Библиографический список
1. Фирсова Е.В. История развития дискретной математики и ее роль в обучении информатиков-экономистов. Молодой учёный. 2012; 2: 304 - 311.
2. Садулаева Б.С. Формирование специальных компетенций будущих бакалавров профиля «информатика» в процессе обучения математической информатике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.
3. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Москва, 2009; Том 1: Основные алгоритмы.
4. Church Noah D. Goodman и Joshua B. Tenenbaum. Web-книга «Probabilistic Models of Cognition.
References
1. Firsova E.V. Istoriya razvitiya diskretnoj matematiki i ee rol' v obuchenii informatikov-'ekonomistov. Molodoj uchenyj. 2012; 2: 304 - 311.
2. Sadulaeva B.S. Formirovanie special'nyh kompetencij buduschih bakalavrovprofilya "informatika" vprocesse obucheniya matematicheskoj informatike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.
3. Knut D. Iskusstvo programmirovaniya dlya 'EVM. Moskva, 2009; Tom 1: Osnovnye algoritmy.
4. Church Noah D. Goodman i Joshua B. Tenenbaum. Web-kniga «Probabilistic Models of Cognition.
Статья поступила в редакцию 01.12.16
УДК 378
Seliukova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE TEACHING STAFF IS A MULTIFUNCTIONAL INTEGRATED SYSTEM IN MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION. The article discusses the development of the teaching staff as a whole system of educational space of modern institutions, the functioning of the team in these conditions. The level of professionalism, cohesion, single views, conceptual approaches of the teaching staff determines the efficiency and quality of work of this educational institution. The author concludes that since the teaching staff is a multi-structured association, with numerous connections and activities, then, of course, it has numerous functions and is an integrated system. The author concludes that every teacher is a multifunctional integral system in the management of the educational institution. It is very important for the need and readiness of teachers to self-realization and self-development pervaded the whole pedagogical activity and transferred to the level of activity of students.
Key words: pedagogical staff, educational institution, office, function, team, whole system, development of a team.
Е.А. Селюкова, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ГБОУ ВО «Ставропольский
государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В статье рассматривается развитие педагогического коллектива как целостной системы образовательного пространства современного учреждения, функционирование коллектива в этих условиях. Уровень профессионализма, сплоченности, наличие единых взглядов, концептуальных подходов в педагогическом коллективе определяет эффективность и качество работы данного образовательного учреждения. Автор делает вывод о том, что поскольку педагогический коллектив - это многоструктурное объединение, обладающее многочисленными связями и направлениями деятельности, то, естественно, он обладает многочисленными функциями и является целостной системой. Автор делает вывод о том, что любой педагогический коллектив является многофункциональной целостной системой в управлении образовательным учреждением. При этом очень важно, чтобы потребность и готовность педагогов к самореализации и саморазвитию пронизывала всю педагогическую деятельность и переводилась на уровень деятельности учащихся.
Ключевые слова: педагогический коллектив, образовательное учреждение, управление, функции коллектива, целостная система, развитие коллектива.
Коллектив - это объединение людей, связанных едиными целями, единой деятельностью, деловыми отношениями и добивающихся определенных результатов. В образовательных учреждениях, как правило, функционируют два самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных коллектива. Это коллектив учащихся и коллектив педагогов, каждый из которых имеет свои задачи, своё содержание деятельности, свою систему взаимоотношений и свой функционал. Решающую роль в образовательном учреждении играет педагогический коллектив, как целостное объединение, призванное обеспечить успешное функционирование данного учреждения. Педагогический коллектив, призванный обучать, воспитывать, развивать учащихся, будет добиваться наилучших результатов, если он будет представлять единое целое.
При наличии любой направленности деятельности чрезвычайно важно, чтобы жизнедеятельность педагогического коллектива сопровождалась благоприятным психологическим климатом, который характеризуется взаимопониманием, высоким уровнем эмпатийности, взаимоподдержкой. Благоприятный педагогический коллектив строится на нравственных и коллективистических началах, на ответственности, открытости, контактности, организованности, эффективности и информированности. Во многом сплоченность коллектива зависит от стадий его развития.
Уровень профессионализма, сплоченности, наличие единых взглядов, концептуальных подходов в педагогическом коллекти-
ве определяет эффективность и качество работы данного образовательного учреждения. Функции педагогического коллектива рассматриваются разными исследователями с разных позиций. Поскольку педагогический коллектив - это многоструктурное объединение, обладающее многочисленными связями и направлениями деятельности, то, естественно, он обладает многочисленными функциями.
Системообразующими функциями педагогического коллектива являются: управленческая, качественно-результативная, которая обеспечивает высокое качественное образование; ор-ганизационно-деятельностная, которая предполагает организацию учебно-воспитательного процесса; преобразующая, которая обеспечивает самосовершенствование и саморазвитие самого коллектива.
Одной из главных, решающих функций педагогического коллектива является управленческая функция. С одной стороны, педагогический коллектив испытывает управленческую функцию со стороны руководителя, администрации образовательного учреждения; с другой стороны, каждый педагог сам является управленцем и должен выполнять управленческую функцию [1].
Чем лучше отлажена у руководителей управленческая функция и её составляющие (планирование, регулирование, координация, контроль, анализ), тем лучше она функционирует у педагогов школы. Каждый элемент управления становится функцией, когда участники процесса овладевают данным направлением
деятельности. В некоторых учреждениях очень хорошо отработана функция планирования, четко продуманы виды и формы планов, сроки их выполнения. В других школах хорошо отлажен контроль. При этом в управленческой деятельности очень важны такие функции, как стимулирование, поддержка, поощрение, оценка. Необходимо также и четкое функционирование социально -психологических служб, установление связей с родителями, общественностью, с социальными службами, взаимодействующими с образовательным учреждением [2].
Хорошо отлаженная управленческая деятельность руководства, помогает педагогическому коллективу отработать соответствующие элементы управленческой деятельности и создать условия для организации самоуправления в ученическом коллективе. В коллективе, где функционирует самоуправление учащихся, чётко расписываются функции всех участников процесса: директора, завучей, организаторов, классных руководителей, актива учащихся, прописываются права и обязанности самих учащихся. При этом педагоги отрабатывают правовые связи с учащимися, а учащиеся выделяют своих представителей, уполномоченных для решения вместе с педагогами управленческих вопросов. Когда речь идет о качестве чего-либо, необходимо выделить критерии и показатели, по которым можно судить о качестве того или иного явления. Поэтому в управленческой деятельности школы очень важна функция контрольно-мониторинговая [3]. Педагогический коллектив определяет, по каким параметрам будет отслеживать результативность работы учреждения. В зависимости от избранных целей работы, от отрабатываемых ценностей отбираются критерии и показатели, по которым можно будет оценивать результативность работы.
Педагогические коллективы, которые целенаправленно занимаются инновационной деятельностью осмысленно, как правило, отрабатывают в своем коллективе и с учащимися определенные ценности и смыслы, формируя мировоззренческую позицию учащихся. В таком педагогическом коллективе строится воспитательно-образовательная система и учащиеся легко включаются в различные виды деятельности. Организация самоуправления в школе или коллективно-творческая деятельность или клубно-кружковая, или социально - направленная работа зависит целиком и полностью от мастерства педагогического коллектива [3].
Выполнение целевых и содержательных функций сопровождается функцией технологической, функцией методической. Реализация различных приемов, методов, форм в педагогической деятельности зависит от профессионализма педагогов, от наработок, существующих в конкретном педагогическом коллективе. Функция результативности в воспитательно-образовательном процессе тоже довольно многопланова. Общий результат образования предполагает не только выполнение государственного стандарта, но и повышение качества образования во всех направлениях: обучении, воспитании, развитии. Результат воспитания - это гражданин своего отечества, личность творческая, активная, деятельная, гармонически развитая, самоопределяющаяся, самореализующаяся [4]. Результатом обучения является
Библиографический список
интеллектуально развитая, образованная, культурная, грамотная личность, готовая стать профессионалом в избранной области. Результатом в развитии становится раскрытие потенциала, творческих возможностей и способностей личности и их реализация.
Функция преобразования педагогического коллектива предполагает его саморазвитие и совершенствование. Критериями преобразования и саморазвития педагогического коллектива, являются с одной стороны, стабильность во взаимоотношениях внутри коллектива, в профессионализме, в творческом подходе к своей деятельности; с другой стороны, неуспокоенность на достигнутом, поиск нового, совершенного; с третьей стороны, постоянная целенаправленная работа над собой. Успешно функционирующий коллектив характеризуется постоянным деловым, доброжелательным взаимодействием, внутренней организацией, взаимоответственностью, сплоченностью, организованностью.
В вопросе стабилизации педагогического коллектива ведущая роль принадлежит директору, руководству школы, выполняющих важнейшую социально-психологическую функцию. Сплочение педагогического коллектива реализуется на основе выработки единого ценностного поля, единого образовательно -воспитательного пространства, консолидирующего осмысление целей и смыслов педагогической деятельности. Основные функции сплочения коллектива: научно-методическое просвещение педагогов, стимулирование творческой деятельности, поддержка качественной работы.
Функция научно-методического просвещения предполагает организацию постоянного целенаправленного обучения педагогов, ознакомления их с новейшими достижениями педагогической мысли.
Стимулирование творческой деятельности педагогов требует создания такой образовательной среды в коллективе, в которой творческие проявления каждого педагога поддерживаются и актуализируются. Качество работы в творческом коллективе поддерживается за счет организации инновационной деятельности. Важнейшими признаками постоянного поиска и движения является опытно-экспериментальная, исследовательская, инновационная деятельность. Высоких результатов достигают те педагогические коллективы, в которых четко сформулированы цели и задачи, и в которых эти задачи решаются поисковым, исследовательским путем.
Саморазвитие педагогического коллектива невозможно, если педагоги не являются субъектами образовательной деятельности, не владеют приемами и способами саморазвития и самосовершенствования. Любой педагогический коллектив является многофункциональной целостной системой в управлении образовательным учреждением. При этом очень важно, чтобы потребность и готовность к самореализации и саморазвитию не только проявлялась у педагогов в жизни и в профессиональной деятельности, но очень важно, чтобы она пронизывала всю педагогическую деятельность и переводилась на уровень деятельности учащихся.
1. Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. Москва, 2012.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2000.
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. Москва, 2008.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва, 2014.
References
1. Slastenin VA., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva, 2012.
2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2000.
3. Vorovschikov S.G., Novozhilova M.M. Shkola dolzhna uchit' myslit', proektirovat', issledovat'. Upravlencheskij aspekt: stranicy, napisannye konsul'tantom po upravleniyu i direktorom shkoly. Moskva, 2008.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 25.11.16
УДК 373.016:35
Silkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]