Научная статья на тему 'Общественное мнение о перспективах и возможностях инновационного развития Республики Татарстан'

Общественное мнение о перспективах и возможностях инновационного развития Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / INNOVATIVE BEHAVIOUR / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салагаев Александр Леонидович, Сергеев Сергей Алексеевич, Лучшева Людмила Владимировна

В статье дан анализ результатов опроса жителей Республики Татарстан, посвященного проблемам и перспективам инновационного развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Opinion on Perspectives and Possibilities of Innovative Development in the Republic of Tatarstan

The analysis of the results of the inquiry of the Republic of Tatarstan residents devoted to the problems and perspectives for the innovative development of the republic is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение о перспективах и возможностях инновационного развития Республики Татарстан»

Г ^J

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН1

Ключевые слова: регион, инновация, инновационное поведение, инновационное развитие

Key words: region, innovation, innovative behaviour, innovative development

Республика Татарстан (РТ) — один из наиболее развитых в социальном и экономическом отношении регионов Российской Федерации. В последние годы региональные власти Татарстана и официальные СМИ стремятся позиционировать Татарстан как инновационный регион. В республике действуют 6 технопарков, 4 индустриальных парка, 5 бизнес-инкубаторов, посещение которых, как правило, входит в повестку дня визитов зарубежных официальных делегаций — потенциальных инвесторов.

САЛАГАЕВ Александр Леонидович, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, доктор социологических наук, профессор.

СЕРГЕЕВ Сергей Алексеевич, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, доктор политических наук.

ЛУЧШЕВА Людмила Владимировна, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, кандидат социологических наук.

Руководство РТ, особенно президент Р. Н. Минниханов (ранее он занимал должность премьер-министра РТ), всячески пытается позиционировать РТ как один из наиболее инновационных регионов России. В конце октября 2010 г. главы восьми регионов РФ подписали документы (устав и учредительный договор) об учреждении «Ассоциации инновационных регионов России» (АИРР). Кроме Татарстана, в нее вошли Республика Мордовия, Красноярский и Пермский края, Калужская, Иркутская, Новосибирская и Томская области. В течение 2010 г. Госсовет РТ работал над законопроектом «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан». В рамках проекта «Социокультурные изменения и инновации в Республике Татарстан в 2000-е гг.» в сентябре — октябре 2009 г. был проведен массовый опрос населения для выяснения степени его участия в различного рода инновациях, а также готовности к такому участию.

Объем выборки составил 1 625 чел., из них мужчин — 44,4 % (772 чел.), женщин — 55,6 % (903 чел.). Доля жителей Казани составляет 31,3 % (509 чел.), Набережных Челнов — 13,0 % (212 чел.), средних и малых городов — 21,4 % (347 чел.), жителей поселков и сельских населенных пунктов — 34,3 % (557 чел.). По возрасту респонденты распределились следующим образом: 55 лет и старше — 28,1 % (457 чел.), от 45 до 54 — 19,3 % (314 чел.), от 35 до 44 — 20,7 % (336 чел.), от 25 до 34 — 17,7 % (288 чел.), от 18 до 24 лет — 14,2 % (230 чел.). Подавляющее число респондентов (90,0 %) имеет среднее образование и выше: с высшим образованием — 20,1 % (326 чел.), с неоконченным высшим — 4,6 % (74 чел.), со средним специальным — 32,6 % (529 чел.), средним — 32,7 % (532 чел.), с неполным средним — 6,6 % (108 чел.). Начальное или ниже образование имеют 3,4 % (55 чел.). Опрошенными татарами оказались 47,4 % (771 чел.), русскими — 47,6 % (773 чел.), лицами других национальностей — 4,9 % (79 чел.). Параметры выборки в целом соответствуют параметрам генеральной совокупности населения Татарстана.

Единственным заметным отклонением следует назвать расхождение между долей русского населения в республике по данным переписи 2002 г. (39,5 %) и в выборке (47,6 %). Необходимо отметить, что данным переписи 2002 г. в отношении этнического состава населения РТ нельзя полностью

доверять, так как власти старались любой ценой увеличить долю татарского населения, увеличивая его за счет кря-шен, лиц, родившихся в смешанных браках с амбивалентной этнической идентификацией. Поэтому увеличение доли русского населения в выборке представляется оправданным. Важно также определить не только формальную этническую идентификацию, но и язык, на котором респонденты предпочитают общаться в домашней обстановке. Свыше половины респондентов (55,3 %, или 898 чел.) использует в общении дома исключительно русский язык. Следовательно, не менее 8 % выборки — это русскоговорящие татары. И тот, и другой язык в равной степени используют 26,2 % (426 чел.), только татарский язык — 17,9 % (291 чел.).

Следует отметить, что большинство опрошенных определили экономики РФ и РТ «безусловно, или скорее как инновационные» (67,2 и 61,1 % соответственно). Не считают их таковыми 24,4 и 30,0 % соответственно. Наиболее открытыми для внедрения инноваций в экономике РТ респонденты считают промышленность (43,4 %), строительство и транспорт (33,9 %), связь и информационные технологии (33,0 %), сельское и лесное хозяйство (28,6 %), а также науку, образование, здравоохранение (28,1 %). Наименее открытые отрасли — коммунальное хозяйство (5,2 %), силовые и правоохранительные органы (6,2 %), государственное и муниципальное управление (7,4 %).

Респонденты выразили умеренный оптимизм по поводу инновационных перспектив экономик РФ и РТ. Большинство из них выбрало вариант «скорее станет, чем не станет» применительно к экономике РФ и экономике РТ (52,9 и 54,0 % соответственно). При укрупнении категорий получается, что 76,0 % опрошенных оптимистически оценили перспективы экономики РФ, 76,4 % — экономики РТ (т. е. выбрали ответы «безусловно, станет» и «скорее станет, чем не станет»). Пессимистически оценили перспективы экономики РФ 12,5 %, а экономики РТ — 12,8 % (выбрали ответы «безусловно, не станет» и «скорее не станет, чем станет»). Таким образом, различия в оценках перспектив развития экономик России и Татарстана практически не заметны. При этом респонденты считают, что добиваться повышения доли инноваций в экономике республики необходимо в первую очередь экономическими и научными

методами (71,6 и 53,0 % соответственно). Сторонники административных методов внедрения инноваций оказались в явном меньшинстве (23,3 %).

Инновационное поведение, на наш взгляд, характеризуется повышенным интересом отдельных групп населения к происходящим в России и ее регионах событиям. Вместе с тем постоянно стараются быть в курсе событий только 12,5 % опрошенных, а более половины (54,0 %) старается получать новую информацию по мере возможности. Почти каждого третьего (30,6 %) больше беспокоят собственные проблемы, они мало интересуются тем, что происходит в обществе.

Основным источником информации для большинства опрошенных является телевидение (97,1 %). На втором месте находятся газеты и журналы, к ним обращается 51,0 % опрошенных. Около трети получает информацию по радио (32,3 %). Друзья, знакомые и родственники служат источником информации, соответственно, для 20,9 и 15,9 % опрошенных, и всего 14,9 % назвали Интернет. Вместе с тем к пользователям Интернета отнесли себя 31,8 % опрошенных. Видимо, для половины пользователей Интернет нужен не для поиска информации. Около двух третей респондентов, отнесших себя к пользователям Интернета (64,5 %), обращаются к Сети каждый день, каждый четвертый (26,9 %) использует ее еженедельно. Большинство (78,5 %) пользуется Интернетом дома, каждый пятый (19,0 %) — на работе, а 1,0 % — в интернет-кафе.

Данные опроса хорошо соотносятся с исследованием российской интернет-аудитории, проведенной Фондом «Общественное мнение» в сентябре 2010 г. (согласно ему, проникновение Интернета в РТ составляет около 36,0 %)2, и расходятся с данными Министерства информатизации и связи РТ, согласно которым в республике к сентябрю 2010 г. широкополосной доступ к Интернету имели 57,0 % домохозяйств, или 688 тыс. абонентов. Общее число пользователей Интернета с использованием всех технологий проводного и беспроводного доступа на территории Татарстана составляет свыше 1,63 млн чел. (т. е. свыше 50,0 %)3. Наиболее популярными местными сайтами являются 116.ru (9,3 %), Бизнес-online (7,9 %), Татар-информ (6,8 %) и Tatcenter.ru (4,3 %). Другие сайты указали 5,0 % опрошенных.

Большинство опрошенных определили свою работу главным источником средств существования (79,1 %); 34,7 % ответили, что «работа — это возможность проявить себя, самореализоваться»; 14,6 % определили работу как «способ получения общественного одобрения и признания». Работу как «возможность занять себя чем-то, потратить с пользой свободное время» признали 13,0 % опрошенных. Незначительная доля участников опроса (5,3 %) относится к работе «как к неприятной обязанности». Если бы у них была возможность, то они вообще не работали.

Отвечая на вопрос «Что Вы больше всего цените в своей работе?», большинство работающих респондентов на первое место поставили ее экономическую ценность («обеспечение достатка в семье» — 51,1 %, «хороший заработок» — 34,9 %). Далее следуют «интерес к работе» (34,7 %), «общение» (26,1 %), «чувство удовлетворенности работой» (17,6 %), «удобное время работы, отпуск» (15,4 %), «возможность самореализации» (10,9 %).

Большая часть опрошенных заявила об отсутствии планов повышать уровень своего образования, указывая на удовлетворенность его уровнем (68,6 %). Доля планирующих получить высшее образование составила 12,7 %, второе высшее — 3,7 %, среднее специальное — 3 %, а у 8,9 % респондентов ответ вызвал затруднение.

Не занимаются самообразованием 56,1 %, пытаются заниматься время от времени 25,9 %, занимаются постоянно 18,0 %. Таким образом, для большинства респондентов экономический кризис не выявил необходимость для занятия самообразованием для повышения своей квалификации. Желание иметь сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне высказали 51,2 %; 28,6 % хотели бы много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее. Желающие проявлять инициативу и самостоятельность в труде (13,3 %) оказались в меньшинстве. Таким образом, в условиях кризиса опрошенные реже склонны проявлять личную инициативу и чаще предпочитают жить в условиях стабильности, пусть и с небольшим, но твердым заработком.

Ради достижения своих профессиональных и жизненных целей готовность ненормированный график работы и работу более 12 часов в сутки продемонстрировали 42,6 %,

возможность отказывать себе в отдыхе и развлечениях —

37.7 %, долгую и неудобную дорогу до работы — 32,7 %. На переезд в другой населенный пункт оказались готовыми 32,1 % опрошенных. Ограничение на общение с близкими оказались самым трудновыполнимым для 15,4 %.

Для незначительного большинства опрошенных (38,0 %) материальное положение зависит в равной мере от них самих и от обстоятельств, не зависящих от них, примерно столько же (36,5 %) свое материальное положение связывают с обстоятельствами, не зависящими от них, и только 20,3 % — от самих себя. Относительно часто (48,7 %) экономическая ситуация ставилась респондентами в зависимость «от внешних причин». Одинаковое влияние обозначили 27,0 % опрошенных, и только 12,1 % полагают, что экономическая ситуация в регионе зависит от его жителей и руководителей.

При ответе на вопрос «К какой отрасли экономики можно отнести предприятие, на котором Вы работаете в настоящее время?» 25,6 % опрошенных оказались работниками предприятий промышленного производства, 18,8 % — строительства и транспорта, 13,8 % — услуг (в том числе торговли), 13,3 % работают в сфере науки, образования, здравоохранения, юриспруденции. К работникам финансов и инвестиций отнесли себя 2,3 %, коммунального хозяйства — 2,6 %, связи и информационных технологий — 3,3 %. Желающих работать на промышленном производстве оказалось 22,0 %, в строительстве и на транспорте — 15,0 %. В науке, образовании, здравоохранении, юриспруденции предпочитают работать

12.8 %. Наименее востребованными оказались военная служба, милиция, силовые и правоохранительные органы (2,9 %), коммунальное хозяйство (1,5 %). Таким образом, можно утверждать, что кризис для жителей Татарстана не стал поводом для изменения сферы трудовой деятельности и места работы.

Согласно данным опроса, среднемесячный доход семьи в Татарстане составляет 16 565 руб. в месяц. В состав семьи опрошенных входят в среднем чуть более 3 чел.

Отвечая на вопрос «Могли бы Вы в сегодняшних условиях зарабатывать больше?», достаточно значительная доля респондентов уверенно выбрала вариант «не мог бы» (38,0 %). Суммируя долю тех, кто выбрал утвердительный ответ в вариантах «но не знаю сколько» (29,4 %), «при-

мерно на четверть больше» (6,8 %), «примерно в полтора раза больше» (3,4 %), «примерно в двое больше» (5,4 %), «примерно втрое и более раз» (2,1 %), мы получаем, что

47.1 % респондентов в той или иной мере обнаружили свою способность в условиях современного кризиса к дополнительной занятости и, следовательно, к большему доходу.

Относительному большинству опрошенных (49,2 %) денег хватает на еду и одежду, но покупка товаров длительного пользования затруднена. У 23,1 % денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности, 18,8 % могут позволить себе товары длительного пользования, но покупка новой машины, дачи невозможна. Достаточно малые группы демонстрируют диаметрально противоположные тенденции: 4,4 % опрошенных указали, что денег не хватает даже на еду. Тех, кто может позволить себе достаточно дорогостоящие вещи (квартира, дача и др.), оказалось 1,5 %.

Более трети опрошенных пользуется компьютером (38,8 %), а подавляющее большинство (83,3 %) пользуется мобильным телефоном. Отметим, что доля пользующихся компьютером и мобильным телефоном в РТ выше, чем в среднем по России.

Основой для получения нового знания, новых технологий и образцов является инновационная деятельность: 7,7 % опрошенных указали, что по роду своей профессиональной деятельности они занимаются научными исследованиями;

12.2 % принимали участие в рационализаторстве, инженерных разработках, изобретательстве; 2,4 % указали, что делали это часто, 3,1 % — несколько раз, а 6,7 % — однажды.

Для разработки и освоения нового необходимы переподготовка и повышение квалификации. Лишь 16,0 % опрошенных отметили, что за последний год принимали участие в семинарах, тренингах, конференциях, выставках, конкурсах, имеющих отношение к профессиональной деятельности; 68,4 % никогда не принимали в них участия. В течение года различными формами повышения квалификации было охвачено около 29,0 % опрошенных, 70,2 % не повышали свою квалификацию. Из тех, кто заявил о том, что повышал свою квалификацию, наибольшее число (11,2 %) посещало курсы повышения квалификации.

Таким образом, как показали данные опроса, РТ имеет значительный инновационный потенциал, который исполь-

зуется недостаточно и нерационально. В республике существуют значительные резервы наращивания инновационного потенциала работников и специалистов. В то же время недостаточное внимание уделяется созданию и развитию предпосылок развития инноваций (человеческий фактор, высокоинтеллектуальная среда и инфраструктура). Инновационное развитие нередко подменяется его имитацией, а заимствованные инновации становятся либо предметами престижного потребления, либо способом привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Социокультурные изменения и инновации в Республике Татарстан в 2000-е гг.», № 09-03-00616а).

2 См.: Афанасьев С. RIW-2010. Российский Интернет — самый быстрорастущий онлайн-рынок в мире. Часть 4-я. URL: http://www.business-gazeta. ru/article/31135/18 (дата обращения: 02.11.2010).

3 См.: Каждый второй татарстанец имеет высокоскоростной доступ в Интернет. URL: http://info.tatcenter.ru/ittech/82324.htm (дата обращения: 26.01.2010); В Татарстане насчитывается 688 тыс. абонентов сети Интернет // http://business-gazeta.ru/article/28539/6 (дата обращения: 06.11.2010).

Поступила 21.02.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.