УДК 316.33
Информационно-сетевые приоритеты молодежи Татарстана в образовательной сфере *
Лаукарт-Горбачева О.В.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
На основе проведенного в рамках исследовательского проекта «Роль информационно-сетевых технологий в формировании этноконфессиональной толерантности/интолерантности молодого поколения Республики Татарстан» репрезентативного массового опроса молодежи республики выявлены практики использования молодежью интернет-ресурсов в целях обучения.
Ключевые слова: образовательная сфера, учебное заведение, интернет-ресурсы, информационно-сетевые приоритеты, образовательные порталы, дистанционное обучение, обучающие видеоматериалы.
В постсовременном обществе одним из важных агентов социализации молодого поколения является Интернет, активно влияющий на структуру и содержание аксиосистемы молодежи, формирующий ее ориентиры, приоритеты и установки [1]. Постоянный рост интернет-аудитории, развитие и совершенствование манипулятивных технологий посредством интернет-контентов увеличивают риски их негативного воздействия на состояние аксиосферы российского населения, особенно российского молодого поколения [2].
Интернет-технологии являются мощным инструментом, средством, результаты деятельности которого зависят от целей и установок использующих его акторов. Представители так называемого «цифрового» поколения как потребители виртуальной культуры обретают особые психологические характеристики виртуальной личности [3, с. 246]. Современные информационно-сетевые ресурсы увеличивают возможности обучения, способствуют расширению кругозора, развитию коммуникационных возможностей в научной, культурной сферах. Также Интернет может быть «оружием массового поражения», транслируя антигосударственные, экстремистские, расистские ориентиры и установки.
Актуальность данной проблемы обусловила постановку цели исследовательского проекта «Роль информационно-сетевых технологий в формирова-
нии этноконфессиональной толерантности/интолерантности молодого поколения Республики Татарстан» (2017 г), поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований, анализ особенностей формирования установок этноконфессио-нальной толерантности/интолерантности и соответствующих им поведенческих моделей молодого поколения в условиях сверхдинамичной виртуальной среды под воздействием информационно-сетевых технологий для дальнейшей разработки механизмов социализационного воздействия на молодые поколения и минимизации межпоколенческих противоречий в данной сфере на региональном уровне через использование Интернет-ресурсов.
По данным проведенного компаниями «Google» и «Ipsos» масштабного опроса (2016 г.), ежедневно пользуются Интернетом 65 % россиян, а среди молодежи доля ежедневно пользующихся Интернетом составляет 98 % [4]. Сходные данные были получены в результате массового опроса молодежи Республики Татарстан по репрезентативной выборке (884 чел.). Установлено, что подавляющее
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 17-46-160490 «Роль информационно-сетевых технологий в формировании этноконфессиональной толерантности/интолерантности молодого поколения Республики Татарстан».
большинство опрошенных молодых татарстанцев (97 %) ежедневно пользуются Интернетом. Причем каждый третий респондент (31 %) указал, что пользуется Интернетом с ранних лет, а более половины (65 %) используют Интернет 5 лет и больше.
Закономерным можно считать тот факт, что каждый третий (34 %) молодой татарстанец не может представить своей жизни без компьютера и Интернета (табл. 1).
Таблица 1 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Можете ли Вы представить свою жизнь без компьютера и Интернета?»
Варианты ответов % от ответивших
1. Нет, мне сложно представить свою жизнь без компьютера и Интернета 33,7
2. Могу обойтись без Интернета, но без компьютера вообще - нет 3,6
3. Могу обойтись без компьютера, но без Интернета - нет 36,7
4. Да, легко могу обойтись и без того, и без другого 14,9
5. Свой вариант 9,5
6. Затруднились ответить 1,6
Всего 100,0
Как видно из приведенных данных, только 3,6 % опрошенных молодых людей ответили, что могут обойтись без Интернета, но не без компьютера. Альтернативу отсутствия компьютера при наличии Интернета могут себе представить 37 % респондентов (отсутствие компьютера может быть заменено разными видами современных гаджетов). Среди опрошенной молодежи лишь незначительная доля (15 %) позиционировала, что может легко обойтись и без того, и без другого. Таким образом, мы можем утверждать несомненную значимость роли информационно-сетевых технологий в повседневной жизни современного молодого поколения.
Одной из задач исследовательского проекта «Роль информационно-сетевых технологий в формировании этноконфессиональной толерантности/ интолерантности молодого поколения Республики Татарстан» являлось определение информационно-сетевых приоритетов молодого поколения Республики Татарстан в образовательной сфере. Результаты массового опроса российской молодежи, проведенного в 2016 г. компаниями «Google» и «Ipsos», демонстрируют высокую популярность обучающих видеоматериалов в структуре просмотра видео в Интернете (табл. 2) [5, с. 33].
Согласно приведенным данным, обучающие видео занимают третье место, незначительно уступая развлекательным видео в структуре потребления российской молодежью видеоконтентов Интернета.
Таблица 2 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие видео в Интернете Вы смотрите?» (в %)
Варианты ответов Возраст (лет)
13-24 25-34
Смешные короткие видео 73 71
Развлекательные видео 63 58
Обучающие видео 51 56
Новости 36 45
Обзоры товаров и брендов 35 35
Упражнения 27 28
Еда и рецепты 26 28
Новые тренды 16 17
Запуск новых продуктов 14 13
Результаты массового опроса показали, что татар-станская молодежь активно использует интернет-ресурсы с целью обучения (табл. 3).
Как видно из приведенных данных:
1) подавляющее большинство респондентов (89,3 %) часто используют Интернет для поиска необходимой информации для учебы или работы, причем более половины опрошенных молодых людей (57,6%) ежедневно используют Интернет для данной цели;
2) активно используются интернет-ресурсы и для просмотра видеоуроков, лекций, вебинаров. Так, каждый четвертый респондент (27,5 %) отметил, что просматривает лекции, уроки в Интернете ежедневно, каждый третий (33,9 %) - раз в несколько дней, а каждый пятый - один, два раза в месяц (18,9 %);
3) около половины опрошенных молодых татар-станцев (46 %) часто выполняют домашние задания на образовательных порталах своего учебного заведения;
4) половина респондентов (49,3 %) отметила, что имеет опыт дистанционного обучения, причем практически каждый третий опрошенный (29,1 %) использует эту форму обучения несколько раз в месяц;
5) половина опрошенной татарстанской молодежи (49,7 %) принимала участие в интернет-олимпиадах, скайп-конференциях.
При возникновении затруднения интерпретации незнакомых понятий и терминов подавляющее большинство респондентов (96,7 %), вероятнее всего, наберет его в поисковых системах Интернета. Не столь популярными способами узнать о непонятном термине являются: спросить у друзей, знакомых (21,1 %) и взрослых (родителей, преподавателей и т.д.) (17,8 %). Самыми непопулярными способами поиска информации о незнакомых понятиях и терминах у опрошенных молодых людей являются поиск в книгах и энциклопедиях дома (3,9 %) и поход
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы используете компьютер
и Интернет в следующих целях?» (в %)
Варианты ответов Ежедневно Раз в несколько дней Один-два раза в месяц Очень редко Практически никогда
1. Играю в игры 13,0 27,2 8,5 15,0 36,4
2. Скачиваю музыку, фильмы, слушаю, смотрю онлайн 50,6 32,4 9,3 6,3 1,5
3. Ищу справочную информацию (погода, схема проезда, пробки на дорогах и т.д.) 55,7 29,8 7,3 4,8 2,4
4. Посылаю и получаю электронную почту 30,4 35,5 16,2 11,6 6,3
5. Общаюсь в чатах, соцсетях с друзьями 88,2 8,3 0,6 1,8 1,1
6. Общаюсь на сайтах знакомств 3,6 7,7 1,7 7,5 79,5
7. Веду дневники, блоги в Живом Журнале, Youtube и других сайтах 5,9 7,9 3,2 7,0 75,9
8. Читаю и обсуждаю чужие блоги или публикации в Интернете 17,1 16,4 9,1 16,1 41,2
9. Оплачиваю счета 9,0 19,1 31,7 18,5 21,7
10. Ищу нужную для учебы/работы информацию 57,6 31,7 7,0 2,9 0,9
11. Просматриваю видеоуроки/лекции, вебинары 27,5 33,9 18,9 12,3 7,4
12. Выполняю задания на образовательных порталах своей школы, вуза 15,7 30,3 24,4 17,9 11,7
13. Обучаюсь на дистанционных онлайн-курсах 4,4 11,2 13,5 20,1 50,7
14. Участвую в интернет-олимпиадах, скайп-конференциях 3,9 7,7 12,0 26,1 50,3
15. Делаю покупки в интернет-магазинах 7,3 17,8 28,7 27,9 18,3
16. Участвую в дискуссиях на острые политические и экономические темы 4,5 7,4 7,7 13,8 66,7
17. Использую сайт Госуслуг (запись к врачу, регпалату, заявл., жалобы в орг. власти и т.п.) 6,3 15,4 23,6 29,3 25,4
18. Использую для зарабатывания денег 7,3 9,6 9,6 12,8 60,7
19. Использую интернет-ресурсы на иностранном языке (англ., нем., франц. и т.д.) 15,3 20,1 14,2 17,1 33,3
20. Использую интернет-ресурсы на тат. языке 4,0 7,0 3,1 8,7 77,1
21. Участвую во флэш-мобах, акциях, организуемых через Интернет 3,3 6,4 6,6 15,4 68,2
в библиотеку (0,9 %). Многолетний опыт преподавания в высшем учебном заведении также показывает, что учащиеся для поиска необходимой информации все больше обращаются к интернет-ресурсам, редко используют книги, учебники, энциклопедии и посещают библиотеки, предпочитая обращаться к электронным библиотечным ресурсам.
По оценке большинства опрошенных молодых татарстанцев (84,2 %), в их образовательных учреждениях созданы определенные условия для использования электронных образовательных ресурсов. Однако около половины респондентов (45,6 %) не вполне удовлетворена созданными учебным заведением условиями, так как подчеркивают их ограниченный, недостаточный объем. Данный факт, на наш взгляд, отражает недостаточный уровень обеспеченности многих образовательных учреждений необходимым современным оборудованием и программным обеспечением, отставание от запросов и уровня владения информационными технологиями молодого поколения, а также недостаточный уров-
нень квалификации учителей и преподавателей, применения современных информационно-сетевых технологий в процессе обучения.
Первичный анализ результатов репрезентативного массового опроса молодежи Татарстана, проведенного в рамках исследовательского проекта «Роль информационно-сетевых технологий в формировании этноконфессиональной толерантности/ интолерантности молодого поколения Республики Татарстан», показал:
- интенсивное использование информационно-сетевых технологий в повседневной жизни молодых татарстанцев и, в частности, в образовательной сфере, что обуславливает усиление социализационного воздействия Интернета на формирование молодого поколения;
- разнообразность интернет-ресурсов, используемых молодежью в образовательных целях (образовательные порталы, видеоуроки, лекции, вебинары, дистанционные формы обучения, интернет-олимпиады, скайп-конференции);
- недостаточный уровень удовлетворенности обучающейся молодежи предлагаемыми их учебными заведениями возможностями использования информационно-сетевых технологий в образовательном процессе.
По нашему мнению, для образовательной и молодежной государственной политики актуальным и перспективным направлением должно стать целенаправленное использование электронных образовательных ресурсов для формирования позитивных установок, ориентиров и ценностей современной российской молодежи.
Литература:
1. Максимова О.А. Преемственность и конфликт поколений в информационном обществе: социологический анализ // Вестник Казанского государственного технического университета им. А Н. Туполева. - 2010. - № 3. - С. 210-213.
2. Ларионова И.В. Социокультурная идентификация личности в контексте общества модерна и постмодерна // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. - С. 313-315.
3. Максимова О.А., Шандрик Е.О. Социальные сети как пространство самоидентификации молодежи // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 4. - С. 246-248.
4. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн (февраль 2017 г.). - URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain (доступ свободный).
5. Чем живет новое поколение: статистика о российской молодежи (сентябрь 2016 г.). - URL: file:///C:/Users/user/Downloads/00404_Google_ Youth_Study_RU.pdf (доступ свободный).
Information-Networking Priorities of the Youth of Tatarstan in the Education Sphere Information-Network Priorities
Laukart-Gorbacheva O.V.
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI
Based on the results of the representative mass survey of the youth of the Republic of Tatarstan, conducted as part of research project '"The Role of Information and Networking Technologies in Formation of Ethno-Confessional Tolerance/Intolerance of the Younger Generation in the Republic of Tatarstan", the author revealed the practices of using the Internet resources of the youth for the purposes of leaning.
Key words: education sphere, educational institution, Internet resources, information and networking priorities, education portals, distance learning, training videos.