Г ^J
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН1
Ключевые слова: регион, инновация, инновационное поведение, инновационное развитие
Key words: region, innovation, innovative behaviour, innovative development
Республика Татарстан (РТ) — один из наиболее развитых в социальном и экономическом отношении регионов Российской Федерации. В последние годы региональные власти Татарстана и официальные СМИ стремятся позиционировать Татарстан как инновационный регион. В республике действуют 6 технопарков, 4 индустриальных парка, 5 бизнес-инкубаторов, посещение которых, как правило, входит в повестку дня визитов зарубежных официальных делегаций — потенциальных инвесторов.
САЛАГАЕВ Александр Леонидович, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, доктор социологических наук, профессор.
СЕРГЕЕВ Сергей Алексеевич, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, доктор политических наук.
ЛУЧШЕВА Людмила Владимировна, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, кандидат социологических наук.
Руководство РТ, особенно президент Р. Н. Минниханов (ранее он занимал должность премьер-министра РТ), всячески пытается позиционировать РТ как один из наиболее инновационных регионов России. В конце октября 2010 г. главы восьми регионов РФ подписали документы (устав и учредительный договор) об учреждении «Ассоциации инновационных регионов России» (АИРР). Кроме Татарстана, в нее вошли Республика Мордовия, Красноярский и Пермский края, Калужская, Иркутская, Новосибирская и Томская области. В течение 2010 г. Госсовет РТ работал над законопроектом «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан». В рамках проекта «Социокультурные изменения и инновации в Республике Татарстан в 2000-е гг.» в сентябре — октябре 2009 г. был проведен массовый опрос населения для выяснения степени его участия в различного рода инновациях, а также готовности к такому участию.
Объем выборки составил 1 625 чел., из них мужчин — 44,4 % (772 чел.), женщин — 55,6 % (903 чел.). Доля жителей Казани составляет 31,3 % (509 чел.), Набережных Челнов — 13,0 % (212 чел.), средних и малых городов — 21,4 % (347 чел.), жителей поселков и сельских населенных пунктов — 34,3 % (557 чел.). По возрасту респонденты распределились следующим образом: 55 лет и старше — 28,1 % (457 чел.), от 45 до 54 — 19,3 % (314 чел.), от 35 до 44 — 20,7 % (336 чел.), от 25 до 34 — 17,7 % (288 чел.), от 18 до 24 лет — 14,2 % (230 чел.). Подавляющее число респондентов (90,0 %) имеет среднее образование и выше: с высшим образованием — 20,1 % (326 чел.), с неоконченным высшим — 4,6 % (74 чел.), со средним специальным — 32,6 % (529 чел.), средним — 32,7 % (532 чел.), с неполным средним — 6,6 % (108 чел.). Начальное или ниже образование имеют 3,4 % (55 чел.). Опрошенными татарами оказались 47,4 % (771 чел.), русскими — 47,6 % (773 чел.), лицами других национальностей — 4,9 % (79 чел.). Параметры выборки в целом соответствуют параметрам генеральной совокупности населения Татарстана.
Единственным заметным отклонением следует назвать расхождение между долей русского населения в республике по данным переписи 2002 г. (39,5 %) и в выборке (47,6 %). Необходимо отметить, что данным переписи 2002 г. в отношении этнического состава населения РТ нельзя полностью
доверять, так как власти старались любой ценой увеличить долю татарского населения, увеличивая его за счет кря-шен, лиц, родившихся в смешанных браках с амбивалентной этнической идентификацией. Поэтому увеличение доли русского населения в выборке представляется оправданным. Важно также определить не только формальную этническую идентификацию, но и язык, на котором респонденты предпочитают общаться в домашней обстановке. Свыше половины респондентов (55,3 %, или 898 чел.) использует в общении дома исключительно русский язык. Следовательно, не менее 8 % выборки — это русскоговорящие татары. И тот, и другой язык в равной степени используют 26,2 % (426 чел.), только татарский язык — 17,9 % (291 чел.).
Следует отметить, что большинство опрошенных определили экономики РФ и РТ «безусловно, или скорее как инновационные» (67,2 и 61,1 % соответственно). Не считают их таковыми 24,4 и 30,0 % соответственно. Наиболее открытыми для внедрения инноваций в экономике РТ респонденты считают промышленность (43,4 %), строительство и транспорт (33,9 %), связь и информационные технологии (33,0 %), сельское и лесное хозяйство (28,6 %), а также науку, образование, здравоохранение (28,1 %). Наименее открытые отрасли — коммунальное хозяйство (5,2 %), силовые и правоохранительные органы (6,2 %), государственное и муниципальное управление (7,4 %).
Респонденты выразили умеренный оптимизм по поводу инновационных перспектив экономик РФ и РТ. Большинство из них выбрало вариант «скорее станет, чем не станет» применительно к экономике РФ и экономике РТ (52,9 и 54,0 % соответственно). При укрупнении категорий получается, что 76,0 % опрошенных оптимистически оценили перспективы экономики РФ, 76,4 % — экономики РТ (т. е. выбрали ответы «безусловно, станет» и «скорее станет, чем не станет»). Пессимистически оценили перспективы экономики РФ 12,5 %, а экономики РТ — 12,8 % (выбрали ответы «безусловно, не станет» и «скорее не станет, чем станет»). Таким образом, различия в оценках перспектив развития экономик России и Татарстана практически не заметны. При этом респонденты считают, что добиваться повышения доли инноваций в экономике республики необходимо в первую очередь экономическими и научными
методами (71,6 и 53,0 % соответственно). Сторонники административных методов внедрения инноваций оказались в явном меньшинстве (23,3 %).
Инновационное поведение, на наш взгляд, характеризуется повышенным интересом отдельных групп населения к происходящим в России и ее регионах событиям. Вместе с тем постоянно стараются быть в курсе событий только 12,5 % опрошенных, а более половины (54,0 %) старается получать новую информацию по мере возможности. Почти каждого третьего (30,6 %) больше беспокоят собственные проблемы, они мало интересуются тем, что происходит в обществе.
Основным источником информации для большинства опрошенных является телевидение (97,1 %). На втором месте находятся газеты и журналы, к ним обращается 51,0 % опрошенных. Около трети получает информацию по радио (32,3 %). Друзья, знакомые и родственники служат источником информации, соответственно, для 20,9 и 15,9 % опрошенных, и всего 14,9 % назвали Интернет. Вместе с тем к пользователям Интернета отнесли себя 31,8 % опрошенных. Видимо, для половины пользователей Интернет нужен не для поиска информации. Около двух третей респондентов, отнесших себя к пользователям Интернета (64,5 %), обращаются к Сети каждый день, каждый четвертый (26,9 %) использует ее еженедельно. Большинство (78,5 %) пользуется Интернетом дома, каждый пятый (19,0 %) — на работе, а 1,0 % — в интернет-кафе.
Данные опроса хорошо соотносятся с исследованием российской интернет-аудитории, проведенной Фондом «Общественное мнение» в сентябре 2010 г. (согласно ему, проникновение Интернета в РТ составляет около 36,0 %)2, и расходятся с данными Министерства информатизации и связи РТ, согласно которым в республике к сентябрю 2010 г. широкополосной доступ к Интернету имели 57,0 % домохозяйств, или 688 тыс. абонентов. Общее число пользователей Интернета с использованием всех технологий проводного и беспроводного доступа на территории Татарстана составляет свыше 1,63 млн чел. (т. е. свыше 50,0 %)3. Наиболее популярными местными сайтами являются 116.ru (9,3 %), Бизнес-online (7,9 %), Татар-информ (6,8 %) и Tatcenter.ru (4,3 %). Другие сайты указали 5,0 % опрошенных.
Большинство опрошенных определили свою работу главным источником средств существования (79,1 %); 34,7 % ответили, что «работа — это возможность проявить себя, самореализоваться»; 14,6 % определили работу как «способ получения общественного одобрения и признания». Работу как «возможность занять себя чем-то, потратить с пользой свободное время» признали 13,0 % опрошенных. Незначительная доля участников опроса (5,3 %) относится к работе «как к неприятной обязанности». Если бы у них была возможность, то они вообще не работали.
Отвечая на вопрос «Что Вы больше всего цените в своей работе?», большинство работающих респондентов на первое место поставили ее экономическую ценность («обеспечение достатка в семье» — 51,1 %, «хороший заработок» — 34,9 %). Далее следуют «интерес к работе» (34,7 %), «общение» (26,1 %), «чувство удовлетворенности работой» (17,6 %), «удобное время работы, отпуск» (15,4 %), «возможность самореализации» (10,9 %).
Большая часть опрошенных заявила об отсутствии планов повышать уровень своего образования, указывая на удовлетворенность его уровнем (68,6 %). Доля планирующих получить высшее образование составила 12,7 %, второе высшее — 3,7 %, среднее специальное — 3 %, а у 8,9 % респондентов ответ вызвал затруднение.
Не занимаются самообразованием 56,1 %, пытаются заниматься время от времени 25,9 %, занимаются постоянно 18,0 %. Таким образом, для большинства респондентов экономический кризис не выявил необходимость для занятия самообразованием для повышения своей квалификации. Желание иметь сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне высказали 51,2 %; 28,6 % хотели бы много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее. Желающие проявлять инициативу и самостоятельность в труде (13,3 %) оказались в меньшинстве. Таким образом, в условиях кризиса опрошенные реже склонны проявлять личную инициативу и чаще предпочитают жить в условиях стабильности, пусть и с небольшим, но твердым заработком.
Ради достижения своих профессиональных и жизненных целей готовность ненормированный график работы и работу более 12 часов в сутки продемонстрировали 42,6 %,
возможность отказывать себе в отдыхе и развлечениях —
37.7 %, долгую и неудобную дорогу до работы — 32,7 %. На переезд в другой населенный пункт оказались готовыми 32,1 % опрошенных. Ограничение на общение с близкими оказались самым трудновыполнимым для 15,4 %.
Для незначительного большинства опрошенных (38,0 %) материальное положение зависит в равной мере от них самих и от обстоятельств, не зависящих от них, примерно столько же (36,5 %) свое материальное положение связывают с обстоятельствами, не зависящими от них, и только 20,3 % — от самих себя. Относительно часто (48,7 %) экономическая ситуация ставилась респондентами в зависимость «от внешних причин». Одинаковое влияние обозначили 27,0 % опрошенных, и только 12,1 % полагают, что экономическая ситуация в регионе зависит от его жителей и руководителей.
При ответе на вопрос «К какой отрасли экономики можно отнести предприятие, на котором Вы работаете в настоящее время?» 25,6 % опрошенных оказались работниками предприятий промышленного производства, 18,8 % — строительства и транспорта, 13,8 % — услуг (в том числе торговли), 13,3 % работают в сфере науки, образования, здравоохранения, юриспруденции. К работникам финансов и инвестиций отнесли себя 2,3 %, коммунального хозяйства — 2,6 %, связи и информационных технологий — 3,3 %. Желающих работать на промышленном производстве оказалось 22,0 %, в строительстве и на транспорте — 15,0 %. В науке, образовании, здравоохранении, юриспруденции предпочитают работать
12.8 %. Наименее востребованными оказались военная служба, милиция, силовые и правоохранительные органы (2,9 %), коммунальное хозяйство (1,5 %). Таким образом, можно утверждать, что кризис для жителей Татарстана не стал поводом для изменения сферы трудовой деятельности и места работы.
Согласно данным опроса, среднемесячный доход семьи в Татарстане составляет 16 565 руб. в месяц. В состав семьи опрошенных входят в среднем чуть более 3 чел.
Отвечая на вопрос «Могли бы Вы в сегодняшних условиях зарабатывать больше?», достаточно значительная доля респондентов уверенно выбрала вариант «не мог бы» (38,0 %). Суммируя долю тех, кто выбрал утвердительный ответ в вариантах «но не знаю сколько» (29,4 %), «при-
мерно на четверть больше» (6,8 %), «примерно в полтора раза больше» (3,4 %), «примерно в двое больше» (5,4 %), «примерно втрое и более раз» (2,1 %), мы получаем, что
47.1 % респондентов в той или иной мере обнаружили свою способность в условиях современного кризиса к дополнительной занятости и, следовательно, к большему доходу.
Относительному большинству опрошенных (49,2 %) денег хватает на еду и одежду, но покупка товаров длительного пользования затруднена. У 23,1 % денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности, 18,8 % могут позволить себе товары длительного пользования, но покупка новой машины, дачи невозможна. Достаточно малые группы демонстрируют диаметрально противоположные тенденции: 4,4 % опрошенных указали, что денег не хватает даже на еду. Тех, кто может позволить себе достаточно дорогостоящие вещи (квартира, дача и др.), оказалось 1,5 %.
Более трети опрошенных пользуется компьютером (38,8 %), а подавляющее большинство (83,3 %) пользуется мобильным телефоном. Отметим, что доля пользующихся компьютером и мобильным телефоном в РТ выше, чем в среднем по России.
Основой для получения нового знания, новых технологий и образцов является инновационная деятельность: 7,7 % опрошенных указали, что по роду своей профессиональной деятельности они занимаются научными исследованиями;
12.2 % принимали участие в рационализаторстве, инженерных разработках, изобретательстве; 2,4 % указали, что делали это часто, 3,1 % — несколько раз, а 6,7 % — однажды.
Для разработки и освоения нового необходимы переподготовка и повышение квалификации. Лишь 16,0 % опрошенных отметили, что за последний год принимали участие в семинарах, тренингах, конференциях, выставках, конкурсах, имеющих отношение к профессиональной деятельности; 68,4 % никогда не принимали в них участия. В течение года различными формами повышения квалификации было охвачено около 29,0 % опрошенных, 70,2 % не повышали свою квалификацию. Из тех, кто заявил о том, что повышал свою квалификацию, наибольшее число (11,2 %) посещало курсы повышения квалификации.
Таким образом, как показали данные опроса, РТ имеет значительный инновационный потенциал, который исполь-
зуется недостаточно и нерационально. В республике существуют значительные резервы наращивания инновационного потенциала работников и специалистов. В то же время недостаточное внимание уделяется созданию и развитию предпосылок развития инноваций (человеческий фактор, высокоинтеллектуальная среда и инфраструктура). Инновационное развитие нередко подменяется его имитацией, а заимствованные инновации становятся либо предметами престижного потребления, либо способом привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Социокультурные изменения и инновации в Республике Татарстан в 2000-е гг.», № 09-03-00616а).
2 См.: Афанасьев С. RIW-2010. Российский Интернет — самый быстрорастущий онлайн-рынок в мире. Часть 4-я. URL: http://www.business-gazeta. ru/article/31135/18 (дата обращения: 02.11.2010).
3 См.: Каждый второй татарстанец имеет высокоскоростной доступ в Интернет. URL: http://info.tatcenter.ru/ittech/82324.htm (дата обращения: 26.01.2010); В Татарстане насчитывается 688 тыс. абонентов сети Интернет // http://business-gazeta.ru/article/28539/6 (дата обращения: 06.11.2010).
Поступила 21.02.11.