Научная статья на тему 'Инновационная деятельность педагогического научного коллектива кафедры вуза как фактор его развития'

Инновационная деятельность педагогического научного коллектива кафедры вуза как фактор его развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КАФЕДРА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашихина Ирина Анатольевна, Ковязина Валентина Михайловна

Авторами данной статьи описана сущность и специфика инновационной деятельности педагогических коллективов, в частности, педагогического коллектива кафедры современного высшего образовательного учреждения. На основании собственного опыта и анализа специальной литературы авторами были выделены уровни инновационного потенциала педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашихина Ирина Анатольевна, Ковязина Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность педагогического научного коллектива кафедры вуза как фактор его развития»

УДК 378.937

Малашихина Ирина Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор Ставропольского государственного университета, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии, аПетепко1003@ yandex.ru, Ставрополь

Ковязина Валентина Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета, директор д/с № 1 «Улыбка» г. Ставрополя, artemenkoJ003@yandex.ru, Ставрополь

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА КАК ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ

Malashihina Irina Anatolevna

The doctor ofpedagogical sciences, the professor of the Stavropol state university, managing chair of correctional pedagogics and psychology, artemenkol003@yandex.ru, Stavropol

Kovjazina Valentina Mihajlovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, the director д/с № 1 «Smile» of Stavropol chair of correctional pedagogics and psychology, director DOW № 1 «Smile» of Stavropol, artemenkol003@yandex.ru, Stavropol

INNOVATIVE ACTIVITY OF PEDAGOGICAL SCIENTIFIC PERSONNEL OF CHAIR OF HIGH SCHOOL AS THE FACTOR OF ITS DEVELOPMENT

Инновационная деятельность в образовательной практике, в том числе ее индивидуальных и коллективных субъектов, в настоящее время многогранно изучается. Это связано с рядом факторов, среди которых отметим поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексно-целевых программ развития образовательных учреждений и др.

Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам высших учебных заведений.

Для того чтобы обосновать развитие педагогического коллектива на кафедре в процессе его инновационной деятельности, нам необходимо вначале определить сущность его научно-методической профессиональной направленности. Для этого, мы рассмотрим ее в параметрах основных категорий инноватики, творчества, деятельностного подхода. Это позволит нам в дальнейшем определить поэтапное развитие педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности, выявить его особенности, обосновать механизм развития в процессе профессиональной деятельности.

Обозначенные в науке концептуальные подходы по проблеме развития научно-педагогического коллектива, положены в основу модели организации его инновационной деятельности. Инновационная деятельность - де-

ятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих все сферы их жизнедеятельности.

Большинство исследователей инновационных процессов в образовании понимают под инновационной деятельностью любое новое, нестандартное, необычное, что осваивается в конкретном образовательном учреждении. Основываясь на таком подходе, можно утверждать, что практически все образовательные учреждения в той или иной степени занимаются инновационной деятельностью. При этом зачастую не оцениваются и не анализируются те изменения, которые происходят в результате инновационной деятельности в самом образовательном учреждении и за его пределами. Как правило, попытки анализа носят хаотический, локальный характер, не представляя собой какой-либо системы.

Инновации - это не только результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) или наукоемкие производства, но и различные формы экономической, технологической, организационной инициативы, реализуемые в процессе любой деятельности. Поэтому при разработке инновационной политики вуза важен системный подход. При этом сущность инновационного развития состоит в изменении характера экономического роста - в переходе от экстенсивного развития, основанного на устаревших технологиях, организации и структуре экономической политики вуза, к интенсивному развитию на основе нововведений [2; 6].

Роль экономической политики вуза в обеспечении инновационного развития связана с несколькими направлениями. Главное из них - формирование предпосылок для широкой экономической активности, поддержка инновационной политики больших и малых предприятий, развитие наукоемких технологий, обеспечивающей растущий спрос со стороны новых производств (технопарк, малые предприятия и т. д.). Только при проведении системной инновационной политики вуза предпринимаемые меры и расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы приведут к желаемому росту инновационной активности [3].

В современных условиях важной задачей для высшей школы является преодоление проблем, возникших в условиях финансово-экономического кризиса, и создание условий для последующего инновационного развития. Решение этой задачи усложняется в связи с тем, что ее необходимо осуществлять в рамках реализации антикризисной политики государства.

Развитие малых предприятий - одно из перспективных направлений устойчивого социально-экономического развития вуза, позволяющее обеспечить в них инновационную деятельность. Малые предприятия наиболее восприимчивы к нововведениям, так как это повышает их конкурентоспособность и позволяет вузу выжить [4, с. 61-63].

Так, например, профессорско-преподавательским составом кафедры коррекционной педагогики и психологии был подготовлен пакет документов, с обоснованием необходимости открытия малых предприятий (Логоклиника для всей семьи «Логос» и Центр специальной психолого-педагогичес-

кой поддержки для лиц с проблемами в развитии и их семей «Светоч»), которые позволили бы привлечь дополнительные инвестиции со стороны юридических и физических лиц, заинтересованных в получении квалифицированной психологической, логопедической, педагогической помощи. Например, целью создания логоклиники для всей семьи «Логос» будет являться создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости - их своевременного преодоления, а также обеспечение логопсихотерапевтической помощи лицам с нарушениями речи и их семьям; оказание помощи при адаптации лиц с речевой патологией; профилактика речевых нарушений. Деятельностью Центра специальной психологопедагогической поддержки для лиц с проблемами в развитии и их семей «Светоч» будет являться выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение.

Эффективное управление педагогическим коллективом кафедры вуза непосредственно связано со стратегиями, инновациями, разработкой перспективных идей в области кадровой политики. Если управление педагогического коллектива имеет стратегические параметры применительно к общей организации кадровой политики, то параметрами управления педагогическими кадрами являются прагматизм, технологичность и эффективное администрирование в реализации инновационной деятельности. Более того, управление кадрами носит реагирующий и диагностический характер: на изменения в психологическом климате коллектива, в конъюнктуре рынка образовательных услуг и других элементов влияния внешней среды на педагогическую среду вуза [5].

Таким образом, на первый план выходят проблемы:

- взаимосвязи и противоречия общей и кадровой стратегии управления вузом, их отношение с кадровой политикой конкретного педагогического коллектива кафедры;

- не только соотнесение уровня профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава кафедры и объема научных инвестиций, привлекаемых в рамках инновационной деятельности, но и проблема рационального, эффективного использования того и другого;

- мониторинг индивидуальных достижений каждого преподавателя, позволяющий оценить научный вклад в подготовку специалистов.

Изучение опыта организации инновационной деятельности педагогических коллективов различных по своему виду и типу высших учебных заведений показало, что количественное увеличение так называемых «инновационных практик» в образовательных учреждениях объяснимо следующим рядом объективных причин и предпосылок:

- осознанием необходимости радикальных изменений на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, отдельного образовательного учреждения);

- появлением новых характеристик образования, таких как вариативность, разноуровневость, предопределивших изменение форм и уровней образования; конкуренцией на рынке образовательных услуг; появлением новых проблем в образовании: уменьшение числа студентов, высвобождение педагогов, разные подходы к определению качества образования, разная практика его оценивания и др.;

- возросшими требованиями к уровню образования со стороны родителей, работодателей, самих студентов; инертностью государства в определении ценностных качественных приоритетов образования;

- одновременной реализацией ряда реформ - политической, экономической, социальной, в которых сфера образования не является приоритетной.

Для определения сущностных характеристик инновационной деятельности нам представляется уместным рассмотреть ее в параметрах творчества. Это вполне объяснимо, так как для отечественной педагогической науки традиционным является отождествление творческой и инновационной педагогической деятельности, то есть последняя, чаще всего, трактуется через аспект творческой. Эти понятия представляются нам как тождественные [1, с. 157-158].

При этом мы хотим подчеркнуть свою позицию, заключающуюся в том, что инновационная деятельность неотделима от творчества: без него не может быть нововведения, именно творчество служит двигателем инновации.

Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности, - всего этого еще недостаточно для того, чтобы в высшем образовательном учреждении мог осуществляться инновационный процесс. Этот потенциал должен быть реализован, что может произойти только в творческой субстанции.

К характеристикам творческой организации специалисты относят требование вырабатывать новые решения, восприимчивость к новым идеям, терпимость к «странностям», свободу выбирать проблемы и изменять направления исследований, стимулы для творчества; называют также терпимость по отношению к «инакомыслящим», возможность работать индивидуально, а не только в коллективе. Тем более, что педагогическую деятельность в отечественной науке принято традиционно квалифицировать как творческую. В то же время инновационная деятельность часто также рассматривается через аспект творческой деятельности педагога. При этом отмечается, что творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д.

Действительно, при подготовке к лекции или какому-либо мероприятию педагогу приходится из существующих методических наработок, опыта

коллег и своего предшествующего опыта составлять новую комбинацию сценария для конкретной ситуации и для конкретного контингента студентов. Немало важную роль в этом процессе играют такие нововведения, как модуль автоматизированного компьютерного тестирования, представленный в педагогической деятельности банком контрольно-измерительных материалов (тестовые задания, компьютерные контрольные и проверочные работы, компьютерные диктанты); информационный дисковод, как архива-риусная компьютерная автоматизированная система хранения и регистрации учебно-методических и электронных ресурсов.

В современной научной литературе прослеживается подход, рассматривающий инновационную, в том числе и творческую, деятельность как деятельность активных субъектов инновационного процесса. Такого субъектного подхода придерживаемся и мы.

Категория субъекта является для нас методологической основой для дальнейшего анализа и определения сущности инновационной деятельности педагогического коллектива, она служит для понимания механизма развития инновационных процессов, и поэтому ее стоит конкретизировать.

Таким образом, деятельность педагогов является коллективной, если: планируемый результат деятельности осознается как единый, требующий объединения усилий всех членов коллектива; организация деятельности предполагает четкое и однозначно понимаемое разделение функционала; в процессе деятельности формируется положительный эмоционально-психологический климат; управленческая функция контроля перерастает в самоконтроль и самоорганизацию самих членов коллектива.

На основании собственного опыта и анализа специальной литературы мы считаем целесообразным выделение трех уровней инновационного потенциала педагогического коллектива:

- высокий уровень - педагогический коллектив сам способен разрабатывать новшества и экспериментально их проверять. При этом, разрабатываемые или применяемые новшества могут приводить к изменению всей воспитательной системы образовательного учреждения в целом.

- средний уровень - педагогический коллектив способен не только адаптировать у себя известные новшества, но также их комбинировать, приводя тем самым к изменению отдельные блоки вышеуказанной системы;

- низкий уровень - коллектив не способен разрабатывать и адаптировать у себя известные новшества, способствующие и развивающие педагогическую систему образовательного учреждения. Возможны лишь единичные, частные, так называемые «локальные» новшества на индивидуальном педагогическом уровне.

Обозначенные уровни инновационного потенциала педагогического коллектива существенным образом зависят от управления им, уровня квалификации и профессиональной подготовки членов педагогического коллектива, особенностей ближайшего социального окружения, сформированности со-

циального заказа, участия общественности в процессе управления образовательным учреждением.

Уровень инновационного потенциала также в существенной степени будет зависеть от источника предлагаемых к разработке или реализации инновационных идей и инициатив. Данные источники могут быть внешними и внутренними. К первым относятся нормативные документы, разработанные уже концепции, научно-методические разработки; социальный заказ ближайшего окружения. Внутренними источниками могут выступать руководитель образовательного учреждения, заведующие кафедрами, отдельные педагоги, группы.

На основе вышесказанного мы утверждаем, что инновационная деятельность педагогического коллектива - это полифункциональная деятельность коллективного субъекта (педагогического коллектива) по достижению им нового результата совместной деятельности посредством новизны процесса, с помощью которого этот результат достигается.

Библиографический список

1. Бернус, А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования [Текст]/ А. Г. Бернус. - Ростов н/Д, 2002.

2. Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст]/ В. П. Борисенков. - М., 2004.

3. Саак, А. Э. Инвестиционная политика муниципального образования [Текст]/ А. Э. Саак, О. А. Колчина - СПб., 2010.

4. Ванькина, И. В. Маркетинг образования [Текст]/ И. В. Ванькина, А. П. Егор-шин, В. И. Кучеренко. - М., 2007.

5. Резник, С. Д. Управление кафедрой [Текст]/ С. Д. Резник. - М., 2004.

6. Никандров, Н. Д. Россия: социализация воспитания на рубеже тысячелетий[Текст]/ Н. Д. Никандров - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.