Научная статья на тему 'Концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков'

Концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / INNOVATIVE PROCESSES / THE INTER-REGIONAL MARKETS / MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейсенбаев Аскар Асанович, Кроливецкий Эдуард Николаевич

Излагается концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков на уровне мегарегиона, определяются перспективные цели инновационно-сервисного долгосрочного развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF REGULATION OF INNOVATIVE PROCESSES OF THE INTER-REGIONAL MARKETS

The concept of regulation of innovative processes of the inter-regional markets at megaregion level is stated, the perspective purposes of is innovative-service long-term development of regions are defined.

Текст научной работы на тему «Концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков»

- защите интересов предпринимателей в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

- по повышению грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, правовой и компьютерной грамотности.

Предлагаемая корректировка комплекса мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, преимущественно в сфере услуг, позволяет сформировать максимально комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности в регионе и выйти на показатели, отраженные в программе развития предпринимательства до 2015 г. и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2020 г.

Литература

1. Бочкарёв В.Г. Социальная ответственность бизнеса. М.: ТЕИС, 2006. 171 с.

2. Об итогах развития малого и среднего предпринимательства в первом полугодии 2011 года: отчет департамента развития экономики и предпринимательства Министерства экономики Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/4740.

3. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.sme.ulgov.ru/mbprogr/razvsme.html.

4. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.

5. Яковлев Е.А., Иванова А.М. Организация бизнес-образования региона для инновационной экономики // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2011. № 1, янв.-март.

АСМУС ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, министр экономики Ульяновской области, Ульяновск, Россия (olasmus@yandex.ru).

ASMUS OLEG VLADIMIROVICH - doctor of economics sciences, Minister of economy in Ulyanovsk Region, Russia, Ulyanovsk.

ВОЛОВАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, заместитель директора департамента развития экономики и предпринимательства, Министерство экономики Ульяновской области, Россия, Ульяновск (evolovaia@mail.ru).

VOLOVAYA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, associate director in department of economy and business development, Economy Ministry of Ulyanovsk Region, Russia, Ulyanovsk.

УДК 330.341.1 :[332.1:338.242

А.А. БЕЙСЕНБАЕВ, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ

КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

Ключевые слова: инновационные процессы, межрегиональные рынки, управление инновационным развитием.

Излагается концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков на уровне мегарегиона, определяются перспективные цели инновационно-сервисного долгосрочного развития регионов.

A.A. BEYSENBAEV, E.N. KROLIVETSKY THE CONCEPT OF REGULATION OF INNOVATIVE PROCESSES OF THE INTER-REGIONAL MARKETS

Key words: innovative processes, the inter-regional markets, management of innovative development.

The concept of regulation of innovative processes of the inter-regional markets at megaregion level is stated, the perspective purposes of is innovative-service long-term development of regions are defined.

Концепция регулирования инновационных процессов развития техники, технологий производства, управления и обслуживания в условиях действия множества хозяйствующих субъектов различных форм собственно-

сти со своими экономическими интересами должна включать: кратко-, средне-, долгосрочный периоды; последовательность основных этапов реализации концепции; комплексные целевые программы развития региональных рынков инноваций; планы конкретных мероприятий первой очереди; комплексные целевые программы и планы регулирования межрегионального воспроизводственного процесса на базе инноваций, особенно в фазах распределения и обмена; механизмы объединения имеющихся отдельных элементов регулирования в единую систему управления межрегиональными экономическими и научно-техническими, инновационными и сервисными связями [4].

Основу концепции регулирования инновационных рынков межрегиональных рынков на уровне мегарегиона должны составлять такие особенности, являющиеся основными ограничениями, как:

- структура рыночной системы каждого региона, входящего в мегарегион, включает несколько типов рынков (рынок средств производства, потребительский, государственных учреждений, недвижимости, финансовый, инноваций, труда, продукции и услуг), имеющих свои особенности в регионе в процессе создания, функционирования и регулирования;

- каждый тип рынка формируется под влиянием остальных рынков не только местными, но и национальными, интернациональными хозяйствующими субъектами, что определяет прямые и косвенные методы регулирования инновационных связей, отношений в процессе внедрения инновационных достижений в том или ином хозяйствующем субъекте.

Система управления инновационно-сервисными процессами в мегарегионе должна проявляться в управлении текущим функционированием и перспективным развитием этих процессов.

Задачи управления текущим функционированием инновационно-сервисными процессами включают: стимулирование деятельности крупных, средних и малых хозяйствующих субъектов, занимающихся изобретательством, разработкой, внедрением инноваций, консультированием по проблемам составления бизнес-планов и инновационных проектов; формирование научнотехнических комплексов, объединение взаимосвязанных производств, научноисследовательских учреждений, конструкторских бюро; реорганизацию структуры экономики мегарегиона и системы управления на мегарегиональном уровне; привлечение внешних инвестиций в регион, создание системы межрегиональных маркетинговых исследований; развитие постиндустриальных факторов инновационно-сервисного типа, способствующих устойчивому развитию всех регионов в составе единого мегарегиона.

Задачи управления развитием технико-инновационно-сервисных процессов необходимо осуществлять после проведения мегарегиональных маркетинговых исследований по выявлению преимуществ каждого регионального рынка в сфере инноваций, сервиса, сильных и слабых сторон и угроз создания новых научно-технических комплексов, инновационных хозяйствующих субъектов, определению позиции мегарегиона на международных рынках инноваций, формированию благоприятной инвестиционной и инновационной привлекательности как всего мегарегиона, так и отдельных регионов на национальном и международном рынках инноваций.

Для выбора перспективных направлений деятельности мегарегионального органа регулирования и координирования в инновационно-сервисной областях следует формировать и использовать конкретный методический подход.

Так, одним из идентификаторов повышения качества жизни граждан как главной цели перспективного устойчивого социально-эколого-экономического развития является приращение валового регионального продукта как источника

среднедушевых доходов граждан. Такое приращение может быть обусловлено влиянием инновационных и традиционных факторов. Тогда рост валового регионального продукта за счет инноваций является основным критерием долгосрочной цели внедрения и развития инновационно-сервисных процессов в мегарегионе. Повышение темпов экономического роста возможно при создании двух условий, первое из которых затрагивает решение проблем использования существующих инноваций, второе - создание инноваций. При этом каждое условие может создаваться посредством разработки и реализации стратегических программ, направленных на ресурсосбережение - экономию трудовых затрат, материальных фондов, финансовых и информационных затрат не только в процессах воспроизводственного цикла, но и в процессах управления.

Поэтому в качестве приоритетных можно выбрать одно из двух долгосрочных направлений в соответствии с такими формами материализации результатов инновационной деятельности, как: тиражирование в виде расширения масштаба использования уже освоенных ранее нововведений с высокой степенью эффективности; получение качественно новых инноваций, базирующихся на результатах вновь проведенных научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Следовательно, можно выбрать на определенном этапе один из трех возможных вариантов: перспективное эволюционное развитие - нововведение (по горизонтали); революционное, или прорывное (по вертикали); смешанный вариант, предоставляющий возможность осуществлять в разных областях революционный либо эволюционный тип инноваций.

Однако наиболее существенным препятствием для внедрения и разработки новшеств на мегарегиональном уровне является высокая стоимость каждого технического, технологического, информационного новшества. Поэтому на средне- и долгосрочную перспективы на мегарегиональном уровне, на наш взгляд, следует разработать долгосрочные балансы финансовых ресурсов на инновационные цели. Наличие таких балансов позволяет определить идентификатор успешности внедрения и создания новшеств, которым является отсутствие дефицита и профицита бюджета, означающего равенство величины доходной части и сумм затрат расходной части. При этом следует обратить внимание на то, что на краткосрочную перспективу до трех лет возможны варианты дефицита или профицита, которые затем компенсируются в следующий краткосрочный период.

Объективная необходимость разработки такого долгосрочного бюджета обусловлена, во-первых, противоречиями между длительностью проведения научных исследований, научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, производства опытного образца, партии новой продукции и традиционными периодами планирования финансового обеспечения на краткосрочную перспективу не более одного года; во-вторых, ориентацией на использование средств лишь из одного источника, как правило, финансов самого хозяйствующего субъекта. Создание таких перспективных планов предоставляет возможность использования аккумулированных в мегарегиональном фонде инновационного развития финансовых средств в краткосрочной перспективе с последующим возвратом в средне- и долгосрочном периодах.

Кроме того, финансовый баланс на средне- и долгосрочный периоды ориентирован на реализацию концепции устойчивого социально-эколого-экономи-ческого развития мегарегиона, повышения степени конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов и их продукции, учитывает влияние внешних воздействий со стороны других межрегиональных и международных рынков на позицию мегарегиона, а также влияние внутренних региональных факторов изменения финансовых потоков доходной части бюджета.

Так, например, причиной составления такого долгосрочного баланса может стать дефицит доходной части мегарегионального бюджета социально-эколого-экономического развития, обеспечивающей стратегические направления экономического, социального, природоохранного, культурного, нормативно-правового и научно-технического обеспечения жизни граждан, деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственного и общественного управления [3].

Если в традиционной экономике, не ориентированной на инновационное и сервисное развитие, в качестве перспективных целей выбираются те, которые позволяют решить проблему уменьшения расходной части бюджета с помощью установления нормативов затрат на реализацию функций управления, снижение социальной помощи, природозащитных мероприятий, затрат на здравоохранение, то в экономике инновационного типа, наоборот, необходимо составить стратегический бюджет инновационного развития, который позволит увеличить доходную часть. В этом случае происходит еще больший рост требуемых средств мегарегионального бюджета на краткосрочную перспективу, возникает необходимость привлечения средств из фонда инновационного развития [1].

К долгосрочным программам и планам, обеспечивающим достижение инновационных направлений, принадлежат те, которые относятся к поиску так называемых полюсов или центров инновационного роста; активации деятельности найденных центров, исходя из отраслевой специализации регионов, ресурсного и инновационного потенциалов; практической реализации новшеств, предполагающей проведение структурной реорганизации всей экономики мегарегиона.

Долгосрочные программы и планы структурного реформирования экономики мегарегиона должны разрабатываться в первую очередь, поскольку они являются условиями внедрения целей инновационного развития реструктуризованной мегарегиональной экономики [2].

В поддержку создания мегарегионального уровня управления может выступать четырехквадрантная схема экономики, включающая: в первом квадранте сферы действия финансового капитала; во втором - сферы действия государственной системы управления; в третьем - сфера действия рынка свободной конкуренции; в четвертом - сфера действия массового экономического, социального и политического субъекта.

К сферам действия финансового капитала относятся финансовые, денежные и стоимостные границы национальной экономики. К сферам государственной системы управления принадлежат плановые (стратегические и текущие планы контроля, регулирования, развития и стабилизации), социальные и правовые услуги, оказываемые гражданам и рынку. В капиталистической экономике развитого постиндустриального типа общее рыночное равновесие достигается превалирующей деятельностью институтов финансового капитала и хозяйствующих субъектов на рынке свободной конкуренции. На этапах перехода к такой экономике большое значение приобретают задачи, решаемые на национальном и региональном уровнях системы государственного управления. В социалистической экономике во втором квадранте располагаются все структуры и институты централизованного планирования.

Классическая капиталистическая экономика даже инновационно-сервисного направления своего развития не отличается от микроэкономики как совокупности рыночных хозяйствующих субъектов, кроме созданных интегрированных характеристик структуры производственных факторов и множества участников конкурентного рынка.

Литература

1. Будагов А.С. Формирование системы управления инновационно-инвестиционным развитием регионов: концептуальные и методические положения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 2010.

2. Гневко В.А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. СПб.: Изд-во ИУЭ, 2004.

3. Карапетян К.В. Механизм рационализации элементного взаимодействия системы управления региональным хозяйством: препринт. СПб.: Диалог, 2010.

4. Кроливецкий Э.Н. Оценка результативности научно-исследовательской деятельности хозяйствующих субъектов: препринт. СПб.: Диалог, 2009.

БЕЙСЕНБАЕВ АСКАР АСАНОВИЧ - кандидат экономических наук, докторант, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Россия, Санкт-Петербург (beisenbaev@parlam.kz).

BEYSENBAEV ASKAR ASANOVICH - candidate of economics sciences, doctoral candidate, Regional Economy Problems Institute of Russian Sciences Academy, Russia, St. Petersburg.

КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (svetlana-krolive@mail.ru).

KROLIVETSKY EDWARD NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor of Management Economic and Social Process Chair, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

УДК 631.115.8

Н.В. БОРИСОВА, В.И. ЕЛАГИН, Г.В. СТЕПАНОВ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

Ключевые слова: эффективность деятельности, потребительские общества, финансовый результат.

Рассмотрены актуальные вопросы повышения эффективности деятельности кооперативных организаций. Критически оценены различные точки зрения учёных по исследуемой проблеме. Приведены результаты анализа эффективности деятельности многоотраслевых потребительских обществ.

N.V. BORISOVA, V.I. ELAGIN, G.V. STEPANOV EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE RURAL CONSUMER SOCIETIES

Key words: efficiency of activity, consumer society, financial result.

The article deals with the live issue of the enhancement of efficiency of the activity of cooperative organizations. Different points of view of scientists ate critically estimated. The results of the analysis of the efficiency of multibranch consumer societies are given.

Эффективное функционирование хозяйствующих субъектов является актуальнейшей проблемой, успешное решение которой поможет стабильно снабжать население качественными товарами и услугами. Эффективность, с экономической точки зрения, является формой выражения цели деятельности экономического субъекта и показывает ее результативность. А эффект - это следствие, результат проводимой работы или мероприятий. Например, эффект от технического переоснащения, внедрения инновационных технологий выражается в росте производительности труда. Однако следует отметить, что полученный эффект не всегда дает представление о выгодности этого мероприятия, если не сопоставить полученный результат с затратами, связанными с использованием инновационных технологий. Поэтому показатели только различных видов эффективности позволяют оценить проводимые мероприятия как полезный конечный результат рационального использования трудовых и финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.