2. Бако, Э. К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы[Текст]/Э. К. Бако.// Школьные технологии. - № 3. -1999.-С. 56-65.
3. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационными дошкольными образовательными учреждениями в условиях социального партнерства. [Текст]/ С. С. Лебедева, А. М. Маневцова. - СПб., 2001.
4. Лазарев, В. С. Управление развитием школы. [Текст]/ В. С. Лазарев, М. М. Поташник. - М., 1995.
5. Михнева, И. Ф. Управление инновационными процессами в учебном заведении. [Текст]/ И. Ф. Михнева. - Ставрополь, 1994.
УДК 378.048
Селюкова Екатерина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Seljukova Ekaterina Alekseevna
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
REALIZATION OF FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL COLLECTIVE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Образование как социальное явление - неотъемлемая часть любого общества, любого народа, любого сообщества. Именно образование обеспечивает физическое и духовное становление личности, ее вхождение в тот мир, в то общество, в котором эта личность растет, развивается. Общество предоставляет растущей личности те идеалы, ценности, правила жизни, которые наработаны конкретным обществом в определенных природных, исторических и социальных условиях. Именно в процессе освоения этих ценностей происходит становление и развитие каждой личности, которая, став активным членом общества, в свою очередь, несет, внедряет и приумножает реальные достижения данного общества.
Образование необходимо рассматривать не только как социальное явление, но и как педагогический процесс специально организованный, имеющий свое назначение, свою структуру свои критерии и составляющие. В системе учебного заведения: школе, вузе, техникуме - это не только подготовка человека к жизни взрослого человека, который приобрел определенные знания, овладел специальностью, и будет обеспечивать свое существование. Образование в системе учебного заведения - это одна из важнейших
329
сфер жизнедеятельности человека, поскольку именно здесь происходит взращивание и становление человеческой личности. Ребенок, ученик, студент не только осваивает знания, но и пробует себя в разных видах деятельности, живет интенсивной жизнью, определяя свои возможности.
Образование в современных условиях имеет свою специфику и особенности, среди которых:
- во-первых, главным в образовательном учреждении должен стать ученик, воспитанник, студент, с его интересами, потребностями, возможностями, а не педагог, квалифицированно обеспечивающий образовательно -воспитательный процесс. Ученик познает, проживает предлагаемые знания, развивая себя в процессе этого познания;
- во-вторых, принципиально меняется функция педагога: он должен не передать, разъяснить, предложить знания, а создать условия для освоения этих знаний учеником, студентом;
- в-третьих, меняется позиция ученика и учителя, меняются их взаимоотношения: ученик становится субъектом собственного развития, а педагог «страхует», сопровождает, стимулирует процесс познания и развития ученика;
- в-четвертых, меняется содержание знаний. Появляются новые предметы, новые подходы, новые концептуальные идеи к рассмотрению общепринятых знаний и фактов. Переосмысливаются такие предметы, как история, физика, биология, литература и т. д. [2, с. 134-135].
Каково же назначение педколлектива в образовательном учреждении, какие функции он призван выполнять в современных условиях?
Функции педагогического коллектива рассматриваются разными исследователями с разных позиций. Так, Е. Н. Шиянов, раскрывая функции целостного педагогического коллектива, выделяет функции: социальную, воспитательную, обучающую и развивающую. Этот подход рассматривается с позиций целеполагания педагогического процесса и педагогический коллектив в той или иной мере, безусловно, выполняет все эти цели [3; 9].
Н. С. Дежнева выделила три группы функций педагогического коллектива: функции саморазвития и самосовершенствования, функции взаимодействия с ученическим коллективом, функции направления на педагогическое просвещение, взаимодействие со школой среды. В последней группе следовало бы выделить две самостоятельные функции: функцию педагогического просвещения, обеспечивающую выполнение Закона РФ «Об образовании» и выполнение Государственного стандарта и функцию взаимодействия с окружающей социальной средой, которая способствует обеспечению образовательно-воспитательного процесса [7, с. 89-90].
С. Л. Фоменко в своей работе «Профессиональное становление педагогического коллектива», рассматривает функции, обеспечивающие становление педагогического коллектива, среди которых:
- актуализирующая, которая проявляется в развитии индивидуального и коллективного профессионального потенциала;
- стабичизационная, направленная на сохранение педагогического коллектива как системы с заданными на определенном этапе развития параметрами в ответ на возмущающее воздействие среды;
- мотивационная, оказывающая влияние на формирование потребностей, направленных на профессиональное самосовершенствование членов коллектива;
- коммуникативная, ориентирующая педагогический коллектив на адекватное общение и партнерское взаимодействие (сотрудничество) педагогов в процессе деятельности;
- духовно-нравственная, ориентирующая на духовное, морально-этичес-кое развитие педагогического коллектива.
А также выделены специфические функции:
- объединяющая, способствующая устранению социального, профессионального и личностного одиночества учителя;
- сохранная, способствующая гармонизации коллективных взаимодействий и общения, сохранению психического и физического здоровья членов коллектива;
- рефлексивная, способствующая формированию в коллективе навыков самоанализа профессиональной деятельности и развития на индивидуальном [2; 4].
Другие авторы рассматривают функции: поиска, обобщения и распространения передового педагогического опыта, реабилитационную функцию педагогического коллектива, направленную на «восстановление уверенности школьника в своих способностях», содержательно-деятельностную и контрольно-мониторинговую и т. д.
Такие функции, как коммуникативные, нравственные, просветительские, управленческие, диагностические и т. д., входят составными частями в выше обозначенные функции. Выделенные функции постоянны и традиционны в педагогической деятельности. Поскольку педагогический коллектив - это многоструктурное объединение, обладающее многочисленными связями и направлениями деятельности, то, естественно, он обладает многочисленными функциями. Системообразующими функциями педагогического коллектива являются: у правленческая, качественно - результативная, которая обеспечивает высокое качественное образование, организационно-деятельностная, которая предполагает организацию учебно-воспитательного процесса, преобразующая, которая обеспечивает самосовершенствование и саморазвитие самого коллектива [8, с. 77-78].
Одной из главных, решающих функций педагогического коллектива является управленческая функция. Причем, с одной стороны, педагогический коллектив испытывает управленческую функцию со стороны руководителя, администрации образовательного учреждения, с другой стороны, каждый педагог сам является управленцем и должен выполнять управленческую функцию. И естественно, чем лучше отлажена у руководителей управлен-
ческая функция и ее составляющие (планирование, регулирование, координация, контроль, анализ), тем лучше она функционирует у педагогов школы.
Каждый элемент управления становится функцией, когда участники процесса овладевают данным направлением деятельности. В некоторых учреждениях очень хорошо отработана функция планирования, четко продуманы виды и формы планов, сроки их выполнения. В других школах хорошо отлажен контроль. Расписано, кто, когда, по какому вопросу будет контролировать того или иного педагога. При этом в управленческой деятельности очень важны такие функции, как стимулирование, поддержка, поощрение, оценка. Необходимо также и четкое функционирование социально-психо-логических служб, установление связей с родителями, общественностью, с социальными службами, так или иначе взаимодействующих с образовательным учреждением.
Хорошо отлаженная управленческая деятельность руководства, помогает педагогическому коллективу отработать соответствующие элементы управленческой деятельности и создать условия для организации самоуправления в ученическом коллективе. В коллективе, где функционирует самоуправление учащихся, четко расписываются функции всех участников процесса: директора, завучей, организаторов, классных руководителей, актива учащихся, прописываются права и обязанности самих учащихся. При этом педагоги отрабатывают правовые связи с учащимися, а учащиеся выделяют своих представителей, уполномоченных для решения вместе с педагогами управленческих вопросов.
В современном образовании одной из ключевых идей является идея о необходимости нового качества Российского образования. Новое качество -это образование, отвечающее требованиям не только Российского государства, но и требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющих запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства.
Проблема качества тесно связана с проблемой качества самого человека - качества ученика, качества преподавателя, качества специалиста. Рассматривается также и качество учебно-воспитательного процесса и качество работы школы. Когда речь идет о качестве чего-либо, необходимо выделить критерии и показатели, по которым можно судить о качестве того или иного явления. Поэтому в управленческой деятельности школы очень важна функция контрольно-мониторинговая. Педагогический коллектив определяет, по каким параметрам будет отслеживать результативность работы учреждения. В зависимости от избранных целей работы, от отрабатываемых ценностей отбираются критерии и показатели, по которым можно будет оценивать результативность работы. Для школы, работающей в логике традиционных парадигм важны такие показатели, как успеваемость учащихся, их обученность, число поступивших в вузы.
Организационно - деятельностная функция имеет свои подфункции. Поскольку организационно - деятельностная функция предполагает пре-
жде всего организацию учебно-воспитательного процесса, то ее можно рассматривать с разных позиций: с позиции организации педагогического процесса можно рассматривать функции целеполагания, ценностно-смысловые, содержательные, технологические, результативные, с позиции направленности деятельности, и тогда можно говорить о функциях обучения, воспитания, развития и социализации учащихся, с позиций результативности выполнение на уровне стандартов, на уровне высокого качества образования, на уровне творческого, инновационного преобразования [1; 7; 8].
Деятельностный аспект организационно - деятельностной функции проявляется в использовании различных технологий и приемов, а также в организации взаимодействия с учащимися на основе партнерства, взаимоуважения. При этом необходима поддержка ученика, принятие его со всеми его проблемами, недостатками, притязаниями. Целостный педагогический процесс включает в себя такие компоненты как содержательно-целевой, организационно-деятельностный, и результативно-рефлексивный. Общепринято: цель - средства - результат. Главное назначение образовательного учреждения: обучать, воспитывать, развивать. При этом цели обучения, воспитания, а также развития имеют свои ценности, свое содержание, свои концептуальные подходы. При этом, функция целеполагания обеспечивает определение и выполнение целей обучения, воспитания, развития. Функция обучения - познакомить учащихся с миром, с законами его развития и существования. Овладев основами наук человеку необходимо научиться познавать и раскрывать многообразие мира. Обучение одна из важнейших сфер, в которой реализуется интеллектуальное развитие личности. При этом у одного легко происходит освоение уже принятых знаний, другого интересует поиск и овладение научными достижениями и открытиями, третий создает новые технологии и внедряет их в практику, четвертый воплощает знания и достижения науки в практической деятельности.
Сегодня перед педагогическим коллективом стоит принципиально другая задача: как научить человека учиться, как обеспечить его приемами познания, чтобы он мог реализовать чрезвычайно важную задачу - «образование через всю жизнь». Современному обществу требуются высококвалифицированные люди, которые не только являются хорошими специалистами в своей области, но и успешно ориентируются в других сферах науки, техники, культуры, обеспечивая себе благоприятную жизнедеятельность. Педагогический коллектив не в состоянии перестроить государственные программы и учебники, но, тем не менее, образовательное учреждение может расставить акценты, ориентируя своих учащихся или на практическую деятельность, или на теоретическое познание или на реализацию своих личностных ресурсов и потенциалов. И тогда отработка определенных подходов и жизненно важных ценностей обеспечивает образовательному учреждению стабильность качества и эффективность. В зависимости от квалификации и профессионализма педагогов, от задач, поставленных в
учреждении, от степени традиционной или инновационной деятельности культивируются конкретные ценности.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений. Образование в широком смысле слова в современных условиях принципиально меняется. И его основные компоненты: обучение, воспитание, развитие и социализация требуют переосмысления не только в теоретико-методологическом плане, но и в практически-действенном. Именно поэтому инновационный подход к образованию во всех его компонентах становится важнейшим смыслом деятельности педагогического коллектива [6, с. 99].
Выполнение целевых и содержательных функций сопровождается функцией технологической, функцией методической. Реализация различных приемов, методов, форм в педагогической деятельности зависит от профессионализма педагогов, от наработок, существующих в конкретном педагогическом коллективе.
Последнее время получило широкое распространение проектная деятельность разнородной социальной направленности: нацпроекты, экологические проекты, проекты «жилье», которые позволяют учащимся не только познакомиться с актуальными социальными проблемами, но и принять посильное участие в их решении. Функция результативности в воспитательно-образовательном процессе тоже довольно многопланова. Общий результат образования предполагает не только выполнение государственного стандарта, но и повышение качества образования во всех направлениях: обучении, воспитании, развитии. Результат воспитания - это гражданин своего отечества, личность творческая, активная, деятельная, гармонически развитая, самоопределяющася, самореализующаяся. Результатом обучения является интеллектуально развитая, образованная, культурная, грамотная личность, готовая стать профессионалом в избранной области. Результатом в развитии становится раскрытие потенциала, творческих возможностей и способностей личности и их реализация.
Функция преобразования педагогического коллектива предполагает его саморазвитие и совершенствование. Успешно функционирующий коллектив характеризуется постоянным деловым, доброжелательным взаимодействием, внутренней организацией, взаимоответственностью, сплоченностью, организованностью. Основные функции сплочения коллектива: научно-методическое просвещение педагогов, стимулирование творческой деятельности, поддержка качественной работы. Функция научно-методи-ческого просвещения предполагает организацию постоянного целенаправленного обучения педагогов, ознакомления их с новейшими достижениями педагогической мысли. Стимулирование творческой деятельности педагогов требует создания такой образовательной среды в коллективе, в которой
творческие проявления каждого педагога поддерживаются и актуализируются [5, с. 55-57].
Качество работы в творческом коллективе поддерживается за счет организации инновационной деятельности. Важнейшими признаками постоянного поиска и движения является опытно-экспериментальная, исследовательская, инновационная деятельность. Высоких результатов достигают те педагогические коллективы, в которых четко сформулированы цели и задачи, и в которых эти задачи решаются поисковым, исследовательским путем. При этом очень важно, чтобы потребность и готовность к самореализации и саморазвитию не только проявлялась у педагогов в жизни и в профессиональной деятельности, но очень важно, чтобы она пронизывала всю педагогическую деятельность и переводилась на уровень деятельности учащихся. Педагогический коллектив - это многоплановое и многофункциональное явление, представляющее собой целостную систему. Многообразие функций, которыми оперирует педагогический коллектив в образовательном учреждении, позволяет строить педагогический процесс более квалифицированно и результативно.
Библиографический список
1. Аникеева, Н. В. Конструирование педагогических технологий. [Текст]/ Н. В. Аникеева. - Саратов, 1999.
2. Бакурадзе, А. Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. [Текст]/ А. Б. Баку-радзе. - М., 2000.
3. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия. [Текст]/ Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - М., 1991.
4. Вайзер, Г. А. Профессионал: смысл жизни и акме. [Текст]/ Г. А. Вайзер. -М., 2001.
5. Гильманов, С. А. Творческая индивидуальность учителя. [Текст]/ С. А. Гильманов. - Тюмень, 1995.
6. Кухарев, Н. В. Управление учебно-воспитательным процессом. [Текст]/ Н. В. Кухарев, Г. В. Савельев. - Минск, 1997.
7. Лобанова И. И. Профессиональная компетентность педагога. [Текст]/ И. И. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Курчатов. - Самара, 1997.
8. Реан, А. А. Психология педагогической деятельности. [Текст]/ А. А. Реан-Ижевск, 1994.
9. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. [Текст]/ В. А. Ясвин. - М., 1997.