Научная статья на тему 'Инновационная активность и анализ динамики внутренних затрат на научные исследования и разработки учреждений высшего профессионального образования'

Инновационная активность и анализ динамики внутренних затрат на научные исследования и разработки учреждений высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / INTERNAL EXPENSES / SCIENTIFIC RESEARCHES AND DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панарин Андрей Александрович, Кроливецкий Эдуард Николаевич

Исследована инновационная активность учреждений профессионального образования, проанализирована динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AND ANALYSIS OF DYNAMICS OF INTERNAL EXPENSES FOR SCIENTIFIC RESEARCH AND DEVELOPMENT OF ESTABLISHMENTS OF HIGHER EDUCATION

The article investigates the innovative activity of establishments of professional education and analyzes, dynamics of internal expenses for scientific research and development.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность и анализ динамики внутренних затрат на научные исследования и разработки учреждений высшего профессионального образования»

ПАНАРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (panarinaa@list.ru).

PANARIN ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of economics sciences, doctoral candidate, St.-Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St.-Petersburg.

УДК 001.89:377

А.А. ПАНАРИН, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНУТРЕННИХ ЗАТРАТ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: инновационная активность, внутренние затраты, научные исследования и разработки, учреждения высшего профессионального образования.

Исследована инновационная активность учреждений профессионального образования, проанализирована динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки.

A.A. PANARIN, E.N. KROLIVETSKY INNOVATIVE ACTIVITY AND ANALYSIS OF DYNAMICS OF INTERNAL EXPENSES FOR SCIENTIFIC RESEARCH AND DEVELOPMENT OF ESTABLISHMENTS OF HIGHER EDUCATION

Key words: innovative activity, internal expenses, scientific researches and development, higher education establishments.

The article investigates the innovative activity of establishments of professional education and analyzes, dynamics of internal expenses for scientific research and development.

Инновационная активность по числу субъектов хозяйствования, осуществляющих технологические новшества в сфере профессионального образования, должна сочетаться с долей этих учреждений в их общем числе по всей сфере профессионального образования или отдельно по таким видам профессионального образования, как начальное, среднее и высшее.

Аналогично уровень инновационной активности должен определяться и по организационным, маркетинговым и информационным новшествам. Установление частных и обобщающего уровней инновационной активности учреждений профессионального образования предоставляет возможность менеджменту учреждений профессионального образования не только в количественной мере судить о реальном вкладе и об инновационном потенциале, но и о соответствии сложившихся частных и обобщающего уровней инновационной активности нормативным, адекватным инновационным изменениям внешней среды.

В текущей деятельности, а также в средне-, долгосрочном социальноэкономическом и инновационном развитии учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, на наш взгляд, следует уделять внимание широкому спектру разрабатываемых или модернизируемых новшеств различного характера. Наряду с внедрением технологических и информационных новшеств в деятельности учреждений профессионального образования следует уделять внимание как отдельным инновационным элементам, так и комплексу (совокупности) организационных преобразований, носящих инновационных характер.

Организационными новшествами в текущей деятельности и долгосрочном социально-экономическом развитии учреждений профессионального образования выступают: разрабатываемые и внедряемые системы перспективного и стратегического управления (планирования); внедрение сформулированной или несколько изменённой обобщающей (корпоративной, базовой)

стратегии экономического роста; внедряемые новые или существенно преобразованные методы управления субъектом хозяйствования на основе использования информационных технологий; сформированные или усовершенствованные организационные структуры учреждения профессионального образования; разрабатываемые и внедряемые современные системы контроля качества знаний студентов, образовательных услуг и в целом учебного процесса; разрабатываемые новые и усовершенствованные методы и приёмы организации труда профессорско-преподавательского состава, осуществления учебного процесса; создаваемые научно-инновационные подразделения по проведению научных исследований и прикладных разработок, реализации новшеств в учебном процессе; новые методы организации и модернизации деятельности маркетингового подразделения учреждения профессионального образования [1, 2].

Особенности динамики изменений внутренних затрат на исследования и разработки в сфере высшего профессионального образования по сравнению с таковыми в сфере начального и среднего профессионального образования состоят в том, что в данной сфере сложилась обширная инфраструктура различных типов учреждений университетского, научно-исследовательского, конструкторского и проектно-конструкторского характера.

Динамика изменения внутренних затрат, идущих на научные исследования и разработки в различных типах учреждений сферы высшего образования, имеет свою целевую направленность на решение научных и прикладных задач с большой степенью риска. При этом ежегодные изменения внутренних затрат на осуществляемые научные исследования и разработки зависят не только от ресурсного и организационного потенциалов учреждения сектора (сферы) высшего образования, но и от влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, изменяющих величины экономического и социального результатов научных исследований и прикладных разработок в текущем и перспективном периодах времени.

Характер динамики изменений внутренних затрат на научные исследования и прикладные разработки отражают данные таблицы.

Динамика размеров внутренних затрат на научные исследования и разработки в различных типах учреждений высшего профессионального образования за период 2000-2010 гг., млн руб.

Наименование типов учреждений высшего профессионального образования Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Университеты и другие высшие учебные заведения 2777,4 4122,7 5433 8306 8498 10963 14672 20110 25254 24400 25900

Научно-ис-следовательские институты (центры) 528,4 1082 1449,2 1478,1 1591 1596,8 2363 2445 2553 2420 2625

Всего внутренних затрат 3489,3 5487,7 7323 10298 10696 13338 17639 23472 28869 34642,2 43714

Изменения размеров внутренних затрат на научные исследования и разработки в учреждениях высшего образования за период 2000-2010 гг. характеризуют последовательно высокие ежегодные темпы их роста, включая и после-кризисный период 2008-2010 гг., в которых индексы размеров внутренних затрат

на научные исследования и разработки в сфере высшего образования начиная с 2008 по 2010 г. были, соответственно, равны 123; 120; 126,2%.

А в целом за анализируемый период деятельности различных типов учреждений высшего образования внутренние затраты выросли в 2010 г. по сравнению с аналогичным показателем за 2000 г. в 12,5 раза, что, на наш взгляд, является свидетельством не только увеличения количества создаваемых научных исследований и разработок, но и повышения объемов потребления трудовых, материальных, информационных ресурсов, их стоимости использования.

В университетах и других высших учебных заведениях внутренние затраты в 2010 г. по сравнению с таковыми за 2000 г. выросли в 9,3 раза (таблица), что по росту общих внутренних затрат в сфере высшего профессионального образования меньше в 1,3 раза. При этом по сравнению с внутренними затратами на научные исследования и разработки в научно-исследовательских институтах (центрах) и конструкторских, проектно-конструкторских учреждениях внутренние затраты всего комплекса имеющихся типов учреждений высшего образования за период 20002010 гг., соответственно, превышают в 2,5 раза (12,5/5,0) и 2,2 раза (12,5/5,6).

Существенное отставание темпов роста внутренних затрат на научные исследования и разработки в научно-исследовательских институтах (центрах), конструкторских и проектно-конструкторских учреждениях от общих внутренних затрат всего комплекса учреждений высшего профессионального образования, а также от объемов затрат, как нам представляется, связано с отсутствием необходимого объема заказов на научные исследования и прикладные разработки как со стороны государства, так и предпринимательских структур.

Кроме того, отсутствие материально-технической базы, информационного обеспечения и высококвалифицированных специалистов (утечка квалифицированных научных работников из научных, конструкторских и проектных учреждений из-за низкого уровня оплаты труда приняла в настоящее время массовый характер) по своим объемам и качественным параметрам, соответствующим мировым требованиям к выполнению научных работ, в свою очередь, существенно повлияло на снижение объемов внутренних затрат на научно-исследовательских, конструкторских и проектных учреждениях сферы высшего образования.

Следует также отметить, что на изменение динамики внутренних затрат на научные исследования и разработки в период 2008-2010 гг. в существенной мере оказали влияние экономические и финансовые кризисные явления в мире в целом и Российской Федерации в частности.

Особенности экономических и инновационных изменений в сфере (секторе) высшего образования можно представить за период 2000-2010 гг. в виде роста доли внутренних затрат на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте. Так, за период 2000-2010 гг. доля внутренних затрат на научные исследования и разработки последовательно, начиная с 2000 г., составила (%): 0,05; 0,06; 0,07; 0,08; 0,06; 0,06; 0,07; 0,07; 0,07; 0,06; 0,07 [4]. При этом в структуре внутренних затрат на научные исследования и прикладные разработки доминировали финансовые средства государства (2000 г. -63,6%; 2008 г. - 62,4%). Финансовые средства предпринимательских структур в структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки были равны в 2000 г. - 27,3%, в 2008 г. - 28,6%.

Объем финансовых средств непосредственно самих учреждений высшего образования, направляемых во внутренние затраты на создание научных исследований и разработок, был минимальным и по 2000 г. и 2008 г. составил 5,1% и 6,1%.

Таким образом, сложившаяся тенденция финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки в комплексе учреждений высшего

образования была стабильно неизменной, без решения проблем определения целевой ориентации данных учреждений на достижение тех объемов внутренних затрат, которые соответствуют максимальной величине экономического результата, эффективности деятельности учреждений высшего образования.

В рамках системы стратегического планирования изменение структуры затрат исходя из источников финансирования научных исследований и разработок могло бы быть иным в том случае, если бы повышался уровень заинтересованности всех типов учреждений высшего образования в максимизации экономических результатов инновационной деятельности и оптимизации затрат на основе изменений организационно-правового статуса учреждений (например, уровня автономности) и принятия обобщающей (базовой, корпоративной) стратегии экономического роста на основе увеличения собственных средств и объемов финансирования научных исследований и разработок предпринимательских структур [3].

В настоящее время необходим отход от привычного, не требующего интенсивного использования организационного и трудового (интеллектуального) потенциалов, положения текущего функционирования и перспективного развития всех типов учреждений сферы высшего образования в структуре затрат собственных средств и средств от предпринимательских структур, заказывающих исследования, прикладные разработки или приобретающих их на рынке новшеств.

Вместе с тем оптимизации внутренних затрат и достижению экономических результатов от инновационной деятельности различных типов учреждений сектора высшего образования может содействовать стратегия интеграции с образовательными профессиональными учреждениями, позволяющая уменьшать темпы роста внутренних затрат на научные исследования и разработки и повышать экономические результаты от научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности за счёт синергии использования основного капитала, объединённых управленческих структур, общей рекламы, каналов сбыта образовательных услуг общим контингентам потребителей.

Оптимизация внутренних затрат на научные исследования и разработки должна учитывать приведение структуры видов затрат к тем соотношениям, которые должны позволить менеджменту различных типов учреждений высшего образования повысить темпы роста экономических результатов от научных исследований и разработок, опережающие рост объемов внутренних затрат.

Так, например, при индексах роста затрат на: оплату труда работников, выполняющих научные исследования и разработки в секторе высшего образования в 2007 и 2008 гг., равных, соответственно, 143% и 118%; материальные затраты, составляющие ежегодное превышение в 2007 г. 122%, в 2008 г. -98%; прочие текущие затраты с ежегодным ростом в 2007 и 2008 гг., равные, соответственно, 130,2% и 110,3% [4], необходимо реализовывать комплекс организационно-экономических мер, направленных на снижение прочих текущих затрат (в 2007 и 2008 гг. в сфере высшего образования, соответственно, равных 3376 млн руб. и 3724,3 млн руб.).

Следует отметить, что прочие текущие затраты в различных типах учреждений сферы высшего образования после размеров оплаты труда работников, выполняющих научные исследования и разработки в 2007 и 2008 гг. (6942,3 млн руб. и 9350,2 млн руб.), занимали второе место среди остальных видов затрат, включая затраты на оборудование и капитальные затраты. Оптимизация структуры внутренних затрат, осуществляемых на научные исследования и разработки сектора (сферы) высшего образования, должна, как нам представляется, привести доминирующие по размерам виды затрат к тем значениям, которые соответствуют принятым нормам и нормативам потребления материалов, использования основных фондов.

Литература

1. Алексеева М.Б., Царёв В.В., Раковщик Л.С. Экономика, организация и планирование деятельности образовательных учреждений на основе многокритериального подхода. СПб.: Нестор, 1999.

2. Букин Л.Л. Целевая ориентация учреждений высшего профессионального образования на активизацию проектного инвестирования: препринт. СПб.: Диалог, 2007.

3. Ольнев О.К. Механизм стратегического управления проектным инвестированием в новшества: препринт. СПб.: Диалог, 2010.

4. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011.

ПАНАРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. См. с. 463.

КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (regulim@mail.ru).

KROLIVETSKY EDVARD NIKOLAEVICH - doctor of economic sciences, professor of Economic and Social Processes Management, St.-Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St.-Petersburg.

УДК 330.341.1

М.В. РОМАНОВА

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, региональная инновационная система.

Рассмотрены актуальные вопросы развития и модернизации региональной инновационной системы Чувашской Республики. Обоснованы значимость и необходимость создания региональных зон роста и инновационных кластеров. Особое внимание уделено вопросу повышения инновационной активности в регионе. Предложены экономически обоснованные направления развития региональной инновационной системы Чувашской Республики.

M.V. ROMANOVA

STRATEGIC DIRECTION OF THE INNOVATION OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: innovations, innovative infrastructure, innovation activity, innovation system.

The article is devoted to topical issues of the development and modernization of the regional innovation system of the Chuvash Republic. It substantiates the importance and need for regional growth areas and innovative clusters. Particular attention is paid to the improvement of innovative activity in the region. An economically feasible direction of development of regional innovation system of the Chuvash Republic is presented.

Одной из эффективных форм практического перехода региональной экономики на инновационный путь развития являются создание и функционирование в регионах территорий (зон) опережающего развития. В них для достижения поставленных целей должны развиваться конкретные отрасли производства, которые должны наращивать экономический потенциал региона и всей страны в целом, создавать зоны роста инновационной экономики. Территории (зоны) опережающего развития должны служить своеобразными полигонами для отработки рыночных механизмов хозяйствования, новых форм и методов управления, проведения экспериментов по переходу к инновационной экономике. Для решения системных задач формирования инновационной экономики в зонах территориального инновационного развития необходимы: интегрированная техническая среда, обеспечивающая эффективность инновационной деятельности; специфическое для инновационной экономики коммуникационно-информационное пространство; эффективная система инжиниринга и профессионального сопровождения инноваций; система управления интеллектуальными активами, обеспечивающая их капитализацию (в том чис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.