Научная статья на тему 'Инновационная деятельность: образовательные новшества в контексте компетентностного подхода'

Инновационная деятельность: образовательные новшества в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЛАТФОРМА СИСТЕМЫ МООDLE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMMON CULTURAL COMPETENCES / LMS MOODLE / PEDAGOGICAL INNOVATICS / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьев Иван Трофимович, Давыдова Екатерина Михайловна, Нелунова Елена Денисовна

В статье представлена инновационная деятельность преподавателей как новшество усовершенствование преподавания иностранных языков на основе применения сетевых технологий. При этом процесс модернизации протекает в соответствии с требованиями ФГОС, в решении задач внедрения электронного обучения и формирования общекультурных компетенций у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьев Иван Трофимович, Давыдова Екатерина Михайловна, Нелунова Елена Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity: educational innovations in the context of competence approach

The article deals with the innovative activity of teachers as innovation improvement of teaching foreign languages based on network technologies. The process of modernization proceeds according to the requirements of Federal State Educational Standards, it solves the problems to integrate electronic training and form common cultural competences of students.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность: образовательные новшества в контексте компетентностного подхода»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК-378.147.33 ББК 74.202.684 А862

И. Т. Артемьев Якутск, Россия Е. М. Давыдова Якутск, Россия Е. Д. Нелунова Якутск, Россия

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОВШЕСТВА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье представлена инновационная деятельность преподавателей как новшество - усовершенствование преподавания иностранных языков на основе применения сетевых технологий. При этом процесс модернизации протекает в соответствии с требованиями ФГОС, в решении задач внедрения электронного обучения и формирования общекультурных компетенций у студентов.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, платформа системы Moodle, педагогическая инноватика, инновационная деятельность, компетент-ностный подход.

I. T. Artemiev Yakutsk, Russia E. M. Davydova Yakutsk, Russia E. D. Nelunova Yakutsk, Russia

© Артемьев И. Т., Давыдова Е. М., Нелунова Е. Д., 2016

INNOVATIVE ACTIVITY: EDUCATIONAL INNOVATIONS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

The article deals with the innovative activity of teachers as innovation - improvement of teaching foreign languages based on network technologies. The process of modernization proceeds according to the requirements of Federal State Educational Standards, it solves the problems to integrate electronic training and form common cultural competences of students.

Keywords: common cultural competences, LMS MOODLE, pedagogical inno-vatics, innovative activity, competence approach.

Методология педагогической инноватики - есть система знаний и деятель-ностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств. Педагогическое новшество - это идея, метод, средство, технология и система, нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое, новое педагогическое знание, технология, методика, прием.

Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т. п.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. По А. В. Хуторскому, под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, использовании и применении на практике новых методов, технологий и средств, рассматриваемых усовершенствованием, которое означает изменение приспособления известной методики в новых условиях учебной деятельности и рационализациией, как установление нового правила

использования известных педагогических средств для решения традиционных задач обучения иностранному языку. В таком ракурсе методологические основы инновационной деятельности в преподавании иностранных языков представляются в соответствии с понятиями новшества и его уровней [Хуторской, 2004].

Представим компетентностный подход к образованию как нововведение в учебном процессе. Для определения сущности компетентностного подхода в образовании проанализируем понятие «компетентность». В переводе с латинского языка это слово означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По А. В. Хуторскому, человек, компетентный в определенной области, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [Хуторской, 2004].

Еще в 60-е гг. XX в. И. А. Зимней было заложено понимание различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [Зимняя, 2003]. Что является наиболее спорным в обозначении роли компетентностного подхода в повышении качества российского образования?

По определению А. В. Хуторского, компетенция - это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность же - это совокупность личностных качеств человека (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной лич-ностно-значимой сфере [Хуторской, 2004].

В книге «Стратегия модернизации содержания общего образования» России были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знаний, умений и навыков (ЗУН). Авторы представляют «компетентность» как понятие, объединяющее в себе интеллек-

туальную и навыковую составляющие образования, и далее расширяют его в следующих направлениях:

- понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;

- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата («стандарт на выходе»);

- компетентности формируются не только в процессе обучения в школе, но и под воздействием окружающей среды;

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе, внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе, умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений;

- компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.;

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность [Стратегия модернизации содержания общего образования, 2001].

В 2003 г. выходит монография А. В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология обучения», в которой излагается оригинальная научно-

педагогическая концепция эвристического обучения. Учащимся предлагается открывать знания, сравнивать их с культурно-историческими аналогами, выстраивая при этом индивидуальную траекторию собственного образования, в процессе чего непрерывно идет процесс формирования ключевых компетент-ностей [Хуторской, 2003].

В монографии О. Г. Смоляниновой «Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа», которая вышла в 2006 г. в Красноярске, предпринята попытка разобраться в существующих моделях использования компетентностного подхода в системе высшего образования. Содержание книги опирается на российский и международный опыт модернизации образования в рамках компетентностного подхода и базируется на теоретических и практических исследованиях автора, проведенных в период 2000-2006 гг. [Смолянинова, 2006].

В том же году вышла монография А. А. Вострикова «Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе: Авторская модель». В монографии раскрыты теория и технология компетентностного подхода к образовательному процессу в школе-гимназии. На примерах системы творческих заданий раскрыты механизмы реализации этого подхода в продуктивных учебниках и в продуктивном дидактическом цикле [Вострикова, 2006].

А. Г. Бермус в своей статье «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании» предлагает меры по внедрению компетентностного подхода в практику, адекватные общим задачам модернизации российского образования [Бергмус, 2005]. И. И. Каверина в статье «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе» рассуждает о том, что в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновацион-ность, мобильность, гибкость, динамизм. [Каверина, 2007].

На основании анализа вышепредставленных трудов исследователей выявлены 3 принципа, лежащих в основе компетентностного подхода:

Первый из них заключается в следующем: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения, способы обучения, навыки. Для достижения этого, обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, то есть чтением, письмом и математической грамотностью.

Второй принцип: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.

Третий принцип - это принцип гуманного отношения к личности. Еще одна особенность компетентностного подхода заключается в том, что он предполагает овладение знаниями и умениями в комплексе. Поэтому по-новому выстраивается система методов обучения, так как в основе лежит структура соответствующей компетентности и той функции, которую она выполняет в образовании [Хуторской, 2003].

Констатация А. И. Зимней о том, что компетентность трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, полностью соответствует содержанию требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС. Одним из них является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [Зимняя, 2003].

Ниже приведем пример применения на практике обучения иностранным языкам новых (сетевых) технологий и средств, рассматриваемых усовершенствованием и модернизацией в ракурсе изменения приспособления известной методики в новых условиях учебной деятельности. Рассмотренные нами технологии (мультимедиа, сетевые и др.) требуют изменения методов и способов традиционного обучения, усовершенствуя в целом учебный процесс. Тем са-

мым, создаются новые условия учебной деятельности, где ключевыми становятся метапредметные фоновые знания и умения, использование их в решении актуальных задач с опорой на универсальные учебные действия, а не только знание, к примеру, иностранного языка.

Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам позволяет не только обеспечить доступ к необходимым информационным ресурсам, но и создать новое образовательное пространство, активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, повысить эффективность обучения и интерес ко всем культуроведческим аспектам обучения языку.

В связи с этим представляется важным уделить особое внимание электронной образовательной среде Moodle, которая является в течение последних пяти лет наиболее популярной во всем мире и считается лучшей в своей области. Согласно статистическим данным, представленным на официальном сайте Moodle, в Российской Федерации зарегистрировано на сегодняшний день 1416 установок данной системы, 519 из них - на частные компьютеры. При этом, по всему миру зарегистрировано почти 69 тыс. сайтов на платформе Moodle в 235 странах [Официальный сайт электронной образовательной среды Moodle]. Слово Moodle является аббревиатурой от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, что можно перевести как «модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда».

Система Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов, и не только. К большей достоверности представим основные достоинства системы, в том числе, основные дидактические:

- система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между учениками (обсуждения);

- дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется;

- подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации (на данный момент поддерживается 43 языка);

- студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты;

- имеется богатый набор модулей-составляющих для курсов - Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога) и т. д.

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор модулей-составляющих для курсов. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Остановимся более подробно на каждом из них:

1) глоссарий - позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов;

2) ресурс - любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видеофайл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы;

3) задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle. Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме.

Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно - по результатам их проверки. Это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи. Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио;

4) форум предназначен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов -в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Сообщения из форума могут, по усмотрению преподавателя, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио. Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса «Wiki»);

5) лекция - позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы по результатам контроля перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за лекцию оценку, заносит ее в ведомость;

6) тесты - могут содержать вопросы различных типов: вопросы в закрытой форме (множественный выбор), случайный вопрос, числовой, с ответами

Да/Нет; с коротким ответом, с вложенным ответом, с созданием соответствия и др. Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Существует возможность установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может поставить оценку по результатам работы с тестом или только показать правильные ответы на вопросы теста.

Надо подчеркнуть, что использование электронной образовательной среды Moodle позволяет проводить обучение в индивидуальном темпе, предоставляет свободу и гибкость, обеспечивает доступность к ресурсам Интернета, мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и студентом и создает комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Одной из главных задач, которая стоит перед преподавателем становится правильная организация учебного процесса. При разработке своего учебного курса преподаватель должен:

1) сформировать учебно-методическое обеспечение курса: определить основные и дополнительные учебные материалы, а также электронные ресурсы для аудиторной и внеаудиторной работы;

2) определить, какие виды речевой деятельности, типы упражнений будут выполняться в аудитории, а какие - самостоятельно. В частности, при изучении иностранного языка языковые упражнения необходимо выносить на самостоятельную работу во внеаудиторное время, поскольку, с одной стороны, они являются затратными по времени, а с другой - студенты на старших курсах имеют в достаточной мере сформированные навыки и умения для работы с различными видами упражнений. К таковым относятся: имитативные, подстановочные упражнения, упражнения на трансформацию, расширение (сокращение) предложения, подбор аналогов, заполнение пропусков, конструирование фразы из структурных элементов и др. Студенты самостоятельно выполняют упражнения, размещенные на платформе Moodle, которая помогает преподавателю моделировать учебный процесс, своевременно давать советы по выполнению

заданий, а также отслеживать и контролировать самостоятельную деятельность студентов. Работа в аудитории предполагает, в основном, коммуникативную деятельность, поэтому студенты работают преимущественно с речевыми упражнениями, развивающими продуктивные умения, особенно в области говорения. К речевым упражнениям относятся вопросно-ответные, репликовые, а также условная беседа, пересказ прочитанного, драматизация текста или ситуации общения, описание, дискуссия, устный рассказ;

3) осуществлять контроль и самоконтроль студентов. При этом мотивирующим фактором может быть и сама электронная обучающая среда Moodle, позволяющая построить учебный процесс доступно, логично структурировать все его этапы и организовать контроль для студентов [http://moodlearn.ru/course/view.php?id=18]. Отладив процесс выполнения заданий на платформе, студенты быстро привыкают к тому, что их деятельность регулярно отслеживается преподавателем. Последний, перед началом занятия, проверив наличие размещенных заданий на платформе, знает, кто, поработав предварительно самостоятельно дома, готов к продуктивной работе в аудитории. Это и является мотивирующим фактором для студентов. Они знают, какие задачи стоят перед ними и как достичь определенного результата. Формой итогового контроля может быть устная презентация небольшого исследовательского проекта, что позволяет студентам продемонстрировать свои профессиональные, коммуникативные, языковые и иные компетенции.

Подводя итог вышесказанному, можно с большой степенью уверенности утверждать, что платформа Moodle как основной способ организации обучения, как форма коммуникации преподавателя и студента, близкая к партнерству, представляет собой современную комфортную обучающую электронную среду, ориентированную на студентов и усиливающую их внутреннюю мотивацию. Применение виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранному языку способствует повышению эффективности этого процесса и, несомненно, является перспективным при формировании у студентов компе-

тенций, связанных с использованием иностранного языка в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, компетентностный подход - это подход, реализующий дея-тельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. При этом не происходит и отрицание знаний, которые нужны как основа деятельности. Поэтому в теории обучения и воспитания появилось понятие «компетентность», которое означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности, то есть в преподавании иностранных языков.

Вышеупомянутые универсальные учебные действия обучающихся выполняются совершенно в новых on-line условиях - в образовательной среде сетевой технологии. Дидактические возможности системы позволяет преподавателю и студентам быть субъектами самореализации в образовательной платформе Moodle, что, в конечном итоге, приводит к модернизации учебного процесса в целом.

Библиографический список

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10-12 сентября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. (дата обращения 20.02.2016).

2. Востриков В. А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель. Монография / В. А. Востриков. Томск: Изд-во «Продуктивная педагогика», 2006. 218 с.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

4. Каверина И. Г. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе // Интернет-журнал «Эйдос». 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0222 -5.htm (дата обращения: 16.01.2016).

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Коллективная монография. Под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2004. 392 с.

6. Официальный сайт электронной образовательной среды Moodle. Режим доступа: http://moodlearn.ru/course/view.php?id=18 (дата обращения: 16.01.2016).

7. Смолянинова О. Г. Комиетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа. Красноярск: Изд-во Красноярского госуниверситета, 2006. 172 с.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. 104 с.

9. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология обучения. Моногоафия. М.: Изд-во Московского университета, 2003. 415 с.

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2004. № 4. С. 137.

11. Федеральный закон Российской Федерации «O внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании». Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ и http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 16.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.