7. Тургель, И. Д. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований [Текст] : монография / И. Д. Тургель. - Екатеринбург: Уральская акад. гос. службы, 2009. - 229, [2] с.
8. Проблемы местного самоуправления : электронный журн. - Режим доступа: www. samoupravlenie.ru/35-03.php
9. Шабалина, Г. К. Состояние рынка труда в период мирового финансового кризиса и проводимых мероприятиях по обеспечению социальной стабильности в моноструктур-ных городах (на примере г. Набережные Челны) [Текст] / Г. К. Шабалина, О. В. Мин-галеева // Менеджмент: теория и практика. - 2009. - № 1/2. - С. 81-86. [Электронный ресурс]. - http://irbis.bti.secna.ru/cgi-bin/irbis64r_72/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=M ARS&P21 DBN=MARS&S21 STN= 1&S21 REF= 10&S21 FMT=fullw&C21 COM=S&S21CN R=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21C0L0RTERMS=0&S21STR=.
УДК 331.1
Дарья Викторовна Балакина
Челябинский государственный университет
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье раскрывается практическая потребность в изучении инновационной активности персонала, показан уровень инновационной активности персонала российских предприятий.
Ключевые слова: инновационная активность персонала.
Начало 90-х гг. ХХ в. знаменуется в отечественной истории как этап перехода от административной к рыночной экономике. Одной из характеристик данного времени является быстрое развертывание в частном секторе производства потребительских благ. Чтобы на предприятии был постоянный роста объема производства, происходило повышение эффективности и производительности труда, необходимо уделить особо пристальное внимание внутрифирменному механизму мотивации и стимулирования труда.
В связи с приходом к инновационной экономике особого внимания заслуживает стимулирование инновационной активности персонала организаций.
На локальном уровне - уровне предприятия - основной причиной изучения системы мотивов инновационной активности работников является выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Предприятия, которые настроены на серьезную конкурентную борьбу как на местных, так и на международных рынках, обязаны уделять особо пристальное внимание своему инновационному развитию. Инновации являются непременными элементами бизнес-процесса для фирм, наиболее успешно действующих в конкурентной среде и ориентированных на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций. Предприятия, постоянно и целенаправленно не обновляющие свою продукцию, вытесняются с рынка. Согласно данным порядка 30 % своих ежегодных доходов зарубежные компании должны получать за счет новой продукции. По словам главы компании «Норзен Телеком» Давида Вайса, «в будущем будет только два вида компаний - быстрые и мертвые» [2].
Успех инновационного процесса предприятия во многом зависит от того, в какой степени его непосредственные участники - наемные работники - заинтересованы в про© Балакина Д. В., 2011.
цессе разработок и внедрении результатов исследований в производство. Решающее значение приобретает мотивация инновационной активности работников и стимулирование их высокопроизводительного труда или инновационной активности персонала (ИАП). Под этим понятием понимается реализация творческого потенциала персонала, проявляющаяся в создании и использовании новшеств.
Трудовая деятельность персонала предполагает систему трудовых отношений. Это технологические, кооперационные, экономические и другие трудовые отношения. Инновационная активность персонала предполагает отношения между такими субъектами, как персонал и организация. Эти отношения складываются со стороны персонала с целью удовлетворения потребности в творчестве, повышения зарплаты, со стороны организации - во имя реализация её целей (сокращение издержек, роста производительности труда и т. д.). Следовательно, инновационная активность персонала как экономическая категория - это отношения между персоналом и организацией по поводу развития и использования творческого потенциала персонала.
На основе использования ИАП решаются следующие задачи: приобретение работниками новых знаний, умений и навыков в сфере непосредственной профессиональной деятельности, связанной с перспективами служебного роста; активизация деятельности работников по использованию новшеств в различных сферах, способствующих повышению общей эффективности; повышение творческой активности работников в области создания новшеств. Обеспечение ИАП является важной задачей инновационного менеджмента на предприятиях. С одной стороны, под данной задачей понимается управление инновациями с учетом комплексного обоснования решений; с другой - управление социальной подсистемой предприятия, направленное на повышение творческой активности и инициативы работников.
В организации с высокой инновационной активностью большая часть сотрудников совершенствуют свою работу, регулярно оформляют рацпредложения, стремятся к получению новых знаний, развивают свои творческие способности, инициируют новые идеи и проекты. И наоборот, в организациях с низкой инновационной активностью преобладают рутинные операции, а для работников характерными чертами становятся пассивность, равнодушие, безынициативность, конфликтность, синдром хронической усталости и т. д.
Для повышения инновационной активности в организациях осуществляется управление ею. Одной из важнейших функций управления здесь выступает стимулирующая. Она подразумевает побуждение работника к инновационной активности в соответствии с миссией и стратегическими целями организации. Многие авторы отмечают, что кроме материальных стимулов и создания достойных физических условий работы, большое значение приобретают нематериальньие стимулы, такие как возможности для личного роста и развития, наращивание духовных ценностей, реализация эстетических чувств, развитие причастности и вовлеченности, «чувство локтя» при работе в инновационной команде, процесс самовыражения и самореализации изобретателей, генераторов идей, новаторов и т. п.
Проводимые исследования на одном из ленинградских промышленных предприятий показали, что минимум 40 % молодых рабочих, попавших в выборку, не проявляют более или менее явно выраженной инициативы на работе. Инициативность прежде всего связывают с содержанием труда.
В настоящее время инновационная активность работников находится на низком уровне. По сути дела, на предприятиях действует негласный принцип: инициатива наказуема. Рабочий дома, в своем гараже одновременно слесарь и механик, сварщик и маляр, творит чудеса со своим «жигуленком». Но как только он переступает порог цеха, где работает дежурным слесарем, так все его деловые качества словно исчезают. Они не востребованы производством, а инициатива или наказуема, или не поощряется должным образом. Трудолюбивый, талантливый, профессионально подготовленный народ
России поставлен в организациях в противоестественные экономические условия - ему невыгодно трудиться инициативно и творчески.
Инновационная активность персонала в решающей степени зависит от системы трудовых отношений, в которую «погружены» работники. Она может стимулировать инициативу, она же может гасить её, не давать возможности реализоваться творческому потенциалу работников. Обратимся в связи с этим к результатам социологических опросов, проведенных на разных предприятиях (таблица 1) [1. С. 87-99].
Как следует из таблицы, на двух предприятиях число респондентов, считающих, что всякая инициатива наказуема, в 1,5 раза больше, чем число респондентов, считающих, что инициатива поощряется.
Весьма симптоматичные результаты опроса рабочих по поводу их отношения к рабочим-рационализаторам. Лишь около 40 % рабочих относятся к ним уважительно и поддерживают их. Каждый третий считает их «выскочками», нескромными людьми, каждый десятый относится к ним равнодушно.
Таблица 1
Оценка рабочими инновационной среды на предприятиях (в % от числа респондентов)
№ п/п Ответы на вопрос Металлургический завод Сельскохозяйственная организация
1 Вопрос: Скажите, пожалуйста, в Вашем коллективе какой принцип фактически действует: - всякая инициатива поощряется - всякая инициатива наказуема 40 60 36 64
2. Если в моем цехе, участке есть рабочий-рационализатор (новатор), то я:
- отношусь к нему с уважением и поддерживаю его 35 41
- считаю его «выскочкой», нескромным человеком 55 38
- мне все равно, рационализатор он или нет 10 21
Инновационная активность персонала является одной из важных основ устойчивого развития конкурентоспособного предприятия, однако уровень инновационной активности персонала достаточно низок. Причинами сложившейся ситуации служат, во-первых, отсутствие изученной системы мотивов инновационной активности персонала предприятий, во-вторых, не создана «зеркальная» системе мотивов система стимулов инновационной активности предприятий. Отсутствие этих взаимосвязанных систем не позволяет персоналу осознать необходимость и значимость инновационной активности.
Список литературы
1. Белкин, В. Н. Проблемы инновационной активности персонала организаций / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина // Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации: материалы XXV международной научно-практической конференции / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. - Челябинск, 2008. - Ч. I.
2. Reitz, H. J. Managing [Text] / H. J. Reitz, L. N. Jewell. - Scott Foresman and Company, 1985.