : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права 2015. 192 с.

3. Технологии гостиничной деятельности / Е. Ю. Никольская, А. А. Тихоненко, Л. И. Скабеева, Е. М. Титиевская. - Москва: РУСАЙНС. 2017. 310с.

4. Иванова А. Н. Развитие инновационных процессов в гостиничном бизнесе. Российские регионы: взгляд в будущее. - 2019. - С. 94-103. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-innovatsionnyh-protsessov-v-gostinichnom-biznese (дата обращения 14.11.2020).

5. Грищенко Д. А. Инновационное развитие гостиничного предприятия. Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 1. - С. 53-55. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnoe-razvitie-gostinichnogo-predpriyatiya (дата обращения: 12.12.2020).

6. Гончаренко Л. П. Инновационная политика : учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва : Издательство Юрайт. 2018. - 502 с. - Текст : непосредственный.

7. Гареев Р. Р. Инновации в гостиничном и туристическом бизнесе : учебное пособие. Москва : КНОРУС, 2019. - 230 с. - Текст : непосредственный.

8. Егорова А. А. Особенности формирования инновационной экономики. Вестник челябинского государственного университета. - 2007. - № 19. - URL: elibrary.ru (дата обращения 17.11.2020).

© Орлова Н. Ш., Юрковская Г. И. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.