V. E. Gimpel'son and outhers. ; leader auth. group E. G. Jasin ; Nac. issued in-t « Higher School of Economics ». - M. : Publ.. home of the Higher School of Economics, 2011. - 86 p.
6. Gizatullina A.V., Zimova, N.S. The problems of female employment with children of pre-school in modern Russia and the world / A.V. Gizatullina, N.S. Zimova // Russia and modern world. - 2019. - № 4. - P. 219-228.
7. The actual problems of the public law: the materials of the XVI international congress «The Blishhenkovskie reads» / The managing editor A.H. Abashidze, N.N. Emel'janova, A.M. Solncev. Moskow 14 apr 2018 y. - Moscow: RUDN, 2019, 585 p.
8. The government program of Russian Federation "The promotion of population employment" [The electronic source] // The official site of the Ministry of Labor and Social Protection. - URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/1.
9. Kolin, K.K. The social community stability as a factor of a national and the global security // The strategic priorities. -2018. - № 2. - P. 4-11.
10. Mokshin, N.F. Tte multi-child parenting tradition amongst Mordva / N.F. Mokshin // The soft scientists: an actual problems of the human sciences and education. - 2016. - № 3. - P. 90-102.
11. Peskov sayed about «general bad principle» of the demographic situation in Russia [The electronic source] // The official site RBK. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/606467e59a79470354fa1906.
12. The family values and it's role for the family and science in whole [The electronic source] // The official site of the Kursk's state hospital № 3.
13. The national plan of the activities, ensuring of the employment reconstruction and personal income, the economic growth and long-term structural changes in economic [The electronic source] // The official site of the CosultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333667/edbeb77797d2db2b474b6c0caaf56faacaf5f2a5/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11242
А.П. Соколова - к.э.н, профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.P. Sokolova - cand. econ. sciences, Professor of the Organization of Production and innovation, Kuban State Agrarian University;
Д.А. Шерстобитов - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет,
D.A. Sherstobitov - master student, Kuban State Agrarian University, [email protected].
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ INNOVATIVE ACTIVITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье рассматривается инновационный потенциал аграрных предприятий Краснодарского края как основа их устойчивого эффективного развития. Определяются основные структурные элементы инновационного потенциала, их состояние и динамика развития. Приведены показатели инновационной деятельности предприятий региона и, в частности, сельскохозяйственных предприятий, их уровень сопоставлен с показателями по Южному федеральному округу и в целом по Российской Федерации. Приведена оценка экономической эффективности инновационной деятельности аграрных предприятий Краснодарского края, отмечена ее положительная динамика. Определены меры, реализация которых позволит повысить инновационную активность аграрных предприятий.
Abstract. The article examines the innovative potential of agricultural enterprises in the Krasnodar Territory as the basis for their sustainable effective development. The main structural elements of the innovation potential, their state and development dynamics are determined. Indicators of innovative activity of regional enterprises and, in particular, agricultural enterprises, are given, their level is compared with indicators for the Southern Federal District and the Russian Federation as a whole. An assessment of the economic efficiency of innovative activity of agricultural enterprises of the Krasnodar Territory is given, its positive dynamics is noted. Measures have been identified, the implementation of which will increase the innovative activity of agricultural enterprises.
Ключевые слова: аграрный бизнес, инновационный потенциал, инновационная деятельность, эффективность инноваций.
Keywords: agricultural business, innovation potential, innovation activity, efficiency of innovation.
В условиях современного рынка потенциал развития аграрных предприятий в долгосрочной перспективе в значительной степени определяется уровнем их инновационной активности. Это является основным условием рационального использования производственного потенциала предприятий, обеспечения высокого уровня их конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Результатами инновационной деятельности являются современные эффективные ресурсосберегающие технологии производства и переработки сельскохозяйственного сырья, позволяющие производить широкий ассортимент продуктов питания, обеспечивая таким образом продовольственную безопасность Российской Федерации. Не смотря на актуальность проблемы инновационного развития аграрных предприятий, его темпы остаются недостаточно высокими. Это вызывает необходимость определения состояния инновационного потенциала аграрного сектора экономики, выявления наиболее значимых направлений его роста.
В 2018 году Законодательным Собранием Краснодарского края была принята «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края» до 2030 года, в которой был представлен анализ экономического
положения края, приведено его сравнение с другими регионами, выявлены слабые стороны. Значимый отрыв от регионов-лидеров был зафиксирован по уровню развития инновационной системы [2]. Было принято решение ускорить процесс инновационного развития предприятий региона и в первую очередь предприятий аграрного сектора, как наиболее значимого для устойчивого развития региональной экономики. Для активизации инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края Законодательным Собранием поставлены следующие задачи:
— сформировать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую поддержку инновационных проектов аграрных предприятий;
— создавать и развивать научно-производственную базу для разработки и внедрения современных аграрных технологий в производственную деятельность сельскохозяйственных предприятий;
— формировать устойчивый спрос на инновационные продукты и технологии;
— создавать стимулы для привлечения инвесторов к финансированию высокотехнологичных проектов, направленных на формирование материально-технической базы для устойчивого развития аграрных предприятий;
— разработать экономические стимулирующие механизмы вывода на рынок конкурентоспособной аграрной продукции и продуктов ее переработки;
— поддерживать развитие стартапов в области аграрного бизнеса, создавать благоприятные условия для коммерциализации их продукции.
Решение этих задач должно способствовать развитию инновационного потенциала в экономике региона, созданию устойчивого рынка современных технологий, активному внедрению результатов инновационной деятельности в практику функционирования аграрных предприятий, импортозамещению важнейших видов сельскохозяйственной продукции, повышению уровня продовольственного обеспечения населения Краснодарского края.
Инновационный потенциал аграрных предприятий определяется многими факторами, связанными как с их готовностью и возможностью внедрять и развивать современные технологии, так и с системой государственного регулирования и поддержки инноваций [4]. В Краснодарском крае в целом сформированы необходимые условия для развития инновационной деятельности, науки и предпринимательства. В регионе функционируют 106 научно-исследовательских и конструкторских организаций,19 высших учебных заведений, 26 филиалов ВУЗов, 137 средних профессиональных образовательных учреждений и образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров; информационные центры, центры трансферта технологий, организации, оказывающие консалтинговые услуги. Это должно позволить сформировать единую систему инновационного развития агропромышленного комплекса региона, включающую коммерческие предприятия, научные и образовательные учреждения.
Инновационный потенциал агропромышленного комплекса Краснодарского края включает:
1. Кадровое обеспечение - работники, генерирующие и реализующие бизнес-идеи в области технологического, материально-технического, информационного обеспечения аграрного бизнеса. Для Краснодарского края характерно быстрое увеличение численности населения: за период с 2011 по 2021 год оно увеличилось на 9 % и составило 5684 тыс. чел. Отличительной особенностью края является значительное количество сельских жителей - 45 %, в стране этот показатель составляет всего 25 %. В крае немного крупных городов и много поселков, станиц, аулов. Для роста инновационной активности аграрных предприятий необходимо не только повышать образовательный уровень сельских жителей, но и развивать навыки, необходимые для современных специалистов и менеджеров: предпринимательские способности, гибкость мышления, креативность, эмоциональный интеллект, навыки использования цифровых технологий [5]. Наряду с профессиональной подготовкой это поможет развивать деятельность предприятий в быстро меняющейся среде.
2. Финансовое обеспечение - денежные средства, направленные на проведение фундаментальных и прикладных исследований, поддержку аграрных предприятий в области активизации инновационной деятельности. Применение инновационных технологий требует более значительных затрат по сравнению с традиционными способами осуществления хозяйственных операций. Высокопродуктивные породы животных, высокоурожайные сорта растений, высокопроизводительная техника, современные системы мониторинга технологических операций и управления процессами - все это требует мобилизации значительных денежных средств [3]. Аграрные предприятия в первую очередь нуждаются в инновационном развитии, но при этом их финансовые возможности остаются невысокими.
3. Доступность современных технологий, информационное обеспечение - накопленные и систематизированные знания и опыт, отражающие собственные идеи в области аграрных технологий, инновационных продуктов, бизнес-моделей, знания о мировом опыте разработки и внедрения инноваций. Наиболее значимыми инновациями в области управления производством в аграрном бизнесе являются спутниковые снимки посевов, информационные технологии и онлайн-данные, ГИС технологии и использование GPS, дроны и другие аэрофотоснимки [4]. Их применение позволяет снизить потребление ресурсов, предотвратить негативное воздействие сельского хозяйства на экосистему, сократить уровень стоков в реки и грунтовые воды, сократить цены на аграрную продукцию, повысить уровень ее экономической эффективности.
4. Организационный потенциал - организации края, выполняющих научные исследования и разработки в области сельского хозяйства. Для активизации инновационной деятельности необходимо не только нали-
чие соответствующих учреждений, но и их связь с аграрными предприятиями, наличие площадок для регулярного осуществления коммуникаций.
5. Правовое обеспечение развития научной деятельности, прежде всего защита интеллектуальной собственности, предоставляющая инноваторам право собственности на созданные продукты или технологии и позволяющая упростить их коммерциализацию. Наличие рынка интеллектуальной собственности стимулирует инвестиции в активное осуществление инновационной деятельности.
6. Управление инновационным развитием региона - способность научных и образовательных учреждений привлекать финансовые ресурсы для проведения научных исследований, продвигать новые знания, технологии и продукты, использовать современные модели управления этими процессами.
7. Политический аспект инновационной активности, степень и направление государственного вмешательства в поддержку инноваций. Значимость аграрного сектора экономики для обеспечения продовольственной безопасности приводит к росту используемых инструментов политики, увеличению круга вовлеченных в инновационную политику сторон, появлению новых рисков хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и в целом формированию более сложного политического ландшафта [5]. Политические меры и программы, направленные на развитие аграрного бизнеса, становятся избыточными, что требует их более тщательной согласованности, балансировки и управления реализацией.
Исследования показывают, что инновационный потенциал Краснодарского края растет. В 2019 году численность исследователей, занятых в различных областях экономики региона, оставила 2848 человек, за пятилетний период она увеличилась более чем в 10 раз. При этом в области сельскохозяйственных наук было занято 707 человек, то есть четверть исследователей.
В то же время объем внутренних затрат на проведение научных исследований и разработок в 2019 году составил 5667 миллионов рублей, что ниже уровня 2015 года на 9,2 %. Следует отметить, что за этот же период аналогичные затраты в целом по Южному федеральному округу выросли с 25 505 млн рублей до 27 430 млн рублей, в Российской Федерации - с 854 288 млн рублей до 1 060 560 млн рублей [7]. В таблице 1 представлено распределение затрат на проведение научных исследований и разработок по отдельным видам работ.
Таблица 1 - Затраты на проведение научных исследований и разработок по отдельным видам работ, 2019 год
Вид работ Затраты, млн руб. Затраты в % к итогу
Фундаментальные исследования 1849 32,6
в том числе сельскохозяйственные науки 946 16,7
Прикладные исследования 2999 52,9
в том числе сельскохозяйственные науки 106 1,9
Разработки 819 14,5
в том числе сельскохозяйственные науки 295 5,2
Всего 5667 100,0
Большая часть затрат была направлена на проведение прикладных исследований - 52,9 %, около трети затрат (32,6 %) - на проведение фундаментальных исследований, относительно небольшая доля (14,5 %) - на проведение разработок.
На проведение научных исследований и разработок в области сельского хозяйства было израсходовано 1347 млн рублей, что составляет 23,8 %. Следует отметить, что большая часть затрат была израсходована на проведение фундаментальных исследований - 70,2 %. На прикладные исследования и разработки был израсходован относительно невысокий объем финансовых ресурсов, что, безусловно, отрицательным образом сказывается на результатах производственной деятельности аграрных предприятий региона.
Показатели инновационной деятельности предприятий Краснодарского края представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели инновационной деятельности предприятий Краснодарского края
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Уровень инновационной активности предприятий Краснодарского края 6,5 9,1 12,6 8,9 4,3
в том числе сельскохозяйственных предприятий 3,8 4,7 5,8 3,1 2,2
Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, % 5,2 7,3 18,3 12,6 10,3
в том числе сельскохозяйственных предприятий 3,1 4,6 6,2 4,9 3,5
Доля инновационных товаров в их общем объеме, % 1,0 7,7 14,1 11,5 2,3
в том числе сельскохозяйственной продукции 0,2 1,5 1,7 1,3 0,3
Динамика показателей инновационной деятельности предприятий Краснодарского края в целом и в том числе аграрных предприятий свидетельствует о наличии отрицательной динамики в течение последних трех лет.
Уровень инновационной активности - это комплексная характеристика инновационной деятельности предприятий, которая характеризует их восприимчивость к новым элементам хозяйственной деятельности,
стремление к использованию основных элементов инновационной системы, формированию необходимых условий их эффективного использования [1]. В целом по предприятиям Краснодарского края этот показатель в период с 2015 по 2017 годы вырос до 12,6, затем сократился до 4,3. Наряду с отрицательной динамикой показателя следует отметить и его существенно более низкий уровень по равнению с показателем в среднем по Российской Федерации, где он составляет 9,1.
По сельскохозяйственным предприятиям уровень инновационной активности в 2019 году составил всего 2,2, его общая динамика аналогична показателю по предприятиям региона в среднем.
Доля предприятий региона, осуществляющих технологические инновации, в 2019 году составила всего 10,3 %, в целом по Российской Федерации показатель составил 21,6 %. В аграрном бизнесе эта доля составила всего 3,5 %.
Результатом низкой инновационной активности предприятий Краснодарского края является крайне низкий удельный вес инновационной продукции. В 2019 году он составил всего 2,3 % в среднем по предприятиям региона, тогда как в 2017 году составлял 14,1 %. Это практически вполовину ниже федерального уровня. В аграрных предприятиях доля инновационной продукции в 2019 году составила всего 0,3 %.
В целом можно отметить, что уровень инновационного развития аграрных предприятий в Краснодарском край является низким, причем он значительно ниже как показателей федерального уровня, так и показателей по Южному федеральному округу.
В то же время эффективность инновационной деятельности аграрных предприятий Краснодарского края, определяемая как стоимость инновационных товаров, в расчете на 1 рубль затрат на инновации, растет. В период с 2015 по 2019 год она увеличилась с 1,3 рублей до 14,7 рублей, достигнув максимального уровня за исследуемый период.
Для повышения инновационной активности аграрных предприятий Краснодарского края необходимо предпринять следующие меры:
— расширять систему стимулирующих мер для внедрения инновационных технологий с учетом их влияния на оптимальное использование ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции;
— развивать систему образовательных услуг, ориентируясь на ускоренное освоение необходимых компетенций, дистанционное обучение без отрыва от профессиональной деятельности, позволяющее осваивать программы в области управления инновационным развитием аграрных предприятий;
— содействовать доступу сельскохозяйственных предприятий к приобретению инновационного оборудования и технологий, развивать цифровые сервисы сопровождения инновационной деятельности;
— снижать регулятивные барьеры, препятствующие выходу на рынок инновационной продукции и внедрению новых технологических решений;
— расширять доступ российских предприятий к международному трансферу технологий, использованию зарубежного опыта развития инновационной деятельности.
Очевидно, что основная доля усилий о развитию инновационной деятельности аграрных предприятий должна быть возложена на государственные структуры. Государственная поддержка должна быть направлена на формирование спроса на инновационную сельскохозяйственную продукцию, предоставление информационной, консультационной, финансовой поддержки предприятий, предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; создание инфраструктуры, способствующей инновационной активности аграрных предприятий.
Инновационная политика Краснодарского края должна быть направлена на формирование системы, которая позволит использовать интеллектуальный и научно-технический потенциал региона для повышения устойчивости и эффективности хозяйственной деятельности аграрных предприятий.
Источники:
1. Sokolova A.P. INNOVATION AS A SOURCE OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT / Sokolova A.P., Litvinenko G.N. // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 22053.
2. Белова Л. А. Инновации как фактор развития сельского хозяйства региона / Л. А. Белова, А. А. Якушкина // Экономика и предпринимательство. № 12-2 (89). - С. 270-275.
3. Белова Л. А., Ющук Ю. И. Разработка инвестиционной стратегии организации / В сборнике: Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций. Материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. - С. 183-185.
4. Соколова А. П. Перспективные направления развития животноводства в сельскохозяйственных предприятиях РФ / А. П. Соколова, В. Д. Можегова. KANT: Экономика & Управление. - 2014. - № 1(3). - С. 7-11.
5. Соколова А. П. Риск в агробизнесе и определение мер по его снижению / А. П. Соколова, С. А. Устян, С. А. Мелкумов // Экономика и предпринимательство. № 1 (ч.2), 2017. С. 951-956.
6. Соколова А. П. Экономические условия и приоритетные направления инновационного развития экономики России / А. П. Соколова, Е. А. Кабанник // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2020. № 1. - С. 86-94.
7. Соколова А. П. Инновации в современном мире как источник развития экономики / А. П. Соколова, Д. В. Бондарева // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2019. № 8-2. - С. 182-190.
S. Соколова А. П. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве: проблемы и пути их решения / А. П. Соколова, В. Е. Гориславская // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. но материалам IX Всерос. конф. молодых ученых, посвящ. 75-летию В. М. Шевцова. - Краснодар : КубГАУ, 2016. - С. 756-757. References:
1. Sokolova A.P. INNOVATION AS A SOURCE OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT I Sokolova A.P., Litvinenko G.N. II В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 22053.
2. Belova L. A. Innovations as a factor in the development of agriculture in the region I L. A. Belova, A. A. Yakushkina II Economics and Entrepreneurship. No. 12-2 (89). - pp. 27Q-275.
3. Belova L. A., Yushchuk Yu. I. Development of the investment strategy of the organization I In the collection: Ways to improve the efficiency of economic and social activities of co-operative organizations. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. 2Q16. - p. 183-185.
4. Sokolova AP Perspective directions of development of animal husbandry in agricultural enterprises of the Russian Federation I AP Sokolova, VD Mozhegova. KANT: Economics & Management. - 2Q14. - No. 1 (3). - S. 7-11.
5. Sokolova A. P. Risk in agribusiness and the definition of measures to reduce it I A. P. Sokolova, S. A. Ustyan, S. A Melkumov II Economics and Entrepreneurship. No. 1 (part 2), 2Q17. pp. 951-95б.
6. Sokolova A. P. Economic conditions and priority directions of innovative development of the Russian economy I A. P. Sokolova, E. A. Kabannik I I Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2Q2Q. No. 1. - pp. 8б-94.
7. Sokolova A. P. Innovations in the modern world as a source of economic development I A. P. Sokolova, D. V. Bondareva II Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2Q19. No. 8-2. - pp. 1S2-19Q.
8. Sokolova A. P. Innovative activity in agriculture: problems and ways of their solution I A. P. Sokolova, V. E. Gorislavskaya II Scientific support of the agro-industrial complex: collection of articles based on the materials of the IX All-Russian Conference of Young Scientists, dedicated to 75 th anniversary of V. M. Shevtsov. - Krasnodar : KubGAU, 2Q16. - pp. 75б-757.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11243
О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.V. Takhumova - Candidate of Economics, associate Professor of the Department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University;
М.Н. Абрамян - студентка Кубанского государственного аграрного университета, [email protected]
M.N. Abramyan - student of Kuban State Agrarian University;
Д.А. Борсук - студентка Кубанского государственного аграрного университета,
D.A. Borsuk -student of Kuban State Agrarian University; [email protected]
E.Р. Шабатура - студентка Кубанского государственного аграрного университета,
E.R. Shabatura - student of Kuban State Agrarian University; [email protected].
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Аннотация. На современном этапе формирования рыночных отношений регионы страны находятся на пути перехода на инновационный тип экономики, который определяет перспективы развития малого и среднего бизнеса. Пандемия, сразившая весь мир в 2020 году,оказала сильное влияние на мировую экономику. Наибольшему воздействию подверглись малые и средние формы бизнеса. COVID19 повлек за собой вынужденные ограничительные меры, которые в свою очередь усугубили экономический кризис. Данная статья направлена на оценку воздействия вспышки COVID-19 на данную категорию предприятий и возможных направлений выхода из сложившихся условий. В работе представлен анализ развития малых и средних форм бизнеса под влиянием различных групп факторов. Приведены финансовые показатели хозяйствующих субъектов регионов страны и динамика институциональных преобразований в разрезе отдельных регионов. Особое внимание уделено количественной характеристики хозяйствующих субъектов Краснодарского края, их роли в формировании экономического потенциала Российской Федерации. Рассмотрена серия тезисов публикаций по мерам налогово-бюджетной политики в ответ на COVID-19, определены основные поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.
Abstract. At the present stage of the formation of market relations, the regions of the country are on the way to transition to an innovative type of economy, which determines the prospects for the development of small and medium-sized businesses. The pandemic that struck the world in 2020 had a strong impact on the global economy. Small and medium-sized businesses were most affected. COVID19 led to forced restrictive measures, which in turn exacerbated the economic crisis. This article is aimed at assessing the impact of the COVID-19 outbreak on this category of enterprises and possible ways out of these conditions. The paper presents an analysis of the development of small and medium-sized businesses under the influence of various groups of factors. The financial indicators of economic entities of the country's regions and the dynamics of institutional transformations in the context of individual