ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
№2(6), 2015
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
УДК 316.4; 314
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ, ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СРЕДИ СЕЛЬСКИХ ТАТАР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
г
Сагдиева Э.А.,
канд. с.-х. наук, ст. науч. сотр. отдела этнологии Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены современные демографические процессы среди татарского сельского населения Республики Татарстан. Показана важность влияния традиционной этнокультурной среды на уровень этнического самосознания сельских татар.
Abstract. The article deals with modern demographic processes among the rural population of the Republic of Tatarstan. It shows the importance of the influence of the traditional ethnic and cultural environment on the level of ethnic consciousness of rural Tatars.
Ключевые слова: демографические процессы, сельские поселения, этнокультурная среда, этноязыковые процессы.
Key words: demographic processes, rural settlements, ethno-cultural environment, ethno-linguistic processes.
Одной из важнейших функций села является сохранение и воспроизводство традиционной этнокультурной среды. Формированию этнокультурного потенциала татарского села способствуют возможности сохранения и развития национальной культуры, образования, родного языка, народных календарных обрядов, обычаев, традиций и праздников. «В богатейшем историко-культурном наследии народов мира особое место принадлежит вековым национальным обычаям, традициям, календарным обрядам, праздникам. Они, являясь яркими образцами духовных достижений и ценностей человечества, становятся важной частью традиционной культуры, действующими во всех областях общественной жизни. Связанные с трудовой деятельностью людей, они отражают этническую, социальную, историко-культурную жизнь народов на разных этапах его развития. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются по сути всей жизни человека, различных сторон социальных отношений людей» [9, с.4]. Формированию этнокультурного потенциала татарского села способствуют возможности поддержания и развития национальной культуры, образования, языка, народных обрядов, обычаев, традиций и праздников. Данные условия, как показывают материалы опроса 2013 г., проведенного в Республике Татарстан, имеют высокую значимость для татар-сельчан: возрождение и развитие национальной культуры важна для 57,8% участников опроса, религии - 53,8%, поддержка языка - 44,9%. Одновременно важным для сельских татар является и развитие экономики и преодоление социального неравенства (54,2%) [1, с.284].
В татарском селе традиционно велика роль института семьи. Именно она, по мнению исследователей, обеспечивает межпоколенческую этнокультурную трансмиссию [4, с. 166-171]. У татар-сельчан сохранилась традиция совместного проживания нескольких поколений в одном домохозяйстве. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. (ВПН - 2002 г.), средний размер частного домохозяйства у сельских татар составил 3,5 чел., тогда как у местных сельских русских - это 3,1 чел. При непосредственном контакте и взаимодействии нескольких поколений в семье происходит трансляция этнокультурных ценностей: знание и уважение
национальной культуры, обычаев и традиций, религии, национального языка формирование этноспецифических установок (уважение и забота о старших, репродуктивные представления и т.д.).
Значимость традиционной этнокультурной сферы для сельских татар проявляется и в высоком уровне их этнического самосознания. Необходимость этнической самоидентификации отмечает большинство опрошенных сельчан. Так, «Никогда не забывают о своей национальности» (по опросу в 2011 г.) 77,5% городских татар и (по опросу в 2012 г.) 86,4% сельских татар [3, с.275].
Высокий уровень владения татарским языком в сельской местности также способствует сохранению этнокультурного потенциала. По результатам социологического исследования в 2014 г., среди опрошенных сельских татар, татарским языком в свободной форме владеют 87,1%, в то время как среди городских татар, доля таких составила 66,7%. Среди сельских татар большинство свободно владеющих языком - это молодежь (18-24 лет) и лица предпенсионного возраста (45-54) (100% и 96,7%). Наименьший уровень владения татарским языком у респондентов возрастных групп 25-34 и 35-44 лет. Среди них лишь 78,1% и 77,8% татар-сельчан свободно говорят, пишут и читают на татарском языке. Количество респондентов говорящих с затруднениями составило 4,7%, из них максимальное количество таких составили опрошенные в возрасте 25-34 года (9,4%). 1,8% респондентов понимают, но не говорят на татарском языке (в возрастной группе 35-44, таких 5,5%). Количество опрошенных отметивших, что они не владеют татарским языком, среди сельчан составило 0,6% (3,1% из них в возрасте 25-34 года). Респонденты в возрастной группе 25-34 и 35-44 лет чаще других в качестве родного языка называют русский язык или татарский и русский языки одновременно (9,4% и 8,3%). Не признающих русский язык в качестве родного оказались сельчане в возрастных группах 18-24 и 45-54 [2, с.23-25]. В системе социальных коммуникаций для сельских татар характерна ориентация на моноязычие. Так в семейно-брачной сфере сельские татары предпочитают общение, преимущественно, на татарском языке (с родителями 84,2%; с бабушками и дедушками 85,9%; с супругом 73,9%; с детьми 67,5%). С друзьями на татарском языке общаются половина опрошенных, с соседями - более половины (62,4%). На работе у сельских татар общение происходит чаще одновременно на татарском и русском языках (43,8%) [2, с.27]. Самый высокий уровень свободного владения татарским языком отмечен у респондентов со средним (89,0%) и с высшим образованием (83,3%) [2, с.3].
Формированию этнокультурного потенциала в условиях села у татар также способствует широкое распространение ислама - высокий уровень религиозного самосознания, соблюдение религиозных обрядов и праздников. Так, по данным опросам 2011-2012 гг. 91% респондентов-татар в сельской местности Татарстана самоопределились как верующие, из них 60% - это те, кто соблюдает религиозные обычаи и обряды. Празднование религиозных дат (Курбан-байрам, Ураза-байрам) отметили более 84% опрошенных татар [5, с. 113].
Прямое воздействие на сохранение и развитие этнокультурной и этноязыковой ситуации в сельской местности оказывают влияние и демографические характеристики сельского населения. На начало 2014 г. почти четверть (23,9%) населения в Республике Татарстан составляет сельское население, в то время как по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года (ВПН - 1989 г.) этот показатель был равен 27,1% (табл. 1, 2).
Таблица 1 - Соотношение городского и сельского населения Республики Татарстан по данным ВПН - 1989 г., ВПН - 2002 г., ВПН - 2010 г. и на начало 2014г., %
1989 2002 2010 2014
Городское население 72,9 73,8 75,4 76,1
Сельское население 27,1 26,2 24,6 23,9
Таблица 2 - Численность сельского населения Республики Татарстан _на начало 2014 г., чел._
Год Численность населения Сельское население
1990 3653969 973068
1995 3751808 1004093
1998 3780352 1008226
2000 3789688 1000810
2005 3768167 962399
2010 3784458 939269
2014 3838230 917719
Как видно из таблиц 1 и 2 численность городского населения равномерно увеличивается, в то время как рост численности сельского населения отмечается лишь до 1998 г., а потом началось его снижение. К 2014 г.,
численность сельского населения в республике сократилась более чем на 55 тысяч человек, по отношению к 1990 г. и составила 917719 человек.
Естественный прирост сельского населения в Республике Татарстан отрицательный, хотя его значения существенно снижаются (-1882 чел. в 2013 г.), в 2005 г. (-8010 чел.). Положительным демографическим фактором данной ситуации является снижение количества умерших в сельской местности (в 2005 г. -16966 чел., в 2013 г. - 14270). Показатели миграционного прироста в сельской местности также имеют отрицательное значение (-1690 чел. в 2013 г.). Благоприятным фактором для сельской местности Татарстана является более высокий суммарный коэффициент рождаемости, по сравнению с городом. Показатели рождаемости в сельской местности растут, начиная с 2005 г. (8956 чел.), в 2013 г. этот показатель достиг 14270 чел. [8, а22]. В 2009 г. среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь в сельской местности -1,874 чел., а в 2014 г. - 2,203, в то время как в городской местности - 1,456 и 1,743 соответственно [6, с.29]. Рождаемость на селе растет, что позволяет говорить о сохранении села, о его благоприятных перспективах.
По данным ВПН - 2010 г. из общего количества сельского населения доля татар оставляет 66,9%, русских - 21,1% (табл. 3). По ВПН - 2002 г. эти показатели были такими же: татар - 67,6%, русских - 20,7%. По ВПН - 1989 г. - 65,5% и 22,3% соответственно.
Таблица 3 - Распределение татар и русских Республики Татарстан среди сельского населения по данным ВПН - 1970 г., ВПН - 1979 г., ВПН - 1989 г., ВПН - 2002 г., ВПН - 2010 г., тыс. чел.
Сельское население 1970 1979 1989 2002 2010
Всего 1517283 1275772 986984 991148 939269
в том числе
татары 942766 823324 646612 669850 628115
русские 394351 299831 225661 205577 198148
Таблица 3 показывает, что численность русского населения в сельской местности, начиная с 1970 г., постоянно снижается (ВПН - 1970 г.), а к 2010 г. оно уменьшилось почти вдвое - 198148 чел. Иные процессы происходят у сельских татар. Если численность татар-сельчан начиная с 1970 г. сокращалась, то в 2002 г. стало увеличиваться (на 23238 чел. больше, чем в 1989 г.). Однако по результатам ВПН - 2010 г. численность татарского населения снизилась и составила 628115 чел. По отношению к 1970 г. число татар в сельской местности сократилось почти на треть (33,4%).
Социально-демографическая ситуация татар-сельчан в половозрастном разрезе представлена в таблицах
4 и 5.
Таблица 4 -Распределение татарского сельского населения по полу в Республике Татарстан по данным ВПН - 1970 г., ВПН - 1979 г., ВПН - 1989 г., ВПН - 2002 г., ВПН - 2010 г., %
Сельское население 1970 1979 1989 2002 2010
Всего 100 100 100 100 100
в том числе
мужчины 44,5 45,8 45,8 47,5 47,8
женщины 55,4 54,2 54,2 52,5 52,2
Таблица 5 - Распределение татарского сельского населения по половозрастным группам _в Республике Татарстан по данным ВПН - 2002 г., ВПН - 2010 г., %_
2002 г. 2010 г.
мужчины женщины мужчины женщины
моложе трудоспособного 50,9 49,1 51,2 48,8
трудоспособного 53,5 46,4 54,5 45,5
старше трудоспособного 33,6 66,4 31,1 68,8
Из таблицы 4 видно, что доля женщин во все года превосходит долю мужчин (более 50% всего татарского сельского населения). В то же время происходит снижение численности женского татарского сельского населения (в 1970 г. - 55,4%, в 2010г. - 52,2%). Процентное соотношение мужчин, наоборот, постепенно увеличивается. В 1970 г. количество мужского татарского сельского населения составляло 44,5%, в 2010 г., этот показатель достиг 47,8%.
Средний возраст сельчан татар - 39,6 лет (у мужчин - 36,4, у женщин - 42,4) [1, с.294]. Несмотря на то, что женщины-селянки по общей численности постоянно превосходят мужчин, следует отметить, что в основном это женщины старше трудоспособного возраста - 66,4% в 2002 г. и 68,8% в 2010 г. (см. табл. 5). Такое
половозрастное распределение, характерно для всего сельского населения Татарстана. «На 1 января 2007 г. на 1000 мужчин трудоспособного возраста в Татарстане приходилось 845 женщин трудоспособного возраста. И резко меняется это соотношение в когорте людей старше трудоспособного возраста: на 1000 мужчин-селян приходится 2243 пожилые селянки» [7, с.36]. В 2014 г. гендерные пропорции сохраняются: на 1000 мужчин приходится 1075 женщин, из них трудоспособного возраста 809, а старше трудоспособного 2239 соответственно [8, с.23].
Численность татарского мужского сельского населения в трудоспособном возрасте (табл. 6) составила более половины всего мужского сельского населения (64,3% в 2010 г.).
Таблица 6 - Соотношение численности мужского и женского татарского сельского населения по возрастным группам в Республике Татарстан по данным ВПН - 2002 г., ВПН - 2010 г., %
2002 г. 2010 г.
мужчины женщины мужчины женщины
моложе трудоспособного 24,1 20,9 18,6 16,3
трудоспособного 56,5 44,3 64,3 49,1
старше трудоспособного 19,4 34,8 17,1 34.6
Учитывая, что труд на селе тяжелый, зачастую ненормированный, требующий применения физической силы и управления сельскохозяйственной техникой, данный показатель можно оценивать положительно. Численность женщин трудоспособного возраста среди общего количества татар-селянок также преобладает (49,1% в 2010 г.). И как уже было отмечено выше, женщин старше трудоспособного возраста в два раза больше мужчин старше трудоспособного возраста. Ф.Г. Зиятдинова и Е.И. Кучаева отмечают, что данную гендерную диспропорцию в Татарстане характеризуют различные социально-экономические факторы, уровень рождаемости и смертности, разница средней продолжительности жизни мужчин и женщин. В то время как равное соотношение мужского и женского населения во всех возрастных группах способствует гармоничному развитию общества, региона и республики в целом [7, с.36].
Уровень образования сельских татар по данным ВПН - 2002 г. имеет примерно одинаковое распределение среди мужчин и женщин (табл. 7).
Таблица 7 - Распределение татарского сельского населения по половозрастным группам и уровню образования по данным ВПН - 2002 г., %
мужчины женщины
трудоспособного возраста старше трудоспособного трудоспособного возраста старше трудоспособного
После вузовское профессиональное 0,05 0,03 0,06 0,008
высшее профессиональное 9,2 4,4 11,6 2,9
неполное высшее профессиональное 1,5 0,4 2,1 0,4
среднее профессиональное 21,0 7,1 31,4 5,9
среднее (полное) общее 48,7 9,8 40,1 8,3
основное общее 17,4 36,2 12,6 32,9
начальное общее 1,5 39,5 0,9 41,7
не имеющие начального образования 0,6 2,6 0,5 7,7
Чуть меньше половины сельчан трудоспособного возраста окончили среднюю школу и имеют среднее (полное) общее образование (48,7% мужчин и 40,1% женщин). На втором месте по количеству находятся сельчане, получившие среднее профессиональное образование (21,0% мужчин и 31,4% женщин). Высшее профессиональное образование лишь у десятой части респондентов (9,2% мужчин и 11,6% женщин). Среди лиц старше трудоспособного возраста большинство с начальным общим или основным общим образованием.
Социальная благоустроенность села также играет положительную роль для поднятия качества жизни сельчан и сохранения жизни села. Важными условиями для поддержания жизни в селе является совместная деятельность местного самоуправления с системой ЖКХ, наличие асфальтированной дороги, водоснабжения, электрификации домов, кабельного или цифрового телевидения, сотовой и телефонной связи, выхода в Интернет. Наличие инфраструктуры, благополучной экологической обстановки является важным мотивирующим фактором для сельчан. В числе специальных региональных мероприятий - почти полная газификация сел Татарстана, строительство или реконструкции сельских школ и больниц, их наполнение современным оборудованием и специалистами, обеспечение учреждений образования доступом в Интернет и т.д.
Таким образом, отметим, что благоприятное развитие демографических процессов в сельской местности в современном татарском селе Республики Татарстан способствует сохранению традиционной культуры и высокому уровню этнического самосознания сельского населения и татарского языка. Семейные ценности в сельской местности способствуют поддержанию и передаче традиций, культурных норм и ценностей молодому поколению сельчан. Большую роль в этом играет региональная национальная и этноязыковая политика, а также Государственные программы поддержки села и сельхозпроизводителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Габдрахманова Г.Ф. Инновационные ресурсы социально-экономической адаптации татар Татарстана // Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия. 2013. 485 с.
2. Габдрахманова Г.Ф. Языковое поведение и этноязыковые установки русских и татар Республики Татарстан // Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. Сборник очерков / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой. Казань: Институт истории АН РТ. 2014. 236 с.
3. Габдрахманова Г.Ф., Мусина Р.Н. 20 лет реформ в Татарстане: динамика межэтнических отношений и идентичности / Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию со дня принятия Конституции Республики Татарстан, Казань. 2-3 ноября 2013 г. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ. 2013. 275 с.
4. Ильдарханова Ч.И. Взаимодействие поколений как ресурс устойчивости этнического наследия: кейс -стади Кукморского района Республики Татарстан. / Позитивный опыт регулирования этносоцивльных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 25-27 сентября 2014 г. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ. 2014. С. 166171.
5. Мусина Р.Н. Современные тенденции религиозности сельского населения Татарстана: сравнительный анализ этнических групп татар, русских и кряшен // Бусыгинские чтения. Выпуск 7. Многообразие народов -многообразие культур: сохранение и развитие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 120-летию со дня рождения профессора Н.И.Воробьева. 12 декабря 2014 года. Казань. 2014. С.113-117.
6. Республика Татарстан. Статистический сборник. 2013. 353 с.
7. Российское село в рыночных условиях: монография / Ф.Г.Зиятдинова, Е.И. Кучаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2008. 199 с.
8. Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан в 2013 году: Статистический сборник / Татарстанстат, Казань: Издательский центр Татарстанстата. 2014 г. 162 с.
9. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа: Автореф. дис. ... д-ра истор. наук. Казань. 2005. С. 4.