УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА
УДК 330.341
С.К. Арсланова* ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
В статье рассматривается совершенствование инновационного потенциала на всех уровнях (от организации до крупного территориального образования), создание условий для развития рационализаторства и творчества в организациях и на предприятиях как важный аспект развития социально-экономических систем. В этом контексте представлены результаты исследования, проведенного автором в ноябре 2011 г.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный потенциал населения, инновационное развитие, непрерывное обучение, управление знаниями.
Происходящие в России перемены связаны с активным становлением инновационного пространства. Процесс инновационного развития страны включает две главные составляющие: реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала, — которые проявляются во всех основных сферах (экономической, политической, социальной, духовной). Необходимым условием развития современной России является инновационный потенциал населения, поскольку инновационное развитие территории невозможно без опоры на творческий, созидательный потенциал ее граждан. На уровне организации инновационность социального потенциала выражается в активности персонала, креативном мышлении, рационализаторстве, которые определяются стратегией и качеством управления организацией. В проекте «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» дано определение «инновационного человека» как широкой категории, отражающей идею о том, что «каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, — активным инициатором и произ-
водителем этих изменений» [1]. Инновационный труд может быть реализован деятельностью инновационного человека, которого характеризуют следующие качества: непрерывное образование, критическое мышление, креативность, предприимчивость, разумный риск, стремление к новому, владение иностранными языками, способность к самообучению, готовность работать в высококонкурентной среде.
Отечественный социолог М.А. Нугаев определяет инновационный потенциал, характеризуя его как способность к творчеству, склонность к инновационной деятельности и как субпотенциал социального потенциала личности [2]. А.А. Давыдов рассматривает инновационный потенциал России с позиции подхода системной социологии, т. е. как «возможности для создания, разработки, внедрения и распространения полезных новшеств (новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов, социокультурных образцов и т. д.)» [3]. Инновационный потенциал личности трактуется нами с точек зрения динамики (как способность осуществлять, генерировать инновации) и адаптивности, которая выражается уже в восприятии инноваций (как готовность к восприятию изменений).
* © Арсланова С.К., 2012
Арсланова Светлана Кирилловна ([email protected]), кафедра менеджмента и маркетинга Набережночелнин-ского государственного торгово-технологического института, 423812, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Новый город, пр. Московский, 95.
Инновационный потенциал личности реализуется через креативность, представляющую собой творческое осмысление поставленной задачи. Создание инновационного продукта, услуги невозможно осуществить без креативного мышления, нестандартного подхода и умения найти новое качество в уже существующем продукте. Базисом инновации выступает креативность, которая способствует достижению конкретной коммерческой цели. В условиях постиндустриального развития общества конкурентным преимуществом является уже не просто идея, а способность личности генерировать и внедрять идеи в реальную практику. Креативность в менеджменте проявляется как результат командной деятельности, позволяющей быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Основой конкурентоспособности любого человека, организации, страны служит непрерывное творческое развитие. К основным концепциям, которые обосновывают современное развитие общества, необходимо отнести менеджмент знаний, который ориентирован не только на поиск и генерирование творчества, инноваций, рационализаторства, но и передачу накопленного опыта в сфере инноваций, воспроизводство инновационных идей. С одной стороны, в рамках конкретного предприятия цель и задачи в области знаний находятся на самом глубинном уровне. С другой стороны, эти знания могут так и не реализоваться в конкретной организации при неблагоприятных условиях ее внутренней среды. Преимущество организации в современной конкурентной среде обеспечивается за счет того, что она умело управляет знаниями, более продуктивно использует информацию.
По мнению П. Друкера: «Большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, обору-
дование, материальные ценности — не могут быть использованы для того, чтобы отличить один бизнес от другого по своей глубинной сути. Самый главный ресурс, отличающий бизнес и дающий решающие конкурентные преимущества — это используемые в нем специфические производственные и управленческие знания» [4]. Управление знаниями обеспечивает предпосылки для создания конкурентного преимущества в организациях, ориентированных на постоянное развитие, инновации. Государство формирует основы инновационного развития экономики, политики и других сфер общества, в том числе и через политику в сфере образования.
С целью изучения аспектов инновационного потенциала населения в ноябре 2011 г. был проведен опрос жителей города Набережные Челны Республики Татарстан. Выборочная совокупность исследования составила 785 единиц, сформирована методом квот, которые соответствуют критериям высокой точности, экономичности, статистическим данным о социально-демографическом составе населения города Набережные Челны. Число характеристик, данные о которых выступают в качестве квот, представлено тремя: пол, возраст, социальное положение (максимально допустимая погрешность выборки по основным параметрам составляет менее 0,5 %). Важным фактором, который оказывает влияние на инновационную активность личности в сфере трудовой деятельности, является удовлетворенность работой. По результатам проведенного исследования каждый третий из числа опрошенных, работающих в городе Набережные Челны, удовлетворен своей работой (32,4 %, см. рис. 1). Довольны тем, что вообще имеют работу — 27,2 % респондентов. Не довольны своей работой 16,2 % опрошенных горожан.
удовлетворен
нет; 27,2
Рис. 1. Удовлетворенность работающих граждан города Набережные Челны своей работой, %
Человек, который испытывает удовлетворенность от выполняемой им работы, как правило, стремится совершенствоваться в отличие от того, кто не доволен работой. Если нет стремления к развитию, самосовершенствованию в трудовой деятельности, то нет и потребности в инновациях и рационализаторстве, это подтверждают полученные нами данные (табл. 1).
Так, 37,5 % от числа удовлетворенных своей работой готовы к совершенствованию в своей сфере деятельности. Готовы к обучению смежным профессиям 23,2 % опрошенных, а 19,6 % респондентов, удовлетворенных своей работой, подтверждают изменения в их профессиональной деятельности. У респондентов, которые довольны своей работой потому, что у них нет другой, а также у недовольных своей работой мотивация к совершенствованию в профессиональной сфере ниже (19,1 и 28,6 %, табл. 1). При этом каждый пятый из категории недовольных своей работой в той или иной мере готов осваивать новую для него специальность (21,3 и 21,4 % соответственно).
Важным аспектом инновационной составляющей социального потенциала личности является потребность в приращении знаний, поскольку знания и информация устаревают с каждым годом все быстрее. Одним из способов приобретения новых знаний и навыков является дополнительное образование. Потребность получить дополнительное образование может быть вызвана разны-
ми факторами: стремлением сохранить за собой занимаемую должность, продвижением по карьерной лестнице, осознанием необходимости быть конкурентоспособным или др. В ходе исследования нами было выяснено, хотят ли жители города Набережные Челны получать дополнительное образование, а также насколько это является для них личностной потребностью, а не сложившимися обстоятельствами (рис. 2). Почти каждый четвертый готов получать дополнительное образование в случае необходимости (24,9 %). В планах получать дополнительное образование — у 14,9 %. Доля получающих дополнительное образование малопредставительна — 4,1 %. Каждый третий респондент не считает необходимым получать дополнительное образование (33,9 %).
Таким образом, доля горожан, стремящихся к развитию в профессиональной сфере посредством получения дополнительного образования, довольно низкая. Важным показателем является не просто желание получить дополнительное образование, но и личностная потребность в образовании в течение всей жизни. Инновационная деятельность невозможна без непрерывного образования. Инновации представляют конечный результат творческого труда, воплотившийся в новой или усовершенствованной продукции, технологии. По результатам проведенного нами исследования только 10 % респондентов испытывают потребность в непрерывном образовании (см. рис. 3).
Таблица 1
Влияние удовлетворенности работой на готовность к изменениям в профессиональной деятельности, %
К каким изменениям в Вашей профессиональной деятельности Вы готовы? Удовлетворены ли Вы своей работой?
удовлетворен(-а) доволен(-а), потому что другой работы нет не доволен (-а) своей работой Затруд- няюсь ответить
Г отов (-а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен (-а) 37,5 19,1 28,6 2,4
Г отов (-а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям 23,2 25,5 28,6 2,4
Г отов (-а) осваивать новую специальность «с нуля» 14,3 21,3 21,4 11,9
Нет, не хочу никаких изменений в профессиональной деятельности 7,1 14,9 7,1 14,3
В моей профессиональной деятельности уже произошли изменения 19,6 12,8 14,3 16,7
Затрудняюсь ответить 16,1 19,1 21,4 45,2
Итого: 100 100 100 100
не считаю для себя это необходимым
при необходимости готов получить допобразование
планирую получить дополнительное образование в ближайшее время
я уже посещаю курсы, получаю
дополнительное образование
затрудняюсь ответить
4,1
33,9
34,9
14,9
22,2
%
5 10 15 20 25 30 35 40
Рис. 2. Результаты опроса жителей города Набережные Челны
об их желании получать дополнительное образование, %
0
затрудняюсь ответить
испытываю потребность в непрерывном образовании
испытываю потребность в самообучении
испытываю потребность в постоянном совершенствовании в профдеятельности
испытываю потребность в стремлении к новому
не испытываю потребностей в самообразовании
10
16,5
15,7
20
25,2
35,7
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рис. 3. Потребности жителей города Набережные Челны в профессиональном образовании и самообучении, %
Результатом самообучения и самообразования являются новые идеи и предложения, рационализаторство. Потребность в самообучении и самообразовании испытывает незначительная доля респондентов (15,7 %). Стремление к изменениям и преобразованиям в собственной деятельности отметили только 25,2 % (см. рис. 3). У 20 % опрошенный: жителей города Набережные Челны наблюдается положительная тенденция роста интереса к совершенствованию в профессиональной деятельности.
Каждый сотрудник как составляющая организации и ее главный ресурс стремится реализовать в профессиональной деятельности свои потребности. При этом цели организации и цели работника должны коррелировать между собой. Респондентам было предложено проранжировать :а-рактеристики, которые они считают важными при выборе места работы. Полученные результаты представлены в порядке ранга:
1) деньги, оплата труда;
2) карьера, должностной рост;
3) социальная защищенность;
4) отношения с руководством;
5) престиж фирмы;
6) взаимопонимание в коллективе;
7) самостоятельность;
8) новые знания, опыт;
9) ответственность;
10) интерес к самой работе.
Главным фактором, влияющим на выбор места работы, является заработная плата, также среди значимых факторов карьера и должностной рост, социальная защищенность. Новые знания и интерес к самой работе занимают последние позиции в рейтинге.
Одним из показателей адаптивности к изменениям является готовность к переменам в трудовой сфере. По результатам нашего исследования каждый пятый готов к повышению квалификации в той сфере, где уже работает (20 %). Готовы к обучению по смежным специальностям 18,7 % опрошенных граждан города Набережные Челны, а у 15,7 % изменения уже произошли, 13,9 % готовы осваивать новую специальность «с нуля». Не хотят изменений 12,6 % респондентов, затруднились с ответом 19,1 %. Таким образом, 68,3 % опрошенных в той или иной мере готовы или уже участвуют в изменениях в профессиональной деятельности. Двумерный анализ данных позволил установить, что большую долю среди тех, кто не хочет перемен, составляют респонденты предпенсионного возраста (см. табл. 2).
Таблица 2
Готовность респондентов к изменениям в профессиональной деятельности с учетом возраста, %
К каким изменениям в Вашей профессиональной деятельности Вы готовы? Возраст
18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-54 года 55-64 года 65 лет и старше
Готов (-а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен (-а) 23,3 22,0 20,5 22,7 4,5 0,0
Готов (-а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям 30,0 18,0 20,5 13,6 2,3 0,0
Готов (-а) осваивать новую специальность «с нуля» 20,1 12,0 9,1 11,4 9,1 0,0
Нет, не хочу никаких изменений в профессиональной деятельности 0,0 12,0 9,1 13,7 27,2 10,0
В моей профессиональной деятельности уже произошли изменения 5,0 10,0 13,6 25,0 25,0 0,0
Затрудняюсь ответить 21,6 26,0 27,2 13,6 31,8 90,0
Итого 100 100 100 100 100 100
Всего готовы в той или иной мере к изменениям 73,4 52,0 50,1 47,7 15,9 0,0
Таким образом, возраст респондентов влияет на готовность к изменениям в сфере труда. В возрасте 18—24 лет большинство опрошенных готовы к изменениям, а также в возрасте 25—54 года — примерно половина респондентов.
При рассмотрении инновационной составляющей социального потенциала населения существует важная проблема — это невозможность обособленно обеспечить высокую динамику инновационного развития крупных социально-хозяйственных систем. В связи с этим создание условий для инновационной активности в рамках трудовых коллективов (организаций, предприятий) позволяет концентрировать совокупный социальный потенциал организации и проявление его инновационной составляющей. В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста.
Таким образом, инновационное развитие общества зависит от ряда факторов. Во-первых, от инновационного потенциала, который выступает важной характеристикой современной личности.
Персонал является неосязаемым капиталом организации, определяет направления ее развития. Во-вторых, развитие инновационного общества возможно только при условии создания благоприятной среды для творческой деятельности, результатом которой будут инновации, а также проявление креативности и умение работать в команде. В связи с этим возникает необходимость решения задач в области менеджмента персонала, ориентированных на развитие инновационного потенциала организаций.
Библиографический список
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http:// www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 26.04.12).
2. Нугаев М.А. Теоретико-методологические основы исследования качества социального потенциала региона. Казань: Изд-во Казанск. госуд. ун-та, 2006. 123 с.
3. Давыдов А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее // Официальный сайт Института социологии РАН. URL: http://www. isras.ru/ blog_modern_3 (дата обращения: 09.05.2012).
4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2001. 178 с.
S.K. Arslanova* INNOVATIVE ACTIVITY AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY
In the article the improvement of innovative potential on all levels (from the organization to a large territorial formation), the creation of conditions for the development of rationalization activity and creativity in organizations and on enterprises as an important aspect of development of social and economic systems is viewed. In this context the results of the research which has been carried out by the author in November, 2011 are presented.
Key words: innovative activity, innovative potential of population, innovative development, continuous training, management of knowledge.
* Arslanova Svetlana Kirillovna ([email protected]), the Dept. of Management and Marketing, Naberezhnye Chelny State Institute of Trade and Technology, Naberezhnye Chelny, 423812, Republic of Tatarstan.