Научная статья на тему 'Инновационная активность в Украине: состояние и проблемы развития'

Инновационная активность в Украине: состояние и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность в Украине: состояние и проблемы развития»

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Инновационная активность в Украине:

состояние и проблемы развития

О. А. Слюсаренко,

Заместитель Министра экономики Украины

Инновационная деятельность является одним из начальных условий научно-технического прогресса и, соответственно — экономического роста.

Сегодня экономическое соревнование на мировых рынках связывают исключительно с инновациями. Большинство промышленно развитых стран

строят свою стратегию долгосрочного развития преимущественно на основе перехода к его инновационному пути.

Справочно: В развитых странах мира показатель прироста ВВП за счет использования новых технологий составляет 60-90 %, тогда как на Украине — менее одного процента.

Европейский выбор Украины и, соответственно, необходимость ее интеграции в высокотехнологичную конкурентную среду обусловили и необходимость формирования инновационной модели развития. В такой модели роль основного источника долгосрочного экономического роста играют научные достижения и их технологическое воплощение, которые дают возможность в первую очередь повысить конкурентоспособность экономики, гарантировать ее экономическую безопасность и достойное место в Европейском союзе по высоким и стабильным темпам экономического роста. Одновременно инновационная модель развития может рассматриваться как инструмент формирования основ информационного общества на Украине.

Несмотря на некоторые противоречия в осуществлении инновационной политики, ее влияние на экономическое развитие становится все более ощутимым фактором в стратегических планах власти.

Технологическая инновационность промышленного производства занимает в этом процессе ключевое место, поскольку повышает потенциальные возможности промышленности по отношению к инновационному влиянию, как на собственное производство, так и на экономику других отраслей. Однако тенденции этого процесса еще не получили стабильности и предсказуемости.

Реализация стратегии экономического роста потребует ускоренного развития высокотехнологичных производств, имеющих возможность производить наукоемкую продукцию, формирования экспортного потенциала этих производств, повышения технологического уровня предприятий благодаря прогрессивным отечественным и мировым научно-техническим достижениям.

В отличии от развитых стран, которые до 85-90% прироста ВВП обеспечивают посредством производства и экспорта наукоемкой продукции, Украина, занимающая по числу исследователей одно из первых мест в мире, пока развивается без существенного использования результатов научных достижений. Доля отечественной наукоемкой продукции составляет около 0,1% на мировом рынке высокотехнологичной продукции, который оценивается в 2.5-3.0 трлн дол. США. Украина представлена на этом рынке преимущественно продукцией оборонно-промышленного комплекса и авиационной промышленности.

Не обеспечено интенсивное развитие внутреннего рынка научно-технической продукции. Сегодня все еще имеют место:

• низкий уровень спроса на инновационные разработки внутри страны;

• неплатежеспособность отечественных потребителей, которые потенциально заинтересованы в высокотехнологичной продукции;

• недостаточность конкуренции на внутренних рынках со стороны производителей и поставщиков новой техники и технологий;

• попытки западных компаний без настоящих инвестиций использовать научные результаты про-

изводственной среды (преимущественно технологий двойного назначения).

Учитывая ряд существующих системных проблем в сфере обеспечения развития инновационной деятельности на Украине, реализация государственной инновационной политики имеет целью обеспечение структурных изменений в экономике страны, ее постепенную трансформацию в «экономику знаний». Минэкономики играет одну из ключевых ролей в ее реализации как центральный орган исполнительной власти, к задачам которого относится разработка стратегии и механизмов реализации государственной инвестиционной и инновационной политики.

Экономика знаний. Сравнивая состояние развития научно-технической сферы на Украине с тенденциями, которые отмечаются в США, странах ЕС, Юго-Восточной Азии, странах Центральной и Восточной Европы и даже России, следует отметить, что Украина приближается к уровню отсталой страны. Старение научных кадров и отсутствие мотивации (прежде всего материальной) для молодежи, критическая черта изношенности парка научного оборудования и материально-технической базы науки не дают перспектив для научной составляющей национальной конкурентоспособности. И это отмечается во время, когда во всех развитых странах отмечается переориентация государственной политики на использование научных знаний как основного ресурса экономического роста.

Зарубежные компании развивают науку и технологии в отдельных «точечных» отраслях и производствах. Общее развитие национальных научно-технических комплексов всегда остается предметом заботы самой страны, ее власти и предприятий. Как раз от их синергетического эффекта в сфере управления результативностью корпоративных исследований и разработок зависят темпы формирования инновационной модели экономики на Украине.

Обеспечение успешного позиционирования Украины в процессе глобализационных преобразований и необходимость перехода к обучению человека на протяжении всей жизни станут ответами на вызовы экономики, основанной на знаниях. В свою очередь, это требует уяснения новой роли знания и его широкого использования в процессе целенаправленной реализации тенденций современного развития. Экономика знаний — уже существующая реальность и вектор в завтрашний день, экономическая модель для будущего развития.

Принимая во внимание инновационные процессы в национальной экономике в 2006 году необходимо отметить, что имеющиеся показатели инновационной деятельности промышленных предприятий Украины, хотя и не отображают инновационные процессы в целом, тем не менее являются показательными для характеристики состояния инновационной активности, которая снижается в количественном измерении, имеет ограниченную географию, а ее интенсивность указывает на развитие произ-

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

водств с небольшой долей добавленной стоимости (добыча и переработка сырья).

Так, в 2006 году инновационной деятельностью в промышленности занимались 1118 предприятий, или 11.2% обследованных промышленных предприятий (в 2005 году — 1193 предприятий или 11.9%).

Основными направлениями инновационной активности по видам инновационной деятельности были: производство кокса и продуктов нефтепереработки — треть предприятий занимались инновационной деятельности, машиностроение и химическая и нефтехимическая промышленность — пятая часть, металлургическое производство и производство готовых металлопродуктов — 12.9%; производство

продуктов питания, напитков и табачных изделий — 9.4%; целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность — 7.7%; легкая промышленность 7.3%; деревообработка и изготовление изделий из древесины, кроме мебели — 5.6%; добывающая промышленность — 4.8%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3.6%.

переработка древесины и производство изделий из древесины, кроме мебели

6%

добывающая

промышленность

5%

промышленность 7%

целлюлозно-бумажное производство издательская деятельность

8%

производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий

9%

производство и распределение электроэнергии

4%

производство кокса и продуктов нефтепереработки 29%

■ машиностроение,

химическая

и нефтехимическая

промышленность

19% производство

металлов

и готовых металлоизделий

13%

Рис. 1. Инновационная активность по видам экономической деятельности в 2006 году (по данным Госкомстата)

Справочно: в развитых странах наиболее инновационно-активными являются такие отрасли как авиационно-космическая, электроника и производство компьютерной техники, фармацевтика.

Инновационная активность регионов также была достаточно неоднородной: доля промышленных предприятий, которые занимались инновационной деятельностью в них, составляла от 32.6 до 3.1%. При этом количество инновационных предприятий выше средних показателей (11.2%) отмечалось в Киеве, Харьковской, Одесской, Черниговской, Ивано-Франковской и Винницкой областях, наименьшая активность инновационной деятельности наблюдалась в Ровенской, Сумской и Хмельницкой областях.

Общий объем затрат на технологические инновации составил 6160,0 млн гривен. Из общей суммы затрат 34.7% направили предприятия машиностроения, по 20.3% — химической и нефтехимической промышленности, производства металла и готовых металлоизделий. Доля капитальных затрат в общем объеме инновационныъх затрат, как и в 2005 году, составила 56.3%.

Каждое четвертое инновационно-активное предприятие расходовало средства на исследования и разработки, которые являются одним из необходимых направлений инновационной деятельности и объем которых составил 992.9 млн грн. против 612.3 млн грн. в 2005 году. Средняя численность работников, которые обеспечивали создание как технологических новшеств, так и технически совершенных продуктов и процессов, составила 27.3 тысячи человек.

Справочно: за последние пять лет численность научных отраслевых и заводских организаций (подразделений), специалисты которых лучше знают их инновационные потребности и возможности и в большинстве своем имеют опыт работы непосредственно на предприятиях, сократилась соответственно на 5.9 и 10.6%.

Лишь каждое одиннадцатое инновационно-активное предприятие приобрело новые технологии (новые знания и достижения), затраты на которые составили 159.5 млн грн. (в 2005 г. 243.4 млн грн.). Количество закупленных таких технологий составило 697 из которых почти каждая вторая приобретена за пределами Украины.

Предприятия машиностроения на приобретение 356 новых технологий затратили 28.5 млн грн., химической и нефтехимической промышленности — 152 технологии и 58.5 млн грн. соответственно.

Представленная структура затрат по направлениям инновационной деятельности показывает, что предприятиями, в основном, осуществляется деятельность, связанная с приобретением основных фондов, подготовкой производства и продвижением инновационной продукции на рынок. Таким образом, больше внимания уделяется использованию уже существующих инноваций, меньше — созданию новых.

Как и в предшествующие годы, основным источником финансирования затрат на инновации были собственные средства предприятий, часть которых в общем объеме финансирования составила 84.6% против 87.7% в 2005 г.

Удельный вес средств государственного бюджета составил 1.9% объема инновационных затрат, что на 1.4% больше, чем в 2005 г. Государственную поддержку развития инновационной деятельности в размере 54.9 млн грн. получили 2 предприятия химической и нефтехимической промышленности, 29.2 млн грн. — 16 предприятий машиностроения, 18 млн грн. — 4 предприятия добывающей промышленности, 6.3 млн грн. — 9 предприятий по производству и распределения энергии, газа и воды, 5.8 млн грн. — 2 предприятия металлургического производства

602

□ 2004 □ 2005 И 2006

Исследования Приобретение Приобретение ма-

и разработки новых технологий шин, оборудования,

установок, других основных средств

Производственное проектирование, иные виды подготовки производства

Маркетинг,

реклама

Другие виды

Рис. 2. Распределение предприятий, которые затрачивали средства по видам инновационной деятельности, единиц (по данным Госкомстата)

и производства готовых металлоизделий, 114 тыс. грн. — 1 предприятие легкой промышленности. Также свои средства на создание нововведений вложили на 7 предприятиях Украины отечественные инвесторы (26.3 млн грн.) и инностранные — на 11 предприятиях (176.2 млн грн.).

собственный средства предприятий 84,6%

кредитные средства 8,5%

, средства инвесторов, другие 5%

средства государственного бюджета 1,9%

Рис. 3. Распределение источников финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий в 2006 г. (по данным Госкомстата)

Для создания инноваций промышленность привлекла кредиты в объеме 522.6 млн грн. (в 2005 г. 409.7 млн грн.). Их удельный вес в общем объеме финансирования инновационных затрат увеличился по сравнению с 2005 годом на 1.4% и составил 8.5%. Так предприятия химичесой и нефтехимической промышленности использовали кредиты в объеме 214.5 млн грн., производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — 73.2 млн грн., производства кокса и продуктов нефтепереработки — почти 48 млн грн., обработки древесины и производство изделий из нее, кроме мебели — 11.6 млн грн., целлюлозно-бумажного производства, издательской деятельности — 6.7 млн грн., легкой промышленности — 1.8 млн гривен.

По видам экономической деятельности наибольшее число новых технологических процессов используется в машиностроении (69.7% общего числа), в химической и нефтехимической промышленности (9%), в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (6.9%), в металлургии и производстве готовых металлоизделий (4.9%).

В 2006 году объем реализованной инновационной продукции составил 30.9 млрд грн., или 6.7% общего объема промышленного производства (в 2005 г. — 6.5%). Почти на каждом втором предприятии, которое реализовывало инновационную продукцию, ее доля в общем объеме промышленной продукции составляла до 10%, почти на каждом четвертом — 10-25%, на каждом седьмом 25-50%, на каждом пятнадцатом — 5070%, на каждом девятнадцатом — более 70%.

Свыше 60% объема инновационной продукции реализовано открытыми акционерными обществами, 20.5% — закрытыми акционерными обществами, 3.5% — государственными предприятиями.

Объем инновационной продукции, реализованной на экспорт, составил 12.8 млрд грн., из которого в страны СНГ — 4.6 млрд грн. (в 2005 г. — 12.5 млрд грн. и 5.2 млрд грн.). Доля инновационной продук-

химическая и нефтехимическая промышленность

48%

промышленность

1%

производство металлов и металлоизделий

5%

машиностроение

25%

добывающая промышленность

16%

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5%

Рис. 4. Распределение по видам экономической деятельности финансирования из государственного бюджета в 2006 году (по данным Госкомстата)

ции, реализованной за пределами Украины, в объеме экспортной промышленной продукции составила 13.7%. Поставляли новую продукцию за пределы Украины более трети предприятий, которые реализовывали инновационную продукцию. Наибольший объем такой продукции падает на предприятия металлургического производства и производства металлоизделий (39.1% от общего объема реализованной инновационной продукции за пределами страны),

легкая

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

химической и нефтехимической промышленности и машиностроения (26.4%).

Рис, 5. Структура объемов реализованной в 2006 году инновационной продукции по формам собственности предприятий (по данным Госкомстата)

В целом можно отметить, что рост рыночного потенциала инновационного развития в 2001-2005 годах шел в основном за счет экстенсивных факторов, а именно: роста масштабов производства и реализации инновационной продукции при отсутствии заметных позитивных перемен как в повышении доли инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции, так и в повышении ее прогрессивности.

Поскольку сегодня Украина активно интегрируется в мировое сообщество, с каждым годом все большее значение приобретает такой элемент оценки развития страны, как анализ рейтингового статуса нашей страны.

Как известно, рейтинговые индикаторы являются важным источником для деловых и официальных кругов и могут выступать индикаторами ключевых проблем, которые мешают гармоничному развитию страны, в том числе развитию инновационных процессов.

По индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, рассчитанному для периода 2006-2007 гг., Украина занимает 78 место из 125 стран (за период 2005-2006 гг. — 68 место из 117).

Главные факторы, на основе которых рассчитывается этот индекс, поделены на девять основных субфакторов, в том числе:

• институты;

• макроэкономика;

• инфраструктура;

• высшее образование и обучение;

• эффективность рынков;

• технологическая готовность;

• совершенство бизнеса;

• инновации.

Одним из основных факторов низкого уровня международной конкурентоспособности Украины стали Институты (104 место), то есть система правил, которая формирует стимулы и определяет пути, которыми экономические агенты и экономика могут влиять один на другого.

Оценка Макроэкономических факторов дает 74 место, где основными недостатками стали уровень инфляции — 115 место, уровень процентных ставок — 80 место и величина дефицита государственного бюджета — 70 место.

О наличии для Украины конкурентных преимуществ свидетельствует состояние и развитие отечественной Инфраструктуры. Отдельными конкурентными преимуществами стали развитие железнодорожной инфраструктуры — 32 место (из 125 стран), а также телефонная связь — 49 место. Негативными факторами стали качество поставок электроэнергии — 86 место и общее качество инфраструктуры — 70 место.

Таким образом, даже при наличии определенных конкурентных преимуществ, основной причиной низкой международной конкурентоспособности Украины выступает отсутствие основных условий ее повышения, что обусловлено отсутствием институциональных условий, низким уровнем здравоохранения, проблемами с развитием инфраструктуры и недостатками в управлении макроэкономикой.

Среди других факторов международной конкурентоспособности негативный вклад оказывают Технологическая готовность — 90 место, и Эффективность рынков — 80 место.

Наиболее низкие конкурентные преимущества Технологического уровня экономики Украина демонстрирует по отношению к привлечению иностранных инвестиций и передачи технологий — 112 место, освоению технологий на уровне фирм — 95, законодательного регулирования информационных и коммуникационных технологий — 92, количество персональных компьютеров на 100 человек населения — 86 место.

Что касается Эффективности рынка, то низкая конкурентоспособность Украины связана с ограничениями на зарубежную собственность — 120 место (из 125 стран), эффективностью аграрной политики — 117 место, устойчивостью банков — 117, количеством процедур, необходимых для открытия бизнеса — 107 место, распространение торговых барьеров — 104, охват и эффект от налогообложения — 101, эффективностью законодательной базы — 99, доступом к местным рынкам акций — 93, эффективностью антимонопольной политики — 87, оттоком за рубеж квалифицированных кадров («утечка мозгов») — 87 место из 125 стран. Единственным конкурентным преимуществом, связанным с эффективностью рыночных отношений Украина имеет за счет позитивной практики совершения процедур найма и увольнения работников на работу — 20 место.

Главным позитивным фактором международной конкурентоспособности Украины, который существенно повышает эффективность развития страны, остается Высшее образование и обучение — 48 место из 125 стран. Поэтому только стимулирование конкурентных преимуществ, связанных с ростом технологического уровня экономики, и повышение эффективности рынков позволит Украине повысить эффективность и производительность производства и достичь необходимого уровня международной конкурентоспособности.

По оценкам двух оставшихся факторов — Совершенство бизнеса и Инновации — Украина занимает соответственно 76 и 73 место.

Основным недостатком конкурентоспособности в отношении Особенностей ведения бизнеса на Украине стала низкая оценка природы (существа) конкурентных преимуществ, которые демонстрируют резиденты — 76 место.

Недостатками Инновационных конкурентных преимуществ для Украины стали: низкий уровень защиты интеллектуальной собственности — 99 место и величина затрат компаний на исследования и развитие инноваций — 82 место. Конкурентным преимуществом, наряду с этим, является потребность и возможность для внедрения инноваций, по которым Украина занимает 45 место из 125 стран.

Также важно отметить место Украины в рейтинге Индекса К-общества (или общества, основанного на знаниях), который разработан департаментом ООН по экономическому и социальному развитию и предназначен для измерения производства информации и знаний в странах и на основных вновь созданных рынках.

Главной целью экономики такого общества является использование новейших достижений и ин-формационно-комуникационных технологий для создания технологических инноваций, конвертации их в новые товары и услуги и в целом повышения их добавленной стоимости по всей экономической цепочке — « от идеи до товара или услуги».

По индексу К-общества из числа лучших 45 стран мира Украина занимает 40-е место. Принципиальным является то, что Украина почти в три раза отстает от мировых лидеров (Швеции, Дании, Норвегии, Швейцарии и Финляндии) по расходам государства на исследования и инновационное развитие. Это свидетельствует не только о нынешнем разрыве в научнотехнологической сфере, но и выявляет тендепнцию нарастающего отставания Украины от развитых стран мира в экономике, науках и технологиях в будущем.

Тем не менее на Украине сложились объективные предпосылки для позитивных перемен в направлении повышения конкурентоспособности национальной экономики: сформированы основы рыночной экономики, финансовой системы, существуют крупные предприятия, которые активно развиваются и могут стать основой «центров экономического роста». Также накоплен определенный национальный капитал и сформирована базовая платежеспособность потребительского рынка.

Главная цель государственной политики в отношении обеспечения конкурентоспособности, в отличии от традиционной промышленной политики, должна состоять в создании благоприятных рамочных условий и интенсификации усилий в тех сферах, где существуют просчеты свободного рынка.

Во-первых, это эффективная макроэкономическая политика, направленная на уменьшение уровня инфляции и повышения свободы экономических агентов через снижение ставок налогов, а также антимонопольная политика.

Во-вторых, это подходы, которые ведут к большей конкурентоспособности, и их роль состоит в

поддержке и обновлении национальных институтов (законодательство, система общественных и частных институтов, которые обеспечивают экономическую и социальную жизнь, прозрачность действий власти в том числе).

В третьих, это структурная политика с активизацией высокотехнологичных производств одновременно с действиями власти в направлении усиления всей экономики (развитие инфраструктуры, защита окружающей среды, научные исследования и разработки).

Сегодня стратегическими приоритетами государственной политики в отношении повышения конкурентоспособности и технологического обновления национальной экономики являются:

1. Обеспечение макроэкономической стабильности.

2. Повышение эффективности государственного управления (коллективных государственных услуг).

3. Развитие человеческого капитала и улучшение качественного состава трудовых ресурсов.

4. Развитие предпринимательства.

5. Развитие финансовых рынков.

6. Повышение технологического уровня производства (в том числе развитие новых форм взаимодействия предприятий — путем создания инновационных и экономических кластеров, развитие экспортного потенциала и импортозамещения, применение европейских принципов государственного рыночного надзора по поддержанию требований по безопасности продукции и услуг).

7. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

8. Повышение производительности аграрного сектора экономики, обеспечение стабильного функционирования рынков продовольствия и продовольственной безопасности государства.

9. Развитие инфраструктуры (наращивание транзитного потенциала государства, модернизация и обновление основных фондов и подвижного состава авиационного, автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, расширение информационно-коммуникационных технологий).

10. Стабилизация и улучшение экологического состояния территории Украины с целью перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию, внедрение экологически сбалансированной системы природопользования.

Все эти приоритеты могут быть обеспечены путем определения и эффективной реализации стратегии развития национальной экономики, а именно: посредством принятия Концепции развития национальной инновационной системы как основы инновационноинвестиционной модели развития страны, поскольку под такой системой необходимо понимать не какую-то отдельную систему в границах национальной экономики, а саму национальную экономику, ииновацион-ные процессы в которой должны совершаться во всех сферах деятельности и обеспечить достойное место Украины в конкурентной борьбе с экономиками других стран и как следствие — практической реализации

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

продекларированного в Конституции определения Украины как социального государства.

Целью формирования национальной инновационной системы в нашей стране должно стать развитие ее экономики на инновационной основе и повышение качества жизни населения.

Методологическими принципами Национальной инновационной системы должны стать:

^ конкуренция на основе инноваций, как основной фактор экономической динамики;

^ построение экономики на основе знаний;

^ институциональный аспект инновационной деятельности.

Основными направлениями формирования национальной инновационной системы должны являться:

— создание благоприятной экономической и правовой среды (благоприятного инвестиционно-инновационного климата);

— формирование инновационной инфраструктуры;

— совершенствование механизмов государственного стимулирования процессов коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Основными элементами при этом будут:

— генерация знаний;

— образование и профессиональная подготовка;

— производство продукции и услуг;

— инновационная инфраструктура, включая финансовое и информационное обеспечение.

Все эти элементы должны быть объединены через четкую и последовательную государственную политику.

Уже сегодня властью формируется ряд подходов к формированию эффективной Национальной инновационной системы, стимулирования развития инновационной активности в экономике. В частности готовится проект решения Власти «Об утверждении Концепции развития государственно-частного партнерства на 2007-2012 гг». Целью разработки указанной государственной программы является формирование инновационной социально ориентированной модели экономического развития, эффективной и продуктивной рыночной системы.

Программа является инструментом концентрации усилий исполнительной власти в направлении повышения конкурентоспособности национальной экономики и определения стратегических направлений конкурентоспособного развития Украины на среднесрочную перспективу.

Реализация программы должна повлиять на проведение качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанного на эффективном использовании людского, производственного и природного капитала.

Кроме этого, она обеспечит выход Украины на новый уровень социального развития и повышения уровня благосостояния граждан Украины путем реализации творческого, трудового и предпринимательского потенциала, а также переход от доминирования

ценовых критериев конкурентоспособности к продуктовой конкуренции на глобальном уровне.

Будут обеспечены качественные изменения в специализации Украины в мировом разделении труда за счет реализации комплексной экспортной стратегии, ориентированной на повышение доли в экспорте инновационной и традиционной отечественной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, увеличения предоставления высокотехнологичных услуг.

Предусмотрено симулирование производства высокотехнологичной продукции, что должно привнести качественные изменения в структуре торговли товарами на внутреннем и вешнем рынках путем расширения производства продукции, которая изготовлена с использованием новых научных технологий производства, что позволит ей занять конкурентные позиции на рынке, соответствовать или превышать научно-технический уровень лучших мировых аналогов в определенной отрасли экономики, и производство которой обеспечит создание высокого уровня добавленной стоимости и привлечение высококвалифицированных работников.

Решаются вопросы надлежащего информационно-аналитического сопровождения процесса реализации государственной инновационной политики, которая должна обеспечить наличие органами государственного и местного управления своевременной, объективной, компетентной информации о состоянии, потребностях, возможностях и перспективах развития инновационной сферы. Кроме этого, будет осуществлено совершенствование механизма проведения мониторинга состояния инновационного развития национальной экономики, оптимизирована система государственной статистики в сфере инновационной деятельности и ее адаптация к стандартам Европейского Союза, обеспечено проведение конъюнктурных исследований внутреннего и внешнего рынков с целью подготовки предложений по определению приоритетов инновационной деятельности.

Государственная институциональная политика в долгосрочной перспективе будет направлена на формирование на Украине эффективной модели института венчурных инвестиций, в том числе корпоративных венчурных инвестиций.

Учитывая то, что интерес финансового рынка к венчурному инвестированию будет расти только пропорционально тому, как будет уменьшаться возможность получить требуемую норму прибыли в проектах с меньшим риском, будут создаваться дополнительные условия стимулирования аккумулирования финансовых ресурсов с целью их дальнейшего привлечения к реализации инновационных проектов, в числе которых можно выделить:

1) привлечение отечественных корпораций к участию в глобальной конкуренции как способ ускоренного становления корпоративных инновационных систем и формирования потребностей в реализации венчурных проектов;

2) снижение рисков инвестиций в новаторские проекты за счет стабилизации институциональной среды;

3) стратегия формирования интеллектуального капитала, который является носителем эффективной вариации институту венчурных инвестиций.

Основными задачами государственной инновационной политики по обеспечению эффективного функционирования инновационной системы должны стать:

■ координация действий государственных и региональных органов исполнительной власти с целью разработки комплексного подхода к становлению экономики знаний, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

■ развитие образовательного, научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров для поддержки современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

■ выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, которые оказывают влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность продукции;

■ обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и конкуренции;

■ создание системы постоянной подготовки и переподготовки кадров, в том числе — в сфере инновационного предпринимательства;

■ формирование и развитие внутреннего рынка;

■ применение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды;

■ освоение и использование современных методов инжиниринга, прогнозирования и маркетинга наукоемкой продукции;

■ развитие малого инновационного бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры для функционирования малых предприятий;

■ вовлечение в хозяйственный оборот прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от несанкционированного ее использования.

Усилия Власти будут направлены на то, чтобы эффективная инновационная политика обеспечила действенный механизм инвестирования масштабных структурных изменений в пользу производств 5 технологического уклада, ключевыми технологиями которого являются информационные. Формирование стимулирующей инновационно-инвестиционной политики, ориентированной на экономический рост, должно осуществляться с учетом требований комплексного подхода, который охватывает как элементы общей макроэкономической политики для создания благоприятной инвестиционной среды для реализации инновационных проектов, так и специальных стимулов для инвестирования инновационных технологических перемен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.